Игрушка и ее значение для развития ребенка раннего и дошкольного возраста

Самарина Марина
Консультация «Роль игрушки в развитии ребенка»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

«Детский пульмонологический санаторий № 47 Департамента здравоохранения города Москвы»

ДОКЛАД

Роль игрушки в развитии ребенка

Подготовила Воспитатель Самарина М. М.

Сентябрь 2013

Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, а игрушка ее средством, поэтому большинство детских игр связано с использованием разнообразных игрушек. Игрушки служат средством воспитания и самовоспитания, усвоения новых форм поведения и предметом проявления детской индивидуальности. Она должна развивать познавательные способности, воображение; помогать освоиться в мире взрослых; формировать у ребенка любовь к труду, любознательность, наблюдательность, воспитывать художественный вкус ребенка, побуждать его к творчеству.

Игрушки – это специально изготовленные предметы для обеспечения игровой деятельности детей и взрослых. В игрушке в обобщенном виде представлены типичные черты и свойства предмета. У игрушки много сторон – педагогическая, эстетическая, нравственная, производственная, экономическая, культурная, социальная, психологическая и т. д. Для ребёнка игрушка – неотъемлемая часть его жизни.

Игрушкой может быть любой предмет, если он привлекательный и вызывает желание общаться с предметом, смотреть на него и манипулировать им, доступный для овладения и привнесения в свое жизненное пространство, удовлетворяет возрастным потребностям развития ребёнка, способный стать символическим объектом, на который возможен перенос своих переживаний, чувств, мыслей и поступков.

Для психического развития ребенка дошкольного возраста необходимы и образные игрушки, они дают ему положительные эмоции и приятные переживания. К ним относятся любимые всеми машинки, солдатики и куклы. Такие игрушкипозволяют детям включаться в разнообразные виды игр: строительные, сюжетные, режиссерские или дидактические.

С игрушкой ребенок имеет возможность смоделировать и проиграть все формы поведения. Именно в этом игровом процессе и складываются моральные оценки, появляются нравственные и эмоциональные переживания.

Более сложные технические игрушки, такие как самолеты, танки, луноходы и машины открывают перед ребенком мир техники. Такие игрушки способствуют пробуждению интереса к тому, как движется игрушка, что у нее находится внутри, почему крутится колесо и т. д. Это отличная стимуляция технического мышления, ребенок обретает представление о деятельности взрослых.

Театрализованные игрушки, как на ниточках так и куклы-бибабо, то есть надеваемые на руку, формируют правильную речь, мимику и пантомимику, а также театрально-речевые способности.

С 3-х лет у ребенка проявляется интерес к игрушкам-орудиям. Это ведерки, лопатки, формочки и прочие предметы, являющиеся уменьшенными копиями орудий труда взрослого человека, с помощью которых у малыша развиваются предметные действия. Он учится насыпать лопаткой песок в ведерко, строить различные формочки из песка, развивая и закрепляя тем самым понимание трудовой деятельности.

Подрастая, ребенок начинает тянуться к спортивно-моторным игрушкам. Он стремится научиться кататься на велосипеде, роликах и лыжах, с удовольствием играет в мяч и берет в руки ракетку для бадминтона, что помогает формированию его основных движений, учит ориентироваться в пространстве, и развивает такие волевые качества как смелость, организованность, выдержку и инициативность.

К особой группе стоит отнести игрушки-самоделки, ведь их ребенок создает сам, с определенной игровой целью. Это помогает малышам развивать фантазию, учит доводить начатое до конца, позволяет познавать свойства материала и даже формирует общественные мотивы в поведении ребенка. К тому же такие игрушки являются и способом самовыражения, ведь ребенок невероятно гордится своим творением. А так как эти игрушки многофункциональны, они особенно интересны малышам.

Особенно важна роль народной игрушки, цель которой – развивать, занимать, веселить и радовать ребенка.

Общение – один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества. Решающее значение для развития ребенка в раннем возрасте имеет изменение форм его общения со взрослыми, происходящее в связи с вхождением в мир постоянных предметов, игрушек, с овладением предметной деятельности.

В совместной игровой деятельности дети учатся языку общения, взаимопонимания и взаимопомощи, учатся согласовывать свои действия с действиями другого.

Игрушки для ребенка – это инструмент познания мира и в то же время существенная часть этого самого мира, а игра – способ его познания.

Спортивные игрушки побуждают детей к разнообразным действиям и удовлетворяют потребности ребенка в активном движении. Игры с мячом, с кеглями, катание шаров и др., требующие активного движения, доставляют детям большое удовольствие, воспитывают ловкость, меткость. В процессе игры с ними дети укрепляются в ходьбе, беге, метании, в ловкости, меткости, координации движения, развитии мелкой моторики, что позволяет развивать типические функции и личностные качества.

