Игры для развития общения ребенка с родителем

Игры для развития общения ребенка с родителем thumbnail

Тренинг с родителями и детьми «Учимся общаться».

Цель: Обеспечить практическую готовность родителей для повышения эффективности взаимодействия в сфере детско-родительских отношений.

Задачи:

  1. Развивать у родителей и детей коммуникативные качества;

  2. Обучить родителей играм и приёмам взаимодействия друг с другом и детьми;

  3. Выработать новые навыки взаимодействия с ребёнком;

  4. Воспитывать умение общаться раскрепощённо и свободно.

Ход мероприятия:

Общение играет очень важную роль в жизни каждого человека. От процесса общения зависит психологическое здоровье человека, его настроение, чувства и эмоции могут быть окрашены в положительные или отрицательные тона в зависимости от того, насколько успешно проходит общение его с другими людьми.

Тоже самое относится и к нашим детям.

Исследования показали, что нарушение эмоциональных контактов ребёнка с родителями имеют негативные последствия, как в соматическом, так и в психологическом и интеллектуальном развитии ребёнка.

Вот небольшой пример, в одном из домов малюток, где были дети- «отказники» провели эксперимент. С 1 группой детей общались, разговаривали, улыбались, нежно прикасались, обнимали. С другой, этого не проделывали. Дети 1-ой группы гармонично и быстро развивались, согласно возраста. А дети 2-ой группы, не смотря на хороший уход и питание, стали болеть и даже умирать от эмоционального «голода».

Общение и потребность в любви у детей стоит в том же ряду потребностей, что потребность в еде, сне, движении и отдыхе и т.д.

Сегодня мы попытаемся научиться общаться друг с другом, с нашими детьми, познакомимся с некоторыми играми и упражнениями, попробуем раскрепоститься и научиться понимать друг друга.

В нашей группе будут существовать некоторые правила, которые я вам хочу предложить.

Правила общения в группе:

  1. Каждый имеет право высказаться и быть услышанным;

  2. Общение в группе должно быть доверительным и тактичным;

  3. У нас нет зрителей, работают все.

  4. Хранить секреты участников группы.

  5. Называть друг друга по имени.

1 часть тренинга» Работа с родителями».

Начинаем нашу работу со знакомства.

Игра «Давайте познакомимся».

Цель: Познакомиться друг с другом, развитие коммуникативных качеств, ощущение тактильного контакта.

Участник подходит к другому участнику, произносит своё имя, берёт за руку. Вдвоем они подходят к следующему участнику, представляются по очереди и берут его за руку и т.д. В результате все встают в круг.

Игра «Пирамида любви»

Цель: воспитывает уважительное, заботливое отношение к миру и людям, развивает коммуникативные качества, способствует раскрепощению.

Каждый из нас испытывает чувство любви. Любовь бывает разной: к себе, к мужчине, к детям, к родине и т.д. Сейчас мы с вами построим пирамиду любви. Для этого нам надо по очереди подойти в центр круга, протянуть вперёд руку и сказать, что вы любите.

-Вы чувствуйте тепло рук?

-Вам приятно это состояние?

Посмотрите, какая высокая у нас получилась пирамида любви. Это потому что мы любим и нас любят.

Игра «В детстве я мечтала…»

Цель: развитие доверительных отношений, способствует погружению членов группы в детское эго-состояние

Участники кидают мяч друг другу и говорят, о чём они мечтали в детстве.

Игра «Войди в круг»

Цель: Развивать умение общаться, договариваться, находить нужный тон общения, развитие коммуникативных умений.

Родители встают в круг, крепко держатся за руки и представляют, что они – дети. Один остается за кругом – это взрослый. Его задача – убедить дошкольников впустить его в круг. Для этого нужно подобрать верный тон общения и нужные слова.

Вопросы для анализа:

  • Что вы испытывали, выполняя это задание?

  • Легко ли было войти в круг?

  • Почему?

