Игры для психического развития ребенка раннего возраста

Игры на развитие психических процессов

у детей раннего возраста

Важность развития ребёнка в возрасте от 1 года до 3 лет трудно переоценить. Так, по некоторым наблюдениям психологов, ребёнок в возрасте до 3лет приобретает от 60 до 70 % информации об окружающем мире, а за всю оставшуюся жизнь 30 – 40 %. Раньше говорили о том, что маленький ребёнок учится на собственном опыте и сам «открывает мир». Но в настоящий момент учёные доказали, что наиболее благоприятно развитие ребёнка протекает под влиянием продуманного воспитания и обучения, осуществляемого с учётом возрастных особенностей детей. Поэтому очень важно построить жизнь ребёнка так, чтобы он мог максимально использовать возможности данного возраста.  

Игры и упражнения для развития детей раннего возраста.

 Игры на развитие зрительной системы:

  1. «Какой мяч больше?» – различать величину предметов.
  2. «Бусинки» – чередование больших и маленьких бусинок + развитие мелкой моторики.
  3. «Круг, квадрат» – классификация по форме, чередование геометрических фигур.
  4. «Шарики и кубики» – чередование бусинок по форме.
  5. «Поручения». Например: маленькой собачке подари синий мячик. (Обучение различию цвета, размера, формы, узнаванию игрушек)
  6. «Мозаика» – сличение цветов + названия, чередование цветов.
  7. «Разноцветные бусинки» – чередование по цвету.
  8. «Сортировка по цвету» – различные предметы сортируются по цвету.
  9. «Пирамидка»
  10. «Матрёшка»
  11. «Шнуровка»

Игры на развитие слуховой системы:

1. «Узнай по звуку». Сидя спиной к взрослому ребёнок должен догадаться, чем произведён звук (материал: бумага, барабан, дудочка, колокольчик и т. д.).

2. «Кто внимательный?» – Изменяя силу голоса (то тихо, то громко) взрослый произносит задания, дети должны их выполнить.

3. «Тихо – громко» – взрослый стучит в бубен, когда он стучит тихо – дети должны идти на носочках, под громкое звучание бубна дети должны бегать.

4. «Где позвонили?» – дети должны с закрытыми глазами поворачивать голову в ту сторону, где звенит колокольчик (справа, слева, вверху, сзади).

5. Выполнение движений со словами текста, соотнесение движений и текста:

Мы ручки поднимаем,

Мы ручки опускаем,

Мы ручки подаём

И бегаем кругом. 

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Качаем головой,

Качаем головой.

6. Произнесение звукоподражаний тихо и громко.

Игры на развитие внимания:

1. «Кто что услышит?» – за ширмой взрослый производит различные звуки, дети отгадывают, чем произведён звук (можно использовать различные звучащие предметы: звонок, молоточек, бубен, дудочка, бумага, барабан и т. д.).

2. «Угадай, что надо делать». Взрослый стучит в бубен, если он стучит громко – дети поднимают флажки вверх и машут ими, если тихо – опускают флажки вниз.

3. «Угадай, на чём играю». Используются различные музыкальные игрушки: барабан, гармошка, бубен, органчик, дудочка и другие.

4. Игра «Солнце – дождик» (на прогулке), «Птички и автомобиль», «Мышки и кошка».

Игры на развитие памяти:

1. Разучивание коротких стихотворений (Например: Агнии Барто) по плану:

-стихотворение читается,

-ведётся разговор о действующих лицах, о совершаемых ими действиях,

-произносятся трудные слова,

-стихотворение произносится взрослым и детьми вместе,

-взрослый читает стихотворение, дети добавляют не законченные фразы (например: уронили мишку … куда? – на пол),

-дети индивидуально пробуют рассказать стихотворение (взрослый помогает).

2. Игра в прятки.

3. Разучивание потешек (пальчиковые игры).

4. Выполнение физкультурных минуток.

5. Разучивание коротких песенок с инсценировкой.

