Игры для развития интеллекта ребенка до года
Старинная притча гласит: однажды к мудрецу пришла женщина и спросила – «Когда мне надо начинать воспитывать своего ребенка?» – «А каков он?» – спросил мудрец. Женщина ответила, что ее ребенок уже начал сидеть. «Ты опоздала, женщина.» – был ответ мудреца. Конечно, как и положено, притчи несколько драматизируют ситуацию, но факт остается фактом – чем раньше начинать заниматься развитием ребенка, тем более развитым, смышленым и счастливым он будет.
Для чего нужны развивающие игры детей до года
В том, что интеллектуальные и иные способности детей требуется специально развивать при помощи игр и занятий, уже никто не сомневается. Вопрос заключается в другом – с какого возраста надо начинать заниматься с малышом. Последние исследования свидетельствуют в пользу раннего развития – дети, с которыми родители активно занимались до года, впоследствии показывали хорошие результаты. У них быстрее происходит развитие интеллектуальной сферы, быстрее протекает процесс запоминания нового материала, они любознательны. Дети, у которых развивали ловкость, быстроту реакции, подвижность, достигали хороших результатов в спорте, были более выносливыми и здоровыми.
Конечно, нет смысла учить читать и считать детей до года – хотя такие методики существуют и дают результаты. Умение читать и считать на самом деле не являются признаками интеллекта и ранние навыки в этой сфере не станут гарантией опережающего интеллектуального развития впоследствии. Увы, многие родители, увлекшись теорией раннего развития гениев, впоследствии сталкивались с тем, что ребенок внезапно к семи годам утрачивал радость познания и начинал испытывать неприязнь к занятиям. Поэтому игры для детей до года в первую очередь призваны, развлекая, провоцировать у ребенка развитие составляющих интеллекта – внимания, памяти, ловкости, умения анализировать простейшие действия, координацию движений. Стоит помнить, что для детей до года верно то, что развитие двигательной активности и мелкой моторики рук теснейшим образом связано с развитием головного мозга, интеллекта и любознательности, которая в свою очередь лежит в основе тяги к познанию. Оттого-то подвижная игра с малышом, направленная на развитие ловкости, внимательности и способности к запоминанию более полезна для становления его интеллекта, чем механическое запоминание букв, цифр или же имен королей и династий, как предлагается в методике Сессиль Лупан, к примеру.
Главное – развивающие игры детей до года должны быть разнообразными, короткими, веселыми, ни в коем случае не утомлять ребенка и не напоминать занятия. Это должна быть в первую очередь игра.
Играем с ребенком
Можно разделить развивающие игры для младенцев на группы – логические игры, игры на развитие мелкой моторики, на развитие внимания и памяти, подвижные игры.
Игры на развитие мелкой моторики
Просто необходимы для правильного развития речи. Если с ребенком до года активно занимались такими играми, он раньше начинает говорить, при этом снижается риск развития логопедических дефектов речи.
1. Сорока-белобока: очень хорошая игра-забава. Она не просто смешит малыша – в ходе игры происходит стимуляция активных точек на ладоне, легкий массаж, развитие мелкой моторики. Играть можно начиная с рождения.
2. Пальчиковая гимнастика. Есть множество веселых игр с пальчиками – из пальчиков делаются предметы: очки (большой и указательный пальцы соединяются в круг), домик, собачка, флажок, лодка, птица и так далее. Сначала пальчики малышу ставит мама, по ходу игры можно рассказывать подходящее по смыслу стихотворение. Потом к постановке пальцев присоединяется движение – «лодочка» плывет, «птица» машет крыльями. Ребенок учится управлять ручками, развивается координация движений, мелкая моторика, а заодно внимательность. Начинать играть пальчиками можно с 5-6 месяцев.
3. Мешочек с сокровищами. Сложить в мешочек пуговки разного размера, кусочки ткани разной фактуры, фигурки из разных материалов(деревянные, пластиковые, металлические), фасолины, различные мелкие предметы. Пусть ребенок запускает туда ручку и перебирает их, учится отличать наощупь материалы, форму.
