Игры для развития навыков рисования с ребенком 3 лет
Развивающие игры для детей дошкольного возраста
Главный герой всех игр – Лутонюшка.
Сказочный герой Лутонюшка будет здесь заводилой, учителем, наставником. Он будет учить маленьких детей всему, что сам умеет и чем владеет.
Я, Лутонюшка, — учитель,
Рисованию учитесь!
Раз, два, три, четыре, пять!
Начинаем рисовать!
Игра «Травка-муравка»
Учим рисовать траву разными способами;
Использовать карандаши, фломастеры, краски и мелки;
Знакомим с зеленым цветом и его оттенками; даем новую информацию по теме «трава и сено»
Материал для игры
Зеленые карандаши светлого и темного оттенка (зеленый фломастер светлого и темного оттенка, зеленая гуашь), зеленый мелок; листы бумаги — белой и коричневой.
Ход игры
Любят травку пощипать
Папа-бык, корова-мать.
Щиплют козы и овечки
Травку на лугу у речки.
И зимой им травку надо.
Только луг под снегопадом.
Снегом мокрым сыт не будешь,
Травку рогом не добудешь.
Помоги животным бедным,
Заготовь травы к обедам!
Лутоня раздает маленьким художникам рисовальные принадлежности и говорит о том, что эта трава будет кормом для животных зимой, поэтому ее нужно нарисовать много — пол-листа.
Он показывает каждому ученику, как ее рисовать, — ритмичными штрихами.
Раз штришок, два штришок…
Много маленьких штрихов —
Получается стожок.
Лутонюшка показывает на второй и третий рисунки и обращает внимание на то, что травка, хотя и зеленая, но разных оттенков и растет в разных направлениях.
Травки на лугах не счесть.
У нее оттенки есть!
На коричневом листе бумаге траву рисуют зелеными мелками: ритмично наносят штрихи.
Совет от Лутонюшка.
Чтоб всегда здоровым быть,
Надо по траве ходить.
Босиком по росе
По утрам ходите все!
Лутонюшка рассказывает, что траву косят, сушат и собирают в стог. Сушеная трава — это сено. Зимой жвачным животным дают сено.
Травка летом сочная,
Травка летом свежая.
А зимой сушеная
И не очень нежная,
Но зато душистая,
Да еще пушистая!
– Разрисуй ромашку разными оттенками зеленого цвета.
– Поставь в вазу зеленый цветок нарисуй его в пустой вазе.
– Посмотри на цветы в вазе. Назови цветы и раскрась их стебли и листики.
В вазе на столе
стоит букет.
У стеблей и листиков
зеленый цвет.
Колокольчик синий,
словно небосвод.
Красные тюльпаны
стали в хоровод.
Игра «краски на клумбах»
Учим рисовать цветы красками
Материал для игры
Листы бумаги прямоугольной и круглой формы, кисточки, гуашь.
Ход игры
Что растет в саду?
Деревья,
Травка, ягоды, кусты.
А еще растут на клумбах
Разноцветные цветы.
Взрослый изображает из себя Лутонюшку-учи- теля. Лутонюшка собирает и вооружает войско. Войско — это кисти и краски, которые он раскладывает на столах. Они сейчас бойцы. Кисти будут воевать с красками — побеждать свое неумение, учиться рисовать цветы на клумбах.
Лутонюшка командует:
Краску в кисти наберем,
К клумбе их приложим.
Рисовать на ней цветы
Разной формы сможем.
Дальше идет показ: как набирается на кисть краска и как ритмично прикладывается (примакивается) кисточка к бумаге. Лутонюшка объясняет каждому ученику, как рисовать цветы разных форм.
Лутоня показывает, как рисовать цветы светлыми и более темными оттенками. Он объясняет, как нарисовать густую траву, без отдельных травинок, равномерно нанося краску.
Вся трава у нас густая,
Полоса идет сплошная:
Где темней, где светлей.
Краской рисовать умей!
Лутонюшка заключает:
Кисти краски победили:
Мы цветочки посадили!
Игра «Темушка-солнышко»
Рисуем красками зернышки и подсолнух;
Используем зеленый цвет, осваиваем другие цвета
Материал для игры
Бумага, гуашь, кисть, картинка с подсолнухом, доска школьная.
