Игрушки для развития ребенка до трех лет

Сегодня новоиспеченной, да порой и опытной, маме сложно разобраться в огромном ассортименте развивающих игрушек для малышей. Я попробую дать небольшой обзор, чтобы облегчить выбор. На самом деле, если у родителей богатая фантазия, и они могут придумать развивающие игры из подручных средств, то не стоит тратить уйму денег на специальные игрушки. Но, как показывает практика, так получается не у всех. Тем более, по мнению нейропсихологов хотя бы минимальный набор развивающих игрушек обязательно нужен в семье, где есть малыш. Они отлично обогащают сенсорный опыт и помогают развить основные психические функции.

Сегодня не буду говорить о главном – что развивающие игрушки и мелкая моторика – это всего лишь малая часть общего развития. В основном, конечно, ребенка развивает движение и общение со взрослым. Делаю такую пометку на всякий случай, вдруг остались еще родители, которые верят в то, что развивающие игрушки имеют огромное значение в жизни ребенка.

Также хочу отметить то, что развивающие игрушки и игрушки, с помощью которых ребёнок может занять себя сам-это разные вещи. Когда мы приобретаем новую полезную игру, мама должна сразу понимать, что в неё нужно играть в месте с малышом и стараться не допускать угасания интереса. Угасание интереса -это когда ребёнок начинает кидаться кубиками и прочими составляющими игры. В этот момент нужно переключить его внимание на какую-то новую игру, и постараться забрать предыдущее пособие.

Развивающие игрушки малышам до года:

Этот раздел заслуживает отдельной статьи, я хочу остановиться лишь на нескольких моментах.

До года почти все игрушки можно сделать своими руками. Что касается музыкальных игрушек, мобилей-это не развивающие игрушки, это помощники мамы.

Для развития подходят ленты, с помощью которых ребёнок учится захватывать предмет, и любые небольшие предметы- игрушки, погремушки, кубики, различные на ощупь. То есть, нужно предлагать малышу трогать совершенно разные поверхности, тем самым, развивать сенсорные ощущения.

пример тактильных шариков

К году можно начинать предлагать разные варианты игр-кольцеброс, пирамидки, кубики, мячи, пирамидки-формочки, сортеры.

Я пока ещё не встречала ребёнка, который не любил бы сортеры и различные сортировки. Их тоже можно делать своими руками. Например, кидать в пластиковую бутылку различные предметы (крышки, пуговицы). Отверстия выбирать по возрасту ребёнка-чем малыш младше, тем больше отверстие.

Для примера – сортер для годовалого ребенка

Самодельных игрушек можно придумать очень много, но сегодня я все-таки остановлюсь на готовых игрушках.

Игрушки от года до трёх:

1. Сортеры. Продолжаем сортировать предметы – по форме, по цвету и т.д.

2. Различные виды пирамидок. Сначала малыш просто учится надевать кольца и соотносить предметы по величине. Затем собирать пирамидку без ошибок. Параллельно можно учить цвета и формы.

Пример сложной пирамидки, можно использовать несколько лет, просто видоизменять задания по сложности

3. Кубики и другие фигуры (шары, конусы). На самом деле, изучение ребенком форм и фигур – достаточно сложный процесс для мозга, так как он его не просто видит и запоминает зрительно, а еще осязает. Да и с кубиками можно придумать массу игр.

4. Рамки-вкладыши. Игры на определение контура. Эти игры отлично развивают внимание. Можно начинать предлагать малышам от года. Но я заметила, что интерес просыпается у многих к 1,4-1,6 г.

рамки-вкладыши

более сложный вариант. для детей постарше

Определение картинки по тени. Малыши в 1,5-1,8 уже могут справиться с задачей.

5. Пазлы

Конечно, после рамок логично упомянуть пазлы. Начинать использовать пазлы нужно с самых простых – половинок.

Затем переходим именно к пазлам, из двух – четырех деталей.

Я думаю, что тут не стоит экономить, если использовать некачественный картон, то малышу будет сложнее соединить детали, на этом интерес может угаснуть. Например, как случилось у моего сына с этими “букашками” на картинке. А вот когда я предложила ему пазлы фирмы Larsen, они более плотные и приятные на ощупь, плюс есть опора на форму, то я “не могла оторвать” ребенка от игры.

Можно попробовать поискать и другие фирмы, но я пока не встречала аналогов.

