Игрушки для развития речи и мышления ребенка

Игрушки для развития речи и мышления ребенка thumbnail

Педиатрами доказано, что нейронная сеть ребенка, отвечающая за речь, связана с мелкой моторикой пальцев. Поэтому любая активная работа: лепка, перебирание мелких деталей на шнурке, рисование пальчиками будет способствовать развитию речевого аппарата.

На основе этих знаний специалисты разработали особые игрушки, игры с которыми не просто развивают умственные способности, но и стимулируют желание, возможность говорить. Особенно они пригодятся малышам с задержкой речевого развития. А чтобы получить наибольший эффект и пользу, учтите, что для каждого возраста – свои интересные игры. Поэтому игрушки для развития речи детей условно можно разделить по возрасту.

Лучшие развивающие игрушки для детей от 1 года до 2 лет

В этом возрасте важно взаимодействие родителей со своим чадом. Желательно озвучивать и обыгрывать каждое действие ребенка, комментировать его желания, ожидания, действия. В этом помогут простые стишки и песенки. Также для крохи до 2 лет актуальны пальчиковые игры, жесты, фигуры. Можно прятать разные предметы и предлагать сыну или дочке назвать или показать с помощью жестов, мимики, что именно спрятано. Еще в 1-2 года в помощь к раннему развитию будут:

Игрушки для развития речи и мышления ребенка

  1. Шнуровка-бусы. Она состоит из небольших фигурок с отверстиями и гибкого, не слишком тонкого шнурка. Шнуровка хорошо развивает подвижность пальцев и координацию – предложите сыну или дочке нанизать фигурки на нитку, а потом передвигать их. Для развития языка общения можно предложить чаду составить свою историю и нанизывать игрушки, по ходу событий. Забирая фигурки животных, кроха может пытаться имитировать звуки животных. Подбадривайте его вопросами: «А это кто?», «Как он делает?», «Какие звуки издает?».
  2. Мячик. Он может быть разного размера, формы, цвета. Подбросьте мячик в руки малыша, пусть он попытается его ловить. Такое действие поможет не только развить сенсорные ощущения пальчиками, но и отточенность движений. От 1,5 лет можно учить автоматизировано произносить звуки: например, подбросил мячик – произнес первый звук, затем – второй, и т.д. В дальнейшем можно развивать слоговое восприятие слов: подбросил мяч – произнес первый слог, второй раз – еще один. С помощью двух мячиков разного цвета можно рассказать крохе о гласных и согласных звуках. К примеру, поймал красный шарик – произнес гласный звук, синий – согласный. Но не повторяться! Для малышей в 1 год начинается время лексико-грамматических игр. Например, мама называет слово «ночь», а их чадо должно поймать мяч и назвать связанное парное слово «день».

В 2 года начинает развиваться любопытство ребенка к окружающему миру – отличная возможность объединить развивающие игры с развитием речи. Более подробно про игрушки для новорожденных можно почитать в нашей статье.

Игрушки для детей от 2 до 3 лет

В этом возрасте начинается подготовка к дошкольному учреждению. В детском саду малыши активно общаются, делятся опытом и играют. Поэтому задача взрослых – максимально развить коммуникативные способности крохи к этому времени. Для этого подойдут: Игрушки для развития речи и мышления ребенка

  1. Мягкая игрушка. С ней малыш может учиться общаться, высказывать свои обиды или искать примирения. Психологи утверждают, что с помощью такой игры ребенок будет избавляться от стресса, оттачивать навыки взаимодействия в коллективе, учиться формулировать свои мысли. Понаблюдайте за своим чадом, во многом он будет повторять с плюшевым «другом» те ситуации, которые у него уже были в жизни с родителями. Поэтому наблюдая за игрой ребенка, можно взглянуть на свои взаимоотношения с крохой со стороны. Во многих игрушках есть специальный наполнитель – гранулы для развития тактильного восприятия пальцев.
  2. Пирамидка. Это
    дидактическая игрушка по развитию речи и правильности движений. Изучите со своим чадом цвета, а затем называйте первые слоги их при установке соответствующего кольца на палочку-основу. Еще один вариант занятий – разбивать слова на слоги и называть их в порядке установки колец.
  3. Прищепки. Использовать их можно по-разному, к примеру, заготовить фигурку ежика из картона и попросить малыша прицепить к ней прищепки-иголки, приговаривая: «Как делает ежик?». Кроха в ответ четко произносит: «Фыр-фыр-фыр». Более полезная альтернатива – бизиборд. Расположенные на доске функциональные предметы можно хватать, крутить, открывать, при этом также проговаривая слова.

