Игры для детского сада развитие талантов ребенка через игру

Классификация игр социо-игровой направленности

Игры для рабочего настроя

– В утренние часы

– Перед занятиями

– на занятиях

– «Передай настроение»,

– «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем

Используются в утренние часы для положительного психологического настроя, а так же чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность. Постановка участников в какие-то зависимости друг от друга или обеспечивающие общее повышение мобилизации внимания и тела

– «Волшебный клубочек»,

– «Доброе животное», – «Дружба начинается с улыбки»,

-«Комплименты» и др.

– «Летает – не летает»,

-«Волшебная палочка», -«Разведчики»,

– «Стою, на кого-то смотрю»,

– «Испорченный телефон», и др.

Игры – разминки, разрядки

– «Воробьи-вороны»,

-«Руки-ноги»

– «Два конца, два кольца»,

– « Карлики-великаны»,

– «Встань по пальцам» и др.

Используются: для смены мизансцен, для снятия усталости, перехода от одного вида деятельности к другому

Игры для приобщения к делу

– «Рассказ-рисунок о том, что вижу», «Эхо», «Превращение предмета», «Фраза с заданными словами», «Города с небывальщиной», «За себя не отвечаю», «Живая буква», «Письмо из букв», «Летает- не летает», «Комплимент», «Составь слово» и др.

Могут использоваться в процессе усвоения или закрепления учебного материала. Если дети учатся что-то различать, запоминать, систематизировать и т.п., то они научатся этому в процессе выполнения игровых заданий.

Игры  творческого самоутверждения

– «Животные»,

– «Детские стихи по ролям», – «Да и нет не говорите» ,

– «Озвучивание иллюстраций»,

– «По правде и понарошку», – «Заданные слова», и другие.

При их выполнении учитывается художественно-исполнительный результат действия. Дети в этих заданиях получают возможность создать этически привлекательные результаты, что является мощным стимулом для развития каждого из зрителей-наблюдателей. Творческая активность входит как непременное условие в каждую из представляемых групп игровых заданий-упражнений

Игры вольные (на воле)

– «Считалки»,

– «Вороны-воробьи»,

– «Горелки»,

– «Прятки» и др

Игры, выполнение которых требует простора и свободы передвижения (их не всегда можно выполнять в групповой комнате).

Игры для рабочего настроя

«Эхо»

Воспитатель (или ребёнок) отбивает хлопками несложный ритмический рисунок. «Эхо» по сигналу (по взгляду или др.) повторяет ритм хлопками (притопыванием, отбиванием по столу ладонями и др.).Вариант: проговаривание слогов, слов, фраз. Говорящий произносит, играющие «эхом» повторяют приглушённо, но точно так же, как было произнесено водящим.

«Волшебная палочка»

«Волшебная палочка» (ручка, карандаш, игрушка и др.) передаётся в произвольном порядке, передача сопровождается речью по заранее заданному заказу-правилу.

Варианты:

-передающий называет предмет, принимающий – признак этого предмета;

-передающий называет сказку, принимающий – персонаж из этой сказки и т.п.

Если принимающий не ответил, «палочка» возвращается в исходное положение или меняет принимающего. Дети договариваются об условии передачи, например,

-глядеть друг другу в глаза;

-вставать, если согласны с высказыванием принимающего.

Передающий выбирается один на всех, палочка возвращается ему.

«Неиспорченный телефон»

Дети передают друг другу слово шёпотом на ухо, дети «ловят» слово на слух. Успешность передачи оценивается по признакам: «не поймали» слово, в передаче участвовали все играющие, последний «получил» слово, переданное первым игроком.

Варианты:

-слово, трудное слово, скороговорка (считалка);

-две телефонные линии (эстафета) – быстрый неиспорченный телефон.

Игры для приобщения к делу

«Рассказ-рисунок о том, что вижу»

Воспитатель или ребёнок-ведущий просит детей описать словами то, что находится у него за спиной (использовать эпитеты, сравнения). Воспитатель (ребёнок) находит предмет или обстановку по описанию (за окном, в кабинете, в группе и т.п.). Описания должны быть понятными, чёткими, связными.

«Пишущая машинка»

Все участники игры выполняют синхронно ряд движений:

-хлопают перед собой в ладоши;

-двумя руками хлопают по коленям (правая рука – по правой, левая – по левой);

-выбрасывают вверх правую руку вправо, щёлкая при этом пальцами;

– выбрасывать вверх левую руку влево, щёлкая при этом пальцами.

