Игры для развития ребенка с проблемами в развитии

Сегодня число детей с проблемами развития нервной системы заметно растёт. Самая частая причина проблем – повреждение ЦНС во время беременности или родов. И в этом случае нейропсихологическая коррекция –одна из популярных методик в работе с малышами. Как помочь ребёнку – в этой статье.

Нейропсихология– это научное направление на стыке нейронауки и психологии. Нейропсихология занимается изучением работы структур головного мозга и их связей с психическими процессами и формой поведения. Основная задача нейропсихолога – выявить слабые и сильные стороны работы головного мозга и сделать взаимодействие правого и левого полушария гармоничным.

Как понять, что у ребёнка есть проблемы

  • Ребёнок гиперактивный, «не слышит» взрослых, на замечания не реагирует или, наоборот, чересчур медлительный и пассивный.
  • Испытывает трудности в усвоении школьной программы. Долго выполняет домашние задания, на уроках невнимателен.
  • Заметна эмоциональная нестабильность, резкие перепады настроения.
  • Есть синдром дефицита внимания.
  • Постоянно путает «лево» и «право», сезоны, жалуется на память.
  • Плохо ориентируется в пространстве, не может скоординировать движения.

https://lucky-child.com

Дарим 1000 баллов (1балл=1руб) при регистрации на сайте https://lucky-child.com на покупку детской дизайнерской одежды Lucky Child. Зарегистрироваться сейчас!

  • Быстро переключается с одного действия на другое.
  • Присутствуют навязчивые движения (почёсывания, рисует/пишет с высунутым языком, грызёт ногти и т.д.).
  • Быстро утомляется, не может сосредоточиться на задании, тяжело осваивает чтение, грамоту и счёт.
  • Есть проблемы с речью разной сложности.
  • Наблюдается слабая познавательная деятельность.
  • Плохо развита мелкая и общая моторика и т.д.

Часто родители прибегают к помощи репетиторов, полагая, что ребёнок не понимает какой-то предмет в школе. Но, порой, причина неусидчивости и плохих отметок кроется именно в нарушении работы полушарий. Здесь нужно обращаться не к репетитору, а к нейропсихологу. Он проведёт диагностику и расскажет подробно о программе коррекции.

На что направлены нейропсихологические упражнения:

  • развитие концентрации и внимания, координации, умения чувствовать своё тело;
  • развитие памяти, мелкой и общей моторики, умения ориентироваться в пространстве;
  • работа над гармоничным взаимодействием полушарий;
  • активизация речи;
  • работа над эмоциональной устойчивостью, повышением внимания и т.д.

Дыхательная гимнастика

К сожалению, далеко не везде можно найти такого узкого специалиста, как нейропсихолог. И чтобы снизить риск возникновения проблем, родителям следует уделять большое внимание физическому развитию детей. Особенно активно это нужно делать в дошкольный период.

Для маленьких детей важно движение. С рождения и до школы у ребёнка идёт созревание сенсорных систем: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Для их правильного развития необходимо, чтобы мозг верно «перерабатывал» всю поступающую информацию. А малыш познаёт этот мир не через родителей, как кажется, а с помощью движения.

Мы хотим, чтобы дети были послушными, но это ошибочное желание. Если у малыша слабая активная деятельность, то и речь у него, как правило, тоже страдает, а это значит сбой в работе мозга. В идеале, ребёнок должен вести себя немного спокойнее, чем хулиганы из мультика «Осторожно, обезьянки»: мама замучена, зато сколько нейронных связей образовалось в головах её неугомонных малышей. Дело в том, что при выполнении определённых физических действий, и образуются эти связи, соответственно, повышается способность к обучению. Помочь в этом могут как раз нейропсихологические упражнения. Некоторые из них довольно просты и под силу любой маме.

9 нейропсихологических игр

1. Весёлый мяч

Игры могут быть самыми разными: кидать мяч, подбрасывать вверх, ловить, перекидывать друг другу, сбивать мишень, катать по полу, играть в футбол, забрасывать мяч в игрушечное кольцо и т.д. Пособие «Мяч и речь»(авторы О.И. Крупенчук, Т.А. Воробьёва) в этом поможет.

