Игры для развития речи с ребенком с умственной отсталостью

Игры на развитие речи умственно отсталых дошкольников.

Развитие делового эмоционального общения.

          Игра «Позови».

          Цель: формировать у детей предпосылки к деловому общению; учить обращаться друг к другу по имени, запоминать имена товарищей.

          Оборудование: мяч.

          Ход игры: дети сидят за столом. Педагог рассматривает с ними новый яркий мяч. Вызывает одного ребенка и предлагает ему поиграть вместе с мячом – покатать его друг другу. Затем говорит: «Я играла с Колей. Коля с кем ты хочешь играть? Позови».

          Мальчик зовет друга: «Вова иди играть».

          Через некоторое время Коля садиться, теперь Вова зовет друга.

Игра «Зайка».

          Цель: вызывать у детей потребность в эмоциональном общении; учить согласовывать свои действия с действиями своих товарищей; называть друг друга по имени; оказывать предпочтение одному из товарищей.

          Ход игры. Дети взявшись за руки, вместе с педагогом ходят по кругу. Один ребенок – «зайка», он сидит в кругу на стуле – «спит». Педагог поет песенку:

Зайка, зайка, что с тобой?

Ты сидишь совсем больной,

Ты не хочешь поиграть,

С нами вместе поплясать.

Зайка, зайка, попляши

И другого отыщи.

          На слова «зайка, зайка, попляши…» дети останавливаются и хлопают в ладоши.

        «Зайка» встает и выбирает на свою роль другого ребенка, называя его по имени, а сам встает в круг.

Игра «Чего не хватает».

          Цель: продолжать учить деловому общению, обращаться к взрослому; учитывая определенный уровень развития речи детей, вводить выражение «дайте, пожалуйста», благодарить за оказанную помощь (спасибо) или допускать употребление указательного жеста.

          Оборудование: из картона выполнены отдельно части предметов: машина (кузов, кабина, два колеса), дом (два этажа, окна, двери, крыша), паровоз (корпус, труба, три колеса и д.т).

          Ход игры. Дети сидят за столами. Педагог раздает конверты с набором частей предметов – каждому ребенку один предмет.

Во всех конвертах не хватает по одной детали. Они находятся у педагога. Он просит детей сложить из деталей предмет. Дети складывают и обнаруживают отсутствие необходимой детали и обращаются к взрослому. Педагог объясняет, что у него есть какие-то части предметов, которые выпали из конвертов, и он не знает, кому какую дать.Каждый называет педагога по имени и отчеству и говорит: «Ольга Сергеевна, дайте мне, пожалуйста, колесо для машины» или «крышу для дома» и т.д.

Педагог раздает недостающие детали и дети завершают свое изображение.

ПОДБЕРИ ПРИЗНАК

Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.

 Ход игры: воспитатель называет слово и задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое?), ребёнок отвечает.

Куртка (какая?) – красная, теплая, зимняя…

        Сапоги (какие?) – коричневые,         удобные, теплые…

        Шарф (какой?) – пушистый, вязанный…

        Перчатки (какие?) – кожаные, белые…

        Шляпа (какая?) – черная, большая…

        Туфли (какие?) – осенние, красивые…

        Платье (какое?) –  новое, нарядное, зеленое…

        Рубашка (какая?) –  белая, праздничная….

        Шуба (какая?) –  меховая, теплая…

НАЗОВИ ЛАСКОВО

Цель: учить детей образовывать слова при помощи уменьшительное- ласкательных суффиксов.

Оборудование: мяч

Ход игры: воспитатель произносит фразу и бросает мяч ребенку. Предложите ребенку вернуть вам мяч и изменить фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково.

Шуба теплая – шубка тепленькая

Лиса хитрая – лисичка хитренькая

Заяц белый – зайчик беленький

Сапоги чистые – сапожки чистенькие

Ветка короткая – веточка коротенькая

Шишка длинная – шишечка длинненькая

Ворона черная – вороненок черненький

Снег белый – снежок беленький.

,

Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными 1-2-5.

Ход игры: воспитатель называет один предмет, дети отвечают, как будет звучать 1-2-5 предметов.

