Игрушки и антиигрушки в развитии ребенка

Игрушки и антиигрушки в развитии ребенка thumbnail

Екатерина Шапочанская
Игрушки и антиигрушки

Игрушки и антиигрушки

Игра в жизни каждого ребенка имеет особое значение. В игре ребенок приобретает новые знания и опыт, пополняет и активизирует активный словарь, развивает познавательные способности, тренирует волю, смелость, выдержку, умение уступать. Ребенок в игре осваивает опыт человеческой деятельности. Он зачастую изображает то, что видел, слышал, пережил, свое отношение к людям, к жизни, к ситуации. В игре приобретается позитивный настрой и хорошее настроение.

Детская игрушка – это специальный предмет, предназначенный для игры и иного жизненного назначения. В ней в обобщенной форме представлены типичные свойства предметов, которые обеспечивают воспроизведение соответствующих действий с ним.

Антиигрушка – это специфическое средство информации, пропагандирующее антиценности. Она представляет опасность для жизни и здоровья детей, может причинить вред нормальному физическому, психическому и нравственно-духовному развитию.

Современные игрушки для детей представляют собой широкий ассортимент товаров на любой возраст, вкус и кошелек. В отличие от не столь далекого прошлого, в нашей стране сейчас нет жестких ограничений и нормативов на продажу детских товаров, поэтому производители стараются продать все, что имеет какой-либо спрос, а иногда – и искусственно этот спрос «подогреть». Так среди детских игрушек появляются и «антиигрушки» – этакие уродцы, вызывающие у адекватного взрослого человека брезгливое отвращение, но привлекающие детей новизной и грамотной рекламой.

Современные игрушки: богатство выбора

Многие помнят те времена, когда в магазинах детских товаров царило унылое однообразие. Надо сказать, что при этом детские игрушки были милыми и забавными. Пухлые куклы-пупсы с улыбающимися лицами, мягкие плюшевые собачки и медведи, музыкальные неваляшки, издающие мелодичный звон…

Выбор современных игрушек поистине огромен. Появились куклы-младенцы, которых сложно отличить от живого ребенка, плюшевые животные, настолько мягкие и приятные на ощупь, что их невозможно не обнять и не «потискать», модели техники, тонко воспроизводящие детали настоящих машин и самолетов.

А также – куклы-трупики, виртуальные игры, в которых нужно расстреливать людей или сбивать их на автомобиле, плюшевые фекалии… Подобные творения сложно назвать игрушками, скорее это «антиигрушки», которые не способствуют развитию ребенка, а, наоборот, ведут к разрушению его личности и моральной дезориентации.

Почему же подобные экземпляры так часто встречаются среди современных игрушек? Все просто – потому что их покупают. Доброта, нежность, забота – вечные ценности сложно «продавать» – слишком древний это товар, и слишком большая конкуренция. Выпустив же жуткого уродца и проведя масштабную рекламную компанию, производитель привлекает внимание к своему товару, заставляет спорить и обсуждать, и у многих возникает желание увидеть воочию, приобрести то, о чем все говорят.

Современная антиигрушка

Антиигрушка – это не просто плохая игрушка, то есть некачественно сделанная, грубо раскрашенная, с острыми краями или мелкими деталями. Часто антиигрушками выступают внешне безупречно изготовленные из экологически чистых материалов фирменные изделия зарубежного или отечественного производства. Современные антиигрушки, чаще всего изготовленные по западным образцам, не оставляют места для «домысливания сюжета». Ребенок, окруженный киборгами, трансформерами, представляет собой человека, заряженного энергиями западного общества.

Умная и добрая игрушка

У нас есть хорошие и «умные», вернее сказать, мудрые игрушки. В магазинах можно найти персонажей всеми нами с детства любимой телевизионной программы «Спокойной ночи, малыши!»: Филю, Степашку, Хрюшу и Каркушу. Они учат малышей добру и справедливости во время своих вечерних встреч. Учат не обманывать и не предавать и многому другому. И всё это рассказывается в понятной для детей форме. Эти положительные персонажи излучают добро и любовь к каждому из зрителей, а те тоже отвечают любовью.

