Игры для развития чтения интерес для ребенка
Обучение чтению дошкольников в игровой форме — это увлекательный и необычный вариант проведения занятий. Дети на занимательных уроках не просто заучивают буквы и складывают их в слоги. Они целиком погружаются в процесс, старясь выполнить как можно больше интересных заданий, приобретают навык чтения без нажима со стороны родителей и педагога. Какие игры по обучению чтению для старших дошкольников выбрать, расскажем в нашей статье.
Возрастные особенности дошкольников
Будущие первоклассники в возрасте 5-7 лет — интересные создания. Им любопытно все новое, они хорошо усваивают информацию, но у этого периода есть свои особенности. Их стоит учитывать перед планированием нагрузки, составлением плана работы на уроке по чтению:
- Детсадовцы хорошо говорят, постоянно пополняют словарный запас.
- Внимание становится произвольным.
- Малыши любят рассуждать, вникать в суть дела, вопроса.
- Растет самооценка, осознание себя как личности.
- Игра остается основной формой получения знаний.
Общие рекомендации по обучению
Добиться успеха в обучении чтению помогут следующие простые рекомендации педагогов и опытных родителей:
- Делайте занятия интересными, но полными новой информации. Если ребенок заскучает, то внимание быстро переключится на посторонние дела, разговоры, предметы. Но это не значит, что дошкольника нужно только развлекать. Чередуйте игры, серьезные задания каждые 5-7 минут.
- Разнообразие форм уроков обеспечит качественное усвоение знаний. Не применяйте одни и те же игры. Однотипные раскраски, ребусы, ходилки надоедают крохам, составьте богатую игробуквотеку.
- Лучше заниматься каждый день по 15 минут, чем 2 раза в неделю по часу. Короткие ежедневные уроки более эффективны, чем затянутый учебный процесс изредка. Обучение чтению предполагает регулярную тренировку.
- Не давите на детей. Ругань, крики, объяснения на грани истерики и непонимания причин ошибок, трудностей в усвоении информации приводят к отторжению. Малыш будет ненавидеть школу, книги еще до тщательного знакомства с ними.
- Делайте перерывы на гимнастики. Переключения внимания необходимо для отдыха мозга, глаз.
- Используйте разные формы подачи нового. Презентации, интерактивные игры, онлайн тестеры.
- Играйте на занятиях не ради развлечения, а ради доступной формы подачи информации. Подходить к выбору заданий нужно с учетом продвинутости детей в чтении, скорости схватывания нового, уровня общего развития.
Обучение в игровой форме: плюсы и минусы
Обучение ребенка чтению в 5-6 лет, построенное в игровой форме, имеет массу положительных сторон. Эффективность уроков можно объяснить возрастными особенностями старших дошколят, повышенным уровнем любопытства ко всему новому и яркому.
Преимущества метода:
- Ребенок не устает, не теряет интерес в процессе получения новой информации.
- Каждый урок можно выстраивать по индивидуальному плану, выбирая разноплановые задания из богатой картотеки.
- Дошкольник принимает непосредственное участие в создании раздаточного и демонстрационного материала к уроку. Например, рисует буквы, лепит или вырезает из бумаги для аппликации.
- Чтение не выдвигается на первый главный план урока. Буквы, слоги, слова познаются ребенком исподволь.
- Ребенок на игровых уроках развивается интеллектуально, творчески, психологически.
- Детский коллектив сплачивается.
- Если урок проводится в группе, можно делать упор на соревновательный момент в играх. У детей появляется желание успевать, читать и учиться лучше других.
Недостатки метода:
- У педагога могут возникнуть проблемы с дисциплиной. Возбужденные дети часто заигрываются, не слышат наставления учителя, родителя.
- Игры, головоломки отнимают много времени.
- Переход к традиционным способам подачи нужной для обучения чтению информации воспринимается дошкольниками с трудом, требуется время для переключения внимания.
Это интересно! В Америке и Израиле игровой момент обязательно включается в каждый урок с детсадовцами и младшими школьниками. Педагоги даже сдают специальный экзамен на “умение” преподавать, играя.
Перед началом курса обучения чтению составьте примерный план работы, программу на 6 месяцев или год:
- Начните с изучения и запоминания букв. В качестве помощника используйте методику кубиков Зайцева.
