Игрушки для этапы развития ребенка
Каждому возрасту малыша – свои игрушки. Как правильно выбрать?
(18 оценок)
Содержание:
- С рождения до 6 месяцев
- 6-12 месяцев
- 12-18 месяцев
- 18-24 месяцев
Первые дни, месяцы и годы жизни ребенка невероятно насыщены: он познает мир и в то же время учится жить в нем. Для развития социальных навыков, умственных и физических способностей ребенка очень важны игры, в которые вы играете с ребенком в первый год жизни. В этой статье мы расскажем вам о том, какие игрушки подойдут вашему ребенку на основных этапах его развития.
С рождения до 6 месяцев
В это время дети набираются сил и развиваются физически. К полугодовалому возрасту малыш уже пробует передвигаться самостоятельно. Он постепенно узнает свое имя и пытается повторять звуки. К 6 месяцам ребенок все больше бодрствует в течение дня и помимо грудного молока уже пробует разнообразное детское питание. Также малыш начинает проявлять эмоции: улыбаться и смеяться.
Родители в первые дни и месяцы жизни ребенка максимально внимательны к его потребностям, здоровью и правильной гигиене. В этот период малыш начинает пробовать многое на вкус, поэтому важно следить, чтобы у него не было доступа к мелким предметам, которые он может случайно проглотить. Ребенку нравится трогать предметы, поэтому важно, чтобы они были различными по текстуре: например, игрушки должны быть выполнены из натуральных материалов.
В течение всего этапа необходимо налаживать контакт с ребенком, ведь именно родители становятся посредниками между ним и миром.
Для малышей с рождения до 6 месяцев Mothercare предлагает:
- мобили на кроватку
- игрушки для кроватки
- мягкие игрушки с разными текстурами поверхности
- книжки из ткани
- цветные развивающие коврики с игрушками
- безопасные зеркала
6-12 месяцев
В это время дети проявляют самостоятельность: пытаются встать из положения сидя, пробуют есть без помощи родителей, начинают все больше лепетать и, как правило, уже говорят слово «мама». Им нравятся принимать участие в «ролевых» песенках и стишках, могут даже «танцевать» под музыку.
Родители в силу проснувшейся активности ребенка все больше заботятся о его безопасности. Важно следить за тем, чтобы ничего в доме не могло послужить угрозой малышу. Ребенка нельзя ограничивать в проявлении интереса к окружающему миру, но при этом, по возможности, нужно следить за его действиями и передвижениями.
Для малышей с 6 до 12 месяцев Mothercare предлагает:
- мягкие куклы и животные
- кубики
- пирамидки
- игрушки, обучающие ребенка определять форму предмета
- картонные книжки
- звуковые и движущиеся игрушки
- барабаны и бубны
12-18 месяцев
В это время дети очень подвижны, они начинают ходить и говорить. Играют с более сложными игрушками, составляют простейшие картинки-пазлы и пробуют сами снимать одежду. Особенно им нравится возиться с книжками: переворачивать страницы, показывать родителям картинки в них.
Родители должны быть готовы к возрастающей самостоятельности ребенка и к его неосознанному желанию быть независимым. Так как дети только начинают ходить и не чувствуют в ножках уверенности, они часто просятся на руки. Важно знать, что в этот период речь становится неотъемлемой частью жизни ребенка: он начинает и сам говорить, и слушает родителей.
Для детей с 12 до 18 месяцев Mothercare предлагает:
- лопатка с ведерком
- игрушки, которые можно катать
- игрушки, на которые можно опираться при ходьбе и толкать
- пластмассовая посуда
- первые пазлы и простые конструкторы с крупными деталями
- игрушки, на которых можно кататься
- игрушки для ванной
18-24 месяцев
В это время дети уверенно ходят и даже бегают. Они становятся все более любознательными: задают вопросы, пробуют себя в творчестве (пытаются рисовать фломастерами или карандашами линии и формы предметов, придумывают себе друзей), развивают словарный запас (до 50 слов), играют, имитируя действия взрослых (например, «кормят» своих кукол).
