Игры для развития органов чувств у ребенка

Игры для развития органов чувств у ребенка thumbnail

Мы знаем, что существуют очень восприимчивые люди, которые могут видеть, слышать или чувствовать то, что недоступно для остальных. За примерами далеко ходить не надо. Художники могут различить несколько сот оттенков одного и того же цвета, выделить и описать множество самых мелких деталей предмета. Есть музыканты (или любители музыки) с абсолютным слухом, способные услышав ноту, точно назвать ее, различить звучание каждого инструмента в общем звучании симфонического оркестра. Дегустаторы могут найти столько отличий во вкусе и букете двух вин, сколько обычный человек не может даже представить.
 
Эти примеры кажутся проявлениями каких-то выдающихся способностей, видимо, врожденных. Однако это заблуждение. Большинство людей рождаются с одинаковыми способностями к восприятию мира с помощью органов чувств, отклонения от этой нормы почти всегда бывают в сторону ограничения, а не расширения возможностей. Эти способности не являются строго заданными, они могут развиваться в большей или меньшей степени зависимости от практики.
 
Если развивать органы чувств — восприятие мира через осязание, зрение и слух становится более чувствительным, восприимчивым.
 
Итак, игры для детей на развитие органов чувств!
 
 

 
игры на развитие органов чувств
 
Интересная игра, в которую хорошо играть с детьми от трёх-четырёх лет.
 
Становимся с детьми в круг. Родитель задает движение, все повторяют за ним, кроме одного, оговоренного перед началом игры — например «Руки вверх!».
 
Тот, кто выполняет «запрещенное» движение — «проиграл» :). Смеемся и продолжаем!
 
С каждым повтором игры дети становятся все более внимательными и не пропускают «запрещенное» движение.  Со временем ведение игры можно доверять самому ребенку — или одному из детей.
 
>>Читать также «7 сказок, смысл которых глубже, чем кажется»
 
 

 
игры на развитие органов чувств
 
Попробуй и скажи – необычная детская игра на развитие вкусовых ощущений. Еще игра помогает развить навыки классифицирования и исследовательские навыки. Для деток от двух лет.
 
Также благодаря этой игре можно накормить ребенка, когда он капризничает — т.е. тем самым отвлечь его от капризов. ????
 
Ребенка сажают за стол. Завязывают ему глаза, чтобы не подсматривал. На стол ставят несколько тарелок с едой. Дают ему по ложечке, а он по вкусу должен определить, что это.
 
Взрослый дает ребенку сначала попробовать ложку одного блюда. Ребенок должен угадать, что он пробует. Затем дают попробовать ложку другого блюда и т.д. Игра продолжается до тех пор пока все блюда не будут угаданы.
 
*Не стоит использовать блюда которые ребенок не любит.
 
 

 
игры на развитие органов чувств
 
Одинаковые звуки – отличная детская игра на развитие слуха, исследовательских навыков и навыков классифицирования. От двух лет.
 
В контейнеры одинакового размера насыпают крупу. Два контейнера с рисом, два с кукурузой и т.д. Берут один контейнер и трясут, ребенок перебирает остальные контейнеры и трясет их. По звуку он должен определить в каком контейнере находится такая же крупа.

  1. Контейнеры по два заполняют рисом, кукурузой и т.д.
  2. Контейнеры не должны быть прозрачными, чтобы ребенок не видел, что в них.
  3. Ребенка сажают за стол, а перед ним ставят контейнеры.
  4. Взрослый берет первый контейнер и трясет его.
  5. Ребенок должен взять следующий и тоже потрясти его, так до тех пор пока не найдет контейнер с соответствующим звуком.
  6. Игра продолжается до тех пор, пока все контейнеры не будут собраны по парам.

 
игры на развитие органов чувств
 
Спрячь музыку – увлекательная детская игра, развивает слуховую координацию в пространстве, общую моторику, умение решать поставленную задачу. Для малышей от двух лет.
 
