Игры для развития речи ребенка зпр
Мария Гаврикова
Подборка игр по развитию разных компонентов речевой системы для детей с УО и ЗПР для воспитателей и специалистов
Подготовила Беляева К. А. Гаврикова М. О.
Комплекс логопедических игр для детей с УО и ЗПР
Предлагается комплекс коррекционно-развивающих игр и упражнений для развития речи и других ВПФ у детей дошкольного возраста с диагнозами с задержкой психического развития и умственной отсталостью.
1. Развитие артикуляционной моторики.
Логопедическая игра.
1. Высунь язык и продержи на нем трубочку как можно дольше.
3. Ту же трубочку нужно зажать губами и натянуть рукой. И надо стараться удержать трубочку губами!
4. Открой рот и постарайся удержать трубочку в равновесии на языке. Можно прижать к верхним зубам, но рот закрывать нельзя.
5. Сделай усы! Удерживай трубочку у верхней губы с помощью кончика языка.
6. А теперь делаем усы, удерживая трубочку губами.
7.Теперь задание потруднее: трубочку нужно удержать в вертикальном положении (почти, зажав один конец между нижними зубами и языком.
2. Развитие фонематического слуха.
Для воспитателя
А). Игра «АУ».
Цель: развитие интереса к сверстникам, фонематического слуха.
Задачи: научить ребенка узнавать неречевые звуки, научить ребенка различать высоту, силу и тембр голоса на материале одинаковых звуков, различение близких по звуковому составу звуков, различение слогов, различение фонем. Количество играющих 5-6 человек.
Ход игры: один ребенок стоит в хороводе, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему «Ау» и потерявшийся должен угадать кто звал (воспитателям).
Для логопеда
Б). Игра «Поймай звук».
Цель: развитие фонематического восприятия.
Задачи: научить ребенка узнавать звуки речи, дифференцировать звуки, различение близких по звуковому составу звуков, различение слогов, различение фонем.
Ход: Хлопнуть в ладоши, если слышится звук «м».
М, а, п, з, ш, м ма, па, ко, су
Если слышишь [а] – хлопни, [у] – топни.
Мак, лук, мышка, кот, сыр, мыло, лампа. (логопедам)
Для УО
В). «Назови звук, найди звук» с предметными и сюжетными карточками.
3. Развитие речевого дыхания
Для воспитателя
Б). Игра «Лети, бабочка».
Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха, активизация губных мышц.
Оборудование:2-3 яркие бумажные бабочки. Педагог показывает ребенку бабочек и предлагает с ними поиграть. Смотри, какие красивые разноцветные бабочки. Посмотрим умеют ли они летать. Педагог дует на бабочек. Смотри, полетели! Как живые! Теперь ты попробуй подуть. Какая бабочка улетит, дальше? (воспитателям)
3. Лексика и грамматика.
Для воспитателя
Б). Игра «Логико-малыш».
Цель: развитие логического мышления, воображения, лексики и грамматики. (логопедам)
При УО
Игра «Кто что делает?» он идет, сидит.
4. Связная речь
Для логопеда
А). Игра «Сыщики» с фонариком.
Цель: Составление связного высказывания, построение предложения с согласованием частей речи.
Я вижу…окно, ручку, белку) (воспитателям)
Этот пирожок с рыбой, с вареньем, с картошкой…
Для УО: Это ко, это бе, это мяу, это гав…
Цель: Игра на развитие связной речи, произвольной деятельности, наблюдательности, воображения, внимания.
5. Графомоторное развитие.
А). Игровизор «Воскобовича».
Цели: развитие графо моторных навыков, развитие психических функций: памяти, внимания и мышления, творческого воображения, умение сравнивать, анализировать и сопоставлять. (логопедам)
Цель: развить мелкую моторику и координацию руки ребенка – научить его проводить линии, выполнять, штриховку разных видов, копировать рисунки, рисовать и писать по клеточкам и на линейках.
Волшебная рыбка.
Для УО – Лабиринт тактильный.
6. Мелкая моторика.
Игры на развитие межполушарного взаимодействия
1. кольцо
2. Кулак, ребро, ладонь
Цель: развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела, произвольности самоконтроля, мелкой моторики, концентрации внимания
Кулак – ладонь – ребро
Покажите ребенку положение,которое должны занимать руки по команде:
• «Кулак» – кулак лежит на столе.
