Игры для развития ребенка в кухню

Игры для развития ребенка в кухню thumbnail

Ирина Корсакова
Картотека развивающих игр на кухне

15 развивающих игр, в которые можно играть с ребенком на кухне

На кухне так много разных необычных и интересных предметов, правда, играть с ними и даже трогать их чаще всего нельзя. Но зачем ограничивать ребенка, когда вы сами находитесь на кухне? Пока вы готовите обед или ужин, можно организовать игру, которая поможет развить логику, воображение, внимание или мелкую моторику.

1. Золушка

Что развивает: мелкую моторику, усидчивость, наблюдательность

Что нужно: разные крупы/ бобовые, макароны разной формы

В одной большой емкости смешайте фасоль, горох, нут или макароны разной формы (ракушки, бабочки, спирали, трубочки). Поставьте перед малышом мисочки поменьше и предложите ему все рассортировать.

Другой вариант: дайте ребенку перебрать рис,гречку или пшено: покажите ему, какие крупинки плохие, и пусть малыш найдет их. Так он не только разовьет мелкую моторику, но еще и поможет вам на кухне.

2. Лепка из теста

Что развивает: мелкую моторику, воображение

Что нужно: тесто

Отличная игра, которая поможет занять ребенка, пока вы готовите. Даже если вы не собираетесь печь пироги, сделать небольшое количество теста специально для малыша не займет у вас много времени. Предложите ребенку вылепить из теста овощи, посуду для кукол, фигурки животных или игрушки.

3. Найди цвет

Что развивает: логику, внимательность

Что нужно: не нужно никаких дополнительных предметов

Выберите какой-нибудь цвет или предложите это сделать малышу, а потом попросите его найти на кухне и назвать все предметы этого цвета. Можно также спрашивать, съедобный этот предмет или нет.

Другие варианты: можно искать предметы не только по цвету, но и по форме, размеру и другим признакам.

4. Кот в мешке

Что развивает: логику, воображение, внимание, сообразительность

Что нужно: один или два пакета, мелкая кухонная утварь, овощи, фрукты

В непрозрачный пакет сложите овощи, фрукты и небольшие мелочи для кухни (чем разнообразнее будет их форма, тем интереснее). Ребенок, не заглядывая в мешок, опускает руку в мешок, выбирает «жертву», ощупывает предмет, не доставая его, и пытается угадать, что это может быть. И так с каждым предметом в мешке.

Другой вариант: в два непрозрачных пакета выложите одинаковые наборы предметов, малыш из одного мешка достает «кота», а в другом на ощупь пытается найти его пару.

5. Загадки

Что развивает: логику, образное мышление

Что нужно: фантазия мамы

Загадывайте малышу загадки про продукты, предметы для кухни, столовые приборы (можно подготовиться заранее и найти их в Интернете). Также можно придумать загадки самостоятельно. Например, «Чем ты можешь есть макароны, но не можешь есть суп?» или «У него желтая шкурка, и он кислый на вкус». А если ребенок не может сразу догадаться, давайте ему подсказки («У этого предмета четыре зубчика» или «Мы можем отрезать от него кружочек и положить его в чай»).

6. Художник

Что развивает: воображение, моторику

Что нужно: мука, соль, манка, макароны разной формы, крупы

Для того чтобы рисовать, не обязательно нужны кисти и краски. Насыпьте на тарелку муку, соль или манку и предложите ребенку создать картину при помощи пальчика.

Другие варианты: намажьте бумагу клеем, дайте ребенку крупы, горох, фасоль и макароны разной формы. Пусть малыш приклеит их на бумагу так, чтобы получилась картина.

Дайте ребенку макароны разной формы и цветов: из них можно выкладывать на тарелке или столе предметы, например, солнце, домик, дерево и т. д.