Один мяч, два мяча, пять мячей.

Одна кукла, две куклы, пять кукол.

Одно облако, два облака, пять облаков.

УЗНАЙ ПО ОПИСАНИЮ

Цель: учить составлять описательные загадки о ягодах, фруктах и т.д.

Ход игры: воспитатель просит детей самостоятельно составить описательную загадку о ягодах или фруктах: «Овальный, твердый, желтый, кислый, кладут в чай» (Лимон).

ГДЕ НАЧАЛО РАССКАЗА?

Цель: учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок.

 Ход игры: ребенку предлагается составить рассказ опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение и вместе они соединяются в связный рассказ.

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Цель: формировать умение подбирать родственные слова, образованные от слова гриб, в соответствии со смыслом стихотворения.

Материал: текст стихотворения.

Как-то раннею порой вдруг полился дождь…грибной.

И из дома в тот же миг в лес отправился … грибник.

Чтобы принести улов, взял корзину для… грибов.

Долго шёл он в глушь лесную – поляну там искал… грибную.

Вдруг под ёлочкой на кочке видит маленький… грибочек.

И обрадовался вмиг наш удачливый… грибник.

Как ему не веселиться, если здесь в земле… грибница!

Стал заглядывать под ёлки, под берёзы и дубы,

Собирать в свою корзину все съедобные…грибы.

А когда собрал их много, то отправился домой,

И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп… грибной.

Много он собрал грибов, и грибочков, и грибков,

А тому, кто долго ищет, попадётся и… грибище!

РАЗДЕЛИ НА ГРУППЫ

Цель: закреплять умение пользоваться притяжательными местоимениями и разделять слова по родовым признакам.

Материал: карточки с картинками грибов; две корзинки.

Ход игры: воспитатель предлагает детям из банка предметных картинок выбрать грибы, про каждый из которых можно сказать «он мой» и положить в одну корзинку. В другую – положить картинки с грибами, про каждый из которых можно сказать «она моя».

БЛИЗКИЕ СЛОВА

Цель: формировать умение подбирать синонимы к словам. Развивать точность выражения мыслей при составлении предложений.

Материал: Фишки.        

Осенью дни пасмурные,…                                    серые, унылые…       

Осенью часто погода бывает холодной,…       ветреной, дождливой…

Осенью настроение грустное,…                           печальное, тоскливое…

Осенью дожди частые,…                                                холодные, проливные…

Небо покрывают серые тучи,…                             тёмные, дождевые…

Читайте также:  Влияет отслойка на развития ребенка

В начале осени бывают ясные дни,…                  безоблачные, светлые…

Поздней осенью на улице холодно,…                 пасмурно, ветрено…

ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ?

Цель: формировать умение образовывать притяжательные прилагательные.

Ход игры: воспитатель называет слово и задаёт вопрос (чей? чья? чьё?), ребёнок отвечает.

Шарф (чей?) — мамин, 
Шляпка (чья?) — бабушкина, 
Поднос (чей?)  – дедушкин,

 Книга (чья?) – бабушкина,
Тапочек (чей?) – дедушкин.

Игра «Скажи наоборот»

 Цель игры: расширять словарь антонимов.

Ход игры: у этой игры есть два варианта. Первый вариант легче, так как ребёнок в своих ответах опирается не только на речь взрослого, но и на картинный материал:

Дедушка старый, а внук…

Дерево высокое, а куст…

Дорога широкая, а тропинка…

Перо легкое, а гиря…

 Второй сложнее, так как опора происходит только на речь взрослого:

Пирожное сладкое, а лекарство…

Ночью темно, а днем…

У волка хвост длинный, а у зайца…

Чай горячий, а лед…

 Игра «Похожие слова» 

Цель игры: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова.

Ход игры: Называем ребёнку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объясняем ребёнку, что похожие слова — это слова-приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу.