Игры на развитие воображения:

1. Рассказ – игра о домашнем животном (например: расскажи о котёнке. Какой он? Как он говорит? Как он ходит? и т. д.), так же подражать и описывать можно любых животных (например: зайку или корову).

2. Сюжетные игры (дочки – матери, больница, столовая и т.д.).

3. Игра «Какая игрушка?» – фигура – эталон нарисована на бумаге, дети должны найти игрушки похожие на данную фигуру.

4. Лепка, рисование, работа с природными материалами.

5. Пальчиковые игры («человечек», «слонёнок», «лодочка» и др.)

Игры на развитие мышления:

1. «Матрёшка», «Пирамидка», доски с вкладышами, логические кубы, игры со строительным материалом, «Мозаика», «Шнуровка», «Бусинки».

2. Обобщение (фрукты, овощи, деревья, домашние и дикие животные, их детёныши, времена года, посуда, вещи, мебель)

3. Игры на ориентировку в пространстве (право – лево, впереди, сзади, вверху, внизу)

4. Рассказ по картинке.

5. Сюжетные, ролевые игры.

6. Игры на воспроизведение последовательности действий (кукла проснулась, её надо одеть, причесать, заправить постель, накормить завтраком).

7. Чтение книжек. Пересказ коротких текстов, знакомых сказок, инсценировка сказок.

8.Разрезные картинки.

9. Кубики с картинками (4кубика).

Игры на развитие речи:

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Развитие речевого дыхания (песенка водички «С-с-с», надуй шарик «Ф-ф-ф», снегопад – дуть на ватку, дуть на отцветший одуванчик, на листики осенние – листопад).

3.Звукоподражание.

4. Отработка звуков на занятиях и дома.

(До 3 лет должны сформироваться следующие звуки: а, у, и, о, э, м, н, п, б)

5. Развитие мелкой моторики (игры с песком, с крупами – гречей, рисом, горохом, пшеном, шнуровка, логические кубы и т. д.)

Литература:

  1. Галанов А. С. Психическое и физическое развитие ребёнка от 1 года до  3 лет. – М.: АРКТИ, 2006.
  2. Галанова Т. В. Развивающие игры с малышами до трёх лет. – Ярославль: Академия развития, 1996.
  3. Гришвина А. В. и др. Игры – занятия с детьми раннего возраста с нарушениями умственного и речевого развития. – М.: Просвещение, 1988.
  4. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста/ Под ред. С. Л. Новосёловой. – М.: Просвещение, 1985.
  5. Пилюгина Э. Г. Сенсорные способности малыша. Развитие восприятия цвета, формы и величины у детей от рождения до трёх лет. М.: Мозаика – Синтез, 2003.
  6. Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста (1 – 3 года). М.: Мозаика – Синтез, 2007.

Источник

Автор: Бурчина Инна Владимировна
Должность: педагог –психолог
Учебное заведение: МАДОУ”Детский сад присмотра и оздоровления для детей с аллергическими заболеваниями № 77″
Населённый пункт: РТ, город Нижнекамск
Наименование материала: Статья
Тема: “Игры на развитие психических процессов у детей раннего возраста”
Дата публикации: 25.09.2018
Раздел: дошкольное образование

Читайте также:  Ребенок 4 месяц режим развитие

Игры

на

развитие

психических

процессов

у

детей

раннего

возраста

Важность развития ребёнка в возрасте от 1 года до 3 лет трудно переоценить. Так,

по некоторым наблюдениям психологов, ребёнок в возрасте до 3лет приобретает от 60 до

70 % информации об окружающем мире, а за всю оставшуюся жизнь 30 – 40 %. Раньше

говорили о том, что маленький ребёнок учится на собственном опыте и сам «открывает

мир». Но в настоящий момент учёные доказали, что наиболее благоприятно развитие

ребёнка протекает под влиянием продуманного воспитания и обучения, осуществляемого

с учётом возрастных особенностей детей. Поэтому очень важно построить жизнь ребёнка

так, чтобы он мог максимально использовать возможности данного возраста.

Игры и упражнения для развития детей раннего возраста.

