Игры для развития у ребенка социальных навыков
ÐÑли Ð²Ð°Ñ Ñебенок заÑÑенÑив и ÑÑÑдно ÑÑ Ð¾Ð´Ð¸ÑÑÑ Ñ Ð´ÑÑгими лÑдÑми, можно поигÑаÑÑ Ñ Ð½Ð¸Ð¼ в игÑÑ, в коÑоÑÑÑ Ð½Ñжно ÑоÑÑÑдниÑаÑÑ Ð¸ взаимодейÑÑвоваÑÑ. Такие ÑвеÑелиÑелÑнÑе занÑÑÐ¸Ñ Ð½Ðµ ÑолÑко ÑплоÑÑÑ Ð´ÐµÑей, но и помогÑÑ ÑаÑкÑÑÑÑÑÑ ÐºÐ°Ð¶Ð´Ð¾Ð¼Ñ Ð¼Ð°Ð»ÐµÐ½ÑÐºÐ¾Ð¼Ñ ÑÑаÑÑникÑ.Â
ÐÑедлагаем 10 Ð¸Ð³Ñ Ð½Ð° ÑазвиÑие ÑоÑиалÑнÑÑ Ð½Ð°Ð²Ñков, в коÑоÑÑе можно игÑаÑÑ Ð´Ð¾Ð¼Ð°, на пÑазднике, в деÑÑком ÑÐ°Ð´Ñ Ð¸Ð»Ð¸ на пÑиÑоде!
«ÐÑÑ Ð´ÑÑга»
Ðам понадобиÑÑÑ Ð½Ð°Ð±Ð¾Ñ ÐºÐ°ÑÑинок или Ð½Ð°Ð±Ð¾Ñ Ð¸Ð³ÑÑÑек (2-3 миÑки, 2-3 зайÑика, 2-3 кÑклÑ, 2-3 кÑклÑ). ÐÐ°Ð¶Ð´Ð¾Ð¼Ñ ÑÐµÐ±ÐµÐ½ÐºÑ Ð²ÑдаеÑÑÑ Ð¾Ð´Ð½Ð° игÑÑÑка или одна каÑÑинка, Ñ ÐºÐ¾ÑоÑой еÑÑÑ Â«Ð´ÑÑзÑÑ» â Ñакие же каÑÑинки.
ÐеÑÑм пÑедлагаеÑÑÑ Ð½Ð°Ð¹Ñи дÑÑзей Ð´Ð»Ñ Ñвоей игÑÑÑки (найÑи паÑнÑе игÑÑÑки, Ñо еÑÑÑ Ð´Ð»Ñ Ð·Ð°Ð¹Ñика найÑи дÑÑÐ³Ð¸Ñ Ð·Ð°Ð¹Ñиков, Ð´Ð»Ñ Ð¼Ð¸Ñки â дÑÑÐ³Ð¸Ñ Ð¼Ð¸Ñек). Ðод мÑзÑÐºÑ Ð´ÐµÑи иÑÑÑ Ð´ÑÑзей. ÐÑо игÑа ÑаÑÑÑиÑана Ð´Ð»Ñ Ð¼Ð°Ð»ÐµÐ½ÑÐºÐ¸Ñ Ð´ÐµÑей, коÑоÑÑе еÑе ÑолÑко ÑÑаÑÑÑ Ð²Ð·Ð°Ð¸Ð¼Ð¾Ð´ÐµÐ¹ÑÑвоваÑÑ Ð´ÑÑг Ñ Ð´ÑÑгом.
«ÐенгÑÑÑ Ð¸ кенгÑÑенок»
Ð ÑÑой игÑе игÑоки ÑÑаÑÑÑ Ð´Ð²Ð¸Ð³Ð°ÑÑÑÑ Ð² паÑе, подÑÑÑÐ°Ð¸Ð²Ð°Ñ Ñвои дейÑÑÐ²Ð¸Ñ Ðº дейÑÑвиÑм паÑÑнеÑа. ÐгÑаÑÑ Ð¿Ð°Ñами. Ðдин игÑок â «кенгÑÑÑ». Ðн ÑÑоиÑ. ÐÑÑгой игÑок â «кенгÑÑенок». Ðн вÑÑÐ°ÐµÑ Ðº кенгÑÑÑ Ñпиной и пÑиÑедаеÑ. ÐенгÑÑÑ Ð¸ кенгÑÑенок беÑÑÑÑÑ Ð·Ð° ÑÑки. ÐадаÑа игÑоков в паÑе â дойÑи до окна (до ÑÑенÑ). РигÑÑ Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ игÑаÑÑ Ð´Ð°Ð¶Ðµ Ñ ÑамÑми маленÑкими деÑками и дома, и на пÑогÑлке.