С 3-х лет малыши идут дошкольное учреждение, поэтому развивающие игрушки становятся более многофункциональными.

Для детей от 3 до 4 лет

Основная задача педагогов и родителей в этом возрасте – адаптация ребенка в садике. Малыши, которые много времени проводили с родителями и родственниками начинают привыкать к новому коллективу. В этом им помогут развивающие логопедические игры: Игрушки для развития речи и мышления ребенка

  1. Бизиборды по мотивам сказок. Интересная игра, которая развивает воображение, речь, учит юных зрителей сопереживать героям представления и даже актерскому мастерству. Вначале родители сами показывают представление, объясняя своему чаду, как нужно открывать окошки, что делать. В ходе представления можно спросить своего зрителя: «А как делает эта коровка?» или «Как грустит волчок?», и т.д. Затем малыш сам захочет попробовать «обыграть» какую-нибудь сценку с помощью спрятанных за «окошками» героев. Открывая окошки, замочки, занимаясь шнуровкой «лесенки» – он будет развивать гибкость пальцев, движения, а проговаривая реплики персонажей – речевой аппарат.
  2. Волшебная коробка с сюрпризами. Игрушки в 3 года обязательно включают в себя предметы для фантазии и тактильного восприятия. Пригласите в гости друзей своего чада и предложите им по очереди доставать из «волшебной коробки» маленькие фигурки, безопасные рельефные предметы и др. Дети с удовольствием будут ощупывать неизвестный предмет, угадывать, что это. Попросите компанию рассказать о том, что они вытянули: «Как этот предмет делает?», «Какого он цвета?» и т.д.
  3. Музыкальные инструменты. Детям 3-4 лет интересно самим попробовать воспроизводить звуки с помощью музыкальных инструментов. Особенно полезны ударные – они развивают осмысленность движений и взаимодействие обоих полушарий. Ребенок учится увереннее держать палочку, запоминает разные тональности звуков. С помощью ксилофонов / металлофонов можно пропевать слова, стишки. А это способствует быстрому «проговариванию» и красивой речи без ошибок.

В 4 года ребенок продолжает обучение в средней группе детского сада, он уже адаптировался к коллективу, и пришло время подготовки к школе.

Игрушки для детей от 4 лет

В этом возрасте малыши начинают понемногу знакомиться с азбукой, и игры для дошкольного возраста становятся все разнообразнее: Игрушки для развития речи и мышления ребенка

  1. Кубики, бизиборды, сортеры. На них изображены буквы и предметы, название которых с них начинается. К примеру, «Н» – «нитки», и т.д. В таких играх важна помощь взрослых. Озвучивайте буквы и слова, чтобы малыши слышали и запоминали правильное произношение. Проговаривайте вместе с ребенком. Также важно предлагать крохе найти определенную букву. Перечисленные игрушки эффективнее развивающих книг, т.к. в этом случае лучше развивается моторика (ребенок крутит кубики, открывает окошки на бизибордах и пр.) и отсутствует чисто обучающий момент. Ведь учиться и играть одновременно намного интереснее.
  2. Конструкторы. Они полезны для дошкольников тем, что развивают речемыслительные центры головного мозга. Малыш рассматривает детали, сортирует их, ищет соответствия, собирает что-то новое, руководствуясь лишь своей фантазией. Для усиления воздействия на речевой аппарат предложите своему чаду произносить вслух свои действия, мысли, озвучивать, что он делает и что получилось в результате. В качестве
    игрушки, развивающей речь, для мальчиков 4 лет можно рассмотреть конструктор-машинку, а для девочек – кукольные домики.
  3. Кубик с точками. Интересное занятие для детей 5 лет. Предложите своему чаду бросить кубик и назвать (на выбор) столько же предметов или слогов, сколько выпало точек. Такая игра развивает пространственное мышление и тренирует устный счет перед школой. Также можно использовать логические пирамидки, счеты, в которых изображены цифры и несколько предметов. Предложите малышу назвать первые слоги цветов деталей пирамидки или назвать слова, состоящие из такого количества букв.
Читайте также:  Изучение языков и развитие ребенка

Про игрушки которые помогут ребенку подготовиться к школе читайте подробней в нашем блоге. Не забывайте, что детские игрушки для развития речи будут особенно эффективны, если вы тоже будете участвовать в играх. Помогайте ребенку, направляйте его, придумывайте оригинальное, нестандартное использование привычным вещам, и результат не заставит вас ждать.

