Игрушка средство общения и психического развития ребенка

Игрушка средство общения и психического развития ребенка thumbnail

Игрушка как средство общения и психического развития ребенка.

У большинства людей детство связано с любимыми игрушками: они остаются в памяти взрослого человека как близкие друзья, как опора в огорчениях и печалях (Е. О. Смирнова).

 Игра, как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению ими опыта человеческой деятельностью. Игрушка, в данном случае, выступает в качестве своеобразного эталона тех предметов, узнать назначение которых и освоить различные действия с которыми, надлежит ребёнку. Игра, как форма организации детской жизни важна тем, что служит становлению психики ребёнка, его личности. Игра и игрушка  неотделимы  друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, иной раз, требует для развития новую игрушку. И не случайно в играх детей участвуют игрушки, купленные в магазине, но и сделанные воспитателями, родителями или самими детьми. Игрушки могут быть самыми разнообразными, но все они должны отвечать определённым педагогическим и художественно-эстетическим требованиям.

В каждом возрасте ребёнку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки: сюжетные (куклы, фигурки животных, мебель, посуда), технические (транспортные, конструкторы и т.д.), игрушки-орудия труда (молоток, отвёртка, щётка для подметания, грабли, лопатка, иным словом игрушки, имитирующие простейшие средства труда взрослых), игрушки-забавы: театральные, музыкальные. Крупногабаритные игрушки, такие как самокаты, детские автомобили, тракторы, большие легко трансформирующиеся конструкторы для строительства способствуют борьбе с гиподинамией, учат ребёнка движениям и ориентировке в пространстве.

Сидя за столом ребёнку удобнее играть маленькими игрушками, хорошо обозримыми со всех сторон. Для игр на полу нужны более крупные игрушки, соразмерные с ростом ребёнка в положении сидя и стоя. Подвижные игры во дворе требуют игрушек крупных, мелкие не годятся.

Отбор игрушек тесно связан с задачами эстетического, а также нравственного воспитания ребёнка, с его стремлением к игре коллективной, в которой всеми игрушками он пользуется совместно со всеми детьми. При отборе игрушек должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности. Не все дети имеют возможность увидеть живых зверей и птиц. Познакомиться с ними помогают книги, игрушки, телевиденье. Очень важно, чтобы в подборе игрушек способствовал формированию у ребёнка правильных представлений об окружающем. Желательно, чтобы игрушки вносил в игру взрослый. Он заинтересовывает ребёнка сюжетом совместной игры, задаёт ему вопросы, побуждает его к «общению» с новой игрушкой. «Кукла проснулась? Угости её компотом».

Игрушка для ребёнка полна смысла. Дети осуществляют игровые действия чаще всего с помощью игрушек, но их игровые действия могут быть уже обозначены и жестом и словом. Особое значение приобретают те предметы, которые в практической педагогике принято именовать атрибутами: всевозможные шапочки. Бусы, фартуки, халаты. Необходимы игрушки, отражающие специфику той или иной профессии. Для капитана не так важен корабль, как важно иметь подзорную трубу, бинокль, фуражку.

Правильное руководство игрой со стороны взрослых делает её содержательной, подлинно ведущей в дошкольном возрасте, существенно расширяет кругозор ребенка. Однако никакое обилие игрушек, позволяющее, казалось бы, развернуть самые сюжетные игры, не заменит ребёнку товарищей по игре. Вынужденная необходимость играть одному, иногда, может привести к перевозбуждению его нервной системы. Играя один, ребёнок возбуждается от обилия взятых на себя ролей. Естественно, после игры он будет излишне подвижным, раздражительным, «крикливым». Но такая же игра в коллективе сверстников не вызывает у ребёнка подобной реакции. Многие дети используют в игре не только игрушки, но и приспосабливают для этого другие предметы. Диван может стать пароходом, стулья – вагонами поезда, шишки – смешными ёжиками. Такое использование в игре предметов указывает на высокий уровень интеллекта ребёнка, развитие его фантазии. К сожалению, не все взрослые понимают это. Надо обогащать игру игрушками-самоделками, в том числе из природного, бросового материала.

Игра развивает и радует ребёнка, делает его счастливым. В игре ребёнок совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения. В игре развивается его воображение, фантазия, а, следовательно, создаётся почва для формирования инициативной, пытливой личности. Игра для ребёнка верное средство от безделья, приводящего к вялости, бесцельности поведения. Для хорошей, весёлой игры ребёнку нужна хорошая игрушка. Выбирайте её обдумано для своего ребёнка.