Варианты:

-изменять темп движений,

-вводить речевое сопровождение,

-передавать эстафету глазами, голосом.

Игры разминки (разрядки)

«Руки-ноги»

Один хлопок – команда рукам: их надо или поднять или опустить; два хлопка – команда ногам: нужно встать или сесть.

Играющие сидят (на стульях, на ковре). Воспитатель или ребёнок-ведущий хлопает 1 раз – команда рукам (поднять, опустить, на пояс, за голову и т.п.), хлопает 2 раза – команда ногам (встать, сесть, скрестить и т.п.).

Последовательность движений (хлопков), темп могут меняться.

«Заводные человечки»

Воспитатель предлагает детям картинки-символы (заводные человечки, которые делают зарядку). Каждая поза имеет свой номер. Дети, глядя на карточку, выполняют упражнение, несколько раз повторяя движения (в зависимости от номера).

Вариант:

-выполнение упражнений на счёт, на хлопки – смена движений,

-изменение темпа выполнения,

-выполнение парами, тройками, стоя шеренгой, в ряд, полукругом и т.п.

Читайте также:  Нормативный подход к психическому развитию ребенка гезелла

«Слова на один звук»

Игра начинается со слов «Здесь вокруг нас…» или «Я вижу…», «На пароход грузили…». Дети называют слова на заданный звук. Задание выполняется малыми группами. Играющие считают, какая группа сколько слов назвала, и определяют победителя.

Игры для творческого самоутверждения

«Стихи по ролям»

Для игры воспитатель подбирает диалоги из стихов К. Чуковского, С. Маршака, А. Барто, Б. Заходера, С. Михалкова. Играющие произносят текст разными голосами, интонацией, используя разные образы (костюмы), элементы декорации. Дети открывают для себя разные взаимозависимости между конечным результатом, текстом, замыслом, приёмами исполнения.

«Тело в деле»

Воспитатель предлагает детям придумать определённую позу (фотографию) какого-нибудь дела (рассматриваю картину, читаю, делаю артикуляционную гимнастику и т.п.). Играющий демонстрирует свою «фотографию», остальные отгадывают, комментируют, показывают отгадки-действия, сравнивают «фотографии».

«Фраза с заданными словами»

Воспитатель называет набор слов (лестница, человек, часы). Дети составляют предложение, используя интонацию (страшное предложение, сказочное предложение и т.п.) Разрешается изменять слова по падежам, порядок слов.

Игры вольные (на воле)

«Воробьи-вороны»

Играющие делятся на 2 команды, встают напротив друг друга (команда «Воробьи», команда «Вороны»). Та команда, которую называет воспитатель или ребёнок-ведущий –

ловит, другая – убегает. Ловят и убегают до определённой черты (на 2-3 шага сзади стоящей команды). Воспитатель (ребёнок-ведущий) говорит медленно: «Во-о-о-ро-о-о-о-о…». В этот момент все готовы убегать или ловить (этот момент противоречивой готовности, исходной мобилизации каждого играющего особенно важен). После паузы воспитатель (ребёнок-ведущий) заканчивает: «…ны! (…бьи!»). Играющие убегают – догоняют.

Вариант:

-вводится усложнение «стоп-замри»: дети разбиваются на пары и договариваются, кто в паре «воробей», «ворона». Дети на площадке располагаются хаотично. По команде: «Вороны!» «ворона» догоняет «воробья», пока не прозвучит команда «Стоп!» или «Замри!». Опоздавшие пары выходят из игры (даже если один из пары выполнил правило).

«День наступает – всё оживает, ночь наступает – всё замирает»

Воспитатель или ребёнок-ведущий произносит «День наступает – всё оживает», играющие двигаются по площадке хаотично (бегают, танцуют, прыгают, догоняют друг друга). Когда воспитатель (ребёнок-ведущий) произносит вторую часть «Ночь наступает – всё замирает», то играющие останавливаются в причудливых позах. По выбору ведущего некоторые играющие «оживают» придуманным движением (прыжок, танец, бег).

