Игры для развития интеллектуальной сферы ребенка
Слизова Кристина
Игры по развитию интеллектуальных способностей у детей
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ”ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 7 ”ЖЕМЧУЖИНКА” МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ295047 г. Симферополь ул. М. Донского 14,тел: (0652) 48-92-08 E-male: duu7-zhemchuzhinka@rambler.r
«ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ.
Подготовила: педагог-психолог МБДОУ №7 «Жемчужинка» Слизова К. А.
Симферополь,2017
Актуальность:
«Без игры нет, не может быть полноценного умственного развития. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский.
Для современной образовательной системы проблема умственного, интеллектуального развития чрезвычайно важна. На первый план выдвигается задача формирования творческой личности, умеющей активно проявлять умственные способности.
Современный педагог ставит своей целью воспитание ребёнка-дошкольника – творчески развитого, инициативного, раскрепощенного, с высоким уровнем развития познавательных процессов, умеющего самостоятельно искать знания.
Этому способствует игра – один из основных видов детской деятельности. Игра как процесс, через который формируется активность, целеустремленность, любовь к труду, положительное отношение к школе, умение проводить самооценку и самоконтроль.
В основу развивающих игр положены три принципа обучения – это «от простого к сложному», «самостоятельно по способностям», «постепенность и систематичность».
Это позволяет разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:
– развивающие игры дают пищу для ума с самого раннего возраста;- задания – ступеньки создают условия для развивающего обучения;
– развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию, а кроме того, как и все игры не терпят принуждения.
Богатый занимательный математический материал и доступный в практическом применении предлагает Зинаида Алексеевна Михайлова в пособии «Математика от трех до семи».
«Математика – это интересно». Разработанная ею система работы с дошкольниками представлена в игровой форме. Это – игры-путешествия, математические конкурсы, развлечения, вечера досуга, организуемые с детьми и включающие логические (занимательные) задачи или задачи-смекалки, логические игры («Найди ошибку», «Найди сходства, отличия», «Четвертый (третий) лишний», «Лабиринты», «Найди недостающую фигуру».
«Кубики Никитина» – прекрасный дидактический материал для развития логического мышления, восприятия, внимания. Борис Павлович Никитин разработал систему таких развивающих игр, как «Сложи узор», «Куб для всех», «Уникуб», «Сложи квадрат», «Точечки». Каждая игра Никитина представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из дерева или пластика, деталей конструктора и т. д.
Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоскостного рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.
На восприятие цвета, формы, величины используются логические блоки Дьенеша – эффективное пособие, разработанное для подготовки мышления детей к усвоению математики. Дидактическое пособие «Логические блоки» состоит из 48 объёмных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Таким образом,каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной.
Сначала предлагаются самые простые игры:
«Раздели фигуры (блоки)» (по цвету, или форме, или размеру, или толщине)
«Найди фигуру (блоки)» (по цвету, форме, размеру, толщине)
«Создай образ» (по схеме)
Далее проводится более сложный вариант. Это разбиение блоков по свойствам (с использованием кругов, «Домино».
Уникальный по своим возможностям и доступный в применении дидактический материал «Цветные палочки Кюизенера». Универсальный материал для развития у детей логико-математических способностей разработал бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизинер.
«Палочки Кюизенера» – это набор счетных палочек, которые еще называют «цветными палочками», «цветными числами». В наборе содержатся четырехгранные палочки 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем больше числовое значение она выражает. «Счетные палочки Кюизенера» являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет «через руки» ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и многое другое. Набор способствует развитию творчества, фантазии и воображения, познавательной активности, мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей, мелкой моторики.
На начальном этапе занятий палочки Кюизенера используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу игр и занятий, знакомясь с цветами, размерами и формами.
На втором этапе палочки уже выступают как математическое пособие. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.
Для интенсивного развития пространственного мышления, памяти, внимания, творческого воображения, конструкторских способностей, мелкой моторики применяются игры Вячеслава Вадимовича Воскобовича.
В основном, это игры – конструкторы и головоломки, сопровождающиеся сказочными сюжетами. Самые известные – «Квадрат «Воскобовича» (конструирование предметов по типу оригами, «Геоконт».
Есть и более сложные игры, которые учат детей моделировать – это «Математические корзинки», «Чудо крестики», «Счетовозик», «Теремки Воскобовича», «Игровизор» и др.