Источник

Игрушка как средство психического развития ребёнка.

Игрушка это не только средство подготовки ребенка к жизни, в современной ему системе общественных отношений, или предмет, служащий для забавы и развлечений, это, прежде всего необходимое средство психического развития ребенка.

В течение всего периода дошкольного детства ребенку необходимы образные игрушки, но в разные возрастные периоды они выполняют различные функции в психическом развитии малыша. Игрушка для ребенка – это инструмент познания мира и в то же время существенная часть этого самого мира, а игра – способ его познания. Мышление совсем маленького ребенка психологи называют наглядно – действенным (у взрослых, вспомним, мышление в основном понятийное). 

То есть, манипулируя доступными ему предметами (игрушками),  малыш познает мир, мыслит, развивается. И от того, что именно будет ему предложено для этих самых манипуляций, зависит, как и в каком направлении будет развиваться его мышление.

Читайте также:  4 месяца ребенку развитие рост вес фото

В дальнейшем, приблизительно после полутора лет, начинает преобладать наглядно-образное мышление. В этот период ребенку нужно погрузиться в мир образов, в самых разных формах – книги, картинки, конструкторы, сюжетные игры и т.д. Их тоже должны предоставить ребенку заинтересованные в его развитии люди. Сам ребенок еще слишком мал, чтобы внятно заявить о своих потребностях. Образные игрушки расширяют сферу применения игровых действий, помогают развивать сюжет, создавать игровые ситуации. Кукла не только участвует во всех детских играх, но выступает идеальным партнером по общению, другом, с которым можно поговорить, поделиться заботами, огорчениями, радостями. Ребёнок, в зависимости от своего настроения, наделяет куклу мыслями, чувствами: сегодня она балуется, а вчера была послушной девочкой. Кукла в руках ребенка действует так, как он этого хочет в данный момент. Он заботится о ней, воспитывает, учит, передавая ей свои знания. То есть выполняет в отношении к кукле те же функции, которые взрослый выполняет в отношении его самого. И такая позиция является еще одной причиной неизменной привлекательности для малыша игр с куклами.

Оценивая поведение куклы, ребенок передает ей свой эмоциональный и нравственный опыт, тем самым осознавая и закрепляя его.

По мнению Г.А. Урунтаевой: «Он проигрывает с ней всевозможные формы поведения и оценивает их. Возникает эмоциональная и нравственная идентификация, складываются моральные оценки, развивается гамма эмоциональных переживаний, формируются нравственные качества» (12).

В игре, в отобразительной ситуации игрушки заменяют ребёнку предметы и становятся носителями определенных отношений. Для формирования различных видов деятельности, сенсорных процессов и действий, для психического и физического развития ребенка необходимы игрушки, которые создали условия для постоянного стимула детской активности. Такие игрушки, предназначенные для каждого из периодов раннего детства, должны несколько опережать по своим функциональным возможностям уже достигнутый ребенком уровень развития, то есть вести его через трудности освоения игрушки к следующему уровню развития. Игрушки-орудия (лопатки, формочки, ведерки и прочее) – это уменьшенные копии орудий труда взрослых. В раннем детстве с их помощью у детей развивают предметные действия, включают их в игры с природным материалом, например, малыш насыпает лопаткой в ведерко песок, высыпает и снова насыпает. В дошкольном детстве игрушки-орудия используются в других видах игр, например в строительных, а также в трудовой деятельности. Технические игрушки (машины, самолеты, луноходы) открывают для ребенка область техники и знакомят с ее использованием. Они подталкивают его к экспериментированию, пробуждают познавательные вопросы (почему крутятся колеса?) стимулируют развитие технического мышления, формируют представление о профессиональной деятельности взрослых. Играя с пожарной машиной, ребенок получает первоначальные представления о профессии пожарника, складывает свое мнение об этой профессии.

Воображение в раннем возрасте работает, прежде всего, на воссоздание того, что предлагается в словесном описании или в рисунке. Воображение работает как механизм, а не как активная деятельность. В своих действиях с игрушками ребенок в раннем возрасте обычно воспроизводит действия и ситуации, заимствованные от взрослого, не строя собственного замысла. К концу раннего возраста ребенок стремится сочинять собственные сказки, рассказы, действуя с предметами, обыгрывая тут же эти истории. Возникновение воображения имеет большое значение для умственного развития.