Например: приятель —друг —враг;

грусть —радость —печаль;
еда —очистки —пища;
труд —завод —работа;
танец —пляска —песня;
бежать —мчаться —идти;
думать —хотеть —размышлять;
шагать —сидеть —ступать.;

 Игра «Логопеду мяч бросай и…» (в зависимости от темы игры возможны варианты «Логопеду мяч бросай и животных называй (транспорт, фрукты и т.д.))Цель игры: расширять словарный запас за счет употребления обобщающих слов, развивать внимание и память.Ход игры: Логопед называет обобщающее понятие и бросает поочередно мяч каждому ребенку. Ребенок, возвращая  мяч логопед, должен назвать относящееся к этому обобщающему понятию предмет. Возможет второй вариант игры, когда логопед называет видовые понятия, а дети – обобщающие слова.

Игра «Животные и их детеныши»

 Цель  игры: закреплять в речи детей названия детенышей животных, закреплять навыки словообразования,  развивать ловкость, память, внимание.

Ход игры: бросая мяч ребенку, логопед называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч логопеду, называет детеныша этого животного (возможно дополнительное усложнение задания при особом кидании мяча: с ударом об пол, из-за головы и т.д.). До начала игры логопед вместе с детьми вместе говорят:

Человеческие дети

Знают всех зверей на свете.

Источник

Игры и упражнения

по развитию речи

 и формированию коммуникативных умений детей с интеллектуальной недостаточностью

1-й год обучения

Упражнение «Давай знакомиться»

      Цель: развитие навыков общения, умения вступать в контакт. Звучит спокойная музыка. Дети распределены по парам, стоят друг напротив друга, знакомятся: смотрят сверстнику в глаза, подают руку или прикасаются друг к другу и называют своё имя: «Я — Дима, а ты?» После этого дети берутся за руки и кружатся под музыку.

Игра «Эхо»

     Цель: развитие диалогической речи.

Группа делится на две подгруппы. Педагог вместе с первой подгруппой детей говорит:

Мы в лес пойдём, грибов наберём Ребят громко позовём: Ay! Ay!

     Педагог. Никто не отзывается, никто не откликается. Вторая подгруппа отзывается: «Ay! Ay!». Подгруппы меняются.

Игра «Ребята в лесу»

     В кругу мальчик и девочка — грибники. В руках несут корзинки с грибами, собирают грибы. Расходятся в разные стороны и кричат друг другу (сначала девочка, потом мальчик — по очереди):

«Ау!» Затем называют друга по имени: «Ау, Катя!», «Ау, Алёша!».

Игра «Прогулка в лес»

     Цель: закрепление умения откликаться на своё имя. Дети прячутся за стульчиками, расставленными по группе в произвольном порядке (разбрелись по лесу). Ведущий (педагог или ребёнок) ищет и по очереди окликает играющих. Каждый ребёнок, услышав своё имя, поднимается и произносит: «Ау! (я тут)».

Упражнение «Спящий котёнок» 

      Цель: снижение эмоционального напряжения, релаксация. Ребёнок исполняет роль котёнка, который ложится на коврик и засыпает. Спокойно дышит (руки можно положить на живот, почувствовать, как он поднимается и опускается во время дыхания).

2-й год обучения

Игра «Руки танцуют»

Цель: учить детей эмоционально положительно реагировать на телесный контакт со сверстником, выражая готовность к взаимодействию с ним.

Игровое упражнение выполняется в парах. Дети берут друг друга за руки (или смыкают ладони) и выполняют разнообразные движения под музыку.

Игра «Береги руки»

Цель: вызывать положительные эмоции от совместной деятельности.

Игроки становятся в круг, вытянув руки. В центре находится ведущий. По сигналу: «Береги руки!» он пытается коснуться чьей-либо ладони. Ведущий двигается в различных направлениях, стараясь коснуться рук игроков.

Игра «Цапки» 

Цель: вызывать положительные эмоции, развивать быстроту

реакции, внимание.

Ведущий вытягивает руку ладонью вниз. Каждый игрок ставит под ладонь свой указательный палец. Ведущий говорит: «На горе стояли зайцы и кричали: “Прячьте пальцы! Цап!”» На последнем слове игроки должны быстро убрать пальцы. Чей палец схвачен, тот выбывает из игры.

