Игры для развития логики и памяти ребенка

Игры для развития логики и памяти ребенка thumbnail

Современных детей трудно отвлечь от компьютерных гаджетов, что не слишком полезно для зрения и осанки. Это можно сделать, предложив ребенку увлекательную альтернативу – настольную игру. Она помогает весело и с пользой провести время всей семьей.

Мы составили рейтинг настольных игр для детей 2020 года, выбрав лучшие варианты по красочности, интересности, пользе. Помогала в этом директор детского развивающего центра «Солнце мое» Светлана Калинина.

Сразу выбрать подходящую игру сложно – не зная характеристик, трудно понять, подойдет ли она по возрасту или темпераменту ребенку. Проще делать выбор, опираясь на отзывы других покупателей.

В наш топ-6 вошли:

• «Piatnik Тик Так Бумм. Для детей» – Сравнить цены, где дешевле всего >>>

• «Правильные игры. Эволюция. Подарочный набор» – Сравнить цены, где дешевле всего >>>

• «Экивоки. Для всей семьи» – Сравнить цены, где дешевле всего >>>

• Hasbro Игры Дженга A2120 – Сравнить цены, где дешевле всего >>>

• «Cosmodrome Games Имаджинариум» – Сравнить цены, где дешевле всего >>>

• Mattel Scrabble Y9618 – Сравнить цены, где дешевле всего >>>

Лучшая настольная игра для детей дошкольников Piatnik Тик Так Бумм. Для детей

Сравнить цены, где дешевле всего >>>

  • развитие скорости мышления;
  • пополнение лексикона;
  • увлекательная.

Рейтинг, который собрал лучшие настольные игры для детей от 5 лет и старше, открывает Piatnik Тик Так Бумм. Предполагается, что необходимо быстро вспоминать необходимые слова, взяв заведенную «бомбу». Но не просто так, а из слогов на специальной карте.

Таймер хлопушки выставляется случайно. После того как играющий вспоминает подходящее слово, он передает предмет следующему участнику. Если происходит «взрыв», пока «бомбочка» в руках, то играющий берет себе карту со слогом. Победителем становится тот, кто завершит игру с меньшим количеством деталей.

Игроков может быть любое количество – от двух до двенадцати. В комплект входят 55 карт, электронный таймер-бомбочка без батареек, правила. Стоит модель от 1200 рублей.

Порекомендуем азартную, познавательную игрушку для развлечения дошкольников.

Отзывы

Как говорится в отзывах, игра хорошо оформлена для подарка. Бомбочка работает исправно. Но картон для карт мог бы быть плотнее.

Плюсы:

  • любое число игроков;
  • весело играть в компании;
  • позволяет не только сидеть, но и двигаться.

Минусы:

  • карточки не из плотного картона;
  • в комплект не входят батарейки.

Лучшая стратегия для подростков Правильные игры. Эволюция. Подарочный набор

Сравнить цены, где дешевле всего >>>

  • стимулирование фантазии;
  • развитие стратегического мышления;
  • прививает ответственность.

Популярная настольная игра относится к развивающим стратегиям. Подходит для школьников от 12 лет. Но ею заинтересоваться могут ребята помладше – с 11 лет, их родственники, даже бабушки с дедушками.

Стратегия имитирует этапы развития жизни на Земле, но с фантастическими животными, изображенными на картах. На каждом ходу игроку нужно досыта накормить своих подопечных – иначе им грозит гибель от голода.

Проблема в том, что пищи практически всегда не хватает, к тому же ее приходится делить с существами соперников. Тогда надо использовать свойства: за счет одних накапливается жировой запас, другие позволяют поедать чужих животных, а третьи обеспечивают защиту от хищников. Эти качества также указаны на карточках.

Когда карт в колоде не остается, игра завершается. Играющие получают победные очки за своих выживших животных. Участник, набравший максимальное количество очков, становится победителем.

Принять участие одновременно могут от двух до шести человек. В комплекте идет инструкция, фишки, кубики основные и бонусные карты, добавляющие дополнительные возможности. Стоит набор от 1500 рублей.

