Игры для развития фонематический слуха у ребенка 2 лет
Алла Богданова
Развитие фонематического слуха у детей 2–3-х лет
Развитие фонематического слуха у детей 2-3-х лет.
“Плохо говорит. “, “Не произносит шипящие звуки. “, “Во рту будто каша”, “Пропускает звуки, слоги”, “Заменяет многие звуки речи
другими” – типичные жалобы, с которыми родители приходят к логопеду. На первый взгляд кажется, что эти речевые трудности имеют мало
общего. Однако причина у них одна, и носит она фонематический характер.
Уже к трем годам дети имеют достаточно большой объем слуховых впечатлений, но они еще не умеют управлять своим слухом:
прислушиваться, сравнивать, оценивать звуки по силе, тембру, характеру, ритмической структуре. Способность слушать и понимать звуки –
назовем ее “речевой слух” – не возникает сама собой даже при наличии острого природного слуха: ее нужно целенаправленно развивать.
Фонематический слух — это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка. У
детей формирование фонематического слуха происходит при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном
проговаривании слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются различные признаки
фонем.
Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть
умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.
Следовательно, успешное обучение чтению и письму предполагает как обязательное условие формирования фонематического
восприятия и развитие навыков звукового анализа.
Фонематический слухвключает в себя 3 речевые операции:
• способность слышать есть данный звук в слове или нет;
• способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;
• способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.
В усвоение звуковой стороны языка входят два взаимосвязанных процесса: процесс развития произносительной стороны речи и
процесс развития восприятия звуков речи.
Развитие произносительной стороны речи берёт начало от первых голосовых проявлений (крик и лепет). Однако средством общения язык
начинает служить с появления первых слов (к одному году).
К двум годам произношение ещёнесовершенно: нечётко произносятся многие звуки, смягчаются согласные звуки, неточно передаётся
слоговая структура слов.
К трём годам сохраняется несовершенство произнесения многосложных слов, наблюдаются частые замены звуков, сокращения слов,
пропуски слогов.
Возрастные нормы развития фонематического слуха.
Первый год жизни – уже на третьей неделе жизни младенец должен проявлять внимание к резким звукам, а в два месяца начинать
прислушиваться и к более тихим шумам. В три месяца малыш без труда отыскивает взглядом заинтересовавший его источник звука,
реагирует на него улыбкой, с удовольствием слушает музыку. С четырех месяцев ребенок начинает подражать звукам, лепетать, к полугоду
различает свое имя. К концу первого года жизни при нормальном развитии фонематического слуха малыш различает часто употребляемые
слова.
На втором году жизни фонематический слух активно развивается. Несмотря на то, что речь ребенка ещё далека от совершенства, он
уже может различать все фонемы родного языка. К концу второго года малыш в состоянии определить на слух, неверно произнесенный звук
в речи взрослого, но собственное произношение пока ещё не контролирует. Самое главное и очень важное достижение третьего года жизни
– возможность ребенка самостоятельно определять неверно произнесенный звук в собственной речи. Если этот навык фонематического
восприятия не сформируется к трем годам, то малыш, не сможет овладеть правильным звукопроизношением. Дети с хорошим
фонематическим восприятием рано начинают говорить чисто, так как они чётко воспринимают все звуки нашей речи. А у детей с
недоразвитым фонематическим восприятием страдает не только звукопроизношение, но и понимание речи, так как они не могут
отдифференцировать близкие по звучанию фонемы, и слова с этими фонемами для них звучат одинаково,например: сами-сани, почка-бочка,
лиса (животное) – леса (мн. число слова лес).
Если у ребёнка нарушена моторика артикуляционного аппарата и фонематическое восприятие, то тяжело будет формироваться
звукопроизношение, процесс чтения и будут наблюдаться многочисленные ошибки на письме, и поэтому ему необходимы специальные
коррекционные занятия.
Поэтому так важно своевременно начать работу по развитию фонематического слуха. Условно её можно разделить на шесть этапов.
1. Этап. Узнавание неречевых звуков. Дети учатся на слух дифференцировать шум ветра, гудок машины, крик, звон колокольчика и т. д.
2. Этап. Различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе, тембру голоса. В ходе игр дети учатся различать друг
друга по голосу, подражают низким и высоким голосам животных.