В эту игру можно играть небольшими подгруппами или парами.

Игра «Как тебя зовут?»

Цель: учить детей использовать разные варианты имён, закрепить умение обращаться к сверстникам по имени.

Дети стоят по кругу. Ведущий держит в руках мяч. Он начинает: «Меня зовут Света. А тебя?» (с этими словами игрок перебрасывает мяч) и т. д. Педагог предлагает разные варианты заданий: представиться, используя ласковые варианты имён либо назвать спои имя и фамилию.

Игра «Ласковое имя»

Цель: развивать умение вступать в контакт, закреплять умение обращаться к сверстникам по имени, используя уменынительно-млскательную форму слова, оказывать внимание сверстникам.

Дети стоят по кругу и передают друг другу какой-нибудь предмет (игрушку, шарик, «волшебную палочку»), при этом называя друг друга ласковым именем (например, Оленька, Ванечка). Педагог обращает внимание детей на ласковую интонацию, улыбку сверстника. После окончания игры детям предлагают взяться за руки и сделать хоровод (пройти по кругу под музыкальное сопровождение).

Игра «Пойми мой взгляд» 

Цель: учить устанавливать зрительный контакт с окружающим”

людьми.

Дети сидят полукругом, педагог напротив них. Педагог смотрит на кого-либо из детей. Ребёнок, который заметил на себе взгляд педагога, улыбается и встаёт с места.

Если задание выполнено правильно, взрослый кивает головой — вто означает: «Молодец», и ребёнок получает приз. Если задание не ш.шолнено, взрослый покачивает головой («Ошибся») и повторяет попытку установления зрительного контакта.

Сначала в роли ведущего выступает педагог, затем дети. Задания могут изменяться: при установлении зрительного контакта ребёнку можно предложить хлопнуть в ладоши, хлопнуть над головой, топнуть ногой, присесть, подпрыгнуть на одной ноге, помахать рукой

и т.д.

Читайте также:  Лексика ребенка по мере развития мышления

Игра «Приветствие зайчат и бельчат»

     Цель: учить детей использовать разнообразные формы рукопожатия и прикосновения, формировать опыт доброжелательного отношения друг к другу.

Дети делятся на две группы — «зайчат» и «бельчат» (одевают маски). Разбиваются на пары и демонстрируют различные, в чом-то смешные приветствия (поздороваться ладонями, кулаками, указательными пальцами или мизинцами, коленками, ушками, логиками, спинками и т. д.). В процессе игры улыбаются друг другу И произносят слова приветствия.

Упражнение «Обними и приласкай игрушку»

     Цель: учить детей выражать эмпатийные чувства, удовлетворять потребность детей в положительных эмоциях.

Воспитатель вносит в группу одну или несколько мягких игрушек, например: собаку, медведя, зайца, кошку. Дети ходят по группе. По сигналу воспитателя они подходят к той игрушке, которую хотели бы погладить, приласкать. Первый ребёнок берёт игрушку, обнимает её, ласкает и говорит ей что-нибудь нежное и приятное. Затем игрок передаёт игрушку своему соседу. Тот повторяет действия. Игра может проводиться несколько раз.

Игра «Узнай по описанию» 

      Цель: развивать наблюдательность, умение находить объект по

заданным признакам.

Дети сидят полукругом. Взрослый описывает одного из детей, называя детали его одежды и особенности внешнего вида, например: «Это девочка. На ней красная юбка, розовая кофта. Волосы у неё светлые, бант — красный. В руках держит куклу». Дети узнают по описанию ребёнка и называют его имя.

Упражнение «Штанга»

Цель: обучение приёмам расслабления.

Ребёнок изображает процесс подъёма тяжёлой штанги — руки вверх, живот и спина напряжены. Потом «бросает» штангу — потряхивает руками, опущенными вниз, расслабляется, отдыхает.

Упражнение «Фея сна»

Цель: снижение эмоционального напряжения.

Дети по кругу сидят на стульях на достаточно большом расстоянии друг от друга. Звучит «Колыбельная».