Велико воздействие игрушек на развитие способностей детей. Но разностороннее влияние может оказать не каждая отдельная игрушка, а их совокупность, соответствующий их подбор с учетом индивидуальных и возрастных особенностей каждого.

Игрушка – средство воздействия на эмоционально-нравственную сторону личности ребенка в раннем дошкольном возрасте.

Много радости в детскую жизнь вносят игрушки – забавы, назначение которых – вызывать здоровый, веселый смех, развивать чувство юмора.

Игрушка забавляет и радует ребенка, вызывает положительное отношение к окружающему. Симпатия и привязанность к игрушке переносится и на предметы, людей, изображенных в игрушке. Игры с куклой пробуждают у детей заботливое, бережное отношение, внимательность и нежность, помогают накопить опыт положительных нравственных переживаний.

Благодаря воспитанию, посредством игрушек, у ребенка формируются способы действий с предметами, знание назначения этих предметов. Игрушка в этом процессе приобретает огромное педагогическое значение. Игрушки являются неотъемлемой частью в умственном, физическом и эстетическом развитии ребёнка.

Ребенок всегда будет играть с игрушками. Благодаря им ребенок усваивает социальные нормы поведения, развивает себя как личность. Ведь в будущем он должен войти в наше общество психически и физиологически здоровым человеком. Из множества вещей, окружающих ребенка, для него важнее всего игрушка. Именно в ней отражаются впечатления о мире, имеющие большое влияние на дальнейшую жизнь ребенка, его характер.

Источник

Игрушки для детей от рождения до года

Значение игрушки для психического развития ребенка тем выше, чем меньше ребенок. Поэтому так важен правильный подбор игрушек для детей первых лет жизни. В раннем возрасте развитие происходит очень быстрыми темпами, что влечет за собой смену задач, методов и средств воспитания, в том числе и игрового материала. При этом следует помнить, что развитие психики ребенка, формирование его личности происходит в процессе деятельного освоения окружающего мира. Прежде всего, маленький ребенок должен овладеть материальной культурой, способами практических, орудийных действий. В недрах этих практических действий формируются мотивы и потребности познания, развиваются речь, эмоции.

Игрушки для детей раннего возраста (от 1 до 3 лет)

В конце первого года ребёнок приобретет стремление к самостоятельности и независимости. На втором году жизни взрослый становится для ребёнка не только источником внимания и доброжелательности, не только “поставщиком” самих предметов, но иобразцом человеческих предметных действий. Общение со взрослым уже не сводится к прямой помощи или к демонстрации предметов. Теперь необходимо соучастие взрослого, выполнение одного и того же дела. В ходе такого сотрудничества ребёнок одновременно получает и внимание взрослого, и его участие в действиях ребёнка, и, главное – новые способы действия с предметами. Взрослый теперь не только даёт ребёнку в руки предметы, но вместе с предметом передаёт способ действия с ним. Общение со взрослым протекает как бы на фоне практического взаимодействия с предметами.

Возникает новый тип ведущей деятельности ребёнка. Это уже не просто неспецифические манипуляции с вещами, а предметнаядеятельность, связанная с овладением культурными способами действий с предметами. Предметная деятельность является ведущей потому, что она обеспечивает развитие всех остальных сторон жизни ребёнка: внимания, памяти речи, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Все эти важнейшие способности в данном возрасте лучше всего развиваются именно в процессе практических предметных действий.

Кроме того, действуя с предметами, ребёнок чувствует свою самостоятельность, независимость, уверенность в своих силах, что очень важно для развития его личности.

Очевидно, что для такой деятельности нужны специальные игрушки.

Игрушки, способствующие познавательному развитию ребёнка

Предметная деятельность, в которой в раннем возрасте происходит умственное и техническое развитие ребёнка, имеет несколько линий развития, среди которых:

  • становление орудийных действий;
  • развитие наглядно-действенного мышления;
  • развитие познавательной активности;
  • формирование целенаправленности действий ребёнка.

Каждое из этих направлений предполагает специальные игровые материалы и особые характеристики игрушек.