Вариант:

-использование любых движений «День наступает – всё оживает»

-использование целенаправленных движений «День наступает – всё оживает» (сбор урожая, муравейник, железная дорога, плавание)

«Люблю – не люблю»

Дети стоят в кругу. Воспитатель (или ведущий-ребёнок) передаёт по часовой стрелке мяч и говорит: «Я не люблю, когда дети ссорятся», следующий должен предложить свой вариант «Я не люблю, …». Против часовой стрелки игра продолжается «Я люблю, …»

«Встань по пальцам»

Воспитатель (ребёнок) становится спиной к детям, показывает на пальцах число и медленно считает до 5, после слова «замри» должно остаться столько детей, сколько было пальцев показано.

«Зеркало»

Играющие стоят парами лицом друг к другу. Один из партнёров – «зеркало»,

другой – стоящий перед ним. «Зеркало» должно повторять движения.

Варианты:

воспитатель (ребёнок) играет роль стоящего перед зеркалом, играющие – «осколки зеркала», его отражающие;

-«отражается» выражение лица, настроение (хмурый, радостный, обиженный и т.д.)

Памятка для воспитателей    по применению социально – ориентированных игр   и социо-игровых подходов

  1. Будьте партнером в детской игре, идейным организатором новой интересной деятельности. Дети любят воспитателя – выдумщика.
  2. Станьте равноправным участником игры, умеющим ошибаться и «выбывать из игры» наравне с другими детьми.
  3. Искренне увлекайтесь игрой, смейтесь, огорчайтесь, волнуйтесь вместе со всеми.
  4. Порадуйтесь любому ответу ребёнка – правильному и неправильному, а неправильный попробуйте перевести в другое русло, увидеть в нем нестандартный выход из ситуации.
  5. Будьте готовы к тому, что ваше задание дети начнут выполнять не так, как вы задумали. Важнее включить в работу активность ребёнка, чем заглушить её страхом ошибки.
  6. Не разжёвывайте смысл игры или ситуации так, что бы ребёнку уже нечего было отгадывать, додумывать, понять самому.
  7. Умейте радоваться шуму! Ведь он является результатом общей активности и возможных будущих удач!

Используемые источники:

  1. Шулешко, Е.Е. Социо – игровые подходы в  педагогике / Е.Е. Шулешко, А.П. Ершова, В.М. Букатов. – Красноярск: Краевой институт усовершенствования учителей, 1990.
  2. Кукушкина Е.Ю., Самсонова Л.В. Играем и учимся дружить./ Самсонова Л.В. Кукушкина Е.Ю.// Социализация в детском саду – М.: ТЦ Сфера, 2013. (Библиотека воспитателя).(11)
  3. Букатов В.М. Карманная энциклопедия социо – игровых приёмов обучения дошкольника. – М., 2014.
  4. Букатов В.М. Шишел – мышел, взял да вышел. Настольная книга воспитателя по социо – игровым технологиям в старших и подготовительных группах детского сада с методическими разъяснениями, неожиданными подсказками и невыдуманными историями. – СПб.: Образовательные проекты, М.: НИИ школьных технологий, 2008.
  5. Игры для детского сада. Развитие талантов ребенка через игру. Иллюстрированный словарик игровых приемов / Под общей редакцией В.Букатова – Москва, Сфера, 2009. 
  6. Запивахина Е.М. Социо- игровые технологии в работе с дошкольниками //Практический журнал. Воспитатель ДОУ. 2015. №5.
  7. // « Справочник старшего воспитателя» № 12,2015г.
Читайте также:  Как определить отстает ли ребенок в развитии 4 года

Источник

Наталья Даушвили
Развитие познавательно-творческих способностей детей дошкольного возраста посредством развивающих игр

Даушвили Наталья Викторовна

воспитатель

МКДОУ дс № 275 «Миша»

Г. Новосибирск

«Развитие познавательно-творческих способностей детей дошкольного возраста через развивающие игры»

“Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и в искусном применении всего того, что знаешь”

Одной из приоритетных задач современной системы образования, согласно ФГОС ДО, является формирование творчески, смело и свободно мыслящего человека, обладающего высокой культурой, умением учиться, саморазвиваться. Необходимыми параметрами развития признаны: гибкое, нестандартное мышление, творческие способности, личностные качества.

Этим параметрам полностью соответствует концепция комплексной программы «Детство», реализуемой в нашем ДОУ последние 10 лет.

Программа обеспечивает современным детям всестороннее обогащенное развитие. Важнейшими средствами развития детей дошкольного возраста выступают содержание и технологии обучения. Одна из развивающих технологий – система развивающих игр. Развивающие игры способствуют решению многих задач предусмотренных образовательной программой.