Игровое упражнение «Правила для ребёнка»

Очень часто родители ограничивают своё общение с ребёнком запретами и указаниями. Но, исходя из опыта, мы понимаем, что это куда менее эффективно, чем обсуждение и умение договориться с ребёнком. Конечно, есть много ситуаций, когда взрослый вынужден устанавливать определённые ограничения для своих детей. Особенно, если дети маленькие и, их действия могут повредить здоровью и жизни. Давайте попробуем превратить запреты в правила. Ваша задача: создать правила для ребёнка, не употребляя слово «не». Например: не спеши во время еды/будем есть не торопясь и т.д.

Примеры:

  1. Не кричи так громко/ будем разговаривать тихо;

  2. Не рисуй на стене/рисуй на бумаге;

  3. Не обижай другого/играй дружно;

  4. Нельзя переходить улицу на красный цвет/ переходи улицу на зелёный цвет;

  5. Не разбрасывай игрушки/прибирай игрушки на своё место;

  6. Не торопись во время еды/ кушай спокойно.

Сложно было выполнить задание? Почему?

Необходимо использовать такие правила в семье. Тогда общение с ребёнком будут дружественным и доверительным, выполнять такие правила ребёнку будет куда приятнее, чем запреты.

2 часть тренинга «Игры с детьми».

Как уже было сказано ранее, многие родители не осознают важности эмоциональной связи со своими детьми. По результатам исследований в каждой второй семье дети испытывают дефицит родительской любви, внимания и ласки. Это является причиной болезней ребёнка, не умением контактировать с другими людьми, не уверенности в себе.

Сейчас мы попробуем проиграть в игры и упражнения с детьми, которые помогут наладить тактильный контакт с ребёнком, научит вас общаться и доставлять друг другу радость от этого общения.

Игра «Дрозд».

Я – дрозд                                            

И ты – дрозд.                                      

У меня – нос

И у тебя – нос.

У меня щечки розовые

И у тебя щечки розовые.

Мы с тобой два друга 

И мы любим друг друга.

Показываем ладошкой на себя

Показываем ладошкой на партнера, дотрагиваясь до него

Дотрагиваемся до своего носа

Дотрагиваемся (показываем) до носа партнера

Показываем на свои щечки

Читайте также:  Диагностика психологического развития ребенка дошкольного возраста

Дотрагиваемся (показываем) до щечек партнера

Пожимаем друг другу правые руки (здороваемся)

Обнимаемся (взрослый нежно прижимает к себе ребенка)

Игра «Ладошки»

А сейчас мы поиграем с нашими ладошками. Сядьте удобно напротив друг друга так, чтобы ваши руки могли встретиться. Закройте глаза. По моей команде пусть ваши руки сначала:

  1. Найдут друг друга;

  2. Познакомятся;

  3. Подружатся;

  4. Потанцуют;

  5. Подерутся;

  6. Помирятся;

  7. Попрощаются.

Игра «Сороконожка»

Выбирается голова, остальные участники приседают на корточки, берут друг друга за плечи, следуя за головой. Стараются перемещаться всем телом, обходя препятствия, заваливаясь на бок, закручиваясь в кольцо.

Игра «Кошка» (делают друг другу)

Взрослый берет руку малыша, повернутую ладошкой кверху и говорит:

Покажи ладошку

Поглаживая его ладонь произносит слова:

Расскажу про кошку.

Сжимает детскую ручку в кулачок:

Вот, кулак.

Разжимает кулачок малыша:

А, вот, ладошка.

Ставит свои пять пальцев, слегка собранных вместе, ему на ладонь, эмитируя этим садящуюся на ладонь кошку:

На ладошку села кошка.

И медленно перешагивая пальцами, как бы крадучись, потихоньку взбираемся от кончика кисти вверх по руке, произнося слова:

И крадется понемножку.

Добравшись до подмышки ребенка, резко «впрыгивает» туда и весело говорит

Видно, мышка там сидит!

