Игрушка в развитии ребенка курсовая работа
Пример готовой курсовой работы по предмету: Педагогика
Содержание
Введение 3
1.Характеристика игрушки, ее значение в формировании личности ребенка.6
2.История создания игрушки.11
3.Виды игрушек педагогические требования к ним.18
4.Анализ организации игровой среды и ее соответствие педагогическим требованиям.28
5.Изучение и анализ воспитательных возможностей игрушки в процессе использования на занятиях и в самостоятельной деятельности.29
Заключение 37
Список используемой литературы.42
Выдержка из текста
Введение
Игра как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребенка, она способствует освоению им опыта человеческой деятельности. Игрушка в данном случае выступает в качестве своеобразного эталона тех предметов, узнать назначение которых и освоить различные действия, с которыми надлежит ребенку.
Игрушка важна для развития личности ребенка. Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что игрушка всегда была действенным средством развития психики и широко использовалась в народной педагогике для социального воспитания и приобщения ребенка к жизни взрослых.
Так, исследования Коссаковской Е. А. по вопросам игры и игрушки, основанные на изучении опыта организации игровой деятельности детей в условиях общественного воспитания и в семье, показал, что не может быть одинакового для всех возрастов подхода к созданию и отбору игрушек, а обязательно должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности.
Менджерицкая Д. В., известный педагог в области изучения игрушки, считала, что игрушка помогает воспитанию у детей интереса к труду, способствует формированию пытливости, любознательности. Давая детям представления о людях разных профессий, разных национальностей, она в тоже время может помочь воспитанию чувства симпатии, уважения к ним.
Игрушка неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Ее специально создает взрослый в воспитательных целях, чтоб подготовить малыша к вхождению в общественные отношения. Как говорила известный психолог Урунтаева Г. А., что главная задача взрослых состоит в том, чтобы научить ребенка действовать с игрушками. Для этого педагогу надо знать, как использовать игрушку в качестве средства психолого-педагогической работы. А для этого он должен понимать, какая роль отведена игрушке в процессе социализации детей, какое влияние она оказывает на развитие психики, особенностей личности и поведения ребенка.
Ответить на все эти вопросы невозможно, не рассмотрев историю возникновения игрушки, ее назначение, а также современные подходы к классификации игрушки, психолого-педагогические и гигиенические требования к ней.
Проблема значения игрушки в жизни ребенка весьма актуальна, особенно в начале
2. века, когда у современного ребенка появляются совершенно новые интересы, связанные с внедрением в наш повседневный быт электронной техники, компьютеров; появлению на прилавках российских магазинов игрушек, которые не отвечают порой санитарно-гигиеническим требованиям, а иногда и педагогическим (спорный вопрос о воспитательной роли куклы «Барби» отечественных и зарубежных психологов).
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты, полученные в ходе исследования, могут быть применены для подбора игрушек в группы детского сада и оформления игровой комнаты, а также для планирования работы воспитателя в режимные моменты свободной игровой деятельности детей.
Цель курсовой работы: изучить возможности использования игрушки в воспитании детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: приоритеты выбора и использование игрушки детьми дошкольного возраста.
Объект исследования: использование игрушки в свободной игровой деятельности.
Респонденты: в эксперименте участвовали дети дошкольного возраста от
4. до 5,2 лет средней группы № 3 ДОУ №*** г.***** . Всего
1. детей.
Гипотеза: дети дошкольного возраста выбирают игрушку в соответствии с возрастом, полом и собственными личными интересами.
Для достижения цели и проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи:
Задачи:
1.Изучить и проанализировать педагогическую, психологическую медицинскую и научно-популярную литературу по теме исследования.
2.Теоретически классифицировать виды игрушек и педагогические требования к ним.
3.Проанализировать организацию игровой среды для детей дошкольного возраста средней группы и возможности использования игрушек в свободной игровой деятельности.
4.Провести констатирующий эксперимент по выявлению приоритета в выборе игрушек детьми.