2. Балансир

Это специальный тренажёр в виде полусферы. Задача малыша – удержаться на доске. Следует придерживать кроху за руку, помогая ему сохранять устойчивость. Сопровождайте это упражнение потешками или музыкой. Дети 6-7 лет могут самостоятельно заниматься с балансиром. Такая игра направлена на концентрацию и удерживание равновесия.

3. Полоса препятствий

Чем сложнее, тем лучше. Тут уже простор для фантазии родителей. Полосу можно сделать из стульев, подушек, использовать ортопедические коврики, обручи, кубики и т.д. Ребёнок должен проанализировать полосу и выбрать ту траекторию движения, по которой он успешно справится с заданием.

4. Пальчиковая гимнастика

Для детей с патологиями речи (например, задержка речевого развития, общее недоразвитие речи и т.д.) пальчиковые игры необходимы. Как правило, у таких ребят мелкая моторика плохо развита, им сложно показать даже самые простые фигуры («коза», «заяц» и т.д.). Благодаря различным техникам пальчиковой гимнастики удаётся сделать кисть руки более гибкой. Сопровождать такие игры желательно потешками и стихами, к примеру, использовать пособие «Пальчиковые шаги», авторы Е.И. Чернова и Е.Ю. Тимофеева.

5. Су-Джок

Это колючие мячики с металлическими колечками внутри. Ими легко пользоваться, они продаются в ортопедических салонах и стоят недорого. На руках находится множество биологических точек, и при прокатывании Су-Джок между ладонями происходит стимуляции этих точек. Металлические колечки надеваются и снимаются на каждый пальчик. Такой массаж ребёнок может делать самостоятельно под присмотром взрослого. Здесь не страшно ошибиться: любое действие с «ёжиками» принесёт пользу. Вместо Су-Джок можно воспользоваться дарами природы: шишки, каштаны, орехи. Подойдут также любые колючие мячики, например, для стиральной машинки.

6. Дыхательная гимнастика

Сильный речевой выдох – залог успешной коррекции звукопроизношения. Кроме того, дыхательная гимнастика повышает тонус деятельности мозга.

Что делать:

• пускать мыльные пузыри;

• дуть через соломинку;

• дуть на игрушечный флюгер/ветродуй;

• задувать свечки;

• сдувать ватку со стола;

• дуть на бумажные кораблики, плавающие в чаше с водой;

• самостоятельно сделать из бумаги бабочку/пчёлку/листик, подвесить фигуру на ниточку и просить ребёнка на неё подуть;

• делать мыльные пузыри в воде через соломинку и т.д.

Много полезной информации по дыхательной гимнастике и не только есть в книге О.И. Крупенчук, Т.А. Воробьёвой «Исправляем произношение. Комплексная методика исправления артикуляционных расстройств».

7. Тоннель

Смастерите тоннель из подручных материалов (стулья, например) или используйте покупной. Принцип – заставить ребёнка проползти на четвереньках. Вы сами можете стать тоннелем, опершись на руки и ноги, попросить малыша проползти под вами.

8. Межполушарное рисование

Если полушария работают не слажено, то дети часто испытывают трудности в обучении, так как не происходит полноценного обмена информацией между мозговитыми «соседями». Межполушарное рисование позволяет улучшить эти связи. Предложите ребёнку нарисовать одновременно двумя руками какую-либо фигуру. А помогут в этом пособия Т.П. Трясоруковой «Развитие межполушарного взаимодействия у детей».

9. Кинезиологические упражнения

Они бодрят, тонизируют, буквально заставляют «напрячь мозги». Выполнять их можно вместе с детьми, потому что лишние нейронные связи взрослым тоже не помешают. Вот несколько вариантов игр.

Упражнение «Кулак – ладонь»

Положить на стол ладони. Одну – сжать в кулак, вторая – лежит на столе. Одновременно менять положение рук. Постепенно наращивать скорость выполнения упражнения.