3. Этап. Умение различать слова, близкие по звуковому составу. Взрослый произносит какое-нибудь слово (например, вагон) то правильно,
то неправильно («фагон, вакон»). Если произносит неправильно дети хлопают в ладоши.
4. Этап. Умение различать слоги. Например, игра «определи лишний слог» (на-на-на-па, ка-га-ка).
5. Этап. Умение различать фонемы (звуки) родного языка. Начинать следует с дифференциации гласных звуков. Дети соотносят звук
с определённой картинкой (А-А-А-плачет девочка). Аналогичным образом производится работа по дифференциации согласных звуков.
6. Этап. Звуко-буквенный анализ
Рассмотрим развитие фонематического слуха в соответствие с детским возрастом – 3 года.
Этапы работы. Формирование слухового восприятия (внимания и памяти)
1. Привлечение внимания к звучащему предмету.
2. Формирование ориентировочно-поисковой и эмоциональной реакции на звучание предметов, голосов ближнего окружения.
3. Знакомство с характером звучащих предметов.
4. Определение места звучащего предмета в пространстве. (Впереди, сзади, справа, слева, близко, далеко).
5. Изменение места звучащего предмета.
6. Определение говорящего по характеру звучащей речи. (Дифференциация мужского и женского голосов, ласкового и строгого тона,
вопросительной и повествовательной интонации).
7. Различение неречевых звуков. (Транспортные шумы, подзывы животных, звукоподражания голосам животных, птиц, насекомых, шум
предметов, музыкальные инструменты, эмоциональные восклицания).
8. Дифференциация двух звучащих игрушек, различных по характеру звучания.
9. Дифференциация трёх звучащих игрушек, различных по характеру звучания.
10.Воспроизведение звучания двух предметов в заданной последовательности: с опорой на зрительный анализатор, без опоры.
11. Определение последовательности звучания трёх предметов, далёких по звучанию.
Шаг первый:
Узнаем неречевые звуки.
Начинать слуховые тренировки нужно с развития способности различать и узнавать звуки, не относящиеся к речи. Можно предложить
ребенку послушать звуки за окном: что шумит? (деревья); что гудит? (машина); кто кричит? (мальчик) и т. д.
Помогите малышу определить источник звука.
Игра “Громкие подсказки”. Взрослый прячет игрушку, которую ребенок должен найти, ориентируясь на силу ударов в барабан (бубен,
хлопки в ладоши и т. д.). Если малыш подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, – удары громкие, если он удаляется – тихие.
Поменяйтесь ролями, чтобы и малыш попробовал создавать звуки, ориентироваться в громкости и мощности звучания.
Игра “Где позвонили?” учит определять направление звука.
Игра “Узнай, что звенит (гремит?”. На столе несколько предметов (или звучащих игрушек). Предлагаем малышу внимательно послушать
и запомнить, какой звук издает каждый предмет. Затем закрываем предметы ширмой и просим отгадать, какой из них сейчас звенит или
гремит.Эту игру можно варьировать: увеличивать количество предметов, менять их.Можно узнавать по звукам и предметы обихода:
шуршание газеты, переливание воды, двигающийся стул и т. д.
Шаг второй:
Различаем звуки, слова и фразы по тембру, силе и высоте голоса
Игра “Узнай, кто позвал”. Эту игру хорошо проводить, когда вся семья дома. Ребенок стоит спиной к вам, кто-то из родных или гостей
называет его имя. Малыш узнает человека по голосу и подходит к нему.
Игра “Близко – далеко”. Взрослый издает различные звуки. Ребенок учится различать, где гудит пароход (у-у-у) – далеко (тихо) или близко
(громко).Какая дудочка играет: большая (у-у-у низким голосом) или маленькая (у-у-у высоким голосом).
Сказка “Три медведя”. Меняя высоту голоса, попросить малыша отгадать,кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос, Настасья
Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Если ребенок затрудняется назвать персонаж по имени, пусть покажет
изображение на картинке. Когда малыш научится различать реплики по высоте звучания, попросите его самого произнести одну из фраз за
медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте.
Игра “Узнай по голосу”. Перед ребенком картинки с изображением домашних животных и их детенышей – коровы и теленка, овцы и
ягненка и т. п. Каждое звукоподражание взрослый произносит то низким голосом (корова, то высоким (теленок). Малыш, ориентируясь на
качество и высоту звука одновременно, находит соответствующую картинку (например, изображение коровы или теленка).