На данном этапе дети очень эмоциональны, поэтому не исключены истерики.
Родители должны быть готовы к тому, что у ребенка формируется характер: у него появляется мнение о том, кто и что должен делать, он может капризничать и «спорить». С этого этапа начинается воспитание: важно установить и поддерживать разумные границы поведения для ребенка.
К двум годам у ребенка, как правило, уже сформировываются предпочтения среди игрушек и видов деятельности.
Для детей 18-24 месяцев Mothercare предлагает:
- краски и карандаши
- наборы для творчества, для аппликаций, книжки-раскраски
- более сложные конструкторы и головоломки с увеличенным количеством деталей
- интерактивные игрушки (наборы для уборки, наборы инструментов, посуды и т.п.)
- музыкальные инструменты (дудочки, кастаньеты, ксилофоны и т.п.)
В магазинах Mothercare вы всегда найдете широкий выбор игрушек для детей с рождения до 10 лет.
Статья предоставлена сетью магазинов для мам и детей 0-10 лет Mothercare
Источник
Для гармоничного физического и психоэмоционального развития младенца нужно с рождения создавать среду, которая способствует познанию мира. Помимо общения с мамой и тактильного контакта необходимы игрушки для грудничков, которые помогают развивать органы чувств и двигательные навыки. В период от рождения до года малыш меняется особенно быстро, а вместе с ним по месяцам изменяются его интересы и потребности.
Как выбирать игрушки?
Несмотря на то, что товары для малышей уже по определению должны подходить ребенку с рождения и быть безопасными, в продаже встречается много игрушек, которые покупать не стоит.
Ребенок первого года жизни все пробует на вкус, хватает, испытывает на прочность, поэтому все предметы, с которыми он играет, должны быть качественными.
Вот 3 главных признака хорошей игрушки:
- Прочность – игрушка должна быть крепкой, с надежными швами, из качественного пластика.
- Безопасность – отсутствие острых углов, необработанных краев и мелких деталей, которые могут отвалиться.
- Гигиеничность – для детей первого полугодия выбирайте пластиковые игрушки, потому что их легко помыть, просто ополоснув в воде с мылом. Тканевые и плюшевые игрушки придется часто стирать, потому что они собирают пыль и впитывают слюну ребенка.
Что подойдет для новорожденных детей?
Первый месяц жизни для новорожденных детей – время привыкания к новым условиям. Это адаптация малыша к миру, и большую часть суток младенец ест и спит, мало реагируя на внешние раздражители. Тело еще совсем не поддается его контролю, движения хаотичные, а кулачки постоянно сжаты. Поэтому новорожденному ребенку игрушки пока не требуются – ему нужно тепло, уют и мамины разговоры.
Ближе к 1 месяцу малыш становится активнее и проявляет интерес к миру. Он начинает смотреть по сторонам и прислушиваться к окружающим звукам. В это время можно познакомить месячного ребенка с первыми игрушками:
- мобиль – музыкальная карусель с движущимися по кругу маленькими фигурками, наблюдая за которыми, ребенок пытается сфокусировать взгляд, а музыка его успокаивает и стимулирует поворачивать голову в сторону источника звука;
- двухсторонний бортик-книжка – это жесткий складной бортик в кроватку из ткани разной фактуры с дополнительными элементами (пластиковые колечки, зеркальце), разглядывание которого способствует развитию зрения и тактильных ощущений.
Игрушки для детей в возрасте 2 месяцев
В 2 месяца ребенок уже различает лицо мамы, фокусирует взгляд на неподвижном объекте, пытается следить глазами за перемещающимся предметом, оживляется в ответ на знакомый голос. Для развития органов зрения и слуха подойдут:
- погремушки – играть самостоятельно малыш будет позже, а сейчас мама может шуметь разными погремушками и привлекать внимание ребенка, чтобы он искал источник звука, поворачивал голову и учился выделять среди всех звуков окружающего мира какой-то конкретный, следил за погремушкой взглядом;
- мягкие или музыкальные игрушки – они привлекают внимание, ребенок задерживает на них взгляд, рассматривает глаза, нос, рот, слушает звуки, следит за игрушкой, если ее перемещать перед его лицом.