Упражнение «Ухо – нос»

Левой рукой взять себя за кончик носа, правой – за левое ухо. Одновременно поменять руки: правой взяться за кончик носа, левой – за правое ухо. Повторить несколько раз.

Упражнение «Класс – заяц»

Левой рукой показывать «класс», правой – «зайчика». Одновременно менять положение рук и постепенно наращивать скорость.

Эти несложные игры помогут скорректировать в домашних условиях работу двух полушарий и снизить риск развития проблем. В любом случае, если вы заметили, что ребёнок не справляется с нагрузкой в школе, жалуется на утомляемость, страдает перепадами настроения, гиперактивен или слишком пассивен, то обратитесь за консультацией к педиатру, а он вас направит уже к узкому специалисту.

Светлана Александрова

Читайте также в нашем блоге:

Источник

Елена Каштанова
Дидактические игры для детей с нарушениями в развитии

Альбом дидактических игр и упражнений для дошкольников с особыми потребностями

Тема : «Дидактические игры для детей с нарушениями в развитии»

Разработала:

Каштанова Елена Евгеньевна

воспитатель

ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР

Игра «В зоопарке»

Вариант 1. (5-6 лет)

Цель : упражнение в согласовании слов в предложении, употреблении существительных множественного числа в именительном, винительном и родительном падежах.

Оборудование : бумажная модель клетки зоопарка, картинки с изображениями животных.

Ход игры.

Ребёнок со взрослым рассматривает картинки и называет животных. Взрослый предлагает расселить животных в зоопарке по клеткам. Ребёнок вставляет картинку в импровизированную клетку и проговаривает фразу : «В зоопарке живут львы, медведи, ежи». Пригласите другого ребёнка и спросите кого он видел в зоопарке. Предполагаемый ответ ребёнка : «В зоопарке я видел павлинов, зебр, ежей, обезьян». Помогите дошкольнику составить простые предложения с названными словами.

Вариант 2. (6-7 лет)

Цель : упражнение в отчётливом произношении слов и словосочетаний с естественными интонациями, отработка дикции.

Ход игры.

Разложите перед ребёнком картинки с изображением животных. Произнесите чётко вместе с воспитанником названия животных. Попросите найти животных название которых начинается на звук (м) (другие звуки). Заселите их в клетки и спросите зачем животных в зоопарке помещают в клетки. Разделите жителей зоопарка на группы «Животные», «Птицы», «Насекомые». Предложите нарисовать любимых животных или птиц и дополните рисунками окошки с клетками.

Игра «Цветные шнурочки»

Цель : совершенствование умения образовывать однокоренные слова по образцу, обогащение речи детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения.

Оборудование : карточки с картинками ряда масло – маслёнка, чай – чайник, хлеб – хлебница, соль – солонка, перец – перечница, сахар – сахарница, а также картинки с изображением маленьких предметов и соответственно одноимённых больших предметов (звёздочка – звезда, замочек – замок, стаканчик – стакан и т. п.) Около каждой картинки отверстия, цветные шнурки.

Ход игры.

Воспитатель предлагает продеть шнурок в одно из отверстий, например, соль. Ребёнок произносит слово. После этого педагог спрашивает в какую посуду насыпают соль (в солонку). Ребёнок протягивает шнурок к отверстию с изображением солонки. Далее действия происходят по аналогии. Также выполняются игровые действия со словами звезда – звёздочка, замок – замочек.

ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ И ЦВЕТОВОГО ВОСПРИЯТИЯ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ЗАДЕРЖКУ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ

Игра «Тепло – холодно»

(5-6 лет)

Цель : знакомство с тепло-холодными характеристиками цветовой гаммы, закрепления понятия вправо, влево, создание беспредметной живописной композиции на разделенном листе с использованием теплых и холодных цветов.

Оборудование : картинки с плоскостным изображением снежинки и солнышка, кружки из бумаги (желательно бархатной) различных цветов, иллюстрации с зимними и летними пейзажами.

Ход игры.