Шаг третий:
Различаем близкие по звучанию слова
Игра “Правильно-неправильно”. Взрослый показывает ребенку картинку и громко, четко называет то, что на ней нарисовано,например:
“Вагон”.Затем объясняет: “Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Если я ошибусь – хлопни
в ладоши. Вагон – вакон – фагон – вагон – факон – вагом” и т. д. Вначале давайте слова, легкие по звуковому составу, затем – более сложные.
Игра “Слушай и выбирай”. Перед ребенком картинки с предметами,названия которых близки по звучанию:
рак – лак, мак – бак
сок – сук
дом- ком, лом- сом
коза – коса
лужи – лыжи
мишка – мышка, миска и т. д.
Взрослый называет 3-4 слова в определенной последовательности, ребенок отбирает соответствующие картинки и расставляет их в
названном порядке.
Игра “Доскажи словечко”. Взрослый читает стишок, а ребенок договаривает последнее слово,которое подходит по смыслу и рифме:
На ветке не птичка –
Зверек-невеличка,
Мех теплый, как грелка.
Зовут его. (белка).
Ты не бойся – это гусь,
Я сама его. (боюсь).
Грязнулю всегда
Выручает. (вода).
В дом войти боится вол:
– Подо мной прогнется. (пол).
Свистнул чижик:
– Фью, фью, фью!
Я с утра росинки. (пью)
Шаг четвертый:
Различаем слоги.
К четвертой ступени ребенок уже подготовлен к тому, чтобы учиться различать слоги.Самые легкие для произнесения ребенком звуки: ф, в,
п, б, н, поэтому и начинать различать слоги лучше с элементарных комбинаций, включающих именно эти звуки. Например, вы произносите
ряд слогов, меняя последний, а малыш говорит, что лишнее (па-па-па-ба). Можно усложнять игру, вводя ошибочные слоги в середину или
начало, изменяя гласные буквы (ба-ба-бо-ба, га-ка-ка-ка).
Игра “Одинаковые или разные”. Ребенку на ушко говорится слог, который он повторяет вслух, после чего взрослый либо повторяет то
же, либо произносит противоположный. Задача малыша угадать, одинаковые или разные слоги были произнесены. Слоги надо подбирать те,
которые малыш уже способен повторить правильно. Этот метод помогает развить способность различать звуки, произнесенные шепотом,
что прекрасно тренирует слуховой анализатор.
Чистоговорки. Взрослый начинает, а малыш договаривает последний слог.
Ба-бо-ба – у дороги два стол. (ба).
За-зу-за – уходи домой, ко. (за).
Ти-ди-ти – на Луну ле. (ти).
Де-де-те – сядем в темно. (те).
Лю-лу-лю – лук зеленый я по. (лю).
Фе-ве-фе – посижу я на со. (фе).
Постепенно в течение этого периода ребенок должен овладеть умением различать все оппозиционные звуки: свистящие и шипящие, звонкие
и глухие, фрикативные и взрывные, твердые и мягкие.
Шаг пятый:
Различаем фонемы.
На этом этапе ребенок учится различать фонемы (звуки родного языка). Начинать надо обязательно с различения гласных звуков.
Игра “Угадай-ка”. У малыша картинки с изображением волка, младенца, птички.Взрослый объясняет: “Волк воет: у-у-у”, “Младенец
плачет: а-а-а”, “Птичка поет: и-и-и”. Просим малыша поднять картинку, соответствующую произносимому взрослым звуку.
Аналогично учимся различать согласные звуки.
Игра “Звук заблудился”.Ребенок должен отыскать не подходящее по смыслу слово и подобрать нужное:
Мама с бочками (дочками) пошла
По дороге вдоль села.
Сели в ложку (лодку) и – айда!
По реке туда-сюда.
Мишка плачет и ревет:
Просит пчел, чтоб дали лед (мед).
Доски на гору везем,
Будем строить новый ком (дом).
Предлагаемые игры не требуют пунктуального выполнения, скорее это тема для свободной игровой импровизации.
