Игрушки для сенсорного развития ребенка

Игрушки для сенсорного развития ребенка thumbnail

Консультация для родителей

« Игры и игрушки для сенсорного развития детей 2-3 лет.

Проблема: Игры и игрушки для сенсорного развития детей 2-3 лет играют очень важную роль. Поэтому для похода в магазин игрушек родителям

желательно ознакомиться с особенностями возраста своего малыша и играми

которые будут эффективно влиять на его развитие. Но как часто бывает,

родители заботятся о том, чтобы купить детям как можно больше игрушек, и

притом сложных, дорогих, всячески разукрашенных. Они думают, что этим

доставят детям больше удовольствия и будут способствовать их развитию.

Но в этом они ошибаются!

Вопрос: Какие игрушки и игры нужны ребенку в возрасте 2-3лет для

сенсорного развития.

Для начала надо сказать, что, сенсорное развитие представляет собой

комплекс мероприятий, направленных на развитие ощущений и

представлений о предметах и явлениях, существующих в мире. Сенсорное

развитие нужно начинать с раннего возраста. Пик развития малышей

приходится на детей 2-3 лет. Они в этом возрасте очень

быстро схватывают! Качественное обучение малыша во многом зависит от

того, насколько он ознакомлен с восприятием предметов, объектов и

явлений. Ребёнок начинает познавать окружающий мир посредством анализа

тех явлений, которые вокруг него происходят (которые он видит, слышит,

или ощущает). Познание мира происходит через органы чувств, а полученная

информация уже анализируется головным мозгом ребёнка и на основании

результатов анализа вырисовывается общая картина какого-то конкретного

события. Развитие сенсорных способностей ребёнка лучше всего развивать в

процессе игры.

ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ РЕБЕНОК В ВОЗРАСТЕ 2-3 ЛЕТ

Собирать самостоятельно пирамидку из 4-5 колец контрастных

размеров

 Выполнять поручения взрослого по подбору предметов того или иного

цвета ( сначала взрослый показывает нужный цвет)

 Различать большие и маленькие предметы, называть их размер

 Узнавать и называть геометрические фигуры (2-3 фигуры: круг,

квадрат, треугольник)

 Выполнять дидактические задания на подбор, соотнесение и

группировку предметов; сравнение по форме, цвету величине и др.

признакам, обобщению по выделенным признакам

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО

СОЗДАНИЮ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В СЕМЬЕ

 Желательно чтобы ребенка окружали игрушки из различных

материалов – дерева, глины, металла, разных по фактуре тканей и т.п.

Необходимы игрушки контрастных размеров, цветов, различной

формы

 Развивающую среду следует пополнить разрезными картинками,

кубиками с картинками, парными картинками, пирамидками, формами-

вкладышами, шнуровками и т.д.

Развивающие и обучающие книги для детей, которые помогают

ребенку развиваться, приобретать новые знания в различных областях.

 Развивающую среду необходимо пополнять занятиями по

изодеятельности: лепка, рисование.

ИГРОВЫЕ МЕТОДИКИ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ

«Что катится? »

Эта игра познакомит ребёнка с формами предметов. Организуйте весёлую

игру-соревнование – кто быстрее докатит свою фигурку до игрушечных

ворот, выстроенных на столе или на полу, а фигурки, которые нужно катить,

пусть будут шарик и кубик. Сначала ребёнку будет всё равно, какую фигурку

выбрать, но после некоторых проб он поймёт, что выигрывает тот, кто

выбрал шарик. Спросите ребёнка, почему он выбирает шарик, и сделайте

вывод, что шарик катится потому, что он круглый.

«Чтение потешек»

Взрослый многократно повторяет простенький стишок или сказку. Когда

текст уже знаком ребёнку, сделайте так, чтобы он договаривал

незаконченные фразы и, если у него это плохо получается, поменяйтесь

ролями. Таким образом, получается своеобразный диалог, способный увлечь

ребёнка. Подобные занятия разовьют речь и память малыша, что непременно

отразится на его интеллекте.