Опора на форму-это небольшая вырубка на картоне. Ребёнок соотносит пазл не с картинкой (это ещё тяжело), а с контуром.

Вот эти пазлы Ларсен

6. Конструкторы.

Lanson Toys Белые медведи Animal World

пример хорошего конструктора, можно начинать предлагать малышу от полутора лет

Конструктор «Белые медведи» серии Animal World от бренда Lanson Toys состоит из 16 крупных деталей. Среди них три фигурки животных — полярных медведей и рыбы. Детали легко соединяются между собой, крепления при этом довольно надежные. Конструктор Lanson Toys гораздо доступнее по цене, чем раскрученный импортные аналоги. Однако абсолютно не уступает им в качестве и увлекательности для детей. Все детали выполнены из качественного безопасного пластика с применением гипоаллергенных красок.

Бренд Lanson Toys принадлежит гипермаркету «Бубль-Гум» (самые солнечные детские гипермаркеты в России – в Сибири, на Урале и Дальнем Востоке!). При производстве конструкторов и настольных игр Lanson Toys используются только качественные материалы. На фабриках все игрушки проходят через строгий контроль качества – от конвейера до полки магазина. Ровно на этих же фабриках, к слову, изготавливают свою продукцию мировые бренды (Hasbro, Zapf Creation, Spin Master и другие, не менее известные). Почему же Lanson Toys гораздо дешевле игрушек от популярных производителей? Ответ на поверхности: в цену игрушек Lanson Toys не закладываются гигантские расходы производителя на дорогостоящую широкомасштабную рекламу и содержание зарубежных офисов. Плюс ко всему, у «Бубль-Гум» есть возможность продавать товары напрямую — в собственных магазинах — и не платить комиссию посредникам.

7. Развивающие игры известных авторов методик раннего развития. Плюс в том, что хорошо развиваются творческие способности, ну и, конечно, внимание, память.

Например, игры Никитиных:

“Сложи квадрат”, “Сложи узор”.

Мне они нравятся еще и тем, что практически не ограничены по возрасту. Купив такую игру для двухлетки, в нее можно продолжать играть в начальной школе.

Сложи узор

Сложи квадрат. На рисунке представлены оригинальные игры от ИП Никитина (сына Бориса Никитина). Есть более дешевые аналоги, например, от фирмы Корвет.

Если идти дальше по именным развивающими игрушкам и бестселлерам, то отлично для этого возраста подходят доски Сегена, блоки Дьенеша.

8. Мозаики. Любые.

К двум годам можно предлагать классические, с мелкими деталями, но под присмотром мамы и до потери интереса (чтобы не раскидывал). Тоже сначала учимся работать пальчиками, развиваем тонкую моторику, после трех – креативим и создаем узоры.

9. Шнуровки.

Желательно с жестким наконечником на веревке. Можно предлагать с года – полутора.

шнуровка

10. Первые настольные игры:

Лото, пирамидки, которые нужно собирать по образцу, домино.

11. Ручной балансир (После 2-2,5 лет).

Супер-игра для укрепления навыков координировать движения.

ручной балансир

12. Пальчиковый театр или игрушки для постановки сказки.

Отнесу их к категории развивающих игрушек. Хотя развивает, в основном, мама посредством постановки сказки. Но польза от этого занятия превосходная – вы не заметите, как ребенок с удовольствием начнет повторять за вами реплики героев “Колобка” или “Курочки Рябы”. Плюс к развитию речи, ребенок запоминает последовательность появления персонажей, это очень важно.

На всякий случай поясню – это только один вид игрушек, есть еще много других игрушек, которые тоже развивают (мячи, предметы для сюжетно-ролевой игры и т.п.). Здесь просто те, которые обычно лежат на полках магазинов в пометкой “развивающие”.

Теперь о том, какие игрушки ребёнка практически не развивают

игры с громкой музыкой, детские планшеты, движущиеся игрушки. В каком-то смысле они удобны, так как могут занять ребёнка на какое-то время. Музыка и озвучка там обычно не очень хорошего качества, реплики- не сравнятся с речью живого человека и живой артикуляцией. Плюс ко всему, ребенок, занятый “умной игрушкой” по типу планшета, остается на долгое время обездвиженным, она его как бы «зомбирует», что, собственно, противоречит нормальному развитию. Ну и самое главное, перед ребёнком не стоит задача, которую он может сконцентрированно решить. Лучше, чтобы никакая громкая музыка или электронные голоса его не отвлекали.