Ход игры
Он похож на солнышко,
Желтый мальчик Темушка.
На зеленой толстой ножке
Кланяется нам с дорожки. (Подсолнух)
На зеленой толстой ножке
Он стоит среди картошки.
В середине семечки —
Остренькие темечки.
Он похож на солнышко.
Желтый наш … (Подсолнушек)
Лутонюшка (взрослый) показывает картинку с подсолнухом и просит придумать ему имя, такое, чтобы было похоже на слово «солнышко».
— Солнышко-Темушка! — подводит итог Лутонюшка. Он объявляет, что подсолнух — воин. Он защищается от птиц, которые выклевывают его семечки. У подсолнуха целое войско — несчитанное количество семечек. Каждый воин — это зернышко в защитной броне (в доспехах) — шелухе. Когда зернышки кто-то сгрызает или враг их сбивает и они падают на землю, войско все равно не убывает, потому что они прорастают из земли, оживают, и подсолнушек снова тянется к солнцу.
Лепестки подсолнуха — его разящее оружие с солнечной энергией. Они осыпаются, но воинам не страшно, потому что их окружает крепкая зеленая зубчатая стена. Листья у подсолнуха большие и шершавые.
Лутонюшка прикалывает бумагу к доске и показывает, как рисовать подсолнух.
1. Сверху вниз проводит кисточкой широкую полоску — рисует ствол зеленой краской.
2. Затем рисует голову подсолнуха обводит краской круг.
3. Внутри круга Лутоня рисует зернышки. Он рисует их концом кисти — делает мазки.
4. Потом рисует желтой краской треугольнички — лепестки. Он обращает внимание на то, что кисть следует накладывать плашмя.
5. Наконец, плашмя прикладывая кисть, рисует листочки.
Как нарисовать елочку
Учим рисовать елку одним из способов
Материал для игры
Бумага, цветные карандаши.
Ход игры
Лутоня, опытный художник (взрослый), загадывает загадку и рассказывает про ели-елки:
Живет в лесу пушистая,
Зеленая, лучистая. (Ель)
В елях живет дух леса, который оберегает всех лесных зверушек и птиц. Чтобы лесной дух не обижал обитателей леса, ель украшают. Елка никогда не стареет. Она красива и стройна.
«Чтобы елку рисовать, вот тебе что надо знать, — говорит опытный художник Лутоня. — Ее ветки-лапы начинаются от самого низа и идут до верхушки. Верхние лапки короткие и растут вверх. Средние лапы длинные, изгибаются, растут в стороны и вверх. Нижние лапищи длинные, тяжелые, они растут в стороны и вниз. Лапы елки мохнатые — покрыты неизмеримым числом иголок — густой хвоей».
Лутоня ведет рассказ об этапах рисования ели.
1. Простым карандашом проводим линию земли и рисуем прямую линию небольшой высоты.
2. Проводим вторую линию, чтобы получился ствол, сужаем его кверху.
3. Рисуем еловые лапы: верхние короткие ветки, идущие от ствола косо и вверх. Средние ветки рисуем чуть прямее и длиннее. Нижние лапы длинные, изгибаются вниз.
4. На ветках нарисуем иголочки — хвою. Ее больше на нижних ветках.
5. Ствол раскрашиваем светло-коричневым карандашом, хвою — темно-зеленым цветом.
Елочка в огнях
Учим рисовать красками, закрепляем в памяти красный и зеленый цвета
Материал для игры
Бумага, кисточки, гуашь.
Ход игры
Лутонюшка читает стишок.
К нам пришла из лесу елка:
Вся в сверкании огней,
Вся зеленая, в иголках,
И игрушки есть на ней.
На Новый год в дома к людям приходит елка. Чтобы было празднично, радостно и красиво, ее наряжают, украшают игрушками и вешают огоньки.
Мы на елочку повесим
Яркие фонарики.
Дождик на нее набросим,
Бантики и шарики.
Он показывает, как сделать кисточкой контуры елочки: расширяющиеся книзу зигзаги, коротенький ствол. Потом ее надо закрасить зеленой краской, равномерно двигая кисточкой. Краске надо дать подсохнуть. Огоньки рисуют красной краской, прижимая кисть к бумаге.
