Игры для развития грамотности ребенка

Игры для развития грамотности ребенка thumbnail

Международный день грамотности отмечается во всем мире 8 сентября. Начало учебного года – отличное время для того, чтобы поставить благородную цель: отводить пару часов в неделю (помимо школы) на занятия по языку. Ну, как занятия. В форме увлекательной игры, конечно.

Игра #1. Зажги фонарик

2577398_G.jpg

Для игры вам понадобится карманный фонарик. Можно для антуража играть в нее, когда за окном стемнеет. Произнесите звук, например, “Ш”. Попросите ребенка зажечь фонарик, если в произнесенном вами слове встречается этот звук. Начинайте медленно произносить слова и следите за правильными сигналами фонарика. Просто и полезно.

Игра #2. Тик-так-Бумм

tiktakbumm_800x500 (1).jpg

Настольная игра Тик-так-Бумм — это готовый продукт, который можно купить в любом магазине настольных игр. Так что если вам не хочется ничего выдумывать, покупайте и играйте! Суть игры — за считанные секунды придумать слово, содержащее определенный слог. При этом по кругу передается тикающая «бомба-игрушка». Не успел придумать нужное слово — и бомба взорвалась! Игра подойдет как для игры в кругу семьи, так и для большой компании. Есть еще совсем детская версия этой игры. Там, правда, правописание не отработать, зато можно развить творческое и ассоциативное мышление.

Игра #3. Эрудит/Скраббл/ Словодел 

full_erudite_7.jpg

Еще одна известная игра, которая должна быть в каждом доме и машине. Подобные игры созданы для всех тех, кто любит русский язык или только пытается постичь его азы. Смысл всех этих похожих игр в том, чтобы выкладывать на игровом поле с помощью фишек слова. За каждую букву дается определенное количество очков. Победит тот, кто наберет максимальное количество очков, составив больше всего слов. Игра обогащает словарный запас и способствует запоминанию правописания слов.

Игра #4. Словесное домино

Playing Word Dominoes.jpg

Домино – отличная игра! А если еще и со словами вместо точек, то еще и развивающая грамотность! Сделайте макет, где одна половинка домино будет означать часть речи (существительное, прилагательное, местоимение, глагол), а вторая – конкретные слова. Из плотного картона, склеенного в несколько слоев, делаете фишки, сверху наклеивайте бумажные заготовки. Играть нужно, как в обычное домино: можно продолжать цепочку фишек, соединяя слово с частью речи, к которой оно относится.



Игра #5. Наборщик 

pencil1.jpg

Выбираем длинное слово с большим количеством букв. Например, “соковыжималка” или “газонокосилка”. Цель игры – составить как можно больше слов из букв этого слова. Есть версии, когда слова из двух и трех букв не считаются вовсе, а дальше идет сложный подсчет очков в зависимости от длины получившегося слова. Можно играть долго: например, начинать в понедельник, а сверять слова в пятницу. Главное, не потерять листочек, на который выписываются слова.

Игра #6. Вороний язык/ Мышкины слова08de209c50e70c1bc128197f65f8e23e.jpg

В стране русского языка даже мышки умеют разговаривать, но могут они сказать только те слова, которые начинаются со слога ПИ. Спросите малыша, какие это слова? Пи-анино, пи-жама, пи-рог, пи-сьмо и т.д. Вспоминая и проговаривая слова, ребенок будет запоминать их произношение и правописание. По аналогии, какие слова умеет говорить ворона? Кар-тошка, кар-ман, кар-та и т.д. А корова? Му-зыка, му-ка. И т.д.

Игра #7. Буквы врассыпную 

prew (1).jpg

Это занятие-игра по сути своей – двусторонний паззл. На одной стороне написаны слоги, на другой – части предмета. Если слово составлено верно, карточки со слогами переворачиваются, и на обратной стороне получится предмет, соответствующий прочитанному слову. Детям нравится, мамы довольны результатом. 

Игра #8. Светофор

70900.jpg


Логопедическая игра, похожая на игру “Зажги фонарик”. Учитель или мама называет слово, а ребенок определяет место заданного звука в этом слове и поднимает сигнал (красный – если звук в начале слова, желтый – если в середине или зеленый-если в конце).