7. Кулинарная математика

Что развивает: логику

Что нужно: продукты для приготовления блюда

Собираетесь готовить суп? Выложите перед ребенком все продукты, которые необходимы для его приготовления, и вместе попробуйте рассчитать, сколько каких овощей нужно, для того чтобы суп получился вкусным (например, две картофелины, одна луковица, одна морковка). Также можно посчитать общее количество продуктов. То же самое можно проделать с салатом или компотом.

8. Вкусные слова

Что развивает: речь

Что нужно: не нужно никаких особых предметов

Пока обед готовится, можно поиграть в эту простую игру. Вы называете какое-нибудь «вкусное» слово, например, «торт», и «кладете» его на ладошку ребенку. Он должен его «съесть». Затем малыш «угощает» вас. И так по очереди вы «кормите» друг друга вкусными словами, пока не «съедите» все. Также можно поиграть в «кислые», «острые», «сладкие» и другие слова.

9. Что пропало

Что развивает: логику, память

Что нужно: продукты, предметы кухонной утвари

Положите перед ребенком несколько предметов, например, салфетку, печенье и апельсин (минимум три, но постепенно можно увеличивать количество). Пусть малыш внимательно на них посмотрит и назовет каждый из них. Затем попросите его закрыть глаза и уберите один из предметов. Затем пусть ребенок откроет глаза и назовет, что исчезло со стола. Можно усложнить задачу, убрав не один, а несколько предметов и поменяв местами оставшиеся.

10. Назови прибор

Что развивает: речь, логику

Что нужно: никаких дополнительных предметов

В эту игру можно играть двумя способами.

Первый вариант: вы просто показываете на предметы бытовой техники, продукты или кухонную утварь и спрашиваете ребенка, как это называется. Если малыш затрудняется с ответом, можете подсказать ему название и попросить рассказать, какой вкус у овоща или фрукта или для чего нужен тот или иной предмет.

Второй вариант посложнее: вы не показываете на предмет, а задаете о нем вопрос. Например, как называется предмет, на котором мы натираем овощи? (терка, как называется предмет, в котором мы кипятим воду для чая? (чайник) и т. д.

11. Помощник повара

Читайте также:  Влияние внешних факторов на внутриутробное развитие ребенка

Что развивает: воображение

Что нужно: продукты для украшения готового блюда

Часто ребенок хочет помочь маме с приготовлением ужина, но если он еще слишком мал для чистки картошки или нарезания овощей, можно доверить ему украшение готовых блюд. Приготовьте заранее все, что может пригодиться для этого (зелень, маслины и оливки, орешки и т. д., и позвольте ребенку сделать его красивым. Только попросите его проявить фантазию.

12. Макаронные украшения

Что развивает: мелкую моторику

Что нужно: макароны разной формы с дырочкой внутри, длинная нитка

Дайте малышу прочную нитку и макароны разной формы с дырочкой внутри, пусть он нанизывает их на нитку, чтобы получились красивые бусы или браслет. Если малышу трудно просовывать нитку в макароны, можно привязать с одной стороны палочку или спичку.

13. Из чего состоит блюдо

Что развивает: логику, внимание

Что нужно: только внимательно слушать ребенка

Вы уже знаете, что будете готовить на ужин? Огласите ребенку полное меню и попросите малыша рассказать, из каких продуктов состоит каждое блюдо. Если он затрудняется ответить, давайте подсказки, чтобы ребенок догадался самостоятельно.

14. Чем пахнет

Что развивает: внимание, логику

Что нужно: продукты, которые собираетесь использовать в приготовлении пищи

При приготовлении пищи давайте ребенку понюхать, как пахнут фрукты, овощи и продукты в сыром и готовом виде, и просите ребенка описать запах (сильный, резкий, неприятный). Также можно предложить ребенку угадать по запахам, витающим на кухне, что готовится.

Другой вариант: можно закрыть ребенку глаза и предложить не только понюхать продукт, но и попробовать его, а потом угадать, что это и описать вкус.

15. Где фрукт?