Читайте также:  Периоды развития ребенка по фрейду

Если ребёнок развивается в норме, то ему такие игрушки особо не повредят, ровно как и мультики, но если вы замечаете задержку в развитии, то лучше их убрать, и делать акцент на правильные, с точки зрения детской психологии и физиологии, занятия.

Примеры НЕ развивающей, а отвлекающей игрушки:

Статья по теме – основные категории книг для малышей от 0 до трех лет

Источник

С появлением малыша в семье молодые родители недоумевают, какие развивающие игрушки купить малышу. Детские магазины предлагают широкий ассортимент товаров, и это еще больше усложняет задачу. Важно не только угодить крохе, но и принести пользу для его развития.

Детки и мягкая книжка

Сделать правильный выбор будет проще, если знать, как растет ребенок. В разные возрастные периоды крохи нуждаются в определенных игровых предметах.

Развивающие игрушки с 0 до года

Маленькие дети много спят, особенно в первые месяцы после появления на свет. Родителям может казаться, что об играх ещё рано думать. Однако это не так – даже пяти минут достаточно, чтобы выполнить с карапузом несколько простых задач. Например, научиться концентрировать внимание на предмете.

Погремушки и геометрические фигуры

Первые игрушки должны задействовать осязание, зрение и слух грудничка. С этим заданием успешно справятся погремушки. Изделие лучше выбирать крупного размера, однотонное или состоящее из 2 – 3 контрастных цветов. Это обусловлено особенностями зрительного восприятия младенца.

Через пару месяцев после рождения дети уже способны сосредоточить взгляд на предмете, который демонстрируют. Теперь можно предложить им простые геометрические игрушки с четкими контурами. Например, пластиковые кубики или большие яркие кольца. Малыш будет с интересом изучать их, развивая зрительную память.

Музыкальные игрушки

В 3 – 4 месяца пора познакомиться с новыми звуками. Для этого понадобятся:

  • куклы-неваляшки;
  • колокольчики;
  • музыкальные игрушки и карусели.

Выбор желательно остановить на изделиях, издающих широкий спектр звуков (не резких и не слишком громких). Такие игрушки разовьют зрительное восприятие и слух, побудив кроху наблюдать за движущимся объектом.

Музыкальную карусель можно повесить над кроваткой. Сначала малютка будет изучать забавные предметы, а в 4 месяца попытается дотянуться до них ручкой. Это полезно для физического развития и улучшения тактильного восприятия ребенка. Чтобы первый опыт оказался успешным, лучше выбирать удобные для захвата формы – гантели, кольца, булавы.

Развивающий коврик

Для возраста 5 – 6 месяцев можно приобрести развивающий коврик. Так дети получат первое игровое пространство за пределами кроватки. Интерес вызовут свисающие с дуг игрушки. У малыша возникнет желание дотянуться до незнакомого предмета, а в положении лежа на животе – рассматривать пестрые рисунки.

Можно выбрать развивающий центр. Передвигая рычажки или нажимая на кнопочки, карапуз извлечет из игрушки различные аудио-эффекты.

Игрушки для логики

Годовалый ребенок уже не сторонний наблюдатель, а участник событий, происходящих вокруг него. Для развития мелкой моторики, мышления и логики подойдут пирамидки и матрешки. Интересным вариантом станет сортер – игрушка, принцип которой заключается в сопоставлении и сортировке разных по форме предметов.

Развивающие игрушки с 1 до 2 лет

В этом возрасте ребенок уже сделал первые шаги и досконально изучил семейное гнездышко. Однако за порогом родного дома малыша ждёт целый неизведанный мир. Познает его он под присмотром родителей, но уже самостоятельно.

Спортивное снаряжение

Спортивный инвентарь – неотъемлемая часть новых игр и приключений. Первым приобретением могут стать:

  • различные пластиковые горки;
  • спортивный уголок (или шведская стенка);
  • гимнастические мячи;
  • бревно для ходьбы.

Такое снаряжение обеспечит физическое развитие ребёнка, поможет укрепить скелет и его связочный аппарат.

Увлекательным развлечением послужит складной домик или шалаш, где дети ощущают себя полноправными хозяевами «жилья». В укрытии можно складывать любимые игрушки, играть в прятки.