Посоветуем для поездки с детьми, семейных вечеров, в качестве подарка друзьям.

Отзывы

Как говорят родители, игра захватывающая, обучает коммуникации, ответственности за питомцев. Но многое зависит от случайности – сколько выпадет еды, какие придут карты. Определенная комбинация карточек практически всегда выигрывает.

Плюсы:

  • затягивающая;
  • развивает внимательность, логику, память;
  • обучает коммуникации.

Минусы:

  • фактор случайности.

Лучшая игра для большой компании Экивоки. Для всей семьи

Сравнить цены, где дешевле всего >>>

  • обилие заданий;
  • большое число игроков;
  • зрелищность.

Рейтинг детских настольных игр продолжает сюжет, в котором могут поучаствовать до 16 человек. Ее суть – в объяснении смешных слов разнообразными способами. Их показывают жестами, звуками, объясняют словами, лепят из пластилина, рисуют с закрытыми глазами, разгадывают загадки.

Заданий очень много – 1440. Их хватит на то, чтобы занять компанию школьников на пару часов как минимум. Играть можно в режиме каждый за себя или командами.

Иллюстрации созданы так, что понятны даже младшим школьникам. Если говорить о самостоятельных развлечениях, игрушка подойдет для детей 10 лет и старше. Но с участием взрослых она будет интересна для школьников от 7 лет.

В комплекте инструкция, красочное, детальное игровое поле, 5 космических фишек, песочные часы, кубик, пластилин. Стоит набор от 1500 рублей.

Посоветуем комплект красочных заданий для большой компании.

Отзывы

Родители хвалят качество исполнения, понятные правила, зрелищность. Если захочется увеличить количество карточек с заданиями, можно докупить либо скачать бесплатно на сайте издательства.

Плюсы:

  • простые правила;
  • оригинальность, азарт;
  • развитие скорости мышления, чувства юмора, художественных навыков.

Минусы:

  • нет принадлежностей для рисования в комплекте.

Критерии выбора детской настольной игры

Детские и книжные отделы предлагают на выбор множество настольных развлечений для малышей и детей постарше. Ассортимент представлен не только традиционными лото, паззлами либо шашками.

Наиболее популярны сейчас такие виды настольных игр:

  • Стратегии. Включают экономические, боевые задания, где нужно хорошо все продумать, правильно просчитать, иногда объединить усилия с другими игроками.
  • Игры-ходилки для детей. Каждый участник выбирает себе фишку, которая будет двигаться по клеткам на игровом поле в соответствии с числом, выпавшем на игральном кубике. Для оформления карты могут использоваться известные сказки либо мультфильмы, также возможны дополнительные задания для игроков. Чем больше участников, тем интереснее.
  • Карточные фэнтези. Переносят играющих в сказочный мир. Самых необыкновенных героев можно встретить на картах или планшетах игроков. Впрочем, это не обязательно маги – экзотические оранжереи или фермы также входят в эту категорию.

Первое, чем нужно руководствоваться – возраст ребенка. Смотрите на упаковку – там всегда есть возрастной ценз.

Как выбрать настольную игру для детей по возрасту:

  • Для малышей до 4 лет. Подойдут яркие игровые наборы – картонные картинки с мультипликационными персонажами или мягкие кубики. Правила не должны быть сложными, а игровой процесс – излишне затянутым. Крайний срок – не больше получаса, иначе малышу станет неинтересно. Такие игрушки развивают мелкую моторику, усидчивость, память. Без помощи родителей настольные развлечения рекомендованы лишь для детей от 4 лет, которые более осознанно будут обращаться с кубиками, фишками и другими деталями.
  • Для дошкольников до 7 лет. Им стоит приобретать «настолки», которые помогают изучать цифры, буквы, развивают логику, речевой аппарат. Простейший вариант – поле, что необходимо пересечь быстрее других играющих с разнообразными «препятствиями». Их преодолеть можно, решив задачи, например, по математике и логике.
  • Для детей от 8–10 лет. Пора приобретать упрощенные варианты тактических комплектов, стратегий. Младшеклассник уже может давать оценку ситуации, просчитывать действия для победы. Это могут быть картонные игровые «доски» с героями – «фишками», карты с заданиями.
  • Для подростков. Школьники в 11–12 лет предпочтут сложные вариации, где нужно внимание и терпение, просчет последующих шагов, принятие стратегических, тактических решений, умение проигрывать.