Воспитатель проводит беседу о холодном и тёплом временах года (целесообразно прочитать стихи). Самый холодный из цветов — синий, рядом с ним и зеленый и фиолетовый становятся холодными. Поэтому синяя, голубая, фиолетовая краски и все другие цвета, где заметны синие оттенки, считаются холодными. А красная, желтая, оранжевая краски и все оттенки с желтыми полутонами называют теплыми. Ребёнок выбирает кружочки холодных оттенков и выкладывает их на снежинке, соответственно кружочки с тёплыми оттенками – на солнышко.

Игра «Собери букет» (4-7 лет)

Цель игры: развитие творческого воображения, фантазии, усидчивости, эстетического вкуса.

Оборудование : цветы различной конфигурации, различной цветовой гаммы, стебельки, листочки, плоскостные фигуры ваз и вазонов.

Ход игры.

Ребёнок выбирает из коробки необходимые детали для составления букетов из коробки и выкладывает композицию на листе картона. Если возникают трудности, то можно предложить для рассмотрения иллюстрации с букетами из цветов и листьев.

ИГРЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР

Игра «Уборка в комнате» (4-7 лет)

Цель: изучение и закрепление пространственной ориентировки.

Оборудование : магнитная доска небольшого размера, предметы интерьера комнаты.

Ход игры.

Сначала на доску вешаем пустую квартиру, где схематично нарисован пол и потолок, ну а мебель и остальные предметы складываем на стол который находиться рядом с доской. Детям дается задание, в котором нужно сначала сказать,что все предметы и мебель упали с картинки, и что им нужно прибрать в комнате и расположить предметы как вы их попросите. Например, в центре комнаты поставить стол, справа от него поставить стул, под столом положить коврик, на стол поставить вазу, в вазу поставить букет, слева поставить диван, над диваном повесить картину, справа от картины повесить часы, на диван положить котика.

Игра «Удивительные цифры» (4-7 лет)

Цель : запоминание образа цифр, расширение и уточнение знаний об окружающем мире и самом себе, развитие речи, мышления и воображения, заинтересовать дошкольников математикой.

Оборудование : цифры, вырезанные из картона с наклеенными на них предметными картинками.

Ход игры.

Использовать цифры можно в течение любого режимного момента для индивидуальной и подгрупповой работы. Задания и условия игры можно придумать самые разнообразные.Например: цифра 1.

1. Предложить ребёнку посмотреть и назвать картинки со словом “один” (“одна”, “одно”)

2. Игра “Проверь себя”. Подумать и сказать, что бывает только одно, а потом посмотреть на цифру и дополнить свой ответ.

3.Упражнение в согласовании числительного с существительным:

назови только то, о чём можно сказать “один” (у человека всего один язык, в машине всегда только один руль, у варежки один пальчик отдельно) ;

назови только то, о чём можно сказать “одно” (у человека одно сердце)

4. Подумай, у кого ещё есть одно сердце? У кого один язык? Что у человека на лице одно?

5.Выучи загадку:

Вечером встаёт луна.

Сколько в небе лун?

Одна.

В небе солнышко одно,

По ночам луна одна.

Как закатится оно –

Появляется она.

Похожие задания можно использовать и с другими цифрами.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ

«Веселый мяч» (4-6 лет)

Цель: формирование вертикальной позы в положении сидя, навыка правильной осанки, пространственного ориентирования, речи.

Инвентарь: фитбол.

Инструкция. Играют 5—6 человек в исходном положении сидя по-турецки в кругу. Дети, проговаривая стихи про мяч,перекатывают фитбол от одного к другому в произвольном направлении:

Ты катись, веселый мяч,

Быстро-быстро по рукам,

У кого веселый мяч,

Тот исполнит песню нам.

Методические указания. Ведущий должен следить за правильной осанкой детей.

Игра «А ты так сможешь?» (3-7 лет)

Цель : стимулирование детей к стремлению максимально проявлять свою двигательную активность.

Инвентарь : на первом этапе инвентарь не требуется, для усложнения игры используйте мячи, спортивные ленты, лыжные палки, нетрадиционный спортивный инвентарь (пластиковые бутылки, полотенца, веточки, султанчики и пр.)

