Игры для развития музыкальной памяти ребенка

Игры для развития музыкальной памяти ребенка thumbnail

Игры, направленные на развитие музыкальной памяти у дошкольников и младших школьников

Отыщи игрушку

Возраст: 6 — 7 лет.

Цель игры: научить ориентироваться в пространстве, координируя свои движения соответственно музыкальной динамике.

Необходимое оборудование: любая небольшая игрушка, музыкальная запись.

Ход игры. Воспитатель, показав ребенку игрушку (например, зайчонка), просит его отвернуться и зажмурить глаза. В это время он прячет вещь. Затем игрок по команде ведущего открывает глаза. Воспитатель объясняет ему правила игры: ребенку необходимо найти спрятанную игрушку. Если игрок продвигается в верном направлении, то музыка и голоса детей, напевающих мелодию, становятся громче. Если он удаляется от игрушки, то музыка и голоса детей звучат тише. Задача ребенка — используя помощь детей, как можно быстрее отыскать спрятанную вещь.

Примечание. В повторной игре участвуют уже два ребенка. Один прячет игрушку, другой ее отыскивает. В качестве музыкального сопровождения используется любая мелодия, которую сидящие на месте дети пропевают на какой-либо определенный музыкальный слог (например на «ля»),

Музыкальная цепочка

Возраст: 6 — 7 лет.

Цель игры: развить у детей чувство ритма, музыкальную память и внимание.

Необходимое оборудование: музыкальная запись, мяч.

Ход игры. Дети сидят на стульчиках или располагаются на ковре. Воспитатель (музыкальный руководитель), в руках которого находится мяч, предлагает каждому ребенку по очереди спеть по одной песенной фразе. Начинает игру воспитатель. Он напевает песенку, хорошо известную ребятам (например, «Я на солнышке лежу, я на солнышко гляжу…») и сразу же передает мяч другому ребенку. Тот тут же должен без пауз и заминок продолжить: «Все лежу, и лежу, и на солнышко гляжу…» и сразу же передать мяч сидящему рядом с ним ребенку, который подхватывает песенку, повторяя ее припев: «Все лежу, и лежу, и на солнышко гляжу…» и т. д. Задача игроков: подхватить «музыкальную эстафету» и передать ее следующему.

Примечание. В игре используются ранее выученные песни. Дети, успешно справившиеся с заданием, получают право на сольное выступление в концерте, который состоится сразу после игры.

Музыкальная гостиная

Возраст: 4 — 5 лет.

Цель игры: данная игра ориентирована на развитие музыкальной памяти.

Необходимое оборудование: для игры понадобятся мягкие или надевающиеся на руку игрушки: медвежонок, птичка, зайчик, кошечка, — а также музыкальная запись (например, песня «Мишка» — слова А. Барто, музыка Т. Бырченко).

Ход игры. Воспитатель с таинственным видом сообщает детям, что сегодня у них необычные гости. Он указывает на стульчики, на которых «сидят» игрушки, и спрашивает детей, узнают ли они их. (Дети отвечают.) «Верно, к нам в гости пришли наши старые друзья, с которыми мы подружились, разучивая песенки про них. (Воспитатель берет в руки медвежонка.) Давайте, ребята, вспомним одну из таких песенок. Она о бедном медвежонке, которого уронили на пол и оторвали лапу. Теперь мишка совершенно здоров. Лапку ему пришили, и он даже может ею двигать (показывает. Подносит мишку к уху, что-то шепчет.) Мишутка просит спеть для него ту самую песенку, уж очень ему хочется еще раз послушать ее в вашем исполнении».

Исполняется песня «Мишка» — слова А. Барто, музыка Т. Бырченко. «Игрушка» благодарит ребят за их песенку и «садится» на свое место. Воспитатель берет следующую игрушку, и игра продолжается. Дети подбирают песенки про известных им персонажей и исполняют их. Задача, стоящая перед игроками: вспомнить и напеть мотив песенок. «Игрушки», в свою очередь, приглашают ребят поиграть в игры с их участием.

Примечание. Далее воспитатель предлагает выбрать ребятам любую знакомую им игру, связанную с пришедшими к ним в гости игрушками (например, «У медведя во бору»). После игры дети, попрощавшись с игрушками, уходят.

Угадай-ка, кто поет?

Возраст: 6 — 7 лет.