5. Проанализировать полученные результаты, сделать выводы.
Методы исследования:
- теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме;
- проанализировать игровую в средней группе и соответствие ее с педагогическими требованиями;
- наблюдение за свободной игровой деятельностью детей;
- количественный и качественный анализ результатов исследования.
Методологическую основу работы составили: исследования Л. Павловой, мы использовали статью «Какие игрушки предпочитают малыши?»/Дошкольное воспитание, 98 № 12, с. 86-89 и статью Хризман Т.П., Еремеева В.Д. в книге Мальчики и девочки: два разных мира. Нейропсихологи — учителям, воспитателям, родителям, школьнм психологам. — СПб., 1998.
1.Характеристика игрушки, ее значение в формировании личности ребенка.
Исходя из положения А.Н. Леонтьева о существовании ведущего вида деятельности в каждом периоде онтогенеза, рассмотрим взаимосвязь характера ведущей деятельности, особенностей игрушки и ее влияния на развитие психики ребенка.
С первых дней жизни ребенок знакомится с игрушкой. Самые первые игрушки малышей — погремушки. Действия с погремушкой обычно подкрепляются словами, мимикой родителей, которые разговаривают с малышом, называют его ласково по имени, улыбаются. Так с помощью погремушки взрослый общается с младенцем.
В первом полугодии жизни ребенка ведущим видом деятельности является непосредственно-эмоциональное, или ситуативно-личностное, общение со взрослым, в процессе которого происходит интенсивное развитие личности и всех психических процессов ребенка. С точки зрения М.Б. Бениаминовой, игрушки для детей этого возраста должны быть яркими, привлекающими внимание ребенка, и вместе с тем удобными и безопасными. Как правило, ребенок в качестве своих первых игрушек получает подвески, которые будут привлекать внимание малыша, заставят поворачивать к ним голову, затем тянуться рукой.
На 3-4 месяце жизни начинается развитие хватания, проявляющееся в попытке удержать предмет, который взрослый вкладывает в руку ребенка. Поэтому следующей игрушкой ребенка являются погремушки различного вида, обязательным требованием к которым является размер и форма, удобные для удержания в руке ребенка.
Во втором полугодии первого года жизни возникает новая, манипулятивная деятельность малыша, которая выдвигается на положение ведущей. Первые манипуляции очень просты: ребенок схватывает предмет, затем подержав его некоторое время, выпускает и т.д. Для того чтобы побуждать ребенка к более сложным манипуляциям (размахиванию, толканию, сжиманию предмета) взрослый должен предоставить ему мягкие резиновые игрушки, издающие писк при сжатии, погремушки, воспроизводящие различные звуки, а также игрушки, меняющие положение и перекатывающиеся при несильном толкании (резиновый мячик, неваляшки, пластмассовые шары и т.п.).
Когда малыш начнет ползать, к уже имеющимся игрушкам следует прибавить ктающиеся игрушки со встроенным музыкальным прибором, который при движении издавал бы мелодичные звуки (за такой игрушкой интереснее ползать).
В период раннего детства осуществляется переход к предметной деятельности, которая становится ведущим видом деятельности на протяжении всего периода. Как указывает Е.А.Аркин, усвоение предметной деятельности ребенком происходит через развитие соотносящих, т.е. приводящих два или несколько предметов (или их частей) в определенные пространственные соотношения (например, складывание пирамидки из колец, закрывание коробок крышками), и орудийных действия, т.е. действий, в которых один предмет — орудие — употребляется для воздействия на другие предметы (например, ложка, чашка, савок, игрушечные молоток, пила и др.).
Следовательно, в этом возрасте у ребенка обязательно должны быть так называемые дидактические игрушки разного вида (матрешки, пирамидки, игрушки-вкладыши и т.п.) и игрушки — копии реальных предметов (посуда, ведерко, савочек, лопатка, лейка и др.).
