Игры для эмоционального развития ребенка

Игры для эмоционального развития ребенка thumbnail

Мария Соболева
Картотека игр для развития эмоциональной сферы детей

Картотека игр

на развитие эмоциональной сферы детей

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем поведении.

Поступая в детский сад, ребенок попадает в новые, непривычные условия, в окружение незнакомых ему взрослых и детей, с которыми приходится налаживать взаимоотношения. В этой ситуации педагогам и родителям необходимо объединить усилия для обеспечения эмоционального комфорта ребенка, развития умения общаться со сверстниками.

Игра «Детский сад»

Цель: развивать способность распознавать и выражать различные эмоции.

Выбираются два участника игры, остальные дети – зрители. Участникам предлагается разыграть следующую ситуацию – за ребенком в детский сад пришли родители. Ребенок выходит к ним с выражением определенного эмоционального состояния. Зрители должны отгадать, какое состояние изображает участник игры, родители должны выяснить, что произошло с их ребенком, а ребенок рассказать причину своего состояния.

Игра «Художники»

Цель: развивать способность и выражать различные эмоции на бумаге.

Участникам игры предъявляются пять карточек с изображением детей с разными эмоциональными состояниями и чувствами. Нужно выбрать одну карточек и нарисовать историю, в которой выбранное эмоциональное состояние является основной сюжета. По окончании работы проводится выставка рисунков. Дети отгадывают, кто является героем сюжета, а автор работы рассказывает изображенную историю.

Игра «Четвертый лишний»

Цель: развитие внимания, восприятия, памяти, распознавание различных эмоций.

Педагог предъявляет детям четыре пиктограммы эмоциональных состояний. Ребенок должен выделить одно состояние, которое не подходит к остальным:

-радость, добродушие, отзывчивость, жадность;

-грусть, обида, вина, радость;

-трудолюбие, лень, жадность, зависть;

-жадность, злость, зависть, отзывчивость.

В другом варианте игры педагог зачитывает задания без опоры на картинный материал.

-грусти, огорчается, веселиться, печалиться;

-радуется, веселиться, восторгается, злиться;

-радость, веселье, счастье, злость;

Игра «Кого – куда»

Цель: развивать способность распознавать различные эмоции.

Педагог выставляет портреты детей с различными выражениями эмоциональных чувств, состояний. Ребенку нужно выбрать тех детей, которых:

-можно посадить за праздничной стол;

-нужно успокоить, подбирать;

-обидел воспитатель;

Ребенок должен объяснить свой выбор, называя признаки, по которым он понял, какое настроение у каждого изображенного на рисунке ребенка.

Игра «Что было бы, если бы.»

Цель: развивать способность распознавать и выражать различные эмоции.

Взрослый показывает детям сюжетную картинку, у героя (ев) которой отсутствует (ют) лицо (а). Детям предлагается назвать, какую эмоцию они считают подходящей к данному случаю и почему. После этого взрослый предлагает детям изменить эмоцию на лице героя. Что было бы, если бы он стал веселым (загрустил, разозлился и т. д.?

Можно разделить детей на группы по количеству эмоций и каждой группе предложить разыграть ситуацию. Например, одна группа придумывает и разыгрывает ситуацию, герои которой злятся, другая – ситуацию, в которой герои смеются.

Игра «Что случилось?»

Цель: учить детей распознавать различные эмоциональные состояния, развивать эмпатию.

Педагог выставляет портреты детей с различными выражениями эмоциональных состояний, чувств. Участники игры поочередно выбирают любое состояние, называют его и придумывают причину, по которой оно возникло: «Однажды я очень сильно,» потому что…» Например, «Однажды я очень сильно обиделся, потому что мой друг….»

Игра «Выражение эмоций»

Цель: Развивать умение выразить мимикой лица удивление, восторг, испуг, радость, грусть. Закрепить знание русских народных сказок. Вызвать у детей положительные эмоции.

Педагог читает отрывок из русской сказки «Баба Яга»:

«Баба Яга бросилась в хатку, увидела, что девочка ушла, и давай бить кота и ругать, зачем он не выцарапал девочке глаза».

Дети выражают жалость

Отрывок из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»:

«Алёнушка обвязала его шелковым поясом и повела с собою, а сама-то плачет, горько плачет…»

Дети выражают грусть (печаль).

Педагог зачитывает отрывок из сказки «Гуси-лебеди»:

«И они прибежали домой, а тут и отец с матерью пришли, гостинцев принесли».

Дети выражают мимикой лица – радость.

Отрывок из сказки «Царевна-змея»:

«Оглянулся казак, смотрит – стог сена горит, а в огне красная девица стоит и говорит громким голосом: – Казак, добрый человек! Избавь меня от смерти».

Дети выражают удивление.

Педагог читает отрывок из сказки «Репка»:

«Тянут – потянут, вытащили репку».

Дети выражают восторг.

Отрывок из сказки «Волк и семеро козлят»:

«Козлята отворили дверь, волк кинулся в избу…»

Дети выражают испуг.

Отрывок из русской народной сказки «Терешечка»:

«Старик вышел, увидел Терешечку, привел к старухе – пошло обнимание!»

Дети выражают радость.

Отрывок из русской народной сказки «Курочка Ряба»:

«Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Дед и баба плачут».

Дети выражают мимикой лица печаль.

В конце игры отметить тех детей, которые были более эмоциональными.

«Крошка Енот»

Цель: развивать способность распознавать и выражать различные эмоции.

Один ребенок – Крошка Енот, а остальные его отражение («Тот, который живет в реке».) Они сидят свободно на ковре или стоят в шеренге. Енот подходит к «реке» и изображает разные чувства (испуга, интереса, радости, а дети точно отражают их с помощью жестов и мимики. Затем на роль Енота поочередно выбираются другие дети. Игра заканчивается песней «От улыбки, станет всем теплей».

Картотека игр и упражнений

ЭМОЦИЯ ГНЕВ

[/b]

Гнев, злость

Гнев – одна из важнейших эмоций человека, и в тоже время одна из самых неприятных.