К детям подходит девочка с тоненькой палочкой в руке — это «фея сна». Она касается плеча одного из детей, тот засыпает (наклоняет голову и закрывает глаза). Фея обходит всех детей и смотрит: все ли спят, улыбается и тихонько уходит.

3-й год обучения

Игра «Друзья»

Цель: развитие навыков общения, воспитание доброжелательного

отношения к сверстникам.

Дети делятся на пары, повторяют слова и действия педагога.

Я подрос                     (показывают на себя, становятся на носочки),

И ты подрос                  (показывают на своего партнёра).

У меня нос                     (дотрагиваются до своего носа),

У тебя нос                      (дотрагиваются до носа своего партнёра),

У меня губки сладкие    (дотрагиваются до своих губ),

У тебя губки сладкие     (дотрагиваются до губ своего партнёра).

У меня щёчки гладкие    (гладят свои щёки),

У тебя щёчки гладкие     (гладят щёки своего партнёра).

Я тебя люблю                  (обнимаются).

«Игра с мячом»

Цель: учить детей обращаться друг к другу по имени.

Вариант 1. Дети стоят по кругу и, перебрасывая друг другу мяч, называют партнёра по имени.

Педагог обращает внимание детей на то, что нужно постараться icaK можно точнее кидать мяч, чтобы его можно было легко поймать, а передавая мяч, соблюдать правило — смотреть партнёру в глаза.

Вариант 2. Ведущий выходит в центр круга, подбрасывает мяч иверх и кричит: «Саша!». Игрок, имя которого назвали, подбегает и повит мяч и т. д. Если в группе есть дети с одинаковыми именами, можно договариваться об обращении, используя различные варианты имён (Сашенька, Сашка, Александр).

Игра «Паша — Наташа — Юля»

     Цель: закреплять умение обращаться к сверстникам по имени. Дети стоят по кругу. В руках воспитателя находится мяч. Он начинает игру и называет маршрут, по которому будет бросать мяч: «Таня — Женя» и перебрасывает мяч детям, чьи имена были названы. Игра продолжается. Педагог называет другие имена: «Паша — 11аташа — Юля» и бросает мяч Паше, Паша — Наташе, а Наташа — Юле. Юля называет следующих участников игры.

Можно называть более сложные маршруты. Если в группе есть дети с одинаковыми именами, участники договариваются использовать другие варианты имён.

Игра «Капкан»

Цель: вызвать положительный эмоциональный настрой у игроков, развивать внимание.

Игроки разбиваются на пары. Один из игроков держит свои ладони на расстоянии 25 сантиметров друг от друга — это «капкан».

Задача партнёра — провести ладонью между рук партнёра так быстро, чтобы он её не поймал. Пойманной считается рука, до которой дотронется «капкан».

Игра «Ручеёк»

Цель: способствовать установлению взаимоотношений, сплочению коллектива.

Дети становятся в пары и располагаются друг за другом, взявшись за руки и подняв сомкнутые руки вверх. Тот, кому не хватило пары, проходит под аркой рук и выбирает себе партнёра. Новая пара становится позади, а освободившийся участник игры заходит в ручеёк и ищет себе пару и т. д.

Упражнение «Подарок другу»

Цель: формировать навыки взаимодействия детей, учить устанавливать друг с другом зрительный контакт при общении и выражении благодарности.

Дети распределяются по парам. Один ребёнок из пары держит игрушку. Педагог подходит к каждой паре и спрашивает: «Кому ты дашь игрушку?» Ребёнок протягивает игрушку сверстнику, смотрит ему в глаза и говорит: «На», «Возьми», «Это тебе».

Педагог спрашивает у второго ребёнка: «Кто тебе дал игрушку?» Тот называет имя сверстника, который дал ему игрушку, смотрит ему в глаза и говорит: «Спасибо». Аналогичные вопросы педагог задаёт каждой паре детей.

Затем дети меняются ролями. После этого игрушку помещают в центр, дети берутся за руки и танцуют вокруг неё.