Что развивает: речь, ориентацию в пространстве

Что нужно: какой-нибудь фрукт

Положите какой-нибудь фрукт (например, апельсин, лимон или яблоко) на какое-нибудь видное место, а ребенок должен сказать, где он лежит, например, НА холодильнике, ПОД столом, ВНУТРИ коробки, ОКОЛО стула, РЯДОМ с плитой. Также можно спросить, что находится слева или справа от фрукта.

Другой вариант: пусть ребенок кладет фрукт на указанное вами место.

Источник

Главная проблема любой мамы — нехватка времени. Если день изо дня вам некогда приготовить даже нехитрый обед, и уж тем более не до того, чтобы целенаправленно заниматься с любимым ребенком, эта статья для вас! «Ю-мама» собрала 14 игр, которые помогут, не отходя от кухни, развить логику, внимание, память, речь, мелкую моторику и общий кругозор.

Но прежде, договоримся, что наша главная цель — не следовать инструкциям, а освободить себе немного времени и порадовать чадо. Поэтому наш лозунг: никакого перенапряжения и сложной подготовки. Мы обойдемся теми предметами, которые есть в каждом доме. И, конечно, не будем поправлять малыша, если он решит играть по своим собственным правилам. Согласны? Тогда поехали!

Крупяная песочница

В большую миску насыпаем крупу (гречку, манку). Для начала ребенок будет с удовольствием копошиться в ней ручками и рисовать пальчиками. Когда это наскучит, выдаем разнокалиберные пластиковые стаканчики и ложки (чайную, столовую, от мультиварки, деревянную и т.д.). Теперь можно пересыпать крупу из одной посудины в другую, вместе с мамой вслух считать, сколько чайных ложечек вошло в кружку, а сколько столовых. Обсудить, какой ложкой проще и быстрее наполнить стаканчик. Можно закапывать небольшие предметы в крупу, пока мама отвернулась, а потом попросить ее угадать, в каком углу миски зарыт «клад».

Любитель жидкости

Игра похожа на предыдущую, только вместо крупы, наливаем в небольшой тазик воду (на одну треть, чтобы не расплескалась). Остальной реквизит — прежний — небьющаяся мелкая посуда. Теперь можно переливать водичку «из пустого в порожнее» и «носить воду в решете» (понадобится чайное ситечко). А еще — считать ложки и сравнивать, куда входит больше воды — в высокий стаканчик или в низкую, но широкую пиалу.

Кухонная рыбалка

Наливаем в тазик воду, насыпаем туда крупную мозаику и выдаем шумовку. Пусть малыш вылавливает шумовкой кусочки мозаики и складывает их в мисочку. Как минимум, десять свободных минут вам обеспечено. По ходу дела можно считать, сколько мозаик уже выловлено. Опытным игрокам давать задания: «Сначала вылови все желтые, потом — красные», «Подцепи за один раз три штучки, а теперь — только одну» и т. д.

Капитан в поисках корабля

Для этой игры вам вновь понадобится тазик с водой. Только на этот раз, выложите перед малышом несколько предметов (металлических, пластиковых, деревянных) и попросите предположить, какой из них утонет в тазике, а какой поплывет. Постепенно кроха опытным путем установит, что полиэтиленовая крышка куда лучше подходит на роль кораблика, чем железная, что пустой пластиковый стаканчик держится на поверхности, а полный — идет ко дну.

Опыты можно продолжить с любимыми игрушками (каучуковыми и теннисными мячиками, резиновыми собачками и пластмассовыми динозаврами), а потом — просто поиграть в кораблики, разместив на плавающих крышках «экипаж» из горошин или фасолин.

Юный физик

Для новых опытов вам понадобится безопасный детский термометр для ванной и две мисочки. В одну наливаем воду погорячее (не более 37°С), в другую — ледяную из-под крана. Пусть малыш попеременно погружает градусник в разные мисочки и наблюдает, как бегает вверх и вниз столбик. Расскажите, что красная жидкость внутри термометра на самом деле состоит из крохотных частичек — молекул. И когда им тепло, они радуются и очень быстро бегают и прыгают, поэтому занимают больше места. А когда им холодно, они скукоживаются, сбиваются в кучку и тихонько сидят в нижнем уголке градусника.

