Игрушки как средство развития общения ребенка раннего возраста
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида
№11 «Алёнушка»
Консультация для воспитателей
групп раннего возраста
на тему:
«Игрушка как средство общения и психического развития
ребёнка раннего возраста»
Воспитатель: Унусян Ксения Игоревна
г. Воскресенск
2016 г.
Игрушка как средство общения и психического развития
ребёнка раннего возраста
Ребёнок раннего возраста при виде незнакомой игрушки всегда стремится обследовать её. Иногда новизна настораживает его: он внимательно вглядывается в изображение, подолгу рассматривает, протягивает руку. Всё это говорит о том, что у ребёнка уже на первом году жизни возникают ориентировочные реакции, направленные на восприятие окружающей действительности.
Игрушка является главной частью окружающей действительности, когда у малыша ещё не достаточно развита речь, он пользуется взглядом, мимикой, жестом указывая на заинтересовавшую его игрушку. Во взгляде малыша при этом можно прочитать вопрос, разрешение к действию, желание привлечь внимание взрослого к себе, эмоционально откликнуться на происходящее. Игрушка становится средством для формирования ориентировочной деятельности только при условии общения с воспитателем. Именно он развивает познавательную активность ребёнка, побуждая его к действиям.
Огромна роль дидактической игрушки в психическом развитии детей раннего возраста. Дидактические игрушки представляют собой специально составленный набор предметов с запрограммированными свойствами. Задача взрослого – с их помощью обратить внимание ребёнка на различные свойства предметов, научить выполнять задания на подбор по сходству или различию (соотнесение, группировка, сортировка). Занимаясь, например, с пирамидкой, ребёнок в одних случаях обратить внимание на размер колец, в других – на их цвет.
Трудно переоценить значение первых предметных игр малыша с матрёшками, пирамидками, кольцами, втулками, шариками и т.п. важно учитывать, что дидактические игрушки не только обогащают сенсорный опыт ребёнка, но и учат мыслить. В процессе таких практических действий как соединение, разъединение, нанизывание предметов, развиваются мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
Дидактические игрушки выполняют ещё одну важнейшую задачу. Они способствуют развитию действий руки, формируют ручную умелость, совершенствуют мелкую моторику пальцев.
Занятия с игрушками развивают познавательную активность детей. Например, открывая и закрывая коробку, собирая и раскладывая шарики, малыш осваивает прямые и обратные действия.
Игры с предметами ставят ребёнка перед необходимостью запоминать и воспроизводить способы действий, которые были показаны воспитателем. Это развивает память – запоминание, узнавание, воспроизведение.
Практический результат действий с дидактической игрушкой, оценка педагога развивают эмоционально – волевую сферу, учат целенаправленности и осознанности в достижении поставленной задачи, доведению начатого дела до конца.
Игрушка как средство общения и психического развития
ребёнка до года
игрушка должна быть подобрана (цвет, форма, звучание, эстетика, гигиена)
– для манипулирования
– для общения
В 2-3 месяца ребёнок смотрит на яркую игрушку, слышит звуки игрушки – погремушки, следит за игрушкой, фиксирует её взглядом, учится смотреть и видеть.
Действия взрослого – игрушкой привлекает внимание ребёнка, учит следить взором, вызывает положительные эмоции.
В 3-12 месяцев малыш учится манипулировать (без учёта свойств предмета), следит за действиями взрослого, пытается повторять действия.
Взрослый организует общение, манипулируя игрушкой.
С 6-7 месяцев разнообразные манипулирования с разными игрушками. Взрослый в общении учит принимать участие в игре: «Где мишка? – вот он!»
С 6-10 месяцев малышу дают книжки – раскладушки (создаётся запас представлений, находит изображённые предметы).
Взрослый, в общении рассказывая, показывает и спрашивает.
Игрушка как средство общения и психического развития
ребёнка до трёх лет
В связи с ведущей деятельностью – предметной – очень важны для психического развития ребёнка соотносящиеся и орудийные действия.