Книги

Знакомство с литературным миром лучше начать с книжек маленького формата.

  • Практичнее, если страницы книги изготовлены из твердого картона.
  • Для игр в ванной в продаже имеются резиновые книжечки, которые можно мыть.
  • Самым маленьким подойдут те, которые состоят преимущественно из иллюстраций с коротким описанием.

Рассматривая рисунки, начинающий читатель расширит представление о внешнем мире. Перелистывание страничек улучшит мелкую моторику рук и тактильное восприятие.

Рамки–вкладыши

Игра довольно интересная и понятная ребёнку 2-летнего возраста. Задача состоит в том, чтобы выбрать подходящий вкладыш, анализируя размер, цвет, форму и прочие признаки. С её помощью дети знакомятся с понятием соразмерности («больше–меньше»). Обычно рамки-вкладыши деревянные, но бывают и пластиковые варианты.

Развивающие игрушки с 2 до 3 лет

У детей данной возрастной группы хорошо развита координация движений и моторика рук. Полученные навыки им помогут расширить кругозор и творческие возможности.

Наборы для творчества

Для развития художественных способностей двух- и трехлетнего малыша подойдут специальные наборы. Они могут включать:

  • пластилин;
  • художественные краски (акварель, гуашь);
  • кисти;
  • маркеры и фломастеры;
  • самозатвердевающие массы;
  • глину для лепки;
  • восковые мелки;
  • цветную бумага для аппликаций.

Такие материалы научат ребёнка проявлять изобретательность, фантазировать. Не обязательно ограничиваться предложенными инструментами. Можно попробовать рисовать не кисточкой, а поролоновой губкой. У многих будущих художников орудием труда становятся ладошки и пальчики.

Куклы и животные

В возрасте 2 – 3 лет дети учатся играть, то есть совершать действия, которые в дальнейшем складываются в настоящую историю или сюжет. Задача родителей в этот период — приобрести подходящие игрушки:

  • Животные (максимально реалистичные).
  • Куклы из пластика или ткани. Хорошо если в набор идут вещи, которые можно надевать и снимать.
  • Мебель, продукты питания, кукольная посуда, предметы гигиены. Для удобства изделия должны быть соразмерны кукле.

Выбор лучше остановить на персонажах, у которых сгибаются ручки и ножки. Так их будет проще уложить в постель или посадить за стол.

Конструктор

Развивающий набор может состоять из следующих элементов:

  • готовые части зданий и мебели (двери, окна, бытовая техника);
  • крупные блоки;
  • человечки, животные;
  • транспорт.

Детали в наборах для этого возраста обычно крупного размера, поэтому не стоит опасаться, что ребенок их проглотит. Конструктор полезен тем, что развивает математические навыки, ощущение симметрии, трёхмерное мышление, мелкую моторику, воображение и эстетическое восприятие мира. Дети могут объединить строительный процесс и сюжетно-ролевую игру.

Малыши до 3 лет особенно активны и любознательны. Для этого возраста важно правильно выбирать игрушки, которые будут стимулировать получение новых навыков. Слишком простые безделушки быстро станут безразличными. Чтобы покупка вызывала интерес и одновременно была понятной, необходимо оценить текущий уровень ребенка и учесть его интересы.

Источник

le>

Сколько игрушек нужно ребенку и какими они должны быть, чтобы помочь ему правильно развиваться и исследовать окружающий мир?

Как выбрать игрушки для новорожденного ребенка

Зачастую первые игрушки появляются в доме еще за несколько месяцев до рождения крохи. А после счастливого события они начинают заполнять квартиру просто с фантастической скоростью: их дарят друзья и родственники, справедливо полагающие, что игрушка – лучший подарок для ребенка, да и самим родителям бывает трудно пройти мимо ярких полок в детских магазинах.

Действительно, роль игрушки в жизни малыша невозможно переоценить, ведь все, что познает ребенок с самого раннего возраста, он познает в игре. Игрушки способствуют развитию самых разных способностей: одни активизируют внимание, память и мышление, учат логически мыслить, другие способствуют проявлению творческих способностей, третьи – успешному освоению бытовых и социальных навыков. И конечно же, что немаловажно, игрушки всегда вызывают у малыша положительные эмоции – радость, веселье, интерес.