Также необходимо учитывать пол игрока. Создаются специальные комплекты, более интересные для девочек или для мальчиков. Первым обычно нравятся спокойные, романтичные, волшебные истории. Вторым – бои или экономические стратегии. Но это совсем необязательно. Лучшие семейные настольные игры с детьми рассчитываются на тех и других, в них могут участвовать игроки любого пола, возраста.

Лучшими производителями в мире настольных игр, которые предлагают качественные товары и занимательные варианты развлечений, считаются Hasbro (Англия), Mattel (США). Среди отечественных изготовителей качеством славятся LampBox, Правильные игры, Экивоки.

Веселая и простая Hasbro Игры Дженга A2120

Сравнить цены, где дешевле всего >>>

Обзор лучших игр продолжает увлекательный сюжет от Hasbro. Игра была изобретена в Англии в 70 годы прошлого века. Но до сих пор не потеряла популярности. Участники строят 18-этажную башню из 54 одинаковых деревянных брусков, а затем поочередно вытаскивают из нижних этажей по кирпичу и устанавливают на вершину так, чтобы сохранить целостность небоскреба. Проигрывает тот участник, который обрушил башенку.

Несмотря на простоту, очень затягивающее развлечение для двух-шести играющих. Развивает мелкую моторику, скорость реакции, аккуратность, сдержанность. Подойдет для детей от 6 лет. Стоимость – от 960 рублей.

Можно купить ребенку, который часто ломает игрушки. Hasbro Игры Дженга A2120 научит его терпению, а испортить деревянные бруски непросто.

Отзывы

Родители хвалят качество деревянных элементов, их прочность, увлекательность действия при его простоте. Но картонный выравниватель для брусков быстро придет в негодность.

Плюсы:

  • качество деревянных деталей;
  • «неубиваемость»;
  • низкая цена;
  • увлекательность в сочетании с простотой;
  • развитие терпеливости.

Минусы:

  • картонный выравниватель.

Cosmodrome Games Имаджинариум для развития фантазии и ассоциативного мышления

Сравнить цены, где дешевле всего >>>

Простое, но интересное развлечение, направленное на развитие ассоциативного ряда, фантазии. Основная задача игроков – угадать по высказанной ведущим ассоциации, какую именно из разложенных на столе карт он загадал. И проголосовать своей, наиболее подходящей картинкой. После принятия всеми участниками решения карточки для голосования переворачиваются, происходит подсчет очков.

Считается, что игрушка помогает улучшать отношения с людьми и укреплять взаимопонимание. Ведь по ассоциациям можно понять, что на душе у друга, что ему сейчас интересно. В комплекте идет поле для подсчета очков , 98 крупных карт с картинками, 49 карточек для голосования для 7 игроков. Подходит для среднего школьного возраста. Стоит от 1400 рублей.

Порекомендуем для того, чтобы сплотить компанию ребят либо для семейного отдыха.

Отзывы

Игра интересна даже взрослым, считают родители. Требует умения мыслить абстрактно, ведь карту нужно уметь зашифровать так, чтобы было всем весело ее искать. Но к стандартным картинкам привыкаешь, нужно докупать новые.

Плюсы:

  • легкие правила;
  • развитие ассоциативного мышления;
  • укрепление взаимоотношений.

Минусы:

  • быстро запоминаются карты из стандартного набора.

Mattel Scrabble Y9618 для любителей кроссвордов

Сравнить цены, где дешевле всего >>>

Игра популярна во всем мире, напоминает российский аналог «Эрудит», но более красочна, требует больше расчетов. Увлекает, затягивает. Задача игроков состоит в формировании взаимосвязанных слов по принципу кроссворда. Им предстоит составлять слова из набора имеющихся у них на руках фишек с буквами.