Внутри предметной деятельности ребенка раннего возраста начинают зарождаться другие виды деятельности, такие как игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование).
Содержание начальных игр очень простое: ребенок кормит куклу или животное, укладывает их спать. Дети этого возраста пока только воспроизводят действия с предметами, которые показал им взрослый (подносят чашку ко рту куклы, кладут медвежонка и похлопывают по нему).
Поэтому у ребенка должны быть куклы, мягкие игрушки, изображающие различных животных, с которыми ребенок сможет выполнять различные действия: брать на руки, сажать в коляску, укладывать спать и т.п.
В среднем дошкольном возрасте ребенок в игре начинает отражать отношения между людьми. Этот же процесс продолжается и в старшем дошкольном возрасте, но акцент смещается на строгое выполнение правил, вытекающим из взятой на себя роли, каждым участником игры. Е Гаспарова считает, что для творческой игры детей этих возрастных групп нужны такие игрушки, которые позволят им отобразить в игре содержание труда взрослых, общественных явлений, доступных их пониманию. Например, для капитана важно иметь подзорную трубу, фуражку с «крабом», врачу халат, шприц и т.п.
Список использованной литературы
Список используемой литературы.
1.Абраменкова В. Во что играют наши дети?// Воспитание школьников.-1998.-№ 4.-С.33-34.
2.Алексютина Н., Бондарев М. Современная игрушка: колобок против киборга // Учительская газета.-2000.-№ 16/17(25 апр.).
- С. 8-9.
3.Аркин Е. А. Из истории игрушки // Дошкольное воспитание, 1995, № 3. с 8-15.
4.Аркин Е. А. Ребенок в дошкольные годы / под ред. Запорожца А. В. и Давыдова В. В. М.:Просвещение, 1967. 315 с.
5.Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании.-М., 2001.- 356 С..
6.Бениаминова М. В. Воспитание детей. М.: Медицина, 1981, — 311 с.
7.Гаспарова Е. Ведущая деятельность дошкольного возраста// Дошкольное воспитание. -1987. — № 7- С.45-50.
8.Гигиена детей и подростков/ Под ред. В.Н. Кардаменко, Е.П. Стромской, Л.П. Кондаковой. — М.,1998.- 485 с.
9.Горностаева Л. Игрушки в детском саду // Дошкольное воспитание, 1973, № 2. 20-24 с.
10.Джшютт Х.Дэж. Групповая психотерапия с детьми. Теория и практика игровой терапии. -М., 2001. — 500 С.
11.Зворыгина Е. В. Первые сюжетные игры малышей: Пособие для воспитателей детского сада. М.: Просвещение, 1988. 85 с.
12.Игрушка в жизни ребенка / под ред. Коссаковской Е. А. М.: Просвещение, 1980. 464 с.
13.Игрушки и пособия для детского сада / под ред. Изгаршевой В. М. М.: Просвещение, 1987. 280 с.
14.Краснобаева Н. Куклотерапия для Наташи // Социальная защита. — Прил. «Социономия». — 2002 — № 2. — С.16-20.
15.Леонтьев А. Я. Психологические основы дошкольной игры// Избранные. психологические произведения: В 2-х т. — М., 1983. — Т.1. — 520 С.
16.Локуциевская Г. Техническая игрушка // Дошкольное воспитание, 1972. № 5. 18-23 с.
17.Локшин А. Игрушки древнего мира // Дошкольное воспитание, 1976, № 3. 15-18 с.
18.Лосева В.К., Луньков А.И. Психосексуальное развитие ребенка. — М.,1995.-330 с.
19.Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. — М.,1998.- 368 с.
20.Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя детского сада / под ред. Марковой Т. А. М.: Просвещение, 1982. 275 с.
21.Менджерицкая Д. В. Флёрина. Об игре и игрушке // Дошкольное воспитание, 1969, № 3. 15-24.
22.Михайленко Н., Короткова Н. Взаимодействие взрослого с детьми в игре//Дошкольное воспитание. — 1993. — № 3. С. 15-18.