Игры на развитие зрительной системы:

1.

«Какой мяч больше?» – различать величину предметов.

2.

«Бусинки» – чередование больших и маленьких бусинок + развитие мелкой моторики.

3.

«Круг, квадрат» – классификация по форме, чередование геометрических фигур.

4.

«Шарики и кубики» – чередование бусинок по форме.

5.

«Поручения». Например: маленькой собачке подари синий мячик. (Обучение различию

цвета, размера, формы, узнаванию игрушек)

6.

«Мозаика» – сличение цветов + названия, чередование цветов.

7.

«Разноцветные бусинки» – чередование по цвету.

8.

«Сортировка по цвету» – различные предметы сортируются по цвету.

9.

«Пирамидка»

10. «Матрёшка»

11. «Шнуровка»

Игры на развитие слуховой системы:

1. «Узнай по звуку». Сидя спиной к взрослому ребёнок должен догадаться, чем произведён

звук (материал: бумага, барабан, дудочка, колокольчик и т. д.).

2. «Кто внимательный?» – Изменяя силу голоса (то тихо, то громко) взрослый произносит

задания, дети должны их выполнить.

3. «Тихо – громко» – взрослый стучит в бубен, когда он стучит тихо – дети должны идти на

носочках, под громкое звучание бубна дети должны бегать.

4. «Где позвонили?» – дети должны с закрытыми глазами поворачивать голову в ту

сторону, где звенит колокольчик (справа, слева, вверху, сзади).

5. Выполнение движений со словами текста, соотнесение движений и текста:

Мы ручки поднимаем,

Мы ручки опускаем,

Мы ручки подаём

И бегаем кругом.

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Качаем головой,

Качаем головой.

6. Произнесение звукоподражаний тихо и громко.

Игры на развитие внимания:

1.

«Кто

что

услышит?»

за

ширмой

взрослый

производит

различные

звуки,

дети

отгадывают, чем произведён звук (можно использовать различные звучащие предметы:

звонок, молоточек, бубен, дудочка, бумага, барабан и т. д.).

2. «Угадай, что надо делать». Взрослый стучит в бубен, если он стучит громко – дети

поднимают флажки вверх и машут ими, если тихо – опускают флажки вниз.

3. «Угадай, на чём играю». Используются различные музыкальные игрушки: барабан,

гармошка, бубен, органчик, дудочка и другие.

4. Игра «Солнце – дождик» (на прогулке), «Птички и автомобиль», «Мышки и кошка».

Игры на развитие памяти:

1. Разучивание коротких стихотворений (Например: Агнии Барто) по плану:

-стихотворение читается,

-ведётся разговор о действующих лицах, о совершаемых ими действиях,

-произносятся трудные слова,

-стихотворение произносится взрослым и детьми вместе,

-взрослый

читает

стихотворение,

дети

добавляют

не

законченные

фразы

(например:

уронили мишку … куда? – на пол),

-дети индивидуально пробуют рассказать стихотворение (взрослый помогает).

2. Игра в прятки.

3. Разучивание потешек (пальчиковые игры).

4. Выполнение физкультурных минуток.

5. Разучивание коротких песенок с инсценировкой.

Игры на развитие воображения:

1. Рассказ – игра о домашнем животном (например: расскажи о котёнке. Какой он? Как он

говорит? Как он ходит? и т. д.), так же подражать и описывать можно любых животных

(например: зайку или корову).

2. Сюжетные игры (дочки – матери, больница, столовая и т.д.).

3. Игра «Какая игрушка?» – фигура – эталон нарисована на бумаге, дети должны найти

игрушки похожие на данную фигуру.

4. Лепка, рисование, работа с природными материалами.

5. Пальчиковые игры («человечек», «слонёнок», «лодочка» и др.)

Игры на развитие мышления:

1.

«Матрёшка»,

«Пирамидка»,

доски

с

вкладышами,

логические

кубы,

игры

со

строительным материалом, «Мозаика», «Шнуровка», «Бусинки».