В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методик, технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие ребёнка.

Изучив широко известные книги: Б. Н. Никитина «Ступеньки творчества или развивающие игры», З. М. Богуславской «Развивающие игры», Л. А. Венгера «Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей», а также методику В. В. Воскобовича, систему Дъенеша и др., я поняла, что развивающие игры способны научить детей фантазировать, придумывать, исследовать, помочь им почувствовать радость от маленьких, но самостоятельно сделанных открытий.

Главное назначение этих игр – развитие маленького человека, развитие того, что в нём заложено, направление его на творческое, поисковое поведение. С одной стороны, ребёнку предлагается пища для подражания, а с другой – поле для фантазии и личного творчества. Благодаря этим играм у ребёнка развиваются все психические процессы, мыслительные операции, развиваются способности к моделированию и конструированию, формируются представления о математических понятиях.

Прежде чем приступить к целенаправленной организации развивающих игр, я провела обследование познавательных процессов детей. Диагностика проводилась совместно с психологом ДОУ методами психологического исследования. Для этого я использовала методики, предложенные Р. С. Немовым.

Работу с детьми по формированию у них интереса к познавательным играм провожу третий год, начиная со 2 младшей группы.

На первом этапе работы дети осваивали простейшие игры математического содержания. Очень нравились ребятам игры со счётными палочками. Начала эту работу с простых заданий, затем от занятия к занятию усложняла варианты. Разнообразя и усложняя игровые задания, предлагала детям головоломки, например: составить разнообразные фигуры из шести палочек; два квадрата из семи палочек, преобразовать какой – либо предмет — из цветка сделать звезду. Для развития и поддержания интереса у детей к развивающим играм, создавала игровые ситуации, например: Винни – Пуху необходима помощь, Буратино прислал письмо, Незнайку надо научить. Много можно придумать игр – заданий, используя блоки Дьенеша, с которыми я начала знакомиться во 2 мл. группе. В процессе манипуляций с блоками дети установили, что блоки имеют разный цвет, форму, размер, что с ними можно играть: выстраивать дорожки, башенки, поскольку блоки представляют собой эталоны форм, позже дети упражнялись в определении геометрических фигур, в закреплении знаний цвета, величины, нахождения закономерностей, например: «Продолжи ряд», «Весёлые бусы», «Улитка», «Подбери по форме», что выше, что ниже, «Сделай так же». Играя в эти игры, я учила детей сравнивать, рассуждать, выполнять правила.

В средней группе задачи усложнялись. Знания и умения, полученные детьми ранее, позволили усложнить алгоритмы в играх, например: «Собери бусы» (по двум признакам: цвет и форма). Предлагала игры на нахождение закономерностей, игры на составление целого из частей.

В работе с детьми старшего возраста я использовала повышенный интерес к моделированию, знакам, символам. Сделала подборку развивающих игр, где преобладают логические задачи, ведущие к познанию закономерности алгоритмов, осмыслению детьми последовательности действий, творческие занятия, практические упражнения на основании всех видов задач предлагала в интересной ребятам форме, стараясь развивать самостоятельное творчество, инициативу. При первичном знакомстве с играми дети рассматривали элементы, группировали, составляя из двух – трёх элементов новые формы, силуэты предметов, животных. Так же предлагала составить силуэт по расчленённому образцу. Дальнейшее освоение происходило в самостоятельной деятельности. Предлагались игры на развитие логического мышления: «Танграмм», мозаики, «Колумбово яйцо», «Головоломка Пифагора», «Блоки Дьенеша», «Архимедова игра». В играх «Сложи так же», «Что изменилось?», палочки Кюизинера, «Угадай-ка», – дети упражняли своё внимание и память.

Моя задача – начать интеллектуальную игру и, оставаясь при этом равноправным ее участником, увлечь ребенка. Дети с удовольствием включаются в процесс, играючи решая глобальные задачи: они приобретают новые знания и умения, это требует волевых и умственных усилий, формирует организованность и самостоятельность; открывают радость познания и творчества. Игра имеет, кроме познавательного, и воспитательный аспект: учит детей сотрудничеству, правилам общения в коллективе, отношению к партнерам по игре.