Игрушки от 3 месяцев
В 3 месяца ребенок учится управлять своими ручками и может хватать предметы сам. К тому же, в этом возрасте многие малыши удерживают голову, лежа на животике. Самое время попробовать использовать новые приспособления.
- Развивающий коврик может подолгу увлекать ребенка, если на дугах развешены интересные игрушки или зеркальце. Также ребенок может лежать на животике, а ручками тянуться к предметам, бить по пианино, держать что-то во рту.
- Погремушки на дуге (от развивающего коврика или на отдельной дуге над кроваткой). Можно вешать их на таком расстоянии, чтобы малыш мог случайно или целенаправленно бить по ним кулачками, игрушку можно вкладывать в ручку, чтобы малыш махал ею и слушал звук.
- Текстильные или пластмассовые игрушки с пружинным механизмом — они вешаются на дугу коврика, шезлонга или капор коляски, мама тянет за «хвостик», игрушка вибрирует или проигрывает мелодию.
- Музыкальные панели и пианино – в положении на животике ребенок может трогать пианино или ударять по нему, чтобы услышать мелодию.
- Неваляшка – малыш с радостью потрогает ее ручками, лежа на животике.
Чем развлекать грудничка в 4–5 месяцев?
В 4-5 месяцев ребенок учится переворачиваться, поэтому важно стимулировать и закреплять новый навык. Какие нужны игрушки для этого? Можно использовать уже полюбившиеся малышу – класть их справа и слева от него, чтобы кроха переворачивался и брал предмет.
Часто в этом возрасте начинают резаться зубки и появляется потребность постоянно держать что-то во рту. Облегчить дискомфорт помогут «жевательные» игрушки:
- прорезыватели, грызунки – изделия разной формы из резины или с водой внутри (их можно охлаждать в холодильнике), которые можно жевать деснами;
- погремушка-прорезыватель – пластмассовая погремушка с прямой ручкой в виде цветка, который можно держать, греметь им, жевать резиновые лепестки, играть с шуршащими элементами.
С чем играть детям от 6 месяцев до года?
В полугодовалом возрасте многие детки пытаются садиться из положения на четвереньках, активно переворачиваются во все стороны и способны увлекаться одной игрушкой подолгу. Сейчас можно давать младенцу более сложные игрушки. Хорошее время познакомить малыша с деревянными изделиями – они долговечны, приятны на ощупь и даже пахнут деревом, а вероятность ударить такой игрушкой самого себя гораздо меньше, чем в трехмесячном возрасте.
Игрушки, которые можно давать детям от 6 месяцев до года:
- пирамидка – пусть ребенок разбирает ее, пытается нанизывать кольца на стержень в любом порядке, рассматривает разноцветные колечки, держит в руках, стучит ими, разбрасывает;
- кубики с картинками или буквами – их можно трогать, ставить друг на друга, рассматривать разноцветные картинки, буквы на гранях;
- мячики – разных размеров, цветов, с пупырышками или без, малыш может их катать, бросать, перекладывать из руки в руку;
- строительный набор – комплект деревянных, пластмассовых или поролоновых кубиков, конусов, цилиндров, брусков, арок;
- двигающиеся игрушки – заводные или на батарейках;
- юла – обычная металлическая или с прозрачным куполом, внутри которого, например, карусель с лошадками;
- развивающие книжки – покупные или ручной работы, с множеством деталей, которые можно пощупать, покрутить, открыть;
- логические лабиринты из дерева или пластика;
- бизиборд – доска со всевозможными кнопочками, крючками, выключателями, колокольчиками;
- игрушки для купания – пластиковые, резиновые, заводные или работающие от батареек;
- ходунки-каталка – это панель с развивающими элементами, которую ближе к году малыш может толкать перед собой и делать первые шаги;
- конструктор с крупными деталями – пусть малыш учится разъединять их;
- ведерко или коробка – ребенок учится складывать в емкость мелкие предметы.