2. Обобщение (фрукты, овощи, деревья, домашние и дикие животные, их детёныши,

времена года, посуда, вещи, мебель)

3. Игры на ориентировку в пространстве (право – лево, впереди, сзади, вверху, внизу)

4. Рассказ по картинке.

5. Сюжетные, ролевые игры.

6. Игры на воспроизведение последовательности действий (кукла проснулась, её надо

одеть, причесать, заправить постель, накормить завтраком).

7. Чтение книжек. Пересказ коротких текстов, знакомых сказок, инсценировка сказок.

8.Разрезные картинки.

9. Кубики с картинками (4кубика).

Игры на развитие речи:

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Развитие речевого дыхания (песенка водички «С-с-с», надуй шарик «Ф-ф-ф», снегопад –

дуть на ватку, дуть на отцветший одуванчик, на листики осенние – листопад).

3.Звукоподражание.

4. Отработка звуков на занятиях и дома.

(До 3 лет должны сформироваться следующие звуки: а, у, и, о, э, м, н, п, б)

5. Развитие мелкой моторики (игры с песком, с крупами – гречей, рисом, горохом, пшеном,

шнуровка, логические кубы и т. д.)

Литература:

1.

Галанов А. С. Психическое и физическое развитие ребёнка от 1 года до 3 лет. – М.:

АРКТИ, 2006.

2.

Галанова Т. В. Развивающие игры с малышами до трёх лет. – Ярославль: Академия

развития, 1996.

3.

Гришвина А. В. и др. Игры – занятия с детьми раннего возраста с нарушениями

умственного и речевого развития. – М.: Просвещение, 1988.

4.

Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста/ Под ред. С. Л. Новосёловой.

– М.: Просвещение, 1985.

5.

Пилюгина Э. Г. Сенсорные способности малыша. Развитие восприятия цвета, формы и

величины у детей от рождения до трёх лет. М.: Мозаика – Синтез, 2003.

Читайте также:  Характеристика социальной ситуации психического развития ребенка в раннем возрасте

6.

Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста (1 – 3 года). М.:

Мозаика – Синтез, 2007.

Источник

Людмила Никифорова
«Дидактическая игра в развитии психических процессов дошкольников» (раннего возраста, дошкольного возраста)

Ранний возраст:Память. С предметами: «Убери лишнее?» Развивать восприятие цвета, умение обобщать предметы по признаку цвета. Развивать внимание, память, усидчивость, наблюдательность, ориентировку в пространстве. Словесные: «Эхо» Учить, правильно и чётко произносить гласные звуки. Настольно-печатные: «Побери картинке пару» Учить сравнивать предметы, находить одинаковые. Внимание. С предметами: «А где мишуткина тарелка?» Учить детей сравнивать предметы по размеру (большой- маленький, сопоставлять их. Словесные: «Испорченный телефон» Развитие слухового внимания. Настольно-печатные: «Собери картинку» Развивать умение из отдельных частей (2-4 частей) составлять целый предмет. Мышление С предметами: «Кому что?» Развитие мыслительных операций. Словесные; «Чей малыш?» Знакомить с животным миром, способствовать развитию мышления. Настольно-печатные: «Найди похожий предмет» Учить детей соотносить предметы, изображённые на картине. Речь С предметами: «Что за предмет?» Учить правильно называть предмет. Словесные: «Паровоз» Отрабатывать правильное произношение гласного звука «У». Настольно-печатные: «Соберем урожай» Развитие номинативного словаря. Воображение. С предметами: «Волшебный мешочек» Учить называть предметы по их характерным признакам. Словесные: «А кто так говорит?» Обогащать знания о животном мире. Настольно-печатные: «Придумай животное сам» Учить комбинировать различные детали при создании нового образа. Восприятие. С предметами: «Веселые капельки» Знакомить детей с последовательностью размещения тонов в спектре, воспитывать внимательность, усидчивость. Словесные: «Раскрась свой домик» Упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов. Настольно-печатные: «Цветовое лото» Способствовать закреплению знаний и системе цветов.

