Игры для развития словарного запаса ребенка

Наталья кротенко
Игры на развитие словарного запаса детей дошкольного возраста

Развитие речи – это целенаправленная и последовательная педагогическая работа. Речь является основным средство и формой самовыражения и коммуникации детей, она служит способом регуляции его поведения.

Одной из задач по развитию речи является обогащение, закрепление и активизация словаря. Словарь – это слова (основные единицы речи, обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. Известно словарь включает в себя два понятия – это активный и пассивный словари. А. М. Бородич и В. И. Яшина дают следующие определения понятий об активном и пассивном словаре:

Активный словарь – это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет. В активный словарь ребенка входит общеупотребительная лексика, но в отдельных случаях – ряд специфических слов, повседневное употребление которых объясняется условиями жизни ребенка.

Пассивный словарь – слова, которые говорящий понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадается по контексту. Если у взрослого в пассивный словарь чаще всего входят специальные термины, диалектизмы, архаизмы, то у ребенка – часть слов общеупотребительной лексики, более сложных по содержанию.

Игры на обогащение словарного запаса.

В эту группу включены лексические игры и упражнения, которые активизируют словарь,

развивают внимание к слову, формируют умение быстро выбирать из своего словарного запаса наиболее точное, подходящее слово. Также в данных играх и упражнениях происходит знакомство со словами – предметами, словами – признаками, словами – действиями и упражнение в их согласовании друг с другом, а также работа над подбором синонимов и антонимов.

Игра «Наоборот».

Цель – упражнение в подборе антонимов (слов – неприятелей).

Учитель говорит, что к нам пришёл в гости ослик. Он очень хороший, но вот в чём вся беда: он очень любит всё делать наоборот. Мама – ослица с ним совсем замучилась. Стала она думать, как же сделать его менее упрямым. Думала, думала, и придумала игру, которую назвала «Наоборот». Стали мама-ослица и ослик играть в эту игру и ослик стал не такой упрямый. Почему? Да потому что всё его упрямство во время игры уходило и больше не возвращалось. Он и вас решил научить этой игре. Далее учитель играет с детьми в игру «Наоборот»: кидает ребёнку мяч и называет слово, а ребёнок, поймавший мяч, должен сказать антоним этому слову (высокий – низкий) и бросить мяч учителю.

Ещё при работе со словами – антонимами можно использовать стихотворение Д. Чиарди «Прощальная игра»:

-Нам с тобой пришёл черёд

-Сыграть в игру «Наоборот».

-Скажу я слово «высоко», а ты ответишь … («низко»).

-Скажу я слово «далеко», а ты ответишь … («близко»).

-Скажу я слово «потолок», а ты ответишь («пол»).

-Скажу я слово «потерял», а скажешь ты («нашёл»!

-Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты … («храбрец»).

-Теперь «начало» я скажу – ну, отвечай, … («конец»).

Игровое упражнение «Закончи фразу».

Цель – развитие умения подбирать противоположные по смыслу слова (слова – неприятели).

Учитель называет словосочетания, делая паузы. Ученик должен сказать слово, которое пропустил учитель, т. е. закончить фразу.

-Сахар сладкий, а лимон … .

-Луна видна ночью, а солнце … .

-Огонь горячий, а лёд … .

-Река широкая, а ручей … .

-Камень тяжёлый, а пух … .

Обыграть это можно следующим образом: учитель говорит, что наш знакомый Незнайка пошёл всё-таки учиться в школу. Там на уроке русского языка был диктант – дети писали под диктовку разные фразы. Но так как Незнайка очень невнимательный, он не успевал дописывать эти фразы до конца и получил плохую оценку. Учительница сказала, что если он исправит ошибки в диктанте, то она исправит ему плохую оценку. Давайте ему поможем.

Игровое упражнение «Скажи по-другому».

Цель – упражнение в подборе слов, близких по смыслу (слов – приятелей).