- Соотносящиеся действия:
Цель: приведение предметов (их частей) в определённые пространственные отношения.
Игрушки: сборно-разборные (пирамидки, вкладыши) подбираются у учётом формы, величины, цвета.
Взрослый руководит в процессе действий игрушками: показывает и объясняет действия, побуждает к действиям, вселяет уверенность, создаёт положительные эмоции, оценивает.
- Орудийные действия:
Цель: употребление одних предметов (орудий) для воздействия на другие предметы (ложкой едят, лопаткой копают).
Взрослый в общении знакомит с миром простых вещей: каждый предмет для чего-то существует, и использовать его надо по назначению.
- С полуфункциональными предметами:
Цель: ими (палочки, шишки, камешки) можно замещать отсутствующий предмет.
Взрослый в общении развивает воображение, развивает знаковую функцию сознания.
- С сюжетными игрушками (куклами, зайцами, мишками и т.п.):
Ребёнок учится подражательным действиям (качать, купать куклу…), идентифицировать себя с куклой, проявлять заботу о кукле, сопереживать игрушке, любить игрушку.
Взрослый в общении создаёт игровые ситуации, в которых надо: проявлять заботу, сопереживать игрушке (например, куклу вдвоём обнимают и укладывают спать).
С ребёнком 2-3лет можно разыгрывать сюжеты с машинками, кубиками, конструкторами. Каждое стихотворение можно превратить в игру – драматизацию с игрушками, организуя общение через игру, взрослый помогает выбрать нужные игрушки, учит действовать вместе, поощряет успехи ребёнка. Постепенно снижая свою активность, взрослый увеличивает свободу действий ребёнка, который начинает играть самостоятельно с игрушками, ищет себе партнёра – сверстника для игры. Но на протяжении всего раннего возраста взрослый организует общение, а игрушка является средством для этого.
Источник
Игрушка как средство общения и психического развития ребенка.
У большинства людей детство связано с любимыми игрушками: они остаются в памяти взрослого человека как близкие друзья, как опора в огорчениях и печалях (Е. О. Смирнова).
Игра, как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению ими опыта человеческой деятельностью. Игрушка, в данном случае, выступает в качестве своеобразного эталона тех предметов, узнать назначение которых и освоить различные действия с которыми, надлежит ребёнку. Игра, как форма организации детской жизни важна тем, что служит становлению психики ребёнка, его личности. Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, иной раз, требует для развития новую игрушку. И не случайно в играх детей участвуют игрушки, купленные в магазине, но и сделанные воспитателями, родителями или самими детьми. Игрушки могут быть самыми разнообразными, но все они должны отвечать определённым педагогическим и художественно-эстетическим требованиям.
В каждом возрасте ребёнку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки: сюжетные (куклы, фигурки животных, мебель, посуда), технические (транспортные, конструкторы и т.д.), игрушки-орудия труда (молоток, отвёртка, щётка для подметания, грабли, лопатка, иным словом игрушки, имитирующие простейшие средства труда взрослых), игрушки-забавы: театральные, музыкальные. Крупногабаритные игрушки, такие как самокаты, детские автомобили, тракторы, большие легко трансформирующиеся конструкторы для строительства способствуют борьбе с гиподинамией, учат ребёнка движениям и ориентировке в пространстве.
Сидя за столом ребёнку удобнее играть маленькими игрушками, хорошо обозримыми со всех сторон. Для игр на полу нужны более крупные игрушки, соразмерные с ростом ребёнка в положении сидя и стоя. Подвижные игры во дворе требуют игрушек крупных, мелкие не годятся.
