Игры для развития концентрации внимания у ребенка

Ваш ребенок всегда предельно сосредоточен, чем бы он ни был занят, не отвлекается, не допускает ошибок из-за невнимательности. Согласитесь, звучит как фантастика.

Что же могут предпринять родители, чтобы помочь ребенку найти и удерживать этот великий баланс между:

  • любопытством и сосредоточенностью,
  • непроизвольным и произвольным вниманием,
  • волевыми усилиями и непринужденностью?

7 родительских ошибок в развитии навыков концентрации внимания у детей

  1. Перед ребенком ставятся слишком сложные задачи. Если посмотреть на яблоки, растущие на дереве, то легко заметить, что одни уже поспели, а другие еще совсем зеленые. Так и дети одного возраста сильно отличаются в своем развитии друг от друга. И так же, как вы не можете приказать яблоку «А ну-ка зрей быстро!», вы не можете подталкивать процесс психофизиологического созревания вашего ребенка. Поэтому – соотносите задачу и детские возможности прикладывать волевые усилия, чтобы с нею справиться!
  2. Требование выполнить продолжительную по времени работу за раз. Да еще фразы типа: «Чем быстрее справишься, тем быстрее займешься своими делами». Даже взрослые предпочитают разделение на этапы. Поэтому – поделите вместе с ребенком задание на части, назовите это «шагами» или «ступеньками», и только после этого пусть он приступит к поставленной перед ним задаче.
  3. Пренебрежение к мелким помехам. То, на что взрослые привычно не обращают внимания, для ребенка становится досадным отвлечением. Создайте для него зону с минимумом внешних случайных сигналов – телефонных звонков, посторонних разговоров, наваленных на столе вещей и игрушек…
  4. Неуважительное отношение к усилиям ребенка. А ведь для него – не отвлекаться от занятия – такая же сложная задачка, как для того, кто впервые садится за руль. Вспомните себя в этой роли! Вы первое время не понимали, на что надо обращать внимание в первую очередь. И вам потребовались тренировки, чтобы разобраться в новом для себя информационном потоке. Поддержите ребенка, будьте на его стороне, станьте его «инструктором по вождению»!
  5. Пренебрежение тренировками внимания. Продолжим прежнюю аналогию с освоением техники вождения. Чем больше тренировок, тем быстрее обретается навык. Но! Напоминание об ошибке 1 при этом остается в силе. Иначе говоря, как ни тренируй того, чьи ноги до педали газа не дотягиваются, водить он не сможет, пока не доберет нужного роста.
  6. Игнорировать, что мозг и весь организм – это единая слаженная система. Если ребенок только что переболел или не доспал, или не поел вовремя, или ослаблен, то результат – неизбежное снижение познавательной активности и рассеянное внимание. Так что временное снижение интеллектуальных нагрузок на этот период обязательно!
  7. Перегруженность ребенка заданиями в ущерб его личным интересам. В одном из учебников по детской психиатрии описан случай, когда, не выдержав музыкальной школы, спортивных тренировок, репетиторства по иностранному языку, ребенок свалился с неврозом. Врач велел оставить его в покое. И ребенок несколько недель просто лежал на диване и… тихо лаял по-собачьи. Подумайте, этого ли вы добиваетесь, постоянно лишая ребенка радости играть в свои любимые игры и заниматься своими любимыми делами?

Итак, если вы подобрали подходящий вашему ребенку баланс между занятиями и развлечениями, то вот несколько развивающих игр, которые принесут удовольствие и вашему ребенку, и вам.

Игры на концентрацию внимания для детей дошкольного возраста

Любой родитель без труда найдет на полках книжных магазинов детские издания, где опубликованы развивающие внимательность задания:

  • кроссворды;
  • пазлы;
  • задания типа «Найди 6 различий»;
  • задания типа «Найди выход из лабиринта»;
  • задания «Соедини точки и увидишь рисунок»;
  • раскрашивание по нанесенным контурам;
  • разложить картинки в том порядке, в каком происходит развитие сюжета;
  • онлайн-упражнения на концентрацию внимания.