Наглядная таблица навыков ребенка от рождения до года
На полках магазинов бесчисленное множество товаров, и здесь упомянуты лишь некоторые из них. Главное в выборе игрушки — ориентироваться на цели, то есть навыки, которые надо развивать у детей грудного возраста. Ниже приводится сводная таблица умений ребенка от рождения и до года, которые можно развивать с помощью игрушек:
Возраст, мес. | Органы чувств и навыки малыша | Игрушки, которые способствуют развитию навыка |
0-3 | Фокусирует взгляд на неподвижном предмете, следит глазами за двигающимся предметом, разглядывает крупные детали,поворачивает голову в сторону источника звука, различает отдельные звуки | МобильБортик-книжкаПогремушки(в том числе мягкие и музыкальные) |
3-6 | Хватает предметы ручками, поворачивается на бок и пытается схватить игрушку рукой,переворачивается со спины на живот и обратно,пытается присаживаться, перекладывает предметы из руки в руку | Развивающий коврикРазвивающая дуга с погремушкамиЭлектронное пианиноНеваляшкаПрорезыватель |
6-9 | Пытается сидеть, ползать, стоять у опоры,развивает мелкую моторику – учится «пинцетному захвату» двумя пальчиками, перебирает игрушки, открывает-закрывает предметы с крышками, складывает одни предметы в другие | ПирамидкаКубикиМячикиНабор блоков для строительстваДвигающиеся игрушкиЮлаЛогические лабиринтыРазвивающие книжкиБизибордИгрушки для купанияКонструктор |
9-12 | Пытается делать первые шаги,изучает внешний вид и звуки животных,осваивает ролевые действия с предметами (уложить спать, покормить куклу, насыпать песок в самосвал),катает мяч,различает понятия «большой – маленький»,знает названия многих предметов в доме | Набор стаканчиков разного размера Матрешки, Мячи, Куклы, машинки, Сортеры, Ходунки-каталка |
Уход за детскими игрушками
Уход за игрушками для детей до года предполагает обработку их от видимых загрязнений. Нет необходимости кипятить игрушки и создавать в доме больничную стерильность.
Итак, как мыть и чем обрабатывать игрушки для малышей?
- Пластмассовые погремушки достаточно помыть в теплой мыльной воде, хорошо сполоснуть под струей проточной воды, после чего вытереть насухо или просушить.
- Резиновые игрушки, прорезыватели можно мыть с мылом или порошком, тереть щеткой, но с особой тщательностью ополаскивать, так как малыш тянет эти предметы в рот.
- Деревянные предметы нужно протирать влажной тряпочкой или ополаскивать под краном, но избегать длительного контакта с водой, так как дерево может разбухнуть и потерять исходные пропорции.
- Плюшевые изделия без динамика и батареек можно стирать в стиральной машине обычным стиральным порошком по мере загрязнения, затем просушить на балконе.
- Более сложные мягкие игрушки (с электронным модулем) стирать нельзя, их либо чистят пеной для ковров (но тут есть опасность аллергической реакции), либо предварительно распарывают, извлекают модуль, «оболочку» стирают, а затем просушивают и собирают заново.
- Электронные пианино, развивающие панели можно протирать влажной тряпочкой или влажными салфетками.
Все дети развиваются по-разному, но природой заложено стремление ребенка не стоять на месте и постоянно учиться новому. Игрушки, правильно подобранные в соответствии с возрастом и потребностями малыша, помогают развивать органы чувств, тренировать физические навыки и создают приятную среду для общения младенца с родителями.
Ольга Шумская
Главный редактор проекта “Развивашка Онлайн” по раннему развитию детей
Об эксперте
Ольга активная мама, увлеченная развитием ребенка. Автор курса по развивающему уходу и развивающих игр, карточек, автор и редактор статей по раннему развитию и особенностям нейропсихологии ребенка.
