Игрушки в развитии современного ребенка
Елена Гульцева
Влияние игрушки на развитие ребенка. Отрицательное воздействие современной игрушки.
У большинства из нас детство связано с любимыми игрушками, которые остались в памяти как близкие друзья, как воплощение теплоты и значимости той невозвратимой поры. Cтановление внутреннего мира ребенка немыслимы без игры, следовательно, без игрушки. Игрушки для ребенка – та «среда», которая позволяет исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать творческие способности, выражать чувства, игрушки учат общаться и познавать себя. Это, с одной стороны, с другой стороны, игрушка – тот товар, который взрослый выбирает и покупает для своих детей. Данный вид товара сохраняет свой рейтинг во все времена. Подбор игрушек – дело серьезное и ответственное. От успешного решения этой проблемы зависят настроение ребенка и прогресс в его развитии. Исходя из определяющей роли игрушки в развитии ребенка, взрослым следует осознанно подходить к ее выбору.
Сейчас, широко рассматривается проблема о неправильном использовании игрушки. Каким образом, она неблагоприятно влияет на психику и здоровье детей? Чем руководствуются взрослые, покупая игрушку для своего ребенка, задумываются ли они нам тем, что игрушка – это не просто забава?
Выбрать игрушкув настоящее время чрезвычайно трудно: наряду с традиционными (куклы, мишки, мячики) появляются новые (трансформеры, пауки, Бетмэны, и пр., невиданные даже самыми молодыми родителями. Как оценить их игровой и развивающий потенциал? Как выбрать то, что нужно ребенку? В сложившейся стихии рынка ответ на эти вопросы чрезвычайно труден. Как показывают опросы, в большинстве случаев игрушки выбираются и покупаются стихийно, в силу сложившихся обстоятельств или внешних, поверхностных признаков. Развивающий потенциал игрушки, ее педагогическую «полезность» взрослые либо вовсе не учитывают, либо целиком доверяются прилагаемой аннотации, в которой производитель пишет все, что хочет. Отсутствие каких-либо ценностных ориентиров на рынке игрушек (как у производителей, так и у покупателей) приводит к их бесконтрольному производству, бессистемной закупке и бессмысленному потреблению. В результате прилавки магазинов и детские комнаты завалены однотипными и, как правило, бесполезными (а иногда и вредными) игрушками, но нужных и важных для детского развития нигде нет. Такая ситуация весьма негативно отражается на качестве игры, а следовательно, и на эффективности развития ребенка.
Поэтому чрезвычайно важно при выборе игрушек учитывать не только их красоту и санитарно-гигиенические свойства, но и возможный психологический и педагогический эффект. Однако подобная оценка должна опираться на объективные и научно обоснованные критерии.Очевидно: такими критериями владеет далеко не каждый родитель. Здесь необходимо участие педагогов, психологов, которые в силу своей профессиональной квалификации понимают закономерности развития ребенка, особенности его игры в разный возрастной период.
Развитие ребенка происходит в разных видах деятельности, в ходе которых малыш преобразует не только предмет своей деятельности, но и самого себя. Самостоятельная и осмысленная активность ребенка в любой ее форме – важнейший результат развития и проявление его внутреннего мира. Осознание окружающего мира происходит, прежде всего, в действии. Ребенок, осваивающий окружающий мир и «строящий» самого себя, – это ребенок, стремящийся действовать в этом мире.
Игрушка должна стимулировать осмысленную активность ребенка и способствовать становлению новых форм его деятельности. Развивающий и образовательный эффект игрушки определяется прежде всего характером игрового действия и его связью с задачами развития.Этот аспект должен отчетливо осознаваться: выбирая ту или иную игрушку, взрослый должен сразу представить, что ребенок будет с ней делать. Хорошая игрушка оказывает огромное влияние на развитие познавательных процессов. Манипулируя с предметами, ребенок познает свойства предмета, мыслит. В ролевой игре ребенок воображает ту или иную ситуацию, подражает взрослым, мультипликационным героям.При игре активизируются все познавательные процессы: воображение, внимание, память, мышление. Даже простое разбрасывание игрушек является исследовательским действием ребенка. На стадии ролевой игры ребёнок делает ещё одно открытие, а уже отделённый от мира «серьёзных предметов» мир игрушекподвергается очередному расщеплению: оказывается, одна и та же игрушка может выступать в совершенно различных качествах. С одной стороны, с помощью игрушки можно выполнять те же действия, что и взрослый (например, из тарелки кормить куклу) и этим действиям ребёнок учится, подражая взрослым. Но, с другой стороны, игрушкимогут переживать чудесные трансформации: ту же тарелку можно назвать лодкой и отправить в плавание. Этой же, магической функции игрушки ребёнка никто не учит – он её открывает сам (ведь он знает, что взрослые дяди не плавают в тарелках).