Читайте также:  Раннее развитие ребенка от 1 года спб

Применяя в своей работе развивающие игры, я выделила некоторые этапы привлечения детей к играм. Каждый этап несёт определённую цель.

1 этап – знакомство детей с игрой.

Цель: знакомство детей с игрой, её особенностями, правилами.

2 этап – совместная игра с воспитателем.

Цель: развитие мыслительных операций, познавательных процессов на которые направлена игра.

3 этап – самостоятельная игра детей с развивающим материалом.

Цель: развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к конструированию и моделированию.

Дети начинают освоение материала с простого манипулирования, рассматривания игрового материала. Я предоставляю детям возможность самостоятельно познакомиться с развивающим материалом, что позволяет мне в процессе наблюдения определить заинтересованность детей. После чего предлагаю проблемно-игровую ситуацию, которую нужно решить с помощью данного игрового материала. В методическом обеспечении к играм, как правило, даны способы реализации, но всё же, интересней придумать самому. Это получается само собой, по ходу игры. А вот когда игра переходит в самостоятельную деятельность, дети сами придумывают ситуации и находят решение.

Постепенно игры усложняются как по содержанию, так и по способам взаимодействия со средством.

Я использую развивающие игры во всех сферах деятельности детей: как в непосредственно образовательной деятельности познавательности, так и в свободной деятельности детей. Игровой материал всегда доступен для ребёнка. Знакомство с новой речевой игрой (например «Закончи предложение») или картами-кодами к блокам Дьенеша, чаще всего происходит в процессе занятия, а настольные игры («Геоконт», «Сложи узор», «Квадрат Пифагора»)- в совместной деятельности.

В процессе работы я заметила что, осваивая игры, дети начинают выбирать ту или иную игру, у детей появляются предпочтения. Кто-то предпочитает игры с различным материалом: блоки Дьенеша, или палочки Кюизенера, кубики, а кто-то любит речевые игры. Я обязательно учитываю выбор своих воспитанников и подбираю развивающую игру (проблемно-игровые ситуации) с учётом поставленных задач.

Игры я подбираю, исходя из основной темы недели.

Последнее время нас c детьми заинтересовала головоломка «Танграм».

Суть игры заключается в конструировании на плоскости разнообразных

предметных силуэтов, напоминающих животных, людей, предметы быта,

транспорт, буквы, цифры, цветы и т. д. Всего насчитывают более 7 000

различных комбинаций. Самые распространенные из них – фигуры животных,

птиц и человека.

В результате игры получается плоскостное силуэтное изображение. Оно условно, схематично, но образ легко угадывается по основным характерным признакам предмета.

Типы задач, решаемых танграмом:

1. Нужно сложить фигуру по контурному рисунку.

2. Нужно сложить фигуру по рисунку со сплошной заливкой, при котором не видно границ элементов.

Затем можно попрактиковаться самостоятельно, создавая свои – простейшие изображения. Тем самым развивается собственная фантазия.

Можно не останавливаться лишь на конструктивной части игры. Увлекает перенесение получившихся силуэтов на бумагу. Можно сделать подрисовку, создать и проработать фон, придумать сюжет. А удачные композиции вполне можно использовать для украшения интерьера комнаты или игрового уголка.

Это очень увлекательный для детей игровой материал, стимулирующий мыслительную деятельность, творческую активность, самостоятельность и другие интеллектуальные способности.

В основу логических игр и упражнений, которые я использую, положены два принципа: «от простого к сложному» и «самостоятельно по способностям». Этот союз позволяет мне решать сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей. Во-первых, логические игры дают пищу для ума с раннего возраста. Во-вторых, задания всегда создают условия для опережения развития способностей. В-третьих, поднимаясь, каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребенок развивается наиболее успешно. В-четвертых, логические игры очень разнообразны по своему содержанию, а кроме того, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества. В-пятых, играя, нужно сдерживаться, не мешать ребенку самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.

Всю работу я провожу в тесном контакте с родителями. На одном из собраний познакомила их с объёмом работы по теме: «Использование игровых проблемно- практических ситуаций в развитии математических способностей детей». Проводила консультации, где рассказывала, как заинтересовать детей такими играми, познакомила родителей с подборкой литературы с занимательными задачами, с новинками игр математического характера и объяснила как важно дома тоже создать обогащенную развивающую среду и я буду рада, если дома, играя, родители не только думали о пользе обучения, но и сами с азартом играли.

Источник