Учитель говорит: «У одного мальчика сегодня плохое настроение. Какой мальчик сегодня? А как можно сказать то же самое, но другими словами? (печальный, расстроенный). Слова «печальный, грустный и расстроенный» – это слова – приятели.

Почему он такой? Да потому что на улице идёт дождь, а мальчик идёт в школу.

Какое слово повторилось два раза? (идёт)

Что значит «дождь идёт»? Скажи по-другому.

Что значит «мальчик идёт»? Скажи по-другому.

Как можно сказать по-другому: весна идёт? (весна наступает).

Далее даются аналогичные задания на следующие словосочетания:

-Чистый воздух (свежий воздух).

-Чистая вода (прозрачная вода).

-Чистая посуда (вымытая посуда).

-Самолёт сел (приземлился).

-Солнце село (зашло).

-Река бежит (течёт, струится).

-Мальчик бежит (мчится, несётся).

-Как сказать одним словом? Очень большой (громадный, огромный).

очень маленький (малюсенький).

Игра «Какой предмет?»

Цель – развитие умения подбирать к слову – предмету как можно больше слов – признаков и правильно их согласовывать.

Содержание игры заключается в следующем: учитель показывает картинку или предмет либо называет слово и задаёт вопрос: «Какой?» Затем участники игры по-очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному объекту. Выигрывает тот, кто назовёт больше признаков.

Игра «Что бывает»?

Цель – развитие умения соотносить слово – предмет со словом – признаком и правильно их согласовывать.

Эта игра похожа на предыдущую. Отличие состоит в том, что к слову – признаку подбирается как можно больше слов – предметов.

-Зелёный – помидор, крокодил, цвет, фрукт, …

-красное – платье, яблоко, знамя, …

“Подбери словечко”

Цель: расширение словарного запаса, развитие умения согласовывать прилагательное с существительным.

В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.

Про что можно сказать “свежий”… (воздух, огурец, хлеб, ветер); “старый”… (дом, пень, человек, ботинок); “свежая”… (булочка, новость, газета, скатерть); “старая”(мебель, сказка, книга, бабушка); “свежее”… (молоко, мясо, варенье); “старое”(кресло, сиденье, окно).

“Скажи наоборот”

Цель: расширение словаря антонимов.

У этой игры есть два варианта. Первый вариант легче, так как ребёнок в своих ответах опирается не только на речь взрослого, но и на картинный материал. Второй сложнее, так как опора происходит только на речь взрослого.

1. С опорой на картинки:

Дедушка старый, а внук …

Дерево высокое, а куст …

Море глубокое, а ручеёк …

Дорога широкая, а тропинка …

Перо легкое, а гиря …

Летом нужна летняя одежда, а зимой …

2. Без опоры на картинки.

Читайте также:  Развитие недоношенного ребенка по месяцам до 2 лет

Пирожное сладкое, а лекарство …

Ночью темно, а днем …

У волка хвост длинный, а у зайца …

Хлеб мягкий, а сухарь …

Чай горячий, а лед …

Летом жарко, а зимой …

“Кто кого обгонит?”

Цель: формирование умения правильно согласовывать слова в предложении в винительном падеже.

Для этой игры понадобятся картинки с изображением животных, транспорта, людей или насекомых. Всё зависит от Вашей фантазии.

Показываем ребёнку две картинки и задаём вопрос: “Кто кого обгонит?”

Заяц и черепаха… (Заяц обгонит черепаху).

Гусеница и змея… (Змея обгонит гусеницу).

Поезд и самолёт… (Самолёт обгонит поезд).

Мотоцикл и велосипед… (Мотоцикл обгонит велосипед).

Человек и машина… (Машина обгонит человека).

“Мама потерялась”

Цель: формирование умения правильно согласовывать слова в предложении в родительном падеже, развитие словаря, закрепление обобщающих понятий “Дикие животные” и “Домашние животные”.

В этой игре нам понадобятся картинки с изображением диких и домашних животных и их детёнышей. Детёныши потерялись, а мамы их ищут и никак не могут найти. Надо обязательно помочь мамам найти своих малышей.