• «Ладонь» – ладонь лежит на столе тыльной стороной вверх.
• «Ребро» – ладонь стоит ребром на столе.
Сначала играйте одной рукой:
•команды в прямом порядке: «Кулак, ладонь, ребро, кулак, ладонь, ребро…»
• команды вразнобой, например, «Кулак, ребро, ладонь, ребро, кулак, ладонь…»
Более сложный вариант – игра обеими руками (руки должны двигаться синхронно).
7. Развитие темпа, ритма.
Для логопеда
Б). Игра «Радисты». Отстукивание ритмического рисунка, согласование движений руки и речи
БА – БО – БУ
БУ – БУ – БА
БА – БА – БО
БО – БО – БУ
В). Игра «Молоточки»
Цель: развитие темпо-ритмической стороны речи
Определение количества слогов в слове с сопряженным отстукиванием, отхлопыванием.
Источник
В ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ.
ВЫЗЫВАЕМ РЕЧЬ У НЕГОВОРЯЩЕГО РЕБЁНКА. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ.
- Упражнение «Дай. Да – нет»
Цель – учить произносить слова да, нет, дай.
- Перед ребёнком стоят 5-7 игрушек.
– Хочешь поиграть? Попроси. (Жест-просьба или «Дай»)
Поиграйте вместе с ребёнком (Игрушка ходит, танцует и т.д. Сами оречевляйте действия игрушки. Если ребёнок будет играть по-своему, пусть недолго поиграет.)
Затем игрушку вернуть на место.
– Свинью? (Качает головой или «Да-нет»)
- Перед ребёнком чудо-сундучок и пенопластовые фигурки.
– Хочешь поиграть?
– Попроси. (Жест-просьба или «Дай»)
Взрослый даёт одну фигурку.
-Брось в сундучок. (ребёнок бросает фигурку).
Таким образом, в сундучке оказываются все фигурки.
– Хочешь достать? (Да)
– Это машина? (Да-нет) и т.д.
- Перед ребёнком (чтобы сам не смог достать) лежат яркие картинки.
– Хочешь посмотреть? Попроси.
– Дай (жест-просьба).
– Мяч?
– Нет.
– Куклу?
– Да.
Взрослый отдает картинки по очереди, вместе рассматривают их, нанизывают на шнурок или кладут в коробку.
Игра продолжается далее до последней картинки.
- Игра «Камешки»
Цель – учить произносить слово бух.
Ребёнок бросает камешки или крупные бусины в воду сопровождая словом «бух».
- Игры с песком
Игра «Да – нет»
Рассмотреть формочки и назвать каждый слепок (пчела, черепаха, рыбка).
Пусть ребёнок сам сделает любой куличик. Похвалите его.
Теперь ваша очередь. Сделайте куличик и спросите: «Это пчела?». Пусть ребёнок в ответ покачает головой или скажет «да – нет».
Так несколько раз.
Предложите ребёнку нарисовать на песке следы животных.
«Идут медведи» (топ-топ) С силой надавливать кулаком на песок.
«Прыгают зайцы». (прыг-скок) Кончиками пальцев ударять по поверхности песка в разных направлениях.
«Ползут змейки». (ш-ш-ш) Рисовать волнистые линии кончиками 2-х пальцев.
«Бегут жучки-паучки» (ж-ж-ж) Двигать кончиками всех пальцев, имитируя движения насекомых.
- Игра «Грузовик и груз»
Цель – учить произносить слова бух, цап.
Ребёнок берёт кубики, приговаривая: «Цап». Бросает кубики в кузов, сопровождая словом «бух».
- Игра «Что кому?»
Цель – учить произносить слова мяу, гав.
Рассмотреть вместе уже собранные пазлы (всё для собаки, всё для кошки).
– Кошка говорит: «Мяу!»
– Собака говорит: «Гав!»
Перемешать пазлы и перевернуть их изображением вниз. Брать пазлы по одному и спашивать ребёнка:
– Кому?
Стимулировать к ответам «мяу» или «гав».
- Рисование «Червяк ест яблоки» (например, в книге «Я рисую водой»)
Цель – учить произносить звукоподражание ам в момент рисования.
Взрослый:
– Какое красивое дерево, на нем растут яблоки. Это червяк (показать картинку ли нарисовать червяка), он очень любит яблоки.