«ÐоÑиÑÑй ÑиÑÑнок»
ÐгÑа оÑÐµÐ½Ñ Ð¿ÑоÑÑаÑ. Рнее можно игÑаÑÑ Ð´Ð°Ð¶Ðµ вдвоем. Ðдин Ñеловек наÑÐ¸Ð½Ð°ÐµÑ ÑиÑоваÑÑ â ÑиÑÑÐµÑ Ð½Ð° лиÑÑе бÑмаге закоÑÑÑкÑ. ÐÑоÑой игÑок паÑÑ Ð¿ÑÐ¾Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð°ÐµÑ ÑиÑÑнок и Ð²Ð½Ð¾Ð²Ñ Ð¿ÐµÑÐµÐ´Ð°ÐµÑ Ð±ÑÐ¼Ð°Ð³Ñ Ð¸ каÑÐ°Ð½Ð´Ð°Ñ Ð¿ÐµÑÐ²Ð¾Ð¼Ñ Ð¸Ð³ÑокÑ. ÐеÑвÑй игÑок Ñнова пÑÐ¾Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð°ÐµÑ Ð¸ Ñак до ÑеÑ
поÑ, пока ÑиÑÑнок не бÑÐ´ÐµÑ Ð·Ð°ÐºÐ¾Ð½Ñен. ÐбÑÑждаем, ÑÑо бÑло задÑмано пеÑвÑм игÑоком, коÑоÑÑй наÑинал ÑиÑоваÑÑ, и ÑÑо полÑÑилоÑÑ.
ÐгÑа Ð´Ð°ÐµÑ Ð²Ð¾Ð·Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ÑÑÑ Ð¿ÑоÑвиÑÑ ÑÐµÐ±Ñ Ð²Ñем деÑÑм, здеÑÑ ÑанÑÐ°Ð·Ð¸Ñ Ð½Ð¸Ñем не Ñкована.Â
«ÐÑÐ±Ð¸Ð¼Ð°Ñ Ð¸Ð³ÑÑÑка»
ÐÑе вÑÑаÑÑ Ð² кÑÑг. Ð ÑÑÐºÐ°Ñ Ñ Ð²ÐµÐ´ÑÑего игÑÑ Ð¼ÑÐ³ÐºÐ°Ñ Ð¸Ð³ÑÑÑка. Ðн говоÑÐ¸Ñ Ð¾ ней неÑколÑко Ñлов â комплименÑов: «ÐдÑавÑÑвÑй, мÑÑонок! Ð¢Ñ Ñакой веÑелÑй. ÐÑ Ð¾ÑÐµÐ½Ñ Ð»Ñбим Ñ Ñобой игÑаÑÑ. ÐоигÑаеÑÑ Ñ Ð½Ð°Ð¼Ð¸?». Ðалее ведÑÑий пÑÐµÐ´Ð»Ð°Ð³Ð°ÐµÑ Ð´ÐµÑÑм поигÑаÑÑ Ñ Ð¸Ð³ÑÑÑкой.
ÐгÑÑÑÐºÑ Ð¿ÐµÑедаÑÑ Ð² кÑÑгÑ, и каждÑй игÑок, полÑÑивÑий ее, говоÑÐ¸Ñ Ð¾Ð± игÑÑÑке лаÑковÑе Ñлова: «У ÑÐµÐ±Ñ ÑÐ°ÐºÐ°Ñ ÑимпаÑиÑÐ½Ð°Ñ Ð¼Ð¾ÑдоÑка», «Ðне Ñак нÑавиÑÑÑ Ñвой длиннÑй Ñ
воÑÑик», « Ð¢Ñ Ð¾ÑÐµÐ½Ñ Ð·Ð°Ð±Ð°Ð²Ð½Ñй», « У ÑÐµÐ±Ñ Ñакие кÑаÑивÑе и мÑгкие ÑÑки».
ÐгÑÑ Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ пÑоводиÑÑ Ð´Ð°Ð¶Ðµ Ñ Ð¼Ð°Ð»ÐµÐ½Ñкими деÑÑми â пÑÐµÐ´Ð»Ð°Ð³Ð°Ñ Ð¸Ð¼ наÑало ÑÑазÑ, коÑоÑÑÑ Ð·Ð°ÐºÐ¾Ð½ÑÐ¸Ñ Ð¼Ð°Ð»ÑÑ: Â«Ð¢Ñ Ð¾ÑенÑâ¦Â», « У ÑÐµÐ±Ñ ÐºÑаÑивÑеâ¦Â».