Для детей постарше сейчас можно купить наборы для постройки кораблей, самолётов, лодок. Для девочек продаются красивые наборы для вышивания и пошива платьев своим любимым куклам, а для мальчиков – столярные, слесарные инструменты. Они учат детей самостоятельности, трудолюбию, заботе о ближних. Любая игрушка, изготовленная своими руками, самая лучшая для ребёнка. А ещё есть игрушки, которые не надо покупать. Достаточно прогуляться по парку и набрать желудей, палочек, шишек, камешков, проверить мамины запасы кусочков ткани и лент, собрать всякую безделицу и сделать игрушку из всего этого подручного материала.

Уважаемые родители, покупайте своим малышам правильные игрушки и тогда они вырастут добрыми, умными и отзывчивыми!

Источник

Современные игрушки для детей представляют собой широкий ассортимент товаров на любой возраст, вкус и кошелек. В отличие от не столь далекого прошлого, в нашей стране сейчас нет жестких ограничений и нормативов на продажу детских товаров, поэтому производители стараются продать все, что имеет какой-либо спрос, а иногда – и искусственно этот спрос «подогреть». Так среди детских игрушек появляются и «антиигрушки» – этакие уродцы, вызывающие у адекватного взрослого человека брезгливое отвращение, но привлекающие детей новизной и грамотной рекламой.

Современные игрушки: богатство выбора

Современные игрушки и антиигрушкиМногие помнят те времена, когда в магазинах детских товаров царило унылое однообразие. Надо сказать, что при этом детские игрушки были милыми и забавными. Пухлые куклы-пупсы с улыбающимися лицами, мягкие плюшевые собачки и медведи, музыкальные неваляшки, издающие мелодичный звон…

Выбор современных игрушек поистине огромен. Появились куклы-младенцы, которых сложно отличить от живого ребенка, плюшевые животные, настолько мягкие и приятные на ощупь, что их невозможно не обнять и не «потискать», модели техники, тонко воспроизводящие детали настоящих машин и самолетов.

Читайте также:  Об уходе за ребенком и его развитии

А также – куклы-трупики, виртуальные игры, в которых нужно расстреливать людей или сбивать их на автомобиле, плюшевые фекалии… Подобные творения сложно назвать игрушками, скорее это «антиигрушки», которые не способствуют развитию ребенка, а, наоборот, ведут к разрушению его личности и моральной дезориентации.

Почему же подобные экземпляры так часто встречаются среди современных игрушек? Все просто – потому что их покупают. Доброта, нежность, забота – вечные ценности сложно «продавать» – слишком древний это товар, и слишком большая конкуренция. Выпустив же жуткого уродца и проведя масштабную рекламную компанию, производитель привлекает внимание к своему товару, заставляет спорить и обсуждать, и у многих возникает желание увидеть воочию, приобрести то, о чем все говорят.

Виды антиигрушек и их вред для ребенка

1. Страшные игрушки. Далеко не все страшные игрушки плохи. Ведь даже в самых добрых народных сказках встречаются отрицательные персонажи, с которыми добрые герои сражаются и побеждают. Смысл страшной игрушки – научить малыша преодолевать свой страх. Этот страх должен быть условен и предсказуем, как и сама игрушка. Например, герои русских сказок или современных мультфильмов знакомы ребенку с детства, он знает, как с ними бороться, знает их слабости и особенности. Такая игрушка должна быть условна, без лишних деталей – ребенок придумает их самостоятельно, в меру собственного воображения и психической устойчивости.

Современные игрушки и антиигрушкиНо современные страшные игрушки, как правило, чрезмерно детализированы. Киборги, представляющие собой страшную пародию на человека, куклы с искаженными лицами, монстры, создатели которых прорисовали и рельефные мышцы, и шрамы, и бородавки – такая насыщенность деталями перегружает психику малыша, раздражает его, приводит к появлению неконтролируемых страхов.