Взрослый окунает палец ребёнка в воду (или красную пальчиковую краску), нажимает на яблоко и произносить «ам», стимулируя ребёнка каждый раз при нажатии пальцем на яблоко произносить:
– Ам!
Можно нарисовать на обычном листе контур огурца, тогда червяк будет есть огурец. По логике после нашествия червяка яблоко должно исчезнуть, а у нас наоборот появляется. Пусть вас это не смущает.
Исчезнет оно в том случае, если вы воспользуетесь ручкой-«шпионом». Ребёнку это тоже будет интересно.
- Упражнение «Летающие игрушки» (Дай. Да – нет. Би,чух,буль,у.)
Цель – развивать внимание, учить произносить «би,у,чух,буль»
Взрослый держит в руках яркую игрушку. Игрушка медленно едет (летит, плывёт), прячется за спину, поднимается вверх или опускается вниз, вправо-влево, быстро едет (летит, плывёт).
Для каждой игрушки свои звуки:
машина – би-би
поезд чух-чух
подводная лодка – буль-буль
самолёт – у-у-у (как ветер)
Перед ребёнком стоят 5-7 игрушек.
– Хочешь поиграть? Попроси. (Жест-просьба или «Дай»)
– Машину? (да-нет)
– Самолёт? (да-нет) и т.д.
- Рассматриваем картинки «Чей это голос?»
Цель – вызвать звукоподражания му, мяу, бе, ме, ко, пи, га, кря.
– Как говорит корова?
Ребенок обводит пальчиком корову и произносит: «Му-у-у»
– Это маленький теленок. Как говорит теленок?
Ребенок несколько раз стучит пальцем рядом с теленком и говорит: «Му,му,му»
Взрослый раскладывает перед ребенком картинки с изображением детенышей.
– Малыши хотят позвать свою маму. Как позовет маму теленок?
– Му, – отвечает ребенок.
Взрослый дает ему картинку с коровой. Обе картинки можно убрать, чтобы не отвлекали внимание. И т.д
- Рисуем круги-шарики
Цель – учить произносить гласные звуки (А,О,У,И,Э,Ы)
Взрослый берет карандаш и рисует внутри шаблона круг, произнося любой гласный. Ребёнок подражает, рисует карандашом этого же цвета и произносит этот же звук.
Взрослый берет карандаш другого цвета и во время рисования произносит другой гласный. Ребенок повторяет.
Можно убрать шаблон. На листе получатся разноцветные круги. Пофантазируйте и превратите эти круги в какой-нибудь предмет. Можно создать целый альбом и рассматривать потом с ребенком получившиеся рисунки.
- Развивающй плакат-пазл с наклейками «Домашние животные»
Цель – вызвать звукоподражания му, мяу, бе, ме, ко, пи, га, кря.
- Рассмотреть ту часть, где уже нарисованы домашние животные.
– Как говорит корова?
– Это маленький теленок. Как говорит теленок?
Ребенок несколько раз стучит пальцем рядом с теленком и говорит: «Му,му,му»
- Давать наклейку-детеныша домашнего животного.
– Кто пришел? (му)
Вместе наклеивают теленка на плакат. И т.д. по очереди – Это маленький теленок. Как говорит теленок?
Ребенок несколько раз стучит пальцем рядом с теленком и говорит: «Му,му,му»
позвать свою маму. Как позовет маму теленок?
– Му, – отвечает ребенок.
Взрослый дает ему картинку с коровой. Ребенок наклеивает корову рядом с теленком.
В итоге получается фермерский двор с животными и их детенышам.
Источник
Наталья Езжалова
Словесные игры для детей с задержкой психического развития
Игры для детей с задержкой психического развития
Игра “Найди отличие” (3-5лет)
Цель : развитие умения сосредоточить внимание на деталях.
Ход игры : Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке.
Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.
Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.
Продолжительность 5-7 минут
Игра “Обезьянки” (1, 5-7 лет)
Цель игры : развитие объема внимания, координации движений, памяти.
Оборудование : кирпичики одного или нескольких цветов (у всех детей и ведущего наборы должны быть одинаковыми, или счетные палочки, или набор для игры “Танграм”, “Вьетнамская игра” и т. д.