Деткам постарше можно рассказать, как в чайнике закипает вода и обратить внимание на идущий из носика пар. Можно показать, как тает кубик льда в чашке с горячим чаем. Или сквозь пакет дать потрогать замороженные продукты, а потом показать какими мягкими они стали после микроволновки. Одним словом, пока мама готовит ужин, тема трех агрегатных состояний вещества будет изучена 🙂 А вернувшийся с работы папа с удовольствием послушает о больших открытиях маленького ученого и подкинет свою шикарную идею для будущих исследований.

Читайте также:  Условия развития речи ребенка от 1 до 2 лет

Робот-сортировщик

На поднос, большое блюдо или лист бумаги высыпаем несколько видов макаронных изделий (спагетти, рожки, ракушки) и просим ребенка рассортировать это безобразие по разным мисочкам. Для самых умелых в смесь можно добавлять фасоль, горох или чуть-чуть гречки. Часто такую игру называют «Золушкой», но ведь быть умным роботом куда круче! Расскажите, что сегодня на заводах именно роботы сортируют детали или изделия, идущие по конвейеру. Если детка заинтересуется, можно потом показать на видео в интернете, как это происходит.

Художник по фасоли

Те же рожки-ракушки и бобовые пригодятся для того, чтобы складывать их них картины. Конечно, первый раз вам придется показать пример того, как это делается. Но потом малыш с удовольствием будет развлекать себя сам, а маме останется только улыбаться, хвалить и изредка (если попросят!) подкидывать ценные художественные идеи. Для разнообразия можно складывать картинки из спичек.

Начинающий архитектор

Из небьющейся посуды на столе можно построить великолепные башни, дворцы и крепости. Главное, чтобы мама разрешила взять для игры эти необычные стройматериалы.

Кухонный футбол

В плоской коробке, например, из-под пиццы можно организовать настоящее футбольное поле. Ворота будут в уголках коробки или между установленными по краям солонкой и перечницей. Кладем на поле сухую горошину, выдаем футболисту или футболистке трубочку для коктейля. Теперь нужно дуть через трубочку на горошину, чтобы загнать ее в ворота. И весело, и для здоровья полезно.

Королевский стряпчий

Сидеть одному в детской, пока мама печет на кухне что-нибудь вкусненькое, совсем не интересно. Куда приятнее, вместе просеивать муку, катать сочни, лепить «бантики», прятать в пончиках карамель или просто мять в руках кусочек липкого, но такого необычного наощупь теста. Не лишайте кроху этого удовольствия! Не критикуйте его неправильные действия. Ну и пусть его булочка или вареник выйдут жесткими или развалятся — разве это главное?

Внимательный повар

Весьма странная идея, учить цвета и понятия «овощи-фрукты» по картинкам в школе развития. Почему бы не заняться этим, пока вы готовите? Расскажите, что в суп вы кладете овощи, а в компот — фрукты. Называйте их каждый раз, когда моете и режете.

Объясните, что у каждого блюда есть свой рецепт. К примеру, разложите на столе все, что вы собираетесь добавить в борщ. Пусть малыш сам назовет овощи. Повторите слова, когда будете варить суп в следующий раз. Как-нибудь внезапно добавьте к стандартному набору компонентов баночку варенья или грушу, и спросите, что на столе лишнее, не подходит для супа. Со временем можно усложнять игру: спрашивать, приготовила ли мама все, что нужно для борща, или что-то забыла в холодильнике?

Конечно, когда устаешь, трудно разговаривать с ребенком во время готовки — но это отличный способ не только занять сына или дочку, но и продвинуть их в интеллектуальном развитии. Так что если есть силы — дерзайте!

Дегустатор

Игра подойдет в тех случаях, когда мама делает салат, винегрет или фруктовый десерт — одним словом, режет чистые, готовые к употреблению продукты. Пусть ребенок сядет рядышком за стол, закроет глаза, а вы будете время от времени класть ему в рот кусочек еды. Его задача угадать по вкусу, что ему досталось на этот раз: огурчик, яйцо, яблоко или морковка?