Злой, агрессивный ребенок, драчун и забияка – большое родительское огорчение, угроза благополучию детского коллектива, «гроза» дворов, но одновременно и несчастное существо, которое никто не понимает, не хочет приласкать и пожалеть. Детская агрессивность – признак внутреннего эмоционального неблагополучия, сгусток негативных переживаний, один из неадекватных способов психологической защиты. Поэтому наша задача помочь ребенку избавиться от накопившегося гнева конструктивными методами, т. е. мы должны научить дошкольника доступным способам выражения гнева, не причиняющим вреда окружающим.

Игра «Ласковые лапки»

Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия.

Ход игры: взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т. д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть: взрослый объясняет, что по руке будет ходить зверек и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой зверек прикасался к руке – отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

Вариант игры: «зверек» будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.

Упражнение “Злюка”.

Цель: развивать способность распознавать ми различные эмоции с помощью мимики и пантомимики.

Детям предлагается представить, что в одного из ребенка “вселились” злости и гнев и превратили его в Злюку. Дети становятся в круг, в центре которого стоит Злюка. Все вместе читают небольшое стихотворение:

-Жил (а)-был (а) маленький (ая) мальчик (девочка).

-Маленький (ая) мальчик (девочка) сердит (а) был (а).

-Ребенок, выполняющий роль Злюки, должен передать с помощью мимики и пантомимики соответствующее эмоциональное состояние (сдвигает брови, надувает губы, размахивает руками). При повторении упражнения всем детям предлагается повторить движения и мимику сердитого ребенка.

Игра «Волшебные мешочки»

Цель: снятие психонапряжения детей.

Детям предлагается сложить в первый волшебный мешочек все отрицательные эмоции: злость, гнев, обиду и пр. В мешочек можно даже покричать. После того, как дети выговорились, мешочек завязывается и прячется. Затем детям предлагается второй мешочек, из которого дети могут взять те положительные эмоции, которые они хотят: радость, веселье, доброту и пр.

Упражнение «Закончи предложение»

«Злость – это когда…»

«Я злюсь, когда…»

«Мама злится, когда…»

«Воспитатель злится, когда…»

«А теперь закроем глаза и найдем на теле место, где у вас живет злость. Какое это чувство? Какого оно цвета? Перед вами стоят стаканы с водой и краски, окрасьте воду в цвет злости. Дальше, на контуре человека найдите место, глее живет злость, и закрасьте это место цветом злости».

Упражнение «Уходи, злость, уходи!»

Цель: снятие агрессивности.

Играющие лежат на ковре по кругу. Между ними подушки. Закрыв глаза, они начинают со всей силы быть ногами по полу, а руками по подушкам, с громким криком «Уходи, злость, уходи!» Упражнение продолжается 3 минуты, затем участники по команде взрослого ложатся в позу «звезды», широко раздвинув ноги и руки, спокойно лежат, слушая спокойную музыку, еще 3 минуты.

Картотека игр и упражнений

Эмоция Удивления

Удивление — это самая кратковременная эмоция. Удивление возникает внезапно. Если у вас есть время подумать о событии и порассуждать о том, удивляет вас произошедшее или нет, значит, вы не испытали удивления. Вы не можете удивляться долго, если только поразившее вас событие не открывается для вас своими новыми неожиданными гранями. Удивление никогда не растягивается. Когда вы перестаете испытывать удивление, то оно исчезает зачастую так же быстро, как и возникло.

Упражнение «Закончи предложение».

«Удивление – это, когда…»

«Я удивляюсь, когда…»

«Мама удивляется, когда…»

«Воспитатель удивляется, когда…»

Упражнение “Зеркало”.

Предложить детям посмотреть в зеркало, представить себе, что там отразилось что-то сказочное, и удивиться. Обратить внимание детей на то, что каждый человек удивляется по-своему, но, несмотря на разницу, в выражениях удивления всегда есть что-то похожее. Вопрос:

Что общего в том, как вы изображали удивление?

Игра “Фантазии”.

Предлагается детям продолжить начало удивительных приключений:

К нам пришел слон.

Мы оказались на другой планете.

Внезапно исчезли все взрослые.

Волшебник ночью поменял все вывески на магазинах.

Этюд Фокус на выражение удивления

Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было. Из чемодана выпрыгнула собака.

Этюд “Погода изменилась”.

Детям предлагается представить себе, как вдруг, неожиданно для всех, закончился дождь и выглянуло яркое солнышко. И это произошло так быстро, что даже воробьи удивились.

Вопрос:

Что с вами произошло, когда вы представили себе такие неожиданные перемены в погоде?

h4]]Картотека игр и упражнений

Эмоция Страх[/h4]

Страх

Это одна из первых эмоций, которую испытывает новорожденный младенец; связана с ощущением опасности. Уже в первые месяцы жизни ребенок начинает пугаться, сначала резких звуков, затем незнакомой обстановки, чужих людей. С ростом ребенка часто вместе с ним растут и его страхи. Чем больше расширяются знания малыша, и развивается фантазия, тем больше он замечает опасностей, которые подстерегают каждого человека. Грань между нормальным, охранительным страхом и страхом патологическим нередко оказывается размытой, но в любом случае страхи мешают ребенку жить. Они его тревожат и могут вызвать невротические расстройства, которые проявляются в виде тиков, навязчивых движений, энуреза, заикания, плохого сна, раздражительности, агрессивности, плохом контакте с окружающими, дефиците внимания. Это далеко не полный перечень неприятных последствий, к которым приводит не преодоленный детский страх.

Страхам особенно подвержены ранимые, чувствительные, повышено самолюбивые дети. Самые распространенные страхи у дошкольников – это страх темноты, ночных кошмаров, одиночества, сказочных хулиганов, бандитов, войны, катастроф, уколов, боли, врачей.

Помочь ребенку преодолеть появившиеся страхи должны взрослые, и в первую очередь, родители.

Упражнение «Одень страшилку».

Цель: дать детям возможность по – работать с предметом страха.

Педагог заранее готовит черно-белые рисунки страшного персонажа: Бабу- Ягу. Он должен «одеть его» при помощи пластилина. Ребенок выбирает пластилин нужного ему цвета, отрывает маленький кусочек и размазывает его внутри страшилки. Когда дети «оденут» страшилку, они рассказывают о ней группе, что этот персонаж любит и не любит, кого боится, кто его боится?