Внимание ребенка к концу дошкольного возраста отражает его интерес к окружающим предметам и выполненным с ними действиями. Ребенок сосредоточен до тех пор, пока его интерес не угаснет. На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности и их передвижение в общем умственном развитии внимание приобретает большие сосредоточенность и устойчивость.

Часто детская игра, выполняет функцию – исследования окружающего. В процессе игры происходит освоение внешнего мира, изучение свойств и особенностей самых разных предметов и явлений. Активно влияющее на развитие ребенка исследовательское поведение часто реализуется именно через игру. Роль игры в развитии психики определяется в значительной мере тем, что в ходе осуществления игрового процесса происходит освоение реальности и овладение этой реальностью. Очевидно, что для того, чтобы играть, надо вначале понять, что за предмет перед тобой и как с ним играть. Поэтому средства игры, то есть игрушки, становятся сначала предметами исследования, а затем уже тем, с чем можно играть. Сам процесс игры содержит много того, что подлежит исследованию, содержание и развитие игрового сюжета – это тоже интереснейший предмет для детского изучения.

Таким образом, игрушка является средством общения и психического разви-тия детей дошкольного возраста. Она оказывает огромное влияние на психику ребенка. Игрушка – это не только предмет для забавы. Она несет в себе огромное психологическое и педагогическое значение. На это стоит обращать более пристальное внимание как педагогам, психологам, так и родителям, ведь большую часть жизни ребенок проводит именно в игре.

Источник

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего  вида

№11 «Алёнушка»

Консультация для воспитателей

групп раннего возраста

на тему:

«Игрушка как средство общения и психического развития

ребёнка раннего возраста»

Воспитатель: Унусян Ксения Игоревна

г. Воскресенск

2016 г.

Игрушка как средство общения и психического развития

Читайте также:  Индивидуальная программа развития ребенка с особыми потребностями

ребёнка раннего возраста

Ребёнок раннего возраста при виде незнакомой игрушки всегда стремится обследовать её. Иногда новизна настораживает его: он внимательно вглядывается в изображение, подолгу рассматривает, протягивает руку. Всё это говорит о том, что у ребёнка уже на первом году жизни возникают ориентировочные реакции, направленные на восприятие окружающей действительности.

Игрушка является главной частью окружающей действительности, когда у малыша ещё не достаточно развита речь, он пользуется взглядом, мимикой, жестом указывая на заинтересовавшую его игрушку. Во взгляде малыша при этом можно прочитать вопрос, разрешение к действию, желание привлечь внимание взрослого к себе, эмоционально откликнуться на происходящее. Игрушка становится средством для формирования ориентировочной деятельности только при условии общения с воспитателем. Именно он развивает познавательную активность ребёнка, побуждая его к действиям.

Огромна роль дидактической игрушки в психическом развитии детей раннего возраста. Дидактические игрушки представляют собой специально составленный набор предметов с запрограммированными свойствами. Задача взрослого – с их помощью обратить внимание ребёнка на различные свойства предметов, научить выполнять задания на подбор по сходству или различию (соотнесение, группировка, сортировка). Занимаясь, например, с пирамидкой, ребёнок в одних случаях обратить внимание на размер колец, в других – на их цвет.

Трудно переоценить значение первых предметных игр малыша с матрёшками, пирамидками, кольцами, втулками, шариками и т.п. важно учитывать, что дидактические игрушки не только обогащают сенсорный опыт ребёнка, но и учат мыслить. В процессе таких практических действий как соединение, разъединение, нанизывание предметов, развиваются мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

Дидактические игрушки выполняют ещё одну важнейшую задачу. Они способствуют развитию действий руки, формируют ручную умелость, совершенствуют мелкую моторику пальцев.

Занятия с игрушками развивают познавательную активность детей. Например, открывая и закрывая коробку, собирая и раскладывая шарики, малыш осваивает прямые и обратные действия.

Игры с предметами ставят ребёнка перед необходимостью запоминать и воспроизводить способы действий, которые были показаны воспитателем. Это развивает память – запоминание, узнавание, воспроизведение.

Практический результат действий с дидактической игрушкой, оценка педагога развивают эмоционально – волевую сферу, учат целенаправленности и осознанности в достижении поставленной задачи, доведению начатого дела до конца.