Игры на развитие внимания и памяти
1. Игра на внимание к звукам – издавайте разными предметами звуки, привлекая внимание ребенка. Это можно начинать делать с месячного возраста. Дальше присоединяйте название источника звука. Пусть малыш сам извлекает звуки из разных предметов – для этого купите разные погремушки, сделайте своими руками шарики с различным содержимым. Игра развивает внимание, слух, речь.
2. Найди игрушку. Положите игрушку перед ребенком. Потом спрячьте ее среди двух. Когда малыш ее найдет, порадуйтесь вместе. Потом спрячьте среди большего количества игрушек. Развивает память и внимательность.
3. Где носик? Игра в называния – покажи, где носик, глазки, ушки и так далее. Развивает координацию движений, словарный запас, память, внимательность.
Подвижные игры
Такие игры для детей до года нужны для общего развития, они учат координации движений, ловкости, владению своим телом.
1. Дотянись. Перед малышом ставится неваляшка – он пытается дотянуться до нее. Удалось – неваляшка издает звук к радости малыша. Если не получается – не надо доводить дело до расстройства – незаметно подтолкните игрушку к ребенку. Игра подходит для детей, которые начинают переворачиваться и предпринимать попытки ползти.
2. Прятки. Любимейшая игра. Развивает координацию движений, сообразительность.
3. Цирк. Дети очень любят, чтобы их подбрасывали, крутили за ручки, ножки, поднимали за ногу (это не опасно, хотя многих родителей пугает! Главное – крепко держать. Так играть с ребенком лучше папе – у него больше сил и крепче нервы!) Такие игры развивают вестибулярный аппарат, координацию движений, владение своим телом.
Помните, что для малышей до года развивающие игры не должны длиться долго. Но зато можно играть, сменяя одну игру другой – дети любят разнообразие. После года игры усложняются и становятся более длинными.
Автор: Светлана Федорова
Источник
Раннее развитие малыша – очень популярная родительская тема. Достижения детей достигаются разнообразными методиками их обучения: Глена Домана, Марии Монтессори, семьи Никитиных или др. Из новых – система «уважительного родительства». Это модная голливудская методика отношения к ребёнку как к взрослому, т.е. не только никакого сюсюканья, но и детских поильников, стульчиков, горшков – они неуважительны, как и коляски, укачивания, песни.
Читайте в нашем блоге: «Как распознать и исправить задержки развития»
Системы развития ребенка, более популярные в нашей стране, нацелены на стимуляцию мозга малыша в раннем возрасте, примерно с 1,5 лет. Но и до года дети могут воспринимать новую информацию. Для начала нужно позаботиться о физическом здоровье малыша. Физическое развитие должно подготовить развитие психики. Для слабых или гиперактивных малышей для начала необходимы массажи, расслабляющие ванны, чтобы крохи могли воспринимать новую информацию, и она шла им на пользу. Мозг проходит этапы последовательного психомоторного движения: сначала новорождённый держит голову, потом переворачивается, учится держать предметы в руках, садится, ползёт, встаёт и идёт. Так и с психикой: развитие её поступательно, и идёт параллельно с обретением малышом физических навыков.
https://programmamama.com
Как ухаживать? Как обеспечить безопасность? Каких врачей пройти? Как малыш развивается в период от рождения и до 6 месяцев? Рассказываем и показываем вместе с врачом-неонатологом в видеокурсе “Развитие ребёнка от 0 до 6 месяцев”
1. С самого первого дня будет полезен любой мягкий разговор с новорождённым. Ухаживая за ним, не молчите, и скоро последует приглашение к дальнейшему общению – улыбка и взгляд в глаза.
2. Яркие погремушки пусть будут перед лицом на расстоянии около 50 см.
3. На втором месяце чаще берите его на руки.