- Автоматизируйте их поиск, называние. Делайте поделки из пластилина, разукрашивайте буквенные символы, подбирайте слова на один звук.
- Постепенно соединяйте звуки в слоги, предлагайте ребенку составлять простые слова самостоятельно, искать их на картинках, писать. Играйте в чтение слогов, поиск букв, ассоциации. Это помогает слиянию звуков.
- Читайте слова отдельно друг от друга и в маленьких предложениях. На этом этапе используйте задания с поиском названий для картинок, разгадывание ребусов, кроссвордов.
- Пробуйте прочитывать небольшие тексты. На начальном этапе подбирайте в картотеке рассказы для чтения с мамой вместе, с картинками вместо слов. Задачу усложняйте постепенно. В помощь возьмите букварь Жуковой.
Важно! В 5-6 лет не требуйте от ребенка скорости чтения. Основная задача обучения в дошкольный период автоматизация навыка. Темп и техника придут самостоятельно или с помощью специальных уроков позже.
Игры
Интересных игр для обучения чтению детей 6-7 лет много. Мы собрали самые увлекательные, те, которые обязательно понравятся дошколятам. Скачайте задания с сайта, распечатайте на домашнем принтере и занимайтесь.
Учим буквы
Задача дошкольника: найти картинки на определенную букву.
Подбирать изображения нужно правильно: простые, понятные и знакомые детсадовцу.
Начать можно с таких:
Малыши могут играть индивидуально или в парах. На 2-3 уроке, после знакомства с несколькими буквами, можно устроить соревнования.
Читай по первым буквам
Игра необычная, но очень эффективная для развития скорости мышления, чтения в будущем. Малышу нужно вспомнить название предметов, выделить первую букву в слове и произнести только ее, положив на картинку карточку с буквой.
Например, возьмем первую строку на бланке. Лиса- Елка- Солнце. У дошкольника должен получиться ЛЕС.
Для разнообразия распечатывайте картинки для каждой пары учащихся, а не на класс. Постепенно усложняйте игру. Давайте детям слова их 4-5 букв.
Найди букву
Ребенку предлагаются дидактические карты, где буквы перемешаны, напечатаны разными шрифтами и форматами. Задача дошкольника найти нужный знак и обвести его карандашом.
В качестве дополнительного упражнения: можно придумать еще пару слов на заданную букву, найти предметы в комнате, названия которых начинается на них. На занятие используйте такие веселые карточки.
Собири слова из букв
Цель игры: поставить буквы в нужном порядке, подписать картинку.
Ребенок называет правильное слово, потом прислушивается к себе и подбирает буковки для записи в клеточках.
Читаем слоги
Создавать раздаточный материал нужно вместе с ребятишками. Потребуются картинки с изображением животных, пару листов чистой бумаги, карандаши. Под каждым слогом спрятан “сюрприз”.
В процессе игры ребенок ориентируется на ассоциации со звуками животных, учит буквы и чтение слога. Игра подходит для малышей от 4 лет.
Настольные игры
Это могут быть ходилки, лото, самодельные карточки для складывания в определенном порядке. Лучше всего дети воспринимают именно бродилки по настольному полю. Игра увлекает, для выполнения шагов нужно уметь читать слоги или учиться буквам в процессе.
Распечатайте для занятия такие ходилки:
Для определения последовательности хода и количества шагов детям потребуются кости и знание счета. Взрослым придется немного помогать малышам, чтобы они не запутались и играли по правилам.
Читаем вместе
Увлекательная игра, которая понравится взрослым и детям. На листе напечатан текст, некоторые слова зашифрованы картинками. При прочтении нужно вставлять их словами, чтобы нить повествования не потерялась. Во время игры малыш развивает внимание, навык чтения, лексический запас.
Задания
Раскраски, головоломки, ребусы, творческие мастерские повышают интерес дошкольника к процессу обучения и помогают создать атмосферу дружбы и понимания. У заданий по обучению чтению есть одна важная особенность — они многофункциональны. Малыши не только учатся читать, но и развивают моторику, воображение, фантазию, мышление, речь. Обойтись без интересных идей для упражнений и игр по обучению чтению детей дошкольного возраста просто невозможно.