Пример: Корова ищет (телёнка). Вот телёнок.

Лошадь ищет (жеребёнка).

Свинья ищет (поросёнка).

Собака ищет (щенка).

Кошка ищет (котёнка).

Коза ищет (козлёнка).

Овца ищет (ягнёнка).

Лисица ищет (лисёнка).

Зайчиха ищет (зайчонка).

Волчица ищет (волчонка).

Ежиха ищет (ежонка).

Медведица ищет (медвежонка).

Белка ищет (бельчонка).

“День рождения Мишутки”

Цель: развитие умения правильно согласовывать существительные в дательном падеже.

Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением рыбы, моркови, грибов, зерна, травы, белки, лисы, зайца, ежа, курицы, коровы и медведя.

Мишутка пригласил к себе на день рождения друзей. Гости ещё не пришли, но для них уже готово угощение. Попробуем угадать, кого же Мишутка ждёт в гости.

Пример:

Орехи – белке. Мишутка ждёт белку.

Рыба … – Мишутка ждёт…

Морковь … – Мишутка ждёт…

Грибы … – Мишутка ждёт…

Зерно … – Мишутка ждёт…

Трава … – Мишутка ждёт…

Источник

Игры и упражнения для развития

словарного запаса у детей дошкольного возраста.

Активный образ жизни семьи предоставляет благодатный материал для расширения словаря: экскурсии в театр, цирк, зоопарк и др.

1.

Игра с мячом «Я знаю три названия животных (цветов)» или «Я знаю три имени девочек (пять имен мальчиков)». 
Цель: расширение словарного запаса детей за счет употребления обобщающих слов, развитие быстроты реакции, ловкости. 
Ход игры
Раз и два, и три, четыре всё мы знаем в этом мире. 
Ребенок, подбрасывая или ударяя мячом об пол, произносит: «Я знаю пять имен мальчиков: Саша раз, Витя два, Коля три, Андрей четыре, Володя пять». Можно использовать следующие виды движений: бросание мяча об пол одной или двумя руками и ловля двумя руками; бросание мяча вверх двумя руками и ловля двумя руками; отбивание мяча правой и левой рукой на месте. 

2.

Игра с мячом «Кто как разговаривает?» 
Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции. 
Ход игры
Вариант 1. Мяч лови, да поскорей назови язык зверей. Взрослый бросает мяч ребёнку, называя животных. Ребёнок, возвращая мяч, должен правильно ответить, как то или иное животное подает голос: корова, тигр, змея, комар, собака, волк, утка, свинья; мычит, рычит, шипит, пищит, лает, воет, крякает, хрюкает. 
Вариант 2. Родители, бросая ребенку мяч, спрашивают: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т. д. 
3. Игра с перебрасыванием мяча «Подскажи словечко» 
Цель: развитие мышления, быстроты реакции. 
Ход игры
Есть всего один ответ. Кто-то знает, кто-то – нет. Родители, бросая мяч ребенку, спрашивают: Ворона каркает, а сорока? Ребенок, возвращая мяч, должен ответить: Сорока стрекочет. 
Примеры вопросов: Сова летает, а кролик?  
Корова ест сено, а лиса?  Крот роет норки, а сорока?  
Петух кукарекает, а курица?  Лягушка квакает, а лошадь? 
У коровы теленок, а у овцы? У медвежонка мама медведица, а у бельчонка? 
4. Игра с перебрасыванием мяча «Чей домик?» или «Кто где живет?»  
Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в». 
Ход игры
Кто в берлоге, кто в норе? Назови-ка поскорей! 
Бросая мяч ребенку, родители задают вопрос, а ребенок, возвращая мяч, отвечает. 
Вариант 1. 
Родители: Кто живет в дупле? Белка.                           Кто живет в скворечнике? Скворцы. 
Кто живет в гнезде? Птицы: ласточки, кукушки сойки и т. д.