Описание игры: В комнате прячут музыкальную игрушку. Ребенка заводят в комнату и по звуку он должен найти эту игрушку.
 
Правила игры: Включают игрушку (плеер или сотовый с музыкой) и прячут в комнате. Ребенка заводят в комнату. По звуку он должен найти игрушку.
 
*Предметы не стоит прятать слишком далеко, чтобы малыш не потерял интерес к игре.
 
После того как игрушка будет найдена, ребенку предлагают выйти из комнаты. Игрушку снова включают и прячут, только уже в другое место. Ребенка опять заводят в комнату и предлагают найти игрушку по звуку. Можно поменяться ролями. Ребенок будет прятать игрушку, а взрослый искать.
 
>>Читать также «25 необычных идей для игр с ребенком, которые увлекут его надолго!»
 
 

 
игры на развитие органов чувств
 
Игра для детей от одного до двух лет. Игра «Звуки животных» развивает навыки классифицирования, исследовательские навыки, слух.
 
Берут картинки с изображением различных животных. Предварительно найти в Интернете звук каждого животного.
 
Ребенка сажают за стол. Перед ним раскладывают картинки с животными и включают аудио со звуками этих животных. После каждого звука кассету останавливают, а ребенок должен показать картинку с животным которого он услышал. Игра продолжается до тех пор пока все картинки не будут разгаданы.
 
 

 
игры на развитие органов чувств
 
Потрогай! – хорошая игра для маленького ребенка на развитие воображения и органов осязания.

 
Подготовить тряпичные мешочки и какие-то небольшие знакомые ребенку предметы — лучше не игрушки, а что-то бытовое.

  • Вариант 1. Положить перед ребенком несколько таких мешочков с разными предметами и попросить на ощупь (через мешочек) определить, что там.
  • Вариант 2. Можно засунуть руку в мешочек и попытаться понять, что это за предмет.
  • Вариант 3. В один мешочек положить несколько небольших предметов и угадывать каждый на ощупь, засунув руку в мешочек.
  • Вариант 4. В каждый мешочек положить что-то пахнущее — мыло, какую-то знакомую специю, фрукт — и попытаться угадать на запах — что же там (в руки мешочки не давать) — в этом случае лучше использовать бумажные пакетики.

 
игры на развитие органов чувств
 
Мегафон — простая игра на развитие артикуляции, речи и слуха ребенка.
 
Взять цветной картон и свернуть его в виде конуса (рупора) (можно заменить любым картоном, даже частью коробки от чего-то). Держать рупор у рта и разговаривать с ребенком. Свернуть еще один рулон, для ребенка. Если ребенок не понял, как нужно разговаривать, ему нужно подсказать.
 
С помощью рулона можно издавать различные звуки. Ребенок очень быстро схватывает суть игры и начинает перебирать варианты издаваемых звуков. :).
 
 

 
игры на развитие органов чувств
 
Играй оркестр – игра на развитие общей и мелкой моторики, слуха, ритма и координации движений.
 
Дать ребенку кухонную утварь (кастрюли, сковороды, миски, деревянные ложки, щетки, пустые коробки, кружки и т.д.) — помочь все выстроить вокруг и показать, что с этим делать.
 

  • 1 этап — просто дать гремящие бытовые штуки и оставить его — пусть всласть нагремится-ознакомится.
  • 2 этап — взять отдельно каждый предмет и пробовать «отбивать такт» только на нем, прислушиваясь и запоминая издаваемые звуки.
  • 3 этап — определять, на что похож каждый звук.
  • 4 этап — включить музыку и показать ребенку, как с помощью гремящих предметов улавливать ритм.
Читайте также:  Подборка занятия по развитию ребенка

 
игры на развитие органов чувств
 
Эта детская игра похожа на обычные жмурки, завязыванием глаз водящему и необходимостью опознавать игроков. Хорошо играть в семье — опознавая папу и маму ????
 