Еще одна проблема современных игрушек и популярных героев – в том, что их внешнее и внутреннее содержание не имеет ярко выраженной связи. Например, когда «супергерой» борется с «суперзлодеем», они могут отличаться только цветом одежды и нагрудного значка. Или отвратительный монстр оказывается добрым и милым существом. Такое несоответствие вызывает у маленьких детей диссонанс, стирается грань между хорошим и плохим, между добром и злом.

Вред от страшных игрушек особенно велик, если ребенок начинает играть «на их стороне», позволяет им в играх творить зло безнаказанно. В этом случае следует уделить больше внимания нравственному воспитанию ребенка, больше общаться с ним, читать добрые детские книги, ограничить просмотр жестоких фильмов и телепередач.

2. Чрезмерно детализированные игрушки. Детализация – это проблема не только монстров, но и вообще большинства современных игрушек. Раньше детям делали кукол из носков, с пуговками вместо глаз, и эти игрушки были самыми любимыми – малыш сам придумывал и представлял себе недостающие детали, характер куклы и ее историю.

Современных кукол иногда трудно отличить от живых людей – настолько тщательно проработаны их тела, одежда, лица с ярко выраженными эмоциями. «Додумывать» здесь уже нечего. Если же игрушка – это герой популярного мультфильма или книги, то и историю придумать не получается. Часто ребенок, играя, раз за разом повторяет эпизоды из мультфильма, не внося ничего нового. Это негативно влияет на развитие фантазии и воображения малыша.

3. Смещение общепринятых ценностей. Чтобы заинтересовать потребителей, производители современных игрушек выпускают самые необычные товары, которые не укладываются в нормы традиционной морали. Среди реальных примеров: кукла-трансвестит, куклы-мертвецы, плюшевые испражнения и многое другое. Маленьким девочкам предлагают поиграть с детским шестом для стриптиза, а также с реалистичным пупсом, имитирующим процесс сосания груди. Очевидно, что ребенок, психика которого еще не сформировалась окончательно, не может адекватно оценить игрушки, которые подчас шокируют и взрослого человека.

Еще раз о кукле Барби

Современные игрушки и антиигрушкиКазалось бы, что может быть вредного в куклах Барби? Среди массы современных игрушек они выглядят вполне безобидно. Барби не уродливы, не призывают к жестокости, не противоречат нормам общепринятой морали. И все-таки многие психологи предостерегают родителей от покупки своим детям этой все еще модной игрушки.

Почему? Во-первых, в игре в куклы, особенно для маленьких детей, главное – это проявление заботы, нежности. Такие игры являются самой ранней подготовкой девочек к материнству. Кукла Барби не похожа на ребенка и не вызывает желания понянчиться и позаботиться о ней, не развивает в девочках материнского инстинкта.

Кроме того, эти куклы очень реалистичны, но при этом пропорции их лица и тела искажены: чрезмерно большие глаза, слишком длинные ноги, слишком тонкая талия. Так как современное общество признает подобный тип внешности чуть ли не эталоном, к которому нужно стремиться, у большинства девочек игры с такими куклами порождают недовольство собственной внешностью.

Конечно, не все современные игрушки плохи. Но современная идеология «продай все, что покупается» способствует наводнению рынка детских игрушек огромным количеством самого настоящего мусора. И, если Вы не считаете подобные товары полезными для своего ребенка, лучший вариант – смастерить для него игрушки самостоятельно. И пусть у деревянной машинки не будет лобового стекла и даже колес, а ниточные волосы у куклы не слишком похожи на настоящую шевелюру. Такие игрушки развивают фантазию малыша и дают ему понять: даже в современном мире не все ценное покупается за деньги.