«ÐоÑобка Ñ ÑекÑеÑом»
Ðам понадобиÑÑÑ Ð´Ð¾ÑÑаÑоÑно болÑÑÐ°Ñ ÐºÐ°ÑÑÐ¾Ð½Ð½Ð°Ñ ÐºÐ¾Ñобка (напÑимеÑ, из-под компÑÑÑеÑа или дÑÑгой бÑÑовой ÑÐµÑ Ð½Ð¸ÐºÐ¸). РнаÑей гÑÑппе «Ð¨ÑÐ°Ð½Ñ Ð½Ð° лÑÐ¼ÐºÐ°Ñ » Ð²Ñ Ð½Ð°Ð¹Ð´ÐµÑе и дÑÑгие полезнÑе игÑÑ Ð¸Ð· подÑÑÑного маÑеÑиала — обÑзаÑелÑно поÑмоÑÑиÑе. Ð ÑÑой коÑобке Ðам нÑжно бÑÐ´ÐµÑ Ð¿ÑоÑезаÑÑ Ð±Ð¾Ð»ÑÑие оÑвеÑÑÑÐ¸Ñ â Ñакие, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð² Ð½Ð¸Ñ Ñвободно пÑолезла ÑÑка. ÐÑего нÑжно ÑделаÑÑ 4-6 оÑвеÑÑÑий.
ÐгÑаÑÑ 4- 6 Ñеловеr (ÑколÑко оÑвеÑÑÑий в коÑобке, ÑÑолÑко и игÑоков Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð±ÑÑÑ Ð² игÑе). ÐгÑоки пÑоÑовÑваÑÑ ÑÑÐºÑ Ð² коÑÐ¾Ð±ÐºÑ (ведÑÑий в ÑÑо вÑÐµÐ¼Ñ Ð¿ÑидеÑÐ¶Ð¸Ð²Ð°ÐµÑ ÐºÐ¾ÑÐ¾Ð±ÐºÑ Ð½Ð° ÑÑоле), Ñам Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð´ÑÑ ÑÑÑ-Ñо ÑÑкÑ, Ñ Ð½ÐµÐ¹ знакомÑÑÑÑ Ð¸ ÑгадÑваÑÑ, кÑо ÑÑо бÑл, Ñ ÑÑей ÑÑкой они ÑолÑко ÑÑо познакомилиÑÑ.
«Ðайди Ñвоего Ñебенка»
ÐÑо игÑа Ð´Ð»Ñ ÑемейнÑÑ Ð³ÑÑпп и ÑемейнÑÑ Ð¿Ñаздников. ÐгÑоки делÑÑÑÑ Ð½Ð° две командÑ. Родной команде â ÑодиÑели, в дÑÑгой â Ð¸Ñ Ð´ÐµÑи. РодиÑелÑм по оÑеÑеди завÑзÑваÑÑÑÑ Ð³Ð»Ð°Ð·Ð°, и им нÑжно найÑи Ñвоего Ñебенка ÑÑеди вÑÐµÑ Ð´ÑÑÐ³Ð¸Ñ Ð´ÐµÑей на оÑÑпÑ. ÐеÑÑм запÑеÑено пÑи ÑÑом ÑÑо-либо говоÑиÑÑ Ð¸ подÑказÑваÑÑ.
ÐаобоÑоÑ, нÑжно запÑÑаÑÑ ÑодиÑелей â напÑимеÑ, поменÑÑÑ ÐºÐ¾ÑÑÑ Ð¸Ð»Ð¸ ÑнÑÑÑ Ð±Ð°Ð½Ñик Ñ Ð²Ð¾Ð»Ð¾Ñ, пеÑебежаÑÑ Ð² дÑÑгое меÑÑо комнаÑÑ, пÑиÑеÑÑÑ (ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð½Ðµ догадалиÑÑ Ð¿Ð¾ ÑоÑÑÑ) и Ñак далее. Ðак ÑолÑко ÑодиÑÐµÐ»Ñ Ñгадал Ñвоего малÑÑа, он говоÑиÑ: «ÐÐ¾Ñ ÐаÑа!» (назÑÐ²Ð°ÐµÑ Ð¸Ð¼Ñ Ñебенка) и ÑÐ½Ð¸Ð¼Ð°ÐµÑ Ð¿Ð¾Ð²ÑзкÑ. ÐÑли ÑодиÑÐµÐ»Ñ Ð½Ðµ Ñгадал â Ñо он полÑÑÐ°ÐµÑ ÑанÑ, коÑоÑÑй оÑÑгÑÑваеÑÑÑ Ð² конÑе игÑÑ.
«ÐеÑкало»
ÐгÑоки делÑÑÑÑ Ð½Ð° паÑÑ. Ðдин игÑок в паÑе â ÑÑо зеÑкало. «ÐеÑкало» ÑÐ¸Ð½Ñ Ñонно повÑоÑÑÐµÑ Ð²Ñе Ð´Ð²Ð¸Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð²ÑоÑого игÑока в паÑе. ÐаÑем они менÑÑÑÑÑ Ð¼ÐµÑÑами.
