Игры для психического развития ребенка
Роль игры в психическом развитии ребенка
1. Значение и виды игр
Игровая деятельность – естественная потребность ребенка, в основе которой лежит интуитивное подражание взрослым. Игра необходима для подготовки подрастающего поколения к труду, она может стать одним из активных методов обучения и воспитания.
Игра – это особый вид деятельности человека. Она возникает в ответ на общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни.
Чтобы игры стали подлинным организатором жизни людей, их активной деятельности, их интересов и потребностей, необходимо, чтобы в практике воспитания было богатство и разнообразие игр. Детская жизнь может быть интересна и содержательна, если дети будут иметь возможность играть в разные игры, постоянно пополнять свой игровой багаж.
Каждый отдельный вид игры имеет многочисленные варианты. Дети очень изобретательны. Они усложняют и упрощают известные игры, придумывают новые правила и детали. Они не пассивны по отношению к играм. Это для них всегда творческая изобретательская деятельность.
Детские игры за весь период советской формации не собирались, не обобщались, значит, не классифицировались. Прав известный психолог А. Н. Леонтьев, утверждавший: «… чтобы подойти к анализу конкретной игровой деятельности ребенка, нужно встать на путь не формального перечня тех игр, которые он играет, а проникнуть в их действительную психологию, в смысл игры для ребенка. Только тогда развитие игры выступит для нас в своем истинном внутреннем содержании».
Наиболее распространенные теории игр в 19 – 20 веках:
К. Гросс считал, что игра является бессознательной подготовкой молодого организма к жизни.
К. Шиллер, Г. Спенсер объясняли игру простой тратой избыточной энергии, накапливаемой ребенком. Она не расходуется на труд и поэтому выражается в игровых действиях.
К. Бюллер подчеркивал обычную увлеченность, с которою играют дети, утверждал, что весь смысл игры заключается в том удовольствии, которое она доставляет ребенку.
З. Фрейд считал, что ребенок побуждается к игре чувством собственной неполноценности.
Хотя приведенные объяснения игры кажутся неодинаковыми, однако все эти авторы утверждают, что в основе игры лежат инстинктивные, биологические потребности ребенка: его влечения и желания.
Принципиально иначе подходят к объяснению игры русские и советские ученые:
А. И. Сикорский, П. Ф. Каптерев, П. Ф. Лесгат, К. Д. Ушинский высказываются за своеобразие игры как подлинно человеческой деятельности.
Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, а затем многие педагоги и психологи углубили анализ игры и строго научно объяснили эту своеобразную детскую деятельность.
Игры детей характеризуются следующими особенностями:
1. игра представляет собой форму активного отражения ребенком окружающей его жизни людей.
2. отличительной особенностью игры является и сам способ, которым ребенок пользуется в этой деятельности
3. игра, как и всякая другая человеческая деятельность, имеет общественный характер, поэтому она меняется с изменением исторических условий жизни людей
4. игра является формой творческого отражения ребенком действительности.
5. игра есть оперирование знаниями, средство уточнения и обогащения, путь упражнений, а значит, и развитие познавательных и нравственных способностей и сил ребенка.
6. в развернутой форме игра представляет собой коллективную деятельность
7. разносторонне развивая детей, сама игра тоже изменяется и развивается.
Существуют разные виды игр: подвижные, дидактические, игры – драматизации, конструктивные.
В раннем детстве возникают и начинают формироваться элементы ролевой игры. В ролевой игре дети удовлетворяют свое стремление к совместной жизни со взрослыми и в особой, игровой форме воспроизводят взаимоотношения и трудовую деятельность взрослых людей.
А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец называли ролевую игру ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. Ролевая игра возникает и существует в связи с другими видами детской практики: в первую очередь с наблюдениями окружающей жизни, слушанием рассказов и беседами со взрослыми.
Д. Б. Эльконин на основе анализа этнографических исследований пришел к выводу, что ролевая игра возникла в ходе исторического развития общества, в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений, то есть она социальна по своему происхождению. Появление игры связано не с действием каких – то врожденных, инстинктивных сил, а с определенными условиями жизни ребенка в обществе. Детство удлинилось, и вместе с возникновением ролевой игры возник и новый этап в психическом развитии ребенка – дошкольный возраст. Д. Б. Эльконин подчеркивал, что удлинение детства происходит не путем надстраивания нового периода над уже имеющимся, а путем своеобразного вклинивания.