Цель игры: развить музыкальную память у детей старшего дошкольного возраста.

Необходимое оборудование: карточки с изображением различных сказочных персонажей. Для игры также понадобятся магнитофон и запись детских песен из известных сказок, мультипликационных и детских фильмов.

Ход игры. У каждого персонажа сказки есть своя любимая песенка, которая хорошо известна детям. Воспитатель предлагает им сесть за столики, на которых лежат карточки с изображением различных сказочных персонажей. После ознакомления детей с условиями игры им дают прослушать фрагмент первой песни. Затем звук приглушается, ребята выбирают нужную карточку и показывают воспитателю. Усложненная задача: прослушать фрагмент песни и назвать ее исполнителя. Побеждает тот ребенок, который успешно справится с наибольшим количеством заданий.

Примечание. В игре могут использоваться фрагменты песен, исполняемые Чебурашкой, его другом Крокодилом Геной; Винни-Пухом; Емелей; Лисой Алисой и Котом Базилио; Буратино; Крошкой Енотом; Бременскими музыкантами и др.

Внимательные ребята

Возраст: 3 — 4 года.

Цель игры: научить детей улавливать характерные изменения музыки и передавать их в движении.

Необходимое оборудование: музыкальные записи разного ритма и характера.

Ход игры. Музыкальный руководитель предлагает ребятам образовать круг. Игроки, расположившись по кругу, слушают небольшое музыкальное произведение. Их задача: вовремя заметить смену характера музыки и показать это своими движениями. Звучит быстрая мелодия — дети легко бегут по кругу. В музыке происходят изменения, она становится ритмичной и быстрой — и дети ей в такт начинают двигаться иначе, скачками и прыжками, поставив руки на пояс, по кругу. Под звуки спокойной мелодии, произвольно опустив руки, игроки спокойно идут, и т. п.

Примечание. Перед игрой, в качестве маленькой разминки, детям предлагается хлопками обозначить смену ритма мелодии.

Приглашение на концерт

Возраст: 7 — 8 лет.

Цель игры: развить музыкальную память, эрудицию, стимулировать интерес к серьезной музыке.

Необходимое оборудование: известные музыкальные произведения. Для игры также необходимо изготовить «билеты» по количеству задействованных в ней детей и карточки с портретами известных композиторов.

Ход игры. Взрослый (он же ведущий импровизированного концерта) вводит детей в игру:

Как известно из газет,

К нам едет симфонический

Прославленный квартет.

В филармонии квартет

Дает всего один концерт.

Кто желает пойти на концерт?

У меня есть лишний билет…

Желающие поучаствовать в игре подходят за «билетами», после чего рассаживаются на стульях, расставленных перед импровизированной сценой. Ведущий объясняет маленьким слушателям условия игры: прослушав произведение, они должны поднять карточку с изображением его автора. Игрок, успешно справившийся с заданием, вызывается на «сцену», остальные дети аплодируют ему.

Примечание. Музыка звучит в записи или в живом исполнении. Исполняются произведения детских композиторов — русских, современных.

Кто что услышал

Возраст: 5 — 6 лет.

Цель игры: развить у детей слух, внимание, наблюдательность, умение в обычных вещах и явлениях видеть необычное.

Необходимое оборудование: никакого дополнительного оборудования не требуется.

Ход игры. Дети располагаются на стульчиках или на ковре. Количество игроков значения не имеет. Воспитатель предлагает минуту посидеть спокойно и прислушаться: в тишине можно многое услышать. По истечении условленного времени игроки делятся своими наблюдениями. Кто-то услыхал шум проезжающего транспорта за окном, а кто-то — пение птиц, шум листвы, скрип открываемой двери, обрывки отдаленного разговора и т. д. Задача игроков: за определенное время услышать как можно больше разнообразных звуков. Самый внимательный и активный участник игры получает почетное звание Лучшего наблюдателя этого дня.

Примечание. Во время игры воспитатель (музыкальный руководитель) умышленно может от себя добавить несколько «лишних звуков» (например, уронить книгу, постучать пальцами по поверхности стола или «случайно» нажать клавишу пианино и т. п.).