Дошкольный возраст:Память. С предметами: «Что пропало?» Развивать зрительную память. Словесные:«Каскад слов» Развитие внимания, произвольности запоминания. Настольно-печатные: «Путешественники» Формировать знания о достопримечательностях и природных богатствах заповедных мест и городов. Внимание. С предметами: «Найди различия» Учить находить различие между предметами. Словесные: «Угадай, что это значит» Активизация зрительного внимания и памяти, развитие наблюдательности. Настольно-печатные: «Путаница» Развитие зрительного внимания и памяти, зрительно- пространственной ориентировки, воображения и логического мышления. Мышление С предметами: «Отвечай быстро» Воспитание быстроты и гибкости мышления, фор-мирование навыков классификации предметов. Словесные: «Найди общее» Развитие логического мышления. Настольно-печатные: «Белое-черное» Развивать логическое мышление; развивать быстроту реакции и сообразительность. Речь. С предметами: «Кузовок» Развитие слухового внимания, мышления, сообра-зительности, активизация словаря. Словесные: «Укрась Слово» Развивать мышление, пополнять словарный запас прилагательными. Настольно-печатные: «Пазлы» Развивать внимание, усидчивость, учить составлять рассказ описание по картинке. Воображение. С предметами: «Новое название предмета» Развивать творческое воображение детей. Словесные: «Несуществующее животное» Развивать творческое воображение детей. Настольно-печатные: «О чем говорит портрет?». Продолжить знакомство с детскими портретами, учить составлять связный рассказ. Восприятие. С предметами: «Украшаем ёлочку» Учить детей группировать оттенки по два оттенка каждого из шести цветов подбирать их по слову, обозначающему цвет. Словесные: «Кто наблюдательней» Развивать восприятие формы. Настольно-печатные: «Геометрическое лото» Учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрическими фигурами и подбирать предметы по геометрическому образу.

Источник

У ребенка есть страсть к игре,

и ее надо удовлетворять.

Надо не только дать ему вовремя поиграть,

но и пропитать игрой всю его жизнь.

А. Макаренко

Дети раннего возраста любят играть с игрушками, бытовыми предметами. Сначала они играют в одиночку, но с полутора лет их все чаще привлекают игры со сверстниками. В процессе игры дети приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, учатся общаться.

Что даёт ребёнку игра:

  • удовольствие;
  • знакомство с нормами, правилами жизни;
  • общение со сверстниками;
  • возможность выражать свои эмоции;
  • внутреннюю свободу: играю, где хочу, с кем хочу, сколько хочу, чем хочу.

Классификация игр, необходимых

для развития детей раннего возраста

Сенсорные игры. Сенсорика — от лат. sensus — чувство, ощущение. Эти игры дают опыт работы с самыми разнообразными материалами: песком, глиной, бумагой. Они способствуют развитию сенсорной системы: зрения, вкуса, обоняния, слуха, температурной чувствительности. Все органы, данные нам природой, должны работать, а для этого им необходима «пища».

Моторные игры (бег, прыжки, лазание) Моторика — двигательная активность. Не всем родителям нравится, когда ребёнок бегает по квартире, залезает на высокие предметы. Безусловно, прежде всего, надо подумать о безопасности ребёнка, но не стоит запрещать ему, активно двигаться.

Игра – возня. Это ещё одна разновидность игр, необходимых для развития ребенка раннего возраста. Взрослые часто запрещают подобные игры, считая их слишком шумными и не приносящими пользы. Но даже такая незамысловатая игра, как «куча мала», учит детей взаимодействию друг с другом, умению управлять своим телом, выплескивать эмоции. Чтобы ребенок получил опыт игры-возни, папы могут «померяться» с ним силой. Ребенок от подобного общения придет в восторг, а, кроме того, научится принимать и победу и поражение. Скорее всего, будет доволен и папа.

Именно от года до трех лет у детей формируется образ «телесного Я», они начинают осознавать свое тело, учатся управлять им. Пусть ребенок знакомится с окружающим миром: щупает, смотрит, нюхает, кувыркается.