От простых жмурок отличается тем, что игроки не бегают (т.е. никто никого не ловит) и опознание происходит в толстых варежках.
 
Игра хорошо развивает память и осязание.
 
Водящему завязывают глаза и надевают на руки толстые варежки (или несколько тонких) — можно использовать носки. Далее к нему по очереди подходят игроки, а он должен определить на ощупь, кто перед ним.
 
Еще вариант — играть в такие жмурки с предметами — подводя ребенка к разным предметам дома или на улице. Потом поменяться и попросить «поводить» вас — ребенку будет весело наблюдать за родителем, а вам — по настоящему интересно.
 

  • *Из предметов для игры вам потребуются варежки или носки, плотный платок или шарф.
  • **Оптимальное количество игроков — 4-7.
  •  ***Необходимо следить, чтобы жмурка (водящий) не подглядывал через дырочки возле носа (затягивать потуже повязку).

 
[important]>>Перейти к разделу с играми
 
>>Посмотреть видео с идеями игр[/important]
 
 

Источник

«Ушная гимнастика»

  1. Подергать за оба уха, взявшись за верхнюю часть большим и указательным пальцами.
  2. Потереть мочку уха, расположив ее между средним и указательным пальцами.
  3. Вставить подушечки больших пальцев в наружный слуховой проход и сделать несколько вращательных движений.
  4. Ладонями отогнуть ушные раковины, а затем резко их отпустить, почувствовав легкий хлопок.

«Волшебные пальчики»

Массируя пальцы рук, мы оказываем тем самым воздействие на внутренние органы организма:

  • Большой палец – почки, мочевой пузырь;
  • Указательный палец – легкие, толстый кишечник;
  • Средний палец – желудок, селезенка;
  • Безымянный палец – сердце, тонкий кишечник;
  • Мизинец – печень, желудочно-кишечный тракт.

«Массаж стопы»

Массаж стопы также помогает работе многих органов нашего организма. В теплое время года вместо специального массажа полезно ходить босиком по траве, шершавым коврикам. При этом необходимо избегать переохлаждения ног, чтобы не простудиться.

Основные приемы – поглаживание, растирание, разминание и постукивание. Массажные движения нужно делать в определенных направлениях.

«Узнаем о здоровье по ступне»

О проблемах своего здоровья человек может узнать, внимательно рассмотрев ступни своих ног.

К примеру, мозоль под мизинцем левой ноги является сигналом неблагополучия работы сердца. Если же мозоль под мизинцем правой ноги, значит помощи ждет печень. Необходимо отказаться от жирного и жареного.

Если пятки опоясаны жесткой мозольной подковой – есть проблемы с суставами.

Если мозольные утолщения тянутся по наружным краям ступней, нужно срочно проверить позвоночник. Если по внутренним, к подъемам ступней – сигнал тревоги подает кишечник. Болезненные трещины должны еще больше насторожить Вас, они не исчезнут без лечения внутренней патологии.

Так же красноречиво свидетельствуют о неблагополучии щитовидной железы мозоли или загрубевшая кожа на наружных краях больших пальцев.

Мозоль на подошве напротив других четырех пальцев появляется при нервном перенапряжении. Постарайтесь сбавить нагрузки и попробуйте восстановить силы.

Игры, развивающие органы чувств

Определи, что это такое.

Цель: активизировать работу органов чувств детей по распознаванию разных предметов, определение ведущей роли зрения.

Содержание: платком завязывают ребенку глаза. На стол перед ним кладут какой-либо предмет (погремушку, куклу, зубную щетку и т.п.) и просят определить, что это такое. Игроку нужно не просто назвать предъявляемый предмет, но и объяснить, по каким признакам он узнал это, и какие «помощники» (органы чувств) ему помогли справиться с заданием. Правильный ответ поощряется фишкой. Выигрывает тот, кто наберет наибольшее количество фишек. Повязку с глаз разрешается снимать в крайне затруднительной ситуации.

Найди пару.

