Игры для развития музыкальных способностей ребенка скачать

Игры для развития музыкальных способностей ребенка скачать thumbnail

Музыкально-дидактические игры, направленные на развитие музыкальных способностей детей

Игры для развития ладового чувства

1.Чудесный мешочек

Цель: Различать знакомые произведения.

Игровой материал: Небольшой мешочек, красиво оформленный аппликацией. В нем игрушки: мишка, заяц, птичка, кошка, петушок. Можно использовать персонажи из кукольного театра.

Ход игры: Участвует вся группа. «Дети,— говорит педагог,— к нам на занятие пришли гости. Но где же они спрятались? Может быть, здесь? (Показывает мешочек.) Сейчас мы послушаем музыку и узнаем, кто там». Музыкальный руководитель проигрывает мелодии знакомых детям произведений: «Петушок»— русская народная мелодия, «Серенькая кошечка» В. Витлина, «Воробушки» М. Красева, «Медведь» В. Ребикова и др. Дети узнают музыку, кто-либо из них достает из мешочка соответствующую игрушку и показывает всем.

2.Подумай и отгадай

Цель: Закрепить знание знакомых произведений.

Игровой материал: Карточки (по числу играющих), на которых изображены медведь, зайчик, птичка.

Ход игры: Детям раздают по одной карточке. На фортепиано или в записи звучит мелодия: «Зайчик» М. Старокадомского, «Медведь» В. Ребикова, «Воробушки» М. Красева. Дети узнают мелодию и поднимают нужную карточку. Например, после песни «Медведь» В. Ребикова поднимают карточку с изображением медведя.

3.Найди игрушку

Цель: Развивать умение различать музыкальные произведения.

Игровой материал: Игрушки, соответствующие содержанию песен: зайчик, медведь, кошечка, петушок и т. д.; проигрыватель с записями программных произведений.

Ход игры: Игрушки лежат на столе. Полукругом сидят дети. Педагог предлагает послушать мелодию и выбрать (называет имя ребенка) соответствующую игрушку. Игра заканчивается, когда на столе не останется ни одной игрушки.

Игра может проводиться на занятии для закрепления знакомых произведений и в свободное от занятий время (лучше во второй половине дня).

4.В лесу.

Цель: Совершенствовать умение детей узнавать знакомые песни.

Игровой материал: На планшете изображен лес; 2-3 дерева, пенек приклеены к картине средней своей частью по высоте. Этим как бы создается объемность и, кроме того, к одной половине елки (дерева, пенька) приклеен кармашек, в котором помещается фигурка зайчика (петушка, кошки, мишки и т. д.). Картонажная фигурка девочки ставится рядом с лесом.

Ход игры: «Дети, посмотрите, какой красивый лес, – говорит педагог- Здесь березки, елочки. Девочка Таня пришла в лес собирать цветы и ягоды. А за деревом кто-то спрятался, наверное, какой-то зверек. Поможем Тане отгадать, кто там сидит. Послушайте песенку и отгадайте». На фортепиано или в записи исполняется, например, «Заинька», русская народная мелодия в обработке Н. Римского-Корсакова. Для проверки ответа ребенку разрешается заглянуть за дерево, где находится фигурка зайчика (картинка елки сгибается вдоль по центру, там кармашек).

Игра проводится со всеми детьми и может быть использована на музыкальном занятии во время пения и слушания музыки.

5.Буратино

Цель: Совершенствовать навык узнавания знакомых произведений.

Игровой материал: Коробка, на ней нарисован Буратино. С боковой стороны коробка открывается, туда вставляются карточки с красочными иллюстрациями к различным программным песням и пьесам (елочка, паровоз, машина, санки, кукла, флажок и т. д.), знакомым детям.

Ход игры: Педагог объясняет детям, что к ним в гости приехал Буратино и привез с собой песни, а какие – дети сами должны отгадать. Музыкальный руководитель проигрывает произведения, дети отгадывают. Для проверки ответа из коробки достают соответствующую картинку. Например, исполняется песня «Елочка» М. Красева, ребенок достает карточку с изображением новогодней елки, или звучит мелодия песни «Паровоз» 3. Компанейца- из коробки достают картинку паровоза и т. д.

Игра может проводиться на музыкальном занятии с целью закрепления программных музыкальных произведений.

6. Что делают дети?

Цель: Развивать умение различать характер музыкальных произведений.

Игровой материал: Карточки (по числу играющих), на одной половине которых изображены дети (они поют, маршируют, спят), вторая половина пустая; фишки.