«ÐдÑавÑÑвÑйÑе»
ÐÑжно ÑÑпеÑÑ Ð·Ð° огÑаниÑенное вÑÐµÐ¼Ñ (1 минÑÑа или пока звÑÑÐ¸Ñ Ð¼ÑзÑка) поздоÑоваÑÑÑÑ Ñ ÐºÐ°Ðº можно болÑÑим колиÑеÑÑвом пÑиÑÑÑÑÑвÑÑÑÐ¸Ñ Ð»Ñдей. ÐаÑанее оговаÑиваеÑÑÑ ÑпоÑоб, Ñ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾ÑÑÑ ÐºÐ¾ÑоÑого Ð¼Ñ Ð±Ñдем пÑивеÑÑÑвоваÑÑ Ð´ÑÑг дÑÑга â напÑимеÑ, пожаÑÑ Ð´ÑÑг дÑÑÐ³Ñ ÑÑки. РконÑе игÑÑ Ð¿Ð¾Ð´Ð²Ð¾Ð´ÑÑÑÑ Ð¸Ñоги â ÑколÑко Ñаз ÑÑпели поздоÑоваÑÑÑÑ, не оÑÑалÑÑ Ð»Ð¸ кÑо-Ñо без пÑивеÑÑÑвиÑ.
«ХÑÐ¾Ð¼Ð°Ñ ÑÑоÑка»
УÑоÑка Ñломала лапкÑ, и ÑепеÑÑ Ð¿Ð»Ð¾Ñ Ð¾ Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ñ. Ðе ÑÐ¾Ð»Ñ Ð²ÑполнÑÐµÑ Ð¾Ð´Ð¸Ð½ из деÑей. Ребенок, игÑÐ°Ñ ÑолÑ, ÑÑоÑки, ÑÑаÑаеÑÑÑ Ð¿Ð¾ÐºÐ°Ð·Ð°ÑÑ, как ÐµÐ¼Ñ Ð±Ð¾Ð»Ñно, Ð¿Ð»Ð¾Ñ Ð¾ и гÑÑÑÑно. ÐÑе дÑÑгие деÑи его ÑÑеÑаÑÑ, гладÑÑ, говоÑÑÑ Ð»Ð°ÑковÑе Ñлова, обнимаÑÑ, поддеÑживаÑÑ. Ðожно игÑаÑÑ Ñак, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð´ÐµÑи Ñами вÑполнÑли Ñоли, а можно иÑполÑзоваÑÑ Ð¸Ð³ÑÑÑки и говоÑиÑÑ Ð·Ð° Ð½Ð¸Ñ . Ð ÑÑой коммÑникаÑивной игÑе малÑÑи ÑÑаÑÑÑ Ð¿ÑоÑвлÑÑÑ ÑоÑÑвÑÑвие.
«ÐÑÑанка»
ÐгÑоки вÑÑаÑÑ Ð² кÑÑг и беÑÑÑÑÑ Ð·Ð° ÑÑки. Ð Ñки ÑаÑÑеплÑÑÑ Ð½ÐµÐ»ÑзÑ! ÐгÑоки запÑÑÑваÑÑ ÐºÑÑг â не ÑаÑÑеплÑÑ ÑÑк, пеÑеÑÐ°Ð³Ð¸Ð²Ð°Ñ ÑеÑез ÑÑки, обоÑаÑиваÑÑÑ Ð¸ Ñак далее. Ðогда пÑÑанка гоÑова, в комнаÑÑ Ð¿ÑиглаÑаеÑÑÑ Ð²Ð¾Ð´ÑÑий. ÐÐ¼Ñ Ð½Ñжно ÑаÑпÑÑаÑÑ Ð¸Ð³Ñоков обÑаÑно в кÑÑг, не ÑаÑÑеплÑÑ Ð¸Ñ ÑÑк.
Ðнение ÑедакÑии Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð½Ðµ ÑовпадаÑÑ Ñ Ð¼Ð½ÐµÐ½Ð¸ÐµÐ¼ авÑоÑа ÑÑаÑÑи.
ÐÑполÑзование ÑоÑо: Ð.4 ÑÑ.21 ÐУ “Ðб авÑоÑÑÐºÐ¸Ñ Ð¸ ÑмежнÑÑ Ð¿ÑÐ°Ð²Ð°Ñ – “ÐоÑпÑоизведение Ñ ÑелÑÑ Ð¾ÑвеÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÑекÑÑÐ¸Ñ ÑобÑÑий ÑÑедÑÑвами ÑоÑогÑаÑии или кинемаÑогÑаÑии, пÑблиÑное ÑообÑение или ÑообÑение пÑоизведений, ÑвиденнÑÑ Ð¸Ð»Ð¸ ÑÑлÑÑаннÑÑ Ð²Ð¾ вÑÐµÐ¼Ñ ÑÐ°ÐºÐ¸Ñ ÑобÑÑий, в обÑеме, опÑавданном инÑоÑмаÑионной ÑелÑÑ.”