Отбор игрушек тесно связан с задачами эстетического, а также нравственного воспитания ребёнка, с его стремлением к игре коллективной, в которой всеми игрушками он пользуется совместно со всеми детьми. При отборе игрушек должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности. Не все дети имеют возможность увидеть живых зверей и птиц. Познакомиться с ними помогают книги, игрушки, телевиденье. Очень важно, чтобы в подборе игрушек способствовал формированию у ребёнка правильных представлений об окружающем. Желательно, чтобы игрушки вносил в игру взрослый. Он заинтересовывает ребёнка сюжетом совместной игры, задаёт ему вопросы, побуждает его к «общению» с новой игрушкой. «Кукла проснулась? Угости её компотом».
Игрушка для ребёнка полна смысла. Дети осуществляют игровые действия чаще всего с помощью игрушек, но их игровые действия могут быть уже обозначены и жестом и словом. Особое значение приобретают те предметы, которые в практической педагогике принято именовать атрибутами: всевозможные шапочки. Бусы, фартуки, халаты. Необходимы игрушки, отражающие специфику той или иной профессии. Для капитана не так важен корабль, как важно иметь подзорную трубу, бинокль, фуражку.
Правильное руководство игрой со стороны взрослых делает её содержательной, подлинно ведущей в дошкольном возрасте, существенно расширяет кругозор ребенка. Однако никакое обилие игрушек, позволяющее, казалось бы, развернуть самые сюжетные игры, не заменит ребёнку товарищей по игре. Вынужденная необходимость играть одному, иногда, может привести к перевозбуждению его нервной системы. Играя один, ребёнок возбуждается от обилия взятых на себя ролей. Естественно, после игры он будет излишне подвижным, раздражительным, «крикливым». Но такая же игра в коллективе сверстников не вызывает у ребёнка подобной реакции. Многие дети используют в игре не только игрушки, но и приспосабливают для этого другие предметы. Диван может стать пароходом, стулья – вагонами поезда, шишки – смешными ёжиками. Такое использование в игре предметов указывает на высокий уровень интеллекта ребёнка, развитие его фантазии. К сожалению, не все взрослые понимают это. Надо обогащать игру игрушками-самоделками, в том числе из природного, бросового материала.
Игра развивает и радует ребёнка, делает его счастливым. В игре ребёнок совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения. В игре развивается его воображение, фантазия, а, следовательно, создаётся почва для формирования инициативной, пытливой личности. Игра для ребёнка верное средство от безделья, приводящего к вялости, бесцельности поведения. Для хорошей, весёлой игры ребёнку нужна хорошая игрушка. Выбирайте её обдумано для своего ребёнка.
Источник
Содержание
Введение
1. Психологические особенности
развития детей дошкольного возраста
1.1 Психическое развитие
детей дошкольного возраста и его основные
линии
1.2 Игра как ведущая деятельность
детей дошкольного возраста
2. Разнообразие игрушек
и их назначение
2.1 История возникновения
игрушки
2.2 Виды игрушек
2.3 Требования, критерии
оценки и правила подбора игрушек
3. Игрушка как средство
общения детей дошкольного возраста
3.1 Роль игрушки в общении
ребенка со взрослыми
3.2 Роль игрушки в общении
ребенка со сверстниками
4. Игрушка как средство
психического развития детей дошкольного
возраста
4.1 Роль игрушки в развитии
познавательной сферы дошкольников в
разных возрастных периодах
4.2 Роль игрушки в личностном
развитии дошкольников
4.2.1 Роль игрушки в развитии
способностей
4.2.2 Влияние игрушки на
развитие эмоционально-нравственной сферы
4.2.3 Значение игрушки
в половой идентификации дошкольников
Заключение
Список литературы
Введение
Первые шесть-семь лет жизни – наиболее
сенситивный1 и ответственный период
для психического развития ребенка. В
это время закладываются основы всех психических
свойств и качеств личности, познавательных
процессов и видов деятельности.