Кто живет в будке? Собака. 
Кто живет в улье? Пчелы.
Кто живет в норе? Лиса.
Кто живет в логове? Волк. 
Кто живет в берлоге? Медведь. 

Вариант 2. 
Родители: Где живет медведь? Где живет волк?
Ребёнок: В берлоге. В логове. 
Вариант 3.
Работа над правильной конструкцией предложения. Ребёнку предлагается дать полный ответ: «Медведь живет в берлоге». 
5. Игра с мячом «Скажи ласково» 
Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции. 
Ход игры
Родители, бросая мяч ребенку, называют первое слово (например, шар), а ребенок, возвращая мяч, называет второе слово (шарик). Слова можно cгpyппиpoвaть по сходству окончаний.

Стол – столик, ключ – ключик.
Шапка – шапочка, белка – белочка. 
Книга – книжечка, ложка – ложечка. 
Голова – головка, картина – картинка. 
Мыло – мыльце, зеркало – зеркальце. 
Кукла – куколка, свекла – свеколка. 
Коса – косичка, вода – водичка. 
Жук – жучок, дуб – дубок. 
Вишня – вишенка, башня – башенка.

Платье – платьице, кресло – креслице.
Перо – перышко, стекло – стеклышко.

Часы – часики,трусы – трусики. 

6. Игра с перебрасыванием мяча «Что происходит в природе?»
Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении. 
Ход игры
Человек легко находит, что в природе происходит. 
Родители, бросая мяч ребенку, задают вопрос, а ребенок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. 
Игру желательно проводить по темам. Пример: Тема «Весна» 
Родители: Солнце – что делает? Светит, греет.
Ручьи – что делают? Бегут, журчат.
Снег – что делает? Темнеет, тает. 
Птицы – что делают? Прилетают, вьют гнезда, поют песни. 
Капель – что делает? Звенит. 
Медведь – что делает? Просыпается, выходит из берлоги. 

7. Игра с перебрасыванием мяча «Составь предложение»
Цель: развитие внимания, быстроты мыслительных операций. 
Ход игры
Мячик прыгать я заставлю, предложение составлю. 
Мама бросает мяч ребёнку, произнося при этом несогласованные слова (например: «Девочка играть»). Ребенок, поймав мяч, произносит предложение из этих слов («Девочка играет») и бросает мяч обратно.

Читайте также:  Эстетическое развитие ребенка в изобразительной деятельности

 
8. Игра с мячом «Кто как передвигается?» 
Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, ловкости. 
Ход игры
Кто летает, кто плывет, кто ползет, а кто идет. 
Взрослый, бросая мяч ребенку, задает вопрос, ребенок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. Игра проводится с перебрасыванием мяча различными способами. 
Мама: Летают. 
Ребёнок: Птицы, бабочки, мухи, стрекозы, комары, мошки. 
Плавают: Рыбы, дельфины, киты, моржи, акулы. 
Ползают: Змеи, гусеницы, черви. 
Прыгают: Кузнечики, лягушки, жабы блохи, зайцы.

9. Игра с мячом «Какие действия совершают животные?» или «Что делают животные?» 
Цель: активизация глагольного словаря детей, закрепление знаний о животных, развитие воображения, ловкости. 
Ход игры
Что животные умеют – птицы, рыбы, кошки, змеи? 
Родители, разными способами, бросая мяч ребенку по очереди, называют какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному. 
Мама: собака; 
Ребёнок – стоит, сидит, лежит, идет, бежит, спит, ест, лает, играет, кусается, ласкается, служит; 
Кошка (мурлычет, мяукает, крадется, лакает, царапается, умывается, облизывается);
Мышка (шуршит, пищит, грызет, прячется, запасает); 
Утка (летает, плавает, ныряет, крякает); 
Ворона (летает, ходит, каркает, клюет); 
Змея (ползет, шипит, извивается, жалит, нападает).