Источник
Картотека игр направленных на развитие фонематического слуха у детей раннего возраста
Умение не просто слышать, а прислушиваться, сосредоточиваться на звуке, выделять его характерные особенности – очень важная способность. Без нее нельзя научиться внимательно слушать и слышать другого человека, любить музыку, понимать голоса природы…
Такая способность не возникает сама по себе даже при наличии острого природного слуха. Ее нужно целенаправленно развивать у ребенка с ранних лет жизни. Конечно же, лучше всего это делать в игре. Общая цель игр – открывать для малыша особый мир звуков, сделать их привлекательными, значимыми, говорящими о чем-то важном. Большинство игр имеет характер загадок, в которых дети по звуку отгадывают иго источник.
Последовательность игр должна определяться нарастанием сложности слуховой задачи и осознанности слухового восприятия. Это способствует тому, что дети начинают целенаправленно сравнивать звуки между собой, различать их.
Игра «Кто сказал «Мяу?»»
Цель: совершенствовать умение различать на слух голоса домашних животных.
Материалы: магнитофон, аудиозапись со звуками голосов домашних животных.
Описание: педагог включает аудиозапись со звуками голосов домашних животных. Дети должны услышать и назвать, кому из домашних животных принадлежит голос.
Игра «Кто стоит у светофора?»
Цель: развивать слуховое внимание, узнавать и называть виды транспорта.
Материалы: магнитофон и аудиозапись с шумами улицы.
Описание: Взрослый включает аудиозапись со звуками улицы. Дети слушают звуки и называют транспорт, остановившийся у светофора (легковую машину, грузовик, трактор, мотоцикл, телегу, трамвай).
Игра «Постучим, погремим!»
Цель: развитие слухового внимания, восприятие на слух звуков, которые издают различные предметы.
Материалы: различные предметы – бумага, полиэтиленовый пакет, ложки, палочки и др.
Описание: Познакомьте ребенка с разнообразными звуками, которые получаются при манипуляции с предметами: постучите деревянным молоточком, помните или порвите лист бумаги, пошелестите газетой, пошуршите пакетиком, ударьте деревянными или металлическими ложками друг о друга, проведите палочкой по батарее, уроните карандаш на пол и т. п.
После того, как ребенок научится внимательно слушать звуки предметов, предложите послушать с закрытыми глазами и угадать, какой предмет звучал. Можно производить звук за ширмой или за спиной у ребенка, а тот слушает и затем показывает предмет – источник звука. Поначалу взрослый и ребенок договариваются, какие предметы будут использованы в игре, в дальнейшем можно использовать любые предметы в комнате – манипулировать ими, издавая звуки. В этой игре полезно время от времени меняться ролями.
Игра «Найди такую же коробочку»
Цель: развитие слухового внимания; восприятие на слух звуков, которые издают различные сыпучие материалы.
Материалы: непрозрачные коробочки или баночки с различными крупами.
Описание: Насыпьте в небольшие коробочки разные крупы – горох, гречневую и манную крупы, рис. В качестве коробочек удобно использовать непрозрачные контейнеры от фотопленки, коробочек с одинаковой крупой должно быть по две. Помимо круп можно использовать соль, макароны, бусинки, камушки и другие материалы, главное – чтобы издаваемый ими звук отличался от остальных. Чтобы звук в парных коробочках не различался, необходимо насыпать одинаковое количество сыпучего материала.
Один набор коробочек положите перед ребенком, другой оставьте себе. Потрясите одной из коробочек, привлекая внимание ребенка к звучанию. Предложите ребенку найти среди его коробочек ту, которая издает такой же звук. Количество пар коробочек увеличивайте постепенно.
Игра «Маленький музыкант»
Цель: развитие слухового внимания; восприятие на слух звуков, которые издают детские музыкальные инструменты.
Материалы: детские музыкальные инструменты – барабан, бубен, металлофон, пианино, дудочка, гармошка.
Описание: Сначала научите ребенка извлекать звуки из музыкальных инструментов, затем – четко различать их на слух. Для проверки уровня восприятия ребенком звуков используйте ширму (в качестве ширмы можно использовать перевернутый набок детский столик, или попросите ребенка повернуться спиной. Педагог поочередно извлекает звуки из различных инструментов, а ребенок определяет на слух, на чем играли. В качестве ответа ребенок может повернуться и показать на нужный инструмент, выбрать и показать картинку с изображением данного инструмента или, если позволяют речевые возможности, назвать инструмент словом (возможно звукоподражанием: «та-та-та» – барабан, «ду-ду» – дудочка, «бом-бом» – бубен и т. п.).