Ход игры :ведущий предлагает детям : “Давайте мы с вами сегодня “превратимся” в обезьянок. Лучше всего обезьянки умеют передразнивать, повторять все, что видят”. Ведущий на глазах у детей складывает конструкцию из кирпичиков (или из того материала, на котором проводится игра). Ребята должны возможно точнее скопировать не только конструкцию, но и все его движения.
Вариант : построенную на глазах у детей конструкцию закрывают листом бумаги или коробкой и им предлагается сложить ее по памяти (потом результат сравнивается с образцом) .
Продолжительность 7-10 минут
Игра «Иголка и нитка» (3-7лет)
Цель : развитие сообразительности, ловкости, быстроты реакции у детей, страдающих задержкой психического развития.
С аутичным ребенком воспитатель выполняет движение вместе, держа его за руку.
Ход : Дети становятся друг за другом.
Первый – иголка. Он бегает, меняя направление. Остальные бегут за ним, стараясь не отставать. Игру сопровождает французская народная песня «Горбуны» .Продолжительность 7-10 минут
Игра «Идем за Синей птицей» (5-7лет)
Цель : тренировать эмоционально-волевую сферу у детей.
Ход : Дети идут по залу змейкой, взявшись за руки, произносят многократно под музыку (И. Сац «Шествие») слова :
Мы длинной вереницей
Идем за Синей птицей,
Идем за Синей птицей,
Идем за Синей птицей.
Продолжительность 5-7минут
Игра «Флажок» (3-7лет)
Цель : преодоление двигательного автоматизма. Рекомендуется гипер- и гипоактивным детям.
Ход : Играющие ходят по залу под «Болгарскую песню» в обработке Т. Ломовой. Когда ведущий поднимает вверх флажок,
все дети должны остановиться, хотя музыка продолжает звучать.
Продолжительность 7-10 минут
Игра : «Картинки» (3-7лет)
Цель : развивать зрительную память (кратковременную и долговременную) .
Инструкция : Сейчас я вам буду показывать десять картинок, на каждой из которых изображен знакомый вам предмет (время показа 1-2секунды). А теперь назовите предметы которые вы запомнили. Порядок значения не имеет.
Продолжительность 5-7минут
«Игра в слова» (5-7лет)
Цель : развитие слуховой памяти.
Инструкция :
Я назову несколько слов,а вы их запомните : стол, заяц, слон, шкаф, волк, диван….
Попросить повторить через 15-20 секунд. Аналогично можно провести упражнение на запоминание фраз. В этом случае развивается еще и смысловая память.Например :
Мальчик устал
Девочка плачет
Папа читает
Мама готовит
Бабушка отдыхает
Если у ребенка постарше появляются трудности в повторении слов фразы, которые ему называют, дайте ему лист бумаги и карандаш и предложите схематически сделать рисунок, который поможет в запоминании.
Продолжительность 7-10минут
Игра : «Угадай, что я загадал?» (5-7лет)
Цель : развивать образную память, речь.
Ход : Вы описываете любой предмет из окружения ребенка. Задача ребенка определить этот предмет.Например : этот предмет большой, мягкий, удобный, со спинкой и подлокотниками. Что это? Затем пусть ребенок загадает вам свой предмет.
Продолжительность 7-10минут
Упражнение «Чудесный мешочек». (6-7лет)
Цель : Формирование мыслительных операций «обобщение» и «классификация» .
Ход : В мешочек опускаются кружочки разного цвета. Дети достают по одному кружочку,называют его цвет : «У меня красный кружок, у меня жёлтый кружок, у меня зелёный кружок». Все кружочки выставляются на доске.Дети отвечают на вопрос : «Что у меня выставлено на доске?» (Круги) .
Продолжительность 7-10минут
Упражнение «Назови три предмета» (5-7лет)
Цель : Формирование мыслительной операции «конкретизация» .
Ход : Правила игры : детям предлагается поймать мяч и на одно слово педагога подобрать три, подходящие к нему. Например, к слову мебель –диван, стол, кровать и т. д.
Продолжительность 7-10минут
Источник
Игры и упражнения на развитие слухового восприятия.
Сила звука (3-4 года)
Сыграть громкий звук, сказать: «Это громко!». Сыграть тихий звук, сказать: «Тихо». Стукнуть об стол рукой громко и тихо. Попросите ребенка тукнуть громко и тихо, сыграть тихо и громко. Обратите внимание на движение рук. Спойте звук «А» громко и тихо.