Вы можете начать тренировки на концентрацию внимания на нашем сайте

Каждая из этих задачек, безусловно, способствует развитию внимания в поведении и деятельности ребенка. Однако, вот беда – все они уже требуют от ребенка сосредоточенности и внимания. А что же делать, если для ребенка такие занятия пока еще несколько сложны? Помните про яблочко на дереве? Что, если оно еще зеленое? Вот забавные и полезные игры для таких случаев:

Игра «Замри» или как научить ребенка сидеть смирно

Честно говоря, дети в нее и без вас играют. Но, если вы хотите использовать эту игру для концентрации внимания, вот что можно сделать.

Вариант 1. «Статуя»: предложите малышу менять разные позы и корчить рожицы. В какой-то момент скажите ему «замри», и он должен замереть в той позе, в которой оказался. А вы его даже можете сфотографировать, чтобы потом вместе похохотать. Отмирать по команде «отомри».

Вариант 2. «Замри – Классика»: В относительно свободный вечер или день договоритесь, что будете замирать и отмирать по команде друг друга. Также можно фотографировать.

Читайте также:  Индивидуальная карта развития ребенка с ограниченными возможностями

Вариант 3. «Спящая красавица». Малышу вовсе не обязательно ложиться в постель. Напомните ребенку, что во дворце спящей красавицы все заснули в разных позах. Пусть она (а если он, то, разумеется, тогда, это «Спящий Принц») подберет себе удобную позу и «заснет» в ожидании своего спасителя. Мама или папа в это время разыгрывают спектакль – охотятся, теряют и ищут дорогу, побеждают дракона (ничего, что его нет в оригинале сказки, он нам нужен, чтобы удлинить время «сна»). По условиям игры можно «спать» с открытыми глазами, но лишь до момента, когда принц или красавица будут расколдовываться. Как? – Конечно, нежным родительским поцелуем!

Игра «Споемте, друзья!» или как помочь ребенку довести дело до конца

Например, уборка игрушек по вечерам способна вызвать стресс даже у самых терпеливых пап и мам. Мало того, что все уже устали и вечером трудно сосредоточиться, так еще и каждая обнаруженная под диваном игрушка служит малышу поводом бросить уборку и переключиться на игру.

Чтобы напоминать ребенку, на чем он должен быть сейчас сосредоточен, придумайте и пойте вместе с малышом песню. Например,

«Я игрушки уберу, уберу, уберу.
Все на место разложу, разложу, разложу.»

Напевайте вместе, пока не закончите складывать игрушки по местам. Для каждой такой простенькой, но требующей сосредоточенности работы можно придумать свою песенку – глупую, смешную, забавную. Главное, чтобы мелодия была простой и легко воспроизводилась вашим ребёнком.

Игра «Сказка, оживи!» или как научить ребенка внимательно следить за сюжетом

Когда вы читаете ребенку сказку, предложите ему не сидеть на месте, а повторять действия героев, следя за развитием событий. Вот Иванушка идет темным лесом, пробираясь через густые ветви. Вот он встречается с Бабой-Ягой и кланяется ей.

Подберите книжки с сюжетами, которые легко воспроизводятся с помощью символических действий. Поправляйте ребенка, если он отклоняется от описанных событий. Хвалите за удачные изобразительные решения.

Задания на концентрацию внимания для младших школьников

Если у дошкольников основное усвоение навыков идет во внешнем плане, то есть через внешние действия, то развитию концентрации внимания у детей младшего школьного возраста помогает громкая речь или проговаривание вслух. Именно так описывал процесс формирования умственных действий известный психолог П.Я.Гальперин. Поэтому следующие два упражнения и направлены на развитие концентрации внимания через громкое проговаривание.

«Сочиняем сами» или как усилить внимание ребенка

Когда вы читаете книгу, задавайте ребенку вопросы после каждой прочитанной главы о том, что происходило с героями, где они находились, что они говорили. Прежде, чем перейти к чтению следующей главы, пофантазируйте вместе о том, что произойдет с героями дальше. Этим вы создадите у ребенка дополнительный мотив следить за сюжетом более внимательно, чтобы позднее сравнить вашу совместную версию с авторской.

