Игры для развитие речи ребенок 1 6
Зачастую родители считают, что задумываться о вопросах развития речи ребенка нет необходимости, если не проявляются очевидные дефекты произношения (ребенок шепелявит или вовсе не говорит). Однако многих проблем в будущем можно избежать, да и сформировать грамотную и четкую речь ребенка, если начать уделять внимание развитию речи как можно раньше на протяжении всего периода (и до года, и в год, и в два, и в три…).
Развитие речи – это вовсе не работа над отдельными нарушенными звуками или над расширением словарного запаса, как принято думать. Формирование речи зависит от деятельности очень многих областей головного мозга, поэтому работать надо по всем направлениям: развивать мелкую моторику, обогащать сенсорный опыт, работать над артикуляцией, дыханием, увеличивать словарный запас, да и много чего еще.
Я уже не раз писала об играх, которые способствуют развитию речи в 1-2 года. В этой статье хотелось бы собрать все вместе, а также опубликовать еще много полезных упражнений для артикуляционной и дыхательной гимнастики и не только.
Итак, игры и упражнения для развития речи:
1. Пальчиковые и жестовые игры
Учеными установлено, что в головном мозге нервные центры, отвечающие за движения пальцев и рук, находятся в непосредственной близости с зонами мозга, отвечающими за развитие речи. Поэтому просто необходимо способствовать активным действиям пальчиков и рук малыша. Замечательные помощники в этом деле – пальчиковые игры, о них я уже писала не раз, полный список интересных пальчиковых и жестовых игр, отсортированных по возрастам можно найти здесь:
ОТ 1 ГОДА
ОТ 1 ГОДА 3 МЕСЯЦЕВ
ОТ 1 ГОДА 6 МЕСЯЦЕВ
ОТ 1 ГОДА 9 МЕСЯЦЕВ
Помимо веселых стишков, очень полезно между делом разучивать вместе с малышом простые жесты, например:
- На вопрос «Сколько тебе годиков?» показываем указательный пальчик — «1 годик»;
- Грозим указательным пальчиком «Ай-ай-ай»;
- Показываем «да», «нет» движением головы;
- Показываем «спасибо» кивком головы;
На вопрос «Как у тебя дела?» показываем большой пальчик – «Во!» («Отлично!»)
- Изображаем, как ходит мишка (ноги на ширине плеч, перетаптываемся с ноги на ногу);
- Изображаем, как прыгает зайчик (руки перед грудью, кисти опущены, прыгаем);
- Изображаем, как ходит лисичка (виляем попой);
- Изображаем, как щелкает зубами волк (широко открываем и закрываем рот, щелкая зубами);
- Изображаем, как летает бабочка (машем руками, бегаем по комнате);
- Изображаем, как летает самолет (руки неподвижно в стороны, бегаем по комнате);
- Изображаем, как ходит утка (передвигаемся на корточках).
- Ближе к двум годам начинаем разучивать новый ответ на вопрос «Сколько тебе годиков?» и тренируемся показывать одновременно указательный и средний пальцы – «2 годика». Эту же пальчиковую фигуру можно назвать «Зайчик»
2. Сенсорные игры на развитие мелкой моторики
Полный список игр на развитие мелкой моторики можно найти здесь:
ОТ 1 ГОДА — ЧАСТЬ 1, ЧАСТЬ 2, ЧАСТЬ 3, ЧАСТЬ 4
ОТ 1 ГОДА 3 МЕСЯЦЕВ
ОТ 1 ГОДА 6 МЕСЯЦЕВ
ОТ 1 ГОДА 9 МЕСЯЦЕВ
3. Артикуляционные упражнения
Одно из самых первых и очень полезных артикуляционных упражнений, с которым сможет справиться годовалый малыш – это дутье. Тася научилась дуть в 1 год 3 месяца, в этом нам помогла свечка. Сразу, как освоились со свечкой, стало получаться и в трубу дуть, и мыльные пузыри раздувать. Итак, на чем можно осваивать навык дутья:
Задувать свечку;
Дуть в дудочку;
Дуть через соломинку в стакан с водой, чтобы вода забулькала;
Надувать мыльные пузыри;
Дуть на привязанную к веревочке бумажную бабочку, чтобы она взлетела;
Сдувать выложенные на тарелочку маленькие бумажки.