Однако довольно часто мамы и папы сталкиваются с тем, что игрушек у ребенка очень много, но он с ними совсем не играет. Зачастую понравившаяся взрослым игрушка занимает внимание малыша совсем на короткое время, а потом он о ней забывает, что, безусловно, расстраивает родителей. Чтобы избежать такой ситуации, к выбору игрушек стоит подходить осознанно. В первую очередь игрушка должна соответствовать возрасту ребенка, его физическим и умственным возможностям. Хорошо, если она будет воздействовать сразу на несколько органов чувств и обеспечит малышу разнообразие ощущений, например будет сделана из нескольких материалов, а при прикосновении или движении будет издавать приятный звук. И конечно же, игрушка должна быть безопасной и достаточно прочной, чтобы ребенок мог использовать ее в любых своих играх.

Читайте также:  Развитие личности ребенка в дошкольном возрасте кратко

У каждого современного ребенка обычно есть много разнообразных игрушек. С некоторыми из них кроха играет очень часто, с другими – реже, имеется, наверняка, и одна самая-самая любимая. Но при этом родителям необходимо знать, что существует некоторый набор игрушек, без которого нельзя обойтись. Игрушки, входящие в этот «базовый» набор, наиболее полно отвечают потребностям и возможностям ребенка в каждом возрастном периоде, способствуют гармоничному развитию способностей и навыков малыша. Попробуем разобраться, какие же игрушки и в каком количестве необходимы крохе с рождения до трех лет на каждом этапе развития.

Игрушки для ребенка в 6 месяцев

В этом возрасте самыми необходимыми игрушками для малыша являются те, которые развивают восприятие, внимание, зрительное и слуховое сосредоточение.

Погремушки – это самые известные и распространенные игрушки для самых маленьких. Они развивают способность малыша сосредоточивать взгляд на предмете, а также наблюдать за движущимся предметом, одновременно являющимся источником звука. В то время, когда взрослый водит погремушкой перед глазами малыша, кроха учится соотносить зрительный и слуховой образ. Благодаря этому скоро он сможет находить источник знакомого звука, даже если он находится не прямо перед ним. После 3 месяцев погремушки развивают у малыша умение захватывать и отпускать предмет. Постепенно он научится уверенно держать игрушку в руке, трясти и стучать ею. Конечно, одной погремушки ребенку будет недостаточно – в его обиходе должны быть 5–7 разных погремушек. Это позволит малышу уже в таком раннем возрасте учиться воспринимать разные формы, цвета, звучания. Для детей до 6 месяцев предпочтительны погремушки простых форм – круглые, квадратные и овальные, чистых контрастных цветов (красный, синий, желтый, зеленый) с приятными, не очень громкими звуками.

«Турничок» с подвесными игрушками с рождения развивает умение ребенка концентрировать внимание, а чуть подросший малыш будет пытаться дотянуться до игрушек рукой. Такой «турничок» является очень функциональным, так как его легко можно перенести и поставить туда, где в данный момент находится кроха. В большинстве моделей также предусмотрена возможность смены подвесных игрушек, поэтому «турничок» будет интересен для ребенка долгое время.

Музыкальный мобиль развивает у младенца умение следить за движущимися предметами, а также стимулирует слуховое восприятие. Чаще всего детям очень нравится спокойная музыка и движущиеся по кругу фигурки, поэтому эта игрушка поможет маме успокоить расстроенного малыша и на какое-то время занять его рассматриванием занятных движущихся фигурок.

Развивающий коврик одновременно стимулирует развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия. Играя на таком коврике, малыш может не только наблюдать и трогать игрушки, находящиеся над ним, но и (в положении лежа на животе) рассматривать яркие картинки на самом коврике, а возможно, и нащупывать ручками и ножками различные шуршащие и пищащие детали – сначала случайно, а потом уже и осознанно.

Игрушки-прорезыватели для зубов могут понадобиться крохе примерно с 5 месяцев. У многих малышей уже в этом возрасте начинают чесаться десны, и все, что ребенок смог взять в руки, тут же оказывается у него во рту.

Игрушки для ребенка в 6 – 12 месяцев

После полугода, когда малыш приобретает способность самостоятельно и уверенно сидеть, у него появляется возможность смотреть на игрушки из абсолютно нового ракурса, более свободно и более длительно манипулировать ими. Именно поэтому в данном возрасте набор необходимых игрушек практически полностью изменяется. В распоряжении малыша обязательно должны появиться игрушки, совершенствующие действия руками, с которыми можно совершать различные предметные действия – стучать, бросать, ставить друг на друга, нанизывать, вставлять, вкладывать, вынимать и т.д.