Игра и связанные с ней игрушки – одно из важных средств познания окружающего мира. Она способствует поддержанию у него хорошего настроения, обогащению его чувственного опыта, развитию наглядно-образного мышления, воображения, речи. В ней закладываются основы творчества. Дети с хорошо развитым воображением обладают более высоким интеллектом, лучше ориентируются в нестандартных ситуациях, успешнее учатся.
Современный ребенок живет в мире, на первый взгляд гораздо более ярком и разнообразном, чем его сверстник двести, сто и даже тридцать лет назад.Давайте оглянемся: яркие обложки книг, журналов и учебников в школе, цветные рекламные щиты на улице, а дома – фломастеры и карандаши, разноцветная одежда и, конечно, пестрота игрушек, порой самых невообразимых цветов, форм. Мы все и наши дети живем в мире, заполненном до отказа разнообразными и.недолговечными предметами: одноразовая посуда, белье, одежда и пр. Меняются краски, формы, мелькают картинки, предметы, лица. И психика ребенка не справляется – восприятие цвета и звука, запаха и прикосновения, представление о хорошем и плохом, добром и злом деформируются. Сенсорная агрессия окружающей ребенка среды нарушает стабильность и устойчивость мира, т. е. лишает маленького человека уверенности в том, что мир прочен, надежен, а значит, безопасен. Поставлена под вопрос предсказуемость мира, необходимая ребенку для адекватной социализации, для управления собственным поведением.
Рассмотрим современные игрушки. Для девочек это кукла Барби. Какую жизненную ориентацию для любой малышки символизируют собой эти пышные красавицы? Кто они – дочки? Подружки? Ни то, ни другое. Обладая такой куклой, девочка воображает себя не мамой, укачивающей дитя, а, к примеру, горничной, ухаживающей за госпожой, убирающей ее дом и приводящей к ней “бой-френда”. На наших глазах архетип материнства незаметно подменили архетипом блуда. Исчезли из продажи куклы-голыши, которым надо шить одежду, лечить их, кормить и нянчить. Наши современные девочки и мальчики, те, для кого игра – жизненная необходимость и условие для развития, на самом деле разучиваются конструктивно играть. Из игры уходит ее правилосообразность и соотносимость с образом идеального взрослого.
Игрушку как явление массовой культуры представляет детская серийная игрушка – зримое воплощение картины мира как машины, механизма. Здесь окружающий мир предстаёт не как живой организм, что более естественно для ребенка, а как механизированный роботоподобный объект. Серийная игрушка, с которой чаще всего, к сожалению, имеет дело современный ребенок, по сути своей является антиигрушкой: в ней содержится идея обладания, а не радостного постижения разнообразия мира; у ребенка она формирует тенденцию вытеснения развивающей игры и подлинного творчества.
Серийная игрушка по духу своему противостоит креативной (подлинно развивающей) игрушке, той, которая способствует развитию творческого потенциала ребенка и его личностного и нравственно-духовного роста. Такая игрушка соответствует идее глобализации, она начисто лишена индивидуальности и не предполагает таковую у ребенка, она часто стремится к точному копированию объекта (автомобиля, паровоза или куклы-младенца, чем начисто лишает ребенка творческого подхода к себе.
Сейчас очень часто можно увидеть существа неизвестных видов и пород, невообразимо кричащей окраски, ни одну из них не хочется взять в руки, погладить. Подарив любимому чаду миниатюрные наручники и резиновую дубинку, родители должны понимать, что ориентируют ребенка не на профессию полицейского, а на глубоко скрытые агрессивные тенденции, когда насилие -самый короткий путь решения проблем.
Человечество веками отрабатывало игрушки, которые наилучшим образом соответствовали бы возможностям ребенка определенного возраста и связанного с ним физического и психического развития. Поэтому прежде, чем купить игрушку, серьезно задумайтесь над тем, какую она несет педагогическую и психологическую нагрузку. Чему научит и какие чувства пробудит? С кем отождествит себя ваш сын или ваша дочь? Играя с игрушками, ребенок примеряет на себя разные роли, которые затем опробует в жизни. Так давайте постараемся, чтобы ему пришлась по вкусу роль доброго, заботливого, благородного человека.