«Кошка Крошка любит бантики. Давайте их тоже «повесим на елку», — предлагает Лутоня. Он показывает, как их рисовать: два сходящихся вершинами треугольничка, серединку обозначить мазком.
Более способные дети нарисуют банты, как знают.
Зайчик-лакомка
Учим с помощью красок рисовать зайца;
Закрепляем понятие «овал»; напоминаем, что зайцы грызут не только морковку с капустой, но и кору деревьев
Материал для игры
Бумага, голубая гуашь, кисточки.
Ход игры
Загадка от Лутонюшки.
Я игрун, я прыгун.
Я быстрее всех бегу.
Ушки мои всех длинней.
Говори ответ скорей! (Зайчик)
Лутонюшка-мастер объясняет.
Нарисуем два овала:
На большом овале малый.
А на самой на макушке
Нарисуем зайцу ушки,
Нос-курносик, длинный ротик,
Пририсуем круглый хвостик,
Глазик, спрятанные ножки.
Все! Помчали по дорожке!
Лутонюшка рассматривает рисунки своих учеников и отмечает лучшего художника.
Рисовать ты научился:
Заяц классно получился!
Дальше Лутоня рассказывает.
Любят зайчики морковку,
На капусту установка.
А придет зимы пора,
Лакомство для них — кора.
Что такое есть кора?
Знать бы всем уже пора.
Он объясняет, что кора защищает ствол дерева, и говорит, что деревья научит рисовать на следующем уроке.
Дерево – природы чудо
Учим рисовать деревья и листья красками, карандашом
Материал для игры
Бумага, гуашь, кисточки, карандаш.
Ход игры
Дерево — растение,
У него есть крона
С ветками колючими
И листвой зеленой.
Мастер Лутоня (взрослый) подводит учеников к окну и показывает, какие есть в саду деревья. Он обращает их внимание на стволы и ветки деревьев: стволы — толстые и более тонкие, а ветки тоньше стволов.
Ствол шершавый, в темной шубке,
В шубках также его ветки.
Летом ствол в листве кудрявой
Изумительной расцветки.
Мастер показывает, как рисуют ствол дерева краской. Нажимая на кисточку, надо сверху вниз провести широкую полосу. Потом рисуют ветки, которые идут от ствола вверх.
«На ветках нарисуем черешки — тонкие зеленые штришки», — объясняет Лутоня ученикам.
Затем показывает, как рисуют листочки: прикладывая кисточку плашмя. Кто-то может уже рисовать их по-другому.
На другом уроке Лутоня показывает, как рисовать деревья карандашом.
1. Нарисовать простым карандашом две параллельные изогнутые линии, которые вверху расходятся вилкой, — ствол. Дерево зимой голое, без листьев:
2. Можно нарисовать на ветках листочки — летнее дерево. Но учиться изображать листья разных деревьев ученики будут на других уроках рисования.
Сияющая береза
Учим рисовать карандашом деревья, березу
Материал для игры
Бумага, карандаши простой и цветные — коричневый и зеленый; картинка с березой.
Ход игры
Лутоня просит отгадать загадку.
Дева в белом одеянье,
От нее идет сиянье.
Кудри локонами вьются,
Песни про нее поются.
Пятна и полоски На стволе … (березки).
Учитель показывает, как нарисовать ствол березы.
1. Рисуем неровную линию.
2. Второй линией, которая идет от вершины, покажем толщину ствола.
3. Рисуем ветки — плавные, волнистые линии.
4. На концах крупных веток рисуем маленькие веточки.
5. Раскрашиваем ствол белым карандашом, черным и коричневым — полосы и пятна.
Такую березу мы видим зимой, — без листьев.
6. На летней березе рисуем листья.
Лист дубовый, резной
Учимся рисовать листья разных деревьев
Материал для игры
Карандаш простой и акварельные краски, резинка, дубовые листочки или картинки с ними.
Ход игры
Учитель Лутонюшка подводит учеников к окну и показывает на деревья. Он обращает внимание на то, какие у них листья: у всех разные, со своей формой. А потом он указывает на дуб и декламирует:
Возле дома у Лутоши
Разрослась густая роща.
Там деревья вековые,
Там березки озорные,
Дуб с могучею спиной.
Лист у дуба вырезной.
Он просит рассмотреть дубовый лист, показывает на его форму, на жилки. Помогает каждому рисовать.