Психическое развитие
ребенка, в буквальном смысле, – это превращением
беспомощного младенца в человеческую
личность, которое происходит по определенным
законам. Психическое развитие предполагает
не только рост, но и преобразования, при
которых количественные усложнения переходят
в качественные. А новое качество, в свою
очередь, создает основу для дальнейших
количественных изменений. Так, непрерывность
развития психики прерывается, когда в
ней появляются качественно новые приобретения,
и она делает резкий скачок. 2
Психическое развитие
зависит от многих факторов, прежде всего,
от наследственных особенностей организма,
общего состояния здоровья, пола и от влияния
окружающей среды. Решающую роль в психическом
развитии ребенка играют его деятельность
и его общение с другими людьми.
Общением, как одной ведущих
деятельностей ребенка, называется взаимодействие
двух или более людей, состоящее в обмене
информацией познавательного или оценочного
характера. 3 Этот особый вид деятельности
имеет мотивы, предмет, содержание, средства
и результат. Общение направлено на удовлетворение
потребностей, связанный с познанием окружающего
мира. Продуктом общения выступает образ
другого человека и самого себя. 4
Также на протяжении всего
дошкольного возраста преобладает игровая
деятельность. Через игру ребенок познает
окружающий мир, свойства предметов и
т.д.
Любой вид деятельности
ребенка имеет свою цель. В дошкольном
возрасте целью любого вида деятельности
ребенка является его всестороннее развитие.
Чтобы достигнуть цели, нужны средства,
которые являются инструментами ее достижения.
Среди средств общения
выделяют две группы: вербальные (речь)
и невербальные (экспрессивно-мимические
– улыбка, мимика, предметные – позы, жесты
– действия). 5
Главным средством в игре
ребенка-дошкольника является игрушка.
Она отвечает потребности ребенка в активной
деятельности, в разнообразных движениях,
помогает осуществить свой замысел, войти
в роль, делает его действия реальными. 6
Таким образом, происходит
непосредственное развитие во всех психических
процессах: в воображении, мышлении, внимании,
восприятии и памяти, так как все полученные
ребенком образы он впоследствии пытается
воссоздать в реальной жизни, действуя
или с игрушкой, предметом, или играя с
товарищем в различные игры.
Изучением проблемы влияния
игрушки на психику ребенка, занимались
многие педагоги и психологи.
Так, исследования Коссаковской
Е.А. по вопросам игры и игрушки, основанные
на изучении опыта организации игровой
деятельности детей, показали, что в создании
и отборе игрушек обязательно должны учитываться
возрастные закономерности развития игровой
деятельности.
Известный психолог Урунтаева
Г.А. говорила, что главная задача взрослых
состоит в том, чтобы научить ребенка действовать
с игрушками. Менджерицкая Д.В., известный
педагог в области изучения игрушки, считала,
что игрушка помогает воспитанию у детей
интереса к труду, способствует формированию
пытливости, любознательности.
Сейчас, широко рассматривается
проблема о неправильном использовании
игрушки. 7, 8 Каким образом, она неблагоприятно
влияет на психику и здоровье детей? Чем
руководствуются взрослые, покупая игрушку
для своего ребенка? задумываются ли они
нам тем, что игрушка – это не просто забава?
В своей работе хотелось
бы выяснить, как игрушка влияет на общение
и психическое развитие детей дошкольного
возраста, и как правильно ее нужно выбирать
и использовать.
Объект исследования: психическое
развитие дошкольника.
Предмет исследования:
игрушка как средство общения и психического
развития детей дошкольного возраста.
Цель исследования: определить
и описать роль игрушки в общении и психическом
развитии детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
Описать сущность психического
развития детей дошкольного возраста.
Раскрыть сущность понятий
игра, игрушка.
Изучить краткую историю
возникновения игрушки.
Определить виды и назначение
игрушек, современные критерии их оценки.
Изучить влияние игрушки
на общение и психическое развитие детей
дошкольного возраста.
Методы исследования: анализ
научно-теоретической и психолого-педагогической
литературы.
Практическая направленность:
данная работа предназначена для педагогов
и родителей, интересующихся проблемой
роли игрушки в психическом развитии дошкольника,
как правильно выбрать игрушки.