Мяч может стать очень полезной и функциональной игрушкой. Первый мяч должен быть небольшим (диаметром около 10 см), нетяжелым (чтобы малышу было удобно держать его в руках), раскрашенным в чистые яркие цвета, без сложных сюжетных картинок. Хорошо, если на его поверхности будут, например, небольшие пупырышки, и при ударе он будет издавать негромкий звук. Удачно подобранный мячик будет развивать у малыша восприятие формы, цвета, тактильное восприятие, а также двигательные навыки: к году ребенок научится сам поднимать мяч с пола, катать и бросать его.

Цветные строительные кубики также дают малышу представления о форме, цвете, размере, количестве предметов. Поднимая и бросая кубики, стуча ими друг о друга, ребенок учится координировать движения рук. Постройки из кубиков, возведенные совместно со взрослым, дают крохе первые понятия о пространственных отношениях.

Небольшая машинка понадобится в этом возрасте и мальчикам, и девочкам. Эта игрушка будет стимулировать ползание, а также научит малыша выполнять одно из предметных действий – катать.

Небольшая кукла (длиной 20–25 см) также должна быть в наборе игрушек для детей обоих полов. Она развивает у малыша интерес к человеческому лицу, может стать материалом для изучения частей лица – глазки, носик, ротик. С помощью этой игрушки родители могут научить ребенка проявлять социальные чувства: например, можно показать ему, как пожалеть куклу.

Зеркало также будет способствовать появлению у малыша интереса к лицам, к мимике и эмоциональным проявлениям, свойственным только человеку. Не нужно, конечно же, позволять ребенку играть с маленьким зеркалом, которое может упасть и разбиться. Лучше, если кроха будет «красоваться» перед большим зеркалом, закрепленным на стене или шкафу, или перед специальным детским небьющимся зеркалом хорошего качества.

Игрушка по принципу матрешки – это любая игрушка (матрешки, стаканчики, чашечки, формочки и т.д.), элементы которой имеют одинаковую форму, но разный цвет и разный размер, что позволяет вкладывать их друг в друга. Занимаясь с такой игрушкой, ребенок будет учиться различать размер, цвет, тренировать координацию движений, а также узнает, что предметы продолжают существовать даже тогда, когда их не видно.

Пирамидка для малыша 6–12 месяцев должна быть очень простой, лучше всего – с тремя колечками. Основание пирамидки должно быть прочно закреплено на стержне, а сам стержень должен быть прямым, не расширяющимся книзу. Поначалу, нанизывая кольца пирамидки в произвольном порядке, ребенок будет совершенствовать координацию движений. Ближе к году родители должны начать акцентировать внимание ребенка на размере колец: искать вместе с малышом и надевать на стержень сначала самое большое колечко, затем среднее, а потом маленькое.

Музыкальная игрушка с кнопками вызовет интерес у большинства детей и при этом разовьет мелкую моторику, умение концентрировать внимание, а также слуховое восприятие и ритмический слух.

Различные картинки развивают у ребенка не только зрительное восприятие, но и память, способность узнавать зрительные образы, а также расширяют кругозор малыша. Первые картинки, которые будет рассматривать кроха, должны быть понятными, крупными, без пестроты и мелких деталей. Для начала лучше всего подобрать простые изображения животных и птиц (кошка, собака, корова, лошадь, заяц, волк, лиса, медведь, еж, утка, ворона, воробей и т.п.), игрушек (кубик, мяч, юла и другие), природы (солнышко, тучка, дерево, цветочек, снег). Вырезанные из журналов или нарисованные картинки различной тематики можно собрать в небольшие альбомы или просто развесить по квартире. Чем больше разнообразных картинок сможет рассматривать малыш, тем лучше.

Мягкие игрушки часто становятся настоящими друзьями крохи. Однако, как и хороших друзей, их не должно быть много, достаточно одной – двух игрушек, причем такого размера, чтобы ребенку было удобно держать их в руках и перемещаться с ними. Кроме тактильной чувствительности, мягкие игрушки призваны развивать социальные и бытовые навыки малыша: кроха будет подражать взрослым, обнимая и гладя своего плюшевого любимца, будет пытаться кормить его и укладывать спать.