Игра социальна не только по происхождению, но и по своему содержанию. Все исследователи, описывающие ролевую игру, указывали, что на нее огромное влияние оказывает окружающая ребенка действительность, что сюжеты детских игр обусловлены социальными, бытовыми, семейными условиями жизни ребенка.
Сюжетно – ролевая игра заключается в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними. То есть в игре ребенок моделирует взрослых, их взаимоотношения.
Сюжетно- ролевая игра возникает на границе раннего и дошкольного возрастов и достигает своего расцвета в середине дошкольного детства.
Д. Б. Эльконин выделил в структуре сюжетно – ролевой игры такие составляющие, как сюжет – та сфера действительности, которая отражается в игре;
Те моменты в деятельности и отношениях взрослых, которые воспроизводит ребенок, составляют содержание игры;
Сюжет и содержание игры воплощаются в роли;
Развитие игрового действия, роли и правил игры происходит на протяжении дошкольного детства по следующим линиям: от игр с развернутой системой действий и скрытыми за ними ролями и правилами – к играм со свернутой системой действий, с ясно выраженными ролями, но скрытыми правилами – и, наконец, к играм с открытыми правилами и скрытыми за ними ролями. Д. Б. Эльконин показал, что центральным компонентом сюжетно – ролевой игры выступает роль – соответствующий принятым в обществе нормам, правилам способ поведения людей в различных ситуациях.
Кроме этого вида игры дошкольник осваивает игры с правилами, которые способствуют интеллектуальному развитию ребенка, совершенствованию основных движений и двигательных качеств.
Таким образом, игра изменяется и достигает к концу дошкольного возраста высокого уровня развития. В развитии игры выделяют две основные фазы или стадии. Для первой стадии (3 – 5 лет) характерно воспроизведение логики реальных действий людей; содержанием игры являются предметные действия. На второй стадии (5 – 7 лет) моделируются реальные отношения между людьми, и содержание игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека.
2.Роль игры в психическом развитии ребенка
Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка.
В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребенка. В игре складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение.
Игра влияет на все стороны психического развития, что неоднократно подчеркивали как педагоги, так и психологи. Так, А. С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, как у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. И вся история отдельного человека как деятеля или работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу».
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у ребенка начинает развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше. Сознательная цель выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Если ребенок не хочет быть внимательным к тому, что требует от него предстоящая игровая ситуация, если не запоминает условия игры, то он просто изгоняется сверстниками.
Игровая ситуация действия в ней оказывает постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок учится действовать с заместителем предмета – он дает заместителю новое игровое название и действует с ним в соответствии с названием. Постепенно игровые действия с предметами сокращаются, ребенок научается мыслить о предметах и действовать с ними в умственном плане. Таким образом, игра в большой мере способствует тому, что ребенок постепенно переходит к мышлению в плане представлений.
В тоже время опыт игровых и особенно реальных взаимоотношений ребенка в сюжетно – ролевой игре ложится в основу особого свойства мышления, позволяет стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить свое собственное поведение.
Ролевая игра имеет определенное значение для развития воображения.
Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том , что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретаются основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчинятся правилам, содержащиеся во взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.
Продуктивные виды деятельности ребенка – рисование, конструирование – на разных этапах дошкольного детства тесно слито с игрой. Интерес к рисованию , конструированию первоначально возникает как игровой интерес, направленный на процесс создания рисунка, конструкции в соответствии с игровым замыслом. И только в среднем и старшем дошкольном возрасте интерес переносится на результат деятельности, и она свободна от влияния игры.
Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью. Учение вводит взрослый, оно не возникает непосредственно из игры. Но дошкольник начинает учиться играя – он к учению относится как к своеобразной ролевой игре с определенными правилами. Однако, выполняя эти правила, ребенок незаметно для себя овладевает элементарными учебными действиями.