Их можно выкладывать на доске по горизонтали или вертикали, обязательно используя уже имеющуюся на поле фишку. Каждая буква имеет свою номинальную «стоимость». За подобранные слова участники получают очки. Кроме того, на поле есть клетки, которые удваивают или утраивают «ценность» составленного слова. Участник, набравший наибольшее количество очков, побеждает.

Модель развивает логику, память, интеллект, существенно расширяет словарный запас. Набор рассчитан на 2–4 игроков. В комплекте большое игровое поле с крупными буквами, 100 фишек с буквами, обозначением очков, мешочек для фишек, 4 подставки, правила. Хоть производитель маркирует набор «10+», в принципе, он подойдет для детей 9 лет. Стоимость – от 2500 рублей.

Посоветуем модель для времяпрепровождения в семейном кругу. Набор можно брать с собой в дорогу, на природу или же играть дома за столом.

Отзывы

Очень удобная, компактная игрушка для отпуска, по мнению родителей, есть чем занять ребятишек в дороге без шума, беготни. Развивает лексикон. Но «Эрудит» в чем-то удобнее – буквы примагничивались к полю.

Плюсы:

  • расширение словарного запаса;
  • развитие логики, памяти;
  • мешок для букв.

Минусы:

  • буквы не фиксируются на поле.

Заключение

Настольные развивающие игры для детей обучают взаимодействовать со сверстниками, находить выход из сложной ситуации, побеждать и проигрывать. Они воодушевляют к здоровому соперничеству, но помогают научиться сопереживать партнерам.

А комплекты для детей 3 лет, чуть младше или старше, помогают развитию мелкой моторики, речевых функций, логики. Они позволят быстрее запомнить цифры, буквы, геометрические фигуры, натренировать память и сообразительность.

Мы выбрали из всего рейтинга лучшие детские настольные игры в разных категориях:

• Piatnik Тик Так Бумм. Для детей. Забавная, увлекательная, немного шумная игра для дошкольников. Все, что нужно ребятам 5–7 лет. Развивает скорость мышления, пополняет лексикон, провоцирует здоровый азарт. Играющих может быть любое количество (максимально – 12). Позволяет не только сидеть, но и двигаться.

• Правильные игры. Эволюция. Подарочный набор. Развивающая стратегия для подростков, которая учит расчету событий, но в то же время – ответственности за питомцев, стимулирует фантазию. Затягивает, развивает внимательность, логику, память, обучает коммуникации.

• Экивоки. Для всей семьи. Подходит для большой компании. Предлагает множество веселых заданий, включая разгадывание загадок, лепку, рисование. Яркая, красочная, оригинальная. Интересна будет всем, кому исполнилось 7 лет. Развивает скорость мышления, чувство юмора, творческие навыки.

Решая, какая настольная игра для детей лучше, учитывайте возраст и интересы ребенка. Правильно подобранное развлечение не наскучит малышу даже через несколько месяцев. Именно такие и представлены в нашем обзоре.

Источник

Игры на развитие мышления у детей

Мышление – это тот инструмент, без которого не сможет прожить ни один человек, ведь именно с помощью него мы можем решать любые задачи и вообще как-то действовать в мире. Но интереснее то, что мы можем развивать свое мышление: делать его быстрее, глубже, гибче, осмысленнее. Кроме того, нашими усилиями мышление может становиться позитивным и более интересным.

Однако наша задача – развивать не только свое мышление, но и мышление своих детей, ведь от этого самым прямым образом будет зависеть их будущая жизнь и успехи в ней. А одной из самых эффективных форм развития любого навыка, в том числе и навыка мыслить, у дошкольников, школьников и даже подростков (что не единожды доказано психологами и педагогами) является именно игровая форма.

В этой статье мы обойдем стороной пространные рассуждения, а рассмотрим только практический материал – представим игры на развитие мышления у детей. С помощью них мы сможете тренировать мозг своего ребенка, развивать и поддерживать его мыслительную активность, делать его умнее и сообразительнее.

Сегодня мы рассмотрим лишь несколько замечательных игр для детей, и если вам захочется получить доступ к большему количеству развивающих игр, а также тестам, упражнениям и другим полезным материалам, рекомендуем оформить PRO-аккаунт.