Упражнение «Дорисуй страшного».

Цель: помочь детям в проявлении чувств по отношению к предмету страха.

Ведущий заранее готовит незавершенные черно – белые рисунки страшного персонажа: скелета…Он раздает детям и просит дорисовать его. Затем дети показывают рисунки и рассказывают истории про них.

Упражнение «Азбука настроений».

Цель: научить детей находить конструктивный выход из ситуации, ощущать эмоциональное состояние своего персонажа.

«Посмотрите, какие картинки я вам принесла (кошка, собака, лягушка). Все они испытывают чувство страха. Подумайте и решите, кого из героев сможете показать каждый из вас. При этом надо сказать о том, чего боится ваш герой и чего надо сделать, чтобы его страх пропал.

Упражнение «Конкурс боюсек».

Цель: предоставить детям возможность актуализировать свой страх поговорить о нем.

Дети быстро передают мяч по кругу и заканчивают предложение: «Дети боятся…». Кто не сможет придумать страх, выбывает из игры. Повторяться нельзя. В конце определяется победитель конкурса «боюсек».

Упражнение «Рыбаки и рыбка».

Цель: снятие психомышечного напряжения, страха прикосновения.

Выбирается две рыбки. Остальные участники встают парами лицом друг к другу в две линии, берут друг друга за руки – образуя собой «сеть». Ведущий объясняет детям, что маленькая рыбка случайно попалась в сеть и очень хочет выбраться. Рыбка знает, что это опасно, но впереди ее ждет свобода. Она должна проползти на животе под сцепленными руками, которые при этом задевают ее по спине, слегка поглаживают, щекочут. Выползая из сети, рыбка ждет свою подругу, ползущую за ней, они вместе берутся за руки и становятся сетью.

Игра «Пчелка в темноте»

Цель: коррекция боязни темноты, замкнутого пространства, высоты.

Ход игры: пчелка перелетала с цветка на цветок (используются детские скамейки, стульчики, тумбы разной высоты, мягкие модули). Когда пчелка прилетела на самый красивый цветок с большими лепестками, она наелась нектара, напилась росы и уснула внутри цветка. Используется детский столик или высокий стул (табуретка, под который залезает ребенок. Незаметно наступила ночь, и лепесточки стали закрываться (столики и стулья покрываются материей). Пчелка проснулась, открыла глаза и увидела, что кругом темно. Тут она вспомнила, что осталась внутри цветка и решила поспать до утра. Взошло солнышко, наступило утро (материя убирается, и пчелка вновь стала веселиться, перелетая с цветка на цветок. Игру можно повторять, усиливая плотность ткани, тем самым увеличивая степень темноты. Игра может проводиться с одним ребенком или с группой детей.

Упражнение «Воспитай свой страх».

Цель: коррекция эмоции страха.

Дети вместе с педагогом придумывают, как воспитать страх, чтобы сделать страшилку доброй, пририсовать ей воздушные шары, нарисовать улыбку, или сделать страшилку – смешной. Если ребенок боится темноты, нарисовать свечку и т. д.

Упражнение «Мусорное ведро».

Цель: снятие страхов.

Ведущий предлагает рисунки страхов разорвать на мелкие кусочки и выбросить в мусорное ведро, тем самым, избавляясь от своих страхов.

Картотека игр и упражнений

Эмоция Радость

Радость

Фактором, отражающим эмоциональное благополучие ребенка, является состояние удовольствия и радости. Радость характеризуется как приятное, желанное, позитивное чувство. При переживании этой эмоции ребенок не испытывает ни психологического, ни физического дискомфорта, он беззаботен, чувствует себя легко и свободно, даже движения его становятся легче, сами по себе принося ему радость.

В детские годы эмоция радости может быть вызвана вполне определенными видами стимуляции. Ее источником для ребенка является ежедневное общение с близкими взрослыми, проявляющими внимание и заботу, в игровом взаимодействии с родителями и сверстниками. Эмоция радости выполняет важную функцию в формировании чувства привязанности и взаимного доверия между людьми.

Для знакомства с эмоцией радости используются различные упражнения.

Упражнение на разыгрывание историй.

Цель: развитие выразительных движений, способности понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать собственное.

«Сейчас я расскажу вам несколько историй, и мы попробуем их разыграть, как настоящие актеры».

История 1 «Хорошее настроение»

«Мама послала сына в магазин: «Купи, пожалуйста, печенье и конфеты,- сказала она,- мы попьем чаю и пойдем в зоопарк». Мальчик взял у мамы деньги и вприпрыжку побежал в магазин. У него было очень хорошее настроение».

Выразительные движения: походка – быстрый шаг, иногда вприпрыжку, улыбка.

История 2 «Умка».

«Жила- была дружная медвежья семья: папа медведь, мама медведь и их маленький сыночек- медвежонок Умка. Каждый вечер мама с папой укладывали Умку спать. Медведица его нежно обнимала и с улыбкой пела колыбельную песенку, покачиваясь в такт мелодии. Папа стоял рядом и улыбался, а потом, начиная подпевать маме мелодию».

Выразительные движения: улыбка, плавные покачивания.

Игра с зеркалом.

«Сегодня мы с вами попытаемся встретиться со своей улыбкой в зеркале. Возьмите зеркало, улыбнитесь, найдите ее в зеркале и закончите по очереди предложение: «Когда я радуюсь, моя улыбка похожа на…»

Этюд «Встреча с другом»

У мальчика был друг. Но вот настало лето, и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал с родителями на юг. Скучно в городе без друга. Прошел месяц. Однажды идет мальчик по улице и вдруг видит, как на остановке из троллейбуса выходит его товарищ. Как же обрадовались они друг другу!

Упражнение «Изобрази…»

Цель: закрепление у детей полученных знаний о чувстве радости. «Давайте поиграем в игру, я назову по имени одного из вас, брошу ему мяч и попрошу, например, «… изобрази радостного зайчика».