Очень большое влияние игра оказывает на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого включенного в него ребенка определенного уровня развития речевого общения. Необходимость объясняться со сверстниками стимулирует развитие связной речи. В игре дети учатся полноценному общению друг с другом. Младшие дошкольники еще не умеют по – настоящему общаться со сверстниками.
В среднем и старшем дошкольном возрасте дети, несмотря на присущий им эгоцентризм, договариваются друг с другом, предварительно распределяя роли, а также и в процессе самой игры.
Если по какой – то серьезной причине распадается совместная игра, разлаживается и процесс общения.
Игра как и другие виды деятельности, требуют от дошкольника проявления определенных нравственно – волевых качеств, установления контактов со сверстниками.
Для того, чтобы игра происходила успешно, ребенок должен обладать умениями, которые были охарактеризованы А. П. Усовой как качества «общественности». К таким умениям она относила умение действовать сообща, устанавливать связи с другими детьми, умение найти свое место среди играющих, проявить инициативу и убедить других, чтобы они в игру приняли, быть внимательным к сверстникам, умение не только оказывать влияние на детей, организуя их, но и подчиняться определенным требованиям сверстников, считаться с их мнением. Эти качества формируются и проявляются в процессе общения в совместных играх детей.
В игре при решении коммуникативных организационных вопросах могут возникать ссоры, конфликты. Как отмечает Н. С. Пантина, дети часто ссорятся не потому, что реализация игровой деятельности вызывает у партнеров много различных представлений относительно действий того или иного участника.
Характер конфликтов в игре свидетельствует о ее развитии как совместной деятельности.
Игра как ведущая деятельность имеет особое значение для развития знаковой функции речи ребенка. Усвоение знаковой функции речи ведет к коренной перестройке всех психических функций ребенка. В игре развитие знаковой функции осуществляется через замещения одних предметов другими.
В игре ребенок постигает специфические знаки двоякого типа: индивидуальные условные знаки, имеющие мало общего по своей чувственной природе с обозначаемым предметом; иконические знаки, чувственные свойства которых визуально приближены к замещаемому предмету.
Индивидуальные условные знаки и иконические знаки в игре берут на себя функцию отсутствующего предмета, которые они замещают.
Действия замещения, кроме того, способствуют развитию у ребенка свободного обращения с предметами и используя их не только в том качестве, которое было усвоено в первые годы жизни, но и по – другому.
Игра как ведущая деятельность имеет особое значение для развития рефлексивного мышления.
Рефлексия – способность человека анализировать свои собственные действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями, а также с действиями, поступками, мотивами других людей. Рефлексия способствует адекватному поведению человека в мире людей.
Игра ведет к развитию рефлексии, поскольку в игре возникает реальная возможность контролировать то, как выполняется действие, входящее в процесс общения. Двойная позиция играющего – исполнитель и контролер – развивает способность соотносить свое поведение с поведением некоего образца. В ролевой игре возникают предпосылки к рефлексии как чисто человеческие способности осмысливать свои собственные действия, потребности и переживания с действиями, потребностями и переживаниями других людей.
Игра способствует становлению произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением – подчинение правилам – складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности. Произвольность предполагает наличие образа поведения, которым следует ребенок, и контроля.
К 7 годам ребенок все больше начинает ориентироваться на нормы и правила; регулирующие его поведение, образы становятся более обобщенными. При наиболее благоприятных вариантах развития детей, к моменту поступления в школу они способны управлять своим поведением в целом, а не только отдельными действиями.
В игре развивается мотивационно – потребностная сфера ребенка. Возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели. Теперь, в игре со сверстниками, ему легче отрешиться от своих мимолетных желаний. Его поведение контролируется другими людьми, он обязан следовать определенным правилам, вытекающим из его роли, и не имеет права не изменять общий рисунок роли, ни отвлечься от игры на что – то постороннее.
В развитой ролевой игре с ее замысловатыми сюжетами и сложными ролями, создающими достаточно широкий простор для импровизации, у детей формируется творческое воображение.
Игра способствует становлению произвольной памяти, в ней преодолевается так называемый познавательный эгоцентризм.
Таким образом, в дошкольном возрасте игра становится самостоятельной деятельностью ребенка, он осваивает разные виды игр, с помощью игр дошкольник « входит в разные сферы социальной действительности, расширяя возможности познания этих сфер».