«Объясним и научим» или как научить ребенка оставаться сосредоточенным на выполнении задачи

Предложите ребенку вслух рассказывать о том, чем он занят в данный момент, и что ему предстоит сделать. Приведите пример того, как в кулинарных передачах ведущий учит зрителей готовить:

— «Мне нужна сковородка.
— Я ее должен разогреть.
— Теперь надо нарезать соломкой морковку…»

Вы можете попросить его учить вас тому, что он в данный момент делает. Или предложить ему объяснять по ходу порядок его действий. Проговаривание вслух лучше удерживает внимание в младшем школьном возрасте. Только вам придется набраться терпения и проявлять искреннюю заинтересованность.

«Скороговорки» или как учить сосредоточиваться на нелегкой задаче

Скороговорки – фразы, требующие особенно пристального к себе внимания. Можно посоревноваться в их заучивании во время дальних поездок в автомобиле. В соревновании могут принять участие все пассажиры авто.

Хотите усложнить задачку? Учите со своим школьником скороговорки на иностранном языке. Вот, какие, например, английские скороговорки предлагаются для этих целей американскими детскими психологами:

— I can think of six thin things, but I can think of six thick things too.
— If you want to buy, buy, if you don’t want to buy, bye bye!
— She sells sea shells by the sea shore.
— Give papa a cup of proper coffee in a copper coffee cup.
— The blue bluebird blinks.

Источник

«Мой сын все время перескакивает с одного задания на другое. Никак не может сосредоточиться на одном. Сидим занимаемся, а он летает в облаках. И тут, как назло, то позвонит кто-то, то кошка рядом пробежит, то есть захочет, то еще куда. Задание с первого раза то ли не слышит, то ли не понимает: приходится объяснять по несколько раз. В итоге, с одним пунктом по полдня сидим. А ведь он такой не только со мной…» – не может понять, в чем дело одна мама.

Читайте также:  Предмет теории и методики физического воспитания и развития ребенка

***

А дело в том, что ребенку трудно сконцентрировать свое внимание на чем-то конкретном. Про таких людей еще говорят, что они летают в облаках. Точнее будет сказать, перепрыгивают с одного облака на другое.

Навык концентрации внимания полезен не только в детстве. От того, в какой степени он будет развит, зависят дальнейшие успехи в учебе, достижения в работе и, в целом, характер общения и повседневной жизни. Как же развивать это ценное умение – поможет разобраться экспертная группа команды incamp.ru.

Работу по развитию концентрации внимания начинают как можно раньше, чтобы не возникло проблем с запоминанием учебного материала у ребенка в школе. Существует ряд упражнений и специальных игр для этих целей. Сразу оговоримся: для достижения максимального эффекта они должны выполняться систематически. И пожалуйста, делайте все вместе с ребенком. Он должен чувствовать вашу поддержку. Кроме того, согласитесь: лучше ведь повторять за кем-то, чем делать то, что просто требуют. И по секрету: ваше внимание и спокойствие тоже не бесконечные, поэтому тренировка будет точно не лишней.

1. Любуемся точкой / игрушкой

Вы в комнате одни с ребенком. Повесьте на стену (желательно монотонную, чтобы ничто лишнее не отвлекало) лист бумаги, на ней вы предварительно нарисовали жирную точку. И смотрите на нее, не отводя взгляда, думайте о ней. Первое время ребенку, скорее всего, будет сложно, поэтому вы можете заменить лист на игрушку или рисунок. Время выполнения упражнения – от 3 до 20 минут.

2. Где что было?

Ребенок наблюдает за поставленными в ряд игрушками. Далее вы меняете их расположение и добавляете новую. Ребенок должен понять и сказать вам, что изменилось. Если все заметил правильно, вы добавляете еще по одной. Начинаете с трех игрушек, заканчиваете двадцатью. Не больше.

3. Что запомнил?