Источник
КАРТОТЕКА
специальных игр на формирование социальных навыков детей
1. Если «да» — похлопай, если «нет» — потопай. (авторы — О. Хухлаев, О.Хухлаева)
Цель: развитие коммуникативных навыков детей, развитие слухового внимания.
Возраст: 3-4 года.
Количество играющих: 2 или более человек.
Описание игры: взрослый называет предложения, а дети должны оценить их и показать свое отношение, похлопав в ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если утверждение неверно.
«Рома навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на нее».
«Саша отнял игрушку у Пети и побил его, Петя поссорился с ним ».
«Лене очень нравился Сережа, поэтому она его побила».
2. Давай поговорим. (автор — Е. Лютова)
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Возраст: любой.
Количество играющих: 2 или больше человек.
Описание игры: играют взрослый и ребенок (или дети). Взрослый начинает игру словами: «Давай поговорим. Я бы хотел стать … (волшебником, волком, маленьким). Как ты думаешь, почему». Ребенок высказывает предположение и завязывается беседа. В конце можно спросить, кем бы хотел стать ребенок, но нельзя давать оценок его желанию и нельзя настаивать на ответе, если он не хочет по каким-либо причинам признаться.
Комментарий: эта игра полезна для замкнутых детей и застенчивых, так как в игровой форме учит ребенка не бояться общения, ставит в ситуацию необходимости вступления в контакт. На начальных этапах дети могут отказываться задавать вопросы или вступать в игру. Тогда инициативу на себя должен взять взрослый. Важный момент! В игре взрослый должен находиться на одном уровне с ребенком, а в случае трудностей — ниже него.
3. Ладонь в ладонь (авторы — Н. Клюева. Ю. Касаткина)
Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.
Возраст: любой.
Количество играющих: 2 или больше человек.
Необходимые приспособления: стол, стулья ит. д.
Описание игры: дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, гору (в виде кучи подушек), реку (в виде разложенного полотенца или детской железной дороги) и т. д.
Для развития эмоций и чувств у детей дошкольного возраста игру можно усложнить, дать задание передвигаться прыжками, бегом, на корточках и т. д.
Играющим необходимо напомнить, что ладони разжимать нельзя.
Игра будет полезна детям, испытывающим трудности в процессе общения.
4. Ау! (авторы — О. Хухлаев. О. Хухлаева)
Цель: развитие интереса к сверстникам, слухового восприятия.
Возраст: 3-4 года.
Количество играющих: 5-6 человек.
Описание игры: один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» — и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.
Комментарий: игра косвенно стимулирует интерес детей друг к другу через игровое правило. Эту игру хорошо использовать в процессе знакомства детей друг с другом. Ребенку, стоящему спиной ко всем остальным, легче преодолеть барьер в общении, побороть тревогу при знакомстве.
5. “Прошу – не надо”
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Возраст: 3-4 года.
Описание игры: взрослый предлагает ребёнку сначала попросить жестом то, что ему нравится, а затем отказаться от того, что не нравится. В случае, затруднения, воспитатель помогает найти нужные движения ребёнку: с ласковым произнесением слова “прошу” рука выводится вперёд раскрытой ладонью вверх, с твёрдым “не надо” — кисть вытянутой руки становится вертикально вверх, ладонь повёрнута “от себя”.
6. “Давай дружить”
Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах
Возраст: 3-4 года.
Описание игры: Взрослый: встретились однажды зайчонок и бельчонок, и захотелось им подружиться. Бельчонок был по смелее, первым предложил дружить. Зайчонок согласился. Взрослый предлагает ребёнку быть бельчонком и попытаться найти жест, выражающий предложение дружить: рука с повёрнутой вверх раскрытой ладонью протягивается партнёру. Сам взрослый — “зайчонок” — отвечает на это жестом согласия: кладёт свою руку поверх руки партнёра, ладонь в ладонь. Друзья гуляют по лесу, взявшись за руки, а потом прощаются, помахав друг другу руками: “До
свидания”.
Комментарий: участники игры меняются ролями и повторяют её, стараясь
выразительно исполнять жесты и произносить слова: “Давай дружить” – “Давай”
7. «Паровозик»
Цель: Учить детей взаимодействовать друг с другом, приучать внимательно
наблюдать за действиями друг друга, прислушиваться к друг другу, и взрослому (визуальный и физический контакт).
Возраст: 3-4 года.
Описание игры: воспитатель предлагает детям покататься на поезде. «Паровозиком будет Илюша, а мы все вагончиками. Вагончики, вставайте за паровозиком» Дети встают друг за другом и передвигаются по группе, произнося имя ребенка-паровозика: «Илья, Илья, Илья… Ту-ту…». Затем паровозиком назначается другой ребенок.
Комментарий: более младшие дети могут играть в игру со взрослым или одним-двумя детьми.