Цель: упражнять в подборе одинаковых пластин, сравнивая их поверхности, благодаря тактильным ощущениям (с завязанными глазами).

Содержание: перед детьми кладут пластины, обклеенные фольгой, бархатной бумагой, мехом, фланелью, шелком и т.п., металлические и деревянные. Дети выбирают по одной пластине, а затем по очереди на ощупь ищут вторую такую же. Затем объясняют, как правильно определили разные материалы.

Какие предметы тебя окружают?

Цель: развивать умение ориентироваться в окружающей обстановке по памяти.

Содержание: ребенку предлагают осмотреться вокруг и запомнить, что его окружает. Затем ему завязывают глаза и предлагают по памяти назвать окружающие его предметы. Можно повторить задание, проводив ребенка в раздевалку или в другое помещение.

Такая практически-игровая деятельность позволяет ребенку сделать вывод о роли и взаимосвязи зрения и памяти в жизни человека. Ребенок на собственном опыте испытывает неудобства слепых и слабовидящих людей, начинает им сопереживать.

Источник

в основу положена программа У. В. Ульенковой. по сенсорно-моторному развитию

Методические рекомендации и дидактические игры по развитию особых свойств предметов на основе развития осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Одной из основных проблем сенсорного воспитания ребенка является проблема развития обоняния, осязания, познания чувства вкуса, тяжести. Несмотря на то что названная проблема является недостаточно разработанной в отечественной науке, обозначим некоторые практические аспекты ее решения.

 Любая информация поступает к ребенку через органы чувств: глаза, уши, нос, рот, язык, поверхность тела. Каждый орган получает специфический для него вид информации. А в реальном мире разные предметы обладают разными свойствами (видами информации).

Для полноты формирования представлений и образов следует использовать совокупность анализаторов. В процессе включения всех органов чувств в восприятие могут раскрываться индивидуальные способности ребенка, в основе которых лежит повышенная чувствительность отдельных органов (в том числе обоняния, осязания и др.). Тогда и будут познаны ребенком так называемые особые свойства предметов, к которым относятся вкус, запах, температура, вес, качество поверхности. Освоение дополнительных перцептивных действий по восприятию предметов (нюхать, пробовать на вкус, лизать и т. д.) и знакомство с новыми свойствами обогащают представление ребенка об окружающем мире, наполняют его новыми эмоциональными переживаниями.

Дети с задержкой психического развития слабо осознают возможности обонятельного, осязательного, слухового и вкусового анализаторов, что объясняется недоразвитием центральной нервной системы.

Основная коррекционная задача при изучении раздела «Восприятие особых свойств предметов» — сформировать у детей с задержкой психического развития недостающие поисковые способы ориентировки в предметном мире.

Рассмотрим логику работы на примере развития обоняния. Процесс восприятия запаха состоит из множества стадий. Однако тонкости этого механизма науке пока неясны. К некоторым ароматам люди привыкают быстрее, другие постоянно действуют на психику и вызывают стрессы, а значит, ароматы оказывают как положительное, так и отрицательное воздействие.

Дети узнают, зачем им нужен нос, знакомятся с внешними признаками этого органа обоняния и его функциональными возможностями при различении обонятельных характеристик предмета, путем активного обследования его осязаемых признаков.

Работа, направленная на развитие обоняния у детей, решает две основные задачи:

— развитие осведомленности о различных запахах;

— умение различать простые запахи.

Все окружающие нас запахи можно условно разделить на две группы: приятные и неприятные (например, запах леса и запах выхлопных газов; запах свежего хлеба и испорченного мяса и др.).

Читайте также:  Комплексное воздействие подвижных игр на развитие ребенка

 Внутри каждой группы выделяется огромное количество разных дифференцируемых запахов и ароматов. Обучение детей их различению проводится поэтапно:

1-й этап: знакомство с характерными запахами отдельных реальных предметов и объектов живой и неживой природы, обозначение словом;

 2-й этап: сравнение разных запахов и закрепление их различения в процессе дидактических игр и упражнений;

 3-й этап: различение более сложных (составных) ароматов.