Ясновидящий

Есть и другой вариант «угадайки». В этом случае малыш тоже сидит за столом и, не открывая глаз, пытается на слух определить, что происходит на кухне. Вот мама пустила воду в кране, после этого закрыла кастрюлю крышкой. А теперь слышно, как закипает чайник и скворчат на сковородке оладушки. Хлопнула форточка, замяукала кошка… Если прислушаться, мир кухонных звуков станет очень выпуклым и интересным.

Лучший помощник

В игру можно превратить и реальную помощь по дому. До определенного возраста малыш будет с гордостью накрывать на стол — раскладывать ложки и салфетки по количеству членов семьи. Ему понравится следить за бегущим временем по песочным часам и сообщать маме, когда пора переворачивать котлеты или выключать плиту. А как здорово украшать кашку ягодами или салат — зеленью! Такое необычное блюдо и есть вкуснее.

И помните, в один прекрасный день ваш кроха, привыкший помогать на кухне, непременно скажет: «Мамочка, доброе утро! Я приготовил тебе завтрак!»

P.S. Наш совет: мы за то, чтобы у веселых кухонных игр был минимум неприятных последствий. Возьмите на вооружение принцип педагогов Монтессори: уборка — обязательная часть игры. Пусть под рукой всегда будет тряпка, которой ребенок сможет вытирать пролитую воду, и веник с совком, на который можно собрать просыпавшуюся крупу. И, конечно, малышу пригодится свой непромокаемый фартук, как у настоящего повара.

Внимание: игры должны соответствовать возрасту ребенка. Если малыш еще тянет мелкие предметы в рот, то горошины, фасолины и т.п. можно давать только под бдительным присмотром!

Источник

Когда ребенок начинает активно ползать или уже уверенно ступает на ножки, его все чаще тянет на кухню, чтобы открыть все шкафчики, достать посуду, кухонную утварь и играть в маленького исследователя. Конечно, некоторые предметы на кухне могут быть опасными для крохи, поэтому мама в такие моменты всегда должна быть на чеку. А еще лучше — участвовать в играх малыша!

Предлагаем вам 15 простых развивающих игр, в которые родители могут поиграть с детьми на кухне!

Угадай предмет

Для этой игры вам понадобится темный пакет или мешок, мелкая кухонная утварь, овощи и фрукты.

Сложите все предметы в пакет, затем предложите малышу запустить в него руку, нащупать один из них и угадать, что это, не доставая. Для детей постарше можно усложнить задачу и взять несколько пакетов, в один сложить предметы, а в другой — его «пару». Например, парой к крышке может быть небольшая вымытая баночка.

Угадай состав блюда

Перед тем, как начать готовить обед, назовите ребенку меню и попросите его подумать, какие ингредиенты нужны на каждое из блюд. Если малыш не может угадать все, давайте подсказки. Такая игра будет развивать логику и внимательность к деталям.

игры для детей

Источник: instagram @charlottelovely

«Золушка»

Пока ребенок играет на кухне, возьмите большую миску или судок и ссыпьте в него разноцветные бобовые, крупные макароны-ракушки и т.д. и попросите малыша рассортировать эту цветную смесь.

Также можно показать ребенку «плохие» крупинки в гречке, рисе и попросить его найти такие в миске с крупой. Эта игра будет развивать мелкую моторику рук и усидчивость.

Украшения из макарон

Возьмите несколько видов макарон и прочную длинную веревочку, дайте ребенку, пусть он нанизывает их и делает бусики или браслет. Затем такие украшения можно разукрасить и играть с ними.

Если малышу сложно нанизывать на нитку в макароны, привяжите к ней с одной стороны спичку или половину зубочистки(тут будьте очень внимательны, следите, чтобы малыш не поранился!). Такая игра будет развивать мелкую моторику рук и воображение.