Вот какие еще артикуляционные упражнения можно практиковать (примерно с 1,5 лет, что-то, возможно, будет получаться и раньше):
- «Прятки». Сначала показываем язык – высовываем его как можно дальше, затем прячем, так повторяем несколько раз.
- «Часики». Двигаем язычком из стороны в сторону – влево-вправо.
- «Дом». Объявляем, что ротик малыша – это дом. Мама тихонько стучит пальцем по щечке: «Тук-тук», — и ротик малыша открывается. Говорим: «Пока! Пока!», и ротик закрывается.
- «Вкуснятина». Приоткрываем рот и облизываемся: сначала проводим язычком по верхней губе, потом по нижней.
- «Воздушный шарик». Надуваем щечки и лопаем их пальчиками;
- «Заборчик». Показываем зубки («оскаливаемся») и говорим, что язычок спрятался за заборчиком.
- «Чистим зубки». Снова показываем зубки, затем кончиком языка скользим сначала по верхним зубкам, потом по нижним.
- «Лошадка». «Цокаем» язычком, как лошадки.
«Выбражули». Встаем вместе перед зеркалом и начинаем выбражать: широко-широко улыбаться, хмуриться, вытягивать губки.
4. Игра «Кто в домике живет»
На мой взгляд, игра замечательно побуждает ребенка произносить простые звуки. К тому же, сюрпризный момент в ней повышает интерес малыша. Итак, заранее складываем в мешок или коробку несколько сюжетных игрушек (зверюшек, кукол и т.д.), которые хорошо знакомы малышу. Далее несколько раз спрашиваем «Кто в домике живет?», нагоняя интригу. Когда ребенок действительно заинтересуется, достаем первого героя и вместе проговариваем (а позже малыш делает это сам), например, «Корова» или «Му-му», смотря на какой стадии находится речь ребенка. Так по очереди достаем все спрятанные игрушки.
5. Стишки, побуждающие к произнесению звуков и слов
Это мое любимое. Мы с Тасей эти стишки просто обожали, дочка изо всех сил старалась повторять за мной простые слова. Текст в стихах подобран так, что мотивирует ребенка к разговору. Даже если ребенок сначала не будет повторять за вами ничего, это не значит, что стихи бесполезные. Стоит периодически к ним возвращаться, и малыш обязательно начнет пытаться повторять простые слова и звукоподражания.
Как пойдем гулять? Топ-топ!
Как мы дверь закроем? Хлоп!
Кошка к нам с крылечка: Прыг!
Воробьишки: Чик-чирик!
Кошка рада птичкам: Мурр!
Воробьи взлетели: Фурр!
Дальше ножками: Топ-топ!
И теперь калиткой: Хлоп!
Как трава шумит? Ш-ш-ш!
Кто в траве шныряет? Мышь!
На цветке пчела: Жу-жу!
Ветер листьями: Шу-шу!
Речка струйками: Трень-брень!
Здравствуй, яркий летний день!
***
На лугу паслась корова: Му-у, му-у.
Полосатый шмель летел: З-з-з, з-з-з.
Летний ветерок подул: Ф-ф-ф, ф-ф-ф.
Колокольчик зазвенел: Динь, динь, динь.
Стрекотал в траве кузнечик: Тр-р-р, тц-с-с.
Еж колючий пробегал: Пх-пх-пх.
Птичка маленькая пела: Тиль-ль, тиль-ль.
И сердитый жук жужжал: Ж-ж-ж, ж-ж-ж.