8. «Ищу друга»
Цель: Обучение детей навыкам сотрудничества, переход от игры «рядом» к игре «вместе».
Возраст: 3-4 года.
Описание игры: детям раздают по одной игрушке (набор состоит из 2- 3 игрушек одного вида: зайцы, мишки, собачки и т.д.). Воспитатель говорит детям, что сейчас они будут танцевать вместе со зверями. Но одному зайчику, одному мишке танцевать скучно, поэтому, пока звучит музыка, каждый ребенок должен найти друзей. (На первом этапе воспитатель обращает внимание детей на то, что в наборе не один зайчик (мишка, собачка), а несколько). Когда начинает звучать музыка, дети ходят по комнате и ищут детей с парными игрушками, то есть подыскивают зверю друга. Когда друг будет найден, дети танцуют вместе с игрушками.
Комментарий: вместо игрушек можно использовать картинки с изображением животных или медальки, которые можно повесить на грудь.
9. «Прятки с платочками»
Цель: отработка коммуникативных навыков детей; воспитание дружелюбия, желания играть друг с другом; вызвать положительные эмоции.
Возраст: 3-4 года.
Описание игры: воспитатель раздает каждому ребенку платочки. Предлагает поиграть в прятки: «Давайте сейчас все спрячемся. Я буду вас искать». Дети накидывают платочки на голову. Воспитатель: «Где же наша Настя? Настенька, ты где?» Названный ребенок снимает платочек с головы и говорит: «Вот я!» Таким образом, педагог «находит» всех детей. Когда дети научаться играть, можно предложить искать всех кому-нибудь из детей. Более старших детей можно попросить рассказать друг о друге: как зовут, какой, что есть (части тела, одежда). Также можно
прятаться под один платочек 2-3 детям. В «Прятки» можно играть с игрушками. Взрослый прячет под платочек игрушку, затем показывает какую-либо ее часть (гребешок петушка, ушки зайчика и др.) или издает характерный для этой игрушки звук (Ку-ка-ре-ку, кря и др.) и просит отгадать, кто там спрятался. Если ребенок отгадал, то ему отдают эту игрушку (игрушек должно быть по количеству детей).
После дети могут спрятать свою игрушку под свой платочек и позвать ее: «Петушок (ку-ка-ре-ку) иди сюда!»
10. «Катаем мяч»
Цель: формировать чувство общности, воспитывать умение вступать в эмоционально-практическое взаимодействие друг с другом.
Возраст: 3-4 года.
Описание игры: взрослый и дети сидят на ковре. Взрослый берет мяч и катит его в сторону одного из детей: «Покатился мячик в гости к Лене, лови его скорее!» После того, как ребенок поймает мяч, предлагает ему покатить мяч другому ребенку: «Лена, а к кому мячик хочет отправиться в гости?» Если малыш не может выбрать ребенка, помогает ему: «Кати мячик Вове!» Каждый ребенок должен поучаствовать в игре. Затем воспитатель предлагает таким же образом перебрасывать мячик друг другу.
Комментарий: можно модифицировать игру: катать мяч не через все поле, а по кругу от одного ребенка к другому. Перекатывая мяч, необходимо комментировать его передвижения: «Вот сейчас мячик у Саши, а Саша покатил мячик Ване!»
Источник
Татьяна Бессарабова
«25 игр для развития коммуникативных способностей детей»
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает в первую очередь развитие личности ребёнка;поэтому образовательная область социально-коммуникативное развитие занимает ведущее первое место.
Социально-коммуникативное развитие, согласно ФГОС направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Одним условием социального становления ребенка, формирования у него социальной компетентности является игра. Я предлагаю комплекс игр и упражнений названный мною по количеству развивающих игр «25 игр на развитие коммуникативных способностей детей». Авторами игр и упражнений являются Т. А. Данилина, Л. В. Чернецкая, Я. Л Коломинский, С. И. Семенака В. М. Минаева, H.JI. Кряжева, Е. К. Лютова, Г. Б. Монина, К. Фопель.
Данный комплекс игр и упражнений по формированию социальных компетенций у дошкольников апробирован в МДОУ детский сад №5 «Колосок». Игры проводились в утреннее время, использовались как физкульт минутки на занятиях, на прогулках, во второй половине дня, на праздниках и развлечениях. Ценность данного комплекса в том, что большинство предлагаемых развивающих игр непродолжительны по времени, легки для запоминания, доступны и интересны детям. Комплекс игр «25 игр» многофункционален, он не только развивает коммуникативные способности детей, но и служит отличным материалом для формирования произвольного поведения, развития внимания, воображения, речи и эмоциональной сферы детей.
.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
1.«ЗЕМЛЯ, ЛУНА, ВОЗДУХ»
Цель: развитие внимания, сплочение группы.