Ниже будут представлены игры на развитие логического мышления, абстрактного мышления и других его видов. Заметим: предложенные игры в большей степени подходят для дошкольников и младших школьников, но некоторые можно использовать и для подростков. Познакомившись с их описаниями, вы сами поймете, какие игры в каком случае лучше применять.

 «Данетки»

Что дает игра: развитие логического мышление ребенка, формирование навыков задавания вопросов, анализа ответов. Развитие способности к классифицированию явлений и предметов окружающего мира по особенностям и характерным признакам.

Что потребуется: при желании можно купить в книжном магазине специальные карточки для игры, но можно обойтись лишь воображением.

Как играть: ведущий должен загадать слово, а игрокам нужно понять, о чем идет речь. Для этого игроки задают вопросы. Ведущий может отвечать только «Да», «Нет», «И да, и нет», «Нет информации» и «Это не важно». В начале игры ведущий дает подсказку. К примеру, такую: «Это герой известной русской сказки. Отгадайте его за 10 вопросов».

Игра никак не ограничивается по возрасту участников. Могут играть и взрослые и дети. А с помощью правильного подбора слов (они должны соответствовать возрасту участников) можно делать игру сложнее или легче.

«Ситуативные данетки»

Что дает игра: развитие логического и абстрактного мышления, формирование навыка поиска причинно-следственных связей.

Что потребуется: только воображение.

Как играть: ведущий загадывает не слово, а жизненную ситуацию. Игрокам нужно понять, почему произошло именно так и как выйти из положения или объяснить поведение персонажа истории. Например, вы можете дать такое задание: почему девочка съела банан, а бабушка ее за это наругала? Или что делать, если папа не хочет покупать игрушку? Или почему мужчина, обычно ездящий на машине, сегодня пришел на работу пешком?

Можно задавать любые, даже самые странные ситуации, причем они могут не иметь какого-то одного ответа или объяснения. Суть в том, чтобы игроки предлагали максимальное количество идей, которые могут объяснить ситуацию логически. Ко всему прочему ситуации могут придумывать и сами игроки.

«Третий лишний»

Что дает игра: развитие умения классифицировать предметы и явления по их особенностям.

Что потребуется: при желании можно подготовить специальные карточки с изображением предметов, людей, животных, разных мест. Но можно обойтись и без вспомогательных материалов.

Как играть: ведущий называет игрокам три слова (или показывает три карточки), одно среди которых лишнее. К примеру, вы можете дать такие слова:

  • дождь, снег, бумага;
  • море, песок, зонтик;
  • утро, вечер, 56;
  • дыня, яблоко, стакан и т.д.

Задание игроков состоит в том, чтобы определить, как связаны между собой два из трех объектов и выбрать третий объект, являющийся лишним. Когда игроки освоят правила игры, можно дать им задание самим придумывать тройки слов или составлять тройки картинок.

«Разложи по группам»

Что дает игра: развитие способности классифицировать предметы по характерным признакам и особенностям применения. Развитие коммуникативных навыков, умения объяснять свою позицию и аргументировать ее. Развитие у детей умения объяснять, по какой причине они приходят к такому-то выводу, если остальные дети с этим не согласны.

Что потребуется: необходимо подготовить множество карточек с изображениями разных предметов.

Как играть: ведущий должен разложить на столе много карточек, на которых изображены люди, животные, транспорт, природа, кухонные приборы и т.д. Помните, что карточек должно быть как можно больше (несколько десятков). Задача игроков в том, чтобы распределить карточки по тематическим группам. Такими группами могут быть: животные, растения, автомобили, самолеты, письменные принадлежности, книги и т.п. В итоге не должно не остаться ни одной карточки без группы.

А сейчас давайте сделаем небольшую паузу и посмотрим занимательное видео с загадками для детей, помогающими развивать мышление и сообразительность. Собственно, загадки представляют собой один из видов игр, который тоже можно использовать в работе с детьми.

Продолжаем рассматривать игры на развитие мышления у детей.

«Бывает и не бывает»

Что дает игра: развитие умения быстро оценивать правильность озвученных фраз и их соответствие настоящему положению дел. Развитие логического мышления и координации.