Игра #9. Поле чудесscreen1136x1136.jpeg

Пусть этой передаче и не один десяток лет, но она все еще актуальна! Сделайте дома барабан (или возьмите для этих целей бутылочку), Придумайте слово (вырежьте буквы из картона) и дайте задание. Выбирайте слово со сложным написанием, чтобы оно лучше запомнилось малышу. Приготовьте призы. Ну, вы и так все знаете. Теперь главное преподнести это ребенку.

Игра #10. Цепочка слов 

A7T3UBkFiMg.jpg


Цель игры для компании детей из 4-6 человек – упражнять их в определении первого и последнего звука в словах. Каждому ребенку даем по 6 карточек с картинками. Взрослый выкладывает первую карточку и произносит вслух нарисованный предмет. Следующую картинку кладет ребенок, у которого название изображенного предмета начинается с того звука, каким кончается слово – название первого предмета. Выигравшим считается тот, кто первым выложит все свои карточки. Эта игра немного напоминает игру в города. В нее, кстати, тоже можно поиграть с огромным удовольствием. 

Подводя итог, напомним, что лучший способ повысить грамотность ребенка – больше ему и с ним вместе читать. И еще самим говорить и писать правильно. Это сложнее всего, но и эффективнее.

Источник

«АЛФАВИТ»

Игра основана на правилах элементарных карточных игр. Она помогает закрепить знания последовательности букв в алфавите, сформировать графический образ слова, провести сукцессивный анализ и осознать написание слова, расширяет словарный запас. Кроме этого, игра развивает зрительное восприятие, внимание, зрительную память, учит продумывать свои ходы на несколько шагов вперед.

Материал: набор из 33 карточек с буквами русского алфавита.

Количество играющих: от 2 до 5.

Возраст играющих: от 8 лет.

Правила игры: каждый ребенок получает от 6 до 8 карточек с буквами (количество зависит от числа играющих) и держит их в руках, пряча от партнеров по игре. Первым делает ход тот, у кого оказалась самая первая буква по алфавиту. Он выкладывает одну из карточек и называет слово на данную букву. Следующий игрок должен положить сверху карточку с одной из букв названного слова и тоже назвать слово на эту, новую букву. Если такой карточки у игрока нет, он пропускает ход. Зная «свои» буквы, ребенок может предвидеть, каких букв нет у противника, т. е. планировать свои ходы так, чтобы вынудить противника пропустить ход. Если в слове есть буквы Ь, Ъ, Ы, то есть те, слова с которых не начинаются, то карточки с этими буквами тоже выкладываются, но их обладатель после сделанного хода убирает стопку карточек с теми буквами, на которые слова уже были названы, в «бито», а сам сохраняет право на ход с любой буквы, то есть игра как бы начинается заново. После того, как часть карточек ушла в «бито», все участники добирают из «колоды» столько карточек с буквами, сколько не хватает каждому до восьми. При этом получается, что в игре участвуют все буквы. Для усложнения игры с более старшими или более развитыми детьми, можно предложить детям называть слова, в которых данная буква стоит на втором (третьем, последнем) месте.

Выигрывает тот, кто первым выложил все свои карточки с буквами. •

«ПОЛЕТ НА ЛУНУ»

Игра основана на правилах популярных детских игр с фишками и кубиком, определяющим число ходов. Игра может решать различные задачи: закрепление образа написанного слова, повторение правил орфографии, употребление слов в различных грамматических формах, т. е. тренировка навыков словоизменения, закрепление навыка поиска проверочных слов для безударных гласных, а также составление рассказов и пересказов. Игра может быть проведена не только в устной, но и в письменной форме или с элементами письма.

Материал: игровое поле с изображенной на нем траекторией полета на Луну от старта до финиша с пронумерованными этапами, фишки или фигурки пилотов, кубик, лист с заданиями.

Количество играющих: не ограничено.

Возраст играющих: от пяти до пятнадцати лет (в зависимости от заданий).

Правила игры: игровое поле раскладывается на плоской поверхности (на столе или на полу), на старте устанавливаются фишки каждого игрока. Первым делает ход тот, кто выбросил самое большое число на кубике. Затем каждый игрок делает такое количество шагов, которое указывает ему брошенный кубик. Но чтобы получить право сделать очередной ход, необходимо выполнить задание (придумай три слова на букву А, запиши пять слов под диктовку, составь предложение по схеме и т. д.). Если задание не выполнено, то пилот остается на прежней орбите. Побеждает тот, кто первым достигнет Луны. Можно сразу провести весь цикл, можно разделить его на несколько этапов. Педагог составляет разные по темам и по сложности задания, в зависимости от индивидуальных проблем каждого ребенка.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЛОТО

Игра придумана учителем русского языка Беляковой Е. К. в 1986 году. Игра помогает усвоить на непроизвольном уровне различные правила русского языка, увидеть сложности ребенка в их усвоении и понимании. Может быть проведена как в устной, так и в письменной форме.