Источник

Колонка эксперта Family Tree, игрового педагога Александры Романовой Продолжим наш краткий обзор игр и игрушек, которые полезны и нужны в раннем возрасте, т.е. детям в возрасте от года до трех лет.

Напомню, что в предыдущих сериях мы обсудили, к чему и зачем стремится ребенок в этом возрасте (к тому, чтобы научиться ходить, действовать с предметами и разговаривать) и как могут помочь игрушки по первым двум направлениям.

В этот раз разговор пойдет про речь или, наоборот, речь — про разговор (от перестановки слов, в данном случае, смысл не меняется). Так или иначе, я напишу про то, какие игрушки и игры могут помочь развивать умение и желание ребенка говорить.

Как развивается речь на первом году жизни и в раннем возрасте

Довольно быстро после рождения (приблизительно, около третьего месяца) младенцы начинают «гулить», издавать разнообразные звуки и явно получать при этом массу удовольствия. Для малыша это своеобразная игра, исследование возможностей вокализаций и, одновременно, тренировка речевого аппарата. Несмотря на то, что гуление генетически обусловлено, оно несет и важную коммуникативную функцию. Как правило, гукать и гулить ребенок начинает в ответ на обращение родителей и других близких.

В возрасте около 5 месяцев гуление переходит в детский лепет: ребенок учится произносить отдельные слоги, а чуть позже имитировать отдельные слоги, характерные именно для родной речи. Лепет ребенка развивается через подражание, активное «слушание» и повторение — причем, как за взрослыми, так и за самим собой.

На следующем этапе, в возрасте около 10 месяцев, появляется понимание речи, то есть того определенного смысла, который стоит за каждым словом. Чуть позже происходит и овладение первыми словами как средствами коммуникации.

От года до трех происходит становление активной речи: ребенок начинает говорить, используя слова родного языка. При этом вначале малыш зачастую обозначает одним словом многие явления, предметы и чувства. Дальнейшее развитие речи идет по пути дифференциации и усложнения: ребенок узнает и различает все больше слов, начинает складывать слова в предложения.

Как видно из этого описания, речевое развитие, наряду с другими сферами развития, напрямую связано с отношениями и взаимодействием взрослых и ребенка или, по-научному, социальной ситуацией развития.

Полезные действия родителей

Привязанность, надежный и постоянный контакт с родителями в младенчестве — залог, в том числе, и хорошо развитой в будущем речи. Эмоциональность, интонации, богатство речи взрослых благотворно влияют на дальнейшее речевое развитие ребенка и закладывают своеобразный «нейронный фундамент», на который будет в дальнейшем ложиться вербальное и интеллектуальное развитие малыша раннего возраста.

Поэтому так важно, чтобы мама и папа постоянно «отражали» ребенка, комментируя его действия, состояния, желания, много с ним общались: вербально, тактильно и мимически.

Как уже упоминалось, очень полезно использовать всевозможные песенки, стишки и присказки, связанные с бытовой жизнью ребенка. Не менее полезно «играть» с малышом до года в «вокализации»: петь с ним, перекликиваться и повторять за ним звуки и слова.

Для детей от года актуальны стихи и сказки в книжках с картинками. Сюжет и иллюстрации стимулируют ребенка к называнию и запоминанию слов, а стихотворная форма вносит элемент игры. Например, стишки и песенки полезно «прохлопывать» и «протопывать» или сопровождать другими движениями. Ритм и танец помогают ребенку «пережить» слово телесно и эмоционально, в этом смысле все дети прирожденные поэты.

По той же причине именно в этом возрасте актуальны всевозможные жестовые и пальчиковые игры (при этом начинать следует с жестовых, постепенно переходя к тем, которые предполагают более мелкие движения).

Ребенок раннего возраста наращивает свой словарный запас и интересуется миром вокруг и названиями предметов. Интерес и активное говорение важно поддерживать, отвечая на вопросы ребенка, и можно еще стимулировать с помощью игр, условиями которых является называание предметов. Например, можно играть в прятки с игрушками: прятать одну или несколько под одеяло или полотенце и предлагать малышу назвать, какие игрушки спрятались.