Языковые игры. Это эксперименты со словами, звуками. Иногда дети доводят родителей до исступления, выкрикивая в течение дня одну и ту же бессмысленную фразу. Лучше подключиться к игре, например, добавить несколько рифмующихся слов.

Ролевые игры. Они начинают привлекать детей ближе к 2,5 годам. И еще раньше дети начинают кормить кукол, укладывать их спать, ну точь-в-точь как мама. Это зеркальное отражение поведения взрослых позволяет родителям узнать, как воспринимают их дети. Выбирая игру для ребенка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребенка, быть для него привлекательной.

Сенсомоторное развитие ребенка

Почему акцент в выборе игр для детей раннего возраста стоит делать на сенсорные и моторные игры? Сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления, речи.

Двигательная активность развивается в определенной последовательности: противостояние силам гравитации (ребенок поднимает голову, переворачивается на бок, на живот), ползание, лазание, ходьба, бег. Например, необходимый этап двигательного развития — ползание. В процессе освоения ползания формируются:

Читайте также:  Беременность развитие ребенка в утробе по неделям

—зрительно-моторная координация, определяющая впоследствии манипуляцию с предметами, рисование, письмо;

— межполушарное взаимодействие — координация работы левой и правой частей тела, что теснейшим образом связано с развитием мышления и речи ребенка;

—ориентация в пространстве;

—чувство равновесия.

Формирование и закрепление любых телесных навыков предполагает востребованность извне восприятия, эмоций, процессов саморегуляции (если не чувствуешь рук и ног, то как ими можно управлять?). Первичные движения ребенка — хватание, сосание, ползание, лазание — базируются на рефлексах. А началом рефлекса является сенсорная стимуляция: зрительная (ребенок увидел), тактильная (пощупал), звуковая (услышал).

Сенсомоторное развитие возможно лишь при взаимодействии ребенка со взрослыми, которые обучают его видеть, ощущать, слушать и слышать, т.е. воспринимать окружающий предметный мир.

Ведущая деятельность детей 1—3 лет — предметно-игровая. То, как взрослый играет с ребенком, каким жизненным опытом его обеспечивает, существенно влияет на эмоциональное развитие, способности к учебе и умение приспосабливаться к взрослой жизни.

Несформированный первично сенсомоторный базис приводит к повышению энергозатрат психики. Если задача, предлагаемая ребенку социумом, опережает физиологические возможности ребёнка, происходит энергетическое обкрадывание. Это плохо сказывается на процессах, развивающихся в данный момент времени. Ярким примером неадекватного распределения церебральной (мозговой) энергии является ранее (в 2-3 года) обучение ребёнка буквам и цифрам. Реакция (иногда отсроченная по времени) может сказаться в эмоциональных нарушениях, склонности ребёнка к частым заболеваниям, в аллергически явлениях, элементах логоневроза навязчивых движениях.

Отстающие в моторном развитии дети медлительны, тонкие дифференцированные движения удаются им с трудом, переключаемость и последовательность движений нарушены. Они с запозданием начинают захват игрушки, долго осваивают пинцетный захват предмета двумя пальцами, начинают ходить позже обычного срока.

Сенсорные игры

Игры с водой.

1. Выливаем, наливаем, сравниваем:

—сколько маленьких стаканчиков поместится в большую бутылку;

— наполнить бутылку до половины — она будет плавать;

— налить бутылку до верху – она будет тонуть;

—«фонтан» из бутылки.

2. Кидаем в воду все подряд (металл, дерево, резину, пластмассу бумагу, губки):

— тонет — не тонет;

— вылавливаем игрушки;

— «дождь» из губки.

3. эксперименты с подкрашенной водой: прозрачная – не прозрачная.

4. Лёд. Знакомим ребёнка с разной температурой: – холодно – тепло – горячо.

        растворяется – не растворяется, тает – не тает.

5. Создаем воронку: дуем в воду через трубочку.