Подводя краткий итог, отметим, что игрушка – предмет, служащий для забавы и развлечения, но одновременно являющийся средством психического и физиологического развития ребенка. Чтобы развитие ребенка было своевременным и всесторонним, игрушки следует тщательно отбирать.
Развивающая роль игрушки заключается в ее способности быть не просто привлекательной, но и открытой для разнообразных форм активности ребёнка.
К социальным особенностям игрушки относится, прежде всего, этический аспект, который наиболее тесно связан с её воспитательной функцией. Игрушка должна по возможности вызывать добрые, гуманные чувства.
Кроме того, важным достоинством игрушки является её связь с культурными традициями своего народа. И, конечно же, важно оценивать технические качества игрушки. На первый план здесь выходят прочность и безопасность.
Таким образом, игрушка для ребенка должна быть представлена во всем ее разнообразии. Необходимо отбирать их целенаправленно, в соответствии с возрастными особенностями детей. Игрушки должны способствовать развитию разных видов игр, удовлетворять индивидуальные потребности и интересы детей и вместе с тем побуждать их к коллективным играм. Подбор игрушек должен содействовать физическому, умственному, нравственному и эстетическому воспитанию детей. Все виды игрушек должны отвечать всем требованиям, а также возрастным особенностям детей.
Обязательная сертификация игрушек в России проводится оценкой их безопасности по ГОСТ. В соответствии с ГОСТом контролируется размер и вес игрушек, проводится проверка прочности крепления деталей, которые могут быть оторваны и откушены. Все игрушки должны иметь маркировку. На потребительской упаковке или вкладыше должен указываться возраст детей, для которых предназначена конкретная игра или игрушка. Маркировку на русском языке наносят или на игрушку, или на потребительскую тару, или на вкладыш, сопровождающий товар. Маркировка должна быть четкой, хорошо видимой и несмываемой.
Источник
СТАТЬЯ: «ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ИГРУШКИ НА РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА».
Игрушка -это специально изготовленный предмет, служащий для развлечения
и психического развития ребёнка. Игрушка это изображение людей и животных.
Их роль и функциональное назначение, способствует развитию различных форм общения
Именно игрушки позволяют ребёнку выразить свои чувства ,исследовать окружающий мир, учат общаться с родственниками и познавать себя. Действуя с игрушкой ребёнок адаптируется в окружающем мире , преобщиться к жизни взрослых. Игрушка-предназначенный предмет для детских игр, она помогает ребёнку осуществить свой замысел, приближая игру к действительности. Когда ребёнок берет в игре на себя роль мамы,надо иметь в руках « куклу-дочку»,которую можно укладывать спать,кормить,одевать и т.д.Игрушка должна быть такой ,чтобы ребёнок мог с ней активно действовать,разыгрывать свою роль. Бывает так,что самая красивая игрушка не помогает осуществить замысел.Сейчас высоко рассматриваеться проблема о неправильном использовании игрушки.Каким образом,она не благоприятно влияет на психику и здоровье детей?Чем руководствуються взрослые,покупая игрушку для своего ребёнка, задумываються ли они над тем,что игрушка это не просто забава.Подбор игрушек дело серьёзное и ответственное От успешного выбора игрушки зависят настроение ребёнка и прогресс в его развитии Исходя из определяющей роли игрушки в развитии ребенка,взрослым следует осознанно подходить к её выбору.Выбрать игрушку в настоящее время чрезвычайно трудно:наряду с традиционными (куклы,мишки.,мячики,неволяшки,
матрешки)появляются новые ( трансфермеры, пауки,Бетмэны
, роботы и т.д.)Как выбрать то,что нужно ребёнку? Чрезвычайно важно при выборе игрушки учитывать не только их красоту и санитарно-гигиенические свойства,но и возможный психологический и педагогический эффект. Игрушка должна стимулировать осмысленную активность ребёнка и способствовать становления новых форм его деятельности.Выбирая ту или иную игрушку взрослый должен сразу представить,что ребёнок с ней будет делать.Хорошая игрушка оказывает огромное влияние на развитие познавательных процессов,с помощью игрушек ребёнок познает свойства предмета,мыслей.При игре активизируються все познавательных прцессы:Воображение,внимание,