«Сравни предметы».

Перед ребёнком ставится две игрушки. Попросите малыша рассказать, чем

похожи между собой эти предметы, а чем различаются. Например, зайка и

мишка похожи друг на друга тем, что они пушистые, у них есть глазки,

лапки, ушки. Отличаются тем, что мишка – белый, а зайка – серый; мишка –

большой, а зайка – маленький. Впоследствии задачу можно усложнить –

поставить две машинки или два мяча. Цель подобных упражнений – развитие

внимания у детей.

«Оденем кукол».

Маленький ребёнок успешно знакомиться с величиной предметов, сравнивая

между собой однотипные предметы разного размера. Дайте ему двух кукол –

большую и маленькую – и два комплекта одежды. Малыш не должен знать,

какой. Объясните, что куклам холодно, и они хотят одеться, они перепутали

свою одежду, попросите ребёнка помочь куклам. Если сначала ребёнок

распределит неправильно, не стоит кидаться переделывать его работу,

постарайтесь разъяснить ему, что эта одежда слишком маленькая для этой

куклы, а эта слишком большая. Подобное занятие способно в значительной

степени развивать восприятие ребёнка. кукле принадлежит какой комплект

одежды. Пусть он решит эту задачу самостоятельно.

«Запомни картинку».

Для этой игры необходимо заранее приготовить 4-6 картинок, на каждой

картинке должен быть изображён какой-то предмет. Игру можно провести

как соревнование между несколькими детьми или самим посоревноваться с

ребёнком в том, кто больше запомнит картинок. Играющие рассматривают

картинки несколько минут, потом их убирают, а участники по очереди

называют картинки, которые запомнили. Выигрывает тот, кто последним

назвал картинку, о которой ещё не упоминали. Эта игра способствует

развитию памяти ребёнка.

«Будь внимателен».

Дети шагают по кругу под музыку. На слово «зайчик», произнесенное

Читайте также:  Центр развития ребенка с аутизмом

ведущим, они должны начать прыгать, как зайчики. На слово «лошадка» –

изображать, как лошадь ударяет копытом об пол. На слово «рак» – пятиться

назад, «птицы» – бегать врассыпную, широко расставив руки, «аист» – стоять

на одной ножке. Эта игра стимулирует внимание, учит быстро реагировать на

звуковые сигналы.

Ориентировка в цвете.

Игра «Цветное лото»

 (четыре цвета на разнообразном материале)

 Учить ребенка подбирать по образцу разнообразные предметы

(картинки), окрашенные в 4 основных цвета, к соответствующему

фону.

Взрослый дает ребенку карточки-фоны, окрашенные в основные

цвета. Затем показывает изображения знакомых предметов,

окрашенных в основные цвета, чередуя эти цвета.

 Варианты заданий: «Найди картинки для этой карточки-фона.

Скажи, что это? Под какую карточку-фон положим?» Называния

цветов от ребенка не требовать.

 Ориентировка в цвете

 (на однородном материале )

 Фиксировать внимание ребенка на тождестве предметов по цвету.

Учить подбирать по образцу и слову взрослого предметы трех, затем

четырех основных цветов. Не акцентировать внимание ребенка на

названии цветов.

 Варианты заданий: Найди для куклы вторую синюю варежку

(выбрать из разложенных в следующем порядке: красная, зеленая,

синяя, зеленая). Найди такие же палочки, разложи палочки по кучкам.

“Положи в такие же коробочки (группировка однородных игрушек:

шариков, кубиков и др.). «Сервируем стол» и др.

Знакомство с красным цветом.

Задание №1

Учить ребенка находить разнообразные предметы красного цвета сначала

среди дидактического материала, а затем в окружающей обстановке;

называть цвет; использовать красный цвет в рисовании.