@razvivaem_zanimaem
Поделитесь записью в социальных сетях!
Источник
Сегодня новоиспеченной, да порой и опытной, маме сложно разобраться в огромном ассортименте развивающих игрушек для малышей. Я попробую дать небольшой обзор, чтобы облегчить выбор. На самом деле, если у родителей богатая фантазия, и они могут придумать развивающие игры из подручных средств, то не стоит тратить уйму денег на специальные игрушки. Но, как показывает практика, так получается не у всех. Тем более, по мнению нейропсихологов хотя бы минимальный набор развивающих игрушек обязательно нужен в семье, где есть малыш. Они отлично обогащают сенсорный опыт и помогают развить основные психические функции.
Сегодня не буду говорить о главном – что развивающие игрушки и мелкая моторика – это всего лишь малая часть общего развития. В основном, конечно, ребенка развивает движение и общение со взрослым. Делаю такую пометку на всякий случай, вдруг остались еще родители, которые верят в то, что развивающие игрушки имеют огромное значение в жизни ребенка.
Также хочу отметить то, что развивающие игрушки и игрушки, с помощью которых ребёнок может занять себя сам-это разные вещи. Когда мы приобретаем новую полезную игру, мама должна сразу понимать, что в неё нужно играть в месте с малышом и стараться не допускать угасания интереса. Угасание интереса -это когда ребёнок начинает кидаться кубиками и прочими составляющими игры. В этот момент нужно переключить его внимание на какую-то новую игру, и постараться забрать предыдущее пособие.
Развивающие игрушки малышам до года:
Этот раздел заслуживает отдельной статьи, я хочу остановиться лишь на нескольких моментах.
До года почти все игрушки можно сделать своими руками. Что касается музыкальных игрушек, мобилей-это не развивающие игрушки, это помощники мамы.
Для развития подходят ленты, с помощью которых ребёнок учится захватывать предмет, и любые небольшие предметы- игрушки, погремушки, кубики, различные на ощупь. То есть, нужно предлагать малышу трогать совершенно разные поверхности, тем самым, развивать сенсорные ощущения.
пример тактильных шариков
К году можно начинать предлагать разные варианты игр-кольцеброс, пирамидки, кубики, мячи, пирамидки-формочки, сортеры.
Я пока ещё не встречала ребёнка, который не любил бы сортеры и различные сортировки. Их тоже можно делать своими руками. Например, кидать в пластиковую бутылку различные предметы (крышки, пуговицы). Отверстия выбирать по возрасту ребёнка-чем малыш младше, тем больше отверстие.
Для примера – сортер для годовалого ребенка
Самодельных игрушек можно придумать очень много, но сегодня я все-таки остановлюсь на готовых игрушках.
Игрушки от года до трёх:
1. Сортеры. Продолжаем сортировать предметы – по форме, по цвету и т.д.
2. Различные виды пирамидок. Сначала малыш просто учится надевать кольца и соотносить предметы по величине. Затем собирать пирамидку без ошибок. Параллельно можно учить цвета и формы.
Пример сложной пирамидки, можно использовать несколько лет, просто видоизменять задания по сложности
3. Кубики и другие фигуры (шары, конусы). На самом деле, изучение ребенком форм и фигур – достаточно сложный процесс для мозга, так как он его не просто видит и запоминает зрительно, а еще осязает. Да и с кубиками можно придумать массу игр.
4. Рамки-вкладыши. Игры на определение контура. Эти игры отлично развивают внимание. Можно начинать предлагать малышам от года. Но я заметила, что интерес просыпается у многих к 1,4-1,6 г.
рамки-вкладыши
более сложный вариант. для детей постарше
Определение картинки по тени. Малыши в 1,5-1,8 уже могут справиться с задачей.
5. Пазлы
Конечно, после рамок логично упомянуть пазлы. Начинать использовать пазлы нужно с самых простых – половинок.
Затем переходим именно к пазлам, из двух – четырех деталей.