10. Игра «Кто, чем занимается?» 
Цель: закрепление знаний детей о профессиях, обогащение глагольного словаря детей, развитие внимания, ловкости. 
Ход игры
Вариант 1. Никогда мы не забудем, что умеют делать люди. 
Бросая или прокатывая мяч ребенку, родители называют профессию, а ребенок, возвращая мяч, должен назвать глагол, обозначающий, что делает человек названной профессии. 

Мама: строитель 
Ребёнок: строит; 
повар (варит (готовит)); 
носильщик (носит); 
чертежник (чертит); 
рабочий (работает); 
уборщица (убирает);
художник (рисует) и т.д. 

Вариант 2. Родители называют глагол, а ребенок профессию (продает – продавец). 
11. Игра «Кто может совершать эти движения?» 
Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости. 
Ход игры
Кто и что – летит, бежит, ходит, плавает, лежит? 
Родители, бросая мяч ребенку, называют глагол, а ребенок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу. 
Родители: идет  
Ребёнок: человек, животное, поезд, пароход, дождь, снег, град, время, дорога; 
Бежит (человек, животное, ручей, время); 
Летит (птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, комар, самолет, вертолет, ракета, спутник, время, телеграмма); 
Плывет (рыба, кит, дельфин, лебедь, лодка, корабль, человек, облако).

12. Игра «Из чего сделано?» 
Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования. 
Предварительно ребенку объясняется, что если какой-нибудь предмет сделан из дерева, то он деревянный, а если из железа, то он железный, и т. д. 
Ход игры
Вот предмет, а из чего люди сделали его? 
Родители, бросая мяч ребенку, говорят: «Сапоги из кожи», а ребенок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные». 

Родители: рукавички из меха… 
Ребёнок: меховые; 
тазик из меди… медный; 
медвежонок из плюша… плюшевый; 
рукавички из шерсти… шерстяные; 
стакан из стекла… стеклянный; 
ваза из хрусталя… хрустальная. 

Можно предложить детям составить предложения с данными словосочетаниями. Например: У Маши есть плюшевый мишка. 

13. Игра «Лови да бросай – цвета называй» 
Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей. 
Ход игры
Что у нас какого цвета – мы расскажем вам об этом. 
Родители, бросая мяч ребенку, называют прилагательное, обозначающее цвет, а ребенок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному. 

Родители: красный – 
Ребёнок: мак, огонь, флаг
оранжевый – апельсин, морковь, заря; 
желтый – цыпленок, солнце, репа;
зеленый – огурец, трава, лес;
голубой – небо, лед, незабудки;
синий – колокольчик, море, чернила;
фиолетовый – слива, сирень, сумерки.

14. Игра «Третий лишний» («Четвертый лишний») 
Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению. 
Ход игры
Распознаем мы сейчас, что же лишнее у нас. 
Родители, бросая мяч ребенку, называют три или четыре слова и просят определить, какое слово лишнее. 

Например: Голубой, красный, спелый. 
Кабачок, огурец, лимон. 
Пасмурно, ненастно, ясно.
Осень, лето, суббота, зима. 
Понедельник, вторник, лето, воскресенье. 
День, ночь, утро, весна. 
Ребёнок, бросая мяч обратно, называет лишнее слово. 

15. Игра «Чья голова?» 
Цель: расширение словаря детей за счет употребления притяжательных прилагательных. Правильность употребления в речи всех этих разнообразных окончаний достигается путем неоднократного повторения слов в игровых ситуациях. 
Ход игры
Чья у зверя голова? Подскажи скорей слова. 
Родители, бросая мяч ребёнку, говорят: «У вороны голова…», а ребенок, бросая мяч обратно, заканчивает: «…воронья». 

Примеры: у рыси голова рысья 
у рыбы – рыбья
у кошки – кошачья
у сороки – сорочья
у зайца – заячья 
у кролика – кроличья
у верблюда – верблюжья
у лошади – лошадиная
у утки – утиная
у лебедя – лебединая
у оленя – оленья
у лисы – лисья
у собаки – собачья
у птицы – птичья
у овцы – овечья
у белки – беличья
у медведя – медвежья
у тигра – тигриная
у курицы – куриная
у голубя – голубиная
у орла – орлиная

Усложнение. Составление предложений с этими прилагательными. 