Цветное тесто

Если вы готовите, а ребенок играет с вами на кухне, сделайте для него немного теста из воды и муки, капните туда морковного или свекольного сока и дайте ребенку полепить. Такая сенсорная игра займет ребенка, будет развивать воображение и мелкую моторику.

развивающие игры для детей

Источник: instagram @umka.misha

Найди цвет

Поиграйте с ребенком в цвета на кухне! Назовите один любой цвет или попросите ребенка выбрать какой-либо и предложите найти как можно больше предметов такого оттенка на кухне! Чтобы игра была занимательней, посоревнуйтесь, кто назовет больше слов. Только у вас должен быть другой цвет для поисков.

Также можно искать предметы по форме, размеру, фактуре и т.д.

Рисование на соли/муке/манке

Чтобы занять малыша на кухне, высыпьте на стол немного манки, муки или соли и попросите его нарисовать картину пальчиком на этой текстуре.

Также можно смазать лист бумаги клеем, поставить перед ребенком разные сыпучие крупы и предложить ему создать из них картину или  задействовать большие макароны, из которых можно выкладывать фигуры на столе (в виде домика, человечка и т.д).

Тематические загадки

Найдите в интернете или придумайте загадки о кухонных предметах и устройте с ребенком квест с угадыванием. Например: «Он оранжевый, круглый и мы любим есть его на новогодние праздники», (мандарин). Если кроха не может сразу догадаться, давайте подсказки-ассоциации.

Такая игра будет развивать логику и образное мышление у ребенка.

развивающие игры для детей

Источник: instagram @charlottelovely

«Что исчезло?»

Чтобы развивать логику и память ребенка, не выходя из кухни, положите перед ним несколько совсем разных предметов, например, ложку, крышку, салфетку и чайное ситечко. Попросите ребенка внимательно смотреть на предметы несколько минут и назвать их вслух. Затем закройте крохе глаза и уберите один из предметов. Теперь ему нужно угадать, какого предмета не стало. Для большего азарта можно забирать несколько предметов, а оставшиеся менять местами.

«Назови предмет»

На кухне также можно научить ребенка дополнительным сложным словам, развивать его речь и логику. Для этого поставьте на видное место кухонную утварь и различные приборы, которые участвуют в приготовлении пищи. Указывайте на предмет и спрашивайте малыша, как он называется. Также можно не показывать, а проговаривать функции предмета, например: «Как называется предмет, на котором мы режем овощи и хлеб?» (разделочная доска).

«Где фрукт?»

С маленькими детишками можно изучать ориентацию в пространстве с помощью фруктов. Положите разные фрукты на видные мета и попросите кроху называть, где он видит фрукт, например: «на столе», » в тарелке», «рядом с чайником», «около мойки». Так ребенок сможет изучить предлоги, потренировать речь и закрепить понятия «лево» и «право».

развивающие игры для детей

Источник: instagram @charlottelovely

Тест на запахи

Во время того, как готовите, давайте ребенку нюхать разные ингредиенты и просите описать запах. Также можно попросить малыша угадать блюдо, которое готовится, по запаху на кухне.

Чтобы игра была веселее, можете завязать крохе глаза, дать попробовать и понюхать продукт, после чего он должен угадать, что же он пробовал.

Украшаем блюда

Мы уже рассказывали о пользе совместного приготовления пищи с детьми, но иногда все фазы этого процесса еще непосильны для малыша. В таком случае поручите ему украсить готовое блюдо на тарелках. Приготовьте орешки, оливки, листья салата, ломтики лимона и т.д и попросите малыша проявить фантазию!

детские игры

Источник: instagram @charlottelovely

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.

Использование фото: П.4 ст.21 ЗУ “Об авторских и смежных правах – “Воспроизведение с целью освещения текущих событий средствами фотографии или кинематографии, публичное сообщение или сообщение произведений, увиденных или услышанных во время таких событий, в объеме, оправданном информационной целью.”

Источник