В момент загадывания и отгадывания звуковых загадок в группе должна быть полная тишина, чтобы определить загаданный звук от других звуковых впечатлений, а также для того, чтобы все участники игры могли сосредоточиться и оценить ответы друг друга.
Игра «Что за гость?»
Цель: Учить прислушиваться к речевым звукам, соотносить их со звучащими предметами. Учить звукоподражанию.
Материалы: Игрушки (кошка, собака, птичка, петух, лягушки и т. д.)
Описание: Участниками являются 2 взрослых (один держит игрушку и подает сигнал). Дети занимаются самостоятельной деятельностью. Звучит «Мяу!» Педагог прислушивается и обращает на звук внимание детей. Спрашивает, «Кто это может быть?» Дети отвечают. Педагог показывает кошку, вместе с детьми проговаривает, как мяукает кошка и т. д. со всеми животными, которые пришли в гости. Их не должно быть много, чтобы не был потерян интерес к игре.
Игра «Кто в теремочке живет?»
Цель: Развивать фонематический слух, интерес к речевым звукам. Развивать звукоподражание. Способствовать положительному эмоциональному настрою.
Материалы: Ширма, игрушки (кошка, собака, птичка, лягушка, петух).
Описание: Педагог показывает домик, ставит его за ширму и говорит, что этот домик для зверей и птиц. В нем живут (перечисляет, одновременно действуя с игрушкой и подражая ее звуку). Затем животные и птицы по одному появляются из домика, а дети вместе с педагогом произносят звукоподражания: «мяу», «ав-ав», «ква-ква» и т. д.
В конце игры необходимо предложить детям потрогать игрушки, погладить их.
Игра «Что у меня?»
Цель: Различать слова, резко отличающиеся по звуковому составу. Продолжать развивать слуховое внимание.
Материалы: Карточки с изображением 3 предметов, название которых резко различно по звуковому составу (мак, шапка, собака, кошка, петух).
Маленькие карточки с изображением тех же предметов.
Описание: Проводится индивидуально или микро группами по 2-3 ребенка. Педагог сидит напротив ребенка (детей, предлагает отгадать, какие карточки он держит в руке. Кладет перед ребенком карту с тремя изображениями и называет одно из них. Ребенок показывает на картинку и по возможности повторяет слово.
При повторном варианте педагог закрывает нижнюю часть лица (рот) экраном, чтобы ребенок не видел, какое слово называет педагог.
Игра «Угадай по голосу»
Цель: Развивать фонематический слух. Учить прислушиваться к звукам человеческого голоса. Пытаться различать голоса детей из группы.
Способствовать развитию слухового внимания.
Описание: Педагог приглашает детей поиграть. Задействованы, могут быть как все дети, так и подгруппа детей. Один ребенок (водящий по желанию) садится на стульчик спиной к детям, внимательно слушает и узнает по голосу того ребенка, который позвал его по имени. Затем дети меняются и узнают голоса других. Если ребенок не может (пока еще) произносить имена, можно упростить игру на произнесение односложных слов подражаний, например кошечке мяу-мяу, собачке гав-гав и т.д.
Игра «День рождения».
Цель: Учить детей на слух воспринимать слова с различным фонематическим составом. Развивать слуховое внимание.
Материалы: Картинки с изображением игрушек.
Описание: Игру можно проводить индивидуально или подгруппами.
Педагог сообщает детям о том, что у одного из детей сегодня день рождения. Ему есть подарки. Они находятся в конверте. Но педагог не знает, какие они. Чтобы получить подарок, нужно попытаться повторить название картинки. Примерный перечень карточек: (кукла, машина, пирамидка, барабан, кубики и т. д.)
Если ребенок не может произнести слово самостоятельно, можно попытаться произнести слово совместно с педагогом, либо выбрать карточку с эти названием из нескольких предложенных.
Игра «Кто в домике живет?»
Цель: Учить воспринимать слова с близким звуковым составом. Продолжать развивать слуховое внимание.
Материалы: Домик, различные игрушки (мышка – мишка, мартышка – матрешка, петрушка – неваляшка).