Перед ребенком выставляете несколько предметов: карандаш, фломастер, линейка, ластик. 3-5 секунд ребенку достаточно, чтобы запомнить их. Затем вы накрываете эти предметы покрывалом и просите ребенка вспомнить, что он видел и в каком порядке располагались предметы. Запомнил плохо – проделываете то же самое; назвал все верно – добавляйте по одной новой вещице. Предметы берете из одной группы или все разные – дело хозяйское.

4. Слон

Играем пальчиками рук: средний палец – это хобот, оставшиеся четыре – лапы слона. Ходим только ими, а хобот все время в воздухе. Попробуйте побегать. Кто быстрее, а кто медленнее? Можно даже устроить гонки слонов.

Эту пальчиковую игру можете разнообразить: устройте забег «многоножек» (всех пяти пальцев) либо «двуножек» (указательного и среднего).

5. Что изменилось?

Ребенок рисует любую картину. Затем вы дорисовываете в ней какой-либо элемент. Ребенок должен заметить, что именно изменилось в рисунке. Игру можно разнообразить на любой лад и играть даже с группой детей. Все дело в вашей фантазии.

6. Шапка-невидимка

Под шапку набираются различные предметы, в течение 3 секунд ребенок запоминает их, шапка «закрывается» – ребенок должен перечислить все спрятанное внутри.

7. Ищем буквы

Для игры нужны печатные буквы: любые тексты, газетные листы (либо одна страница в книге), а также карандаш или ручка. За 5 минут ребенок должен вычеркнуть все буквы «А» (указывается любая буква). Далее можно усложнить: найди и вычеркни 2 буквы, сочетания букв, зачеркивай по-разному и т.д.

8. Найди слова

Напишите слово, из которых можно составить другие слова. В этом и заключается задание для ребенка. Например: в слове «дорога» спрятаны слова «род», «рог», «гора», «дог», «ор» и т.д.

9. Все помню

Все слова относятся к одной теме. Объясним суть на примере городов. Первый игрок называет один город, второй – называет предыдущий и добавляет новое название и далее по кругу:

Москва

Москва, Санкт-Петербург

Москва, Санкт-Петербург, Тула

Москва, Санкт-Петербург, Тула, Нижний Новгород…

10. Перепутанные линии

Проследить взглядом перепутанные линии от начала до конца.

Развить концентрацию внимания и усидчивость у ребенка также помогут различные настольные игры, кроссворды, головоломки, танграм и т.п. А в качестве «наказания» за проигрыш можно ввести веселые штрафы, которые не вызовут обиду и оставят желание играть дальше. Предложите промяукать, прогавкать, прокукарекать, проскакать на одной ноге.

Этот список не окончательный, вы можете дополнить его либо адаптировать каждую игру под ситуацию и ребенка. И помните: в будущем мы будем иметь то, на что согласились в настоящем.

Читайте также:  Сочинение роль родного языка и речи в развитии ребенка

Понравилась статья? Ставьте “палец вверх” и подписывайтесь на наш канал!

___________________________________________________________

#LIFE_INCAMP блог о детском отдых и воспитании детей

incamp.ru – первый информационный интернет-каталог детских лагерей и мероприятий с бесплатным сервисом бронирования

___________________________________________________________

Источник

Внимание- направленность и сосредоточенность психики (сознания) человека на чем-либо определенном при одновременном отвлечении от другого.

Внимание тесно связано памятью и мышлением.

Развитое внимание очень важно для человека в любом возрасте. Период активного развития от 1 года до 7 лет. Увлекательные игры и упражнения, приведённые ниже, помогут Вам сделать своего ребёнка более внимательными и принесут много положительных эмоций.

Игры и упражнения на развития внимания.

1. “Хлопни, топни”

Взрослый перечисляет различные слова, а ребенок должен, например, когда услышит название дикого животного хлопнуть в ладоши, а домашнего топнуть ногой.

Аналогичная игра, можно говорить правильные и неправильные утверждения.

2.”Найди букву”

Предложите ребенку в небольшом тексте найти все буквы А (или любую другую). Постепенно усложняйте задачу: искать за определенное время; букву А подчеркни, а Б -зачеркни; найти все слоги МА и т.д.