23.Мухина В.С. Дети и куклы: таинство взаимодействия // Народное образование. — 1997 — № 5. — С. 28-33.
24.Мухина В. С. Игрушка как средство психического развития ребенка // Вопросы психологии, 1988, № 2. 123-128 с.
25.Павлова Л. Какие игрушки предпочитают малыши?//Дошкольное воспитание,-1998 № 12, с. 86-89
26.Педагогические требования к игрушкам. С.Л.Новоселова, Г.Г.Локуциевская, Е.ВА.Зворыгина, Н.А. Реукцкая.//Игра дошкольника/Л.А. Абрамян, Т.В.Антонова, Л.В.Артемова и др.; Под ред. С.Л.Новоселовой.-М.:Просвещение, 1989.-286 с.
27.Смирнова И.А., Артемьева Т.В., Иванова В.М., Оганджаянц Р.Н. Использование дидактической куклы в логопедической работе. // Дефектология. 1994. № 3.
28.Смирнова Е.О. Как играть с матрешкой // Психологическая наука и образование.-1997 — № 4. — С.80-82.
29.Стеркина Р.Б. Порядок проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек // Дошкольное воспитание.-1995.-№ 9. — С.2-6.
30.Урунтаева Г. А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. М.: Академия, 1996.- 205 С.
31.Урунтаева Г. А. Роль игрушки в психическом развитии ребенка. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений. 2-е изд. М.: Академия, 1997. 347 с.
32.Флерина Е.А. Игра и игрушка: пособие для воспитателя детского сада. — М.: Просвещение, 1973.-180 с.
33.Хризман Т.П., Еремеева В.Д. Мальчики и девочки: два разных мира. Нейропсихологи — учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. — СПб., 1998.- 400 с.
34.Эльконин Д.Б. Психология игры. 2-е изд. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. 370 С..
35.https://www. pedlib.ru/katalogy/katalog. Педагогическая библиотека.
Источник
Содержание
Введение.
1. Что такое игрушка? История игрушки.
2. Значение игрушки в психическом развитии ребенка дошкольного возраста.
3. Основные психолого-педагогические требования к игрушке.
Заключение.
Список использованной литературы.
Введение
Из множества вещей, окружающих ребенка, для него важнее всего игрушка. Именно в ней отражаются впечатления о мире, имеющие большое влияние на дальнейшую жизнь ребенка, его характер.
Игрушка – одно из важных средств воспитания и обучения. Она должна развивать познавательные способности, воображение; помогать освоиться в мире взрослых; формировать у ребенка любовь к труду, любознательность, наблюдательность, воспитывать художественный вкус ребенка, побуждать его к творчеству.
У игрушки много сторон – педагогическая, эстетическая, нравственная, производственная, экономическая, культурная, социальная, психологическая и т.д. Все это разные стороны таких, казалось бы, простых предметов, но так ли просты они? Во многом ко всему, что касается детства, у нас, взрослых отношение часто несерьёзное. Взрослые, может быть, и не задумываются какие игрушки они покупают, какие дарят детям, какие игрушки приносят в детский сад.
Для ребёнка игрушка – неотъемлемая часть его жизни и поэтому требует к себе самого серьезного внимания!
Цель исследования – показать значение игрушки в психическом развитии ребенка.
Задачи исследования:
– определить понятие игрушки, осветить ее историю;
– охарактеризовать значение игрушки в психическом развитии ребенка дошкольного возраста;
– описать основные психолого-педагогические требования к игрушке.
Методы исследования – анализ научно-теоретической литературы по проблеме исследования, сравнительный анализ, синтез результатов исследования.
1. Что такое игрушка? История игрушки
Игрушки – специально изготовленные предметы, предназначенные для игр, обеспечения игровой деятельности детей и взрослых. Главной особенностью игрушки является то, что в ней в обобщенном виде представлены типичные черты, свойства предмета.