Описание: Желательно проводить индивидуально. Ребенок сидит напротив педагога. Педагог сообщает ребенку о том, что в домике кто-то живет. Я назову кто, а ты попробуй повторить. Если ребенок затрудняется, то педагог проговаривает вместе с ребенком, одобрительно поддерживая его. Из пары слов называем по одному слову, показываем на характеристики предметов и подчеркиваем голосом значение слова: мишка (большой, мохнатый, неуклюжий) – интонационно подчеркиваем это голосом. После этого предлагаем ребенку назвать и взять нужную карточку. Мышка (маленькая, серенькая, с тоненьким голоском). Затем можно попробовать выбирать карточки из пары слов. После того, как ребенок называет слово, он получает названную игрушку.
Игра «Кто за дверью?» “Кто там?”
Цель: учить прислушиваться к речевым звукам, соотносить их с предметами; учить произносить звукоподражания.
Материалы: : игрушки (кошка, собака, птичка, петух, корова и т. д.)
Описание: В игре участвуют двое взрослых: один находиться за дверью, держит игрушку и падает сигнал. Дети сидят на стульях. За дверью раздается «мяу», педагог прислушивается и просит детей послушать. Снова слышится «мяу». Педагог спрашивает, кто бы это мог быть, и независимо от ответа открывает дверь и приносит кошку, она мяукает. Педагог просит детей сказать, как мяукает кошка. Дети повторяют: «мяу, мяу». На последующих занятиях приходят другие животные (каждый раз: кто-то один) и игра проводится так же.
Игра «Какая у меня картинка?»
Цель: учить определять слова, резко различные по звуковому составу; развивать слуховое внимание.
Материалы: листы с изображением двух (трех) предметов, названия которых имеют резко различный звуковой состав (дом, самолет; шар, кукла, маленькие карточки с изображениями тех же предметов.
Описание: Игра проводится индивидуально и подгруппами. Педагог садится напротив ребенка и предлагает ему отгадать (узнать, какие картинки он держит в руке. Кладет перед ребенком карту с двумя (тремя) изображениями и называет одно из них. Ребенок показывает на картинку и по мере возможности повторяет слово. Педагог проверяет правильность ответа и, если предмет назван (показан) верно, отдает ребенку маленькую карточку. В противном случае просит еще раз внимательно послушать. Лишь убедившись в том, что ребенок правильно опознает изображение, он отраженно повторяет слово. При повторном проведении игры слова произносятся так, чтобы ребенок не видел, как говорит педагог, т. е. взрослый встает за спиной или закрывает лицо экраном.
Игра «Передай колокольчик»
Цель: формировать у детей предпосылки к общению, учить обращаться друг к другу; предлагать выполнять простейшее действие. Учить запоминать имена детей в группе.
Материалы: колокольчик.
Описание: Дети сидят полукругом на стульях. В середину встает педагог с колокольчиком в руках. Он звонит в колокольчик и говорит: «Кого я позову, тот тоже будет звонить в колокольчик. Маша, иди, возьми колокольчик». Девочка звонит в колокольчик и зовет следующего, называя его по имени. Если дети не могут называть имен, то можно пользоваться указательным жестом.
Игра «Кто пришел в гости?» ” Кто это?” “Кто там?”
Цель: учить соотносить звук с образом звучащей игрушки; учить показывать на картинке звучащую игрушку; Учить обозначать предмет облегченным словом (звукоподражанием); развивать устойчивость внимания.
Материалы: настольная ширма, две (три) игрушки: кошка, собака, поросенок, мышка; картинки с их изображением.
Описание: Педагог говорит детям: «Кто это пришел к нам в гости? Давайте послушаем и посмотрим. Мяу-мяу! Это кошка пришла». Выкладывает изображение кошки перед детьми. Аналогично обыгрываются остальные изображения игрушек. Необходимо проверить различают ли дети изображения; точно ли знают, кто изображен на картинке. Педагог задает наводящие вопросы: «Где кошка? Где собака? Где мышка?» После того, как взрослый приходит к убеждению, что дети не ошибаются, можно переходить к следующему этапу работы.
Педагог говорит: «Сейчас мы будем слушать. Послушайте, как мяукает кошка – мяу-мяу! Послушайте, как лает собака: ав-ав! Послушайте, как пищит мышка-пи-пи!» .Дети повторят звукоподражания. Следует работа с настольно ширмой. Педагог прячет игрушки за ширмой, но перед детьми выкладываются изображения игрушек. За ширмой педагог произносит звукоподражания и дети показывают, кто кричал. На следующем этапе дети сами должны будут повторить звукоподражания по просьбе педагога.