Тот из вас кого я назову, должен поймать мяч, изображая зайчика, говорит следующие слова: «Я – зайчик. Я радуюсь, когда…»

Составители: Соболева М. Ю., Сушкова В. С.

Источник

Óëûáêà ìëàäåíöà

Ïðèõîäÿ â ýòîò ìèð, ìàëåíüêèé ðåáåíîê íà÷èíàåò âïèòûâàòü â ñåáÿ âñå, ÷òî ïðîèñõîäèò âîêðóã, îñîçíàâàòü, ïîäðàæàòü. Îí ðàçâèâàåòñÿ, ó÷èòñÿ õîäèòü, ãîâîðèòü, èãðàòü, îáùàòüñÿ. Ìû ñòàðàåìñÿ ïîìî÷ü åìó â ýòîì: ïîêóïàåì ðàçâèâàþùèå èãðóøêè, êíèæêè, èñïîëüçóåì ðàçíûå ìåòîäèêè. Î÷åíü ÷àñòî, â ïîãîíå çà èíòåëëåêòóàëüíûì èëè ôèçè÷åñêèì ðàçâèòèåì, ìû çàáûâàåì î ðàçâèòèè ýìîöèîíàëüíîì. Ìû ó÷èì ñêëàäûâàòü è âû÷èòàòü â 3 ãîäà, ÷èòàòü â 4, ïîêóïàåì âñåâîçìîæíûå ýíöèêëîïåäèè ñ áîëüøèì îáúåìîì èíôîðìàöèè î æèâîòíûõ, êîñìîñå, îáî âñåì íà ñâåòå, íî çàáûâàåì îáúÿñíèòü ðåáåíêó, êàê íóæíî ðåàãèðîâàòü â òîé èëè èíîé ñèòóàöèè. Çàáûâàåì ðàññêàçàòü, ÷òî ïîìèìî òûñÿ÷è ñîçâåçäèé íà íåáå, çäåñü, íà çåìëå, âîêðóã ìàëûøà, äà è â íåì ñàìîì, åñòü ìàññà ðàçëè÷íûõ ýìîöèé è ÷óâñòâ. È âîò óæå ê 6-7 ãîäàì âîñïèòàòåëè è ðîäèòåëè ïûòàþòñÿ çàïèñàòü ðåáåíêà â ðàçðÿä “òðóäíûõ”, à îí ïðîñòî íå ìîæåò ïîíÿòü è íå óìååò âûðàçèòü ñâîè ýìîöèè. Íå çíàåò, êàê ðåàãèðîâàòü íà ýìîöèè îêðóæàþùèõ. È ïîïûòêà âûðàçèòü ñåáÿ ïðèîáðåòàåò ðåçêèå, ïîðîé ãðóáûå ôîðìû.

 ìëàäåí÷åñòâå ðåçêèå ýìîöèè, òàêèå êàê: ïëà÷, êðèê – íîñÿò íåïðîèçâîëüíûé õàðàêòåð è âûðàæàþò íåóäîáñòâî, êîòîðîå èñïûòûâàåò ðåáåíîê (ãîëîä, õîëîä, áîëü è òä.) Íî ðåáåíîê ðàñòåò è ó÷èòñÿ óïðàâëÿòü ñâîèìè ýìîöèÿìè. È íå òîëüêî ñäåðæèâàòü, íî è âîçäåéñòâîâàòü èìè íà îêðóæàþùèõ èëè âûðàæàòü ñâîè ïåðåæèâàíèÿ. Íå äàëè îòíÿòü ó ñîñåäà ïî ïåñî÷íèöå èãðóøêó? È òóò æå êðèê ðàçíîñèòñÿ ïî ðàéîíó. È ýòî óæå íå ïðîñòî êðèê îáèäû, à åùå è êðèê òðåáîâàíèÿ – ÿ õî÷ó, äàéòå.

Ññîðà íà äåòñêîé ïëîùàäêå

Ìàëåíüêèå äåòè ñïîíòàííû â ñâîèõ ýìîöèÿõ. Ãðóñòíî – ïëà÷ó, ðàäîñòíî – ñìåþñü, áîëüíî – êðè÷ó. Îíè íå óïðàâëÿþò ýìîöèÿìè. Ñêîðåå ýìîöèè óïðàâëÿþò ìàëûøàìè. Ïëà÷åò ñîñåäñêèé ìàëûø – ïëà÷ó è ÿ… Ðåáåíîê íå êîíòðîëèðóåò ýìîöèîíàëüíûå ïðîöåññû, èìåííî ïîýòîìó, òàê ðåçêè áûâàþò ñìåíû íàñòðîåíèÿ. Òîëüêî ÷òî îí ïëàêàë, à ÷åðåç ñåêóíäó óæå ñìååòñÿ, çàìåòèâ íà âåòêå âîðîáüÿ. Åùå íåò îñîçíàíèÿ ÷óâñòâ è êîíòðîëÿ íàä ýìîöèÿìè, íåò ïîíèìàíèÿ ïðàâèëüíîñòè èëè íåïðàâèëüíîñòè ïðîèñõîäÿùåãî. Âñå ñèþìèíóòíîå: õî÷ó èãðóøêó – áåðó, íå õî÷ó – áðîøó.

Àìåðèêàíñêèé ïñèõîëîã X. Äæàéíîòò îòìå÷àë âàæíóþ ïñèõîëîãè÷åñêóþ îñîáåííîñòü äåòåé 3-ëåò: èíäèâèäóàëèçì. Ñ åãî òî÷êè çðåíèÿ, äëÿ äåòåé ýòîãî âîçðàñòà ñîâåðøåííî åñòåñòâåííî íå âñåãäà èñïûòûâàòü ÷óâñòâî ñòûäà çà òî, ÷òî ñäåëàë ÷òî-òî íåõîðîøåå: òîëêíóë ìàëûøà â ïåñî÷íèöå, îòîáðàë èãðóøêó, ðàçðóøèë êóëè÷èêè. È òîëüêî ïîñòåïåííî, çíàêîìÿñü ñ ïðàâèëàìè ïîâåäåíèÿ â îáùåñòâå, ðåáåíîê íà÷èíàåò âåñòè ñåáÿ â ñîîòâåòñòâèè ñ ýòèìè òðåáîâàíèÿìè.