Орудийные действия. Ранний возраст является периодом наиболее интенсивного усвоения способов действий с предметами. К концу этого периода ребёнок в основном умеет пользоваться бытовыми предметами и играть с игрушками. Особую роль в овладении предметным миром имеют орудийные действия. Они отличаются тем, что ребёнок подстраивает свою руку к какому-либо предмету-орудию. Такими предметами являются самые обычные бытовые вещи – ложки, чашки, расчёски, щёточки, карандаши и пр. Все они требуют совершенно определённых действий, которые нелегко даются малышу. Для овладения орудийными действиями, помимо реальных бытовых предметов, нужны игрушки, предполагающие культурные способы действий. Это главным образом уменьшенные аналоги реальных объектов:

  • совочки, лопаточки;
  • метелочки, грабельки;
  • сачки для “вылавливания” игрушек из ванны;
  • удочки с магнитом для “ловли рыбок”;
  • игрушечный телефон, часы, сумочка и пр.;
  • кукольная утварь, посуда, одежда, расчёски и пр.

Копая совочками или лопатками, пользуясь игрушечными щёточками или расчёсками, малыш не только тренирует свою руку, но и овладевает культурными способами использования предметов.

Наглядно-действенное мышление. Ребёнок раннего возраста познаёт окружающий мир в основном руками, т.е. наглядно-действенным способом. Для совершенствования наглядно-действенного мышления нужны игрушки, предусматривающие действия с несколькими однородными предметами разного размера или формы. По мере взросления ребёнка их количество должно возрастать. К этому типу относятся традиционные народные и автодидактические игрушки, т.е. сами подсказывающие способ игры. Это:

  • пирамидки, разнообразные по цвету, форме и материалу;
  • вкладыши разной формы и размера для вкладывания и накладывания;
  • матрёшки 3-4-местные;
  • “коробки форм”, т.е. игровые пособия для вкладывания в ячейки геометрических форм и предметных изображений;
  • столики с отверстиями, колышки, цветочки для втыкания;
  • крупные пазлы и мозаики;
  • кубики крупные пластмассовые и деревянные;
  • шнурок и бусины для нанизывания;
  • народные игрушки с подвижными частями;
  • желобок и шарик для скатывания.

Действуя с этими (и подобными) игрушками, малыш учится соотносить отдельные детали игрушек по их форме, величине, положению в пространстве. Таким образом, формируется его восприятие и складываются представления о свойствах предметов.

Познавательная активность. Познавательная активность в раннем возрасте осуществляется и развивается главным образом в такой специфической деятельности, как детское экспериментирование. Для осуществления этой деятельности нужны игрушки и пособия, предполагающие поиск и самостоятельное открытие новых способов действия и сюрпризный момент. Это могут быть:

  • коробочки с секретом;
  • детские музыкальные центры;
  • механические игрушки;
  • клавишные игрушки;
  • игрушки с сюрпризом, требующие установления связи между своим движением и появлением чего-то нового;
  • материалы для игр с водой и песком: брызгалки, формочки, совочки и пр.

Целеустремлённость и настойчивость. Формирование целеустремлённости и настойчивости ребёнка третьего года жизни осуществляется в простых продуктивных действиях, предполагающих представление о конечном результате. Ориентация на результат (цель) способствует становлению целенаправленности. Для осуществления подобных действий подходят следующие игрушки:

  • фигурные пирамидки, предполагающие создание какого-либо объекта – собачки, ёлочки, снеговика и пр.;
  • пособия, предполагающие составление изображения из нескольких частей (кубики, разрезные картинки и др.);
  • составные игрушки – машинки, домики и пр.;
  • строительные наборы, предполагающие действия по зрительному образцу;
  • бусы для нанизывания;
  • шнуровки и застёжки.

Игрушки, способствующие социально-личностному развитию

Данное направление в раннем возрасте представлено главным образом развитием речи как основного средства общения и процессуальной (предметной) игры, подготавливающей появление ролевой.

Речевое развитие. Очевидно, что развитие речи ребёнка осуществляется в живом общении со взрослым. Такое общение предполагает общее понимание и обозначение каких-либо объектов и событий. Соответственно, игровые пособия, способствующие речевому развитию, должны давать материалы для узнавания, понимания и называния каких-либо предметов, действий или сюжетов. Это могут быть:

  • картинки с изображением животных и людей;
  • сюжетные картинки с изображением действий;
  • наборы картинок с различным пространственным положением одних и тех же персонажей;
  • элементарные виды детского домино и лото;
  • последовательности картинок, изображающие сюжеты детских сказок;
  • наборы фигур (деревянные или картонные), изображающие персонажей известных сказок;
  • звукозапись (медленная и отчётливая) детских народных сказок;
  • диафильмы;
  • игрушечный телефон.