Материал: 100 карточек по основным орфографическим темам школьной программы (написание Ь после шипящих, правописание приставок «пре-при», слитное/дефисное написание наречий и т. д.), по 10 карточек на каждое правило со словами, в которых пропущены буквы, (то есть имеется несколько комплектов карточек на каждое правило орфографии), 100 плоских прямоугольных фишек. На каждой карточке, в зависимости от правила, имеются от трех до шести слов, не повторяющихся на другой карточке (рис. 1), и картинка, не обязательно связанная по значению со словами на карточке (предметное или веселое сюжетное изображение, повышающее эмоциональный фон игры и способствующее запоминанию изучаемого материала).

ёёё40

Рисунок 1. Пример игровой карточки грамматического лото.

Количество играющих: От 2 до 5.

Возраст играющих: от 8 до 15 лет.

Правила игры: ведущий (педагог) выбирает орфографическое правило для закрепления, соответствующее уровню речевого развития и школьным проблемам ребенка, раздает участникам по 2 карточки, называет различные составляющие правила (на каждой карточке имеются по одному слову на каждую составляющую правило) и просит играющих закрывать плоскими фишками слова на карточке в соответствии с названным условием. Например: закрой слово, в котором приставка «пре» имеет значение слова «очень», закрой слово, в котором приставка «при» имеет значение присоединения, закрой слово, в котором приставка «при» имеет значение неполного действия, закрой слово, в котором приставка «пре» имеет значение близкое к приставке «пере», закрой слово, в котором приставка «при» имеет значение близости. У играющего всегда должно оставаться одно незакрытое контрольное слово для последующего угадывания (самостоятельного выведения правила). В нашем примере это будет слово с приставкой «при» в значении близости. Другие играющие контролируют правильность выбора слова, и в случае ошибки играющий пропускает ход, а названное правило повторяется через несколько ходов. Выигрывает тот, кто первым закрыл все нужные слова на своей карточке и сформулировал правило по контрольному слову (самостоятельно или с помощью других игроков). Играющие могут закончить игру или обменяться карточками, или взять новые на эту же тему (на этом или следующем занятии), и соревнование продолжается. Игра может быть продолжена в письменной форме. Ведущий просит выписать с карточки все слова в два столбика: с приставкой «при» и с приставкой «пре». Придумать с ними предложения или составить целый рассказ, используя все слова. Выигрывает тот, кто первый справился с заданием и не сделал ошибок. Ведущий просматривает тут же написанный текст и подчеркивает ошибки, на исправление которых тоже требуется время, то есть ребенок, закончивший первым, может в результате оказаться последним. Это условие игры способствует, в конечном счете, преодолению импульсивности на письме — одного из существенных механизмов дисграфии, а также переходу от внешнего контроля со стороны взрослого и других детей, участвующих в игре, к самоконтролю.

«ГРАММИНО»

Игра придумана учеником шестого класса А. Чесаком в 2002 году. Игра основана на правилах игры в домино. Она развивает зрительную память, помогает применять правила и закреплять написание словарных слов на непроизвольном уровне.

Материал: 28 карточек, разделенных, как костяшки домино, на две части: в одной части записано слово с пропущенной буквой, в другой части одна из букв русского алфавита. Имеется несколько комплектов карточек домино «граммино» на каждое правило орфографии.

Количество играющих: от 2 до 6.

Возраст играющих: от 8 до 15 лет.

Правила игры: каждый игрок берет 7 карточек из «базара». Одна из карточек «базара» кладется в центр стола. Первый игрок должен выбрать из своих карточек или карточку с буквой, которая пропущена в этом слове, или карточку со словом, в котором должна быть имеющаяся буква. Игроки ходят по очереди. Если нужной карточки нет, то игрок отправляется на «базар» и берет там карточки, пока не получает нужную. Выигрывает тот, кто первым избавится от всех своих карточек.