Ход игры: Детям раздают по одной карточке. Педагог исполняет знакомые музыкальные произведения (можно в записи): «Колыбельную» А. Гречанинова, «Баю-бай» В. Витлина, «Марш» Э. Парлова, любую песню (которую знают и поют дети). Тот, кто узнал музыкальное произведение, закрывает фишкой пустую половину карты.

Игра сначала проводится в ходе непосредственно образовательной деятельности, а затем и в свободное время.

7. Зайцы

Цель: Совершенствовать умение детей различать характер музыки.

Игровой материал: На планшете изображены лес, поляна (в центре сделаны разрезы, куда могут вставляться картинки – «Зайцы спят», «Зайцы пляшут».

Ход игры: Педагог предлагает детям пойти погулять на полянку, нарисованную на картинке: «Здесь живут маленькие зайчики, а что они делают, вы узнаете сами, когда услышите музыку».

Звучит мелодия колыбельной или танцевальной музыки. Дети определяют ее и по просьбе педагога вставляют соответствующую картинку в прорези на планшете. Если ребенок узнал музыкальное произведение, дети апплодируют. Игру можно использовать на занятиях и в часы досуга.

Читайте также:  Сайт центр сопровождения и развития ребенка

8. Три цветка

Цель: Развивать умение детей различать характер музыкальных произведений.

Игровой материал: Записи с инструментальной музыкой, карточки с изображением веселого, грустного и спящего цветков.

Ход игры: Дети слушают музыкальные произведения в исполнении музыкального руководителя или в записи, определяют настроение в музыке и поднимают условно обозначенную карточку: веселый цветок – веселая музыка, грустный – грустная, спящий – спокойная.

9. Укрась музыку.

Цель: Развивать умение детей различать характер музыкальных произведений и соотносить их с тембровой окраской.

Игровой материал: Записи с инструментальной музыкой, знакомой детям; музыкальные инструменты (треугольник, дудочка, колокольчик, бубен, маракас и др.)

Ход игры: Ребёнок слушает музыкальное произведение, определяет настроение в музыке и выбирает музыкальный инструмент, подходящий по своему тембру к характеру произведения. Подыгрывает на выбранном инструменте, украшая звучание.

10. Веселые матрешки

Цель: Учить детей различать звуки по высоте.

Игровой материал: матрешки трех величин по числу играющих, металлофон.

Ход игры: Музыкальный руководитель играет на металлофоне, когда звук низкий – танцуют маленькие матрешки, высокий – высокие, средний – средние.

11. Три медведя

Цель: Учить детей различать разные регистры.

Игровой материал: плоскостное изображение медведей большого, среднего и маленького размера на каждого ребенка. «Мишка» А. Раухвергера.

Ход игры:

Вариант 1: Когда произведение звучит в высоком регистре, выходят погулять медвежата, когда в среднем – мамы – медведицы, в низком – папы – медведи. Последовательность регистровых звучаний варьируется.

Вариант 2: Дети изображают медведей, каждый ребенок двигается в соответствии с заданной ему ролью и под соответствующее звучание музыкального произведения.

12. Курица и цыплята

Цель: Развивать у детей звуковысотный слух.

Игровой материал: Домик, кукла Маша, металлофон. Все раскладывается на столе. У детей в руках игрушечные птицы

(курица и цыплята).

Ход игры: Дети рассаживаются вокруг стола. Педагог берет куклу и говорит: «В этом домике живет кукла Маша, у нее есть много кур и цыплят. Их пора кормить, но они разбежались. Маша, позови своих кур. Послушайте, ребята, кого зовет Маша», играет на металлофоне «ре» второй октавы. Дети с цыплятами в руках встают и ставят их перед Машей. Кукла кормит птиц. Педагог просит детей спеть тоненьким голосом, как цыплята, «пи-пи-пи». Затем кукла Маша зовет кур — музыкальный руководитель играет на металлофоне «ре» первой октавы. Дети ставят фигурки кур на стол перед Машей и поют на этом же звуке «ко-ко-ко».

Игры для развития ладового чувства

13.Слушаем музыку

Цель: Развивать умение детей различать музыкальные произведения.

Игровой материал: 4—5 картинок, иллюстрирующих содержание знакомых детям музыкальных произведений (это могут быть и инструментальные пьесы), проигрыватель .

Ход игры: Дети рассаживаются полукругом, перед ними на столе располагают картинки так, чтобы они хорошо были видны всем играющим. Проигрывают какое-либо музыкальное произведение. Вызванный ребенок должен найти соответствующую картинку, назвать произведение и композитора, написавшего эту музыку. Если ответ правильный, все хлопают.