Полезные игры и игрушки

Из игрушек для развития речи особенно полезны материалы для лепки, рисования, образные игрушки и игрушки, задействующие мелкую моторику.

Широко известно, что игрушки для развития мелкой моторики вроде шнуровок или мозаик тренируют пальчики малышей, а через них и область нейронов, отвечающих за речь. Полезно обзавестись шнуровками с «сюжетом» (где нанизывать нужно не просто бусинки, а фигурки). Тогда игру можно развивать, называя предметы и придумывая с ними истории.

Рисовать и лепить лучше вместе: взрослый может рисовать и лепить для малыша персонажей и сюжеты, стимулируя его тем самым к коммуникации. Собственные попытки ребенка нарисовать или слепить важно сопровождать вопросами (кто это/что это?) и игрой, например, придумывая дополнения или других персонажей. При этом можно и нужно пользоваться сюжетами прочитанных сказок и стихов.

Образные игрушки (куклы, мягкие игрушки) служат  для ребенка своеобразным отражением его самого. Сюжетные действия с ними (укачивание, кормление, одевание и т.п.) помогают малышу раннего возраста пережить и вербализовать собственный опыт. Сюжетной игрой такие действия еще назвать нельзя, но они очень важны и полезны, в том числе и для речевого развития.

Александра Романова

Источник

Развитие речи ребенка – важный и сложный процесс. Большинство родителей рано или поздно задаются вопросами: от “мы не выговариваем Р” до “мы вообще не говорим”. Несмотря на то, что мы признаем индивидуальный путь развития каждого ребенка, существуют нормы развития речи, этапы и закономерности. Прежде чем я начну рассказывать об игрушках для стимулирования развития речи, позвольте отметить несколько важных моментов.

Развитие ребенка индивидуально и зависит от множества факторов, но подчиняется определенным нормам, проходит свои этапы. Развитие речи происходит благодаря общению с людьми, в первую очередь с родителями.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ИДЕТ В ДВУХ НАПРАВЛЕНИЯХ: ГОВОРЕНИЕ И ПОНИМАНИЕ.

3-6 месяцев: внимание к лицу, мимике взрослого, имитация движений, повторение звуков больше похожих на гласные, “пение”, гуление в ответ на речь взрослого.

6-9 месяцев: лепет – произнесение звуков, похожих на согласные, повторение слогов, реагируют на свое имя, понимание слов, фраз, связанных с повседневной жизнью.

Читайте также:  Выготский психология развития ребенка раннего возраста

9-12 месяцев: имитация цепочек слогов, подражание покашливанию, цоканью, узнают по названию предметы, выполняют простые указания.

1 год: появление первых слов, активное использование жестов для общения, увеличение пассивного словаря, понимания речи.

ПЕРВЫЕ СЛОВА не обязательно долгожданные мама или папа. Первые слова чаще связаны с действиями: на, ам, дай. Малыши начинают говорить о том, что они хотят, видят и ощущают, а не о том, что они знают или думают. Поэтому первые слова, обычно, обозначают наиболее важные и интересные для малыша объекты, предметы и действия:
людей, окружающих ребенка (мама, папа, баба, деда, дядя, тётя);
действия, производимые малышом или другими людьми (тук – тук, топ – топ, ам – ам);
животных и птиц (мяу, ки, киса; ав – ав, ава; му; иго – го, ко – ко; кар – кар)
еду (ако – молоко, ана – банан, адя – вода, тяй – чай);
части лица и тела (нос, рот, глаза);
игрушки малыша и вещи в доме (мишка, мяч, соска, але – телефон);
одежда и обувь (носок, штаны, шапка);
транспорт (би – би – машина, у – у – самолет);
слова, отражающие состояния человека и некоторые качества (хочу, ой, ай, бо – бо).

Большинство первых слов – это звуковые комплексы, состоящие из одного или двух, часто одинаковых слогов (му, мяу, ав – ав, пи – пи, да – да). Специалисты называют такие звуковые комплексы “языком нянь” или “языком младенцев”.

Часто первые слова малышей трудно узнаваемы, поэтому многие родители, рассказывая о ребенке, говорят, что тот разговаривает на “своем языке”. Одни малыши произносят только первый или ударный слог слова. Например, слово “пить” преобразуется в “пи”, а “молоко” в “ако”. Другие дети изменяют слова до полной неузнаваемости.