Малыш хохочет и сразу же требует повторения

Массажи:

Белка хвостиком метёт,

Белка хвостиком метёт.

лёгкими движениями пальцев гладим спинку

Рыбка по морю плывёт

ребром ладони проводим вдоль позвоночника

Как по небу облака,

Мы погладили бока

слегка проводим ладонями обеих рук по бокам

Как летят снежинки

Так мы гладим спинку.

едва касаясь рукой гладим спинку

Итог.

На мой взгляд мы провели сегодня замечательный вечер. Затронули много тем, кое-чему научились. Давайте подведём итог. Закончите, пожалуйста, мою фразу:

  • «Из сегодняшнего разговора я поняла…

  • «Мне не понравилось…

  • «Хотелось бы продолжить разговор на тему…

А сейчас я предлагаю всем участникам взять человечка с таким выражением лица, которое соответствует вашему внутреннему состоянию на сегодняшний момент и прикрепить его на доску.

Или вручение брошюр с играми на общение родителей.

Источник

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного  возраста «Прогимназия «Сообщество»

Консультация для родителей

Игры для развития общения и коммуникативных навыков

Воспитатель: Якимова Ольга Геннадьевна

Г. Нефтеюганск 2016 г.

Консультация для родителей.

Игры для развития общения и коммуникативных навыков

Коммуникабельным людям живется легче, это очевидно. Мы живем в социуме, постоянно общаемся на разных уровнях с самыми разнообразными личностями. Находить общий язык с каждым встречным – это, конечно, уже дар, особый талант. А вот научиться подбирать нужный тон и слова, держать «лицо», приобретать новые знакомства, всегда сохранять вежливость и не пасовать в конфликтных ситуациях может каждый. Любой навык, способность к легкому и приятному общению целесообразней прививать с

детства. Игра – это серьезно! Ребенок не готовится к жизни, он живет здесь и

сейчас, и каждый миг наполнен для него смыслом. Игры для малышей не только и не столько развлечение, сколько познание себя и мира. Но

далеко не каждая игра способствует развитию коммуникабельности.

Ролевые игры как нельзя лучше способствуют навыкам общения. Примеряя на себя разные «маски», ребенок учится смотреть на вещи с разных

позиций, оценивать себя и окружающих, выделять отдельные черты из общей картины.  Самый простой и известный вариант – «дочки-матери», и масса импровизаций на эту тему: семейный ужин, папа на работе, школа, детский сад, посещение магазина или зоопарка.

Театрализованные представления. Устраивать дома мини-спектакли – отличная традиция! Это раскрепощает, дает свободу для творчества. Пусть поначалу малыш участвует как пассивный зритель, это так или иначе обогатит его словарный запас и укрепит память. Особенно, если выбрано уже знакомое действие. К примеру, ребенку уже читали или рассказывали сказку «Три поросенка», а теперь мама воспроизводит это

на импровизированной сцене. Постепенно вовлекайте его в игру, вспомните, как это делают профессиональные актеры: задавайте наводящие вопросы, загадывайте загадки, сделайте вид, что забыли продолжение.

Настольные игры, состязания всякого рода. Это не только тренирует усидчивость или волю к победе. Самые маленькие, начиная «бороться», знакомятся с правилами и сталкиваются с необходимостью им подчиняться. Очередность хода, цель игры, результат – все это нужно втолковывать мягко и методично. Возможно, на первых порах ребенок

будет психовать из-за проигрыша или желания изменить условия игры. Поддаваться можно и нужно, создавая ситуацию выигрыша, повышая уверенность карапуза в себе. Но в остальном будьте тверды – соблюдайте правила. Предлагаем несколько игр, в которые Вы сможетепоиграть с детьми для развития общения и коммуникативных навыков.

Продолжи сказку. Игра на развитие фантазии, воображения и навыка общения ребенка.