Инструкция. Взрослый, находящийся в позе «активного спортсмена», старается с наибольшим мастерством и красотой выполнять разные физические упражнения, доступные детям с ограниченными физическими способностями. Дети с максимальным старанием повторяют движения за взрослым. Привлеките для выполнения упражнений родителей. Можно устроить соревнование на самую лучшую спортивную фигуру в паре (ребёнок – родитель).

Источник

Гилева ольга
Игры-занятия с детьми раннего возраста с нарушениями умственного и речевого развития

Проблема нарушений речи у умственно отсталых детей рассматривается в настоящее время как актуальная, теоретически и практически значимая проблема специальной педагогики.

В настоящее время достигнуты значительные успехи в развитии разных отраслей коррекционной педагогики и специальной психологии. Многочисленные работы посвящены детям с нарушениями интеллекта, зрения, слуха, речи, эмоционально-волевой, двигательной сферы и т. д. Накоплено значительное количество фактов, характеризующих специфические особенности лиц с разными отклонениями в развитии. Детально изучены и продолжают исследоваться структура и механизмы отклонений в развитии, разработаны пути реабилитационного воздействия.

Актуальность и значимость проблемы нарушения речи у умственно отсталых детей определяется, прежде всего, когнитивной функцией речи, тесной связью процессов развития речи и познавательной деятельности ребенка.

У большинства детей раннего возраста, имеющих нарушения в речевом и интеллектуальном развитии, слабо выражен интерес к окружающему, почти отсутствует реакция на новизну. Сенсорное восприятие крайне обеднено. Контакт со взрослыми устанавливается не сразу и носит формальный характер. Внимание неустойчивое, поверхностное. Длительность сосредоточения даже в организованной деятельности не превышает 1,5 – 2 минуты, что вызывает необходимость постоянного направления его извне. Моторная активность снижена, координация движений в той или иной степени нарушена. Отмечается слабость или недостаточность совместного взаимодействия руки и глаза. Захват предмета осуществляется всей кистью. Игровая деятельность не развита, игра манипулятивная.

Большинство детей находятся на уровне эмоционального общения, и лишь немногие ребята могут выполнить 2-3 стереотипные инструкции, подкрепленные указательным жестом. Общение со взрослыми осуществляется с помощью жестов, сопровождаемых лепетными звуками или звуковыми комплексами, однообразными по своему звуковому составу и интонации, малопонятными для окружающих.

Предлагаю некоторые, образцы игр-занятий, способствующих на первом этапе – развитию активной речи детей сначала до уровня звукоподражаний, лепетных и несколько общеупотребительных слов: на, дай, тетя и т. п. При планировании занятий необходимо уделять должное внимание развитию зрительного и слухового восприятия, мелкой моторики рук, пространственной ориентировки.

Учитывая особенности нервно-психических нарушений и возраст данного контингента детей, специальные занятия над фонетической стороной речи, ее грамматическим строем и структурой слов не проводятся. По этим разделам работа ограничивается обучением подражанию речи логопеда, который в процессе занятий направляет внимание малыша на правильное произнесение слов и построение предложений. Речь взрослого должна быть неторопливой, четкой, но не скандированной; тон обращения к ребенку – спокойным, доброжелательным.

Развитие понимания речи, зрительно-слухового восприятия с привлечением внимания к речи логопеда.

[i]«Где звучит игрушка?» [/i]

Цель. Формировать зрительно-слуховое восприятие детей в процессе игровых действий. Развивать понимание элементарных инструкций, обусловленных ситуацией, учить выполнять их по подражанию.

Пособие. Бубен.

Ход занятия. Логопед показывает детям бубен, затем стучит по нему рукой и напевает: ля-ля-ля. Берет малыша за руку, побуждает его постучать по бубну, продолжая четко нараспев произносить: ля-ля-ля.

Игра повторяется с каждым ребенком 3-4 раза. Аналогично игра проводится с другими звучащими игрушками: погремушкой (тук-тук, колокольчиком (динь-динь, барабаном (та-та).