3. “Найди все предметы

(листайте галерею)

4. “Спиши

Предложите ребенку переписать несложный текст или просто строчки из букв вот такого плана: ААПРДО ЕЕНОЛД КЛАЦУЭЖ и т.д.

5. “Найди отличия”

6. “Найди спрятанное слово”

Предложите ребенку, среди букв найди и подчеркнуть заданные слова. Текст должен быть написан одним шрифтом.

Например: ВАРОПАРОМЩХДЛОПСОЛНЦЕ

ПРОИЛОШАДЬОМСЯВУПРТУМАНОЛСНЕГ

7. “Дорисуй и раскрась по образцу”

Вам может быть интересно: “Умные раскраски”

8. Анаграммы.

Анагра́мма (от греч. ανα- — «пере» и γράμμα — «буква») — литературный приём, состоящий в перестановке букв или звуков определённого слова (или словосочетания), что в результате даёт другое слово или словосочетание.

Другими словами, это перестановка в слове букв, в результате которой получается новое слово. Убирать и дополнять новые буквы нельзя.

9.Раскрашивание специальных раскрасок.

10. Таблицы Шульте

Такая таблица представляет собой (чаще всего) квадрат 5×5 (для детей помладше можно 3×3, 4×4, 4×3) с разделенными в нем 25 ячейками. В таблице пишем в ячейках числа от 1 до 25, в перемешку. Цель игры, как можно быстрее найти все числа по порядку. Кстати, это упражнения хорошо подойдет и для тренировки внимания у взрослых.

11. Загадки обманки.

Например:

Белым снегом всё одето –

Значит, наступает …

лето (зима)

Ночью каждое оконце

Слабо освещает …

солнце (луна)

Друг зверей и друг детей

Добрый доктор …

Бармалей (Айболит)

12. “Найди такой же предмет”

14. “Жучок”

Расчертите игровое поле, в виде клеточек. Пусть ребенок представит, что по этому полю ходит жучок, от указанной точки. Взрослый говорит ходы (одна клетка влево, 2 вверх, одна вправо и т.д.), а ребенок должен только мысленно передвигать его по полю. Периодически проверяйте куда “довел” жучка ребенок. Водить пальцем или рисовать на нем нельзя. Если это сложно, то для начала предложите ему вести пальчиком. Важно, научиться мысленно ориентироваться в заданном поле.

15. Лабиринты.

16.Еще упражнения на внимание.

(листайте галерею)

Игры для детского коллектива

1. “Хлопки”

Очень веселая игра. Игроки садятся в круг и кладут одну руку на бедро сидящему слева, другую с права. Один из игроков начинает игру: хлопает своей рукой по бедру соседа, тот в свою очередь хлопает своему соседу и так по кругу. Постепенно темп увеличивается. Из игры выбывает тот игрок, который ошибся.

2. “Сыщик”

Сыщик (он же ведущий), внимательно разглядывает игроков (примерно 30 секунд), затем выходит из комнаты. В это время, оставшиеся участники меняют что-то в своей одежде, месте расположении, позе (всего 3-5 изменений у каждого, нужно договориться о количестве заранее).

3.”Самый внимательный”

Взрослый или один из игроков загадывает слово, например, “лес”.Дальше поочереди игроки уточняют объект: “высокий”, далее “хвойный” и так далее, каждый раз называется меньшая по масштабу. Выигрывает тот, кто назовет самую мелкую деталь. Для игры лучше брать объекты хорошо знакомые детям: книга, кухня, школа, река и т.д.

4. “Вышибалы или выбивалы”

Подвижная игра с мячом. 2 игрока ведущие, они становятся по краям игрового поля напротив друг друга, остальные игроки в центр поля. Задача водящих “выбить” всех игроков с помощью мяча.

5. “Путаница”

Игроки, кроме водящего становятся в круг и берутся за руки. Водящий выходит из комнаты. В это время, игроки начинают меняться местами, затем заходит ведущий и пытается определить в каком порядке стояли участники до этого.

Как развивать и воспитывать детей? Советы на все случаи жизни. Каталог статей.

Источник