Основным принципом технологии Воскобовича является развитие детей в игре, с помощью которой выстраивается почти весь процесс обучения ребенка-дошкольника.
В работе с дошкольниками используется технология ТРИЗ. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ – технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем». Программа ТРИЗ для дошкольников – это программа коллективных игр, в ходе которых дети самостоятельно добывают знания, выявляют противоречия в объекте,явлении:
«Волшебный мешочек» (на ощупь)
«Похвалушки» (двое детей хвалят каждый свой предмет)
«Вдвоем» (по очереди рассказывают о предмете, придерживаясь схем)
«Загадка» (составление рассказа – загадки, не называя предмет)
«Хорошо – плохо» или «Розовые – черные очки»
«Чудесные вещи» (придумывание, изобретение чего-то нового, перенося свойства одного предмета на другой)
«Придумай сказочку» (привычные объекты начинают обладать необычными свойствами)
ТРИЗ дает возможность детям проявлять индивидуальность, учит их нестандартно мыслить, снимает чувства скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается фантазия, логика мышления, воображение.
Особое место в работе с детьми занимают игрына составление целого из частей: «Танграм», «Вьетнамская игра», «Монгольская игра», «Листик», «Волшебный круг», «Головоломка Пифагора». Сущность этих игр состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов по образу или замыслу. Каждая игра представляет собой комплект геометрических фигур. Такой комплект получается в результате деления одной геометрической фигуры (н., квадрата в игре «Танграм» или круга в «Волшебном круге») на несколько частей. Способ действия в играх прост, однако требует умственной и двигательной активности, самостоятельности.
Из любого набора можно составить изображения разнообразной конфигурации: силуэты животных, птиц, человека, транспорта, узоры. Силуэтное изображение схематично, но образ легко угадывается по основным, характерным признакам предмета, форме. Изображения можно выкладывать по готовым схемам, либо по собственному замыслу, проявляя наглядно-образное, логическое мышление, творчество, фантазию. Влияние геометрических конструкторов многогранно. Они развивают пространственное представление, воображение, конструктивное мышление, комбинаторные, сенсомоторные способности, смекалку, целенаправленность.
В практике широко используется группа игр, развивающих интеллект дошкольников, в ходе которых дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результатах, т. е. активно мыслить – это головоломки.Головоломки могут быть:
арифметическими (угадывание чисел);
геометрическими (с палочками, разрезание бумаги, сгибание проволоки);
буквенными (изографы, ребусы, кроссворды).
Они интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата. Например, с помощью 4 палочек сложить на столе два треугольника. Увлекательные ребусы для детей – это не только отличная гимнастика для развития интеллекта, но и хорошая возможность пополнить словарный запас детей. Кроссворды, обогащают знания об окружающем мире, учат правильному написанию слов.
Развивающие игры, в которых ребёнку необходимо отгадывать загадки, любят все дети. Загадки расширяют кругозор, развивают мышление, тренируют сообразительность, логику и интуицию, т. к. в них присутствует уподобление, сравнение, метаморфическое описание предмета. Для решения даже самой простой загадки надо многое знать об окружающем мире. В процессе поиска правильного ответа дети в игровой форме учатся рассуждать и делать необходимые выводы.
Н: «Красные двери в пещере моей,Белые звери стоят у дверей. И мясо, и хлеб – всю добычу мою – Я с радостью белым зверям отдаю».
Не остаются без внимания игры с использованием пословиц, поговорок («Повтори», «Послушай и закончи», «Скажи по-другому» (Одно дело сказать о ком-либо, что он причиняет неудобства своим постоянным присутствием, другое – что он «надоел как горькая редька»; одно дело сказать, что кто-либо пришел неожиданно, другое – что он «свалился как снег на голову»). Обладая мощным воспитывающим, эстетическим и развивающим потенциалом, пословицы и поговорки могут успешно использоваться в работе с детьми. В процессе работы над пословицами и поговорками ребенок учится рассуждать и обосновывать свою точку зрения, приобретает умение видеть и объяснять скрытый смысл пословиц и поговорок.
В современном мире развивающих игр большое разнообразие. Их использование будет более эффективным лишь в тесном сотрудничестве ДОУ и семьи, педагогов и родителей. Еще раз, говоря о значении развивающих игр в интеллектуальном развитии дошкольников, хочется подчеркнуть, что «знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз. Играя, гораздо легче выучить, лучше узнать, проявить при этом творчество».