Игра “Принеси игрушки”
Цель: развивать слуховое восприятие и память; учить ориентироваться в пространстве” повторять названия игрушек (или словаря по темам)
Материалы: мелкие игрушки или муляжи; предметные картинки (по темам изучения)
Описание: Педагог садиться за стол с детьми и просит каждого принести одну игрушки или знакомый предмет. “Катя, принеси мяч!” Ребенок выполняет задание, приносит мяч. Все рассматривают предмет, проговаривают его название. Педагог просит следующего ребенка принести другую игрушку (мишка, машина, петух, слон и т. д.). Дети находят и приносят знакомые игрушки, проговаривая названия вслух.
Усложнение – постепенно перед детьми в ряд располагаются игрушки. Педагог просит угадать, название какой игрушки он произнесет (отрабатывается навык воспроизведения речи на слух и на слухо – зрительной основе). Дети угадывают, находят и показывают определенную игрушку.
Усложнение – педагог просит определенного ребенка найти нужную игрушку. “Таня, где мишка?” Дети должны не только найти игрушку, но и узнать к кому обращается взрослый.
Игра “Кто в домике живет?” ” Кто там?”
Цель : Учить различать и опознавать на слух и на слухо – зрительной основе звукоподражания. Соотносить определенные звукоподражания с игрушкой. Учить обозначать предмет облегченным словом (звукоподражанием); развивать устойчивость внимания.
Материалы: домик или ширма с домиком; звучащие игрушки (утка, собака, кошка, курица, мышка и пр.); картинки с их изображением.
Описание: Педагог показывает детям домик, называет его (дом)и объясняет, что в нем кто – то живет (спрятался).
1 вариант: (различение и усложнение – опознавание на слухо – зрительной основе с опорой на картинку).
Перед детьми выложены картинки с изображением различных животных. Затем предлагает детям прислушаться и громко произносит различные звукоподражания. Детям следует узнать кто спрятался в домике? После того, как дети определяют (показывают, по возможности, педагог показывает звучащую игрушку. Дети повторяют знакомые звукоподражания.
2 вариант: (различение и усложнение – опознавание на слух) Педагог предлагает детям прислушаться и громко произносит различные звукоподражания. Детям следует узнать кто спрятался в домике? После того, как дети определяют, педагог показывает звучащую игрушку (соотносят ее). Дети повторяют знакомые звукоподражания.
Игра “Едем на лошадке”
Цель: Учить подражать действиям взрослого; учить подражать различным движениям (хлопать в ладоши, постукивать кулачками); различать громкость и слитность звучаний, различать размеры игрушек (большой, маленький).
Материалы: картинка с изображением лошадки и игрушки собаки (2 шт.)маленькая и большая.
Описание: педагог просит всех детей встать в круг (хоровод, взяться за руки и выполнять те движения, которые выполняет он сам. Произносит стихотворение, дети (по возможности) повторяют.
Едем – едем на лошадке
по дорожке гладкой.
В гости нас звала соседка
кушать пудинг сладкий.
Мы приехали к обеду,
А соседки дома – нету!
Две собаки у порога
Нам сказали очень строго:
АВ-АВ-АВ! (громко произносят с движением)
ав-ав-ав! (тихо произносят с движением)
АВ-АВ-АВ! (громко произносят с движением)
ав-ав-ав! (тихо произносят с движением)
Игра «Птицы”
Цель: учить различать звукоподражания; опознавать на слух звукоподражания; подражать действиям взрослых.
Материалы: картинки с изображением птиц – гуся, курицы, петуха; утки; маски – шапочки; игрушки – птицы.
Описание: Педагог просит всех детей подойти к нему. Предлагает рассмотреть картинки; называет птиц; произносит звукоподражания. Дети повторяют за взрослым звукоподражания и названия птиц. Педагог приглашает детей поиграть: берет картинку с изображением одной из птиц, не показывает ее детям. Громко произносит определенные звукоподражания (ГА-ГА-ГА; КО-КО-КО; КУ-КА-РЕ-КУ) той птицы, которая изображена на картинке. Дети опознают звучания и выполняют похожие движения, повторяют звукоподражания.
Источник