«Где ляля?»

Цель. Формировать зрительно-слуховое восприятие у детей в процессе игровых действий. Развивать понимание элементарных инструкций, обусловленных ситуацией, учить выполнять их по подражанию.

Пособие. Кукла.

Ход занятия. В манеже сидят 2-3 ребенка. Логопед показывает им куклу, называя ее ляля. Рукой ребенка гладит куклу по голове и приговаривает: ляля, ляля. Дает возможность рассмотреть куклу, всячески привлекая к ней внимание. Затем ведет куклу по барьеру манежа, поясняя: «Ляля топ-топ». Дети должны следить за ее передвижением. Логопед внезапно прячет куклу за наружную стенку манежа так, чтобы она была видна детям, и спрашивает: «Где ляля?». Дети должны поискать куклу глазами. Взрослый сажает куклу на перила манежа и радостно восклицает: «Вот ляля».

Игра повторяется 2-3 раза. При этом кукла прячется и появляется только в определенном месте. Аналогично проводятся игры с другими игрушками: кошкой, собакой, мишкой и т. п.

«Ладушки»

Цель. Расширять пассивный словарь в процессе выполнения игровых действий.

Ход занятия. В манеже или за столом сидят 2-3 ребенка. Логопед хлопает в ладоши, напевая: «Ладушки, ладушки», – старается привлечь внимание детей к движениям своих рук. Обращаясь к одному из детей, логопед говорит: «Сереженька, сделай ладушки». Берет руки ребенка и хлопает ими, продолжая напевать: «Ладушки, ладушки». То же самое взрослый проделывает по 2-3 раза с каждым ребенком. Затем логопед учит детей выполнять ладушки по подражанию.

Формирование речи детей в процессе обыгрывания игрушек.

«Покатай мячик»

Цель. Учить детей понимать и выполнять элементарные побудительные инструкции в процессе обыгрывания игрушек и общения со взрослым (расширение и уточнение пассивного словаря). Побуждать к воспроизведению звукоподражаний, лепетных слов, обозначающих знакомые игрушки, действия. Вводить в активную речь детей отдельные, часто употребляемые слова, а также имена близких людей и обслуживающего персонала. Совершенствовать координацию движений рук при зрительном контроле.

Пособие. Небольшой мяч.

Ход занятия. Логопед и ребенок сидят за столом напротив друг друга. Взрослый показывает малышу мячик, называет его полным словом и звукоподражанием: «Мяч- оп-па». Несколько раз бросает мячик на стол, ловит его, и повторяет «оп-па», привлекая внимание ребенка одновременно к мячу, игре с ним и подражанию. Катит мячик ребенку по столу и говорит: «Лови мячик – оп-па». Помогает ребенку поймать мяч. Учит малыша катать мячик по столу, каждый раз побуждая его к повторению звукоподражания. Игра повторяется 3-4 раза, после чего логопед кладет мячик на стол и спрашивает у ребенка: «Коля, где мячик оп-па?». Малыш показывает самостоятельно или с помощью взрослого. Логопед просит: «Коля, дай мячик мне, оп-па», – сопровождая просьбу жестом и добиваясь ее выполнения.

«Волчок гудит»

Цель. Учить детей понимать и выполнять элементарные побудительные инструкции в процессе обыгрывания игрушек и общения со взрослым (расширение и уточнение пассивного словаря). Побуждать к воспроизведению звукоподражаний, лепетных слов, обозначающих знакомые игрушки, действия. Вводить в активную речь детей отдельные, часто употребляемые слова, а также имена близких людей и обслуживающего персонала. Совершенствовать координацию движений рук при зрительном контроле.

Пособие. Яркий озвученный волчок.