Что потребуется: резиновый мячик небольшого размера.

Как играть: ведущий озвучивает игрокам разные ситуации, которые либо могут происходить в реальной жизни, либо оказываются совершенно фантастическими (лучше подготовить несколько десятков ситуаций заранее). Произнеся фразу, ведущий бросает одному игроку мячик. Ребенок должен его поймать и сразу бросить обратно ведущему. Одновременно с этим игроку нужно ответить: «Бывает» или «Не бывает», т.е. решение он должен принять очень быстро.

Вот несколько примеров таких ситуаций:

  • папа идет с работы;
  • дерево варит кашу;
  • бабушка печет пирожки;
  • ручка смотрит телевизор;
  • кошка играет с мышкой;
  • подушка зевает и т.д.

Ситуации могут быть самыми разными, и никаких ограничений здесь нет.

«Отвечаем быстро»

Что дает игра: развитие мышления и умения ассоциативно связывать предметы с их свойствами. Повышение скорости принятия решений.

Что потребуется: резиновый мячик небольшого размера.

Как играть: ведущий озвучивает игрокам какое-то известное ему существительное и в это же время бросает одному ребенку мячик. Задача ребенка: поймать мяч и бросить его обратно ведущему. Но во время броска игроку нужно назвать какое-то прилагательное, характеризующее названное ведущим существительное.

К примеру, вы называете банан. Игрок должен сказать: «Желтый» или «Длинный», или нечто подобное. Если вы понимаете, что детям пока сложно играть в эту игру, упростите им задачу: перед началом игры обговорите, что именно они должны будут сказать. Т.е. дайте задание описать форму, размер, цвет или вкус того, что вы называете.

В случае если игра оказывает слишком простой, ее нужно усложнить. Вместо существительных можно называть несколько прилагательных, а ребенок должен понять, о чем речь, и дать вам ответ. Например, вы говорите: «Круглый, оранжевый и сладкий», а ребенок должен ответить, что это апельсин и т.п.

Кстати, эта игра очень подходит для старших школьников и подростков. Сегодня у нас не очень много таких игр, но огромное количество развивающих материалов вы сможете получить, оформив PRO-аккаунт – это действительно полезная и нужная вещь.

«Скажи наоборот»

Что дает игра: развитие логического мышления, формирование и расширение словарного запаса.

Что потребуется: дополнительных материалов не понадобится.

Как играть: Ведущий должен назвать игрокам любое прилагательное. Игроки должны называть противоположные слова – антонимы. К примеру:

  • медленный – быстрый;
  • тонкий – толстый;
  • белый – черный;
  • сухой – мокрый и т.д.

Как только дети начнут быстро подбирать антонимы и игра станет для них слишком легкой, можно начать предлагать им слова, для которых придумать антонимы сложнее. А можно вообще видоизменить игру: называйте детям любое слово, а они пусть придумывают как можно больше слов, являющихся, по их мнению, противоположными. После каждого подхода можно обсуждать с игроками, почему они думают именно так.

«Расскажи мне»

Что дает игра: развитие творческого и абстрактного мышления, развитие воображения и умения формулировать мысли.

Что потребуется: при желании можно использовать игрушки – персонажей из сказок и мультфильмов, но можно обойтись и без них.

Как играть: ведущий должен называть игрокам персонажей из разных сказок или мультиков (сказки или мультики обязательно должны быть разными). Например, вы называете Зайца из «Ну, погоди!», Винни Пуха или Пятачка, Машу из «Трех медведей» или Лунтика (в случае, если дети не знают каких-то героев, предварительно можно показать им мультфильм или прочитать сказку).

Затем нужно придумать какое-то увлекательное начало истории, к примеру: «Лунтик и Пятачок пошли за мороженым…» После этого игроки должны продолжить историю и рассказать, чем все закончилось. Игра будет проходить намного интереснее, если все игроки будут придумывать по очереди по одному предложению.

«Назови одним словом»

Что дает игра: формирование и расширение словарного запаса, развитие логического мышления. Формирование навыка составления групп предметов на основе общих признаков и способов применения.