Игрушка, по образному выражению А. С. Макаренко, – «материальная основа» игры, она необходима для развития игровой деятельности. К. Д. Ушинский одним из первых обратил внимание на то, что игрушка – это своеобразная школа воспитания чувств ребенка. Новая игрушка не сразу завоевывает сердце ребенка. Все зависит от тех игр, жизненных ситуаций, в которые малыш включит ее в качестве партнера. Любимые игрушки учат ребенка доброте, сопереживанию [1].
Смысл народной игрушки – развить, занять, повеселить, порадовать ребенка. Первые игрушки вешали над зыбкой. Это были колокольчики, подвески с шумом, пестрые лоскуты, трещотки.
На ранних этапах первобытнообщинного строя игрушки отсутствовали. Это было связанно с примитивными средствами и формами труда, которые позволяли детям принимать участие в несложной работе взрослых: собирать пригодные для еды растения, корни, ловить рыбу, охотиться на мелких зверей и птиц, заниматься земледелием. С переходом к более высоким формам производства, разделением труда изменился и характер участия детей в разных его видах. Встала задача, как можно раньше научить детей владеть сложными орудиями труда, чтобы приобщить их к более важным видам деятельности. Для этого создавалась уменьшенная копия орудия труда. С их помощью дети упражнялись в условиях, приближённых к реальной жизни. Но уменьшенные копии не могли выполнять функции по назначению в полном объёме. Именно в этот период и стали появляться игрушки.
Игрушка только внешне отражала предметы быта. На протяжении тысячелетий игрушка менялась. Изменение прежде всего касалось производства: от кустарной к промышленной. Развитие науки и техники влияет на технологию создания игрушек. Появлялись более сложные орудия труда, техника, краски и материалы. Под влиянием господствующей идеологии изменялось содержание образов (в начале века – куклы барыни, служанки, монахи, ангелы, городовые, цари; позже – мальчиши – кибальчиши, куклы – красноармейцы, пионеры). Под влиянием социальной политики общества и научно – технического прогресса меняется ассортимент игрушек и их качество. Об этом свидетельствует появление в наше время компьютерных игрушек, игрушек на космическую тематику, куклы Барби. На протяжении столетий менялись функции игрушек (когда-то для отпугивания злых духов, как защитники рода, символ благополучия и урожайности) [2].
XVI-XVII вв. В этот период получили развитие народная деревянная и гончарная игрушки.
Промышленное производство игрушек началось в немецком городе Нюрнберге в XIX в. Здесь в 1880 г. стали применять штамповку при изготовлении игрушек, что дало возможность выпускать массовую дешевую продукцию.
Со времен Ф. Фребеля большое внимание стали уделять строительным материалам для детских игр. Их выпускалось очень много – разнообразных размеров, конструкций. В 1901 г. в Великобритании создали первый металлический конструктор.
Вообще, игрушкой может стать все что угодно. Свойство быть игрушкой не привязано жёстко к внешне материальным признакам того или иного предмета. Его попадание в класс «игрушек» обусловлено отношением к нему играющего человека. Именно человек превращает предмет в истинную игрушку в процессе игры с ним.
Роль истинной игрушки может получить любой предмет, если он:
– привлекателен – вызывает желание общаться с предметом, смотреть на него манипулировать им;
– доступен для овладения – определяется возможностями играющего встроить этот объект в своё жизненное пространство;
– не воспринимается в данный момент как «серьезная вещь» – то есть на него не распространяется общепринятые правила обращения с «серьёзными» предметами.
– Удовлетворяет возрастные потребности развития ребёнка;
– Способен стать символическим объектом для личностных проекций – когда возможен перенос своих переживаний, чувств, мыслей и поступков на свою игрушку как осознанно, так и на подсознательном уровне [3].
Слово «игрушка» – для многих служит синонимом безделушки, забавы. В то время как это особый предмет, имеющий огромную власть, обладающий способностью обучать. И от того как мы относимся к выбору игрушек для своего ребёнка, умеем ли правильно организовать игру, направить его действия, развернуть сюжет зависит будущее наших детей.