16. Игра «Что бывает круглым?» 
Цель: расширение словаря детей за счет прилагательных развитие воображения, памяти, ловкости. 
Ход игры
Тут, конечно, каждый знает, что каким у нас бывает. 
Перебрасывая мяч ребёнку различными способами, родители задают вопрос, на который ребенок, поймав мяч, должен ответить, после чего вернуть мяч. 
• 1. Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня…) 
• 2. Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка, лента, шнур…) 
• 3. Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, дом, шкаф…) 
• 4. Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье…) 
• 5. Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней камень, ночь…) 
• 6. Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко…) 
• 7. Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожки торты, вафли…) 
• 8. Что бывает шерстяным? (Платье, свитер, варежки перчатки, шапка…) 
• 9. Что бывает колючим? (Еж, роза, кактус, иголки, ель проволока…) 
• 10. Что бывает острым? (Нож, шило, стекло, ножницы кинжал, клинок…) 
• 11. Что бывает легким? (Пух, перо, вата, снежинка). 
• 12. Что бывает глубоким? (Канава, ров, овраг, колодец река, ручей…) 
17. Игра «Один – много» 
Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имен существительных. 
Ход игры
Мы – волшебники немного: был один, а станет много. 
Родители бросают мяч ребёнку, называя имена существительные в единственном числе. Ребёнок бросает мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Можно перебрасывать мяч с ударами об пол, прокатывать мяч, сидя на ковре. 

Читайте также:  Оценка психического развития ребенка в таблицах

Примеры: Стол – столы 
двор – дворы
нос – носы
гора – горы
нора – норы
мост – мосты
дом – дома
глаз – глаза
лист-листья

18. Игра «Сосчитай-ка до пяти»
Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными. Развитие ловкости, быстроты реакции. 
Ход игры
Сколько их – всегда мы знаем. Хорошо мы все считаем. 
Родители бросают мяч ребенку и произносят сочетание существительного с числительным «один», а ребенок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «два», …«пять» (или «шесть», «семь», «восемь»…). Сначала лучше называть сочетания по принципу сходства окончаний имен существительных.

П-р: один стол – пять столов
один слон – пять слонов
одна гайка – пять гаек 
одна майка – пять маек 

один утенок – пять утят 
один гусенок – пять гусят 
один цыпленок – пять цыплят
один заяц – пять зайцев 

одна банка – пять банок 
одна рукавица – пять рукавиц 
одна пуговица – пять пуговиц 
одна мыльница – пять мыльниц 

Вариант «А у меня» 
Родитель бросает мяч и произносит: «У меня один стол». Ребенок, бросая мяч обратно, отвечает: «А у меня пять столов». 

19. Игра «Где мяч?» 
Цель: закрепление в речи детей правильного употребления предлогов, развитие умения ориентироваться в пространстве, внимания. 
Ход игры
Вариант 1. Мячик, мячик, где лежишь? Ты от нас не убежишь. 
Ребёнок выполняет задание с мячом: «Подними мяч над головой, положи мяч у правой ноги, положи мяч на ковер, перед собой» и т.п.
Вариант 2. Ребёнок отвечает на вопрос: «Где лежит мяч?» (на столе, на полу, в углу, около стола, под столом…) 

20. Игра «Хорошо – плохо» 
Цель: знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения ловкости. 
Ход игры
Мир не плох и не хорош – объясню, и ты поймешь. 
Родители задают тему обсуждения. Ребёнок, передавая мяч по кругу, рассказывает, что, на его взгляд, хорошо или плохо в природных явлениях.
Родитель: дождь.
Ребёнок: дождь – это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев, полезен для земли и будущего урожая, но плохо – намочит нас, бывает холодным.
Родитель: город. 
Ребёнок: хорошо, что я живу в городе: можно ездить на автобусе, много хороших магазинов, плохо – не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно. 
Вариант «Нравится не нравится» (о временах года). 
Родитель: зима.
Ребёнок: мне нравится зима. Можно кататься на санках, очень красиво, можно лепить снеговика. Зимой весело. Мне не нравится, что зимой холодно, дует сильный ветер. 