Найди буквы и раскрась
Выбирайте тематические раскраски. В них могут дополнительные задания, например, раскрась только те предметы, которые начинаются на букву “В”, разукрашивай маленькие изображения букв, прописные знаки не трогай и т.д.
Найди буквы на картинке
Смотри на картинку и читай
Это задание подходит для детей, изучающих буквы, чтение слогов. Картинки со знакомыми предметами можно показывать в большом количестве. Малыши хорошо запоминают слова, пользуются ассоциациями при чтении без изображений.
После изучения слов и соотношения их с предметами, предложите дошкольнику читать слова без картинок. Знакомые слоги складываются быстрее.
Читаем по слогам
Для хорошо усвоивших слоги детей подойдут небольшие сказочные тексты. Их можно читать вместе с родителями или по очереди в классе. После прочтения обязательно спросите ребенка, что он понял, сможет ли пересказать текст.
Очень важно не брать для урока нудные, серьезные произведения. Малышу будет интересно за 3-4 предложения узнать всю историю героев от начала и до конца. В процессе чтения таких сказок педагог формирует интерес к книгам у маленьких учеников, любовь к самостоятельному изучению литературы.
Видео
Игровые формы обучения детям нравятся гораздо больше, чем нудное сидение перед азбукой и прописывание начертаний русских букв в тетради. Если хотите научить ребенка читать быстро, получить от уроков максимум положительных эмоций и пользы, не пренебрегайте таким методом работы дома, на дополнительных занятиях по подготовке к школе.
Источник
Шепарова Татьяна
Дидактические игры как средство повышения интереса к чтению
Много лет в своей работе с детьми с системными нарушениями речи я использую авторскую программу обучению чтению Резниченко Т. С.
И каждый раз убеждаюсь в ее эффективности, в том, что, по словам Т. С. Резниченко, «детям с нарушениями речевого развития (в той же мере, как и детям с нарушениями слуха) письменная речь позволяет на основе более сохранных зрительных и зрительно-пространственных высших психических функций развить более слабые вербальные функции (переработки слуховой, кинестетической информации и серийной организации речи)» [4].
В данной программе используются две методики: обучение чтению целыми словами и обучение слоговому чтению. Методики зарегистрированы в Российском агентстве интеллектуальной собственности в 1993 г.
Разработан учебный комплект, в который входят «Занимательный букварь»; рабочие тетради «Я запоминаю слоги» (приложение к занимательному букварю) и аудиокурс.
Тем не менее всегда есть дети, которым нужен дополнительный дидактический материал, стимулирующий интерес к чтению. Потому что при длительном выполнении заданий в одной модальности у детей начинают нарастать затруднения. В этом убеждают исследования современных нейропсихологов, в частности Н. М. Пылаевой. [1].
За годы работы по этой программе у меня появились свои игры, которые я использую при обучению чтению детей с тяжелыми нарушениями речи в дополнение к основному учебному комплекту. Эти игры способствуют повышению интереса к чтению, формируют осознанность чтения и создают положительный эмоциональный настрой.
Дидактическая игра «Флажки»
Цели: Закрепление зрительного образа слогов, чтение слов, составление слов из слогов.
Описание пособия: цвет флажков и букв соответствует «Занимательному букварю», на флажках с одной стороны написаны слоги, с другой пришита липучка.
На стене приклеена длинной дорожкой вторая часть липучки. На нее будут крепиться флажки.
Можно использовать магнитную ленту.
Ход игры: В зависимости от цели даются три варианта заданий.
• Для закрепление зрительного образа слогов ребенку предлагается прочитать,
написанные на флажках слоги и повесить флажки на дорожку.
• Логопед составляет слова и вывешивает флажки на дорожке. Ребенок читает слова.
• Ребенок самостоятельно составляет слова, используя предложенные флажки.
Дидактическая игра «Найди картинку».
Цель: Формирование навыка осознанного чтения.
Описание пособия: 2 вида карточек на одних нарисованы картинки, на других написаны слова.
Ход игры: ребенку предлагается прочитать слово на карточке и выбрать из двух картинок подходящую к слову.
Дидактическое пособие «Книжки -малышки».
Цель: Формирование навыка осознанного чтения.