2. Значение игрушки в психическом развитии ребенка дошкольного возраста
Значение игр и игрушек для развития ребенка в дошкольном возрасте часто недооценивается даже педагогами. Большинство родителей не понимают, насколько важны правильно подобранные игрушки для формирования личности ребенка.
Как и в какие игры должен играть ребенок? Информацию об этом родители получают в основном из рекламы, которая отражает интересы фирм-производителей, далеко не всегда совпадающие с интересами ребенка.
Отсутствие общей и правовой культуры в формировании игровой среды ребенка в России приводит к агрессивному наступлению на наш рынок игровой продукции как с Запада, так и с Востока [4].
В дошкольном возрасте есть сензитивные периоды развития способностей ребенка, когда правильный подбор развивающих игр и игра в них с ребенком определяют очень многое. Вместо учета особенностей психофизического развития детей, особенно дошкольников, развитие рынка игрушек происходит по привнесенным извне тенденциям. Выделим две из них.
Дешевизна в сочетании с крикливой яркостью и шумностью – визитная карточка игрушечных фирм из Юго-Восточной Азии. Гораздо более дорогие натуралистичные модели людей, животных, машин, самолетов, героев мультфильмов и кинофильмов (всего, что окружает в повседневной жизни) – продукция западных фирм. Современные западные игрушки все чаще и дальше уходят от детской игры в сторону потребительства и механического использования заложенных производителем операций. Ребенку кажется, что он манипулирует игрушкой, а на самом деле сама игрушка навязывает ему определенные действия, вырабатывая эмоциональную зависимость маленького человека от электронного устройства.
Главные качества детской игрушки: свобода действий, эмоциональная насыщенность, творческая активность, изобретательность – при этом совершенно не требуются и не развиваются.
Очевидность проблемы ясно выражена и актуальность поиска решения данного вопроса бесспорна. Стоит ли задуматься, как и чем играют наши дети и попытаться разобраться в данном вопросе – решать Вам.
Игрушка является неизменным спутником ребенка с первых дней его появления на свет. Это не только радость и забава, призванная увлекать кроху, но и великолепный воспитатель, подготавливающий ребенка к жизни в обществе и выступающий в качестве средства его психического развития [5].
Первыми игрушками, которые входят в жизнь новорожденного, являются погремушки. Происходит это прежде всего потому, что на первом месяце жизни у крохи формируются слуховые реакции. Родители привлекают внимание малыша разговором, мимикой и поглаживаниями, а погремушка способна поддерживать непроизвольное внимание малыша. В процессе игры погремушка в руках родителей становится привлекательной и сама по себе. А к пяти месяцам, когда у ребенка сформируется зрительно-двигательная координация и разовьется реакция хватания, он с удовольствием берет и трясет погремушку, вслушиваясь в звуки и сосредотачивая взгляд на игрушке. В итоге таких манипуляций к концу года жизни в мозге ребенка устанавливаются первые причинно-следственные связи – если потрясти погремушку, она создаст звук.
Музыкальные игрушки привлекают внимание малыша на протяжении всего дошкольного периода. Он с радостью играет с детскими гармошками, барабанами и колокольчиками, причем, ребенка привлекают уже не звуки как таковые, а различные мелодии, которые он пытается извлекать, а затем и включает их в свои сюжетно-ролевые игры. Малыш подстраивает свои движения под музыкальный ритм, совершенствуя тем самым свой музыкальный слух и чувство ритма.
На втором году жизни малыш знакомится с дидактическими игрушками. Они созданы по принципу автодидактизма, а значит, заключают в себе способ использования. Это примитивные сборные и разборные игрушки, предметы для нанизывания. Задача взрослых показать крохе способ их действия и объяснить, как можно получить результат. Зачастую, это сборка различных фрагментов игрушки в соответствии с величиной, формой и цветом. Малыш осваивает сенсорные эталоны и учится самостоятельности, пробуя своими усилиями достичь результата. Регулярно играя с игрушкой действия малыша приобретают целенаправленность и результативность [6].