Заключение
Таким образом, игра оказывает положительное влияние на формирование взаимодействия и взаимоотношения детей .Игры снимают психологические барьеры, вселяют уверенность в собственных силах, улучшают общение детей со сверстниками и взрослыми.
По Л. С. Выготскому, игра является движущей силой развития ребенка, разработанная в отечественной педагогике концепция становления детской личности рассматривает игру как ведущую деятельность ребенка – дошкольника.
Г. Н. Волков говорит, что игра удивительно разнообразная и богатая сфера деятельности детей. Игры – уроки жизни. В ходе игры дети не только выполняют игровые действия, но и проявляют отношения к партнеру по игре. Это отношение обусловлено, с одной стороны, ролью, а с другой – личностными отношениями детей.
Источник
Значение игры для психического развития ребенка.
Автор Выготский Л.С. видит в игре основу развития, которая позволяет формировать знания, навыки и важные составляющие будущей личности ребенка. Благодаря игровой деятельности, дети учатся, формируются, меняются и воспитываются. Игра развивает, формируя наиболее благоприятную основу жизни ребенка. Анализируя игровую деятельность, диагностируют и понимают уровень развития ребенка. Автор Ушинский К.Д. считает, что «дитя в своих играх обнаруживает без притворства всю свою душевную жизнь».
Суть игровой деятельности ребенка заключается также в полноценном воспитании и его развитии. Данный аспект был сформирован еще в далеком XIX веке Сикорским А.И., который считал, что «одним из главных пособий или орудий умственного развития в раннем детстве является неутомимая умственная деятельность, которую обычно называют играми и забавами». Стоит отметить, что педагогика не имеет не единого направления в системе, которое хоть каким-нибудь образом не касалось бы игры.
В процессе игры дети получают от нее обратную связь, которая выражается определенными достижениями. Именно это их мотивирует и побуждает к действиям. Важно отметить, что она может выражаться из вне, в виде похвалы от родителей или ровесников, а также внутри них сами и детского коллектива посредством понимания ответственности от своих поступков.
В итоге, дети играют с каким-нибудь гимнастическим снарядом, испытывая приятные эмоции, напрягая мускулы, или залезают на высоту, что позволяет им видеть то, чего не увидишь с земли. Теряя устойчивость, он выбирает наиболее комфортное положение своего тела. Родители и воспитатели могут оказать серьезную поддержку детям, тем самым проявляя обратную связь, столь важную для ребенка. Множество замечаний, среди которых, например, может быть такая: «Вот теперь крепко держишься за перекладину”, могут принести гораздо более значимую пользу, нежели простая похвала.
Подводя итоги вышесказанному, можно сделать выводы о том, что игра развивает эмоциональную и познавательную сферы жизни ребенка, способствуя зарождению социально значимых качеств.
Среди задач в области психического развития детей стоит обучение контролю собственного поведения, внимания, эмоционального состояния. Это позволяет формировать произвольность его психической деятельности, что лежит в основе подготовки к школе. Иными словами, психологическое обучение ребенка исключает доминирующее слово «хочу», приучая к таким словам, как «надо», «нужно», «можно», «нельзя». Именно они составляют основу произвольного поведения, заставляя ребенка делать серьезный вклад в развитие произвольности собственной деятельности. Речь идет о личностных особенностях и качествах ребенка.
Крайне важно, чтобы дети научились контролировать собственную импульсивность, а также проявляли инициативность, выбирая цели, и упорно достигали их собственными силами.
Основу психического развития ребенка составляет линия личностного развития, которое взаимосвязано с работой над улучшением Я-концепции. В течении своего развития дети познают мир и себя в нем, выбирая свое собственное место. Опыт взаимодействия с вещами и людьми, накапливается в ходе его взросления. Итогом должна стать внутренняя гармония ребенка и его мира.
Со временем поведение ребенка становится более устойчивым, приобретая независимость от изменчивости внешних обстоятельств. Таким образом, конфликтность между возможностями и потребностями ребенка определяет развитость произвольности его психической деятельности. Умение регулировать поведение определяет детское понимание мира и его места в нем.