Пройдите по комнате громко и тихо. Сыграйте мелодию громко и тихо. Попросите под разную мелодию по-разному пройти. Попросите сменить движения, когда играет тихая музыка, и когда играет громкая музыка: тихо бежит лисичка, громко идет медведь.
Различи настроение мелодии (4- 6 лет)
Прослушать вместе с ребенком разные мелодии, желательно парами, контрастные. Назвать их характер. Подготовить заранее картинки, отражающие такие настроения, дать ребенку выбрать к этой музыки картинку.
Игры и упражнения на развитие зрительного восприятия.
«Пирамидка» (3 – 4 года)
Цель: улучшение качества деятельности зрительного анализатора; развитие цветоразличения.
Дидактический материал: пирамидка, состоящая из колец разных цветов.
Описание задания. Ребенку предлагается назвать и показать на пирамидке все известные ему цвета. Далее воспитатель поочередно показывает и называет цвета на пирамидке. Потом это же проделывает ребенок. Затем воспитатель просит ребенка показать цвет: красный, зеленый, желтый и т.д.
«Спрятались от дождика» (3 – 4 года).
Цель: развитие различения формы, классификация основных геометрических фигур.
Описание задания: Для этой игры нужно вырезать основные геометрические фигуры и три зонтика из бумаги. Положите под каждый зонтик на рисунке по одной фигуре. Попросите ребенка спрятать фигуры по зонтики. Все одинаковые фигуры спрятались под один зонтик.
«Дорисуй фигуры» (4- 5 лет)
Цель: развитие целостности восприятия.
Дидактический материал: лист с изображением недорисованных геометрических фигур.
Описание задания. Ребенку объясняют, что художник забыл дорисовать геометрические фигуры, поэтому они «дырявые». Ему предлагают дорисовать фигуры, чтобы они стали целыми.
Игры и упражнения на развитие тактильного восприятия.
Узнай предмет на ощупь (4-5 лет)
В мешочек или коробочку положить знакомые для ребенка мелкие предметы (расческу, ложку, карандаш, щетку, конфету). Завяжите глаза и попросите узнать предмет на ощупь.
Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет (5-6 лет)
Завяжите ребенку глаза и вкладывайте в руку разные предметы: деревянные, пластмассовые, металлические, бумажные, тряпичные.
Игры и упражнения на развитие произвольного внимания
«Запрещенные движения»
Цель: формировать собранность внимания.
Инструкция: Ребята, встаньте ровненько. Все внимание на меня. Я сейчас буду делать определенные движения руками, а вы будьте внимательны и все движения повторяйте за мною. Но не забывайте об одном правиле: нельзя опускать руки вниз. А если я опускаю вниз руки, вы должны в ответ поднять свои руки вверх. Готовы? Кто ошибется, выбывает из игры.
«Прямой и обратный счет»
Цель: развивать способность к распределению внимания.
Повторим обратный счет от 10 (10, 9, 8, 7, б, 5, 4, 3, 2, 1). Повтори его еще раз, но одновременно выполняй движения, какие буду делать я (простые физические упражнения, рывки руками).
«Нарисуй»
Цель: развивать произвольное внимание.
Инструкция: Нарисуй в один ряд десять треугольников (необходимо дать ребенку лист бумаги и цветные карандаши). Будь очень внимателен. Заштрихуй красным карандашом 3, 6 и 9 треугольники. Зеленым — 2 и 5, синим карандашом 4 и 8 и т.д
Игры и упражнения на развитие мнестической деятельности.
«Кто не на месте?»
Цель: развитие целенаправленного запоминания и припоминания.
Дидактический материал: десять небольших игрушечных животных.
Описание задания. Игрушки выставляются перед ребенком на столе в один ряд. Воспитатель предлагает ребенку запомнить, какая игрушка на каком месте находится. Затем ребенок отворачивается, а воспитатель переставляет местами две игрушки. После чего ребенок поворачивается и отвечает на вопрос: «Кто не на месте?» Игра проводится 5-6 раз.
«Запомни картинки» (4- 5 лет)
Цель: развитие зрительной памяти.
Дидактический материал: пять картинок с изображениями знакомых предметов: стула, куклы, яблока, кастрюли, тарелки.