1. Психологические особенности развития
детей дошкольного возраста
1.1
Психическое развитие детей дошкольного
возраста и его основные линии
Психическое развитие – процесс
количественных и качественных изменений
в психике ребенка на протяжении онтогенеза:
процесс усвоения ребенком общественно-исторического
опыта. 8 Существуют биологические
и социальные факторы психического развития.
Новорожденный имеет предпосылки,
определяющие его будущее развитие. Они
могут быть наследственными и врожденными.
К ним относятся природные свойства организма,
в первую очередь строение и работа мозга.
Строение и функции организма ребенок
получает в наследство от своих предков.
От рождения он обладает человеческой
нервной системой, мозгом, способным стать
органом сложнейшей психической деятельности,
свойственной человеку. 9 Однако природные свойства
ребенка, не порождают психических качеств,
а создают предпосылки для их образования.
Сами же эти качества возникают благодаря
социальным условиям.
Но также должны быть еще
внешние источники психического развития,
такие как, среда и воспитание. Главным
условием психического развития ребенка
является его актуальность, то есть деятельность,
также общение с взрослым, то есть зона
ближайшего развития. Движущей силой психического
развития является постоянные противоречия,
возникающие в ходе психического развития
и ведущие к появлению новых потребностей
и интересов и овладению новыми видами
деятельности.
Но и виды деятельности,
и формы общения взрослых с детьми, существующие
в современном мире, – результат исторического
развития человечества. Ребенок – маленький
член человеческого общества, и все условия
его жизни и развития с самого начала социальны,
то есть, созданы обществом. Таким образом,
через непосредственное окружение – близких
людей, игрушки и другие вещи, созданные
руками человека, – развитие ребенка определяется
человеческим обществом, в котором он
растет и воспитывается. 10
Ребенок рождается с набором
простейших форм поведения – безусловными
рефлексами. Они ему необходимые не только
чтобы выжить, но и для дальнейшего психического
развития. На базе безусловных рефлексов
очень рано начинают вырабатываться условные
рефлексы, которые ведут к расширению
реакций на внешние воздействия. В процессе
усвоения общественного опыта отдельные
рефлекторные механизмы объединяются
в сложные системы – функциональные органы
мозга. Каждая такая система работает
как единое целое, выполняет новую функцию,
которая отличается от функций составляющих
ее звеньев: обеспечивает речевой слух,
музыкальный слух, логическое мышление
и другие свойственные человеку психические
качества.
В первые семь лет масса
мозга увеличивается в три раза, изменяется
строение, совершенствуются функции. Созревание
мозга очень важно для психического развития
– благодаря ему увеличиваются возможности
усвоения различных действий, повышается
работоспособность ребенка, создаются
условия, позволяющие осуществлять все
более систематическое и целенаправленное
обучение и воспитание, а оно служит источником
психического развития. Через общественный
опыт ребенок получает материал для интеллектуального
и личностно-индивидуального развития
– основных линий психического развития.
Чрезвычайно популярно
в современной психологии рассматривают
периодизацию психического развития Ж.