«СЛОВЕСНЫЙ БОЙ»

Игра тренирует правила орфографии на практике их употребления и повышает грамотность ребенка, расширяет словарный запас, помогает сформировать графический образ слова, преодолеть пространственные трудности, выработать правильную стратегию решения задачи, т. е. эта игра содержит в себе элементы полимодального воздействия на процесс письма. Игра требует максимального внимания, сосредоточенности, вдумчивости.

Материал: лист бумаги с расчерченным полем 6 на 6 клеток и свободным пространством для записи и подсчетов результата.

Количество играющих: от 2 до 4.

Возраст играющих: от 12 лет.

Правила игры: вначале игроки выбирают тему. Например, животные. Затем каждый из них по очереди называет буквы, имея в виду придуманное название животного. На игровом поле каждого игрока эти буквы могут быть записаны в любой клетке так, чтобы сложить из них названия животных или по горизонтали или по вертикали. Слова могут пересекаться и перетекать одно в другое (рис. 2). Игроки обязаны заносить в игровое поле все названные буквы, в том числе и те, которые не составляют задуманные ими слова, но называются противником. Каждая буква может называться многократно, т. е. ребенок может гибко менять свою стратегию игры, учитывая ходы противника. Когда все клетки поля всех игроков будут заняты, на свободную часть выписываются получившиеся слова. Затем происходит подсчет очков: за слово из 6 букв игрок получает 8 очков, из 5 — 6 очков, из 4 — 5 очков, из 3 — 3 очка, из 2 — 1 очко. Выигрывает тот, кто набрал наибольшее количество очков.

л и с и ц а Лисица — 8 очков
Осел — 5 очков
Барс — 5 очков
Бык — 3 очка
Лось — 5 очков
Собака — 8 очков
Рысь — 5 очков
Слон — 5 очков
Всего : 44 очка
о г о с е л
с в б а р с
ь у а ш ы л
б ы к о с о
я р а ф ь н

Рисунок 2. Пример заполненного игрового поля

в игре «Словесный бой».

Источник

Многие считают, что орфографическая грамотность – это врожденная черта. Так ли это?

На практике оказывается, что языковое чутье свойственно тем, кто с детства много читает. Следовательно, можно сделать вывод, что грамотность – приобретаемое качество, его можно развивать, и проще всего делать это с юного детского возраста.

Расскажем, как повысить грамотность по русскому языку у ребенка ко 2-3 классу.

Для того чтобы тренировать правила написания слов, ребенок задействует три центра:
• глаза – видеть написанное или напечатанное слово и зрительно его запоминать;
• уши – воспринимать слово на слух, произносить его, слушать звучание;
• рука – записывать слово и закреплять его в памяти.

Если в доме создана среда, в которой ребенок постоянно использует родной язык и развивает орфографическую зоркость, то переход от детских открыток, подписанных печатными буквами «Мама, паздравляю с празникам!» до школьных диктантов, написанных на «четыре» и «пять», происходит постепенным и непринужденным образом.

Помочь в этом могут несколько эффективных способов.

Чтение

Не существует слишком раннего возраста, чтобы начать читать. Слушая стихи и сказки, младенец воспринимает и копирует звуки родной речи.

Благодаря азбуке с яркими картинками у детей появляются зрительные ассоциации, на какие буквы начинаются те или иные слова.

Начиная читать самостоятельно, ребенок расширяет словарный запас, много раз видит грамотное написание слов и автоматически его запоминает, так что порой в будущем будет достаточно закрыть глаза, и представить себе напечатанное на бумаге слово, чтобы убедиться в правильности его правописания.

Поэтому книга по-прежнему должна оставаться одним из лучших подарков для детей.

ЕЩЁ ПО ТЕМЕ: Стыдные темы, гадкие слова и недетские сюжеты: что стало раздражать родителей в книгах

Решение кроссвордов

Начните с кроссвордов в детских журналах, где вместо словесных заданий нарисованы картинки с номерами. Ничего, если поначалу ребенок будет неправильно вписывать в клеточки безударные гласные.

Подарите ему ручку «пиши-стирай» и подсказывайте, как на самом деле пишется нужное слово.

Устные игры в слова

В дороге, в очереди, при любой необходимости ждать игры в слова – интересный способ скоротать время, а также увлекательная речевая тренировка.