,память,мышление.Игрушки являются отображением нашей действительности.Редко встретишь современного ребёнка, у которого нет игрушечный о могильник а или планшета,не говоря уже об бесчисленных машинках и прочей техники.Казалось бы в этом нет ничего плохого взаимодействия с такими игрушками,ребёнок имитирует поведение взрослого,а следовательно обучаеться. Но есть одна прблема:в погоне за увеличением продаж,производители стремяться максимально приблизить игрушку к её реальному аналогу. Детский планшет или игрушечный компьютер практически не отличить от взрослого,и он с огромным количеством электроники..Все,что остаеться ребёнку это просто нажимать кнопки,и получать запрограммированный результат.Соответственно замедляет у ребёнка мыслительный процесс,никакого развития воображения,отсутствие игровой деятельности,и способствует нарушению не окрепшей нервной системы.Но переутомление и перевозбуждение,это не самая главная проблема для ребенка,которую могут нести современные игрушки .Современные игрушки несут в мир ребёнка искаженые образы.Многочисленые функции не дают ребёнку контролировать игрушку,говорить за неё, совершать определённые действия.Это тоже сказывается на развитии ребенка.Играя в современные игрушки (Бетмэнов,роботов,трансформеры) ребёнок причиняет не намеренно физический вред.Играя с такими игрушками ребёнок становиться жёстким и злым,соответственно с возрастом у ребёнка развиваться агрессия.Родителям следует помнить, что игрушка предназначен не только для развлечения,но ребёнок с помощью игрушки обязательно чему-нибудь научиться.Игрушка представляет собой определённый образ,шаблон,ориентируясь на который ребёнок учиться проживать эмоции и строить взаимоотношения со сверстники. И если образ игрушки несёт неправильный посыл,например агрессивный,то родителям нужно быть внимательным при выборе игрушек.Не ленитесь играть с ребёнком, и объяснять ему простые истины,нести положительные эмоции,больше разговаривать с ребёнком в игре,придумывать игровые ситуации.Игра-это идеальная ступень для обучения и развития у ребёнка всех умственные и психологический процессов.Игры и положительные игрушки пробуждают у детей заботливое,бережное отношение,внимательность и нежность,помогают накопить опыт положительных эмоций.Трасформеры,роботы и т.д.-способствуют накоплению агрессивных фантазий ребенка,которые могут реализоваться в жизни по отношению к более слабыми животным и маленьким детям.
Полезная игрушка ставит перед собой благородный воспитательную задачу- учит добру и красоте,пониманию и сопереживанию.Игрушка закладывают в душу ребёнка понятия добра и зла.Любое проигранное действие ребёнка, способно осуществиться в реальности.Поэтому родителям внимательно нужно относиться к выбору игрушек и к ситуациям, когда ребёнок проявляет безразличие,агрессию,жестокость по отношению к игрушками. Итак, игра являеться ведущей деятельностью дошкольников, и именно в ней формируются важнейшие свойства и качества ребёнка. И прежде чем купить игрушку ребёнку, следует задуматься и сделать свой выбор не на дорогих, бесполезных накапливающих агрессию, развивающих тревожность, страхи игрушки,а на те которые воспитывают у ребёнка чувство доброты, способность к вере, красоте и мудрость.
Источник
Для современного ребенка игрушка – это способ познания реальности. Детская фантазия – безгранична и, порой, из самых примитивных игрушек малыш сможет создать в своем воображения целый мир с увлекательными сюжетными линиями. Главное условие – игрушки должны быть ярких цветовых оттенков, которые привлекают внимание детворы.
Негативное влияние игрушек на развитие ребенка имеют говорящие игрушки, которые заметно притормаживают процесс речевого развития чада, как минимум на 2-3 года. Во время общения с такой игрушкой ребенок воспринимает себя в роли слушателя, зрителя, но никак не творца собственной реальности.
Если с раннего возраста приучать малыша к использованию всевозможных гаджетов – это негативно скажется на психическом развитии ребенка. Виртуальный мир способствует развитию клипового мышления. В результате, мозг перестает воспринимать новую информацию линейно – в текстовом виде. Именно поэтому вместо планшета или робособаки лучше всего купить ребенку плюшевую игрушку, конструктор или пазлы.
Влияние современных игрушек на развитие ребенка
Большой ассортимент современных детских игрушек на прилавках магазинов приятно удивляет и родителей, и детей. Однако далеко не все игрушки можно покупать своему чаду. Некоторые из них негативно сказываются на воспитании ребенка:
- Кислотная атака. Многие современные игрушки отличаются яркой цветовой палитрой. Однако «кислотные» оттенки плохо сказываются на сенсорике малышей, вызывая у них раздражение. Это приводит к проявлению ранней детской агрессии, рассеянности.