Игра проводится на музыкальном занятии и в свободное от занятий время.

14. Наши песни

Цель: Совершенствовать навык узнавания знакомых произведений.

Игровой материал: Карточки-картинки, (по числу играющих), иллюстрирующие содержание знакомых детям песен, металлофон, проигрыватель, фишки.

Ход игры: Детям раздают по 2-3 карточки. Исполняется мелодия песни на металлофоне или в записи. Дети узнают песню и закрывают фишкой нужную карточку. Выигрывает тот, кто правильно закроет все карточки.

Игра проводится в свободное от занятий время.

15. Волшебный волчок

Цель: Совершенствовать навык узнавания знакомых произведений.

Игровой материал: На планшете располагаются иллюстрации к программным произведениях по слушанию или пению, в центре вращающаяся стрелка.

Ход игры: Вариант 1. В записи или на фортепиано исполняется знакомое детям произведение. Вызванный ребенок указывает стрелкой на соответствующую иллюстрацию, называет композитора, написавшего музыку.

Вариант 2. Ведущий исполняет на металлофоне мелодию программной песни. Ребенок стрелкой указывает на картинку, которая подходит по содержанию к данной мелодии

Вариант 3. Ребенок-ведущий стрелкой указывает на какую-либо картинку, остальные дети поют песню, соответствующую содержанию.

Источник

Примеры музыкально-дидактических игр.

Игры для развития ритмического слуха:

– «Ритмическое эхо»

– «Определи по ритму»

– «Вспомни мелодию»

– «Узнай и спой».

Игры для развития динамического слуха:

– «Эхо»

– «Громко – тихо»

– «Громкая и тихая музыка»

Игры на развитие тембрового и звуковысотного слуха:

– «Музыкальное лото»

– «Моя семья»

– «Угадай по голосу»

Игры на развитие певческих способностей:

– «Музыкальный волчок»

– «Из какой мы песни?»

– «Концерт»

– «Конкурс дирижеров»

Игры для восприятия музыкальных произведений:

– «Расскажи мне о музыке»

– «Клоуны»

– «Музыкальная викторина»

– «Ожившие картинки»

– «Солнышко и тучка»

Музыкально-дидактические игры (цели, методика проведения):

Читайте также:  Развитие ребенка с отрицательным резусом

Игра «Ритмическое эхо»

Цель: развитие ритмического слуха, памяти, подготовительный этап к обучению

нотной грамоте.

Оборудование: музыкальное наборное полотно, нотки.

Методика проведения игры: учитель хлопает ритм любой, известной детям, Попевки.

Дети повторяют ритм учителя и проговаривают слоги: «ти» – восьмые, «та» – четверти.

Игра «Определи по ритму»

Цель: развитие ритмического слуха, внимания, быстроты реакции, памяти, тембрового

слуха.

Игровой материал: карточки, на одной половине которых изображен ритмический

рисунок знакомой детям песни, а другая половина пустая; картинки иллюстрирующие

содержание песни; детские музыкальные инструменты – группа ударных (ложки,

треугольник, барабан, бубен, музыкальный молоточек и др.). Каждому играющему дают

по 2-3 карточки.

(Иллюстрации карточки прилагаются).

Ход игры: учитель исполняет ритмический рисунок знакомой песни или Попевки на

одном из музыкальных инструментов. Дети по ритму определяют песню и картинкой

закрывают пустую половину карточки (картинку после правильного ответа дает ведущий).

Ритм можно прохлопать, простучать кубиками, палочками, ложками и т.д. при повторении

игры ведущим становится тот, кто ни разу не ошибся.

Примечание: На усмотрение учителя и в зависимости от подготовленности класса

ритмический рисунок на карточках может быть изображен виде длительностей. Или

ритмический рисунок можно изобразить в виде коротких или длинных полосок.

Игра «Вспомни мелодию»

Цель: развитие ритмического слуха, памяти, внимания, быстроты реакции, умение

точно воспроизводить ритмический рисунок по ритмической схеме.

Игровой материал: ритмические схемы на карточках или на наборном полотне.

Методика проведения игры: учитель на доске изображает ритм или ритмическую

схему фрагментов из известных музыкальных произведений или песен, а дети должны,

прохлопав ритм, узнать мелодию.

Примечание: Эта игра позволяет учителю разучивать ритмически трудные фрагменты

из вокальных произведений.

Игра «Узнай и спой»

Цель: развитие ритмического слуха, памяти, мышление, быстроту реакции, певческих

способностей.