Для развития ребенку дошкольного возраста необходимы и образные игрушки, которые участвуют в психическом развитии малыша. Они дают ребенку положительные эмоции и приятные переживания. К ним относятся любимые всеми машинки и солдатики и куклы. Такие игрушки позволяют крохам включаться в разнообразные виды игр: строительные, сюжетные, режиссерские или дидактические. Показательна в этом случае игра с куклой.
Играя с куклой ребенок наделяет ее мыслями и чувствами. Игрушка в его руках оживает и выполняет все, что он хочет. Сам же ребенок постоянно заботится о кукле, воспитывает, кормит укладывает спать и передает ей знания, то есть выполняет все те функции, которые выполняет взрослый человек по отношению к своему ребенку. В процессе игры малыш оценивает поведение куклы, передает ей свой нравственный и эмоциональный опыт, осознавая и закрепляя его тем самым. С игрушкой ребенок имеет возможность смоделировать и проиграть все формы поведения. Именно в этом игровом процессе и складываются моральные оценки, появляется нравственная и эмоциональная идентификация, развивается гамма эмоциональных переживаний, а значит, у ребенка формируются нравственные качества.
Образные игрушки помогают усвоению половой роли, ведь на третьем году жизни мальчишкам становятся более интересны солдатики, пистолеты и машинки, а девочкам – куклы. Однако как тем, так и другим нравятся мягкие пушистые игрушки. Особенно ребятишки любят мягких мишек, котиков и собачек, ведь они так похожи на настоящих четвероногих друзей. Эти игрушки малыши обнимают, ласкают и даже спят с ними в обнимку, и создается впечатление, что игрушка отвечает ребенку своей привязанностью.
Примерно в этот период, в районе 3-х лет, у ребенка проявляется интерес к игрушкам-орудиям. Это ведерки, лопатки, формочки и прочие предметы, являющиеся уменьшенными копиями орудий труда взрослого человека, с помощью которых у малыша развиваются предметные действия. Он учится насыпать лопаткой песок в ведерко, строить различные формочки из песка, развивая и закрепляя тем самым понимание трудовой деятельности.
Более сложные технические игрушки, такие как самолеты, танки, луноходы и машины открывают перед крохой мир техники. Такие игрушки способствуют пробуждению интереса к тому, как движется игрушка, что у нее находится внутри, почему крутится колесо и т.д. Это отличная стимуляция технического мышления, а кроме того, малыш обретает представление о деятельности взрослых [7].
Театрализованные игрушки, как на ниточках так и куклы-бибабо, то есть надеваемые на руку, подходят для того, чтобы ребенок мог участвовать в спектакле, обыгрывать действия конкретного персонажа по разученной роли или импровизировать по ходу представления. Особенно нравится детишкам играть с игрушками созданными по образу персонажей известных и любимых всеми сказок. Играя с ними у малыша формируется правильная речь, мимика и пантомимика, а также театрально-речевые способности.
Подрастая, ребенок начинает тянуться к спортивно моторным игрушкам. Он стремится научиться кататься на велосипеде, роликах и лыжах, с удовольствием играет в мяч и берет в руки ракетку для бадминтона, что помогает формированию его основных движений, учит ориентироваться в пространстве, и развивает такие волевые качества как смелость, организованность, выдержку и инициативность.
К особой группе стоит отнести игрушки-самоделки, ведь их ребенок создает сам, с определенной игровой целью. Это помогает малышам развивать фантазию, учит доводить начатое до конца, позволяет познавать свойства материала и даже формирует общественные мотивы в поведении ребенка. Например, ребенок может сделать подарок для мамочки. К тому же такие игрушки являются и способом самовыражения, ведь ребенок невероятно гордится своим творением. А так как эти игрушки многофункциональны, они особенно интересны малышам [8].