Пиаже и Э. Эриксона, где раскрываются
закономерности становления двух линий
развития – интеллекта и личности ребенка. 11
Ж. Пиаже в “Теории интеллектуального
развития” рассматривал становление
интеллекта как стержневую линию психического
развития ребенка, от которой зависят
все другие психические процессы. Познание
ребенком окружающего мира происходит
при помощи познавательных действий, которые
приводят к возникновению психических
явлений, и эти действия относятся к разным
познавательным процессам: восприятию,
мышлению, воображению, памяти. 12
Дошкольный возраст также
является тем периодом детства, когда
вместе с интенсивным развитием познавательных
процессов происходит формирование качеств
личности. Социальные условия способствуют
развитию в индивиде13 как общественных свойств
и способностей, так и индивидуальных
качеств. Вначале у ребенка формируется
самосознание, выделяет себя как носителя
определенного имени, формируется психологический
образ “я”, формируется чувство половой
принадлежности. Затем формируется мировоззрение
и идеология, активная воля, где можно
выявить способности ребенка, определить
и развивать уровень его эмоционально-волевой
сферы, формировать различные качества
личности.10
Личность понимается в
психологии как система отношений человека
к окружающему его миру, другим людям и
к самому себе. Развитие личности включает
в себя, с одной стороны, процесс усвоения
индивидом социального опыта, а с другой
– активное воспроизведение этого опыта,
включение его в социальную среду. В дошкольном
возрасте формируется самосознание – осознание
себя и отношение к себе как к физическому,
духовному и общественному существу; происходит
развитие мотивов поведения, связанных
с интересом детей к миру взрослых, проявление
стремления ребенка подражать взрослым
– это основа многих поступков ребенка,
в частности волевых. Также развиваются
притязательные, соревновательные, игровые
и другие виды мотивов. При активном познании
окружающего мира, при общении с окружающими
его людьми все окрашено яркими переживаниями
– происходит эмоциональное и волевое
развитие ребенка.
Усвоение общественно-исторического
опыта, правил поведения предполагает,
во-первых, что ребенок постепенно начинает
понимать и осмысливать значение нравственных
норм, во-вторых, что у него вырабатываются
привычки нравственного поведения, что
является также важным качеством личности
человека. 14
А.Н. Леонтьев так характеризует
дошкольное детство: “Это период первоначального
фактического складывания личности, период
развития личностных “механизмов”
поведения. В дошкольные годы развития
ребенка завязываются первые узлы, устанавливаются
первые связи и отношения, которые образуют
новое, высшее единство субъекта – единство
личности. Именно поэтому, что период дошкольного
детства есть период такого фактического
складывания психологических механизмов
личности, – он так важен!”15
Развитие основных линий
психики ребенка происходит в ходе воспитания
и обучения, опирающегося на деятельность
ребенка. Каждый вид деятельности ребенка
в процессе работы познавательных процессов
способствует усвоению действий и таких
психических качеств, которые необходимы
для его выполнения и совершенствования.
Обучение опережает психическое
развитие, ведет его за собой, не заменяя
самого развития. Ведущая роль обучения
в психическом развитии проявляется в
том, что ребенок, овладевая новыми действиями,
сначала научается выполнять их под руководством
и при помощи взрослого, а потом уже самостоятельно. 16 Именно в процессе обучения
новым знаниям, умениям, навыкам происходит
работа всех познавательных процессов,
и как следствие, психическое развитие.
Воспитание и обучение
ребенка в дошкольном возрасте связано
с его ведущей деятельностью – игрой. В.
Штерн: “До школы ребенок приобретает
обширный запас знаний, умений и навыков,
что по своему объему он вполне может выдержать
сравнение с программой обучения в школе.
Однако вся эта дошкольная “программа”
усваивается особым путем. До 6-7 лет знания
приобретаются попутно с игрой или с практической,
но отнюдь не с учебной деятельностью. 17
1.2
Игра как ведущая деятельность детей дошкольного
возраста
Жизнь ребенка складывается из выполнения
разнообразных действий. Все действия
детей можно определенным образом сгруппировать
и отнести к разным видам деятельности.
Деятельностью называется совокупность
действий отвечающих одним и тем же побуждениям. 18 Это целостный мотивированный
акт поведения. Деятельность – это взаимодействие
человека со средой, в которой он достигает
цели, возникшие от потребностей человека.
Деятельность подчеркивает
связь самого субъекта с предметами окружающей
его действительности. Невозможна прямая
пересадка знания прямо в голову субъекта,
минуя собственную деятельность. 19 Установлено, что в каждом
возрасте один из видов деятельности становится
главным, ведущим. Именно он наиболее важен
для психического развития ребенка.
Источник