4. На третьем – всё больше выкладывайте на живот, повторяйте его «гуление», пойте, включайте музыку.
5. На четвертом месяце малышу понравится трогать игрушки, разные фактуры, разглядывать окружающее пространство.
6. На пятом месяце уже интересно играть с предметами, перекладывать их из руки в руку. Отвечайте на «гуление» – в таком разговоре будущая речь малыша.
7. В полгода можно расширять пространство для игр и наблюдений: манеж, ковёр, одеяло – помогут начать ползать и осваивать мир. Любопытство вызовут игрушки и коробочки с крышечками.
8. На седьмом месяце развивается пассивный словарный запас – новые слова, которые вы говорите ему, – откладываются на подкорке. Интересны игры с водой, ящичками, кубиками.
9. На восьмом месяце уже можно показывать, как укладывать спать, кормить кукол, кошечек и собачек. Важно понятно объяснять, комментировать простыми звукоподражательными словами.
10. На девятом месяце выделяются слоги, повторяйте их, общайтесь. Называйте цвета и формы, просите подать что-то конкретное.
11. С десяти до двенадцати месяцев постоянно разговаривайте с ребёнком. Комментируйте действия, происходящее вокруг. Читайте книжки, показывайте картинки. Всё это не занятия, а развлечения, когда малыш в хорошем расположении духа.
Глазки должны видеть разное и новое, ушки слышать слова и музыку, ручки и пальчики – трогать маленькое и большое, тёплое и холодное, шершавое и гладкое. Моторика – важнейший пункт формирования речевого аппарата. Пальчиковое рисование, гимнастика ручек, массаж пальчиков, ощущение пальцами предметов стимулирует зоны, отвечающие за речь. Ближе к году особенно полезным будет именно рисование. Оно вырабатывает пространственное восприятие, внимание, возможности взаимодействия со взрослыми.
В методиках раннего развития, таких, как карточки Домана, много плюсов (нужно показывать карточки с изображениями предметов, называя их) – ребёнок и в самом деле с пелёнок получает знания о мире, но есть и минусы – сложности в соотношении плоскостного изображения картинки с реальностью. Понятно, что увидеть мяч на картинке совсем не то же самое, что его потрогать, покатать, пнуть, кинуть. Наиболее ясное познание происходит через непосредственное соприкосновение с объектом, собственный опыт.
Раннее чтение до 3-х летнего возраста осложнено несформированностью мозгового центра и фактически невозможно. Но обучение иностранному языку даёт отличные результаты, если родители разговаривают на разных языках. При этом раннее внедрение иностранного языка как неродного может ухудшить качество освоения собственного.
Читайте в нашем блоге: «11 ранних признаков аутизма у младенцев»
Родитель может подготовить базу для дальнейшего развития, плодородную почву, но раньше времени на ней ничего не вырастет, да и не должно. Ряд психологов даёт такое сравнение: «Даже если на яйцо посадить двух куриц, цыпленок вылупится только на 21 день». Любое умение приходит к ребёнку тогда, когда готова его психика, сформированы нейронные связи мозга.
Какие методики развития самые полезные на ваш взгляд? Напишите в комментариях.
Источник
Старинная притча гласит: однажды к мудрецу пришла женщина и спросила – «Когда мне надо начинать воспитывать своего ребенка?» – «А каков он?» – спросил мудрец. Женщина ответила, что ее ребенок уже начал сидеть. «Ты опоздала, женщина.» – был ответ мудреца. Конечно, как и положено, притчи несколько драматизируют ситуацию, но факт остается фактом – чем раньше начинать заниматься развитием ребенка, тем более развитым, смышленым и счастливым он будет.
Для чего нужны развивающие игры детей до года
В том, что интеллектуальные и иные способности детей требуется специально развивать при помощи игр и занятий, уже никто не сомневается. Вопрос заключается в другом – с какого возраста надо начинать заниматься с малышом. Последние исследования свидетельствуют в пользу раннего развития – дети, с которыми родители активно занимались до года, впоследствии показывали хорошие результаты. У них быстрее происходит развитие интеллектуальной сферы, быстрее протекает процесс запоминания нового материала, они любознательны. Дети, у которых развивали ловкость, быстроту реакции, подвижность, достигали хороших результатов в спорте, были более выносливыми и здоровыми.
