Игрушки для развития познавательных способностей ребенка

Игрушки для развития познавательных способностей ребенка thumbnail

Работа с родителями

Консультации для родителей

Консультация «Игрушки для детей раннего возраста»

В конце первого года ребёнок приобретет стремление к самостоятельности и независимости. На втором году жизни взрослый становится для ребёнка не только источником внимания и доброжелательности, не только “поставщиком” самих предметов, но иобразцом человеческих предметных действий. Общение со взрослым уже не сводится к прямой помощи или к демонстрации предметов. Теперь необходимо соучастие взрослого, выполнение одного и того же дела. В ходе такого сотрудничества ребёнок одновременно получает и внимание взрослого, и его участие в действиях ребёнка, и, главное – новые способы действия с предметами. Взрослый теперь не только даёт ребёнку в руки предметы, но вместе с предметом передаёт способ действия с ним. Общение с взрослым протекает как бы на фоне практического взаимодействия с предметами.

Возникает новый тип ведущей деятельности ребёнка. Это уже не просто неспецифические манипуляции с вещами, а предметная деятельность, связанная с овладением культурными способами действий с предметами. Предметная деятельность является ведущей потому, что она обеспечивает развитие всех остальных сторон жизни ребёнка: внимания, памяти речи, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Все эти важнейшие способности в данном возрасте лучше всего развиваются именно в процессе практических предметных действий.

Кроме того, действуя с предметами, ребёнок чувствует свою самостоятельность, независимость, уверенность в своих силах, что очень важно для развития его личности.

Очевидно, что для такой деятельности нужны специальные игрушки.

Игрушки, способствующие познавательному развитию ребёнка

Предметная деятельность, в которой в раннем возрасте происходит умственное и техническое развитие ребёнка, имеет несколько линий развития, среди которых:

· становление орудийных действий;

· развитие наглядно-действенного мышления;

· развитие познавательной активности;

· формирование целенаправленности действий ребёнка.

Каждое из этих направлений предполагает специальные игровые материалы и особые характеристики игрушек.

Орудийные действия. Ранний возраст является периодом наиболее интенсивного усвоения способов действий с предметами. К концу этого периода ребёнок в основном умеет пользоваться бытовыми предметами и играть с игрушками. Особую роль в овладении предметным миром имеют орудийные действия. Они отличаются тем, что ребёнок подстраивает свою руку к какому-либо предмету-орудию. Такими предметами являются самые обычные бытовые вещи – ложки, чашки, расчёски, щёточки, карандаши и пр. Все они требуют совершенно определённых действий, которые нелегко даются малышу. Для овладения орудийными действиями, помимо реальных бытовых предметов, нужны игрушки, предполагающие культурные способы действий. Это главным образом уменьшенные аналоги реальных объектов:

· совочки, лопаточки;

· метелочки, грабельки;

· сачки для “вылавливания” игрушек из ванны;

· удочки с магнитом для “ловли рыбок”;

· игрушечный телефон, часы, сумочка и пр.;

· кукольная утварь, посуда, одежда, расчёски и пр.

Копая совочками или лопатками, пользуясь игрушечными щёточками или расчёсками, малыш не только тренирует свою руку, но и овладевает культурными способами использования предметов.

Наглядно-действенное мышление. Ребёнок раннего возраста познаёт окружающий мир в основном руками, т.е. наглядно-действенным способом. Для совершенствования наглядно-действенного мышления нужны игрушки, предусматривающие действия с несколькими однородными предметами разного размера или формы. По мере взросления ребёнка их количество должно возрастать. К этому типу относятся традиционные народные и автодидактические игрушки, т.е. сами подсказывающие способ игры. Это:

· пирамидки, разнообразные по цвету, форме и материалу;

· вкладыши разной формы и размера для вкладывания и накладывания;

· матрёшки 3-4-местные;

· “коробки форм”, т.е. игровые пособия для вкладывания в ячейки геометрических форм и предметных изображений;

· столики с отверстиями, колышки, цветочки для втыкания;

· крупные пазлы и мозаики;

· кубики крупные пластмассовые и деревянные;

· шнурок и бусины для нанизывания;

· народные игрушки с подвижными частями;

· желобок и шарик для скатывания.

Действуя с этими (и подобными) игрушками, малыш учится соотносить отдельные детали игрушек по их форме, величине, положению в пространстве. Таким образом, формируется его восприятие и складываются представления о свойствах предметов.