Еще 15-20 лет назад для того, чтобы поступить в первый класс, не требовалось ни навык…

Читайте также:  Развитие познавательных процессов ребенка через игру

Живой песок – это новый революционный материал для детских развивающих игр. Он был …

Источник

«Игры и игрушки в развитии ребенка старшего дошкольного возраста»

Игра в жизни каждого ребенка имеет особое значение. В игре ребенок приобретает новые знания и умения, пополняет и активизирует словарь, развивает познавательные способности, тренирует волю, смелость, выдержку, умение уступать. Ребенок в игре осваивает опыт человеческой деятельности. Он зачастую изображает то, что видел, слышал, пережил, свое отношение к людям, к жизни, к ситуации. В игре приобретается позитивный настрой и хорошее настроение.

Специально предназначенный для детских игр предмет – это игрушка. Она помогает ребенку осуществить свой замысел, приближает игру к действительности. Игрушка должна быть настолько удобной для ребенка, чтобы он мог ей активно манипулировать, разыгрывая свою роль. Чтобы вообразить себя мамой, надо иметь в руках дочку – куклу, о которой можно заботиться: кормить, одевать, укладывать спать. Хорошая игрушка – не обязательно самая красивая. Главное, она должна помогать осуществлять замысел игры. Правильный подбор игрушек – ответственное дело.

В наше время мир игрушек многообразен. Игрушки для детей дошкольного возраста можно разделить на несколько видов:

1. Сюжетные, или образные, игрушки – куклы, фигурки животных, мебель, посуда, предметы домашнего быта, сказочные персонажи. Одни из любимых детьми игрушки те, которые изображают зверей: плюшевые мишки, тигрята, собачки. Особое место отводится куклам и фигуркам людей (сказочные человечки, солдатики). Дети во время игры как бы одушевляют их, проявляя заботу, разговаривает с ними, руководят.

2. Технические игрушки, которые все больше входят в жизнь. Это разные типы конструкторов, транспорт, всевозможные технические сооружения и механизмы. Особой популярностью у детей пользуются разнообразные конструкторы типа «Лего». Они необходимы детям, так как развивают мышление, мелкую моторику, ориентировку в пространстве, творческие способности.

3. Строительные игрушки, состоящие из геометрических тел. Среди них есть крупногабаритные, такие, как самокаты, детские педальные автомобили, тракторы и др. Сидя за столом, ребенок захочет, скорее всего, играть маленькими, устойчивыми игрушками. Для игр на полу нужны более крупные игрушки, соразмерные с ростом ребенка в положении сидя и стоя. Мелкие игрушки для двора не годятся.

4. Игрушки – забавы. Это могут быть смешные фигурки человечков, животных, персонажей мультфильмов. В основе их лежит движение, сюрприз, неожиданность. Их назначение – позабавить детей, вызвать смех, сопереживание, радость, воспитать чувство юмора.

5. Спортивно – моторные игрушки. Особый тип игрушек, который способствует повышению двигательной активности детей, развитию ловкости, меткость, выдержки. В старшем возрасте дети с удовольствием осваивают микромоторные настольными играми (хоккей, футбол, бирюльки, бильбоке), овладевают спортивными играми (бадминтоном, кеглями, городками).

6. Театральные игрушки. Относятся к образным игрушкам и служат высоким целям: развивают эстетический вкус, речь, воображение и способность воспроизводить действия людей, способствуют повышению эмоциональной устойчивости. К ним относятся, например, пальчиковые игрушки, перчаточные игрушки (Петрушка, куклы бибабо), марионетки, тростевые куклы. Театральную игрушку часто используют в своей работе психотерапевты, логопеды, учителя.

7. Музыкальные игрушки – погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, игрушки, изображающие пианино, балалайки и другие музыкальные инструменты.

8. Дидактические игрушки. Им принадлежит особое место, т.к. с их помощью педагоги знакомят детей с цветом, формой, величиной и т.д. К ним относятся разноцветные вкладыши, ящички с прорезями, матрешки, мозаики, пазлы, лото и др. Эти игрушки воспитывают у детей усидчивость, сосредоточенность, настойчивость, целеустремленность, умение доводить дело до конца, а также способствуют развитию мелкой моторике.