Преобразованное ребенком слово может иметь то же количество слогов, что оригинал и сохранять место расположение ударения. Но при этом оно абсолютно не похоже на исходное слово, например: “нанАна” – “лекарство”; “тититИ” – “кирпичи”.

Чаще всего дети искажают слова со стечениями звуков, в которых два или более согласных звука следуют последовательно друг за другом, например, как в слове “здравствуйте”, которое ребенок произносит как “дятите”.

В трудных по звуковому составу словах ребенок меняет местами звуки и слоги, пропускает слоги, укорачивая слова.

1,5-3 года: увеличение активного словаря до 25-90 слов, количество слов – индивидуальный показатель, языковые способности ребенка постоянно совершенствуются в общении с окружающими людьми, слова выступают в роли предложений: мяч “достань мяч”, “мяу” кошка идет, постепенно появляется фраза.

К 3 годам: словарный запас ребенка достигает приблизительно тысячи слов, малыш говорит не только о предметах, текущих явлениях и событиях, которые он наблюдает, но и о том, чего нет непосредственно перед его глазами, малыши узнают и называют картинки в книжках, в их речи появляются более сложные предложения, состоящие из двух и более простых предложений “я думаю, я буду есть”, “посмотри, это кошка”. Дети с хорошо развитой речью начинают говорить сложноподчиненными предложениями: “когда я буду большой, я тебя подниму”. Малыш начинает усваивать грамматические правила языка. Речь развивается качественно и количественно.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ПРОИСХОДИТ ВМЕСТЕ С ОБЩИМ РАЗВИТИЕМ (ПСИХИЧЕСКИМ И ФИЗИЧЕСКИМ).

Принято выделять следующие ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ и ведущую деятельность каждого возраста (до 7 лет):
Младенчество (эмоциональное общение)
Ранний возраст (предметная деятельность)
Дошкольный возраст (игровая деятельность)
Учитывая ведущую деятельность можно выстроить гармоничный план развития ребенка.

Основной период речевого развития выпадает на период игровой деятельности.

Соответственно и занятия будут эффективнее, если проводить их в игровой форме. Часто даже не обязательно придумывать занятие в форме игры, так как, по сути, любая игра несет в себе развивающие функции.

Многие дети запаздывают в прохождении таких периодов в развитии речи, долго не могут начать говорить, испытывают трудности в произношении отдельных звуков. Родителям в таких ситуациях бывает трудно понять, насколько ребенок нуждается в помощи специалистов.

Если вас действительно волнует вопрос по речевому развитию ребенка лучше задать его специалисту, логопеду. Это слишком серьезная тема, чтобы доверить ее форуму или друзьям по площадке. Вас, скорее всего, начнут успокаивать, а это самый опасный путь, можно потерять драгоценное время. Сейчас получить профессиональную консультацию можно даже не выходя из дома, по скайпу. Логопед успокоит вас или подтвердит опасения, но в любом случае, у вас уже будут не догадки, а факты и план действия.

А теперь, ДАВАЙТЕ ЗАГЛЯНЕМ В “СУНДУК” С ИГРУШКАМИ! Игрушечные магазины – самые любимые. При первой же возможности я заглядываю в такие магазины, особенно в отпуске. Из разных стран можно привезти уникальные вещи. Игрушки просто необходимы для занятий с детьми. Я не скупаю все подряд, а очень внимательно выбираю. Некоторые игрушки из моей коллекции могут показаться странными, но у каждой своя задача. Надеюсь, что мой рассказ поможет вам сориентироваться в многообразии игрушек, подтолкнет к правильному решению и убережет от ненужных трат. Многие игрушки можно сделать своими руками, об этом я тоже расскажу.

МЯЧИК
Перекидывая или катая мячик, можно выполнять огромное количество упражнений. Этот прием особенно хорош для подвижных детей, которым сложно усидеть на месте. Мы повторяем звуки, слоги, слова, отвечаем на вопросы и все в игре! Для безопасности я выбираю мягкие мячики из разных материалов, с разными наполнителями, чтобы игра давала разные сенсорные ощущения, развивала тактильность.

Примеры игр:
Предложите малышу, когда он услышит “А”, подкинуть мяч вверх, а поймав мяч, повторить этот звук.
Мама бросает ребенку мячики разного цвета. Малыш ловит его и называет гласный звук, если мяч красного цвета, согласный – если мяч синего цвета, и бросает мяч обратно маме.
Мама говорит ребенку – Я произнесу первую часть слова, а ты вторую: са – хар, са – ни.
Мама бросает мяч ребенку и говорит первый слог, малыш ловит его и бросает обратно, называя целое слово.
Мама бросает мячик ребенку, называя звук, на который малыш должен назвать слово.
Мама бросает мяч ребенку и называет слово, например, день, а он должен кинуть мяч в ответ и назвать ему противоположное – ночь.

ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОЧЕК или КОРОБКА С СЮРПРИЗОМ
Они превращают любое занятие в волшебство! Так волнительно засовывать руку в неизвестность, угадывать, что же там такое, а после можно и обсудить. Если вам нужно привлечь внимание ребенка к предмету, спрячьте его в волшебный мешок.

Пример игры:
Возьмите непрозрачный мешочек, положите в него предметы на изучаемую тему (геометрические фигуры, фигурки животных, овощей или фруктов, сенсорные элементы и т.д.) и предложите ребенку наощупь найти шар, куб, жирафа, слона и т.д.

ТРУБОЧКА
Подобную игрушку вы можете встретить в разных вариантах в магазине: деревянную, пластмассовую, или сделать самостоятельно из бумаги, фетра или пористой резины.
Такая игрушка отлично развивает правильный выдох, учит управлять своим дыханием, формирует сильную, направленную воздушную струю, которая важна, как для речи в целом, так и для сложных звуков: С, З, Ш, Ж, Р.

Читайте также:  Развитие моторики путь к развитию ребенка

Пример игры:
Предложите малышу подуть в трубочку, а вы в это время считайте, как долго шарик удержится в воздухе. Постепенно, длительность выдоха будет увеличиваться, а малыш будет чувствовать себя чемпионом.

ВОЛЧОК
Я помню, как в детстве меня завораживала эта игрушка. Мои маленькие ученики так же неравнодушны к ней, но вот запускать волчок самостоятельно – задача не из простых. Какой это полезный навык: развивается мелкая моторика, зрительная координация, ловкость, сила ведущих пальцев руки. Традиционный волчок вы, конечно же, видели, может быть, даже делали самостоятельно из спички и картона, поэтому обратите внимание на мою самую необычную находку: волчок, который не только крутится, но и встает на ножку, если правильно запустить.

Пример игры:
Волчок интересно запускать маме и ребенку одновременно, замечая, чей крутится дольше и красивее. Устройте мини соревнования!

ПИНЦЕТ, ПАЛОЧКИ
Это не совсем игрушка, скорее инструмент, но владение им, так же положительно сказывается на состоянии мелкой моторики, стимулируя развитие речи. Такие палочки для детей в Азии продаются в супермаркетах, аптеках, хозяйственных магазинах. И если задуматься, то для многих взрослых этот навык довольно сложен, что уже говорить о 2-3 летних малышах. Однако, это возможно! И именно в раннем возрасте этот навык развивает речь и интеллект.
Кроме шуток, я с восторгом открыла для себя эти палочки, теперь из каждой поездки привожу их в подарок детям. Теперь и вы знаете, что попросить у друзей, которые отправляются в Азию. Ими можно не только есть, но и играть.

Примеры игр:
На детской кухне можно приготовить не только традиционные суп и кашу, но и роллы или суши, а потом устроить обед и кушать палочками.
Игры с перебиранием разных круп станут интереснее и сложнее, если раскладывать крупы не пальчиками, а пинцетом или палочками. Смешайте фасоль, горох и макароны, предложите ребенку разложить их на разные блюдца.
Сложите в миску ватные шарики разных цветов и попросите ребенка разложить по цветам – это задание легче, чем с крупой, поэтому лучше подойдет для начала.

ПРИЩЕПКИ
Снова не столько игрушки, сколько бытовые вещи. Но вы же помните, что до 3 лет ребенок овладевает предметною деятельностью и именно реальные предметы для него самые интересные. А, как мы с вами видим, и полезные. Занятия с прищепками могут носить практический характер, то, как мы обычно их используем: вешать белье, записки, картинки. Но можно и добавить игры в эти действия. И тогда прищепки – уже не прищепки, а птички, машинки или части игрушек.