Познавательная активность. Познавательная активность в раннем возрасте осуществляется и развивается главным образом в такой специфической деятельности, как детское экспериментирование. Для осуществления этой деятельности нужны игрушки и пособия, предполагающие поиск и самостоятельное открытие новых способов действия и сюрпризный момент. Это могут быть:

· коробочки с секретом;

· детские музыкальные центры;

· механические игрушки;

· клавишные игрушки;

· игрушки с сюрпризом, требующие установления связи между своим движением и появлением чего-то нового;

· материалы для игр с водой и песком: брызгалки, формочки, совочки и пр.

Целеустремлённость и настойчивость. Формирование целеустремлённости и настойчивости ребёнка третьего года жизни осуществляется в простых продуктивных действиях, предполагающих представление о конечном результате. Ориентация на результат (цель) способствует становлению целенаправленности. Для осуществления подобных действий подходят следующие игрушки:

· фигурные пирамидки, предполагающие создание какого-либо объекта – собачки, ёлочки, снеговика и пр.;

· пособия, предполагающие составление изображения из нескольких частей (кубики, разрезные картинки и др.);

· составные игрушки – машинки, домики и пр.;

· строительные наборы, предполагающие действия по зрительному образцу;

· бусы для нанизывания;

· шнуровки и застёжки.

Дата добавления: 2017-02-28; просмотров: 873 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление

Источник

СОВРЕМЕННАЯ ИГРУШКА КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: в статье анализируется использование современной игрушки, как средства познавательного развития детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: дошкольный возраст, познавательное развитие дошкольников, современная игрушка.

В настоящее время проблема познавательного развития детей дошкольного возраста занимает одно из ведущих мест в современных психолого-педагогических исследованиях. Устойчивый познавательный интерес является основой учебно-воспитательной работы с детьми.

Дошкольный возраст является периодом становления и развития наиболее важных способностей, которые по мере взросления ребенка совершенствуются. К таким способностям относится способность к познанию. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены основные задачи познавательного развития детей дошкольного возраста: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности и т.д.

Современные игрушки играют огромную роль в познавательном развитии детей дошкольного возраста. Использование игрушек способствует формированию наблюдательности, любознательности, помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность,

поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение.

Значение игрушек для формирования личности ребенка часто недооцениваются родителями и даже педагогами. В дошкольном возрасте есть сензитивные периоды развития способностей ребенка, когда правильный подбор развивающих игрушек и игра в них с ребенком определяют очень многое. Игрушка является неизменным спутником ребенка, игрушка это не только радость и забава, призванная увлекать, но и великолепный воспитатель, подготавливающий ребенка к жизни в обществе и выступающий в качестве средства его познавательного развития.

На протяжении всего дошкольного возраста внимание детей привлекают сюжетные или образные игрушки. Игрушки данного вида во многом определяют сюжет игры, в этом их основное назначение, отсюда и их название ¾ сюжетные. Они развивают творчество, уточняют и расширяют кругозор ребенка, его социальный опыт. Среди них особое место занимает кукла ¾ источник эмоциональных переживаний ребенка.

Играя с куклой, ребенок наделяет ее мыслями и чувствами. Игрушка в его руках оживает и выполняет все, что он хочет. Сам же ребенок постоянно заботится о кукле, воспитывает, кормит, укладывает спать и передает ей знания, то есть выполняет все те функции, которые выполняет взрослый человек по отношению к своему ребенку. В процессе игры ребенок оценивает поведение куклы, передает ей свой нравственный и эмоциональный опыт, осознавая и закрепляя его тем самым. С игрушкой ребенок имеет возможность смоделировать и проиграть все формы поведения. Именно в этом игровом процессе и складываются моральные оценки, появляется нравственная и эмоциональная идентификация, развивается гамма эмоциональных переживаний, а значит, у ребенка формируются нравственные качества. Образные игрушки помогают усвоению половой роли, так, на третьем году жизни мальчишкам становятся интересны солдатики, пистолеты и машинки, а девочкам ¾ куклы.

Следующий вид современных игрушек ¾ технические игрушки, которые

вводят детей в мир техники, знакомят с внешним видом технических предметов (машины, самолеты, механизмы, транспортные средства), с характерными для них действиями. К ним относятся игрушечные фотоаппараты, бинокли, подзорные трубы, летательные модели, калейдоскопы, детские швейные машины и многие другие. Такие игрушки способствуют пробуждению интереса к тому, как движется игрушка, что у нее находится внутри, почему крутится колесо и т.д. Это отличная стимуляция технического мышления, а кроме того, ребенок обретает представление о деятельности взрослых [Матвеева, с.48].

Также технические игрушки делятся: технико-сюжетные, демонстрирующие производственные процессы или законы физики, химии и других наук; конструкторы, строительные наборы, полуфабрикаты для конструирования и технического изобретательства.