Родители должны понимать, что для ребенка важно не количество игрушек, а их разнообразие, соответствующее возрасту малыша. Задачей же родителей является знакомство ребенка с игрушкой и обучение обращению с ней.
3. Основные психолого-педагогические требования к игрушке.
Игрушка приносит максимальную пользу, если она культуросообразна и способствует принятым в обществе нормам и духовно-нравственным ценностям[9].
Игрушка вредна, если она:
– Провоцирует ребёнка на агрессию и жестокость;
– Вызывает страх или тревогу;
– Имеет грубый натурализм;
– Унижает человеческое достоинство;
– Вызывает психологическую зависимость в ущерб полноценному развитию ребенка;
– Искажает восприятие окружающей действительности.
Игрушка полезна, если она:
– Безопасна;
– Привлекательна;
– Эстетична;
– Соответствует возрастным возможностям ребёнка;
– Полифункциональна (предоставляет возможность для развития способностей ребенка: физических, духовных, нравственных и т.д.);
– Выполнена из экологически чистых материалов;
– Упакована.
Заключение.
Игрушка, как специальный предмет игры, как одно из проявлений культуры появилась в ходе исторического развития общества.
Игрушка, несмотря на свои высокие дидактические свойства и художественно – образные достоинства, сама по себе, без активного участия взрослого, не может воспитывать ребенка. Благодаря воспитанию, в частности средствами игрушек, у ребенка формируются способы действий с предметами, знание назначения этих предметов. Игрушка в этом процессе приобретает огромное педагогическое значение.
Игрушки являются неотъемлемой частью в умственном, физическом и эстетическом развитии ребёнка. Исходя из истории создания игрушек, мы понимаем, что они не возникли неожиданно. Игрушки создавались в ходе целого исторического развития, отражая быт и атмосферу того времени, в котором создавались. Так – же исходя из того, что дети – это самое главное и дорогое, что есть в нашей жизни очень хотелось бы, чтоб производители игрушек как можно качественнее относились к своей работе, ценя ту радость, что они несут детям. И чтоб они обращали внимание не только на внешность и цвет игрушки, но и на безопасность и положительное влияние игрушки на ребёнка. Потому что на втором месте после родителей у ребёнка всё-таки стоят игрушки. И с них дети тоже берут пример.
Список использованной литературы:
1.Бойко, С. Очерки по истории игрушки / С. Бойко// Домашнее воспитание. – 2001. – № 1. – С. 52.
2. Бойко, С.Очерки по истории игрушки / С. Бойко// Домашнее воспитание. – 2001. – № 1. – С. 52.
3. Игрушки: история, роль игрушки в развитии ребенка // Российская педагогическая энциклопедия : в 2 т. Т.1 : А-М / гл. ред. В. В. Давыдов. – М. : БРЭ, 1993. – С. 338.
4. Варгасова, Е. Эта опасная игрушечная жизнь / Е. Варгасова // Вечерний Новосибирск. – 2006. – № 225.
5. Лосева, В. Игрушка в развитии ребенка и игровая коррекция / В. Лосева, А. Луньков // Домашнее воспитание. – 2000. – № 1. – С. 28-31 ; № 2. – C. 118.
6. Панина, Г. Игры и игрушки наших детей / Г. Панина.
// Начальная школа : методическая газета для учителей. – 2004. – № 30-31. – С. 15.
7. Матвеева, М. Игры нежного возраста: игрушки в разные периоды детства / М. Матвеева // Здоровье. – 2006. – № 12. – С. 70.
8. Осорина, М. Психологическая концепция игрушки: какой предмет может стать игрушкой? / М. Осорина // Детсад со всех сторон. – 2004. – № 7-8. – С. 2.
9. Решетникова, О. Играют все! : психологические концепции игрушки и проблемы экспертизы игрушек / О. Решетникова // Школьный психолог : методическая газета для учителей. – 2003. – № 37-38. – С. 14.
Источник