 Знакомство с часто встречающимися, характерными запахами изначально проводится в повседневной жизни. Дети запоминают и различают запах лука, колбасы, кофе, лекарства, цветов и др.

На коррекционных занятиях особое внимание уделяется использованию в речи разных определений, характеризующих тот или иной запах:

 — запах лука — резкий, сильный, раздражающий, свежий, горьковатый;

— запах кофе — ароматный, приятный, волнующий, насыщенный;

 — запах лекарства — неприятный, отталкивающий, горьковатый;

— запах апельсина — свежий, бодрящий, легкий, сладковатый и т. д.
      На занятиях педагог целенаправленно расширяет спектр различаемых пищевых и непищевых, растительных и иных запахов, особенно тех, с которыми ребенок сам может не встретиться. Знакомство с новым запахом начинается с сопоставления двух идентичных веществ, одно из которых имеет запах, а другое нет. Например, при сравнении ванилина и сахарной пудры дети отмечают их одинаковые свойства: цвет, сыпучесть, порошкообразность. Под руководством педагога выясняется, что отличаются они друг от друга тем, что сахарная пудра не имеет запаха, а ванилину присущ терпкий, сильный, пикантный запах.

Следующим этапом работы является выделение запаха ванилина путем сравнения с контрастными запахами уже знакомых детям продуктов (или веществ, предметов): свежего огурца, лука, испортившейся картофелины, сосновой шишки и др.

Заключительным этапом работы над новым запахом является сравнение его с запахами веществ (предметов, продуктов) той же видовой группы. Если ванилин — это пряность, то сравнение следует вести с запахами других пряностей: корицы, гвоздики, мускатного ореха. Запах розы сравнивается с запахом других цветов, запах земляники — с запахом других ягод и т. д.

Отметим, что на коррекционных занятиях дети учатся выделять и неприятные, отталкивающие запахи, особенно пищевых продуктов (несвежая колбаса, испорченное мясо, загнившая картофелина и др.), что должно приучить их осторожно относиться к таким продуктам. При этом педагог показывает, как нужно нюхать незнакомые предметы (осторожно, нерезко, на расстоянии). В дидактических играх закрепляются навыки различения запахов предметов, что в конечном итоге способствует дифференциации предметов (веществ) окружающего мира с помощью обоняния.

 Например,игра «Определи предмет по запаху». Дети с завязанными глазами по запаху определяют какао, мяту, колбасу, крем для обуви, цветы и т. д.

Более сложный вариант: определить по запаху, идущему от рук, какой предмет держали в руках.

«Вспомни, как они пахнут» Детям предлагают по картинкам с изображением разных предметов и явлений (акварельные краски, еловая ветка, сильный дождь, дыня, кофе, огурец, мыло, шампунь, веточка земляники, цветущий ландыш и др.) вспомнить, как они пахнут, и объяснить словами.

«Коробочки с запахами» Материал: коробочки или баночки, наполненные остро пахнущими веществами, например кофе, какао, приправами, мылом, духами, цветами.

Педагог берет коробочку или баночку, отвинчивает крышку и четко показывает, как нужно нюхать, вдыхая через нос. Ребенок повторяет это действие. Педагог называет содержимое всех баночек, дает их понюхать. Затем дети с завязанными глазами самостоятельно определяют по запаху содержимое всех баночек.

Различение составных, более сложных ароматов проводится в процессе обучения на специальных занятиях. В этой работе важно, чтобы добавленный аромат четко дифференцировался, например обычный чай и чай с добавлением мяты, салат со свежим огурцом и без него, свежевыстиранный надушенный и ненадушенный носовой платок и др. Самыми трудными для дошкольников являются задания на различение запахов натуральных предметов и веществ с искусственно созданным запахом: цветы или духи с цветочным ароматом, апельсин или освежитель воздуха с запахом цитрусовых и др.
      При этом отметим, как показывает практика, у отдельных людей функция обоняния может быть понижена или совершенно отсутствовать.