Сюжет игры позволяет увлечь его деятельностью и вызвать определенный уровень положительной мотивации, освободить его от страхов, например, связанных с учебой, сменой обстановки и людьми. Это позволяет облегчить восприятие учебной деятельности, создавая комфортные условия для ее реализации. «Ребенок, желая, выполняет, думая, действует». Моделируя различные ситуации, ребенок чувствует себя «источником» обучения.
Стоит обратить внимание на то, что если младшего ребенка поместить в игру со старшим, то первый, в свою очередь, будет стремиться на уровень развития второго. Подростковый возраст уникален тем, что игра стимулирует осмысление собственного отношение к миру и эмоциям, идеализируя образ «Я».
Игра толкает на желание исследовать, т.е. поиск и приобретение новых сведений. Познавательность, наблюдательность, сообразительность и любознательность в моделируемой ситуации, позволяет ребенку учиться адаптироваться в пространстве и времени, развивая пространственно-временные функции в нем. Игры также помогают формировать навыки чтения в начальной школе.
Игровая деятельность может формировать сложную организацию движений, которая стимулирует отработку имеющихся и улучшать новые. Игра оказывает влияние снятие заторможенности у детей с невротичными расстройствами. Кроме того, можно развить и речевую деятельность. «Если в полтора года дошкольник открывает для себя тот факт, что всякая вещь имеет свое имя, то в игре ребенок узнает, что у каждой вещи есть свой смысл, каждое слово имеет свое значение, которое может замещать вещь». Ребенок опирается назначения предметов. Однако, важно обратить внимание, что ему важно понимать вещи, как материальных заместителей слово. Таким образом, его действия приобретают обобщенность и могут сопровождаться речью.
Игра позволяет переименовывать предметы, создавая такое понятие, как «ролевая речь». Оно формирует роль говорящего и выявляет его направленность. Например, экспериментальное формирование сюжетно-ролевых игр у детей, имеющих умственные отклонения, при формировании ролевого поведения обогащает детскую речь, придавая ей большую функциональность. Игра формирует планирующую речь, делая ее инструментом для эмоционального отношения к предмету. Ролевые игры кукольного театра позволяют преодолеть заикание и речевые дефекты у детей, обладающих ими.
Активная игра с оторванными от предметов значениями, способствует развитию воображения и творческому потенциалу у ребенка, благодаря преобразованию окружающего мира. Именно это приводит порой к весьма нестандартным результатам.
Игровая деятельность позволяет перевести мышление ребенка на более продвинутый уровень «децентрированного» мышления и преодолеть познавательный эгоцентризм. При этом можно сформировать нестандартное мышление, обобщение и категоризацию, так как ребенка в игре не акцентирует свое внимание на предметной ситуации, получая ее обобщенный характер. От развернутых действий к умственным действиям, их оречевлению и умозаключениям можно побудить развитие абстрактного мышления в ходе игры.
Ролевая игра развивает произвольное внимание и память посредством желания, отражая внутреннее содержание роли и правила ее исполнения, улучшая обучение в школе. Кроме того, она также формирует самосознание ребенка, позволяя проводить идентификацию посредством отождествления себя с образом или ролью образа в сюжетно-ролевой игре. Идентификация формирует межличностную децентрацию и произвольность. По мнению Выготского Л.С. «ребенок учится в игре своему «Я».
В процессе отождествления себя с другими ребятами, дети в ходе игры отеляются друг от друга. Таким образом, происходит формирование собственных позиций, появляется возможность посмотреть на себя со стороны, и желание занять место другого ребенка. Кроме того, это мотивирует к победе или достижению успеха в занимаемой роли.
Межличностная децентрация обладает в онтогенезе 4-мя уровнями:
– уровень 0 представляет собой недифференцированное и эгоцентрическое восприятие окружающего мира;
– уровень 1 является дифференцированным эгоцентрическим восприятием окружающих, позволяющим ребенку видеть отличия своей точки зрения от чужой, однако, не разделяя ее;
– уровень 2 позволяет формировать рефлексы и навыки принятия чужой точки зрения, анализируя ситуацию и понимая способности других людей. В данном случае еще не сформирована способность к интеграции, из-за чего ребенок меняет точку зрения одну на другую;
– уровень 3 формирует восприятие и интерпретацию реальных ситуаций в различном трактовании людьми, в частности от третьих лиц.