Конечно, нет смысла учить читать и считать детей до года – хотя такие методики существуют и дают результаты. Умение читать и считать на самом деле не являются признаками интеллекта и ранние навыки в этой сфере не станут гарантией опережающего интеллектуального развития впоследствии. Увы, многие родители, увлекшись теорией раннего развития гениев, впоследствии сталкивались с тем, что ребенок внезапно к семи годам утрачивал радость познания и начинал испытывать неприязнь к занятиям. Поэтому игры для детей до года в первую очередь призваны, развлекая, провоцировать у ребенка развитие составляющих интеллекта – внимания, памяти, ловкости, умения анализировать простейшие действия, координацию движений. Стоит помнить, что для детей до года верно то, что развитие двигательной активности и мелкой моторики рук теснейшим образом связано с развитием головного мозга, интеллекта и любознательности, которая в свою очередь лежит в основе тяги к познанию. Оттого-то подвижная игра с малышом, направленная на развитие ловкости, внимательности и способности к запоминанию более полезна для становления его интеллекта, чем механическое запоминание букв, цифр или же имен королей и династий, как предлагается в методике Сессиль Лупан, к примеру.
Главное – развивающие игры детей до года должны быть разнообразными, короткими, веселыми, ни в коем случае не утомлять ребенка и не напоминать занятия. Это должна быть в первую очередь игра.
Играем с ребенком
Можно разделить развивающие игры для младенцев на группы – логические игры, игры на развитие мелкой моторики, на развитие внимания и памяти, подвижные игры.
Игры на развитие мелкой моторики
Просто необходимы для правильного развития речи. Если с ребенком до года активно занимались такими играми, он раньше начинает говорить, при этом снижается риск развития логопедических дефектов речи.
1. Сорока-белобока: очень хорошая игра-забава. Она не просто смешит малыша – в ходе игры происходит стимуляция активных точек на ладоне, легкий массаж, развитие мелкой моторики. Играть можно начиная с рождения.
2. Пальчиковая гимнастика. Есть множество веселых игр с пальчиками – из пальчиков делаются предметы: очки (большой и указательный пальцы соединяются в круг), домик, собачка, флажок, лодка, птица и так далее. Сначала пальчики малышу ставит мама, по ходу игры можно рассказывать подходящее по смыслу стихотворение. Потом к постановке пальцев присоединяется движение – «лодочка» плывет, «птица» машет крыльями. Ребенок учится управлять ручками, развивается координация движений, мелкая моторика, а заодно внимательность. Начинать играть пальчиками можно с 5-6 месяцев.
3. Мешочек с сокровищами. Сложить в мешочек пуговки разного размера, кусочки ткани разной фактуры, фигурки из разных материалов(деревянные, пластиковые, металлические), фасолины, различные мелкие предметы. Пусть ребенок запускает туда ручку и перебирает их, учится отличать наощупь материалы, форму.
Игры на развитие внимания и памяти
1. Игра на внимание к звукам – издавайте разными предметами звуки, привлекая внимание ребенка. Это можно начинать делать с месячного возраста. Дальше присоединяйте название источника звука. Пусть малыш сам извлекает звуки из разных предметов – для этого купите разные погремушки, сделайте своими руками шарики с различным содержимым. Игра развивает внимание, слух, речь.
2. Найди игрушку. Положите игрушку перед ребенком. Потом спрячьте ее среди двух. Когда малыш ее найдет, порадуйтесь вместе. Потом спрячьте среди большего количества игрушек. Развивает память и внимательность.
3. Где носик? Игра в называния – покажи, где носик, глазки, ушки и так далее. Развивает координацию движений, словарный запас, память, внимательность.