Что потребуется: дополнительных материалов не потребуется.

Как играть: ведущий озвучивает игрокам несколько слов, а игроки должны объединить их одним общим словом. К примеру:

  • ель, сосна, дуб – деревья;
  • лиса, волк, мишка – животное;
  • банан, груша, яблоко – фрукт;
  • кубик, машинка, кукла – игрушка и т.д.

Если захочется, игру можно видоизменить: ведущий называет какое-то общее понятие, а дети называют все, что может к нему относиться. А если вам захочется освоить какие-то новые идеи для модернизации игр на развитие мышления у детей (и вообще познакомиться с новыми техниками мышления), можете пройти наш курс «Когнитивистика», где представлено более 20 таких техник.

«Найди похожее»

Что дает игра: развитие нестандартного, логического и абстрактного мышления, расширение кругозора. Развитие умения видеть то, что не бросается в глаза.

Что потребуется: для большего интереса участников можно подготовить карточки с картинками, но можно обойтись и без них.

Как играть: ведущий показывает игрокам две карточки с изображениями не очень похожих на первый взгляд объектов. К примеру, на одной карточке может быть птица, а на второй – муха. Детям нужно отыскать и назвать то, что может их объединять (птица и муха летают, у них есть крылья и т.п.)

Со временем игру можно сделать сложнее – начать показывать карточки с совершенно непохожими объектами. Для примера можно взять ту же муху и письменный стол (у стола и мухи есть ножки, муха ползает по столу и т.п.)

«Нелепицы»

Что дает игра: развитие логического мышления, развитие внимания. Формирование умения аргументировать свою точку зрения при помощи убедительных доводов.

Что потребуется: необходимо подготовить специальные картинки-нелепицы, на которых изображены различные несоответствия. Ниже представлен пример такой картинки:

Нелепицы

Как играть: ведущий показывает игрокам рисунок-нелепицу, на котором изображено то, чего в обычной жизни не встречается (см. картинку сверху). Игрокам нужно определить максимальное количество нелепостей на рисунке.

Чтобы игра была более увлекательной и интересной, можно разбить игроков на команды (заранее каждой команде назначается капитан – кто-то из взрослых) и устроить соревнования. Один и тот же рисунок ведущий показывает обеим командам. Игроки определяют нелепости, указывают на них капитану, а он их записывает.

На выполнение заданий дается определенное время, например, 3 минуты. Побеждает та команда, которая за это время найдет больше всего нелепостей. А в конце игры для закрепления результата ведущий может обсудить с игроками, почему они считают, что тот или иной элемент картинки является нелепым.

К примеру, если игроки заметили, что мальчик в кроватке находится на снежной улице, они должны сами рассказать, почему это нелепо. Если детям сложно объяснить нелепость или они вообще ее не заметили, ведущий методично объясняет, по какой причине представленные на картинке нелепости не могут иметь места в реальной жизни.

«Загадки»

Что дает игра: развитие логического мышления у детей и подростков.

Что потребуется: никаких дополнительных материалов не потребуется.

Как играть: Изначально ведущий должен определиться с загадками – они должны соответствовать уровню развития игроков, не быть для них ни слишком простыми, ни слишком сложными. Играть можно с одним или несколькими игроками; также можно устраивать соревнования команд.

Ведущий загадывает загадку, а игроки должны дать правильный ответ. Чем меньше подсказок, тем игра сложнее. Если играют команды, победит та, игроки которой назовут больше правильных ответов с первого раза.

Другой вариант этой игры состоит в том, что игроки сами придумывают загадки. Ведущий задает слово, а игроки должны придумать вопросы, ответив на которые это слово можно отгадать.

«Где были – не скажем, но что делали – покажем»

Что дает игра: развитие логического и абстрактного мышления, формирование навыка выражения мыслей без слов. Развитие координации.

Что потребуется: дополнительных материалов не нужно.

Как играть: Ведущий должен загадать какое-то несложное действие, например, игру в футбол, мытье посуды, работу за компьютером, чтение книги и т.п. При этом он ничего не говорит, а только показывает действие жестами и мимикой. Игрокам нужно понять, о чем идет речь.