Êàê ïðàâèëî, ó 5-7 ëåòíåãî ðåáåíêà âñå ýìîöèîíàëüíûå ïðîÿâëåíèÿ óæå èìåþò îïðåäåëåííóþ ìîòèâàöèþ. Åñëè ó ðåáåíêà ðåçêî ìåíÿåòñÿ íàñòðîåíèå – íàäî èñêàòü ïðè÷èíó. Óæå êàêèå-òî êîíêðåòíûå ñîáûòèÿ ïðèâîäÿò ê ãðóñòè, ïå÷àëè èëè ðàäîñòè.
 íàøå âðåìÿ âñå ÷àùå âñïîìèíàþò ôåíîìåí “çàñóøåííîãî ñåðäöà” (îòñóòñòâèÿ ÷óâñòâ), î êîòîðîì ïèñàë Ë.Ñ. Âûãîòñêèé. È ýòî íå óäèâèòåëüíî. Ïðè íûíåøíåì ðèòìå æèçíè ìíîãèå ðîäèòåëè ïîääàþòñÿ èñêóøåíèþ âêëþ÷èòü ìóëüòôèëüìû èëè ïîñàäèòü ðåáåíêà çà êîìïüþòåðíóþ èãðó âìåñòî òîãî, ÷òîáû âìåñòå ïî÷èòàòü, âìåñòå ïîèãðàòü èëè ïðîñòî çàíÿòüñÿ äîìàøíèìè äåëàìè, íî, îïÿòü æå, âìåñòå ñ ðåáåíêîì. Îòñóòñòâèå îáùåíèÿ ïðèâîäèò ê âíóòðåííåìó îùóùåíèþ íåíóæíîñòè, íåçàùèùåííîñòè è ê âîçíèêíîâåíèþ ðàçëè÷íûõ ñòðàõîâ.

Îäèíîêàÿ äåâî÷êà

Âñå áîëüøå ïîãðóæàÿñü â ìèð âèðòóàëüíûé, äåòè ïåðåñòàþò îáùàòüñÿ. Âåäü æèâîå îáùåíèå, ðàñïîçíàâàíèå è ïåðåäà÷à ýìîöèé òðåáóåò îïðåäåëåííûõ óñèëèé è çíàíèé. Ðåáåíêó, âîâðåìÿ íå ïîëó÷èâøåìó ýòè çíàíèÿ, î÷åíü ñëîæíî íàéòè êîíòàêò ñî ñâåðñòíèêàìè.

Îáùåíèþ, âçàèìîäåéñòâèþ ñ îêðóæàþùèìè, ðåàêöèÿì íà òó èëè èíóþ ñèòóàöèþ ðåáåíîê ó÷èòñÿ íåïîñðåäñòâåííî ó îêðóæàþùèõ åãî ëþäåé.  ïåðâóþ î÷åðåäü, ó ðîäèòåëåé. Ó ñàìûõ áëèçêèõ è ëþáèìûõ, êîìó õî÷åòñÿ ïîäðàæàòü è ÷åé àâòîðèòåò íå ïîääàåòñÿ ñîìíåíèþ. Äåòè ïåðåíèìàþò ìàíåðû, ìèìèêó, ïîäðàæàþò èíòîíàöèÿì, ïåðåíèìàþò îöåíêó ñîáûòèé, ëþäåé. Èìåííî ïîýòîìó î÷åíü âàæíî ñëåäèòü çà ñëîâàìè è ýìîöèÿìè, åñëè ðÿäîì ðàñòåò ìàëåíüêèé ÷åëîâå÷åê. Âîñïèòàòåëè, äðóçüÿ, òîâàðèùè ïî èãðå – âñå îíè òîæå ñëóæàò ïîëîæèòåëüíûì èëè îòðèöàòåëüíûì ïðèìåðàìè ðåàêöèé íà îêðóæàþùèé ìèð. Êîíå÷íî, íåìàëîå çíà÷åíèå èìåþò è îáðàçöû ïîâåäåíèÿ ñêàçî÷íûõ ïåðñîíàæåé, ñ êîòîðûìè ìû çíàêîìèì ñâîèõ äåòåé ÷åðåç êíèæêè, ñêàçêè, ìóëüòôèëüìû, ñïåêòàêëè.

Íî âñå-òàêè, ëó÷øå âñåãî ó÷èòñÿ ðåáåíîê â æèâîì îáùåíèè, à ñàìûé èíòåðåñíûé è çàõâàòûâàþùèé ñïîñîá – ýòî èãðà.  èãðå ìîæíî ñìîäåëèðîâàòü ðàçíûå ñîáûòèÿ, ïðåäëîæèòü ðåáåíêó ïîáûòü íà ìåñòå ðàçíûõ ïåðñîíàæåé. Îáúÿñíèòü ëþáóþ ñèòóàöèþ ëåãêî è íåíàâÿç÷èâî.  èãðå äåòè ó÷àòñÿ êîíòàêòèðîâàòü äðóã ñ äðóãîì, ó íèõ ôîðìèðóþòñÿ íðàâñòâåííûå ïðèíöèïû, ïîíÿòèÿ î ïîâåäåíèè â îáùåñòâå. Äåòè âûðàæàþò ñåáÿ ÷åðåç èãðó è ó÷àòñÿ ïîíèìàòü äðóãèõ.  èãðå ëåãêî ïîêàçàòü, êàê ìîæíî âûðàæàòü ñâîè ýìîöèè íå òîëüêî ñëîâàìè, íî è æåñòàìè, ìèìèêîé, ïàíòîìèìèêîé (âûðàæåíèåì ÷åðåç äâèæåíèÿ ÷åëîâå÷åñêîãî òåëà), ãîëîñîì (ìåíÿÿ òåìáð, èíòîíàöèè, ãðîìêîñòü, âûñîòó).