Предметная (процессуальная) игра. Игра ребёнка раннего возраста осуществляется с реалистическими игрушками, моделирующими знакомые ребёнку предметы. Это прежде всего куклы, среди которых могут быть:

  • тряпичные – гибкие (высота 30-40 см);
  • пластиковые – гибкие;
  • кукла-голыш с набором одежды;
  • кукла в одежде;
  • маленькие “пупсики” в разных позах.

Для игры в куклы маленькому ребёнку нужна кукольная утварь, соответствующая размерам кукол:

  • набор кукольной посуды (плита, чайник, кастрюльки и пр.);
  • мебель и оборудование для кукол (кроватка, ванночка, стульчик);
  • “продукты питания” – наборы овощей, фруктов;
  • “предметы гигиены” для кукол – расчёски, щётки, мыло и пр.;
  • игрушечные животные – маленькие и средних размеров с выразительной внешностью.

Наряду с реалистическими игрушками для детской игры нужны предметы неопределённого назначения, способные стать предметами-заместителями. Например, шарики, колечки или брусочки разных цветов и размеров, кусочки ткани или поролона и пр.

Игровые пособия, способствующие физическому развитию

Мячи (разных размеров). Обручи. Спортивное оборудование для малышей (качели, горки, кольца, лесенки, шведская стенка). Скамеечки для ходьбы. Коврики с разной поверхностью.

Источник

Игрушка — предмет, служащий для забавы и развлечения, но одновременно являющийся средством психического развития ребенка. Чтобы развитие ребенка было своевременным и всесторонним, игрушки следует тщательно отбирать. Человечество веками отрабатывало игрушки, которые наилучшим образом соответствовали бы возможностям ребенка определенного возраста и связанного с ним физического и психического развития.

Назначение игрушек можно проанализировать в соответствии с ведущими деятельностями, которые определяют особенности психического развития ребенка. В младенчестве это общение и манипулирование, в раннем возрасте — предметная деятельность, в младшем школьном — учебная деятельность. Обратимся к последовательному анализу игрушек, которые соответствуют перечисленным видам детской деятельности.

В младенческом возрасте современный ребенок получает игрушки, которые способствуют развитию ориентировочного поведения. В первые два-три месяца ребенок уже может следить за игрушками, которыми манипулирует взрослый. Ребенок взирает на яркую игрушку, слышит присущие ей звуки (погремушка — гремит, колокольчик — звенит) и получает от склонившегося над ним взрослого положительные эмоции. Мать учит ребенка следить за игрушкой: она так организует восприятие ребенка, что он волей-неволей фиксирует взором игрушку, которая находится непосредственно в поле его зрения; затем мать побуждает малыша следить за движением игрушки влево и вправо от его взора. Ребенок напрягается и поворачивает головку вслед за ускользающей из поля зрения игрушкой. Так ребенок учится смотреть и видеть. Звучание игрушки придает ей дополнительную привлекательность — ориентировочное прислушивание доставляет ребенку еще большее удовлетворение и развивает его восприятие.

В период от двух-трех месяцев и до года ребенок благодаря взрослому учится манипулированию, которое становится ведущей деятельностью. С самого начала мама или другие члены семьи обращаются с младенцем так, как будто тот может включиться в игру, в общение по поводу игрушки. Взрослый втягивает ребенка в общение посредством игрушки, которой он манипулирует в поле зрения ребенка, или, напротив, слева или справа от его взора. Ребенок реагирует на звук, поворачивает на него головку и находит взором игрушку.

Для того чтобы ребенок развивался, не следует его бодрствующего оставлять в кроватке без игрушки. Трехмесячный ребенок уже не только смотрит на подвешенные игрушки, но и тянется к ним, иногда схватывает. Все эти действия формируют координацию, совершенствуют движения и развлекают ребенка.

Все множество вариантов игрушек несет в себе эталонные формы и цвета,

выработанные человечеством. Восприятие сенсорных эталонов на бессознательном младенческом уровне подготавливает дальнейшее усвоение оперативных единиц восприятия. Как это ни удивительно, но после трех месяцев появляются предпочитаемые игрушки, ими ребенок манипулирует охотнее и чаще; здесь имеют значение форма, цвет игрушки и другие ее качества. Конечно, в столь малом возрасте действия ребенка еще плохо скоординированы.

Родителям следует тщательно подбирать игрушки для своего малыша. В наборе для младенца должны быть прежде всего легкие, пластмассовые, разноцветные, звучащие погремушки. Их можно постоянно мыть, они легкие и красочные. В качестве предметов для игры можно дать младенцу бумагу (с мягким краем, чтобы не было пореза). Бумага шуршит, меняет под детскими пальчиками форму, что вызывает у малыша ориентировочное поведение. Специальные книжки-игрушки доставляют подросшему малышу четырех-пяти месяцев большую радость — он складывает и раскладывает развороты, вместе со взрослым смотрит на рисунки и тычет пальчиком в разноцветные картинки. Если он при этом стремится взять книжку в рот, взрослый должен переключить его внимание.