Вкусовые качества предметов дети различают, пробуя их на вкус. Таким образом они знакомятся с внешними признаками и функциональными возможностями языка как органа вкуса. Вкус распознается вкусовыми луковичками, в основном расположенными на языке, отчасти на мягком нёбе и задней стенке глотки. Действие растворов химических веществ на вкусовые рецепторы обусловливает формирование вкусовых сигналов, которые передаются в мозг, где анализируются и проявляются ощущениями вкуса. Благодаря этому осуществляется своеобразная оценка качества пищи, ее «желательность» для организма.

Дети учатся определять вкусовые характеристики предметов и использовать полученную информацию в повседневной жизни. Педагог должен показать, как осторожно надо пробовать незнакомые продукты: кончиком языка, губами, как бы прислушиваясь к своим ощущениям.

Вкусовые ощущения обычно делятся на соленое, горькое, кислое и сладкое. Все сложные вкусовые ощущения являются комбинацией основных, а также результатом одновременного поступления в нервные центры информации от других имеющихся в полости рта рецепторов — обонятельных, болевых, тактильных, температурных. Более чувствительны к кислому края языка, к соленому — самые боковые поверхности краев языка, к сладкому — кончик языка, к горькому — его основание. Наибольшая чувствительность к вкусовым раздражителям отмечается при температуре пищи 37—50 градусов, однако бывают исключения (мороженое, чай).

В процессе развития восприятия вкусовых ощущений дети понимают, что один и тот же продукт может быть приятным для одних людей и неприятным для других: кто-то любит рыбу, а кто-то не выносит даже ее запаха, так же разнится отношение к тыкве и т. д.

Одновременно они усваивают перечень тех продуктов, которые могут нанести вред здоровью (ядовитые грибы, некоторые виды ягод, например так называемые волчьи ягоды, уксус и др.).

Мы не будем рассматривать работу по различению новых продуктов на вкус, так как она аналогична работе по различению запахов.

Пример дидактические игры, которые можно использовать для развития вкусовых ощущений. 

«Определи на вкус» Ребенок с завязанными глазами кончиком языка пробует соленый огурец, сладкую конфету, кислый лимон, горький лук. Обозначает словом свои вкусовые ощущения.

Варианты:

— ребенок на вкус определяет сырые и вареные продукты: морковь, яйцо, картофель, макароны, лук, яблоко, гречку;

 — ребенок с завязанными глазами устанавливает различный вкус сортов хлеба (ржаной, белый, сдоба), фруктов (яблоко и груша), колбасы (вареная и копченая), орехов (арахис, фундук, кедровые, грецкие), варенья (малиновое, вишневое и др.), конфет (леденец, шоколад и др.), рыбы (жареная, соленая), молочных продуктов (сметана, кефир).

 «Вкусовые банки» Материал: банки, пипетки, ложки. Педагог готовит четыре раствора: сладкий, соленый, кислый и горький. Берет одну банку с раствором и показывает, как с помощью пипетки нужно взять из банки несколько капель и накапать их в ложку. Ребенок пробует раствор на вкус. Обозначает свои ощущения словом. Точно так же поступают с другими банками. Ребенок узнает, что жидкости бывают различного вкуса.

«Назови вкус продуктов» Ребенку предлагают по картинкам с изображением различных продуктов, овощей, фруктов назвать их вкус (при этом обращается внимание на использование разных качественных определений — характеристик вкуса).

Например:

 — лимон на вкус кислый, сочный, освежающий;

— батон хлеба ароматный, душистый, приятный, свежий;

 — конфета сладкая, приторная, с начинкой, леденец, шоколад;

— чеснок горький, неприятный, с резким запахом.

Значение тактильных ощущений для познания свойств и качеств поверхностей предметов  раскрыто в разделе «Тактильно-двигательное восприятие».