Äëÿ ðàçâèòèÿ ýìîöèîíàëüíîé ñôåðû ìëàäøèõ äîøêîëüíèêîâ ìîæíî èñïîëüçîâàòü ñëåäóþùèå èãðû:

1. Òðåíèðóåì ýìîöèè

Ïîïðîñèòå ðåáåíêà:

Íàõìóðèòüñÿ, êàê îñåííÿÿ òó÷à;
êàê ðàññåðæåííûé ÷åëîâåê;
êàê çëàÿ âîëøåáíèöà.
Óëûáíóòüñÿ, êàê ñîëíöå;
êàê õèòðàÿ ëèñà;
êàê ðàäîñòíûé ÷åëîâåê;
êàê áóäòî îí óâèäåë ÷óäî.
Ðàçîçëèòüñÿ, êàê ðåáåíîê, ó êîòîðîãî îòíÿëè ìîðîæåííîå;
êàê äâà áàðàíà íà ìîñòó;
êàê ÷åëîâåê, êîòîðîãî óäàðèëè.
Èñïóãàòüñÿ, êàê ðåáåíîê, ïîòåðÿâøèéñÿ â ëåñó;
êàê çàÿö, óâèäåâøèé âîëêà;
êàê êîòåíîê, íà êîòîðîãî ëàåò ñîáàêà.
Óñòàòü, êàê ÷åëîâåê, èäóùèé â ãîðó;
êàê ÷åëîâåê, ïîäíÿâøèé áîëüøîé ãðóç;
êàê ìóðàâåé, ïðèòàùèâøèé áîëüøóþ ìóõó.
Îòäîõíóòü, êàê òóðèñò, ñíÿâøèé òÿæåëûé ðþêçàê;
êàê ðåáåíîê, êîòîðûé ìíîãî ïîòðóäèëñÿ, íî ïîìîã ìàìå;
êàê óñòàâøèé âîèí ïîñëå ïîáåäû.
Êðàñî÷íûå ëàäîøêè

2. Ðèñóåì

Âàðèàíòû ýòîé èãðû îãðàíè÷åíû òîëüêî âàøåé ôàíòàçèåé. Äëÿ èãðû âàì ïîíàäîáÿòñÿ: êðàñêè, êàðàíäàøè, ôëîìàñòåðû, ðó÷êè, áóìàãà. Ìîæíî ïîïðîñèòü ðåáåíêà íàðèñîâàòü ñâîå íàñòðîåíèå èëè íàñòðîåíèå êàêîãî-íèáóäü ïåðñîíàæà. Ðèñóíîê ìîæåò áûòü ñþæåòíûé, à ìîæåò áûòü è àáñòðàêòíûé. Ìîæíî íðèñîâàòü, ÷òî ÷óâñòâóåò ðåáåíîê êîãäà âèäèò áàáî÷êó èëè êîãäà óñòàë. Ïîèãðàòü ñ öâåòàìè îòîáðàæàÿ ðàçíûå ýìîöèè è ò.ï.

3. Êîëå÷êî

Äåòè ñàäÿòñÿ â êðóã. Âåäóùèé ïðÿ÷åò â ëàäîíÿõ êîëå÷êî. Ðåáåíêó ïðåäëàãàåòñÿ ñìîòðåòü âíèìàòåëüíî íà ëèöà ñîñåäåé è ïîñòàðàòüñÿ óãàäàòü, êòî èç íèõ ïîëó÷èë â ñâîè ëàäîøêè êîëå÷êî îò âåäóùåãî. Óãàäàâøèé ñòàíîâèòñÿ âåäóùèì.

4. Çåðêàëî

Âåäóùèé èçîáðàæàåò êàêóþ-ëèáî ýìîöèþ, à ðåáåíîê äîëæåí åå ïîâòîðèòü è óãàäàòü. Íàïðèìåð, óäèâëåíèå: ðîò ÷óòü-÷óòü ïðèîòêðûò, êîí÷èêè áðîâåé ïðèïîäíÿòû, ãëàçà øèðîêî îòêðûòû. Âîçìîæåí äðóãîé âàðèàíò èãðû: âåäóùèé ïîêàçûâàåò ýìîöèþ, à ðåáåíîê äîëæåí ïîêàçàòü ïðîòèâîïîëîæíóþ. Íàïðèìåð: ðàäîñòü – ãðóñòü.

5. Óãàäàé ýìîöèþ

Ýìîöèè â ñõåìàõ

Äëÿ ýòîé èãðû âàì ïîíàäîáÿòñÿ èçîáðàæåíÿ ðàçíûõ ýìîöèé. Äëÿ ýòîãî ïîäáåðèòå ïîäõîäÿùèå ôîòîãðàôèè èëè âûðåçêè èç æóðíàëîâ.  äàëüíåéøåì ìîæíî áóäåò ïåðåéòè íà êàðòî÷êè ñî ñõåìàòè÷åñêèì èçîáðàæåíèåì ýìîöèé. Äåòÿì î÷åíü íðàâÿòñÿ èãðû ñ äåìîíñòðàöèîííûìè êàðòî÷êàìè, ïîýòîìó èõ èñïîëüçîâàíèå áóäåò ñîçäàâàòü äîïîëíèòåëüíîå âîçäåéñòâèå.

Ïóñòü ðåáåíîê âûáåðåò êàðòî÷êó è ïîïûòàåòñÿ óçíàòü, îòãàäàòü ýìîöèþ, íàñòðîåíèå è èçîáðàçèòü åå ñ ïîìîùüþ ìèìèêè, ïàíòîìèìèêè èëè ãîëîñà. Åñëè äåòåé íåñêîëüêî, òî ïóñòü îíè ïîïðîáóþò óãàäàòü, êàêóþ ýìîöèþ îí ïîêàçûâàåò.

6. Íàéäè ïàðó

 ýòó èãðó ìîãóò èãðàòü îäèí èëè íåñêîëüêî ÷åëîâåê. Ñíà÷àëà, ïîäáåðèòå êàðòèíêè ñ æèâîòíûìè ñ ðàçíûì âûðàæåíèåì ìîðäî÷åê èëè êàðòèíêè ñî ñõåìàòè÷íûì èçîáðàæåíèåì ýìîöèé. Âåäóùèé ïîêàçûâàåò äåòÿì ñõåìàòè÷íûå êàðòèíêè (èëè èçîáðàæàåò ýìîöèè ñàì). Äåòè, â ñâîåì íàáîðå êàðòî÷åê, ñòàðàþòñÿ îòûñêàòü æèâîòíîå ñ òàêîé æå ýìîöèåé.