Формирование 2-х последних уровней межличностной децентрации осуществляется при складывании сюжетно-ролевой игры и игры с правилами. Объясняется это тем, что «созвучна социальной природе ребенка, довольно рано появляющейся у него необходимости в общении со взрослыми, которая превращается в тенденцию жить одной жизнью со взрослыми». Стоит отметить, что децентрация осуществляется исключительно в коллективной ролевой игре, побуждающей ребенка принимать и учитывать в игре свою условную, партнерскую и предметную позиции. Игра формирует также механизм вероятной смены позиции.
Игровая деятельность позволяет зародится способности к децентрации, что, в свою очередь, представляет собой важное условие социализации ребенка и некий костяк для когнитивных способностей ребенка. Именно игра способна гармонично объединить, обучить и развить множество уникальных способностей у ребенка.
«Когда тот или иной вид игры перестает быть основной деятельностью, то он начинает превращаться в форму организации жизни и деятельности ребенка. В таком качестве у игры уже иное значение, отдельное место в жизни детей, она вносит очередной вклад в их психическое развитие. В этом и только в этом качестве игра может быть средством обучения, средством, которое используется для организации и обеспечения воспитательно-образовательного процесса, средством, применяемым в психокоррекционной педагогике и т.д.». Все этапы формирования и виды игр позволяют ребенку развиваться интеллектуально, эмоционально и нравственно.
Многие преподаватели и психологи, изучающие игровую деятельность, выявили значимость игры в психическом развитии ребенка. Отечественный преподаватель Ушинский К.Д. считает, что «для дитяти игра – действительность, и действительность, гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интересней она для ребенка потому, что отчасти есть его собственное создание. В игре ребенок живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов. В действительной жизни дитя не более, как дитя, существо, не имеющее еще никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни; в игре же дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями».
Игра также налаживает важную коммуникацию среди детей и налаживает их взаимоотношение. Усанова А.П. со своими учениками провела исследование, в результате которого выявила уровни развития взаимоотношений в детском коллективе:
– неорганизованное поведение разрушает игру других детей в результате, например, отобранной или сломанной игрушки и пр. Чаще всего такое поведение определяется у детей дошкольного возраста. Они относятся к игре с некоторой агрессией, побуждающей к разрушению;
– одиночные игры исключают взаимоотношения между детьми, препятствуя совместной игровой деятельности. Однако умение организовать игру для себя самого позволяет стимулировать коллективные игры;
– рядные игры собирают детей за одним столом, где каждый преследует собственную игровую цель и реализует свой персональный замысел. Ребенок осознает на данном уровне свое отношение к игре другого, что формирует естественное объединение участников игры;
– кратковременное общения и взаимодействие вовлекает ребенка в общий замысел игры. Благодаря общему желанию, дети начинают подбирать в ходе игры соответствующие предметы и игрушки. На данном уровне существует вероятность того, что дети могут изменить замысел игры, что говорит об отсутствии организационных способностей и умения планировать игровую деятельность. На данном уровне у детей также еще не сформирована способность налаживать связь и зависимость от общей деятельности;
– длительное общение-взаимодействие исходя из интересного содержания игровой деятельности формирует ответственное отношение к своей роли у каждого ребенка в ходе игры. Ребенок может самостоятельно дать качественную характеристику своим и чужим действиям исходя из поставленных задач совместной игры. На длительность игровой деятельности оказывает влияние заинтересованность участников. Здесь дети проявляют самостоятельность и могут придумывать необычные сюжеты в ходе организации игры, долгое время играя в нее;
– постоянное взаимодействие, преследуя общие интересы и избирательность симпатий. В ходе завязываемой дружбы дети могут уступать друг другу в выборе сюжета, распределении ролей, при этом согласовывая собственные действия.