Ход игры:
Педагог. Когда я буду говорить «Земля», вы должны присесть, «Луна» – встать, руки вверх; «воздух» – встать, руки в стороны
2. «ПОВТОРИ ДВИЖЕНИЕ»
Цель: развитие внимания, сплочение группы.
Ход игры:
A.Взрослый (или ребенок) показывает различные движения, дети повторяют.
B. Педагог показывает детям карточки с изображением (реальным или схематическим) различных движений, дети повторяют.
3. «НАЙДИ ДРУГА»
Цель: развитие сплоченности группы.
Ход игры:
Одному ребенку завязывают глаза, остальные с закрытыми глазами сидят на ковре. Ведущий подводит водящего к участникам, он должен на ощупь угадать, кто перед ним.
4. «ДОЖДИК»
Цель: сплочение группы.
Ход игры:
Дети вместе с ведущим хлопают в ладоши во все убыстряющемся темпе. Темп меняется несколько раз.
5. «ТЕНЬ»
Цель: развитие сплоченности группы, наблюдательности.
Ход игры:
А. Ведущий ходит по помещению и делает разный движения, неожиданные повороты, приседания, нагибается в стороны, кивает головой, машет руками и т. д. Все остальные встают в линию за ним на небольшом расстоянии. Они его тень и должны быстра и четко повторять его движения. Затем ведущий меняется.
6. «СДЕЛАЙ ВСЁ НАОБОРОТ»
Цель: развитие внимания, сплочение группы.
Ход игры:
Дети идут по кругу, педагог говорит «Быстро» (надо идти медленно, «Высоко»! (надо идти приседая, «Тяжело!» надо идти легко, «Руки вперёд» (руки назад, «Руки вверх»(руки вниз) и т. д.
7. «ДОРОГА»
Цель: создание и поддержание работоспособности, сплочение группы.
Ход игры:
Педагог. Взялись за руль,завели моторы: «p-р-р». Наша машина едет по гладкой дороге, но вот стал попадаться песок (трут ладошку о ладошку). На дороге появились камешки (хлопки по коленям). Теперь машину стало сильно трясти (топают ногами). Снова пошла гладкая дорога и т. д. несколько раз.
8. «ДРАКОН КУСАЕТ СВОЙ ХВОСТ»
Цель: помочь детям, испытывающим затруднения в общении, обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива.
Ход игры:
Один ребенок — «голова» (надевает шапочку, другой «хвост». Играющие становятся в линию, держась за плечи друг друга. Первый участник — «голова», последний —«хвост». «Голова» должна дотянуться до «хвоста и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно! Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях,
9. «ШУМ РАСТЕТ»
Цель: развитие внимания, сплочение группы.
Ход игры:
Педагог. Представьте, что на свете жил-был маленький Шумок.Разговаривал он так: «Ш-ш-ш». Но Шумок постепенно рос,взрослел и разговаривал уже по-другому: «Ж-ж-ж-ж!», и, наконец,Шумок превратился в настоящий Шум: «Ж-жжжж! Давайте все вместе покажем, как рос Шумок!
.
10. «НА ЛЕСНОЙ ПОЛЯНЕ»
Цель: создание и поддержание работоспособности. (Желательно распределить роли,затем поменяться ролями)
Ход игры:
Педагог предлагает детям представить, что они попали на залитую солнцем поляну. На нее со всех сторон сбежались и слетелись лесные жители — всевозможные букашки, таракашки. Звучит ритмичная, задорная музыка. Кузнечики высоко подпрыгивают, сгибают лапки, лягаются, весело – скачут по поляне. Бабочки порхают с цветка на цветок. Жучки жужжат и перелетают с травинки на травинку. Гусеницы ползают между стеблей. Задорные муравьишки – непоседы снуют туда-сюда.
11. «СЛЕПОЙ И ПОВОДЫРЬ»
Цель: развитие доверия друг другу.
Ход игры
Дети становятся в пары. Один — «слепой», другой — его «поводырь», который должен провести «слепого» через различные препятствия. Препятствия созданы заранее. У «слепого» завязаны глаза. Цель «поводыря» — провести «слепого» так, чтобы тот не споткнулся, не упал, не ушибся. После прохождения маршрута участники меняются ролями. Для повышения интереса можно менять маршрут.
12 «БИП»
Цель: развитие слухового внимания, сплочение группы.
Ход игры
Дети встают в круг, выбирают водящего. Он встает в центр круга, закрывает глаза. Один ребенок говорит «Бип», водящий старается узнать его по голосу
13. «ИГОЛКА И НИТКА»
Цель: создание и поддержание работоспособности
Ход игры
Под веселую музыку педагог играет роль иголки, остальные дети — роль нитки. «Иголка» бегает по комнате, «петляет», а «нитка» (группа детей, выстроившаяся друг за другом) — за ней.