Я думаю, что тут не стоит экономить, если использовать некачественный картон, то малышу будет сложнее соединить детали, на этом интерес может угаснуть. Например, как случилось у моего сына с этими “букашками” на картинке. А вот когда я предложила ему пазлы фирмы Larsen, они более плотные и приятные на ощупь, плюс есть опора на форму, то я “не могла оторвать” ребенка от игры.
Можно попробовать поискать и другие фирмы, но я пока не встречала аналогов.
Опора на форму-это небольшая вырубка на картоне. Ребёнок соотносит пазл не с картинкой (это ещё тяжело), а с контуром.
Вот эти пазлы Ларсен
6. Конструкторы.
Думаю, в описании пользы не нуждаются – конструирование – тоже сложный процесс для мозга, плюс развивается фантазия. Самые популярные фирмы – Mega bloks, Lego duplo, Полесье. У моего ребенка интерес к ним проснулся только после двух лет.
7. Развивающие игры известных авторов методик раннего развития. Плюс в том, что хорошо развиваются творческие способности, ну и, конечно, внимание, память.
Например, игры Никитиных:
“Сложи квадрат”, “Сложи узор”.
Мне они нравятся еще и тем, что практически не ограничены по возрасту. Купив такую игру для двухлетки, в нее можно продолжать играть в начальной школе.
Сложи узор
Сложи квадрат. На рисунке представлены оригинальные игры от ИП Никитина (сына Бориса Никитина). Есть более дешевые аналоги, например, от фирмы Корвет.
Если идти дальше по именным развивающими игрушкам и бестселлерам, то отлично для этого возраста подходят доски Сегена, блоки Дьенеша.
8. Мозаики. Любые.
К двум годам можно предлагать классические, с мелкими деталями, но под присмотром мамы и до потери интереса (чтобы не раскидывал). Тоже сначала учимся работать пальчиками, развиваем тонкую моторику, после трех – креативим и создаем узоры.
9. Шнуровки.
Желательно с жестким наконечником на веревке. Можно предлагать с года – полутора.
шнуровка
10. Первые настольные игры:
Лото, пирамидки, которые нужно собирать по образцу, домино.
11. Ручной балансир (После 2-2,5 лет).
Супер-игра для укрепления навыков координировать движения.
ручной балансир
12. Пальчиковый театр или игрушки для постановки сказки.
Отнесу их к категории развивающих игрушек. Хотя развивает, в основном, мама посредством постановки сказки. Но польза от этого занятия превосходная – вы не заметите, как ребенок с удовольствием начнет повторять за вами реплики героев “Колобка” или “Курочки Рябы”. Плюс к развитию речи, ребенок запоминает последовательность появления персонажей, это очень важно.
На всякий случай поясню – это только один вид игрушек, есть еще много других игрушек, которые тоже развивают (мячи, предметы для сюжетно-ролевой игры и т.п.). Здесь просто те, которые обычно лежат на полках магазинов в пометкой “развивающие”.
Теперь о том, какие игрушки ребёнка практически не развивают –
игры с громкой музыкой, детские планшеты, движущиеся игрушки. В каком-то смысле они удобны, так как могут занять ребёнка на какое-то время. Музыка и озвучка там обычно не очень хорошего качества, реплики- не сравнятся с речью живого человека и живой артикуляцией. Плюс ко всему, ребенок, занятый “умной игрушкой” по типу планшета, остается на долгое время обездвиженным, она его как бы «зомбирует», что, собственно, противоречит нормальному развитию. Ну и самое главное, перед ребёнком не стоит задача, которую он может сконцентрированно решить. Лучше, чтобы никакая громкая музыка или электронные голоса его не отвлекали.
Если ребёнок развивается в норме, то ему такие игрушки особо не повредят, ровно как и мультики, но если вы замечаете задержку в развитии, то лучше их убрать, и делать акцент на правильные, с точки зрения детской психологии и физиологии, занятия.
Примеры НЕ развивающей, а отвлекающей игрушки:
Статья по теме – основные категории книг для малышей от 0 до трех лет
Источник