Вопросы и задания:

а) С дидактическими игрушками; «Найди красный шарик. Это красный

шарик? А этот? («Этот не красный.») Где еще красный шарик? Какой это

шарик? («Этот красный.») У Кати красный шарик, еще кати красный шарик.

Те же задания с колечками, кубиками, кирпичиками и др.

б) рисование: «Возьми красный карандаш. Нарисуй палочки (клубочки,

колечки, солнышко и др. в зависимости от изобразительных навыков

ребенка). Какое солнышко?»

в) экскурсия по комнате: «Найти в комнате предметы красного цвета,

назови их».

Знакомство с синим цветом

Какой? (только синий)

Цель и порядок упражнений см. в занятии № 1 :

а) с дидактическими игрушками,

б) выбор нужного карандаша среди других, рисование синим карандашом

(«дождик», «колечки», «тучка» и др.),

в) экскурсия по комнате.

Задание с чередованием двух цветов

Какой? (синие и красные)

Учить ребенка чередовать предметы по цвету, не отступая от

поставленной задачи, правильно называть два цвета.

Варианты заданий: «Сделать заборчик из красных и синих кирпичиков

(кирпичики чередовать). Собрать пирамидку из красных и синих колец,

нарисовать лесенку из красных и синих ступенек (две вертикальные линии

рисует взрослый, а ребенок – ступеньки). Цвет ступенек чередовать.

Нарисовать красное солнышко и синюю тучку, рассказать о своем рисунке.

(«Я нарисовал желтое солнышко и синюю тучку» и т.п.)».

Ориентировка в форме. «Занимательная коробка» (простой вариант)

 Учить ребенка действовать не методом проб и ошибок, а методом

зрительного соотнесения отверстия и соответствующей формы;

действовать по словесной инструкции: «Дай такой же».

Варианты заданий: «Найди такие, опусти в окошко. Собери

пирамидку (из различных геометрических тел, чередуя их по показу

взрослого: шар, куб, цилиндр, кольцо и др.)».

Самое главное, что нужно помнить при обучении ребенка –  это то,

что занятия должны приносить малышу удовольствие, быть в

радость.

Опубликовано 29.09.2020. Подготовила Тузовская О.А.

Источник

Марина корзина
Консультация для родителей «Дидактические игрушки по сенсорному развитию для детей раннего возраста»

Одной из отличительных черт жизни современного ребенка является огромное количество игрушек, которое окружает его с самого момента появления на свет. Взрослые, покупая игрушки, зачастую не задумываются о глубине и степени влияния их на детей раннего возраста.

В раннем возрасте (от 1 до 3 лет) ведущей деятельностью является предметная, поскольку именно в ней лежат главные интересы ребенка, происходит наиболее интенсивное развитие всех сторон психики и личности малыша. Дидактические игрушки устроены так, что ребенок, играя с ними, приобретает навыки действий и определенные умения.