14. «СТОП, ХЛОП, РАЗ»
Цель: развитие внимания, сплочение группы. Ход игры
Дети идут друг за другом. На сигнал «Стоп» все останавливаются, на сигнал «Хлоп» — подпрыгивают, а на сигнал «Раз» — поворачиваются кругом и идут в обратном направлении. Игра повторяется три раза,
15. «МОЛЕКУЛЫ И АТОМЫ»
Цель: развитие взаимодействия детей в группе.
Ход игры
Играющие на ограниченном пространстве хаотично движутся. По сигналу они должны как можно быстрее разбиться на группы с таким количеством, какое сказал ведущий. Затем дети опять расцепляются и продолжают ходить хаотично до следующего сигнала.
16. «ДОТРОНЬСЯ ДО.»
Цель: развитие сплоченности группы.
Ход игры
Педагог говорит: «Дотронься до. синего!» Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого цвета.
Замечание: педагог следит, чтобы дотрагивались до каждого участника Можно усложнить задачу, поставив условие, что нельзя дотрагиваться до того, кто дотронулся до тебя.
17. «ШТОРМ»
Цель: развитие внимания, сплочение группы.
Ход игры
Когда педагог говорит «Солнечная, ясная погода», — все дети двигаются под музыку. Когда он говорит «Шторм», — дети должны встать в плотный круг.
18. «ВЕТЕР, ДОЖДЬ И ГРОМ»
Цель: развитие внимания, сплочение группы
-Ход игры:
Педагог. Сейчас каждый должен в точности повторить то, что я буду делать. Сначала я буду тереть ладони друг о друга — это ветер. Теперь я буду мягко хлопать по коленям — это дождь. За-тем я буду попеременно стучать ногами по полу — это гром.
Затем педагог несколько раз в различной последовательности говорит «ветер», «дождь», «гром», а дети выполняют соответствующее движение.
Затем дети меняются ролями.
19. «КТО Я?»
Целы развитие способности понимать и выражать эмоции.
Ход игры:
Педагог вызывает по одному ребенку, говорит ему тихо, какое животное ему изобразить (или ребенок придумывает сам): медведя, лису, волка, зайца. Остальные дети отгадывают, какое это животное. Условие —у животного определенное настроение: веселое, грустное и др.
20. «ЗАЙЧИКИ»
Цель; развитие способности понимать и выражать эмоции.
Ход игры:
Педагог. А тут живут зайчики! Один из них всех, боится. Покажите, как он трясется от страха. Другой — смелый заяц.Встаньте и смело скажите: «Я никого не боюсь!»
Каждый ребенок встает на стул и говорит эти слова.
21. «ЗАЙКИ НА ЛУЖАЙКЕ»
Цель: развитие способности понимать и выражать эмоции.
Ход игры:
Педагог. Я буду читать вам стихотворение, а вы будете изображать таких зайчиков, про которых говорится в стихотворении. Дети встают, изображают зайцев.
На цветной, лесной лужайке
Повстречались наши зайки.
Первый зайчик был веселый —
Он пойдет сегодня в школу (дети показывают,
А второй —тот загрустил:
Папа в школу не пустил (дети показывают). .
Третий зайчик удивился
И за голову схватился (дети показывают).
А четвертый —испугался:
Он ведь тоже в класс собрался (дети показывают!
Ну а пятый был спокоен (дети показывают,
Успокоил,как всегда:
«Вы немножко подрастете,
В школу все тогда пойдете!»
Все обрадовались зайки,
Скачут, пляшут на лужайке,
Подрасти хотят скорей,
Чтобы в школу побыстрей! (Прыгают, хлопают, радуются.)
22. «ПЕРЕДАЙ ПО КРУГУ»
Цель: развитие способности понимать и выражать эмоции.
Ход игры
Дети встают в круг, передают мяч,который ведущий называет по-разному: «горячая картошка», «льдинка», «бабочка», «цветочек», «пушинка» и т. п. Дети при этом должны выразить разные эмоции.
23. «СМЕЛЫЕ РЕБЯТА»
Цель: снятие эмоционального напряжения, страхов.
Ход игры
Дети выбирают водящего — он страшный дракон.Ребенок встает на стул и говорит грозным голосом: «Бойтесь меня, бойтесь!»Дети отвечают: «Не боимся мы тебя!» Так повторяется 2—3 раза. От слов детей дракон постепенно уменьшается (ребенок спрыгивает со стула, превращается в маленького воробышка, начинает чирикать, «летать» по комнате
24. «УГАДАЙ, КОГО НЕ СТАЛО»
Цель: развитие коммуникативных способностей.
Ход игры
Все закрывают глаза, педагог выводит одного ребенка из комнаты.
Дети должны догадаться, кто вышел, и описать его, назвать ласковым именем.
25. «ЭХО»
Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие коммуникативных способностей.
Ход игры:
Педагог. Я называю ваши имена, а вы, как эхо, повторяете их.
Желаю успеха!
Источник