Подвижные игры
Такие игры для детей до года нужны для общего развития, они учат координации движений, ловкости, владению своим телом.
1. Дотянись. Перед малышом ставится неваляшка – он пытается дотянуться до нее. Удалось – неваляшка издает звук к радости малыша. Если не получается – не надо доводить дело до расстройства – незаметно подтолкните игрушку к ребенку. Игра подходит для детей, которые начинают переворачиваться и предпринимать попытки ползти.
2. Прятки. Любимейшая игра. Развивает координацию движений, сообразительность.
3. Цирк. Дети очень любят, чтобы их подбрасывали, крутили за ручки, ножки, поднимали за ногу (это не опасно, хотя многих родителей пугает! Главное – крепко держать. Так играть с ребенком лучше папе – у него больше сил и крепче нервы!) Такие игры развивают вестибулярный аппарат, координацию движений, владение своим телом.
Помните, что для малышей до года развивающие игры не должны длиться долго. Но зато можно играть, сменяя одну игру другой – дети любят разнообразие. После года игры усложняются и становятся более длинными.
Автор: Светлана Федорова
Источник
Каждый родитель мечтает, что его ребенок будет самым-самым, и в том числе, интеллектуально. Но мечтать — это одно дело, другое дело — воспитать гения.
Будучи беременной, я целеустремленно читала литературу о развитии детей, пытливо «глотала» разные книги по методикам и искала пути, как все это применить в своей жизни.
Идеями раннего развития детей в наши дни пронизано все, родители, не слышавшие о раннем развитии, являют собой ничтожно малую цифру.
Итак, как с пеленок заниматься интеллектуальным развитием ребенка до года?
Начнем с небольшого отступления и поговорим о том, как происходит развитие мозга.
При рождении у новорожденного мозг сформирован не полностью и составляет примерно одну восьмую часть от массы тела. Дальнейшее развитие мозга увеличивает его объем к 9-10 месяцам в два раза.
Когда-то давно я с удивлением узнала, что рост мозга у новорожденного зависит от его двигательной активности. Мозг развивается, если новорожденный получает разнообразный опыт и имеет возможность вести активную деятельность.
Связь развития мозга и физической активности доказана американским врачом-физиотерапевтом Гленном Доманом.
Гленн Доман и его соратники изучали развитие мозга, поскольку занимались реабилитацией детей с травмами мозга и поражениями нервной системы. Итогом работы стала система, названная «методикой Домана» — о ней вы можете подробнее узнать здесь. Если вам интересно, подробно о развитии мозга вы можете прочитать в книге Гленна Домана «Гармоничное развитие ребенка».
Теперь, когда мы выяснили, что интеллектуальное развитие ребенка до года очень сильно зависит от физического развития, то понимаем, что задача родителей — создать новорожденному условия для двигательной активности. Ниже мы перечислим виды двигательной активности, подходящие малышам до года.
Однако физическая активность — это не единственное, что развивает интеллект ребенка до года.
Стимулирует развитие мозга большое количество поступающих в него сигналов. Чтобы у мозга была «пища», необходимо создать условия для сенсорного развития малыша. Сенсорное развитие включает развитие обоняния, вкуса, слуха, осязания, зрения.
Итак, для интеллекта развиваем:
Обоняние. Давайте вашему малышу нюхать разные запахи. Но сами лучше не используйте парфюм, малыш должен знать ваш особенный запах.
Вкус. Вкусовые эксперименты отложите до начала введения прикорма. Будьте аккуратны с аллергенами.
Слух. Разговаривайте с малышом, пусть он узнает разные интонации, слушайте и пойте песни, играйте на музыкальных инструментах или ходите на концерты. Интересен опыт музыкального развития Сузуки, о нем и его методике вы можете прочитать здесь.
Осязание. Прикасайтесь к коже своего малыша как можно чаще. Контакт матери с ребенком «кожа к коже» считается одним из лучших «лекарств» для младенцев.