Книга играет важную роль в развитии речи ребенка и приобщении его к языковой культуре. Чтобы к году у малыша появилось осознанное восприятие чтения как процесса, уже с 6 месяцев необходимо начинать читать ему короткие, ритмичные, хорошо зарифмованные стишки (например, Агнии Барто), прибаутки и потешки (например, «Идет коза рогатая…» и др.). Читать нужно эмоционально, выразительно, при этом показывать ребенку картинки и называть их персонажей. В возрасте с 6 месяцев до года в детской «библиотеке» должна быть либо одна большая книга со множеством коротеньких стихотворных произведений, либо несколько отдельных книжечек, лучше из плотного картона.

Читайте также:  Роль сказки в развитии и воспитании ребенка самообразование

Игрушки для купания понадобятся малышу с того момента, как он начнет сидеть в ванночке. На первое время стоит приобрести не более 3–4 игрушек, одна из которых будет не плавающей, а тонущей. С помощью игр с такими игрушками ребенок будет познавать свойства предметов, учиться управлять своим телом и своими движениями в воде.

Игрушки для ребенка от 1 года до 2 лет

В этом возрасте ребенок может достаточно длительное время заниматься с игрушками, начинает выполнять более сложные логические действия, а также играть в простейшие сюжетные игры, отображая в них наблюдаемые действия взрослых – везти в машине груз, кормить и укачивать куклу, забивать игрушечным молоточком «гвозди», подметать пол и т.д. Игрушки, в которые малыш играл в возрасте 6–12 месяцев, не утрачивают своей актуальности, но к ним необходимо добавить ряд более сложных, отвечающих новым, возросшим возможностям крохи.

Игрушка-каталка необходима ребенку для развития и закрепления навыков ходьбы и бега. Для малыша, только начинающего ходить, можно приобрести достаточно устойчивую игрушку-каталку, за которую можно держаться.

Игрушка на веревочке будет интересна и полезна ребенку, как только он научится ходить достаточно уверенно: он будет ходить и бегать с ней, оглядываясь при этом назад.

Более сложная пирамидка, состоящая из 5-7 колец, научит малыша располагать предметы по размеру от самого большого до самого маленького. В этом возрасте необходимо обязательно акцентировать внимание ребенка на том, чтобы он не просто собрал пирамидку, а собрал ее правильно, надевая кольца по порядку, от большого кольца к маленькому или, наоборот, от маленького к большому.

Игрушка с геометрическими вкладышами может быть объемной («Логический куб», «Логический теремок» и т.п.) или плоской (мягкие и твердые рамки-вкладыши). И та и другая игрушка будут эффективно развивать восприятие формы и пространственное мышление крохи – главное, чтобы там присутствовали основные геометрические формы – круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, ромб.

Крупная мозаика является отличной многофункциональной игрушкой. Во-первых, она развивает мелкую моторику малыша и его пространственное мышление, а во-вторых, учит распознавать цвета, дает знания о количестве, помогает усвоить понятия «такой же», «другой».

Большое значение для социализации малыша и развития его речи в этом возрасте приобретают сюжетно-образные игрушки: куклы, машинки, а также игрушки, замещающие «взрослые» предметы обихода. В связи с тем, что дети разного пола начинают осваивать разные социальные роли – мужчины и женщины, мамы и папы, – при выборе игрушек также необходимо учитывать половую принадлежность. Девочке для сюжетных игр будут необходимы 2–3 разные куклы, кукольная коляска, игрушечная посуда, возможно, веник и совок. В то же время мальчику, скорее всего, будет достаточно той одной куклы, которая появилась у него еще в возрасте до года, а на этом этапе развития для него стоит приобрести 2–3 различных вида «транспорта», игрушечные инструменты (молоточек, отвертку и т.п.). Однако родителям необходимо помнить, что при покупке сюжетно-образных игрушек нужно руководствоваться непосредственно интересами ребенка: многие мальчики, например, очень любят играть кукольной посудой и подметать пол, а девочки – возить машинки или забивать «гвозди» игрушечным молотком. Определить, какую же игрушку выбрать, не так уж сложно: достаточно понаблюдать, к каким предметам «взрослого» обихода и к каким действиям взрослых малыш проявляет наибольший интерес.