Описание задания. Ребенок рассматривает пять картинок и запоминает, что на них нарисовано. Затем картинки переворачивают. Воспитатель показывает на перевернутую картинку, а ребенок должен вспомнить и назвать предмет, изображенный на ней.
«У оленя дом большой» (4 – 5 лет)
Цель: развитие умения использовать мнемонические приемы для запоминания текста.
Описание задания. Ребенок знакомится с игрой. Воспитатель, проговаривая текст игры, сопровождает его движениями.
У оленя дом большой,
Дети скрещивают руки над головой, изображая крышу.
Он глядит в свое окошко.
Руки перед лицом изображают окно.
Заяц по лесу бежит,
Производят движение руками, как при беге.
В дверь к нему стучит:
Кулачком имитируют стук в дверь.
Стук-стук.
– Дверь открой!
Там в лесу охотник злой!
Большим пальцем через плечо показывают, что сзади охотник.
– Заяц, заяц, забегай!
Лапу подавай!
Вытягивают руки вперед.
Повторить 3-4 раза в медленном темпе.
Игры и упражнения на развитие наглядно-действенного мышления.
С раннего возраста детей можно обучать разбирать и собирать пирамидки. Первоначально детей обучают собирать пирамидки из 4-5 колец одного цвета, последовательно уменьшающихся по величине. Затем детей обучают собирать пирамидки из колец, чередуя их по форме, цвету. Более сложный вариант – это чередование разных геометрических тел одинакового, а затем разного цвета.
Детям также предлагается собирать разные картинки с использованием образцов. Образцы могут быть полностью расчленённые, частично расчленённые и нерасчленённые. Можно предлагать детям односторонние и двусторонние разрезные картинки. Количество разрезных картинок постепенно увеличивается то 2-4 до 6-8.
Детей обучают составлению геометрических фигур или образных изображений из геометрических фигур.
Игры и упражнения на развитие наглядно-образного мышления.
Развитию наглядно – образного мышления способствуют следующие виды заданий: рисование, прохождение лабиринтов, конструирование, не только по наглядному образцу, но и по словесной инструкции, а также по собственному замыслу ребенка, когда он прежде должен придумать объект конструирования, а затем самостоятельно его реализовать, а также конструирование по моделям.
Для развития наглядно-образного мышления рекомендуется использовать различные виды заданий с палочками или со спичками (выложить фигуру из определенного числа спичек, перенести одну из них, с тем – чтобы получить другое изображение, соединить несколько точек одной линией, не отрывая руки).
Задания со спичками, такие как «Составить 2 равных треугольника из 5 палочек» или «Составить 2 равных квадрата из 7 палочек» и многие другие, развивают не только наглядно-образное, но и пространственное мышление.
Игры и упражнения на развитие словесно-логического мышления
«Составь предложение»
Цель упражнения – развитие способности у детей быстро устанавливать разнообразные, иногда совсем неожиданные связи между привычными предметами, творчески создавать новые целостные образы из отдельных разрозненных элементов.
Детям предлагается придумать три слова, не связанные по смыслу, например «озеро», «карандаш» и «медведь». Затем дается задание – составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять падеж и использовать другие слова). Ответы могут быть банальными («Медведь опустил в озеро карандаш»), сложными, с выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя исходными словами и введением новых объектов («Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере») и творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи («Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь»).
«Исключение лишнего».
Задача, которую необходимо выполнить ребенку состоит в исключении одного предмета, не имеющего некоторого признака, общего для остальных.
Берут любые три слова, например: «собака», «помидор», «солнце». Надо оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно слово, «лишнее», не обладающее этим общим признаком, исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное – больше признаков, объединяющих оставшуюся пару слов и не присущих исключенному, лишнему.
Не пренебрегая вариантами, которые сразу же напрашиваются (исключить «собаку», а «помидор» и «солнце» оставить, потому что они круглые), желательно поискать нестандартные и в то же время очень меч кие решения. Побеждает тот, у кого ответов больше.
Эта игра развивает способность не только устанавливать неожиданные связи между разрозненными явлениями, но легко переходить от одних связей к другим. Игра учит также одновременно удерживать и поле мышления сразу несколько предметов и сравнивать их между собой. Немаловажно, что игра формирует установку на то, что возможны совершенно разные способы объединения и расчленения некоторой группы предметов, и поэтому не стоит ограничиваться одним единственным «правильным» решением, а надо искать целое их множество.
Источник