- Страшилки. Наличие острых зубов, пугающего взгляда игрушки, больших когтей – все это символизирует страх и ужас. В результате, у ребенка начинают появляться проблемы с психикой, в его внутреннем мире появляются выдуманные монстры, которых ребенок боится.
- Электронные манипуляторы. Игрушки, дополненные электронным функциями, способствуют тому, что ребенок «тормозит» в развитии. Малыш выполняет все подсказки, о которых сообщает ему игрушка. В результате, прекращается стимуляция фантазии и отсутствует творческое мышление.
Многие современные игрушки предлагают совместить в одном предмете сразу несколько вещей: слоник в виде телефона и на колесиках. Это искажает детское восприятие реальности, деформируя хрупкий чувственный фон малыша.
Виды игрушек
Учитывая влияние игрушек на психику ребенка,выделяют четыре основных типа детских игрушек:
- Сюжетно-образные – всевозможные куклы, машинки, самолетики, зверушки и прочие фигурки, прообразы которых существуют в реальном мире. Благодаря таким игрушкам чадо сможет моделировать различные ситуации, способные произойти в жизни.
- Развивающие – кубик Рубика, конструктор, пазлы, логические головоломки. Все эти игры объединяет одно – они имеют определенные правила и цели. Это помогает ребенку развивать творческое мышление, логику и быть более усидчивым.
- Спортивные – скакалки, самокаты, велосипеды и другие игрушки, «заставляющие» малыша активно двигаться, не сидеть на одном месте. В результате, малыш учится ориентироваться в пространстве, укрепляя мышечный тонус.
- Сенсорные – это игрушки-забавы, которые предназначены для самых маленьких. Их основная задача – подарить малышу радость, положительные эмоции. В этот список принято относить погремушки и различные заводные игрушки.
По мере взросления малыша его коллекция игрушек должна меняться с учетом его пожеланий, творческих и психологических наклонностей.
Требования к игрушкам для детей
Подбирая игрушки для собственного чада, не зависимо от предпочтений и возраста малыша, стоит помнить об одном важном правиле: «игрушка должна способствовать всестороннему развитию ребенку на каждой возрастной ступеньке».
Существует несколько важных требований, касающихся подбора современных изделий:
- Тематическая направленность, основная суть игрушки. Способствовать развитию могут только те игрушки, которые несут в себе добрый смысл и «подталкивают» чадо совершать действия положительного характера.
- Динамичность. Такие игрушки побуждают ребенка к разнообразным действиям. Это положительно сказывается на психофизиологических особенностях детей дошкольного возраста.
- Внешний вид игрушки. Для воспитания художественного вкуса и эмоционального отношения игрушка должна иметь привлекательный дизайн. Ведь в раннем возрасте малыш в первую очередь оценивает все вещи и предметы согласно их визуальной составляющей.
Родителям рекомендуется выбирать игрушки из натуральных, гипоаллергенных и безопасных для детского здоровья материалов. Ведь маленькие дети очень часто облизывают игрушки, кусают их (особенно, когда режутся зубы).
На сколько важны игрушки для психологического развития ребенка
Большую половину своего свободного времени ребенок проводит именно с игрушками. Он с ними отправляется на прогулку, в детский сад, проводит свободное время дома. Именно поэтому каждая новая игрушка играет важную роль в процессе психологического развития малыша.
- Первые шаги – от 1 до 3 лет. В этот период малыш узнает себя, и знакомится с окружающим его миром. Потому важно показывать малышу игрушки, которые создают различные мелодии, яркие и реалистичные модели.
- Дошкольный возраст – от 3 до 7 лет. Это один самых важных этапов в развитии каждого чада. В таком возрасте ребенок в полной мере чувствует свою самостоятельность и испытывает желание в ее самореализации. В качестве
- игрушек используют: куклы, машинки, разноцветные кубики, пирамидки, конструкторы.
- Младший школьный возраст – от 7 до 10 лет. Как правило, это последний период, когда ребенок играется в игрушки без особого стеснения. В этом возрасте можно смело знакомить школьников с различными наборами, более сложными видами конструктора, партнерскими играми (шашки, шахматы, морской бой и другое).
Помните о том, что развитие ребенка осуществляется не тогда, когда он отрабатывает определенные умения, а когда он учится самостоятельно принимать решения.
Источник