Игровой материал: карточки по числу участников. На карточках изображены

ритмические схемы фрагментов из знакомых детям произведений.

Методика проведения игры: учитель раздает детям карточки с ритмическими

фрагментами из песен. Дети должны, прохлопав ритм, узнать произведение и также точно

его воспроизвести голосом.

Примечание: На карточках могут быть разные ритмические схемы из одного

вокального произведения. Можно выстроить целую «цепочку» из этих схем и тогда

получится целое произведение, ритм которого дети должны исполнить «цепочкой» и

узнать.

Игра «Эхо»

Цель: развитие динамического слуха, вокальных способностей, сформировать

комплексное представление о песне.

Методика проведения игры: учитель пропевает фразу из песни, а учащиеся должны

повторить точно так же, с теми же динамическими оттенками, паузами и пр. Так же поется

и вторая фраза. Затем учитель поет сразу две фразы, прибавляя третью. Обыгрываются

разные варианты: учитель поет громко, дети – тихо и наоборот. Затем учитель предлагает

игру любому ученику, справившемуся с заданием.

Игра «Громко – тихо»

Цель: развитие динамического слуха, внимания, быстроты реакции.

Игровой материал: игрушка.

Методика проведения: из учащихся выбирается водящий, который выходит из класса.

Остальные договариваются и прячут игрушку. Водящий, зайдя в класс, должен ее найти,

руководствуясь звучанием песни, которую поют учащиеся класса (в целях закрепления

используется песня, которую только что разучивали). Звучание песни усиливается по мере

приближения к игрушке и наоборот, стихает по мере удаления от нее.

Игра «Музыкальное лото»

Цель: развитие тембрового слуха, внимания, памяти, речи, воспитание слушательской

культуры.

Игровой материал: карточки (по числу учащихся), на которых изображены различные

музыкальные инструменты. (Образец карточки прилагается).

Методика проведения игры: учитель раздает карточки каждому ребенку. Ученики

прослушивают музыкальное произведение, и закрывают фишками те инструменты,

которые исполняют музыку. Это может быть один или несколько музыкальных

инструментов. Выигрывает тот ученик, который правильно закрыл фишкой звучащие

инструменты.

Игра «Моя семья»

Цель: развитие тембрового слуха, умение различать регистры.

Игра «Музыкальный волчок Игровой материал: карточки с изображением членов семьи: мамы, папы, ребенка.

(Образцы карточек прилагаются).

Методика проведения игры: учитель раздает карточки каждому ученику. При

прослушивании музыкального фрагмента или произведения целиком, учащиеся

определяют тембр звучания голоса. И поднимают ту карточку, которая соответствует

музыке.

Игра «Угадай по голосу»

Цель: развитие тембрового слуха, сформировать представление о тембре.

Методика проведения игры: учитель вызывает детей (количество зависит от фраз,

предложений или куплетов в песне). Каждый ребенок получает «роль», т.е. будет

исполнять фрагмент из знакомой песни. Затем дети уходят в конец класса и поют каждый

свою часть песни.

»

Цель: закрепление песенного репертуара, развитие ритмического слуха, внимание,

памяти.

Игровой материал и методика проведения игры: картонный круг по краю которого

наклеены иллюстрации к песням. В центре круга движущаяся стрелка. Направление

стрелки показывает, какую песню должен исполнить ребенок. (Иллюстрация прилагается).

Примечание: Игру можно провести для закрепления выученных песен (в конце

четверти, года) или как концерт для именинника.

Читайте также:  Первые признаки нормального развития ребенка

Игра «Из какой мы песни?»

Цель: развитие певческих навыков, чистого интонирования, слуха, памяти, закрепление

выученного репертуара.

Игровой материал: иллюстрации к разученным детьми песням или использовать

рисунки детей (домашнее задание).

Методика проведения игры: учитель предлагает детям иллюстрации известных песен

или героев песен, дети отгадывают. Исполняется песня в разных вариантах: по ролям,

ансамблем, с солистами, в инсценировке и т.д.

Игра «Концерт»

Цель: развитие певческих навыков, память, воспитание исполнительской и

слушательской культуры.

Методика проведения игры: после разучивания нескольких песен (можно в конце

четверти, полугодия), учащиеся исполняют знакомые им песни в концертном исполнении:

с солистом, ансамблем, в виде инсценировки, «цепочкой», в костюмах, в масках и т.д.

Игра «Конкурс дирижеров»

Цель: закрепление знаний об элементах музыкальной речи, развитие навыков

импровизации, внимания, памяти, быстроты реакции.