В книжке «Стихи-болтушки» (Ozon, Лабиринт, My-shop) можно найти много подобных стишков, правда в основном они чуть посложнее, чем эти два, но их чтение тоже очень благотворно скажется на развитии речи ребенка.
6. Дыхательная гимнастика
(примерно с 1,5 лет)
Колесо лопнуло. Сначала сцепляем руки кругом перед собой, изображая колесо. Затем на выдохе начинаем медленно скрещивать руки (так чтобы правая рука легла на левое плечо и наоборот) и произносить «ш-ш-ш» — колесо сдувается.
- Насос. Далее предлагаем ребенку накачать сдувшееся колесо. Руки сжимаем перед грудью в кулаки, как будто держим насос. Наклоняемся вперед и опускаем руки вниз, сопровождая свои действия звуком «с-с-с», повторяем несколько раз.
- Громко-тихо. Произносим громко и тихо какой-нибудь звук. Например, сначала притворяемся большими медведями и говорим «Э-э-э», затем маленькими мишками и говорим то же самое, только тихо.
- Дровосек. Сначала складываем руки вместе (как будто держим топор) и поднимаем их вверх. Затем резко опускаем их вниз, наклоняясь и произнося «ух». Повторяем несколько раз.
- Волшебник. Сначала взмахиваем руками и задерживаем их наверху. Потом плавно опускаем, произнося слоги: «М-м-м-а», «М-м-м-о», «М-м-м-у», «М-м-м-ы».
7. Чтение книг
Во время чтения желательно постоянно использовать вопросы «Что это?», «Кто это?» (пусть даже и придется первое время отвечать на них вам), вопросы активизируют мыслительную детальность малыша, побуждают его к разговору.
Ну а что лучше всего читать ребенку в этом возрасте, можно узнать здесь:
ПОДБОРКА КНИГ ДЛЯ ДЕТЕЙ 1-2 ЛЕТ. СКАЗКИ И СТИХИ
РАЗВИВАЮЩИЕ КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 1-2 ЛЕТ
8. Сюжетно-ролевые игры
Сюжетно-ролевая игра – очень благодатная среда для развития речи. Во время игры у ребенка возникает естественная потребность что-то сказать: нужно как-то называть основных персонажей игры и их действия, выражать свои мысли и чувства.
Подробно о том, как играть в сюжетно-ролевые игры с ребенком 1-2 лет читайте здесь.
9. Просмотр карточек Домана или другого материала, расширяющего кругозор ребенка
Я очень люблю методику Домана – не ту, в которой родители гонятся за результатом и кроме карточек ребенок больше ничего не видит, а ту ее версию, когда родители без фанатизма демонстрируют ребенку действительно интересную информацию. При таком подходе ребенок любит карточки и смотрит их с удовольствием. А еще он стремится повторять слова, услышанные во время просмотра!
Во время наших с дочкой занятий я много раз замечала, что любимые карточки побуждают ее произносить все больше и больше новых слов. В возрасте около года, Таисия старалась хотя бы односложно, но повторить за мной название увиденной картинки, либо изобразить его (например, фырчала при виде ежика, или указывала на конкретный предмет). Чуть постарше она стала повторять уже все слова целиком. Ну а в 2 года, когда пришел черед изучать факты-предложения, она легко запоминала их и потом нам выдавала.
Про то, что просмотр карточек Домана расширяет пассивный словарь ребенка, думаю, и говорить даже не стоит.
10. Постоянно разговаривайте с ребенком!
Что бы вы ни делали, все ваши совместные действия с малышом должны сопровождаться обсуждением происходящего. В то же время многословить тоже не нужно. Разговор с ребенком должен быть неторопливым, с яркой интонацией и четким произношением слов. Необходимо называть точными словами все предметы, их признаки, качества и свойства (мягкий, пушистый, гладкий, шероховатый, блестящий и т.д.). Таким образом, вы создаете питательную речевую среду для развития ребенка.