Читайте также:  Негативное влияние гаджетов на развитие ребенка

Общеизвестно, что разные предметы обладают рядом свойств, которые невозможно познать с помощью только, например, зрительного или слухового анализатора. К таким свойствам относятся температурный режим предметов, весовые категории, вибрационные и некоторые другие признаки. Тактильные образы объектов возникают благодаря восприятию комплекса качеств через непосредственное ощупывание, прикосновение, воздействие на кожные покровы. Рассмотрим, какую роль играет тактильное восприятие при определении температуры и веса предметов.

Адекватное восприятие температуры является жизненно важным качеством. Первые температурные ощущения ребенок получает в процессе повседневной жизни, оперируя с предметами разной температуры: холодными, теплыми, горячими, но сразу же отметим, что это единственный вид ощущений, который формируется исключительно под руководством взрослого в силу возможного нанесения урона здоровью ребенка. Педагог показывает, как надо осторожно трогать предметы, особенно предполагая, что они могут быть горячими. Дети усваивают, что одни и те же предметы (утюг, грелка, чайник, плита кухонная и др.) могут быть в разных температурных состояниях: холодные, теплые, горячие, а о температуре судят по собственному впечатлению. Только многократно произведенные под контролем взрослого человека действия по определению температуры предметов способствуют накоплению практического опыта самого ребенка.

 В процессе развития восприятия температурных различий у детей вырабатывается способность концентрировать свое внимание на изменении температуры окружающей среды и собственного тела. При этом целесообразным будет знакомство с прибором для измерения температуры — термометром.

Назначение термометров бывает разным — для измерения температуры воздуха, воды и тела человека. В связи с этим различается и их внешний вид — форма, цвет жидкости внутри и т. п.

В качестве примера можно измерить температуру воды в стаканах, один из которых стоял в холодильнике, а в другой воду налили из теплого чайника.

Температура тела человека в помещении и на улице остается неизменной, а значит, не зависит от температуры окружающей среды. Температура же воздуха и воды может существенно различаться в зависимости от места и ее измерения.

В качестве примера можно измерить температуру человека, объяснив при этом правила пользования термометрами.

Игры для восприятия температурных различий.

«Четыре времени года» Детям предлагают рассмотреть репродукции картин профессиональных художников или яркие иллюстрации с изображением пейзажей в разное время года и ответить на вопросы: В какое время года бывает тепло? холодно? жарко?
«Угадай, какой это предмет» Педагог показывает или называет предмет, а ребенок должен угадать, какой это предмет: холодный, теплый или горячий.

Холодные предметы: снег, мороженое, холодильник, лед, вода.

Теплые предметы: батарея, грелка, руки, солнышко.

 Горячие предметы: утюг, огонь, чайник, печка.

«Три стакана» Ребенку предлагают определить, какой стакан с холодной водой, какой — с теплой, какой — с горячей, сначала зрительно, потом на ощупь. Сделать выводы.

«Холодный, теплый, горячий» Педагог предлагает ребенку показать на рисунке, какой предмет бывает теплым, горячим, холодным (утюг, костер, чайник, снеговик, мороженое, батарея, грелка, свеча, сосулька, солнце).

 «Теплые кувшины» Материал: 4 кувшина с водой различной температуры.
      Педагог берет 2 кувшина с самым большим перепадом температур. Он показывает, как следует охватить кувшин рукой, и дает его в руку ребенку. Точно так же он поступает с другим кувшином и предлагает ребенку сравнить их. Констатируется различие температур кувшинов: холодный — горячий. То же самое предлагают сделать с парой кувшинов, имеющих меньший перепад температур: чуть теплым и теплым.

Варианты:
      — ребенку предлагают расставить кувшины по возрастанию (уменьшению) температуры воды в них. Барические (барии (от греч. barys — тяжелый) — первая составная часть сложных слов, соответствующая по значению слову «давление») ощущения возникают при непосредственном воздействии предмета на кожные покровы. Множественные чувствительные рецепторы, которыми снабжена рука, воспринимают ощущения тяжести, дифференцируемые и осознаваемые человеком как ощущения веса. Вес — это количество вещества, определяемое мерой массы.