Ход занятия. Дети сидят за столом. Логопед показывает волчок и говорит: «Посмотрите, какой красивый волчок». Дает возможность рассмотреть игрушку и продолжает: «Послушайте, как гудит волчок -у-у-у.». Заводит волчок, дети слушают, как он гудит. Когда волчок прекращает вращение и падает, логопед говорит: «Упал волчок», – и побуждает ребенка к повторению звукоподражания у-у-у и слова упал. Затем логопед обращается к ребенку с просьбой: «Попроси у меня волчок. Скажи дай». Ребенок произносит слово отраженно или самостоятельно. Взрослый отдает малышу волчок и учит его играть с игрушкой. Игра проводится 2-3 раза.

Обучение пониманию побудительных инструкций в процессе действий с предметами. Развитие мелкой моторики.

«Возьми – положи»

Цель. Учить детей понимать и выполнять простые инструкции (возьми, положи). Побуждать к произнесению слов упал, на. Развивать мелкую моторику.

Пособия. 5-6 одноцветных (красных) кубиков и плоская небольшая коробка.

Ход занятия. Дети сидят за столом. Логопед ставит перед ребенком закрытую коробку с кубиками и говорит: «Какая красивая коробка! Посмотрим, что в ней лежит». Открывает коробку и восклицает: «Какие красивые кубики! Я возьму кубик». Логопед берет кубик пальцами и, обращаясь к ребенку, говорит: «Алеша, возьми кубик». Помогает взять кубик пальцами, а не всей кистью. Когда малыш возьмет игрушку, логопед бросает свой кубик в крышку от коробки, находящуюся около правой руки ребенка, и говорит: «Упал кубик», – побуждая ребенка к повторению действия и слова упал. Продолжая игру, логопед берет и бросает еще кубик. Малыш делает то же самое. Затем кубики, находящиеся в крышке, перекладываются опять в коробку. Логопед закрывает коробку крышкой и просит ребенка: «Дай мне коробку, скажи: на». Ребенок отвечает, отдает коробку, логопед ее убирает.

Развитие артикуляционной моторики.

«Ах, как сладко»

Цель. Формировать у ребенка простейшие артикуляционные движения: высовывать и убирать язык. Учить понимать инструкции: высунь-убери.

Пособия. Мензурка, шпатель, сладкий пирог.

Ход занятия. Логопед наливает в мензурку сироп, набирает его на шпатель, подносит ко рту ребенка. Тот облизывает сироп. Логопед восклицает: «Ах, как сладко!». Затем шпатель с сиропом подносится к нижней губе ребенка, при этом логопед показывает, как нужно высунуть язык, чтобы слизать сироп, побуждая ребенка к повторению движения: «Ах, как сладко!». Постепенно малыш начинает высовывать язык и слизывать сироп. Если его язык напряжен, то логопед легко постукивает шпателем по языку, добиваясь его расслабления. Постепенно медленные движения языка ускоряются.

«Киска пьет молоко»

Цель. Закреплять движения языка вперед-назад. Учить понимать инструкции: высунь- убери язычок.

Пособия. Игрушечная кошка, 2 тарелки из кукольной посуды, шпатель, сироп, молоко в чашке.

Ход занятия. Ребенок сидит за столом. Логопед показывает кошку, называя ее словом и звукоподражанием, гладит кошку, приговаривая: «Киса, киса, мяу, мяу».

Побуждает ребенка к повторению звукоподражания. «Вот молоко, – показывает его ребенку и наливает в тарелку. Ставит перед кошкой: «На киса, пей молоко». Посмотри, как киса пьет молоко». Делает соответствующие движения языком и побуждает ребенка к их повторению. Затем наливает на другую тарелку немного сиропа, подносит ее к нижней губе ребенка и делает лакающие движения языком 3-4 раза, после чего логопед дает ему отдохнуть и повторяет игру. Движения языка постепенно ускоряются.

Список литературы.

Игры-занятия с детьми раннего возраста с нарушениями умственного и речевого развития: Кн. для логопеда. Из опыта работы/А. В. Гришвина, Е. А. Пузыревская, Е. В. Сочеванова. М. : Просвещение, 1988г.

Психология умственно-отсталых школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. Заведений /В. Г. Петрова, И. В. Белякова. – 2-е изд., стереотип. – М. : Издательский центр «Академия», 2004г.

Источник