Почаще сравнивайте предметы друг с другом (на моей кофте большие пуговицы, а на твоей – маленькие, этот дом высокий, а этот низкий). Объясняйте причинно-следственные связи и мотивацию тех или иных действий (моем руки – будем кушать, надеваем куртку – идем гулять, заиграла музыка – потанцуем) и подчеркивайте результативность этих действий (руки помыли – они стали чистыми, ребенок оделся – ему тепло).
Советую также почитать статью «Развитие речи до года». Абсолютно все рекомендации по ведению разговора с ребенком до года верны и в возрасте 1-2 лет.
Ну и под конец, хочу напомнить про одно очень полезное пособие – «Альбом по развитию речи для самых маленьких» (Ozon, My-shop). О нем я уже немного писала раньше здесь.
На этом буду закругляться. Желаю вам интересных занятий с малышом!
На новые статьи блога можно подписаться здесь: Инстаграм, Вконтакте, Facebook, Email.
Искренне ваша, Яна Разначенко
УЧИМ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ С МАЛЫШАМИ ОТ 1 ГОДА
КАК УЛОЖИТЬ РЕБЕНКА СПАТЬ БЕЗ СЛЕЗ И СКАНДАЛОВ
РАЗВИВАЮЩИЕ КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 1-2 ЛЕТ
Источник
Все родители задаются вопросом о том, как правильно развивать малыша, в какие игры с ним играть. Конечно, всем мамам и папам хочется, чтобы их малыш поскорее произнёс свои первые слова. В этой статье я хотела бы рассказать о простых, но полезных играх, способствующих развитию речи у детишек от 1 года до 2 лет.
1. «Кто больше?»
Мама произносит любой гласный звук. Предлагаем малышу переиграть маму, протягивая такой же звук подольше. В такую игру можно играть всей семьей.
2. «Распевки»
Научиться пропевать различные звуки и слоги – это первый шаг к возникновению речи. Пение стимулирует ребёнка лучше, чем простое произнесение отдельных звуков. Оно также способствует развитию чувства ритма.
Пойте под музыку и привлекайте кроху, чтобы он начал подпевать вам. Заинтересуйте его, сделайте так, чтобы он начал пританцовывать, хлопать в ладоши. В этом возрасте ребёнок ещё не должен произносить слова или попадать в ноты. Важно то, чтобы малыш пробовал произносить новые звуки разными способами.
3. «Повторялки»
Мама читает короткие предложения, а малыш должен повторить последний слог каждой строки.
Например:
Вот пришла весна – на-на-на.
Дождь на улице идёт – ёт-ёт-ёт.
Скоро птицы прилетят – ят-ят-ят.
Сначала вы сами будете повторять последний слог, а потом малышу станет интересно, и он также включится в игровой процесс. Всем детишкам очень нравится играть с родителями.
4. «Покажи другу»
Возьмите любимую игрушку ребёнка и скажите её голосом, что она хочет рассмотреть квартиру. Затем попросите малыша взять игрушку в руки и показать всё интересное в доме. Ребёнок должен не только показывать, но и попытаться назвать своему другу те предметы, которые ему может быть интересными. Мама должна находиться рядом, чтобы подсказать малышу нужные слова.
5. «Обед для друзей»
Можно взять игрушечных животных и сказать, что они проголодались. Предложите малышу накормить зверей обедом. Сопровождайте игру диалогом:
– Вот собачка бежит – топ-топ-топ. Что она говорит?
– Гав-гав! Есть хочу! Ам-ам!
Так же можно обыгрывать появление других игрушечных персонажей.
Игра способствует вызыванию у ребёнка звукоподражаний, а также развитию понимания обращённой речи.