Методика проведения: каждый ребенок, который выходит в роли дирижера, предлагает

свой темп исполнения песни и дирижирует в этом темпе. Каждый «дирижер» исполняет

один куплет. Затем класс определяет наиболее лучший, наиболее удобный темп

исполнения песни, тем самым, выбирая лучшего дирижера, который и руководит

исполнением всей песни в своем темпе.

Игра «Солнышко – тучка»

Цель: обучение нотной грамоте, развитие ладового чувства, закрепление понятий

«мажор», «минор», воспитание слушательской культуры.

Игровой материал: 2 карточки по количеству детей в классе, на которых изображены

тучка и солнышко. (Иллюстрации прилагаются).

Методика проведения игры: при прослушивании музыкальных произведений,

учащиеся поднимают соответствующую карточку. После прослушивания объясняют,

почему подняли именно эту карточку. Ребенку, который правильно поднял карточку и

сумел грамотно объяснить – фишка – «нотка».

Игра – загадка «Расскажи мне о музыке»

Цель: формировать умение формулировать свое мнение о музыке, высказывать его,

воспитание слушательской культуры и определять вид развития музыки.

Методика проведения игра: учитель предлагает прослушать песню или музыкальное

произведение и быть готовым ответить на любой вопрос. Например: ваше впечатление о

прослушанной музыке (песне); какой лад?; композиторская или народная музыка (песня)?

и т.д. Выслушав выступления учеников, учитель называет детей (награждает), у которых

были самые интересные ответы.

Примечание. Эту игру можно использовать на уроках во время различных видов

деятельности. Количество вопросов зависит от подготовленности класса, репертуара и

темы урока.

Игра «Клоуны»

Цель: воспитание слушательской культуры, развитие ладового чувства и музыкальной

памяти.

Игровой материал: два клоуна в разноцветных костюмах. Один клоун грустный, а

другой веселый. Фланелеграф. (Иллюстрации прилагаются).

Методика проведения игры: учитель исполняет произведение Д.Б.Кабалевского

«Клоуны». Учащиеся, слушая музыку, должны определить музыка какого клоуна звучит и

выложить на фланелеграфе самого клоуна в определенном костюме. Если музыка

мажорная, веселая, то клоун веселый, в ярком костюме и наоборот.

Примечание. Играя в эту игру, можно использовать музыку на усмотрение учителя. Для

закрепления ладового чувства и определения характера музыки.

Игра «Музыкальная викторина»

Цель: закрепление знаний о музыкальных произведениях, композиторах, развитие

музыкальной памяти и слушательской культуры.

Методика проведения игры: учитель исполняет или дает в записи музыкальные

произведения знакомые детям. Игру можно применять после разучивания как вокальных,

так и инструментальных произведений. Игру проводить для закрепления знаний учащихся

в конце каждой четверти или года.

Игра «Ожившие картины»

Цель: закрепление пройденного материала, развитие музыкальной памяти,

ритмического и музыкального слуха.

Игровой материал: рисунки учащихся (домашние задания за четверть).

Методика проведения игры: учитель помещает новые рисунки детей за четверть и

предлагает им узнать, какая картинка «ожила». Учитель исполняет (или в грамзаписи)

отрывки из музыкальных произведений или фрагменты песен. Дети отвечают на

дополнительные вопросы.

Заключение.

Игры и игровые приемы, которые я использую на своих уроках, помогают

активизировать интерес у школьников к урокам музыки, развивают их творческие

способности, помогают ребятам раскрыться.

Использование всех вышеназванных методов и приемов обучения музыки помогают не

только в деле обучения музыке, но и воспитания личности ребенка, потому что они

активизируют мыслительную деятельность школьников, оказывают положительное

влияние на ее развитие.

Самым главным считаю, чтобы ребенок не только научился на уроке, но и чтобы урок

затронул его душу.

В процессе музыкально-дидактической игры у учащихся развивается память. Они

запоминают композиторов, названия музыкальных произведений, музыкальные жанры,

элементы музыкальной речи.

Вывод:

1. Музыкально-дидактические игры помогают детям не только творчески работать

на уроках, но и применять эти знания в жизни.

2. Предложенные музыкально-дидактические игры можно расположить

относительно тематике уроков, учитывая психологические особенности классов,

интересы учащихся, а также закрепляя и развивая определенные знания, умения,

навыки.

Систематичность применения музыкально-дидактических игр на уроках музыки

позволяет сделать вывод о том, что игры оказывают непосредственное влияние на

развитие музыкальных способностей, творческого мышления, способности к

самовыражению.

Источник