Упражнение «Просьба»

     Цель: учить детей формулировать просьбу и благодарить. Педагог выступает в роли ведущего. Во время подготовки к прогулке дети по очереди обращаются к нему с просьбой. За каждую вежливо сформулированную просьбу и использование вежливых слов ребёнок получает фишку.

Примерные варианты просьб:        

«Ольга Васильевна, помогите, пожалуйста, завязать шнурки», «Помогите подтянуть колготы», «Дайте, пожалуйста, мою шапку» и т. д. В процессе игры — «Откройте, пожалуйста, коробку». Педагог: «Я открыла коробку». Ребёнок: «Спасибо». (Если игрок забыл сказать «Спасибо», то он не получает фишку или выбывает из игры.)

В повседневных социально-бытовых ситуациях (в процессе умы-пания, приёма пищи, подготовки к занятиям) закрепляется умение детей обращаться ко взрослому с просьбой, при этом поощряется умение высказывать свою просьбу и благодарить после её удовлетворения.

Читайте также:  Тренинг раннего развития в паре мама ребенок

Игра «Подумай и скажи»

     Цель: учить узнавать предмет по характерным признакам. Дети сидят полукругом, перед ними — корзина с овощами (фруктами). Педагог смотрит в корзину и называет признаки одного из предметов: «зелёный, длинный, овальный, вырос на грядке». Если получен правильный ответ, овощ достаётся из корзины и перекладывается на поднос. Ребёнок, который дал верный ответ, получает фишку. Игра продолжается, пока не будут рассмотрены все предметы в рамках изучаемой темы.

Упражнение «Кто что умеет делать»

Цель: учить подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных.

Ребёнку показывают картинки с изображением животных, предлагают назвать и показать действия, которые он может выполнять.

Например, кошка — мяукает, мурлычет, царапается, лакает молоко, ловит мышей, играет с клубком; собака — лает, сторожит дом, грызёт кости, рычит, виляет хвостом, бегает.

Такую игру можно проводить на разные темы.

Игра «Пальчики разговаривают»

    Цель: способствовать поддержанию контакта между детьми. Дети распределяются по парам. Участники выставляют навстречу друг другу свою правую руку. Большие пальцы «начинают разговор». Беседуя, они могут толкать, поглаживать, обвивать друг друга. Темы общения задаёт педагог, например:

Пальцы встретились, обрадовались друг другу, обнялись, поцеловали друг друга.

Пальцы пошли рядышком прогуляться (пальцы плотно прижимаются друг к другу).

Они стали ругаться и даже подрались.

Пришли маленькие пальчики (в игру включается мизинец новой руки).

Они разняли драчунов.

Большие пальцы стоят в стороне друг от друга, они обижен

Пальцы помирились.

Упражнение «Холодно — жарко»

     Цель: упражнять детей в напряжении и расслаблении мышц

туловища.

Мама-медведица ушла. Подул холодный северный ветер и пробрался сквозь щёлки в берлогу. Ребята-медвежата замёрзли. Они сжались в маленькие клубочки — греются. Потом стало жарко. Медвежата выпрямились, расслабились.

4-й год обучения

Игра «О чём спросить при встрече» 

Цель: учить детей вступать в контакт и поддерживать общение.

Дети сидят (стоят) по кругу. Один из детей держит предмет (мяч, куклу и т. п.). Задача игроков — передавая предмет, задать друг другу вопрос и получить на него ответ.

Примерные вопросы: Как тебя зовут? Сколько тебе лет? С кем ты живёшь? У тебя есть брат или сестра? Как зовут твою маму? С кем ты дружишь? С чем ты любишь играть? Ты не хочешь спать? Ты пойдёшь гулять на улицу? Что ты любишь кушать?

На начальном этапе обучения вопрос и ответ может формулировать педагог, затем задавать только ориентир для постановки вопроса (спроси об игрушке, о настроении, друге, погоде, одежде и т. д.).

Упражнение «Вопрос — ответ» 

Цель: развивать у детей умение отвечать на вопросы партнёра. Дети стоят по кругу. Один из них держит в руках мяч. Задавая вопрос, игрок бросает мяч партнёру. Партнёр, поймав мяч, отвечает на вопрос и перебрасывает его другому игроку, при этом задаёт свой вопрос и т. д. (например: «Как зовут воспитательницу?», «Какую игру ты любишь?» :— «Ловишки» и т. д.).