Описание игры: Взрослый называет несколько слов из популярной сказки. Например: Красная Шапочка, пирожки, бабушка, волк, дровосеки, слов должно быть не менее пяти. И в конце добавляется совершенно постороннее слово, например, грузовик. Ребенок должен рассказать сказку, но как-то изменить историю, чтобы грузовик присутствовал в сказке. Фантазия в такой игре безгранична. Проигравших и выигравших в этой игре нет.

Давай поговорим.

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Количество играющих: 2 или больше человек.

Описание игры: играют взрослый и ребенок (или дети). Взрослый начинает игру словами:

«Давай поговорим. Я бы хотел стать … (волшебником, медведем, маленьким).

Как ты думаешь, почему?». Ребенок высказывает предположение и завязывается беседа.

В конце можно спросить, кем бы хотел стать ребенок, но

нельзя давать оценок его желанию и нельзя настаивать на ответе, если он не

хочет по каким-либо причинам признаться.

Комментарий: эта игра полезна для замкнутых и застенчивых, так как в игровой форме

учит ребенка не бояться общения, ставит в ситуацию необходимости вступления в

контакт.

На начальных этапах дети могут отказываться задавать вопросы или вступать в игру.

Читайте также:  Раннее развитие ребенка в тушино

Тогда инициативу на себя должен взять взрослый.

Важный момент! В игре взрослый должен находиться на одном уровне с ребенком, а в

случае трудностей — ниже него.

Найди отличие.

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Количество играющих: взрослый и ребенок (группа детей).

Необходимые приспособления: лист бумаги, карандаши.

Описание игры: ребенок рисует все, что ему захочется, затем передает листок взрослому.

Взрослый добавляет одну или несколько деталей и возвращает рисунок ребенку, который

должен найти изменения. Затем взрослый рисует, а ребенок вносит изменения — они

меняются ролями.

Комментарий: если в игре принимают участие несколько детей, их можно расположить по

кругу и предложить меняться рисунками, пустив их по кругу, пока листок не вернется к хозяину.

В зависимости от особенностей детей игра может проходить как в быстром, так ив медленном темпе. После завершения игры рисунки раскладываются на столе или на полу. Взрослый предлагает поговорить о них. Важно спросить ребенка, нравится ли ему рисунок, что

именно нравится (или не нравится), что бы он хотел убрать (добавить) и т. д.

Источник

Юлия Лунева
Консультация для родителей «Игры и упражнения на развитие навыков общения детей дошкольного возраста»

Важную роль в жизни каждого человека играет общение. Необходимость раннего формирования положительного опыта общения детей обусловлена тем, что его отсутствие приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения, к ненужным конфликтам. Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, слушать партнёра.

Человек учится общению с раннего возраста и овладевает различны-ми его видами в зависимости от окружающей среды, от людей, с которыми взаимодействует. Это происходит стихийно, в процессе накопления им житейского опыта.

Коммуникативная деятельность имеет большое значение для форми-рования и развития детской психики, а также для становления человека как личности. Если бы с рождения ребенок был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не смог бы стать культурно и нравственно развитым гражданином.

В общении сначала через прямое подражание, а затем через сло-весные инструкции ребенок приобретает основной жизненный опыт. Люди, с которыми он контактирует, являются для него носителями этого опыта.

Сфера общения — самый мощный источник, определяющий психи-ческое состояние ребенка, его здоровье. От количества и качества общения зависит уровень будущих способностей ребенка, его характер, его даль-нейшая жизнь.

Потребность в общении рано становится основной социальной потребностью ребенка. Общение со сверстниками играет важную роль в жизни дошкольника. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявления и развития начал коллективных взаимоотношений детей в группе детского сада. Одним из показателей полноценного и правильного развития ребенка является умение взаимодействовать со сверстниками и старшими.