Описание пособия: Маленькая книжка, страницы в которой разрезаны на две части. На нижней части страницы написаны слова, на верхней нарисованы картинки.
Ход игры: ребенку предлагается прочитать слово и найти нужную картинку на верхней части листа.
Дидактическая игра «Кто в домике живет?»
Цель: Формирование навыка чтения, стимуляция интереса к чтению.
Описание пособия: Домик, сшитый из двух частей. На верхней стороне вырезаны 4 окошка и 4 дорожки.
Карточки для дорожек, на них написаны слова. Карточки для окошек, на них нарисованы картинки.
Ход игры: Логопед вставляет карточки в домик. Картинки закрываются полоской бумаги. Ребенок читает слова, логопед открывает картинки.
Дидактическая игра «Слоговое домино».
Цель: Формирование навыка чтения, стимуляция интереса к чтению.
Описание пособия: карточки, на которых с двух сторон нарисованы части двух картинок. Под ними написаны слоги: слева второй слог в слове, справа первый.
Ход игры: Начинается игра с карточки со звездочкой. Она расположена слева. На правой стороне карточки часть картинки. Ребенок подбирает карточку со второй частью картинки, собирает её, читает слово.
И так по цепочке до конца игры. В эту игру можно играть вдвоем.
Опыт работы по программе Т. С. Резниченко показывает, что обучение чтению должно выступать в качестве необходимого компонента логопедических занятий с детьми с системными нарушениями речи.
По мнению Т. С. Резниченко «обучение чтению способствует преодолению наиболее устойчивых нарушений речевого развития: облегчает усвоение звуко-слоговой структуры слов, служит накоплению опыта использования грамматических категорий, способствует развитию связной речи и осознанию языковых явлений» [4].
Литература.
1. Пылаева Н. М. Опыт нейропсихологического исследования детей 5-6 лет с задержкой психического развития // Вестник Московского ун-та. Сер. 14. психология. 1995. – №3.
2. Резниченко Т. С. Говорить, читать, писать: что сначала, а что потом? / Логопедия, 2007, № 3
3. Резниченко Т. С. Обучение чтению как средство коррекции системных нарушений речи у дошкольников: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. – М., 2007.
4. Резниченко Т. С. Обучение чтению и активизация познавательной деятельности / Логопедия сегодня, 2008, №1
5. Резниченко Т. С. Учебный комплект: Занимательный букварь; рабочие тетради (приложение к занимательному букварю). – М. : «Издательство ГНОМ», 2018.
Источник
Эту статью мы подготовили для тех мам, которые хотят научить ребенка читать. На данный момент существует множество методик обучения чтению, но все специалисты сходятся в одном: игра – это лучший способ приобщить ребенка к чтению. Сегодня мы расскажем Вам, как сделать этот процесс простым и увлекательным для малыша.
Учимся – играя
Игра – это ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Если ребенок постоянно будет видеть буквы, играть с ними, перекладывать, составлять из них слова, он естественным образом постепенно их запомнит. Знакомить ребенка с простыми играми для обучения чтению можно начинать уже с 1,5 -2 лет.
Задача взрослого – показать ребенку, что буквы – это не просто бессмысленные символы, с ними можно играть как с игрушками.
Обучение чтению по методу М. Монтессори
Согласно методике М. Монтессори чтение начинается с письма и, соответственно, подготовки руки к письму. Важной составляющей процесса является ощупывание букв – благодаря тактильным ощущениям ребенок лучше запоминает образ буквы. Когда малыш запомнит несколько гласных и согласных звуков и обозначающих их букв, можно пробовать составлять слова при помощи подвижного алфавита.
В зоне русского языка в Монтессори-классах детского центра «Созвездие» собрано множество развивающих материалов, с помощью которых ребенок сможет выучить буквы, освоить операции звукового анализа и синтеза, научиться составлять слова и расширить свой словарный запас. Вот какие упражнения можно выполнять с их помощью:
- Подготовка руки к письму (штриховка, обведение по контуру);
- Щупаем буквы;
- Составляем из букв слово;
- Пишем слово (на бумаге или на подносе с манкой);
- Игры с рамками-вкладышами;
- Домино из букв;
- Подбираем к слову картинку (и наоборот);
Подробный разбор Монтессори-упражнений для обучения чтению Вы можете найти на видео:
Игры для обучения чтению детей дошкольного возраста
Если Вы ходите заниматься с малышом дома, но не имеете возможность приобрести необходимые Монтессори-материалы, можно придумать множество обучающих игр с использованием подручных средств.