6. «Волшебный сундучок»
Вам потребуется красивая коробочка (или мешочек) и игрушки небольшого размера. Покажите малышу коробку и скажите, что она не простая, а волшебная: из неё будут появляться разные игрушки. Вытаскивайте из коробки игрушку, называйте её и давайте в руки малышу. Когда кроха рассмотрит и потрогает все игрушки, попросите его убрать их в коробку. В процессе складывания ребёнком игрушек в коробку снова называйте их, одну за другой.
Играя с малышом в развивающие игры, необходимо соблюдать следующие правила:
• Игра не должна быть продолжительной. Как только заметите, что ребёнок начал отвлекаться и терять интерес к игре, заканчивайте играть.
• Для игры с ребёнком 1-2 лет не нужно брать много игрушек, поскольку это будет рассеивать его внимание.
• Необходимо внимательно следить за ребёнком, если используете для игры мелкие предметы.
• В процессе игры постоянно называйте предметы и действия, которые производите с этими предметами.
Интересная статья?
Нажмите палец вверх, подписывайтесь на канал, и вы узнаете, что могут сделать родители, чтобы помочь ребёнку с речевыми проблемами, а также много полезных и интересных советов для развития ваших детишек.
Оставляйте комментарии, делитесь своими мыслями и идеями. Буду очень вам признательна!
Источник
Развивающие игры, стимулирующие речевую активность
Игры стимулирующие развитие речи. От года до полутора лет
В первой половине второго года у ребенка наиболее интенсивно развивается понимание речи. Малыш уже в состоянии понять смысл не только отдельных слов, но и некоторых несложных предложений. Особенностью речи ребенка в этом возрасте является ее подражательный характер. Дети легко повторяют часто слышимые звукосочетания и отдельные слова. В этот период идет и формирование собственной активной речи ребенка. На тренировку именно этих аспектов и должны быть направлены ваши занятия и игры.
Годовалые малыши оперируют пока в основном односложными словами или словами, из повторяющихся слогов (на, дай, ма-ма, ля-ля). Для развития собственной активной речи ребенку необходимо внимательно прислушиваться к произносимым взрослыми словам. Поэтому, обращаясь к ребенку, родителям лучше присесть, так чтобы их глаза, оказались на одном уровне с глазами ребенка, и говорить не быстро и четко. С особым вниманием дети слушают то, что говорят им игрушки ( озвучивать пупсов и зайцев придется конечно же вам).
Если речевому развитию ребенка уделяется должное внимание, и ваши действия достаточно грамотны, то к полутора годам малыш не только будет употреблять разнообразные облегченные слова ( ав-ав, мяу, топ-топ, бай-бай, куп- куп ), но и начнет заменять их общепринятыми .
Уже сейчас важно обращать внимание ребенка на то, как правильно произносить слова. Не стоит постоянно исправлять речь ребенка и требовать, от него невозможного. Пока позвольте ему говорить на облегченном языке, но сами уже не используйте эти слова. Общайтесь с ребенком как с равным, на правильном красивом, но простом языке. Не стройте длинных фраз, ясно формулируйте цель обращения. При такой политике ребенок самым естественным образом к двум годам будет обладать существенным запасом полноценных слов.
Существует целая серия развивающих игр, направленных на то, чтобы помочь ребенку заговорить.
Игра в прятки. Возьмите любую игрушку, изображающую живое существо, лучше довольно большую и ту, которую малыш хорошо знает. Спрячьте ее в доступном для ребенка месте и начинайте игру.
— Петя, а где твоя собачка? Ай-ай-ай, ее нет. Наверное, она потерялась. Давай ее позовем.
-Ав-АВ! Собачка ты где? Отзовись?
Побуждайте ребенка к активному участию в поисках и главное к тому, чтобы он тоже звал, повторяя за вами. В следующий раз прячьте кошку, потом зайку и т.д.