Игровая ситуация и действия с ней влияют на умственное развитие ребенка дошкольного возраста. Игра позволяет ребенку учится совершать действия с заместителем предмета. Иными словами, ребенок может дать заместителю новое игровое название и действовать с ним в соответствии с названием. Предмет представляет собой заместителя, который служит опорой в мышлении ребенка. Действия с предметами позволяют ребенку мыслить о реальном предмете. Через какой-то промежуток времени действий с предметами становится значительно меньше. Ребенок начинает думать о предметах и совершать действия с ними, исходя из собственных соображений. Таким образом, ребенок в результате игры начинает мыслить и представлять различные образы.
Ролевая игра развивает воображение. Для детей старшего дошкольного возраста не обязательно уже иметь предметы-заместители и многие игровые действия. Дети учатся тому, чтобы уметь отождествлять предметы и действия, которые связаны с ними, создавая новые ситуации собственного воображения. Стоит отметить, что рисование и конструирование можно также связать с игрой, разыгрывая соответствующий сюжет. Например, это могут быть нарисованные животные, которые сражаются и догоняют друг друга или ветер, срывающий висящие яблоки и т.д.
Игра может быть направлена и на учебную деятельность. Выполняя определенные правила, дети изучают особые учебные действия. Дошкольники в ходе игры приобретают базовые знания обучающей программы.
Игра позволяет развить рефлексивное мышление. Рефлексия – это анализ своих поступков и их причин, сравнение их с общепринятыми нормами поведения и действиями других людей. Ролевая игра дает предпосылки к рефлексии, которая представляет собой переосмысление собственных действий и предугадывание реакции других людей. При правильно поставленной игре она позволяет развивать и улучшать движения ребенка-дошкольника. Сложные двигательные способности познаются ребенком в обучении, однако, игра формирует комфортные условия, совершенствующие их в дальнейшем.
Игра заставляет осознанно воспринимать и улучшать новые движения. Развитая ролевая игра, обладая запутанностью в сюжетах и сложностью ролей, можно создать масштабную импровизацию, что позволяет формировать у детей творческое воображение.
Игра развивает произвольную память. В качестве механизма, который управляет детским поведением, выступают правила. Они возникают по ходу игры и появляются в разных видах деятельности. Произвольность предопределяет существование примеров поведения и контроля для ребенка. В данном случае в качестве примера выступает образ иного человека, которому подражает ребенок.
Самоконтроль у дошкольников появляется в конце его развития, в связи с чем для ребенка важен внешний контроль, который исходит от его товарищей по игре. Контролируя друг друга, они постепенно переходят к самоконтролю, отводя в сторону внешний контроль.
Игра влияет на интеллектуальное развитие ребенка. Сначала происходит развитие словами, мыслями о предмете, несмотря на то что мыслительная деятельность опирается пока еще на реальные предметы. Развитие игры с предметами осуществляется путем их уменьшения и обобщения, представляя собой некий переход к умственным действиям, которые представляются в виде обобщения предметов, их сравнения, отвлечения понятий от предмета и воображения.
Игра помогает ребенку подготовиться к школьному обучению, формируя особые умственные действия. Ролевая игра развивает множество форм психической деятельности ребенка-дошкольника и формирует его личность. Ребенком с удовольствием выполняет возложенные на него взрослые роли, это мотивирует его к действиям, воспитывая ответственность.
Игра рождает множество мимолетных желаний, которые вызваны привлекательностью разных предметов, находящихся в распоряжении ребенка. Кроме того, в данном вопросе участвуют также и роли, к которым прибегают дети. Однако им стоит исключать их для того, чтобы развивать побудительные мотивы.
Эльконин Д.Б. считает, что «в ходе разрешения этого конфликта, который имеет место практически в любой ролевой игре, формируется две особо важные особенности мотивационной сферы ребенка: во-первых, здесь происходит формирование соподчинения мотивов, подчинение ситуативных мотивов более общим и высоким; во-вторых, здесь начинают формироваться сами мотивы более высокого типа, которые связаны с исполнением принятых на себя обязанностей».
Игра позволяет развить мотивационно-потребностный сегмент детей. Выполняя в игровой форме разные задачи, которые отражают определенное социальное значение, детьми начинают осваивать общественные функции, отношения и принятые нормы поведения в обществе. Исходя из этого, можно судить о том, что игра формирует важные стороны личностного развития ребенка в обществе. Благодаря этому игра носит порой название «королевы детства», как определили Эльконин Д.Б.
Источник