Источник
Игры на развитие произвольной и интеллектуальной сферы, мелкой моторики.
КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА
Цель: развивать умение анализировать написание цифры и буквы (знаки) и уметь “видеть” нужное. Помогает развивать устойчивость, целенаправленность и концентрацию внимания.
Инструкция: посмотрите внимательно на лист бумаги. Ваша задача – очень внимательно и быстро просматривать цифры и буквы (значки) и вычеркивать все буквы “а” и цифры “2”, которые вам встречаются.
8абвгд4жзс2атунол9стуфх7ыюяЗс2ном6абвгд2умлика л2мрст2а5и6 мн2сэстуо2лсуах7ыя.
ХЛОПОК В ЛАДОШИ
Цель: развивать способности к переключению внимания, к быстроте переключения и распределения внимания.
Инструкция: сейчас я буду называть различные слова: стол, кровать, карандаш, воробей, книга, стул, кошка, чашка и т.д.
Вы должны меня внимательно слушать и хлопать в ладоши, в тот момент, когда услышите слова, обозначающее (называющее) животное (посуду, мебель и т.п.).
Можно немного поменять задание, предложив детям встать, когда услышат слова, на которые нужно обратить внимание.
ИМЕНА
Цель: развитие произвольного внимания.
Ход: психолог называет фамилии и имена присутствующих детей путая при этом то имя, то фамилию. Дети внимательно слушают и откликаются только тогда, когда правильно названы и имя и фамилия. Кто ошибается, выбывает из игры.
НАЗОВИ СОСЕДЕЙ
Цель: развитие скорости мыслительных процессов, внимания.
Ход: Дети сидят в кругу. Педагог бросает мяч ребёнку, называя числа от 0 до 30. Поймавший мяч должен назвать “соседей” данного числа, т.е. числа на один больше и на один меньше названного, после чего возвращают мяч ведущему.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РИСУНКОВ
Цель: развитие наблюдательности, внимания, умения сравнивать, анализиро вать причинно-следственные связи между явлениями, умения определять по следовательность событий, выделять в них главное.
Оборудование: серии картинок, связанных сюжетом.
Ход: Педагог предлагает детям разложить рисунки в таком порядке, чтобы они рассказали о каком-то событии, затем необходимо составить связный рассказ по картинкам и дать ему название.
ЧЕТВЕРТЫЙ – ЛИШНИЙ
Цель: формирование операций обобщения и классификации.
Ход: ведущий называет понятия, относящиеся к одной обобщающей группе, а
одно – не относящееся к ней, и предлагает детям найти это лишнее слово.
Я – ЗНАЮ …
Цель: формирование операций обобщения и классификации.
Ход: Педагог просит ребёнка назвать 5 имён мальчиков. При этом, называя имена, ребёнок должен одной рукой бить мяч об землю. Слова ребёнка: “Я знаю пять имён мальчиков: Саша – раз, Миша – два, Серёжа – три, Алёша -четыре, Денис – пять”. Для игры следует использовать общие понятия: имена девочек, названия деревьев, страны, профессии, фрукты, овощи и т.д. Если игра организована для нескольких детей, то дети, допускающие ошибки, выбывают.
НАВЕДИ ПОРЯДОК
Цель: формирование операции обобщения и классификации. Ход: педагог дает детям карточки с изображением объектов, относящихся к различным обобщающим группам и предлагает “навести порядок” – разделить картинки на группы.
СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
Цель: формирование мыслительной операции синтеза.
Ход: Педагог называет любые три слова, не связанные между собой по смыслу. Дети должны составить как можно больше предложений, в которых обязательно должны быть три слова. Примерные наборы для предъявления: Море, карандаш, медведь; улица, книга, фартук; окно, стол, дождь; девочка, птица, дерево; мяч, небо, цветок.
НАЗОВИ ПРЕДМЕТ
Цель: формирование мыслительной операции синтеза.
Ход: Педагог называет ряд признаков предмета. Детям необходимо мысленно объединить их и назвать этот предмет. Например: упругий, круглый, красный (мяч).
НАРИСУЙ КАРТИНКУ ПАЛОЧКАМИ
Цель: формирование мыслительных операций анализа и схематизации зри тельных образов.
Ход: Педагог предлагает детям изобразить фигурки животных, людей, предметов с помощью счетных палочек.