Игры с тестом

Способствуют развитию мелкой моторики, процессов ощущения, расслабляют ребенка, снимают эмоциональное напряжение. Детям предлагается несколько комочков из цветного теста (красный, синий, желтый).

1. Пальчики шагают по лепешке (подушечки пальцев быстрыми движениями надавливают на середину и края лепешки).

2. На плоскую картинку из теста кладут ладошку, надавливают на тыльную сторону ладони.

3. Большим пальцем надавливают в середине лепешки.

4. Лепешку украшают горохом, фасолью.

5. Ребенку дают комочек теста оранжевого цвета «Лепим колобок» — раскатываем между ладонями шар, дети проговаривают: «Колобок, колобок, румяный бок».

6. Детям предлагают приклеить колобку глазки, рот, нос из фасоли.

7. Строят пирамидку, скрепляют шарики или кубики кусочками теста. Нанизывают шарики из теста на палочку, карандаш.

Моторные игры

Пальчиковая гимнастика (игры и упражнения по развитию мелкой моторики).

1. Делайте упражнения с массажным шариком (из су-джок терапии), грецкими орехами, шестигранными карандашами, желательно сопровождаемые стихотворным текстом. Длительность упражнений 2-3 мин (в зависимости от возраста). Одно упражнение повторяется 4—6 раз; пальцы левой и правой рук следует нагружать равномерно (упражнение выполняется сначала правой, потом левой рукой, затем двумя одновременно); после каждого упражнения нужно расслаблять пальцы рук (потрясти кистями).

2. «Танцуйте» пальцами и хлопайте в ладоши.

3. Занимайтесь с детьми мозаикой, играми с мелкими деталями, мелкими игрушками, счетными палочками.

4. Попробуйте технику рисования пальцами. Добавьте в краски соль или песок для эффекта массажа.

5. Организуйте игры с водой, тестом. 

6. Давайте детям лущить горох и чистить арахис.

7. Мытье посуды и уборка стола после еды — прекрасная возможность потренировать мелкие пальцевые мышцы.

Развитие умственных способностей

ребенка раннего возраста

Понятия

  • Обращайте внимание детей на видимые связи понятий и предметов в окружающей обстановке, таких как тень на полу, линии в рисунке ковра.
  • Читайте книги и истории, где имеются повторяющиеся понятия и действия («Волк и семеро козлят», «Три поросенка»).
  • Давайте детям задания нарисовать предметы с противоположными значениями. Например, тонкую и толстую линию, цветной и черно-белый рисунок.
  • Обсуждайте с детьми времена года, очередность месяцев, дней в неделе.
  • Поговорите об организме человека. Как мы вдыхаем и выдыхаем воздух? Как бьется наше сердце?
  • Разучите с детьми стихи, в которых есть обозначение понятий.

Например:

Плечи, коленки, Носки, голова, Носики, ушки, Рот и глаза.

Привлекательность новизны

  • Меняйте детские игрушки, делайте перестановку в комнате и привлекайте к процессу детей. Убедитесь, что дети готовы к этому. Слишком частые изменения могут вселять неуверенность.
  • Прячьте на время часть игрушек (на пару месяцев), а потом возвращайте.
  • Вырезайте с детьми силуэты из бумаги.
  • Попробуйте говорить простые слова наоборот.

Перекрёстные движения

        Левое полушарие контролирует правую сторону тела, а правое контролирует левую. Мы нуждаемся в равноценной работе обоих полушарий, необходимо формирование межполушарного взаимодействия.

  • Начинайте каждый день с  зарядки, в которую включены упражнения на перекрестные движения рук и ног. Например, наклонитесь и достаньте рукой правый носок ног и наоборот.
  • Играйте в «Ладушки»
  • Разучите несколько упражнений на координацию движений. Например, хлопните правой ладонью о левое колено, затем хлопните в ладоши и поменяйте ногу.
  • Двигайтесь под музыку, пользуясь лентами и шарфами. Пусть дети размахивают ими.
  • Расположите предметы на столе так, чтобы детям надо было тянуться за ними.

Источник