Рекомендуем посмотреть:

Словесные игры – загадки для детей с ответами

Игры, песенки, упражнения для младших дошкольников «Игралочка»

Игры на развитие чувства ритма у детей 4-6 лет

Логические игры для детей 5-8 лет

Игры на развитие образного мышления у детей 5-8 лет

Источник

Запоминание музыкальных произведений в повседневной жизни получается спонтанно, и мы часто не задумываемся о механизмах, воскрешающих в нашем сознании музыку, ритм, слова песен. Однако удерживание в сознании произведений музыки и последующее их воспроизведение имеет свои законы и принципы действия.

Музыкальная память – это способность сохранять музыкальный материал и затем его воспроизводить в соответствии с оригиналом. 

Игры для развития музыкальной памяти ребенка

Музыкальная память является значимой частью музыкальных способностей, таких как музыкальный слух и чувство ритма. При этом она характеризуется сохранением не только самого произведения, но и ассоциаций эмоций и переживаний человека в моменты прослушивания или проигрывания музыки. В этом ее уникальность и специфичность как процесса мозговой активности человека.

Исследования

Музыка занимает в жизни общества важную роль, и многие выводы о развитии музыкальных способностей появились несколько сотен лет назад. Однако научные исследования связи способностей к музыке и других психических активностей человека ведутся с момента развития психологии. Как и в любом другом научном направлении, в вопросе выделения музыкальной памяти в отдельную структуру существовало 2 точки зрения:

  1. Одни исследователи говорили о специфичности данного феномена, являющегося отдельной структурой в психике.
  2. Другие ученые придерживались мнения, что музыкальная память в природе не существует – это комплекс нескольких категорий памяти человека.

На сегодняшний день существует распространенная и получившая свое подтверждение в дальнейших исследованиях точка зрения, которая заключается в следующем:

В процессе запоминания музыки участвуют все основные виды музыкальной памяти – двигательная, эмоциональная, зрительная, слуховая, логическая. Какая из них будет играть более значимую роль – зависит от индивидуальных свойств личности самого музыканта.

В большинстве случаев самым главным ресурсом в запоминании музыки является слуховая, затем по значимости идут тактильная и двигательная память.

После прояснения сути феномена ученые заинтересовались вопросами ее развития. Римский-Корсаков писал, что музыкальная память дана нам от природы и какому-либо улучшению поддается плохо. Однако большая часть ученого сообщества склонялась к мнению, что музыкальная память, как и остальные виды памяти человека, поддается развитию, и существуют эффективные методы, дающие положительный результат при регулярном использовании.

Игры для развития музыкальной памяти ребенка

По мнению Н. Рубинштейна, методы на развитие способностей к музыке должны основываться на понимании и осознании произведения, а не на бездумном заучивании и проигрывании.

Развитие в детском возрасте

До 10 лет развивать способности к музыке намного проще – в этот период психика восприимчива, гибка. Ребенок любознателен, ассоциативный ряд формируется быстро и надолго. Педагогами разработаны методы, являющиеся эффективным средством для развития музыкальной памяти, наиболее эффективные из них:

  1. «Повтори ритмический рисунок». Предварительно готовятся карточки на всех детей с ритмическим рисунком – это изображения нот без нотного стана, разные по длительности. Каждому достается по карточке. Дети по очереди выходят, показывают ее и прохлопывают рисунок. Остальные стараются запомнить его, и, когда ведущий карточку закрывает, дети должны прохлопать ладошками рисунок на память. Это упражнение развивает не только память, но и чувство ритма.
  2. «Ритмические зарисовки». Взрослый выбирает на каждого ребенка по одной простой мелодии, проигрывает ее, и дети должны на память простучать ритмы. Если возможности ребенка не позволяют справиться с заданием, то он пропускает свой ход, а затем ему достается другая мелодия. Преподаватель следит, кто из ребят справляется с заданием лучше или хуже, и в зависимости от этого определяет степень нагрузки.
  3. «Скакалки». Преподаватель проигрывает мелодию на фортепиано. Задача воспитанников – запомнить ее движение, ритмический рисунок, как расположены пальцы, после чего воспроизвести мелодию в разных октавах и тональностях. Постепенно учитель усложняет данное упражнение, добавляя паузы, изменяя тональность, меняя руки поочередно. Ребята должны запомнить проигранные мелодии и воспроизвести впоследствии в точности.
  4. «Имитация». Суть упражнения в том, что ребята исполняют роли зверей на музыкальном инструменте. Например, нужно проиграть, как ходит медведь, скачет лошадь и т.п.