Примеры таких игр – это:

• рифмы;
• слова (по подобию игры в «города»);
• назови слово, которое начинается на слог «па», «ло», «ту» и так далее;
• составь предложение из слов, начинающихся на одну и ту же букву, например «Лиса ловит лягушку» или «Мяч мешает моряку».

ЕЩЁ ПО ТЕМЕ: Нужно ли читать дочкам сказки только о хороших девочках

Много общения

Родительская речь для детей – это главный свод правил родного языка, поэтому именно от взрослых в семье зависит, как ребенок будет ставить ударение в словах «звонит» или «торты».

Если замечаете, что он допускает одну и ту же речевую ошибку, аккуратно поправляйте ее в ответном предложении.

– Мама, куда ложат вилки?
– Вилки кладут в верхний ящик стола.

Если вы употребляете слова правильно и много общаетесь в семье на различные темы, то даже неизбежные речевые ошибки от окружающих не будут передаваться вашим детям. 

Словесные игры на бумаге

• змейка – запишите как можно более длинную цепочку слов, где каждое последующее слово начинается на последнюю букву предыдущего;
• виселица или «Поле чудес»;
• путаница – составьте слова из перемешанных карточек с буквами;
• составление множества маленьких слов из одного большого.

Развлечения с использованием букв

Вовлекайте слова и буквы в совместные игры с детьми.

• рисуйте небольшие комиксы на тему, которой в данный момент увлечены дети (насекомые, лего, феи): самодельные комиксы часто являются стимулом к самостоятельному чтению;
• предложите ребенку вместе придумать и написать книжку с картинками и небольшой историей;
• делайте коллажи с вырезанием слов из газетных и журнальных заголовков;
• мастерите браслеты из деревянных или пластиковых бусин с буквами;
• сделайте украшение для дома со словом, которое описывает вашу семью, – буквы можно написать, например, на красивых морских камнях.

ЕЩЁ ПО ТЕМЕ: Ничего не помню: 6 причин плохой памяти у школьников, и что с этим делать

Постеры на стену

В доме, где есть дети, на стене часто висит плакат с азбукой, чтобы малыши обращали на него внимание и учили буквы. Таким же образом можно обеспечить и наглядность написания других слов и терминов.

В книжных магазинах представлено разнообразие плакатов различной тематики: цветы и животные, транспорт, виды спорта, геометрические формы и так далее.

Соотнося визуальный образ с написанием слова, ребенок с детства запоминает, как оно пишется.

Скраббл

Популярная во всем мире настольная игра «Скраббл», а также ее русская версия – «Эрудит», развивают лингвистическую логику.

Среди других известных настольных игр на составление слов – «Боггл» и «Тик Так Бумм».

ЕЩЁ ПО ТЕМЕ: 3 ошибки, которые мешают привить ребенку любовь к чтению: колонка анонимной мамы

Мнемоническое запоминание правил

Дети не любят учить правила, а вот поиграть и пошутить им всегда интересно. Мнемоника предлагает облегчить запоминание правил с помощью рифмовки, ассоциаций, создания зрительных и звуковых образов.

Известные мнемонические примеры:

• Не чудесно, не прекрасно, а ужасно и опасно букву т писать напрасно;
• Уж замуж невтерпеж;
• Надеваю одежду, одеваю Надежду;
• То, кое, либо, нибудь – дефис не позабудь.

Расскажите детям об этих и других примерах, чтобы запоминание некоторых правил и исключений не казалось им скучным и сложным.

Словари

Орфографический словарь – необходимая книга в доме у каждого школьника Но помимо обращения к профессиональным словарям, полезно завести и персональный словарик для слов, которые вызывают затруднения.

Набрав по 7-10 таких слов, дети могут:

• писать с ними маленькие диктанты;

• составлять из них кроссворд;
• записывать особенно трудное слово всеми цветами радуги;
• играть в «найди ошибку» или «вставь пропущенную букву».

Упражнения по списыванию, а также морфологическому и фонетическому разбору будут предложены детям в школе в большом количестве на уроках родного языка.

А дома, с родительской стороны, желательно поддерживать благоприятную атмосферу, где чтение, разговоры о литературе и интеллектуальные игры со словами – естественная и любимая часть жизни.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Как устроена память ребенка и почему плохие события запоминаются лучше хороших

Зарядка для мозга: 5 приложений для тренировки памяти, логики и внимания

Вот откуда ноги растут: 6 источников инфекций на детском празднике

Источник