Игра «Вежливые слова»

Цель: учить детей вежливо заканчивать диалог, используя вежливые слова и ласковые интонации.

Дети сидят по кругу и, передавая друг другу привлекательный предмет, называют слова, которые чаще всего используются при завершении диалога (до свидания, до встречи, всего хорошего, ещё увидимся, спокойной ночи и т. д.). Педагог обращает внимание на то, что прощаясь (уходя домой из детского сада, после окончания разговора и в других ситуациях) необходимо посмотреть другу в глаза. Умение отрабатывается в естественных ситуациях общения.

Игра «Приглашение»

Цель: учить детей приглашать друг друга и вежливо отвечать на приглашение.

Дети разбиваются на пары. Часть детей вместе с педагогом обсуждают варианты приглашения друзей (куда бы они могли пойти, поехать, чем заняться). Затем один игрок приглашает сверстника. Другой — принимает приглашение. После этого дети меняются ролями: первый ребёнок приглашает друга, второй принимает приглашение.

Приглашение можно сопровождать вручением красивой открытки.

Примерные варианты:

«Лена, давай поиграем с куклой». — «Давай, бери куклу, будем играть».

«Денис, давай построим гараж». — «Давай возьмём кубики и построим гараж».

«Толя, я приглашаю тебя на свой день рождения». — «Спасибо. Я приду к тебе».

«Света, пойдём в театр вместе». — «Хорошо, мы вместе пойдём || театр».

«Саша, я приглашаю тебя в цирк». —- «Спасибо, я очень хочу пойти с тобой в цирк».

«Оля, приходи ко мне в гости». — «Спасибо, Ира, я вечером приду к тебе в гости».

Игра «Можно — нельзя»

Цель: учить анализировать и правильно реагировать на различные социально-бытовые ситуации.

В руках у детей — по две карточки: зелёная и красная. Зелёная означает можно, красная — нельзя. Педагог описывает различные ситуации взаимодействия, а дети оценивают их с помощью карточек и обосновывают своё мнение.

Можно ли разговаривать с полным ртом?

Можно ли перебивать разговор людей?

Можно ли садиться за стол с грязными руками?

Можно зайти утром в группу и не поздороваться?

Тебе подарили подарок. Нужно сказать «спасибо»?

Можно ли передразнивать говорящего?

Игра «Разговор по телефону»

Цель: развитие умения вести диалог по телефону на соответствующую тему (тему задаёт педагог — поздравить с днём рождения, пригласить в гости, договориться о выходе на улицу и т. д.). Участники игры держат телефонную трубку, набирают номер телефона и ведут диалог.

Примерные диалоги:

-Привет, Таня. Поздравляю с днём рождения. Желаю тебе здоровья, весёлого настроения.

-Спасибо. Приходи ко мне на день рождения.

-Хорошо, приду. Пока.

-Привет, Ваня. Ты пойдёшь гулять на улицу?

-Да, я одеваюсь и выхожу.

-Жду тебя во дворе.

Света, ты идёшь в театр?

Да, иду.

С кем ты идёшь в театр?

С мамой. А’ты?

Я с сестрой.

Пока. Встретимся в театре.

Упражнение «Кто назовёт больше действий»

Цель: учить подбирать слова, обозначающие действия с предметом.

Детям показывают предмет либо его изображение (предметную или сюжетную картинку) и предлагают подобрать как можно больше действий.

Что можно делать с куклой? (Играть, гулять, кормить, лечить, купать.)

Что можно делать с цветами? (Рвать, сажать, поливать,

нюхать, ставить в вазу.)

Что делает дворник? (Подметает, убирает, поливает цветы, чистит дорожки от снега, посыпает их песком.)

Что делает самолёт? (Летит, гудит, поднимается, взлетает,

садится.)

За каждый правильный ответ ребёнку вручается цветная ленточка. Побеждает тот, кто больше всех наберёт ленточек.

Источник