1. Простым карандашом нарисуем жилку — проведем прямую линию.
2. Нарисуем справа и слева боковые жилочки, которые идут вверх.
3. Соединим вершину листа с жилками. Нарисуем черешок внизу.
4. «Вырезаем» листочек — делаем уголочки между жилками.
5. Сделаем потолще линии жилок и черешка.
6. Закрасим светло-зеленой краской. Дадим ей подсохнуть и более темной краской концом кисти проведем вдоль жилок.
Дубовая семейка
Учимся рисовать ветку дуба с листьями
Материал для игры
Бумага, простой карандаш, акварельная краска (желтая и коричневая), ластик.
Ход игры
Мастер Лутонюшка (взрослый) произносит:
Одному листочку скучно —
Лучше жить на ветке.
Нарисуем ветку дуба
Желтенькой расцветки.
Лутоня рассказывает о дубе: он могуч, ствол у него толстый, ветки растут почти что прямо, на концах много маленьких веточек. У дуба пышная крона. На нем родятся желуди.
Учитель просит взять простые карандаши и рассказывает ученикам, как рисовать лубовую ветку.
Нарисуем жилки — малые, большие,
А потом листочки овальные. Такие!
Проведем мы волны по краям овала,
Чтобы наша ветка веткой дуба стала.
Ненужные линии стираем, четко обводим контур. Листочки раскрашиваем желтой акварелью: на улице осень. На подсохшую желтую краску наносим возле жилок коричневую — затемняем.
Хороша ветка! Молодец ты, детка!
А потом все отгадывают загадки.
• Гладкий, словно ноготок,
Этот желтый коробок.
А внутри его дубок. (Желудь)
• В лес пойду, корм любимый свой найду.
Я под дубом желтым встану,
Носом желуди достану. (Свинья)
Глаз – фотограф у нас
Учим рисовать по образцу
Материал для игры
Бумага, карандаши простой и цветные или акварельные краски, образцы для рисования по усмотрению.
Ход игры
Лутонюшка часто проводил с учениками самостоятельные уроки рисования. На таких уроках он объявлял себя экзаменатором. Он приносил в класс всякую всячину: лист березы, ветку вербы, ветку тополя, ветку лавра, ветку винограда, бананы, мячик, флажок, пирамидку, шарик, неваляшку, арбуз, а также картинки с изображением разных предметов.
Экзаменатор просил учеников нарисовать то, что изображено на картинке, сопровождая просьбу присказкой.
Если ты умен, то скажут:
Ты у нас с усами.
Что увидим, на бумаге
Нарисуем сами!
Ученики часто помогали ему: они по очереди приносили свои любимые игрушки и предметы. И все животные рассматривали и рисовали их.
На других занятиях экзаменатор давал задания, чтобы понять, как же его ученики усвоили урок, как они запомнили, что рисовали, выяснял, что они знают о предмете, который нарисовали. Все были молодцами, отвечали на вопросы, выполняли задания любимого учителя.
И ты думай и выполняй эти задания вместе со зверушками.
➢ Закончи фразу.
• Это листик клена — не розовый — … (зеленый).
• Я сегодня очень рада — я поела … (винограда ).
• Я не спутаю с другими, а скажу вам верно: это ветка серебрится на весенней … (вербе).
• Друг о друга хлопали липкие листочки на высоком … (тополе).
• В супе плавает, душист, южный гость — лавровый … (лист).
• Съедят и мартышка, и баран этот сладкий плод… (банан).
• Ушибется, но не плачет этот прыткий, круглый… (мячик).
• К дому сделаю шажок, там на крыше мой … (флажок).
• Ты любуйся и завидуй — я построил … (пирамиду) .
• Укусил его комарик — лопнул быстро красный … (шарик).
• Хочется узнать Ромашке, что внутри у … (неваляшки).
• Вытирает котик ус — очень сладкий был … (арбуз)!
– Убери лишний рисунок.
– Каких листьев меньше
– Какая яблоня ниже?
Что на высокой яблоньке?
– Что появляется раньше — цветы или яблоки?
Все, что вижу, я рисую!
Развиваем творческие способности, учим рисовать по своему желанию
Материал для игры
Рисовальные принадлежности, чистая тетрадка, данный текст.