Основная особенность дидактическихигр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Народные дидактические игры обеспечивают взаимосвязь воспитательного и обучающего воздействия с учётом возрастных психофизиологических особенностей ребёнка. Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности — отличительная особенность дидактических игр. Дидактические игрушки несут в себе задачи интеллектуального плана, они способствуют развитию речи, интеллекта, волевых качеств, воспитанию сенсорной культуры. Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Сенсорное развитие ребенка – это развитие восприятия, с помощью органов чувств (зрения, осязания, обоняния, вкуса и слуха)и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и пр. В этом возрасте дидактические игры учат детей, совершенствовать умение сравнивать предметы по внешним признакам группировать их; составлять из части целое, закреплять представление о свойствах предметов. Совершенствуются тактильные, слуховые, вкусовые ощущения детей. Но научить ребенка обследовать предметы и воспринимать их свойства еще недостаточно. Необходимо определить отношение выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Для этого ребенку нужны мерки, с которыми можно сравнить то, что он в данный момент воспринимает – сенсорные эталоны. «Сенсорные эталоны» представляют собой общепринятые образцы внешних свойств предметов. Сенсорными эталонами мы, взрослые, владеем, совершенно о них не задумываясь. Ребенок оперирует ими с той же легкостью лишь к пяти годам. Сенсорные эталоны:- Эталоны цвета – основные цвета: красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый. – Эталоны формы —геометрические фигуры: треугольник, круг, квадрат, овал, прямоугольник; величины — большой – поменьше – маленький; длинный – короткий; широкий и узкий; высокий и низкий. Геометрические тела- шар, куб, кирпич, призма, цилиндр. – Слуховые эталоны — это звуковысотные отношения, музыкальные ноты, фонемы родного языка. – Вкусы мы делим на сладкий, соленый, горький и кислый. Оказание помощи детям в освоении сенсорных эталонов – это главная задача педагогов и родителей. Этому способствуют дидактические игрушки. Исходя из определяющей роли дидактической игрушки в развитии ребенка, взрослым следует осознанно подходить к ее выбору. Игрушки, подобранные по цвету, величине, количеству, являются прекрасным средством развития личности маленьких детей. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы с помощью таких игрушек обратить внимание ребенка на различные свойства предметов, научить его выполнять задачи на подбор их по сходству и различию. Практические действия с дидактической игрушкой отражают свойственный раннему периоду детства наглядно-действенный характер мышления. Поэтому дидактические игрушки не только обогащают чувственный опыт малышей, но и учат их мыслить. В таких практических действиях, как соединение, разъединение, нанизывание предметов развиваются мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения. Но наибольшую пользу дидактические игрушки приносят тогда, когда рядом с ребенком во время игры находится взрослый. Он должен уточнить названия цветов, понятия «больше-меньше», поставить задачу, сообщить ребенку новые сведения. Дидактическая игрушка обычно подчеркивает какое-нибудь одно свойство,на котором строится игра: форму, цвет, величину. Поэтому рассмотрим некоторые развивающие игрушки по сенсорному развитию для детей раннего возраста:

Читайте также:  Массаж при задержке моторного развития у ребенка

Дидактические игрушкина восприятие эталонов формы и цвета:

1. Цветные столбики. Игра познакомит ребенка с основными геометрическими фигурами и цветами. У данной игрушки на подставке 4 столбика. В сечении столбиков круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. На каждый столбик надевается по 4 разных по цвету фигуры соответствующей формы.Фигуры основных цветов: красный, синий, желтый, зеленый. Также взрослый может предложить найти фигуры определенного цвета.

2. Логический планшет. Игра познакомит ребенка с основными геометрическими фигурами и цветами.На деревянном планшете расположены 12 фигур: круг, квадрат, треугольник – основных цветов (красного, желтого, синего, зеленого). В процессе игры с данным планшетом, ребенок группирует фигуры по цвету (N: «Найди все фигуры одного цвета») и по форме (N: «Найди все квадраты»).

3. Цирк с ключами. Разнообразная и увлекательная игра, которая развивает координацию движений, логическое мышление, а так же учит распознавать формы и цвета. В домике 6 комнат. У каждой комнаты дверь своего цвета. Чтобы открыть дверь нужно подобрать ключик такого же цвета (красного, желтого, синего, зеленого, оранжевого, розового). У каждой комнаты свой цирковой обитатель (лев, слон.). Нужно подобрать обитателям свою комнату в соответствии с отверстием в крыше. Кроме того, в двери имеются отверстия простых геометрических форм, так что можно подобрать каждому обитателю свою фигурку (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб).

4. Собери яйцо. Развивающая игрушка -головоломка “Собери яйцо” развивает моторику пальцев, координацию движений, память, внимательность, познавательную активность и логическое мышление. В наборе 6 яиц сердцевина в каждом разного цвета и формы. Подбирая половинки яиц по сердцевине ребенок учится группировать.