БЕРИ ОСТОРОЖНО
Цель: развитие мелкой моторики.
Оборудование: 15 спичек.
Ход: В игре принимают участие до 5 человек. Детям предлагается на спичках
провести карандашом или ручкой поперечные полосы: на 1 спичке – 5 полос; на 2 спичке – по 4 полосы; на 3 – по 3; на 4 – по 2; на 5 – по одной полосе.
Педагог собирает все спички в кулак и, приподняв его над столом, раскрывает его постепенно гак, чтобы спички упали кучкой. Каждый ребёнок по очереди берёт из кучки по 1 спичке так, чтобы остальные спички при этом не сдвинулись с места, в противном случае его очередь переходит следующему участник). Каждая полоска на взятой спичке даёт играющему одно очко. Спички можно брать только двумя пальцами, которые называет ведущий (мизинцем и безымянным: указательным и средним и т.д.).
СРИСОВЫВАНИЕ КАРТИНКИ, НАДПИСИ
Цель: развитие умения точно копировать образец, тонкой моторики руки.
Оборудование: картинки, схематически изображающие предметы.
Ход: Педагог предлагает ребёнку лист бумаги, на котором нарисована кар тинка, и карандаш: “Нарисуй на этом листе точно такую же картинку” Когда ребенок говорит об окончании работы, нужно предложить ему проверить свою работу, всё ли верно.
ДА-НЕТКА
Цель: формирование способности к классификации и объединению данных опыта в понятие; овладение умением задавать вопросы, оттачивать их формулировку, обогащается речевая практика.
Ход: Один из игроков задумывает что-то или кого-то, а другие участники игры с помощью вопросов, на которые разрешается отвечать либо “Да”, либо “Нет”, пытаются определить задуманное. Иллюстрировать игру можно с помощью стихотворения, которое взрослые читают по ролям:
- Загадала я предмет.
- Это лейка?
- Нет!
- Не линейка?
- Нет!
- Это кошка?
- Нет!
- Это мошка?
- Нет!
- Может, кнопка?
- Нет!
- Значит, пробка?
- Нет!
- Не могу найти ответ.
После прочтения можно спросить детей: “Ребята, как вы думаете, почему
предмет не смогли угадать? Как надо задавать вопросы, чтобы, не гадая и не
перебирая разные названия, угадать то, что загадано?” – и разобрать с ними
примеры правильной формулировки вопросов. Например, загадано слово
“бабушка”.
Вопрос: Ответ:
- Предмет живой? – Да.
- Это животное? – Нет.
- Это растение? – Нет.
- Это человек? – Да.
- Мужчина? – Нет.
- Живет в нашем городе? – Да.
- Живет вместе с тобой? – Да.
- Это твоя сестра? – Нет.
- Мама? – Нет.
- Бабушка? – Да.
Примечание: правила игры усложняются постепенно: оговаривается количество вопросов для получения конечного ответа; усложняется содержание — загадываемые предметы, ситуации могут наделяться противоречивыми характеристиками; “Да-нетки” придумывают сами дети.
ПИКТОГРАММЫ
Цель: развитие образной памяти, творческого мышления.
Материалы: бумага, простой карандаш.
Ход: Я вам буду говорить слова, а вы спрячьте их в рисунок так, чтобы потом их можно было найти. Постарайтесь сделать рисунки побыстрее, так как мы будем прятать много слов. Не нужно, чтобы рисунки были очень хорошими.
Надо только, чтобы они помогли вам найти те слова, которые я буду говорить, а вы прятать.
Перед тем как начать читать детям слова, можно вспомнить о том, как на дорогах спрятаны целые предложения: показать несколько дорожных знаков, спросить, что они обозначают, или рассказать, если дети не знают. Для “спрятывания” предлагается 10-12 слов и словосочетаний: грузовик, умная кошка, темный лес, день, веселая игра, мороз, капризный ребенок, хорошая погода, сильный человек, наказание, интересная сказка.
ОТВЕЧАЙ
Цель: развитие произвольного внимания.
Ход: Дети, один за другим, отвечают хлопком на хлопок педагога, который постоянно меняет темп и силу ударов. Характер хлопков ребенка должен точно соответствовать заданному темпу и его постепенному изменению.
- Я как будто спрашиваю вас о чем-то, а вы отвечаете. Отвечайте мне в том же тоне и с той же силой удара, с какой я задаю вопрос.