Также одним из важных видов современных игрушек, влияющих на познавательное развитие, являются строительные и конструктивные игрушки. Такие игрушки рассчитаны на детское конструирование, техническое изобретательство. Они представляют комплекты деталей разных форм для сооружений и построек. Большими развивающими возможностями обладают конструкторы нового поколения «LEGO».

Конструктивная деятельность занимает значимое место в дошкольном воспитании и является сложным познавательным процессом, в результате которого происходит интеллектуальное развитие детей: ребенок овладевает практическими знаниями, учится выделять существенные признаки, устанавливать отношения и связи между деталями и предметами.

В педагогической практике широко используются разнообразные виды конструирования ¾ из деталей конструктора, крупногабаритных модулей, из бумаги, природных и бросовых материалов. Современной игрушкой является конструктор «LEGO», с его помощью трудные задания можно решить посредством увлекательной созидательной игры, в которой не будет проигравших, так как каждый ребенок может с ней справиться.

Элементы конструктора «LEGO» имеют разные размеры, разнообразны

по форме, простые варианты скрепления с другими элементами. Вариантов скрепления «LEGO»-элементов между собой достаточно много, что создает практически неограниченные возможности создания различных типов построек и игровых ситуаций.

«LEGO» ¾ конструктор широко используется в образовательной деятельности и режимных моментах и решает следующие задачи: развивает мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.).

Достаточно эффективное средство активизации мышления служит конструирование по моделям, по схемам, чертежам, плану, образцу, по памяти.

Развитию воображения способствует конструирование по замыслу, по определённой теме (например «Город», «Мебель», «Животные», «Транспорт», «Гараж» и т.д.). Ребёнок создаёт новые образы, опираясь на имеющиеся представления об объекте, по ходу замысла уточняет и совершенствует конструкцию, тем самым проявляя творчество.

В познавательном развитии ребенка особое место занимают развивающие игры. Развивающие игры помогают проявлять познавательную активность в самостоятельной деятельности, расширять собственные познавательные интересы и потребности, учит владеть разными способами безопасного поведения в современной информационной среде, развивает интегративные качества ребенка, воспитывает, социализирует, развлекает, дает отдых.

Таким образом, можно сделать вывод, что современные игрушки многофункциональны. В статье мы рассмотрели виды современных игрушек, способствующие познавательному развитию детей дошкольного возраста. К ним относят такие игрушки, как:

  • технические, поскольку способствуют развитию мышления;
  • сюжетные, поскольку они развивают творчество, расширяют кругозор ребенка;
  • конструктор «LEGO», который способствует интеллектуальному развитию, развитию мыслительных процессов и воображения;
  • дидактические игры, памяти, мышления.

Источник

которой ребенок овладевает различными действиями с предметами, учится соотносить форму, размер, расположение отдельных деталей. Поэтому нужны прежде всего игрушки второй группы. А в дошкольном возрасте – от 3 до 6лет – ведущей деятельностью становится ролевая игра, для которой необходимы игрушки первой группы. Кроме выделенных двух линий развития, есть и третья. Речь идет о физическом развитии и воспитании ребенка. Задача укрепления здоровья, формирования физических качеств: силы, выносливости, ловкости, меткости и пр. – важнейшая для воспитания детей.

Итак, исходя из сказанного, следует: первое и необходимое требование к игрушке – потенциальная возможность стать предметом соответствующего действия (деятельности) ребенка. Выбирая забаву, нужно, с одной стороны, ориентироваться на возраст (и, следовательно, главный тип деятельности), а с другой – стремиться к тому, чтобы в распоряжении были все виды игрушек, способствующие развитию различных сфер жизнедеятельности. Возможность (или невозможность) активного действия ребенка зависит от многих качеств, например от величины игрушки. Огромные мягкие «животные» (собаки, бегемоты, слоны), которые трудно взять в руки, не предмет детских действий. Те же мягкие игрушки, но меньших размеров вполне могут использоваться в детской игре. Большое значение имеют и технические качества. Если кольца пирамиды с большим трудом надеваются на стержень, части матрешки со скрипом соединяются друг с другом, а колеса машинки плохо прокручиваются, ребенок не может осуществлять с этими игрушками соответствующие действия, хотя сами по себе эти виды имеют несомненное развивающее значение. Иногда взрослым кажется, что чем больше разных свойств и качеств содержит игрушка, тем лучше. Так, казалось бы, пластмассовый слоник на колесах, который одновременно и паровозик, и телефон, открывает разнообразные возможности для детской активности. Но такое «разнообразие» дезориентирует ребенка: он не знает, что делать – возить ли, разговаривать ли по телефону или кормить? Причем полноценное выполнение всех этих действий весьма ограничено – перевозить что-либо на такой игрушке невозможно (ничего не положишь и никого не посадишь), телефонная трубка все время падает, а слон не в полной мере слон, поскольку он телефон на колесах. Гораздо полезнее в этом плане было бы «разъединить» все функции и предложить ребенку три разных и понятных по своему назначению и по способу действия предмета.