Дидактические игрушкина восприятие эталонов величины:

1. Матрешки. Играя с матрешками, ребенок учится логически мыслить. Располагать их по возрастанию или убыванию. Вкладывать меньшие матрешки в большую.

2. Пирамидка. Пирамидка — традиционная игрушка для развития мелкой моторики и координации рук малыша, а как следствие и речевых навыков. Игры с пирамидкой знакомят малыша с размерами, соотношениями «больше – меньше». Способствуют навыкам ориентирования в пространстве, развивают память, внимание, начальные навыки счета. Лучше всего выбирать одноцветные пирамидки, потому что разный цвет колечек отвлекает от восприятия величины.

3. Логические столбики. Данная игрушка направлена на группирование столбиков по цвету и величине. Используются столбики 5 цветов (синий, красный, желтый, зеленый, оранжевый) разной величины. Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Источник

Курс Сенсорное-развитие-ребенка-до-года день 3Приветствую участниц курса «Вижу. Слышу. Ощущаю. Сенсорное развитие ребенка до года». Сегодня третий день нашего курса. Мы уже знаем о важности сенсорного развития и о том, как просто и безопасно для малыша развивать его зрение, слух и осязание во время обычных бытовых дел, стандартных гигиенических процедур и прочих режимных моментов.

Пришло время поговорить об игрушках! Редкая мама может удержаться от покупки всех этих ярких гремящих и пищащих приспособлений, которые преподносятся нам маркетологами как самые лучшие развивающие игрушки, без которых просто невозможно гармоничное развитие ребенка.

Читайте также:  Психофизическое развитие ребенка все для детского сада

В конце этой публикации вы найдете домашнее задание (конечно же, обязательное к выполнению) и условия финального розыгрыша.

Вы можете прослушать аудио или прочитать текстовую версию урока

Покупные игрушки для сенсорного развития ребенка первого года жизни

Для начала поговорим о покупных игрушках, потому что я совсем не против них. Стоит помнить, что любой предмет может быть развивающей игрушкой для малыша первого года жизни, и совсем необязательно он должен быть куплен в детском магазине. Так, интересные тактильные впечатления кроха получит, ощупывая разнообразные мочалки, чистый сменный блок для швабры (в виде веревочек), мячики-ежики из зоомагазина и т.д.

Тем не менее, вот что можно приобрести в детском магазине:

Для развития слуха — звучащие игрушки с различным характером звучания — звонкие и тихие, с отрывистыми или переливчатыми звуками и т.д. Это могут быть погремушки и разнообразные подвески, гирлянды, первые детские музыкальные инструменты (бубен, барабан, бубенцы, маракасы), кукла-неваляшка, игрушки с «интерактивными» элементами (пищалки, гремелки, шуршалки и т.п.).

Для развития зрения — подвески и удобные для захвата игрушки основных цветов без кислотных и неестественных оттенков (в первые три месяца подойдут черно-белые), картинки для рассматривания (их можно нарисовать, распечатать, использовать раскраски для самых маленьких или купить наборы дидактических карточек).

Для развития осязания — удобные для захвата игрушки из разных материалов (пластик, дерево, текстиль, резина и т.д.), развивающий коврик с вставками из разных на ощупь материалов.

Самодельные игрушки для сенсорного развития ребенка первого года жизни

Игрушки для сенсорного развития ребенка до года, которые вы делаете своими руками, должны соответствовать трем критериям:

1. Быть безопасными. Сразу скажу, что самодельные игрушки для этого возраста часто предполагают, что вы находитесь не далее расстояния вытянутой руки от малыша (конечно, если мы не говорим о нарисованных вами картинках для развития зрения, которые кроха может рассматривать издалека, лежа в своей кроватке). Однако с учетом того, что внимание малыша еще очень неустойчиво, и продолжительность занятия будет колебаться от нескольких секунд до нескольких минут, я думаю, даже самая занятая мама может найти возможность провести эти короткие мгновения в состоянии повышенной бдительности и включенного общения.