Игры для развития музыкальной памяти ребенка

  1. «Нотные ступени». Перед проведением упражнения подготавливаются карточки для каждого участника игры с нарисованной лестницей из 8 ступеней (одна октава), каждая ступень – одна нота. Преподаватель проигрывает звуки, а малыши на слух определяют ноту и ее ступень.
  2. «Музыкальная картина». Преподаватель подбирает картинку с несколькими персонажами, каждый из которых представляет собой какую-нибудь ноту. Затем полученная мелодия проигрывается, внимание детей заостряется на каждом из ее объектов. Затем ставится задача повторить в первый раз отдельно каждый объект, а потом всю картину.
  3. «Угадай мелодию». Преподаватель выбирает несколько незнакомых детям мелодий, присваивает им номера и проигрывает их. Затем по отрывкам из этих произведений ребята должны определить музыкальный номер. Так же учитель может перемешать несколько нот из разных мелодий, а ребята должны заметить путаницу и разобрать по ее нотам.

Для полноценного развития музыкальной памяти важно не забывать и про другие стороны личности ребенка, прямо или косвенно связанные с музыкальными способностями.

Большое значение в этом вопросе приобретает ритмика. Существуют отдельные методы обучения движениям в такт музыке, тренировки координации.

Великие музыканты

В истории известна феноменальная, крайне редко встречающаяся музыкальная память, которая заложена с рождения и проявилась без какого-либо предварительного развития в раннем детском возрасте. Таких музыкантов мы знаем, их имена запомнились на века.

  1. Наиболее яркий пример – Моцарт. Его музыкальные возможности удивляют: ему было достаточно один раз прослушать музыкальное произведение, чтобы затем воспроизвести его на слух. Первый концерт состоялся, когда Моцарту было 3 года.
  2. Вилли-Ферреро впервые дирижировал в возрасте 6 лет. Все проигрываемые произведения он держал в памяти, а затем мог уже по-своему воспроизводить музыку практически без подготовки.
  3. Также феноменальная музыкальная память отмечалась у Л.Н. Оборина, С.Е.Фейнберга, композитора А. Глазунова, Л. Бетховена. Наши современники говорят о высоком уровне музыкальной памяти И.Кобзона, который в любой момент сможет исполнить любую свою песню, хотя у него их тысячи.

Игры для развития музыкальной памяти ребенка

Приемы эффективного запоминания музыкальных произведений

В.И. Муцмахер разработал методы развития памяти, заключающиеся в приемах интеллектуальной деятельности человека, помогающих запомнить музыкальный текст:

  1. Смысловая группировка. Произведение делится на отдельные части, которые несут смысловую нагрузку. И если происходит забывание, память опирается на значимые, смыловые моменты, что помогает вопроизвести в сознании музыкальный тест целиком, связав между собой части.
  2. Смысловое соотнесение. Сравнивание, противопоставление характерных черт гармонического плана, мелодии, тональности, аккомпанемента.

И.Гофман предложил формулу простейшего запоминания музыки. Она состоит из 3 частей:

  1. Работа без инструмента. На этом этапе изучается нотный текст, происходит мысленное восприятие музыки, которое осуществляется за счет определения основного настроения мелодии, и с помощью чего оно выражается, ключевой идеи произведения, позиции автора и своей собственной позиции относительно этой музыки. Этот этап запоминания существенно влияет на формирование мышления, зрительной памяти, способностей к анализу.
  2. Работа за инструментом. Ее суть в проигрывании произведения в определенном темпе, но не обязательна точность исполнения. На этом этапе начинается отработка музыкального произведения, определяются смысловые части, проблемные места, непривычные движения.
  3. Работа наизусть (без текста). Исполнение игры наизусть полностью поглощает музыканта, именно поэтому данный навык является важным в развитии музыкальной личности. При этом сам исполнитель по желанию и потребностям сосредотачивается на разных сторонах произведения: басы, мелодия или педали. На данном этапе важную роль приобретают ассоциации музыканта: они наполняют произведение смыслом, душевностью, эмоциями. Также, связь с ассоциациями – один из принципов развития памяти в целом.
  4. Когда произведение выучено, необходимо регулярное повторение с целью закрепления в памяти. И чем старше человек, тем больше необходимо осуществить повторений, так как возможности памяти с возрастом уменьшаются. Повторение рекомендуется делать осмысленно, искать новое смысловое наполнение или связи между частями произведения.
  5. Работа без инструмента и нот. Этап, который является самым сложным, но именно к нему и стоит стремиться как к основному показателю мастерства. Сопровождается он развитием слуховых образов, которые усиливают выразительность игры, ее яркость, большую погруженность исполнителя.