«Весёлые окошки»
Эта игра понравится каждому малышу, так как в ней есть сюрпризный момент. Данное пособие с легкостью можно сделать своими руками. Возьмите два листа бумаги или картона, на одном из них наклейте изображения животных. На втором листе прорежьте окошки, из которых будут выглядывать ваши звери. На створках окон можно написать, кто как говорит (например, «мяу» – на окошке с кошкой). Вместе с ребенком прочитайте надпись, а затем откройте окошко. Так малыш научится соотносить слово и предмет. Если Ваш ребенок уже освоил первые навыки чтения, можно использовать более сложные и длинные слова.
Слоговое домино
Эта игра хорошо подходит для запоминания и отработки произношения слогов. Ее также можно сделать своими руками или приобрести в магазине.
«Большая стирка»
Для этой игры Вам понадобится «бельевая веревка» (или шнурок), прищепки, «корзина для грязного белья» (небольшая коробочка» и «белье» (слова, написанные на полосках бумаги). Создайте для малыша игровую ситуацию: заяц собрался постирать слова. Нужно достать слово из корзины для белья, прочитать его и повесить на веревку с помощью прищепки. Ребенок обязательно увлечется процессом и даже не заметит, что так он учится читать.
«Почта»
Поиграйте с ребенком в почтальонов. Напишите на листочках простые слова – это будут ваши письма, которые нужно разнести по адресатам – игрушкам.
Чтобы ребенку нравилось учиться читать, не устраивайте ему постоянные проверки («прочитай, что тут написано?», «а это какая буква?», «на какую букву начинается это слово?»). Не торопите малыша, читайте вместе с ним, а если требуется – за него.
Пазлы «Составь слово»
Нетривиальный способ обучению ребенка чтению – специальные пазлы. Фишка такого пазла состоит из двух частей – сверху кусочек картинки, а снизу – буква, слог или слово. Когда ребенок составит картинку, снизу у его получится слово или предложение, которое можно прочесть.
Игры с крышечками
Иногда увлечь ребенка может не игровая ситуация, а интересный игровой материал. Алфавит, сделанный из крышечек, будет отличным подспорьем для занятий.
Слова в мешочке
Взрослый пишет на карточках слова и складывает их в непрозрачный мешочек или коробочку. Затем вместе с ребенком достаем из мешка карточки и читаем слово, проводя по нему пальчиком. Заинтересовавшись, какие слова спрятались в мешочке, малыш сможет подолгу играть с эту обучающую игру.
Тренажер для чтения
Если Ваш ребенок уже научился читать, но считает это скучным занятием и не испытывает интереса к книгам, можно сделать для него забавный тренажер для чтения. Для этого Вам понадобится обычный блокнот или тетрадь. Разрежьте листы на три части и напишите на них предложения из трех слов (по слову на кусочке листа). Переворачивая страницы, Вы будете получать смешные и нелепые предложения, которые будет интересно читать Вашему малышу.
Выводы
В этой статье мы описали для Вас несколько игр для обучения чтению детей дошкольного возраста. Основная задача взрослого – заинтересовать малыша, дать ему понять, что чтение может быть увлекательным. Это можно сделать, создав игровую ситуацию, которая будет интересна ребенку (например, играем в стирку, почту, школу), или используя нестандартный игровой материалы (крышечки, карточки, наклейки). В этом случае, играя, ребенок незаметно для себя будет находиться в процессе обучения. Играйте и учитесь с удовольствием!
Заключение
Современные требования таковы, что, поступая в первый класс, ребенок уже должен уметь хорошо читать и грамотно писать, составлять рассказ и пересказывать тексты. В нашем детском центре «Созвездие» открыта группа «Читаю и пишу», где дети с интересом погружают в мир русского языка. Под наблюдением опытного педагога Ваш ребенок с помощью Монтессори-материала научится делать звуковой анализ слова, читать, красиво писать и, без сомнения, отлично подготовится к поступлению в школу.
Статью подготовила Монтессори-педагог
Соколова Оксана
Источник