Игра « Кто как говорит». Для этой игры вам понадобятся игрушечные зверушки. Вы обращаетесь к ребенку:
-Посмотри, кто к нам пришел! Это собачка она говорит ав-ав, здравствуй Петя. Петя, теперь ты поздоровайся с собачкой. Ответь ей, ав – ав.
— А теперь к тебе пришел мишка. Он говорит У-У-У. Поздоровайся с мишкой, как он с тобой.
— А теперь к нам пришла киска и т.д.
Некоторые дети легко включаются в игру, с удовольствием повторяя за взрослыми. Другие, особенно в первое время предпочитают лишь наблюдать, в этом случае у вас получится сольное выступление, однако от него все равно будет большая польза.
Когда малыш освоиться, просите его показывать — кто как говорит, самостоятельно, не повторяя за вами.
Со временем эту игру можно усложнить. Пусть зверушки просят малыша не только повторить за ними звуки, но и показать, где его кроватка, стульчик, игрушки, мама, папа.
На следующем этапе ребенок должен не только показывать, но и назвать все окружающее предметы или людей. Играя с детьми до 1г. четырех месяцев, вполне уместно и в собственной речи использовать облегченные слова, но следом за ними надо обязательно давать образец правильного произношения.
По этому принципу строятся все занятия на развитие речи с детьми до полутора лет. Пока ребенка сложно побудить к произвольному произнесению слов, он начинает говорить, только тогда, когда это ему интересно.
Игры с куклами, надетыми на руку. Подавляющее большинство детей любит игру с куклами, которые взрослый может одеть на руку как перчатку. Такие куклы могут трогать малыша, брать его за руку, водить по дому, заглядывая во все уголки. Видимо они производят на малышей очень натуральное впечатление, потому что те даже не замечают руку взрослого и приходят в полный восторг от нового знакомого.
Первое время кукла просит малыша назвать все окружающие предметы. Освоив названия предметов, переходите к названию действий. Пусть кукла попросит малыша присесть, встать на носочки, повернуться кругом, поднять ручки, наклонить головку …
Кстати, если ребенок «подружиться» с одной из таких кукол, вы сможете с успехом использовать ее при приучении малыша к горшку, при попытке накормить его нелюбимым супом или призывая его отправиться в кровать.
Постепенно начинайте учить ребенка не только выполнять просьбы, но и самому просить. Для начала освойте просьбу: « Дай!». Важно чтобы ребенок не просто тянул на себя понравившийся предмет, издавая при этом невнятные звуки, а умел спокойно подойти и четко попросить «Дай, пожалуйста!».
Для этого пусть кукла возьмет в руки какой –нибудь небольшой предмет, по возможности яркий и новый, подойдет любая маленькая игрушка. Кукла достает из вашего кармана этот самый предмет и показывает ребенку со словами:
-Посмотри, что у меня есть.
Ребенок тут же потянется к предмету, но кукла не отдает его сразу, а объясняет, что нужно попросить, сказать «Дай, пожалуйста».
Научите ребенка тому, что можно не только просить дать, но и предлагать поменяться – отдать свою игрушку, а взамен взять чужую, на время. Эти навыки очень пригодятся вам, когда вы начнете гулять в детском коллективе.
Со временем научите ребенка словами выражать более сложные просьбы, например, что бы кукла спела, станцевала, пошла с ним.
Игра с новой игрушкой.
Прекрасные развивающие занятия можно устраивать каждый раз, как вы приобретаете малышу новую игрушку. Прежде всего- это отличный тренажер для репетиции навыков знакомства. Научите ребенка отвечать на вопрос «Как тебя зовут?». Пусть он познакомит новую игрушку со всеми, кто живет в его доме: с мамой, папой бабушкой. Взрослые должны отнестись к этой процедуре со всей серьезностью. Поздороваться, назвать свое имя и фамилию, а можно и профессию.
Все игры направленные на развитие речи в своей основе имеют один принцип — чем больше ребенок услышит сейчас, тем больше он потом скажет.
Источник