Влияние комплексных и систематических занятий

Исходя из анализа вышеописанных упражнений, можно сделать выводы, что формирование музыкальной памяти подразумевает использование комплекса мер, когда в процессе задействованы зрительные, двигательные, слуховые, логические ресурсы человека. Основа их развития – регулярность.

Музыкальная память соединяет в себе двигательное и художественное мышление, и совершенствование одного без другого не сможет дать нужного эффекта.

Когда исполняется музыкальное произведение, задействован весь прошлый опыт исполнителя. Чем больше в арсенале вариантов исполнения, тем качественнее будет выполнено произведение, и тем увереннее будет чувствовать себя музыкант. 

Игры для развития музыкальной памяти ребенка
Автор: Варнакова Анастасия Анатольевна, психолог

Оцените эту статью:

  • 4.45
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Всего голосов: 132

Источник

ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат №2 VIII вида» г. Улан-Удэ

Методическая разработка по ритмике к разделу

«Музыкально-игровой материал» 

«Музыкально-ритмические игры

на развитие памяти»

Учитель ритмики:

Алексеева Светлана Васильевна

Хорошая память – залог успешной учебы и всей дальнейшей жизни ребёнка. А для ребенка, который совершенно не любит скучных занятий и нравоучений, для подобных целей подойдет хорошая игра на развитие памяти у детей. С помощью такого развлечения ребенок получит «порцию» хорошего настроения, и разовьет столь необходимый ему навык.

2. «Мы ходили в зоопарк»

Учитель говорит: «Мы ходили в зоопарк и видели там тигра». Ученик продолжает: «Мы ходили в зоопарк и видели там тигра и слона». Следующий должен перечислить уже названных животных и назвать нового обитателя зоопарка. Игра продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из детей не ошибётся при повторении названий упомянутых ранее зверей.  

3. «Запомни моё имя»

Дети становятся в круг. Учитель называет своё имя, первый ученик называет имя учителя и своё. Следующий ученик имена двух первых и своё и т.д. Тот, кто не сможет назвать все ранее перечисленные имена, покидает игру.

4. «Повтори-ка»

Количество играющих детей не ограничено. Выбирается тема игры, например «Дикие животные».

Учитель называет какого-либо зверя, допустим льва. Следующий повторяет «лев» и от себя прибавляет название другого животного «тигр». Третий повторяет «лев, тигр» и прибавляет «носорог». Каждый следующий игрок, перечислив всех ранее названных животных, добавляет от себя ещё одно название. После достижения последнего игрока – эстафета продолжается с первого игрока и так по кругу, пока не останется один победивший. Тот, кто не сможет повторить названия всех животных или перепутает их порядок (за этим следит учитель) – выбывает из игры.

Двое ребят становятся лицом друг к другу. Один принимает на 5 секунд какую-либо позу, затем возвращается в исходное положение, после этого другой должен точно ее повторить, далее они меняются ролями. Затем выходят две пары и тоже становятся лицом друг к другу. Оба игрока одной пары принимают на 2-3 секунды каждый свою позу, любой участник другой пары по знаку ведущего должен показать их одну за другой. И вновь пары меняются ролями. Победителем считается тот или те, кто точнее воспроизвел позы. После этого трое выходят против троих, четверо против четверых, пятеро против пятерых и т.д., и игра продолжается по тем же правилам.

7. «Вспомни и покажи»

Детям предлагается воспроизвести движение знакомых объектов (например, махающую крыльями птицу, косолапого медведя, ползущую гусеницу, нахохленного петуха и т.д.). Побеждает тот, у кого это лучше получится.

 8. «Художник»

Ребенок играет роль художника. Он внимательно рассматривает одного из своих одноклассников, того, кого будет рисовать. Потом отворачивается и дает его словесный портрет.

9. «Цепочка действий»

Ребенку предлагается цепочка действий, которые необходимо выполнить последовательно. Например: «Подойди к шкафу, возьми книгу для чтения, положи ее на середину стола», используя упражнения на ориентировку в пространстве: прямо, направо, налево, прямо и т.д. Если он запутался, выбывает из игры.