Зрение. О важности развития зрения читайте отдельную статью, там вы найдете и упражнения для развития зрения малышей до года.
Когда вы отсчитаете шестой месяц с момента рождения вашего малыша, или с момента, когда малыш будет уверенно сидеть самостоятельно, подключайте к интеллектуальному развитию игры из нашей рубрики 0-1.
Как создать условия физической активности для развития интеллекта ребенка до года
Свобода от пеленок
Тугое пеленание прочь! Меньше пеленайте ребенка, пусть все время бодрствования малыш имеет возможность двигаться.
Недавно стали мамой малыша?
Получите удобную шпаргалку об играх с ребенком до года по месяцам!
Ползание
Новорожденный умеет ползать! Вы не знали?
Я узнала об этом из книги Гленна Домана и вспомнила, как на третий день своего рождения мой младший сын прополз около полутора метров по покрывалу нашей родительской кровати. Тогда я подумала, что это случайность, и в итоге списала на то, что мне это показалось.
Очень жаль, что узнала я о ползании новорожденных по-пластунски, уже когда моему сынишке было около трех месяцев, и его рефлекс ползания давно угас. Не повторяйте моей ошибки. Знайте, новорожденные ползают! И кладите их на животик почаще, чтобы они могли реализовать этот свой навык!
Живите на животе
Это не предложение выкладывать малыша на живот, а предложение дать новорожденному другую жизнь, отличную от той, на которую обречены малыши, лежащие целый день на спине.
Когда ваш малыш не спит, положите его на живот. Носите на руках в позе «футболиста», это когда голова ребенка находится у вас на сгибе локтя, а его тело располагается на вашей руке от локтя до кисти руки. Попробуйте, так малыши еще и легко успокаиваются.
Такое положение ребенка в пространстве дополнительно стимулирует активное овладение мышцами шеи, и ваш малыш быстро начнет хорошо держать головку.
Фитбол
Очень популярна гимнастика на фитболе для малышей. В этом видео вы можете увидеть несколько полезных упражнений:
Купание, ныряние
Займитесь купанием в большой ванне и обучением нырянию до 3 месяцев. Методику несложно изучить по видеоинструкциям, еще лучше — обратиться для обучения к специалистам. Ранее обучение плаванию позволяет в некоторых случаях исправить даже последствия родовых травм.
Динамическая гимнастика
Надо сказать, что этот вид физического развития вызывает бурные споры в среде родителей, медиков и специалистов, практикующих динамическую гимнастику, поэтому, мы пишем о ней здесь лишь с целью дать вам информацию о том, что такой вид гимнастики для младенцев существует. Решение, заниматься ли вам с вашим малышом этой гимнастикой, принимать вам.
Материнский массаж
Это вид массажа, доступный любому родителю. Материнский массаж помогает выразить любовь к новорожденному телесно и дать своему малышу ощущение защиты.
Прохлада
Не создавайте для вашего малыша «тепличных условий». Воздушные ванны – это первая легкая закалка организма. В прохладных условиях малыш будет находиться в тонусе и совершать больше движений.
Автор: Екатерина Давыдова
Интеллектуальное развитие ребенка до года — в ваших руках. Используйте наши рекомендации и не забудьте поделиться своим опытом в комментариях!
Недавно стали мамой малыша?
Получите удобную шпаргалку об играх с ребенком до года по месяцам!
Автор: Клуб Увлеченных Мам
Все статьи автора
Под этим ником мы публикуем статьи приглашенных авторов и гостевые посты друзей “Клуба Увлеченных Мам”.
Предыдущие записи рубрики
- Комикс — придумай и нарисуй!
- Читательский дневник Егора за осень (8+): познавательные книги
- «Умные книжки» для школьников на каникулах
- Игры с палочками Кюизинера. Часть 1. Знакомимся с цветом
- Палочки Кюизинера и блоки Дьенеша: зачем они нужны и можно ли обойтись без них
Вам будет интересно:
Источник