Игрушечные животные способствуют развитию кругозора малыша, его фантазии и речи. В распоряжении ребенка должны быть 4–5 простых, знакомых игрушечных животных, чтобы кроха учился называть их, подражать их голосам. С помощью этих животных мама и малыш могут вместе разыграть знакомую сказку.

Игрушки для прогулки необходимо приобретать тогда, когда малыш перестает «гулять в коляске» и начинает проводить время на свежем воздухе активно – ходить, играть в песочнице. Для веселых и полезных прогулок вам понадобится пара лопаток (так как одна из них наверняка понадобится какому-нибудь малышу, также гуляющему на этой площадке или же взрослому, гуляющему с ребенком, для совместных игр), ведерко, две-три формочки и резиновый мяч. Играя на прогулке с песком или снегом, ребенок познает свойства природных материалов, а также совершенствует действия руками – учится копать лопаткой, складывать в ведерко, делать «куличики».

Набор игрушек для купания также стоит дополнить более сложными: приобрести заводную игрушку, водяную мельницу, так как они откроют для ребенка новые свойства воды. Игрушка-«прилипалка», в виде различных силуэтов из мягкого полимера, который при намокании лепится к стене, также будет интересна и полезна малышам этого возраста.

Библиотека крохи должна пополниться новыми книгами. В этом возрасте малышу нужно читать простые короткие сказки, такие как «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок», «Колобок» и др.

От 2 до 3 лет

В этом возрасте к имеющемуся набору игрушек следует добавить еще несколько:

Кубики с картинками развивают логическое и пространственное мышление малыша, наглядно представляют ему соотношение «часть-целое». Сначала необходимо приобрести набор из 4 кубиков, а потом, когда ребенок поймет принцип составления картинок, нужно предложить ему более сложный вариант игрушки – набор из 6 кубиков.

Детские пазлы развивают усидчивость, внимание, координацию движений и пространственное мышление. Первые пазлы, которые родители покупают своему ребенку, должны быть крупными, яркими, состоять из небольшого количества деталей (до 6). Чтобы малышу не надоело собирать одну и ту же картинку, лучше приобрести для него два-четыре пазла разной степени сложности и из разных материалов (из мягкого полимера, дерева, плотного картона).

Детское лото является одной из первых настольных игр, во время которой ребенок учится соблюдать правила, общие для всех ее участников. К тому же, игра в лото отлично развивает память и внимание, расширяет словарный запас.

Игры-шнуровки очень полезны для развития ловкости и мелкой моторики рук. Однако не всем детям нравится часто и подолгу с ними играть, поэтому достаточно для начала приобрести всего одну такую игрушку, к которой малыш будет обращаться время от времени.

Конструктор – универсальная игрушка, которая может выполнять очень много развивающих функций: стимулировать фантазию, воображение, пространственное мышление, развивать представления о цвете, форме, размерах (длине, ширине, высоте), улучшать координацию движений рук. Детали конструктора не должны быть очень мелкими, но должны давать возможность собирать самые разнообразные постройки. Для детей такого возраста существуют специально разработанные конструкторы, например LEGO Duplo или «Колобок».

Игрушки-заместители будут необходимы для дальнейшего развития и усложнения игровой деятельности ребенка. Игрушками-заместителями называются разнообразные материалы, которые в игре ребенок может «превращать» в реальные предметы. Например, большие и маленькие коробочки, брусочки, палочки, кусочки бумаги, разноцветной ткани, ленточки – все это на время игры может превратиться для малыша в мебель и одежду для медвежонка или в гараж и инструменты для грузовика. Такая «игра воображения» необходима для развития творческих способностей, интеллекта, речи и фантазии малыша, поэтому, чем больше будет ребенок пользоваться игрушками-заместителями, тем лучше.

Книги, которые необходимо приобрести для ребенка в возрасте от двух до трех лет, должны содержать более длинные и более сложные по сюжету сказки, написанные в стихах или в прозе. Детям очень нравятся произведения К.И. Чуковского, такие, как «Муха-Цокотуха», «Телефон», «Путаница», «Краденое солнце», русские народные сказки, например «У страха глаза велики», «Заюшкина избушка» и др.

Итак, наличие в доме разнообразных, многофункциональных игрушек способствует гармоничному развитию малыша, и главное здесь – не количество, а грамотный, осознанный