Игрушка как средство общения и психического развития

ребёнка до года

игрушка должна быть подобрана (цвет, форма, звучание, эстетика, гигиена)

– для манипулирования

– для общения

В 2-3 месяца ребёнок смотрит на яркую игрушку, слышит звуки игрушки – погремушки, следит за игрушкой, фиксирует её взглядом, учится смотреть и видеть.

Действия взрослого – игрушкой привлекает внимание ребёнка, учит следить взором, вызывает положительные эмоции.

В 3-12 месяцев малыш учится манипулировать (без учёта свойств предмета), следит за действиями взрослого, пытается повторять действия.

Взрослый организует общение, манипулируя игрушкой.

С 6-7 месяцев разнообразные манипулирования с разными игрушками. Взрослый в общении учит принимать участие в игре: «Где мишка? – вот он!»

С 6-10 месяцев малышу дают книжки – раскладушки (создаётся запас представлений, находит изображённые предметы).

Взрослый, в общении рассказывая, показывает и спрашивает.

Игрушка как средство общения и психического развития

ребёнка до трёх лет

В связи с ведущей деятельностью – предметной – очень важны для психического развития ребёнка соотносящиеся и орудийные действия.

  1. Соотносящиеся действия:

Цель: приведение предметов (их частей) в определённые пространственные отношения.

Игрушки: сборно-разборные (пирамидки, вкладыши) подбираются у учётом формы, величины, цвета.

Взрослый руководит в процессе действий игрушками: показывает и объясняет действия, побуждает к действиям, вселяет уверенность, создаёт положительные эмоции, оценивает.

  1. Орудийные действия:

Цель: употребление одних предметов (орудий) для воздействия на другие предметы (ложкой едят, лопаткой копают).

Взрослый в общении знакомит с миром простых вещей: каждый предмет для чего-то существует, и использовать его надо по назначению.

  1. С полуфункциональными предметами:

Цель: ими (палочки, шишки, камешки) можно замещать отсутствующий предмет.

Взрослый в общении развивает воображение, развивает знаковую функцию сознания.

  1. С сюжетными игрушками (куклами, зайцами, мишками и т.п.):

Ребёнок учится подражательным действиям (качать, купать куклу…), идентифицировать себя с куклой, проявлять заботу о кукле, сопереживать игрушке, любить игрушку.

Взрослый в общении создаёт игровые ситуации, в которых надо: проявлять заботу, сопереживать игрушке (например, куклу вдвоём обнимают и укладывают спать).

С ребёнком 2-3лет можно разыгрывать сюжеты с машинками, кубиками, конструкторами. Каждое стихотворение можно превратить в игру – драматизацию с игрушками, организуя общение через игру, взрослый помогает выбрать нужные игрушки, учит действовать вместе, поощряет успехи ребёнка. Постепенно снижая свою активность, взрослый увеличивает свободу действий ребёнка, который начинает играть самостоятельно с игрушками, ищет себе партнёра – сверстника для игры. Но на протяжении всего раннего возраста взрослый организует общение, а игрушка является средством для этого.

Источник

У большинства людей детство связано с любимыми игрушками: они остаются в памяти взрослого человека как близкие друзья, как опора в огорчениях и печалях (Е. О. Смирнова).

Таблица 5.4
Способы психологической поддержки взрослым ребенка на 1 году жизни

Возраст

Действия ребенка

Действия взрослого

2-8
месяцев

– смотрит на яркую игрушку;
– слышит звуки игрушки-погремушки;
– следит за игрушкой;
– фиксирует ее взором;
– учится смотреть и видеть;
– испытывает положительные эмоции

В эмоциональном общении:
– игрушкой привлекает внимание ребенка;
– учит следить за ней взглядом (водит то вправо, то влево);
– вызывает положительные эмоции

3-12
месяцев

– учится манипулировать (без учета свойств, предмета);
– следит за действиями взрослого;
– пытается повторять действия

– организует общение, манипулируя игрушкой;
– учит действовать;
– обозначает словом

6-7
месяцев

Разнообразные манипулирования с различными игрушками. Отдает­ся предпочтение игрушкам-пищалкам, а также зверушкам, куклам и т. д.

В общении учит принимать участие в игре, например:
– Где Нина?
– Вот она!..
– Молодец!