- А теперь поспорим! Чем тише я хлопаю, тем громче отвечайте. Чем громче будет мой хлопок, тем тише должен быть ваш. Если я ухожу от спора – наступайте. Если же я наступаю – отступайте тихими хлопками.
РИСУЕМ ПОД ДИКТОВКУ
1.Откройте тетрадь. Возьмите в каждую руку по карандашу и нарисуйте два квадрата одновременно, один правой рукой, другой левой, с разных точек. После того, как вы закончили рисовать квадраты, так же с разных точек нарисуйте два круга, а затем два треугольника.
2. Возьмите в каждую руку по карандашу и нарисуйте в тетради обеими руками одновременно правой рукой солнце, а левой – месяц. Затем закройте глаза и нарисуйте, не открывая глаз, облака слева от изображенных светил.
КУЛАК-ЛАДОНЬ
Цель: развитие координации движений. Ход:
а) Левую руку согнуть в локте, пальцы сжать в кулак, правую руку выпрямить на уровне плеча, ладонь раскрыть, пальцы развести с силой. Затем левую руку выпрямить, ладонь раскрыть, пальцы с силой развести, правую согнуть в локте и сжать кулак (6-8 раз).
б) Правую руку согнуть в локте, ладонь раскрыть, пальцы развести с силой, левую выпрямить на уровне плеча, кулак сжать и т.д. (6-8 раз).
РАДИО
Цель: воспитывать умение быть внимательным, запоминать наиболее существенные признаки.
Ход: Сегодня мы будем играть в новую игру, называется она “Радио”. Знаете ли вы, как называют человека, который говорит по радио? Правильно, его называют диктором. Сегодня по радио диктор будет разыскивать детей нашей группы. Он будет кого-нибудь описывать, а мы по его рассказу узнаем, кто же потерялся. Сначала, я буду диктором, слушайте. Внимание! Внимание! Потерялась девочка. На ней красивый свитер, клетчатый фартук, в косичках белые ленты. Она хорошо поет песни, дружит с Верой. Кто знает эту девочку?
Так педагог начинает игру, показывая детям пример описания. Дети называют девочку из своей группы. “А теперь диктором будет кто-нибудь из вас” – говорит педагог. Нового диктора выбирают при помощи считалки.
Педагог следит, чтобы дети называли наиболее характерные черты своих товарищей: как они одеты, чем любят заниматься, как относятся к друзьям.
Если диктор дал такое описание, что дети не смогли узнать товарища, все хором отвечают: “Нет такой девочки (мальчика) у нас!
ОРИЕНТИРОВКА ПА ЛИСТЕ БУМАГИ
Цель: развитие умения ориентироваться на листе бумаги.
Оборудование: лист бумаги с разметкой (в четырёх углах листа поставлены точки), простой карандаш.
Педагог раздаёт детям листы бумаги в клеточку с разметкой. “На листе, на том месте, где оставлены точки, нужно нарисовать то, что я вам скажу, а где рисовать, вы узнаете, если будете внимательно слушать.
- Наступила осень, завяли цветы. Нарисуйте простым карандашом цветок в правом углу.
- Осенью листья на деревьях меняют цвет и опадают. Нарисуйте в левом нижнем углу листок.
- Мы ждем, когда наступит “бабье лето”, потому что в это время возвращаются солнечные дни. Нарисуйте в верхнем левом углу солнышко.
- Когда выглядывает солнышко, нам становится весело. Нарисуйте улыбку в правом нижнем углу”.
Затем педагог предлагает детям сравнить свою работу с образцом. Такую работу можно провести, используя разные времена года.
РИСОВАНИЕ УЗОРОВ (ГРАФИЧЕСКИХ ДИКТАНТОВ)
Цель: укрепление мелких мышц кисти, тренировка координации руки.
Оборудование: простой карандаш, лист бумаги в клетку.
Ход: Педагог предлагает ребёнку продолжить готовые узоры. Затем это упражнение следует усложнить. Задание ребёнку предлагается на слух, диктуется узор.
ОФИЦЕР – СОЛ ДАТ
Цель: развитие мелкой моторики, ориентировки на листе бумаги, произвольности, внимания.
Оборудование: простой карандаш, лист в клетку с условными обозначениями деревьев, кустарников, болот и т.д.