Примеры игр:
Мама показывает ребенку ежика и говорит: “Смотри, какой ёжик пришел к нам в гости. Он по дороге потерял все иголочки. Давай ему поможем и сделаем ему иголки. А теперь давай пофырчим, как ежики. А вот тучка прилетела (мама достает заготовку тучки) и дождик пошел. Давай сделаем дождик тучке. Как он капает? (ребенок произносит, как капает дождик: кап-кап кап-кап)”.
Оборудование: карточки со слогами, словами; прищепки красного, зеленого, синего цвета. Задание. Ребенку предлагают выбрать карточку со слогом и соотнести цвет прищепки со звуком на карточке. Ребенок должен четко проговаривать звук и называть цвет прищепки, которую он выбрал. Например: слог ба: звук [б] – твердый согласный, поэтому прищепка синяя; звук [а] – гласный, поэтому прищепка красная.
Если ребенок уже умеет читать и знает, что такое ударение, то можно использовать прищепки в игре с карточками со словами. Мама показывает ребенку карточку со словом и просит поставить ударение с помощью прищепки. Либо мама сама ставит ударение на слове, которое может иметь несколько значений и предлагает ребенку объяснить, что значит слово зАмок, а что замОк.

ЗВУЧАЩИЕ ПРЕДМЕТЫ (развитие фонетического слуха)
Первое, что рекомендуется проверить, когда у ребенка задержка речи – это слух. И если со слухом все нормально, то главная задача – фонетическое развитие. Мы разделяем речевые звуки и неречевые. Звучащие игрушки нужны нам для развития неречевого слуха.
Их можно сделать самим из контейнеров от киндер сюрприза или маленьких бутылочек от йогурта. Заполняем парные контейнеры предметами, которые можно различить на слух и играем. Можно воспользоваться готовыми деревянными игрушками – звучащие шары от Вальда.

Примеры игр:
Определи по звуку, что внутри – ребенок берет контейнер и на слух определяет, что звучит: колокольчик, монеты, крупа и т.п. Другой вариант этой игры, когда вы за ширмой чем-то звените, а ребенок угадывает.
Найди пару – перед ребенком раскладываем контейнеры, по два с одним наполнителем и просим подобрать каждому пару.
Что лишнее – выкладываем 3-4 контейнера с одинаковым наполнителем и один с отличающимся, ребенок перебирает все и слушает звуки, а потом решает, какой лишний.

БИБАБО или ИГРУШКИ НА РУКУ
Верные спутники любого логопеда, говорить с незнакомой тетей на консультации согласится не каждый малыш, а вот поделиться сокровенным с “живым” мишкой с удовольствием. Зная эту детскую слабость я собираю такие игрушки-помощники. Мишку все любят тискать и обнимать, кормить, гладить – он отлично справляется с ситуацией знакомства и налаживания контакта. Веселый лягушонок хорошо, широко открывает рот и квакает, конечно же. Сова учит точно проговаривать важный и сложный звук У. Проказник поросенок гримасничает, много болтает и постоянно шутит. Лошадка умеет цокать, а это нам помогает поскорее научиться произносить РРР. Вот всего несколько идей, как игрушка бибабо помогает в развитии речи.

Примеры игр:
Наденьте игрушку на руку и немного измените свой голос, чтобы создавалось впечатление, что говорите не вы, а игрушка! Разыграйте сценку знакомства, предложите вместе поиграть.
Перчаточная игрушка может стать ведущей ваших домашних занятий и учить ребенка новому. Мудрая сова прилетает из леса, специально, чтобы научить считать, а мишка вместе с малышом рисует.

ПАЛЬЧИКОВЫЙ ТЕАТР
Пригодится он на всем протяжении раннего и дошкольного возраста. Сначала он учит слушать и наблюдать, потом развивает мелкую моторику, когда ребенок пытается надевать или снимать игрушки, и однажды ребенок заговорит словами любимого героя. Про пальчиковый театр стоит говорить отдельно, т.к. тема неисчерпаема, можно придумать бесконечное количество сюжетов и героев!

Пример игры:
Разыграйте хорошо знакомую сказку по ролям, надевая и снимая игрушки, двигая ими по сюжету сказки, вы развиваете ловкость пальчиков, мелкую моторику ребенка. Большинство игр с пальчиковыми игрушками – это театрализованные игры по сказкам или пальчиковые игры со стихами.

На самом деле, список игрушек можно продолжать! Всё зависит от конкретной ситуации. Кому-то необходимы все эти игрушки и даже больше, а другим даже столько не нужно, т.к. речь и так прекрасно развивается. Доверяйте своей родительской интуиции и мнению специалиста о вашем ребенке и тогда успех в развитии речи вам обеспечен.

Источник