«Антиигрушки»: что это такое и как с ними бороться?

Часто взрослые покупают игрушки по своему усмотрению, ориентируясь на цену, новизну, яркость. Как правило, они не задумываются о педагогической пользе игрушек. Взрослые помните, если покупать или дарить ребенку часто и много игрушек, то они его не будет так радовать. Ребенок может с легкостью сломать или выбросить игрушку, зная, что ему купят новую.

Часто дети просят родителей купить игрушки, изображающие чудовищ или монстров. Не надо, уважаемые мамы и папы, путать их с персонажами русских сказок! Там встречаются, конечно, драконы и чудовища, но они всегда на стороне зла. А положительные герои – богатыри, например, никогда не бывают чудовищами. Такие сказки и игры на их основе учат детей отличать добро от зла. Предлагаемые сейчас различные монстры, воины – скелеты, чудовища и др. участвуют в игре как на стороне добрых, так и на стороне злых сил, поэтому ребенку иногда бывает трудно, даже порой невозможно отличить добро от зла, «плохих» от «хороших».

То, что ребенка привлекают отрицательные персонажи, по мнению психологов, связано с эмоциями агрессивности. «Антиигрушки» могут научить ребенка жестокости и безразличному отношению к страданию. Игры и игрушки, основанные на содержании воинственных мультфильмов с игрушками – монстрами, формируют в детях агрессию. Насилие воспринимается ребенком как что-то совершенно нормальное, даже героическое.

Для возбудимых детей игра с чудовищами способ выбросить лишнюю энергию, отрицательные эмоции. Однако игрушка не успокаивает, а еще больше раздражает ребенка, формирует эмоциональную зависимость. Игру с монстрами нельзя запретить, как нельзя запретить детские страхи и тревожность. Можно только помочь ребенку создать иное игровое пространство, в котором будут реализованы потребности мальчиков ощущать себя могущественными и бесстрашными героями, воюющими на стороне добра.

Поэтому, уважаемые родители, не стремитесь покупать детям такие страшные игрушки, наводящие на них ужас и способствующие агрессии. Учите детей играть, использовать предметы – заместители, воображаемые предметы. Чтобы дети играли с удовольствием, необходим педагогически грамотный подбор игрушек.

Читайте также:  Диагностика уровня развития ребенка фомичева

Источник

Я думаю вы найдете и у своего ребенка антиигрушку. Но об этом позже, сначала нужно понять важность игрушки для ребенка.

Товары для детей это очень большая индустрия. Общий объем рынка детских товаров примерно 780.2 миллиарда рублей. Но где гарантии, что среди всего этого многообразия нет игрушки которая принесет вред нашему ребенку? Откуда мы можем знать, что каждая игрушка прошла проверку?

Пример антиигрушки

Каждый педагог , знает, игрушка это рычаг отображения взрослой жизни для ребенка, который помогает детям развиваться, подрожать взрослым, развивать свое творческое начало, даже выбрать профессию в будущем.

Правильно подобранный игровой материал это путь к успешному развитию вашего ребенка.

«В игре ребенок живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительно жизни».

                                                                К.Д.Успенский

Что же такое антиигрушка? В понимании любящего родителя – это не ухоженное , эстетически не красивое, грязное, порванное, опасное, острое игровое оборудование. И вы совершенно правы!

Но сегодня антиигрушка может легко замаскироваться под хорошую полезную игрушку и родители не задумываясь берут ее домой, желая порадовать своего ребенка.

Правило №1

Естественно, что когда вы берете в руки детскую игрушку вы проверяете ее на наличие опасных сколов, дырок, грязи. Важно, что бы игрушка соответствовала эстетике.