Требования, которые необходимо учитывать при выборе конкретной игрушки

1. Психолого-педагогические: игрушка выступает как предмет деятельности ребенка и рассматривается с позиций возможного развивающего эффекта.

2. Социокультурные: игрушка рассматривается с точки зрения ее объективных свойств, имеющих наиболее важное значение для воспитания.

3. Технические: прочность, качество изготовления, безопасность для здоровья – первые и совершенно необходимые требования. При их отсутствии, т.е. при выявлении какой-либо опасности для здоровья ребенка, дальнейшую психолого-педагогическую оценку проводить нецелесообразно.

Однако «полезность» игрушки с точки зрения развития ребенка далеко не единственный критерий оценки. В игрушке как бы пересекаются интересы и задачи взрослого и ребенка. Она обязательно должна, с одной стороны, развивать способности ребенка, а с другой – приносить ему радость и удовольствие. Специфика и своеобразие игрушки как посредника между ребенком и взрослым не только в совмещении, но и во взаимообусловленности этих двух, казалось бы, противоречивых задач. Для того чтобы игрушка стимулировала осмысленную активность (т.е. способствовала развитию), она должна отвечать интересам ребенка, соответствовать его потребностям, быть увлекательной и привлекательной.Соответствие интересам самого ребенка – важнейшее требование к игрушке, которое, собственно, и делает ее игрушкой. Но вот что примечательно: интересы и предпочтения детей и взрослых зачастую не совпадают. Взрослых привлекают внешняя красота, сложность, богатство деталей или описанное в аннотации развивающее значение. У детей несколько другие «приоритеты». Они могут предпочитать ту или иную игрушку потому, что видели подобную у своих друзей, или потому, что она похожа на знакомый сказочный или телевизионный персонаж (чебурашки, черепашки, телепузики пользовались в свое время большой популярностью). Однако главное достоинство игрушки, привлекающее ребенка, – возможность что-либо с ней делать. Только в том случае, если она вызывает желание действовать с ней (разбирать и собирать, передвигать различные части, возить, извлекать новые звуки и пр.), ребенок хочет скорее взять ее в руки и начать игру.

Чтобы игрушка подняла свою развивающую роль, она должна быть не просто привлекательной, но и открытой для разнообразных форм активности ребенка. Предметы, предполагающие пусть и полезные, но только стереотипные, однообразные действия, могут стать материалом для упражнений, тренировок, но не игры. Сфера игры – это сфера образов, условностей, скрытых возможностей. Игра – это, прежде всего проба своих возможностей и выяснение свойств предмета игры. Поэтому предмет игры должен не только быть привлекательным, но и содержать элемент новизны для поддержания любознательности и собственной активности ребенка. Если материал детской игры привлекателен, но предполагает строго определенный способ употребления (например, заводные, механические или некоторые электронные игрушки), то игра приобретает скорее характер упражнения или времяпрепровождения. Чем более завершена игрушка, тем меньше она оставляет простора для творчества. Сложные и завершенные игрушки предопределяют характер действий и приковывают ребенка к известным стереотипным движениям. Игрушки более простые и менее определенные допускают широкий спектр игровых действий. Соответственно, материал игры должен быть достаточно простым и вместе с тем гибким, допускающим усложнение, вариативность и упрощение поставленных задач. Игрушка должна быть максимально открыта для преобразований. Такие универсальные и популярные во все времена мячи, кубики, вкладыши, куклы, благодаря своей простоте, чрезвычайно пластичны, допускают бесконечные усложнения, тысячи новых комбинаций. Они не могут наскучить. Отсюда: открытость для разнообразных действий, гибкость и простота – важные требования для хорошей игрушки.

Основные психолого-педагогические требования к игрушке.

Игрушка приносит максимальную пользу, если она культуросообразна и способствует принятым в обществе нормам и духовно-нравственным ценностям.

Игрушка вредна, если она:

– Провоцирует ребёнка на агрессию и жестокость;

– Вызывает страх или тревогу;

– Имеет грубый натурализм;

– Унижает человеческое достоинство;

– Вызывает психологическую зависимость в ущерб полноценному развитию ребенка;

– Искажает восприятие окружающей действительности.

Игрушка полезна, если она:

– Безопасна;

– Привлекательна;

– Эстетична;

– Соответствует возрастным возможностям ребёнка;

– Полифункциональна (предоставляет возможность для развития способностей ребенка: физических, духовных, нравственных и т.д.);

– Выполнена из экологически чистых материалов;

– Упакована.

Источник