 10. «Кукловод»

«Кукловод» завязывает глаза игроку и «водит» его, как куклу, по несложному маршруту, держа за плечи, в полном молчании: 4-5 шагов вперед, остановка, поворот направо, 2 шага назад, поворот налево, 5-6 шагов вперед и т. д. Затем игроку развязывают глаза и просят самостоятельно найти исходную точку маршрута и пройти его от начала до конца, вспоминая свои движения.

 11. «Перепутались»

 «Дети стояли в очереди, они хотели прокатиться на пароходе. Первым стоял Миша, потом Катя, за ней Саша, за ним Таня, …последним – Витя.

Педагог выстраивает детей в очередь друг за другом. «Потом зазвонил колокольчик – это пришел мороженщик, и все дети побежали к нему. А когда они вернулись на причал, не смогли вспомнить, кто за кем стоял. Дети по сигналу учителя должны вспомнить, кто за кем стоял и построиться.

12. «Повторюшки»

Учитель садится на стул, смотрит на часы, открывает книгу, зевает, поглаживает себя по голове, вертит головой из стороны в сторону, закрывает глаза, открывает глаза, закрывает книгу. Игрок должен повторить все действия на память, в той же последовательности. Можно попробовать ученика в роли ведущего, а остальные дети повторяют все движения.

13. «Вспомнить всё»

Игроки в парах поворачиваются друг к другу спиной, настраиваются на своего партнера и стараются максимально четко его себе представить. Теперь можно начинать игру. Педагог объявляет, что сейчас придется вспоминать внешний облик человека, стоящего за  вашей  спиной. После этих слов никакие взгляды на партнера не допускаются.

Первое задание:

– вспомнить, как зовут вашего партнера. Называть фамилию, имя и желательно отчество своего партнёра. (Задание выполняют по очереди абсолютно все участники).

Второе задание:

– вспомнить, какого цвета глаза у партнера.

Третье задание:

– ответить, какой длины брюки, шорты или юбка на партнере (вопрос должен звучать именно так, даже если в паре девочка в юбке).

Следующее задание:

– сказать, какая обувь на ногах партнера.

– какого цвета волосы.

– какого цвета футболка, рубашка или  кофточка и т.д.

14. «Назовись»

15. «Чемодан»

Выбирается тема игры. Например, овощи, фрукты, одежда, обувь и т.д. Первый игрок говорит: «Я беру чемодан и кладу в него… огурец». Второй игрок продолжает: «Я беру чемодан и кладу в него огурец, помидор». И так далее. Каждый добавляет свое слово к цепочке. Выигрывает тот, кто последним назовет правильно всю цепочку.

16. «Эхо»

Игроки запоминают несложное забавное стихотворение. Проверяется усвоение: водящий читает первую половину каждой фразы, игроки произносят вторую. Потом дети говорят первую половину фразы, а водящий – вторую.

Когда стихотворение усвоено, игроки становятся в круг. Один из них получает мяч, произносит часть фразы и бросает мяч любому другому. Тот продолжает и передает ход кому-нибудь еще.

Если игрок не может продолжить или произносит фразу с ошибкой, он выбывает из игры.

17. «Кто, где»

Игроки становятся или садятся в круг, водящий – в центре. Он внимательно осматривает круг, стараясь запомнить, кто, где стоит. Потом закрывает глаза и три раза поворачивается вокруг своей оси. За это время двое из игроков, стоящих через одного, меняются местами.

Задача водящего – указать тех, кто находится не на своем месте. Если он ошибается, то остается водящим, если угадывает – указанный игрок занимает его место.

18. «Повторяй за мной»

Дети становятся в одну линию. По жребию или считалке выбираю первого участника. Он становится лицом ко всем и выполняет какое-либо движение, например: хлопок в ладоши, прыжок на одной ноге, поворот головы, поднятие рук и т. д.  Затем он встает на свое место, а на его место становится следующий игрок. Он повторяет движение первого участника и добавляет свое.

Третий игрок повторяет два предыдущих жеста и добавляет свое, и так по очереди делают остальные участники игры.

Когда вся команда закончит показ, игра может идти по второму кругу. Игрок не сумевший повторить какой-либо жест, выбывает из игры. Победителем становится ребенок, оставшися последним.