Ход игры
Лутонюшка собирает своих учеников, рассаживает их по местам и говорит о том, что они в его Подготовительном Классе уже получили достаточный опыт в рисовании. Они знают о многих вещах на свете, многое видели, попробовали, побывали в разных местах, любовались картинами природы, знают о зиме, о лете, о весне, об осени, о деревьях, солнышке, животных, цветах. Не перечислить всего! Он их учил, подсказывал, а они слушали своего учителя и выполняли его задания. А на этом занятии ученики сами себе учителя и будут они играть в вольных художников. Пора проверить, чем наполнены рогатые, ушастые и гривастые головки, какие в них остались картинки от увиденного и услышанного. Лутоня предлагает ученикам рисовать, что захочется. Он говорит присказку.
Ничего не покажу,
Ничего не расскажу.
Сам ходи и сам смотри.
Мне рисунок подари!
Может, это будет кошка?
Может, бык или моркошка?
Даже, может быть, лукошко
Или в супнице окрошка?
Или малая картинка,
Или целая картина?
Все, что хочешь, нарисуй.
Ты сумеешь, не пасуй!
Мастер раздает «палитры» -— коробки с акварельными красками. Вольные художники берут чистые полотна (по листу рисовальной бумаги, свернутой в рулончик) и отправляются в разные стороны бродить по свету, наблюдать за жизнью на земле, а потом переносить увиденное на полотна, то есть писать свои картины и выставлять потом их в галерее.
Кто-то «садится в поезд» и смотрит из окна на мелькающие картинки — подходит к окну. Кто-то берет свои игрушки, вещи, находящиеся в комнате, рассматривает их. Другие бродят по дому, все пристально разглядывают, запоминают. А потом все живописцы возвращаются в свои «мастерские» — садятся за стол, натягивают «полотна» — раскладывают на столе бумагу, берут кисточки и начинают «писать картины для выставки в художественной галерее».
Готовые рисунки вольные художники несут «в картинную галерею», где их принимает мастер-художник. Он раскладывают все картины на столе — «выставляет картины».
На выставку картин приходят «посетители». Они показывают Лутоне пригласительные билеты — прямоугольные кусочки бумаги или картинки с изображениями животных, или зверей. Он смотрит на билет и говорит: «Вы, мартышка, проходите, галерею посмотрите. Проходи, коза, и смотри во все глаза. Вы, поросенок, не хрюкайте, пожалуйста. Вам, лошадка, будем рады, только цокать здесь не надо». Корову он предупреждает: «Рогами ничего не трогать». Собаке может сказать: «На картины не лают». Мишке советует: «Вам, мишутка косолапый, ничего не надо лапать». Мастер сам придумывает, кто есть кто.
Но посетитель может и представиться: «Лев на выставку явился», «Вот я, зайчик, появился», «Я волк, в галерею пришел», «Я веселый жеребенок, любознательный ребенок», «Подошла к вам я, свинья. Ох, люблю картины я!».
Все становятся вокруг стола с картинками, рассматривают их. А потом «пишут отзывы в книге» (хвалят понравившиеся рисунки): расписываются в приготовленной тетрадке, а Лутонюшка берет рисунки, показывает и читает «отзывы» вслух.
Например, такие:
• Замечательная кошка!
Ухо длинное немножко.
Кот
• Елка лучшая — твоя!
Восхищаюсь тобой я!
Лев
• Ох, какой у Маши мяч!
От меня его не прячь!
Заяц
• Что за травка — изумруд!
Все увидят и замрут!
Овечка
• Вот так кукла — просто диво!
До чего ж она красива!
Свинья
• Твой букет такой чудесный,
Замечательный, прелестный!
Корова
• Я в восторге от пейзажа.
Ты художница, Наташа!
Корова
• Эта мышка — просто класс!
Самый лучший, ты у нас!
Кошка
Самый лучший художник получает приз за лучшую «картину» — краски, карандаши, альбом, шоколадный батончик и т. п.
Все хлопают, поздравляют победителя.
Похожие статьи:
Игры на развитие навыков классифицирования для детей 2-3 лет
Игры с песком в младшей группе
Игры на развитие артикуляционного аппарата для детей 2-3 лет
Консультации для родителей в детском саду. Изобразительная деятельность
Урок рисования для детей 3-5 лет с помощью геометрических фигур
Источник