2. Расширять сенсорный опыт ребенка. Когда вы выбираете, какую же игрушку сделать для малыша, выбирайте ту, которая максимально расширит опыт малыша, познакомит его с такими ощущениями, которые он прежде не испытывал или испытывал в очень усеченном виде.

3. Быть простыми в изготовлении. Век самодельной игрушки недолог, а свободное время молодой мамы — величина, стремящаяся к нулю. Поэтому выбираем игрушки, с которыми играть можно гораздо дольше, чем было затрачено времени на их создание.

ВозрастРазвитие зренияРазвитие слухаРазвитие осязания
0-3 мес.
  • Книжка-раскладушка (из бумаги, ткани)
  • Разнообразные подвески на кроватку, автокресло (из бумаги, картона, ткани)
  • Слингобусы
  • Коробочки-шумелки (из контейнеров от шоколадных яиц, бахил)
  • Браслеты на ножки и ручки с бубенчиками
  • Самодельные погремушки и звучащие подвески
  • Перчатка с нашитыми или наклеенными на нее кусочками ткани разной фактуры
  • Простейший развивающий коврик — пеленка или полотенце с нашитыми на него кусочками ткани разной фактуры и пуговицами разного размера (если пришить резинки или тесемки по бокам, то его можно надевать как чехол на пеленальный матрасик или свернутое одеяло)
  • Слингобусы
3-6 мес.
  • Самодельные первые книжки
  • Тактильная книжка (наклеиваем кусочки ткани и др.материалов прямо на иллюстрации в книжке-картонке или рисуем сами / распечатываем)
  • Сенсорный мешок / коробка с предметами разной фактуры / размера / веса для ощупывания
  • Сенсорные мешочки (из носочков, шариков)
6-9 мес.
  • Карточки, плакаты для рассматривания
  •  Барабан
  • Сенсорные коробки
  • Текстильная книжка, кубик, панно
9-12 мес.
  • Массажная дорожка
  • Рисование в зип-пакетах

Домашнее задание

Выберите одну игрушку и сделайте ее сегодня. Вы можете придумать и сделать свой вариант, если у вас разыгралась фантазия. В конце дня напишите, какую игрушку вы сделали, приложите фото (к комментариям в соц.сетях). Успели ли вы познакомить кроху с его новой игрушкой? Опишите, как прошла игра.

Если объективные обстоятельства не позволяют вам сделать сенсорную игрушку сегодня или в ближайшие дни, проведите ревизию ваших покупных игрушек на предмет необходимости пополнить вашу коллекцию или внести в нее разнообразие.

***

Среди активных участниц курса (выполнивших все задания и написавших отчеты о них) будет разыграно 3 сертификата на частичную или полную оплату участия в 5-недельном тренинге Марины Суздалевой «Первый год: система развития от А до Я».

Недавно стали мамой малыша?

Получите удобную шпаргалку об играх с ребенком до года по месяцам!

Автор: Марина Суздалева

Все статьи автора

Увлеченная мама сына Егорки (25.01.2011 г.р.) и малютки Василисы (24.07.2015 г.р.), психолог, автор и руководитель проекта «Клуб Увлеченных Мам» (https://razvivash-ka.ru), автор системы гармоничного развития ребенка дома, ведущая курсов и семинаров для родителей и воспитателей, эксперт по развитию ребенка в игре, автор книг и пособий для проведения развивающих занятий с детьми.

Предыдущие записи рубрики

  • О трудностях первого года материнства
  • Лепка с малышами + рецепт пластичного соленого теста
  • Развитие ребенка до года по месяцам: общепринятые нормы
  • 3 самых простых игрушки для самых маленьких
  • Игрушка-перетягивалка своими руками

Источник