Ход: Педагог предлагает детям вспомнить ориентировку на листе бумаги. “Сегодня я предлагаю вам поиграть в игру “Офицер-солдат”. Я буду офицером, а вы – солдатами-разведчиками. Посмотрите, где будет проходить наш путь: среди болот, по лесу, среди вражеских позиций. Вам необходимо точно выполнять поручения офицера, чтобы не попасть к неприятелю в плен. Для этого, не отрывая карандаш от листа бумаги, необходимо двигаться так: одна клетка вверх, две клетки вниз…”. Затем, можно предложить детям выполнять письменные поручения-приказы офицера. Для этого на листе бумаги или доске пишется количество клеток и направление движения в виде стрелки. Офицером могут быть и дети после того, как освоят письменные приказы.
РАСКРАСЬ ПРАВИЛЬНО
Цель: развитие пространственных представлений, мелкой моторики.
Оборудование: цветные карандаши и лист бумаги с контурами пяти домиков и чистые листочки бумаги в клеточку с отметками в виде крестика.
Ход: Педагог предлагает детям раскрасить синим карандашом второй домик слева. Раскрасить красным карандашом третий домик справа. Раскрасить зелёным карандашом домик, который стоит перед синим. Раскрасить желтым карандашом домик, чтобы красный оказался между синим и жёлтым. Раскрасить коричневым карандашом домик, который следует за жёлтым. Сравнить с образцом. Затем педагог просит закрасить чёрным карандашом клеточку, отмеченную крестиком. Клеточку снизу закрасить зелёным карандашом. Клеточку, находящуюся сверху, закрасить желтым карандашом. Красным карандашом закрасить клеточку так, чтобы жёлтая клеточка находилась между чёрной и красной клетками. Сравнить с образцом. Возможны многочисленные варианты таких игр.
ПОЛ – ПОТОЛОК
Цель: направлено на развитие внимания.
По команде “Пол!” нужно хлопнуть в ладоши, по команде “Потолок!” – по коленям. Взрослый чередует команды в произвольном порядке и темпе, игра может проходить на выбывание.
ДОРИСУЙ
Цель: активизация образного восприятия.
Материалы: лист с нарисованной какой-либо геометрической фигурой.
Ход: Ребенку дают лист с нарисованной фигурой и предлагают превратить ее во что-нибудь, то есть дорисовать необходимые детали в соответствии со своим замыслом (на основе рожденного при восприятии образа). В следующий раз то же задание выполняется, но уже с двумя фигурами, помещенными на одном листе бумаги. В дальнейшем предлагаемые детям листы могут быть заполнены самым разнообразным количеством фигур, линий и их переплетений. Содержание задания не изменяется – ребенок создает целостное изображение.
САНТИМЕТР
Цель: закрепить в сознании произвольный способ координации между зрительным образом, внутренним видением и мышечно-двигательной памятью.
Посмотрите на спинку этого стула. Закройте глаза и вспомните стул. Не открывая глаз, раздвиньте руки на ширину спинки стула. Откройте глаза, проверьте.
Посмотрите на тетрадь, лежащую на столе. Закрыв глаза, покажите поочередно несколько раз ширину стола, ширину тетради. Сделайте то же с открытыми глазами. Снова – с закрытыми.
ЧТО НОВОГО?
Цель: направлено на развитие умения концентрировать внимание на деталях. Ход: Взрослый рисует мелом на доске любую геометрическую фигуру. К доске по очереди подходят дети и пририсовывают какие-либо детали, создавая картинку. Пока один ребенок находится у доски, остальные закрывают глаза и, открывая их по команде взрослого, говорят, что изменилось. По мере усложнения рисунка искать новые детали становится труднее и интереснее.
ЗАПРЕЩЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ
Цель: направлено на развитие способности переключать внимание.
Ход: Взрослый показывает различные движения руками, дети должны их быстро и четко повторять. При этом ограничение: если взрослый опускает руки вниз, это движение повторять не нужно (руки остаются в том же положении, в котором были до этой команды). Кто ошибся и опустил руки вниз – садится.
НЕВПОПАД
Цель: направлено на формирование внимания.
Ход: Взрослый называет неодушевленное существительное (предмет) и бросает ребенку мяч.
Ребенок, возвращая мяч взрослому, должен назвать признак или действие, не свойственные заданному объекту (нужно ответить невпопад: книга — соленая, дерево – разбилось…).
Игра проводится в быстром темпе на выбывание.
Источник