7. ×òî òû ÷óâñòâóåøü?

Äëÿ ýòîé èãðû òàêæå ìîæíî èñïîëüçîâàòü êàðòèíêè ñ ðàçíûìè ýìîöèÿìè. Ðåáåíîê äîëæåí âûáðàòü òó êàðòî÷êó, êîòîðàÿ â íàèáîëüøåé ñòåïåíè ïîõîæà íà åãî íàñòðîåíèå, íà íàñòðîåíèå ìàìû, ïàïû è ò.ä.

8. Èñïîð÷åííûé òåëåâèçîð

Âñå ó÷àñòíèêè èãðû, êðîìå âåäóùåãî è ïåðâîãî èãðîêà, çàêðûâàþò ãëàçà. Âåäóùèé ìîë÷à ïîêàçûâàåò êàêóþ-ëèáî ýìîöèþ ïðè ïîìîùè ìèìèêè èëè ïàíòîìèìèêè. Ïåðâûé èãðîê, “áóäèò” âòîðîãî èãðîêà è ïåðåäàåò óâèäåííóþ ýìîöèþ, êàê îí åå ïîíÿë, íî áåç ñëîâ. Äàëåå âòîðîé ó÷àñòíèê “áóäèò” òðåòüåãî è äàëåå ïî öåïî÷êå. Çàòåì âåäóùèé îïðàøèâàåò âñåõ ó÷àñòíèêîâ èãðû, íà÷èíàÿ ñ ïîñëåäíåãî è çàêàí÷èâàÿ ïåðâûì, î òîì, êàêóþ ýìîöèþ, ïî èõ ìíåíèþ, èì ïîêàçûâàëè. Òàê ìîæíî íàéòè çâåíî, ãäå ïðîèçîøåë ñáîé â ïåðåäà÷å èíôîðìàöèè, èëè óáåäèòüñÿ, ÷òî òåëåâèçîð áûë ïîëíîñòüþ èñïðàâåí.

Æàäíîñòü

9. Ðàññìàòðèâàíèå êàðòèíêè

Äëÿ èãðû ïðèãîäÿòñÿ ñþæåòíûå êàðòèíêè ñ èçîáðàæåíèåì ðàçëè÷íûõ íàñòðîåíèé. Çàäà÷à ðåáåíêà: ñîîòíåñòè, ÷òî äåëàåò òîò èëè èíîé ïåðñîíàæ íà êàðòèíêå è ÷òî îí ïðè ýòîì ÷óâñòâóåò.

Ïîìèìî èãð ñ êàðòî÷êàìè è êàðòèíêàìè, ìîæíî ïðåäëîæèòü äåòÿì ðàçûãðàòü ðàçëè÷íûå ìèíè-ñöåíêè. Ðàññêàæèòå ðåáåíêó êðàòêèé ñþæåò è ïóñòü îí ïîïðîáóåò åãî “àêòåðñêè” îáûãðàòü. Ñþæåòû ìîãóò áûòü ñàìûìè ðàçíûìè, êàê íà îñíîâå ñêàçîê è èñòîðèé, çíàêîìûõ âàøåìó ìàëûøó, òàê è ïðèäóìàííûìè ïðÿìî “íà õîäó”.

“Áàáà-ßãà”. Âûðàæåíèå ãíåâà. “Áàáà-ßãà, êîñòÿíàÿ íîãà, ïîéìàëà Àëåíóøêó, âåëåëà åé çàòîïèòü ïå÷êó, ÷òîáû ïîòîì ñúåñòü äåâî÷êó, à ñàìà óñíóëà. Ïðîñíóëàñü, à Àëåíóøêè è íåò — ñáåæàëà. Ðàññåðäèëàñü Áàáà-ßãà, ÷òî áåç óæèíà îñòàëàñü. Áåãàåò ïî èçáå, íîãàìè òîïàåò, êóëàêàìè ðàçìàõèâàåò”.

“Ôîêóñ”. Âûðàæåíèå óäèâëåíèÿ. “Ìàëü÷èê î÷åíü óäèâèëñÿ: îí óâèäåë, êàê ôîêóñíèê ïîñàäèë â ïóñòîé ÷åìîäàí êîøêó è çàêðûë åãî, à êîãäà îòêðûë ÷åìîäàí, êîøêè òàì íå áûëî. Èç ÷åìîäàíà âûëåòåë ãîëóáü”.

“Ëèñè÷êà ïîäñëóøèâàåò”. Âûðàæåíèå èíòåðåñà. “Ëèñè÷êà ñòîèò ó îêíà èçáóøêè, â êîòîðîé æèâóò êîò è ïåòóõ, è ïîäñëóøèâàåò”.

Íî äåòåé íàäî ó÷èòü íå òîëüêî îáùàòüñÿ, íî è ó÷èòü èõ ýìîöèîíàëüíî ðàññëàáëÿòüñÿ, ñáðàñûâàòü íàïðÿæåíèå. Âåäü ïîñòîÿííîå ñîçíàòåëüíîå ïîäàâëåíèå ýìîöèé âåäåò ê ïåðåíàïðÿæåíèþ íå òîëüêî íåðâíîé ñèñòåìû, íî è îïðåäåëåííûõ ãðóïï ìûøö. Î âëèÿíèè ÷óâñòâåííûõ ïåðåæèâàíèé íà ìûøå÷íóþ óñòàëîñü óêàçûâàë â ñâîèõ èññëåäîâàíèÿõ åùå ðóññêèé ôèçèîëîã Â.Ì.Ñå÷åíîâ. Íà ýòîé æå òåñíîé ñâÿçè ýìîöèîíàëüíûõ ïåðåæèâàíèé è ìûøå÷íûõ íàïðÿæåíèé ïîñòðîåíû ïðèíöèïû òåëåñíî-îðèåíòèðîâàííîé òåðàïèè.