Стоит запомнить, что антиигрушками могут являться внешне безупречно изготовленные, из экологически чистых материалов, а так же фирменные игрушки, “Залог качества”, и внешне совершенно не опасные, поэтому не стоит сразу терять бдительность.

Правило №2

Как понять какую игрушку мы держим в руках?

При покупке новой игрушки, первым делом мы ее рассмотрели, но что дальше?

Главная функция правильной детской игрушки – мотивировать ребенка на игру.

В первую очередь стоит задуматься , какую функцию несет в себе эта игрушка? Она обязательно должна иметь что то важное, и нести пользу для наших детей.

Посмотрев в группу, в детском саду, я могу сразу отметить, что посуда помогает детям играть в ролевую игру и подражать родителям, что мозаика развивает наблюдательность и мелкую моторику и т.д

Функция нести агрессию

Правило №3

Может ли это игрушка быть многообразной?

Современные игрушки имеют четко поставленный сюжет, играя в такие игры дети с трудом учатся ориентироваться в дальнейшей жизни сами. Без направления и указания родителей. А мы все ходим воспитать самостоятельных детей.

Играя ребенок сам должен осуществлять творческую деятельность. Уметь применить эту игрушку в разных сюжетных играх, игрушка должна быть универсальной.

Кстати для этого я покупаю обычные лоскутки ткани, гладкие палочки, разного размера, дерево, бумагу, все то, что не несет в себе конкретной цели.

Правило №4

Какие чувства вызовет эта игрушка у вашего ребенка?

И речь не только о радости от приобретения новой покупки. Какое представление о красоте будет транслировать эта игрушка? Барби с тонкой талией, огромными глазам и желание с самых ранних лет быть высокой красоткой? Или пупс похожий на младенца а и желание заботиться о нем.

Правило №5

Выбирайте правильно кукол для девочек. Барби, братц и прочие новые модели, имеют не пропорциональное тело, демонстрируют манерность, раскрепощенное поведение, безделье и лень. Часто куклы идут в комплекте с мультиком, посмотрите какие героини там? что говорят? как ведут? Ответ окажется на поверхности.

Антиигрушка куклы

Правило №6

Игрушки монстры. Проблема похожего характера но уже для мальчиков. Мультфильмы транслируют жестокость, агрессию, путают понятия добро и зло, затормаживают развитие душевности.

Правило №7

Если ребенок захотел такую игрушку, что делать?

Часто родители с детьми заходят в магазины где полно игрушек, и я так же, когда увидела в руках выбранную куклу и была в сомнениях.

Кукла была странного цвета кожи, с выраженными деформациями на лице, неестественной фигурой и цветом волос. Как я действовала?

Сначала дайте время забыть ребенку о желании этой куклы. Ведь и взрослые и дети, могут пожелать покупку, которая не так уж и сильно нужна и необходима. Дайте в таком случае и себе, и ребенку время подумать о том нужна она ему или нет. Время идет, часто дети сменяют интерес.

Далее попробуйте переключить внимание ребенка, включите мультик который транслирует положительную игрушку, пообщайтесь с ним, обсудите положительные качества и плюсы другой игрушки.

Если ребенок до сих пор хочет приобрести антиигрушку, то побеседуйте о том какая причина? Почему именно эта игрушка? Может ребенку нравиться сменяющийся цвет волос у этой куклы? Попробуйте найти аналог. Или может ему нравиться сама история (мультик данного героя), если герой отрицательный, поясните на своем примере, что это не положительный герой, покажите ему, что такое добро, а зло.

Ну и каждый родитель хочет порадовать своего любимого малышка, если ничего не помогает, то подарите ребенку эту игрушку, ведь чем мы больше сопротивляемся, тем больше ребенок будет хотеть именно ее. Не получается – отпустите ситуацию.

Подписывайтесь на канал, что бы ничего не пропустить.(Нажмите здесь, чтобы подписаться)

Так же оставляйте в комментариях свои пожелания для следующих статей. Ставите лайки, мне будет приятно.

Источник