6-9
месяцев

– любит рассматривать книжки-раскладушки, при этом он находит в них изображенные предметы, благодаря чему у него создается запас представлений;
– с карандашом и бумагой проделывает различные манипуляции (завертывание и т. д.), может рисовать на бумаге каракули

В общении рассказывает, показывает и спрашивает: Где Алена? – указывает… Где глазки?.. А ушки?.. и т. д.
Разыгрывая ситуации, показывает возможные действия

Читайте также:  Мониторинг развития творческих способностей ребенка

Игрушки оказывают большое влияние на развитие младенца. Они помогают и общению, и развитию действий, и психическому развитию, и общему эмоциональному состоянию малыша. Необходимо, чтобы игрушки отвечали определенным требованиям (гигиеническим, эстетическим), были подобраны по цвету, форме и звучанию. Уже с 3 месяцев важно правильно

Игрушка обязательно должна приносить малышу радость и удовольствие, быть увлекательной и привлекательной. Соответствие —вот то, что делает игрушку игрушкой.

-130-

Ситуация. Мама показывает Нине (2,5 месяца) погремушку ярко-красного цвета, сделанную в виде шара, то справа, то слева от нее, то приближая, то отдаляя ее от дочери. «Какие бы еще погремушки можно купить?» — подумала мама.

Какие требования предъявляются к игрушке-погремушке?

Решение. Погремушки должны быть легкие, пластмассовые, разноцветные, звучащие. Они не должны причинять ребенку травм, но в то же время должны быть сложной формы, служить эталоном и формы, и цвета.

По-разному действуя погремушкой, мама формирует у дочки ориентировочное поведение, необходимое для правильного развития малыша.

-131-

Ситуация. Мама Оли (2,6 месяца) обычно подвешивает в поле зрения дочери различные игрушки, чтобы она играла ими, и уходит. Женщина считает, что ребенок сам прекрасно будет занят.

Права ли мама? Какие требования эмоционального общения взрослого с ребенком не реализует мама?

Решение. Присутствие мамы очень желательно, так как ребенок будет учиться у мамы манипуляции с предметом, будет пытаться повторять ее действия. Именно в присутствии взрослого ребенок наиболее активно манипулирует игрушками.

Игрушка провоцирует ребенка к воспроизведению одних и тех же действий, что приводит к их освоению.

Выбирая ту или иную игрушку, нужно сразу представить, что ребенок будет с ней делать.

Первое требование к игрушке состоит в том, чтобы она могла стать предметом действия ребенка.

-132-

Вопрос. Как должно быть организовано общение во время «кризиса одного года»?

Ответ. К концу первого года жизни ребенок уже умеет общаться: слова, пусть пока мало кому понятные, то и дело срываются с его уст.

Малыш способен уже отвечать на побудительные сигналы (например, «Дай игрушку!»). Круг его общения узок и ограничен семьей. В ней он чувствует себя комфортно, если никто не мешает его самостоятельности. В этот период малыш делает уже свои первые шаги. Поэтому нужно помнить, что без родительских восхищений ему не обойтись, а добрые слова мамы вдохновляют его на новые свершения.

В 1 год с ребенком все следует делать вместе: читать, слушать и даже прыгать. При первом удобном случае малыш демонстрирует взрослым свои умения. Это самый благоприятный период для развития его эмоциональности, интеллекта и моторики. Его интеллект развивают красочные книги-раскладушки, доставляющие ребенку большое удовольствие. Для эмоционального развития желательно предлагать ребенку слушать классическую музыку. Чем позже он познакомится с поп-музыкой, тем ему будет лучше. Для развития моторики ребенку будут полезны различные виды гимнастики и массажа, а для развития мелкой моторики — упражнения, которые включают хватающие и бросающие движения.

В этот период ребенок часто подвержен капризам. Различается несколько видов детского крика:

  • крик-нужда: ребенок хочет общаться или дает разрядку своим негативным эмоциям;
  • крик о помощи: ребенку страшно, больно или плохо;
  • крик-манипуляция: попытка заставить совершить действие, в котором ранее ему было отказано.

Если ребенок кричит очень громко и больше 5 минут, то необходимо обратиться к специалисту.

-133-

Задание. Понаблюдайте:

  • за характером общения младенца с новыми для него людьми в привычной для него обстановке (на руках у мамы, в своей комнатке);
  • за характером общения с другими детьми в новой обстановке (на детской площадке, в компании).

* * *

Итак, общение уже в младенческом возрасте отличается достаточным совершенством и разнообразием форм и проявлений, хотя основано преимущественно на инстинктах и биологических программах. В дальнейшем общение принимает социальный характер и предопределяется его общей деятельностью и развитием речевых умений.

Вернуться к оглавлению

Источник