Успешное усвоение детьми коммуникативных умений и навыков возможно при установлении в процессе обучения и воспитания связи между тем, что воспитатель хочет сформировать у ребенка и тем, что субъективно значимо для него. Таким образом, само содержание учебного материала и методики его преподавания детям дошкольникамдолжны опираться на имеющиеся у них потребности: потребность в игре, в общении, в движении, в продуктивных видах деятельности.

Ведущей деятельностью ребенка в дошкольном возрасте является игра. Поэтому именно игра – является средством формирования коммуникативных навыков у детей. В процессе игры, дети вступают в разнообразные контакты между собой и по собственной инициативе имеют возможность строить свои взаимоотношения в значительной мере самостоятельно, сталкиваясь с интересами своих партнеров и приучаясь считаться с ними в совместной деятельности. Таким образом, игры в формировании и развитии коммуникативных способностей и взаимоотношений детей друг с другом чрезвычайно велика.

– В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей.

– В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в ней. Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в ней.

– Игра стимулирует развитие познавательной сферы ребенка.

– Игра стимулирует развитие познавательной сферы ребенка. Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни, ребенок открывает новые грани окружающей его действительности. Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни, ребенок открывает новые грани окружающей его действительности.

– Игра способствует развитию произвольного поведения ребенка.

– Игра способствует формированию творческое воображения.

– Игра способствует становлению произвольной памяти, вниманию и мышлению ребенка.

– Игра способствует становлению произвольной памяти, вниманию и мышлению ребенка.

– Игра создает реальные условия для развития многих навыков и умений, необходимых ребенку для успешного перехода к учебной деятельности.

– Игра создает реальные условия для развития многих навыков и умений, необходимых ребенку для успешного перехода к учебной деятельности.

Консультация для родителей. «Игры и упражнения на развитие навыков общения детей дошкольного возраста»

Беседа «Как можно общаться без слов»

Обсудите с ребенком, с помощью каких средств он может общаться с другими людьми. Наверное, он сразу же назовет речь. Спросите его, как можно без слов объясниться с человеком, как с помощью жеста, мимики передать свое эмоциональное состояние. Можно ли узнать, о чем думал, что чувствовал писатель, художник или композитор, читая, рассматривая или слушая их произведения. Попробуйте угадать настроение автора, читая какую-нибудь книгу или слушая музыку.

Упражнение «Музыка и эмоции».

Прослушав музыкальный отрывок,дети описывают настроение музыки по шкалам: веселая – грустная, довольная – сердитая, смелая – трусливая, праздничная – будничная, задушевная – отчужденная, бодрая – усталая, спокойная – взволнованная, медленная – быстрая, теплая – холодная, ясная – мрачная.

Это упражнение способствует не только развитию понимания передачи эмоционального состояния, но и развитию образного мышления.

Читайте также:  Ребенок в утробе опережает развитие

«Страна Х» (коллективный рисунок)

Это упражнение предусматривает совместное рисование детей на большом листе бумаги. Детям предлагается вместе придумать свою страну, дать ей название и нарисовать. Каждый ребенок рисует на общей картине то, что хочет. Взрослый также может участвовать в общем рисовании. Это упражнение дает возможность каждому ребенку участвовать в общей деятельности, помогает увидеть, какое место занимает ребенок в группе. Оно также поможет закрепить наглядно те знания, которые ребенок получает на занятиях в детском саду.

Упражнение «Слепой и поводырь».

Упражнение в парах. Один из участников – «слепой», второй – его «поводырь», который должен провести «слепого» через различные препятствия, которые созданы заранее (мебель, столы, стулья, также препятствиями могут быть другие люди). У «слепого» завязаны глаза. Цель «поводыря» – провести его так, чтобы тот не споткнулся, не упал, не ушибся. После прохождения маршрута участники меняются ролями. Для повышения интереса можно иногда менять маршрут. Эта игра способствует развитию доверия друг к другу и развитию чувства безопасности по отношению к другим людям. После игры желательно обсудить с ребенком ее ход, спросить, что он чувствовал, будучи «слепым» и «поводырем», было ли ему уютно в этих ролях, что хотелось сделать во время игры, как изменить ситуацию и т. п.