Полезно играть с участниками по очереди: сначала дается попытка разгадать действие одному участнику. Если он отгадывает, следующий участник отгадывает новое действие, а если нет, то следующему нужно отгадать то же самое.

Другой вариант этой же игры: ведущий озвучивает какое-нибудь действие, а игроки должны показать его с помощью мимики и жестов. Также игроки могут сами загадывать действия и просить, чтобы их отгадали другие участники.

Эта игра отлично подходит не только для дошкольников и школьников, но и для подростков и даже взрослых людей, ведь с помощью нее можно отлично провести время в любой компании.

«Найди тайник»

Что дает игра: развитие пространственной ориентации и логического мышления. Формирование умения действовать по нарисованному плану.

Что потребуется: необходимо подготовить бумагу, линейку, карандаши и игрушку.

Как играть: ведущий должен спрятать в помещении игрушку, а игроки (один или сразу несколько) должны ее найти. В помощь им ведущий рисует на листе бумаги схему комнаты со всем, что в ней находится. Отдельно выделяется место, где спрятана игрушка.

Чтобы усложнить игру, можно составить несколько планов. Первый план ведет к первой подсказке, второй – ко второй, а третий – к самой игрушке. Кроме того, можно дать задание участникам самим спрятать игрушку и нарисовать карту, а ведущий будет должен ее найти.

«Угадай по описанию»

Что дает игра: развитие логического и творческого мышления. Закрепление в памяти детей значений слов и свойств разных явлений и предметов.

Что потребуется: никаких дополнительных материалов не нужно.

Как играть: ведущему загадывает слово, но игрокам его не называет, а просто описывает. К примеру, если загадано слово «лампочка», можно описать ее так: «она похода на грушу, может висеть под потолком, днем она не нужна, а ночью только она дает свет» и т.д. Игроки должны как можно быстрее угадать то, что загадано.

Если игроков много, игру можно модифицировать: игрок, первым отгадавший предмет по описанию, сам начинает играть роль ведущего: загадывает слово и описывает его другим игрокам. А чтобы играть было легче, можно в самом начале объяснить игрокам, о чем будет идти речь: предметах, профессиях, погодных явлениях, животных, растениях и т.д.

Предложенных нами игр вполне достаточно, что сформировать представление о том, каким образом вообще они могут влиять на мышление ребенка. Однако вы можете найти и другие игры на развитие мышления у детей: можете поискать в Интернете, можете посмотреть соответствующие книги в книжных магазинах, можете придумать сами, а можете оформить PRO-аккаунт и получить доступ к играм и другим упражнениям на развитие мышления.

Среди прочих известных игр мы можем посоветовать такие как:

  • «Какой он?»
  • «Составь предложение»
  • «Ответь на вопрос»
  • «Найди предмет»
  • «Кто кем будет?»
  • «Найди лишнее слово»
  • «Спрятанное слово»
  • «Сказки-перевертыши»
  • «Находчивый»
  • «Изобретатель»
  • «Что будет, если …?»
  • «Я – луна, а ты – звезда»
  • «Чепуха»
  • «Телеграмма»
  • «Сочиняем сказку»
  • «Дверная скважина»
  • «Дерево – это …»
  • «Сложи картинку»
  • «Времена года»
  • «Бег ассоциаций»

Также мы рекомендуем вам почитать наши статьи:

  • Как развивать мышление ребенка
  • Актерские игры для детей
  • Упражнения для развития памяти у дошкольников
  • Как улучшить внимание ребенка
  • Игры на развитие памяти и внимания

Эта информация будет очень полезна для развития мышления дошкольников, школьников и подростков, да и для себя вы сможете почерпнуть из этих статей немало интересного. И не забудьте, что у нас есть еще и замечательный курс по развитию мышления, который вам тоже очень пригодится.

Ну а в заключение этой статьи еще одно интересное видео. Смотреть его лучше всего вместе со своими детьми, т.к. оно уже само по себе рассчитано на развитие мышления у ребенка. Так что выделите полчаса времени и проведите его с пользой для себя и своего чада.

Источник