В дошкольном возрасте – важно подготовить ребенка к усвоению мер массы и сформировать чувство веса, возникающее на основе тактильных ощущений. Чувство веса формируется в практической деятельности. Покажите ребенку предметы разной тяжести, вначале очень контрастные: перышко и стул, тетрадь и кирпич. Затем покажите разнообразные предметы и дайте ему возможность поднять и оценить вес с помощью следующих действий: поднять одной рукой, двумя руками; взвесить на обеих или на одной ладони; взять в руку предмет и, опуская его, наблюдать, как он падает — быстро или медленно, что произойдет при соприкосновении с поверхностью.

При этом очень важно объяснять в речи свои действия и те выводы, которые можно сделать. Например, педагог роняет на пол книгу и тетрадный лист, затем спрашивает детей: Как упала книга? (Быстро, с шумом, резко, сразу вниз.) Как упал тетрадный лист? (Медленно, плавно, бесшумно при соприкосновении с полом.) Почему так получилось? (Предлагает детям взвесить на ладонях книгу и лист.) Что мы можем сказать о весе этих предметов?

Детей нужно подвести к пониманию относительности веса по двум параметрам.

1. Вес не зависит от величины предмета. Для этого детям предлагается оценить степень тяжести предметов из разных материалов и разной величины: пакет ваты, гвоздь, толстая книга, настенный календарь, носовой платок, молоток и др. Можно попросить ребенка определить на глаз вес разных предметов, не трогая их: стула, ножниц, подушки, бумаги, игрушек. После ответов дайте возможность детям самим убедиться в их правильности.

Информативными для детей являются упражнения на сравнение массы предметов, одинаковых по величине, но изготовленных из разных материалов (шарик деревянный, пластмассовый, металлический).

2. Весовые характеристики предмета зависят от веса тех предметов, с которыми сравнивается. Например, учебник по отношению к книге большого формата (энциклопедии) будет считаться легким предметом, а по отношению к тетради — тяжелым. Нужно научить детей, сравнивая предметы по тяжести, составлять сериационные ряды по убывающей или нарастающей их веса.

Практическую значимость для детей имеют знания о весе тех предметов, которые традиционно считаются легкими (пушинка, ниточка, вата, соломенная шляпа, перышко и др.) и тяжелыми (чугунная плита, гиря, гантели, ведро с песком и др.).
      Можно познакомить воспитанников с некоторыми видами весов: промышленными (с двумя чашами и гирями — старого образца), аптекарскими (также с двумя маленькими чашечками и гирьками), весами для домашнего использования (безмен или с одной чашей на подставке).

Самостоятельно производимые детьми действия взвешивания помогут расширить и уточнить представления об одинаковом весе предметов, различающихся по величине, объему и некоторым другим свойствам.

Различение ощущений веса разных предметов закрепляется в дидактических играх:

«Чем различаются?» Педагог предлагает ребенку сравнить, взвесив на руке, и определить, какой предмет легче, какой тяжелее при существенной разнице в весе: книга и карандаш, камень и лист бумаги, гантели и бумажная галка, воздушный шар и футбольный мяч, перышко и книга, гвоздь и семечко.

 «Определи вес» Ребенку предлагают определить на глаз: по картинкам с изображением предметов, какой из них самый тяжелый, тяжелый, самый легкий, легкий (книга, перо, камень, подушка, шляпа, лист бумаги, пуговица и др.).
Для формирования барических и температурных ощущений, равно как и для обонятельных и вкусовых, используется преимущественно не дидактический, а естественный материал (продукты, цветы, различные предметы и др.), т. е. в сенсорное воспитание включается ознакомление детей со свойствами реальных предметов. Результатом коррекционной работы, направленной на познание ребенком особых свойств предметов, является обеспечение более точной ор?