Упражнение «Доброе животное».

Участники встают в круг и берутся за руки.Воспитатель тихим голосом говорит: «Мы – одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох два шага назад. Так не только дышит животное, так же ровно и четко бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

Упражнение «Нос к носу»

Дети свободно располагаются по комнате и двигаются в любом направлении. По команде взрослого, например, «Нос к носу» они становятся по парам и касаются друг друга носами.Команды могут быть разнообразными: «Ладошка к ладошке», «Коленка к коленке», «Ухо к уху» и т. д.

Игра «Скажи вежливое слово»

Цель: обучение положительному вербальному общению.

Вариант 1: водящий бросает мяч и говорит вежливое слово тому, кому бросил мяч.

Вариант 2: по кругу передают друг другу вежливые слова.

Вариант 3: по кругу дети называют ласковыми именами друг друга.

Вариант 4: Дети становятся в круг. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить, пообещать или пожелать что-то хорошее. Упражнение проводится по кругу.

Игра «Уступи место» (для детей с 5 лет, «Уступи игрушку» (для детей с 3 до 5 лет).

Цель: расширение набора тактик взаимодействия.

Процедура игры.Вариант 1: водящий подходит к кому-либо из детей, сидящих в кругу, и хлопает в ладоши. Тот, к кому подошли, уступает место (игрушку).Вариант 2: водящий подходит к кому-либо из детей и без слов делает так (использует различные тактики, чтобы ему уступили место (игрушку).Вариант 3: водящий подходит к кому-либо из детей и при помощи слов пытается добиться того (использует различные слова и выражения, чтобы ему уступили место.

Игра «Кто позвал?»

Дети стоят в кругу. Один из играющих встает в центр круга и закрывает глаза. Ведущий подходит и притрагивается к кому-либо из участников игры. Тот громко называет имя водящего.Ведущий: «Кто позвал тебя?»

Ребенок, стоящий в кругу, называет имя товарища. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не побывают в роли отгадывающего.

В процессе этой игры дети лучше узнают друг друга и запоминают имена. Игра способствует сближению ребят, развивает внимание, память, упражняет слуховой анализатор.

Игра «Через стекло»

Детям предлагается сказать что-либо друг другу жестами, представив, что они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Тему для разговора ребенку можно предложить,например: “Ты забыл надеть шапку, а на улице очень холодно”, или “Принеси мне стакан воды, я хочу пить” и т. п., или ребенок сам придумает свое сообщение. После игры надо выяснить, насколько точно и правильно дети поняли друг друга и обсудить, что чувствовали дети при передаче сообщений, легко ли им было.

Игра направлена на развитие умения, передавать мысли и чувства с помощью мимики и выразительных движений.

Вывод следующий: навыки общения дошкольников можно и нужно развивать, прививая дошкольникам основы грамотного общения и культурной речи. Начинать такое обучение нужно с самого рождения, применяя весь спектр приемов и методов воздействия. Каждый взрослый воспитатель или родитель не должен забывать, что ответственность за построение взаимодействия лежит на нем, так как именно в общении со взрослыми дети получают и усваивают основные модели общения. Поэтому воспитатели и родители стоят во главе формирования культуры общения у детей дошкольного возраста.

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.

В результате целенаправленных усилий воспитателей и родителей дети обретают способность хорошо ориентироваться во взаимоотношениях с окружающими, приобретают навык понимания и эмпатии к эмоциональному настроению окружения, обучаются сопереживанию и отзывчивости. Целенаправленное развитие коммуникативных навыков совместными усилиями дает существенное обогащение коммуникативного опыта детей и способно нейтрализовать многие проблемы.

Коммуникативные игры – наиболее простой и эффективный способ развития навыков общения у детей дошкольного возраста.

Источник