19. «Любимый мультфильм»

Суть этой игры состоит в том, чтобы озвучить по памяти знакомый  мультфильм.  Вначале можно посмотреть   выбранный  вместе с  детьми  мультфильм. Он  должен быть  не очень  длинным (1-2 минуты). Просмотрев его, попросить  ребёнка пересказать вам содержание этого мультфильма как можно   подробнее,   желательно с точным  цитированием   слов   основных персонажей.  Если  он затрудняется,  нужно  помочь  ему, задать  наводящие  вопросы,  акцентировать  его  внимание  на отдельных деталях.

Затем расскажите ему о том, что сейчас вы снова включите мультфильм, но при этом отключите звук. И реплики всех персонажей нужно будет произносить ему самому. Объясните ему, что главное – не пропускать слова мультяшных героев. Если какие-то из них забыл, то нужно тут же их придумать. Если в первый раз озвучивание получилось не совсем удачно, можно его повторить, перед этим просмотрев мультфильм повторно.

20. «Запаздывающее зеркало»

Сначала в этой игре необходимо выбрать ведущего. Им может быть как ребенок, так и взрослый (сначала даже лучше, если это будет учитель). Ребята усаживаются на стулья или на ковёр в одну линию. Все внимание каждого участника должно концентрироваться на его соседе справа.

Первым садится ведущий, он и начинает игру, показывая какое-нибудь движение (например, поднимает левую руку). Затем это движение повторяет его сосед слева, и так по очереди до конца цепочки. Когда последний участник будет показывать это движение, ведущий уже должен будет показать какое-нибудь новое (например, встать и сесть). С каждым разом движения должны усложняться, а темп игры – ускоряться.

Во время игры старайтесь следить за осанкой детей. Они должны сидеть прямо. У них сразу возникнет желание подсмотреть новое движение у ведущего. Это неправильно, каждому ребенку нужно дождаться, когда это движение выполнит его сосед, и затем вовремя и правильно его повторить.

Можно усложнить игру. Ведущий показывает ряд движений. Сидящий рядом ребёнок, должен запомнить движения ведущего. Повторить и передать по цепочке рядом сидящему игроку.

21. «Живописцы»

В этой игре участники должны разбиться по парам. Один из этой пары будет художником, другой – его скульптурой. По команде ведущего участники под вторым номером              должны закрыть глаза. В это время участники под первым номером должны движением  пальцев начертить на их спине какой-нибудь рисунок или фигуру. Он может проделать это несколько раз.

После того как он закончит рисунок, первые участники по очереди должны изобразить тот предмет или ситуацию, которую нарисовали на их спинах по памяти. При этом им нельзя комментировать свою пантомиму, а второй участник не должен подсказывать.
Победителем в этой игре будет тот участник, который наиболее точно угадает и изобразит то, что было нарисовано на его спине.

22. «Ура!»

23. «Делай как я»

На первом этапе педагог становится за спиной ребенка и проделывает несколько манипуляций с его телом – поднимает его руки, разводит их в стороны, поднимает ногу, поворачивает голову, наклоняет туловище вперёд, назад, влево, вправо и так далее, а потом просит ребёнка повторить эти движения. На втором, более сложном этапе, взрослый сам делает несколько движений, а ребенок повторяет их, потом ученик совершает свои движения, а взрослый повторяет за ним.

24. «Чудесные слова»

Необходимо подобрать 20 слов, связанных между собой по смыслу: должно получиться 10 пар, например: еда-ложка, окно-дверь, лицо-нос, яблоко-банан, кошка-собака. Эти слова читаются детям 3 раза, причем, пары интонационно выделяются. Через некоторое время ребёнок по выбору учителя   повторяет только первые слова пар, а вторые он должен вспомнить. Это тренировка кратковременной слуховой памяти. Для развития долговременного запоминания нужно попросить ребёнка вспомнить вторые слова пар не сразу, а спустя некоторое время.

25. «Кто знает больше?»

Игра также предназначена для младшего школьного возраста. Ребенку предлагают за одну минуту назвать 5 предметов заданной формы или цвета. Например,  5 круглых предметов, или 5 красных предметов. Выбывает из игры тот, кто не успел назвать предметы за отведенное время. Повторы не считаются!

26. «След в след»

Педагог, переходя из одного места класса в другое, принимает в этих местах разные позы (таких мест и поз должно быть 4-5). Затем выбранный учителем ребенок должен обойти те же места и повторить те же позы сначала в том порядке, в котором они были показаны, а потом в обратном.