Äåâî÷êà çëèòñÿ

1. Èãðà “Ïðîãîíè çëîñòü”

Âåäóùèé: «À ñåé÷àñ ÿ íàó÷ó âàñ íåêîòîðûì ïðèåìàì, êîòîðûå ïîìîãóò âàì â äàëüíåéøåì ïðîãîíÿòü ñâîþ çëîñòü. Âîçüìèòå ïî ãàçåòå è ïðåäñòàâüòå, ÷òî âû íà êîãî-òî î÷åíü çëèòåñü (äåëàåò ïàóçó). À òåïåðü ñêîìêàéòå ãàçåòó ñ ñèëîé è áðîñüòå åå â ñòîðîíó». Äåòè âûïîëíÿþò çàäàíèå, à âçðîñëûé ñëåäèò çà òåì, ÷òîáû îíè êàê ìîæíî åñòåñòâåííåå ïðåäñòàâèëè ñâîþ çëîñòü, êîìêàÿ ãàçåòó. Ýòà èãðà ïîìîæåò àãðåññèâíûì äåòÿì â äàëüíåéøåì ñíèìàòü íàïðÿæåíèå.

2. Èãðà “Ðàçíàÿ ïîñòóïü”

Ðåáåíêó ïðåäëàãàþò èçîáðàçèòü ïîñòóïü ëþäåé è æèâîòíûõ, íàïðèìåð ïîõîäèòü: êàê ñòàðûé ÷åëîâåê, êàê ìàëûø, êàê êîòåíîê, êàê ëåâ, êàê êëîóí è ò. ï. Âàðèàíòû ïîñòóïè îí ìîæåò ïðèäóìàòü è ñàì. Äðóãèå äåòè ïî äåìîíñòðèðóåìîé ïîñòóïè ïûòàþòñÿ óãàäàòü, êòî èìåííî èçîáðàæàåòñÿ. Ýòî óïðàæíåíèå íàïðàâëåíî íà ñíÿòèå íàïðÿæåíèÿ, ýìîöèîíàëüíîå ðàñêðåïîùåíèå äåòåé.

Äåòñêèå ñíû

4. Èãðà “Âîëøåáíûé ñîí”

Äåòè áóäòî çàñûïàþò “âîëøåáíûì ñíîì”: êàæäîìó ìîæåò “ïðèñíèòüñÿ” âñå, ÷òî îí çàõî÷åò. Âî âðåìÿ “ñíà” ðåêîìåíäóåòñÿ èñïîëüçîâàòü ñïîêîéíóþ òèõóþ ìóçûêó. Ïîñëå “ïðîáóæäåíèÿ” äåòè ðàññêàçûâàþò è ïîêàçûâàþò ñâîè “ñíîâèäåíèÿ”. Óïðàæíåíèå ñïîñîáñòâóåò ñíÿòèþ ýìîöèîíàëüíîãî íàïðÿæåíèÿ.

5. Èãðà “Íàñîñ è ìÿ÷”

Èãðàþò äâîå. Îäèí – áîëüøîé íàäóâíîé ìÿ÷, äðóãîé íàñîñîì íàäóâàåò ýòîò ìÿ÷. Ìÿ÷ ñòîèò îáìÿêíóâ âñåì òåëîì, íà ïîëóñîãíóòûõ íîãàõ, ðóêè, øåÿ ðàññëàáëåíû. Êîðïóñ íàêëîíåí íåñêîëüêî âïåðåä, ãîëîâà îïóùåíà (ìÿ÷ ïóñòîé). Âòîðîé èãðîê íà÷èíàåò íàäóâàòü ìÿ÷, ñîïðîâîæäàÿ äâèæåíèÿ ðóê çâóêîì “ñ”. Óñëûøàâ çâóê “ñ”, ïåðâûé èãðîê âäûõàåò ïîðöèþ âîçäóõà, îäíîâðåìåííî âûïðÿìëÿÿ íîãè â êîëåíÿõ. Íà âòîðîì “ñ” âûïðÿìèëîñü òóëîâèùå, ïîñëå òðåòüåãî ó “ìÿ÷à” ïîäíèìàåòñÿ ãîëîâà, ïîñëå ÷åòâåðòîãî íàäóëèñü ùåêè è ïðèïîäíÿëèñü ðóêè. Ìÿ÷ íàäóò. Íàñîñ ïåðåñòàë íàêà÷èâàòü. Òîâàðèù “âûäåðãèâàåò” øëàíã íàñîñà. Èç ìÿ÷à ñ ñèëîé âûõîäèò âîçäóõ: “ø-ø-ø…”. Òåëî âíîâü îáìÿêëî, âåðíóëîñü â èñõîäíîå ïîëîæåíèå. Ïîñëå ÷åãî èãðîêè ìåíÿþòñÿ ðîëÿìè.

6. Èãðà “Êóëà÷îê”

Èãðîêè ñæèìàþò ïàëüöû â êóëàê ñ çàãíóòûì âíóòðü áîëüøèì ïàëüöåì. Äåëàÿ âûäîõ ìåäëåííî ñ óñèëèåì ñæèìàþò êóëàê.
Çàòåì äåëàþò âäîõ, îñëàáëÿÿ ñæàòèå êóëàêà. Ïîâòîðÿòü ñëåäóåò 5 ðàç. Âûïîëíåíèå óïðàæíåíèÿ ñ çàêðûòûìè ãëàçàìè óäâàèâàåò ýôôåêò. Ìîæíî ïðåäñòàâèòü, áóäòî âûæèìàåòå ñîê èç ëèìîíà. Óïðàæíåíèå òàêæå ïîìîãàåò â òî÷íîì çàïîìèíàíèè âàæíîé è ñëîæíîé èíôîðìàöèè.

Âû ìîæåòå ïðèäóìàòü è ñâîè èãðû. Ãëàâíîå ÷òîáû ýòî áûëî èíòåðåñíî âàì è âàøåìó ðåáåíêó.

Èãðàéòå ñ ðàäîñòüþ!

Àâòîð ñòàòüè: Ðîæêîâà Îëüãà

Источник

Читайте также:  Сенситивные периоды в развитии ребенка характеризуются