21. Игра «Вчера, сегодня, завтра» 
Цель: закрепление умения детей ориентироваться во времени, развитие внимания, ловкости, воображения, фразовой речи. 
Ход игры
Вариант 1. То, что было, то, что будет, каждый помнит – не забудет. 
Мама бросает мяч по очереди всем играющим, задавая вопросы: Ты ответь мне, будь добра, Что ты делала вчера?
Все ли сделал, что хотел? 
За сегодня что успел?
Я еще узнать хотела – что ты завтра будешь делать? 
Играющие, возвращая мяч ведущему, отвечают на вопросы. 
Вариант 2. Сидя в кругу, перекидываем мяч друг другу и рассказываем о том, что было с нами вчера, сегодня и, что собираемся делать завтра. Содержание рассказов может быть как реальным, так и вымышленным. 
22. Игра «Утро, день, вечер, ночь» 
Цель: закрепление умения детей ориентироваться во времени, закрепление названий частей суток, их последовательности; развитие внимания, ловкости. 
Ход игры
Утро, вечер, день и ночь навсегда уходят прочь. Провожать их не спеши, что ты делал, расскажи. 
Перебрасывая мяч различными способами (с ударами мяча об пол, перекатывание), ребёнок отвечает на вопросы родителей и рассказывает, что он делал утром, днем, что будут делать вечером, ночью.
• Что ты делал утром? 
• Что ты делал вечером? 
Вариант1. 
1. «Назови «соседей» утра». 
2. «Сначала вечер, а потом?..» 
3. «Назови пропущенное слово» (Мы завтракаем утром, а обедаем…) 

23. Игра «Лови, бросай, дни недели называй»
Цель: закрепление временных понятий в активном словаре ребенка.
Ход игры
В календарь не зря глядели – все мы помним дни недели. 
Играющие становятся в круг. Ведущий, бросая мяч кому-нибудь, может начать с любого дня недели: «Я начну, ты продолжай, дни недели называй! Среда…» Все по очереди перебрасывают мяч друг другу и последовательно называют дни недели. Усложнение. Ребёнок и родители встают в круг и, называя дни недели, на каждое слово хлопают мячом об пол: «Понедельник. Вторник…» Вместо следующего дня недели родитель называет имя ребенка: «Саша!» Ребенок подхватывает мяч и продолжает, бросая мяч об пол. Можно называть дни недели и в обратном порядке. 

24. Игра «Месяцы и их последовательность» 
Цель: закрепление временных понятий в активном словаре ребенка. 
Ход игры
Месяц к месяцу встает – каждый всех их назовет. 
Родители с детьми называют месяцы, бросая мяч об пол: «Январь, февраль, март…». Вместо следующего месяца, родитель называет имя ребенка: «Маша!». Ребенок подхватывает мяч и продолжает называть месяцы, хлопая мячом об пол. 

25. Игра «Что за чем?» 
Цель: Закрепление временных понятий в активном словаре ребенка, развитие мышления. 
Ход игры
Что за чем у нас идет каждый год и круглый год? 
Играющие встают в круг. Ведущий бросает мяч по очереди играющим и задает вопросы. Например: «Зима. А что за нею?». 
Игрок отвечает: «Весна», и бросает мяч ведущему. 
Варианты вопросов: «Зима. А что за нею?» – «Весна.  А что за нею?» 
«Сколько месяцев в году?» 
«Назовите летние месяцы». 
«Назовите первый месяц весны». 
«Назовите последний месяц зимы». 
«С какого месяца начинается осень?» 
«Каким месяцем заканчивается осень?

И многие другие игры:  «Бывает — не бывает», «Кем ты хочешь стать?», «Кто чем работает?» и тд

Источник