 27. «Я знаю пять имён»

Дети подбрасывают мяч вверх или бьют им по земле со словами: «Я знаю пять имен мальчиков (девочек, названий городов, животных, цветов и т.д.): Слава – раз, Петя – два, Миша – три, Гена – четыре, Ваня – пять». Когда кидается мяч – произносится только одно имя (название). Если игрок делает большую паузу, долго думает или произносит уже названное имя, то мяч передается другому игроку. Побеждает игрок, который дольше всех играл с мячом и ни разу не ошибся.

28

 29. «Жмурки эскимосские»

Водящему завязывают глаза и надевают на руки толстые варежки (или несколько тонких). Далее к нему по очереди подходят игроки, а он должен определить на ощупь, кто перед ним.
Если водящий опознал игрока, то опознанный игрок становится водящим, иначе подходят следующие игроки на опознание в порядке очереди.

30. «Маленькие обезьянки»

Каждый из стоящих в ряду (3-6 человек) принимает какую-то позу. Один из играющих – ведущий, поглядев на них секунд 40-50, копирует позу каждого, в то время как остальные стоят спокойно.

31. «Запомни свое место»

Дети стоят в кругу или в разных углах зала, каждый должен запомнить свое место. Все разбегаются, а затем возвращаются на свои места.

32. «Запомни свою позу»

Дети стоят в кругу или в разных углах зала, каждый ребенок должен встать в какую-нибудь позу и запомнить ее. Когда зазвучит музыка, все дети разбегаются, с ее окончанием они должны вернуться на свои места и встать в ту же позу.

33. «Вот так позы!»

Играющие принимают различные позы. Водящий, посмотрев на них, должен запомнить и воспроизвести их, когда все дети вернутся в исходное положение.

34. «Запомни порядок»

4-5 играющих выстраиваются друг за другом в произвольном порядке. Водящий, посмотрев на детей, должен отвернуться и перечислить, кто за кем стоит. Затем водящим становится другой игрок.

35. «Кто что делал?»

Четверо играющих стоят рядом друг с другом. Они  делают по очереди различные движения и повторяют эти движения 4 раза. Пятый ребенок должен запомнить, что они делали, и повторить их движения.

36. «Художник»

37. «Тень»

Два ребенка идут по дороге через вымышленное поле: один впереди, а другой на два-три шага сзади. Второй ребенок – это «тень» первого. «Тень» должна повторить точно все действия первого ребенка, который то сорвет цветок на обочине, то нагнется за красивым камушком, то поскачет на одной ноге, то остановится и посмотрит из-под руки и т. п.

38. «В магазине зеркал»

Педагог предлагает детям посетить магазин. В магазине стояло много больших зеркал. Туда вошел человек, на плече у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки, и стала корчить им рожицы. Обезьянки ответили ей тем же. Она погрозила им кулаком, и ей из зеркал погрозили, она топнула ногой, и все обезьянки топнули ногой. Что ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли ее движения.

39. «Разведчики»

1-й вариант. В комнате расставлены стулья в произвольном порядке. Один ребенок (разведчик) идет через комнату, обходя стулья с любой стороны, а другой ребенок (командир), запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путем. Затем разведчиком и командиром отряда становятся другие дети. Разведчик прокладывает новый путь, а командир ведет по этому пути весь отряд и т. д.

2-й вариант. Начало игры такое же, как в первом варианте, но командир должен начать вести отряд оттуда, куда пришел разведчик и привести туда, откуда вышел разведчик.

Использованная литература:

  1. Валентинов В. 150 веселых игр. Издательский дом «Литера» СПб., 2002 г.
  2. Выготский Л.С. История развития высших психологических функций // Собр. соч.: В 6 т. М., 1983 г. Т. 3. С. 5-328.
  3. Давыдова М.М. «Развивающие игры для детей», М.: Астрель, 2001 г.
  4. Кузнецова А.Е. «Лучшие развивающие игры для детей от 3 до 7 лет», М.: ИД Рипол классик, 2007 г.
  5. Матюхина А.Ю. «365 лучших подвижных игр для детей 6-9 лет», Ярославль: Академия развития, 2008 г.
  6. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей у детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1996 г.
  7. ЦОР – цифровые образовательные ресурсы

Источник