Ребенок направлен на взрослого: пристально смотрит, как мать действует с его игрушками. Теперь и он сможет повторить вслед за ней некоторые действия. Именно в присутствии взрослого малыш наиболее активно манипулирует своими игрушками.

Манипулирование с погремушкой дает возможность ребенку уловить результат предпринятых действий; она как бы провоцирует ребенка к воспроизведению одних и тех же действий, что и приводит к их освоению. Таким образом, погремушки способствуют развитию зрения, двигательных координации.

Помимо действий, функционально заложенных в погремушке, ребенок шести-семи месяцев начинает производить с ней все действия, которые он усвоил в манипулировании многими предметами: он размахивает, стучит, лижет, трогает пальчиком отдельные детали погремушки или элементы рисунков в книжке.

От месяца к месяцу манипулирование с погремушкой усложняется. В семь-восемь месяцев ребенок уже по-разному манипулирует разными игрушками.

Помимо пластмассовых погремушек ребенку надо давать резиновые игрушки-пищалки (это могут быть всевозможные зверюшки, куклы мальчики и девочки). С ними можно затевать простые игры. Мама спрашивает: «Где Ваня?» (резиновый мальчик). Ребенок ищет игрушку глазами, находит и тянется к ней или просто смотрит. Мама поддерживает его усилия: «Вот он Ваня!» Она эмоционально подкрепляет ребенка: «Молодец! Нашел Ваню!» С куклой можно играть: укладывать спать, отправлять на прогулку и пр. Такая игра опережает развитие самого; малыша, но она ведет за собой это развитие. Если ребенок еще пока не способен ни в какой форме принять участие в игре, не надо волноваться. Он все равно примет такую игру через месяц.

Младенцам кроме погремушек нередко дарят металлические и мягкие игрушки. С ними надо немного подождать: металлическая игрушка может нанести травму ребенку, а мягкие игрушки трудно держать в санитарном состоянии.

В девять месяцев ребенок, с которым постоянно занимаются, легко находит в своей книжке изображения и правильно называет их. «Где зайка?» Где волк?», — спрашивает взрослый, и малыш с радостью указывав на изображение. «Где у киски глазки? А ушки? А носик?» Это следующий этап освоения картинок. И снова можно сказать, что не имеет значения! если ребенок в данный момент может показать то, что требуется. Очень скоро он этому научится.

Ребенку этого возраста можно давать карандаш и бумагу. Малыш с радостью манипулирует этими предметами: завертывает карандаш в бумагу,

стучит им по бумаге, рвет, мнет, берет в рот; при этом он может случайно коснуться очином карандаша бумаги, и на ней останется след. Заметив нечто новое, малыш будет стараться повторить штрихи. Таким образом, он практически осваивает способы воспроизведения и регулирования своих действий, что имеет большое значение для его сенсорного и умственного развития.

К концу младенческого возраста следует много разговаривать с ребенком по поводу игрушек и предметов обихода. У ребенка в этот период формируется пассивный запас слов (он начинает связывать звучащее слово конкретным предметом), это — основа для развития активной речи.

Что же касается мягких игрушек, то их надо показывать ребенку, учить его нежному отношению к таким игрушкам: мать вдвоем с ребенком гладят, например, мишку, обнимают его, укладывают спать. Мягкая игрушка, возможно, будет с ребенком многие годы. Поэтому выбор ее серьезное дело; она должна быть красивой и приятной на ощупь.

В раннем детстве, когда ведущей становится предметная деятельность, ребенку подбирают новые игрушки. Из числа действий, которыми в этот период овладевает ребенок, особенно значимыми для его психического развития оказываются соотносящие и орудийные действия. Соотносящими являются действия, цель которых состоит в приведении двух или нескольких предметов (или их частей) в определенные пространственные отношения; например, складывание всевозможных пирамидок из колец, матрешек, использование сборно-разборных игрушек, закрывание коробок крышками, постройка «домов» из кубиков.

В отличие от манипулятивных действий младенца соотносящие действия требуют от ребенка учета свойств конкретных предметов. Так, чтобы сложить пирамидку правильно, нужно учитывать соотношения колец по величине: сначала надеть самое большое, а затем последовательно переходить ко все более маленьким. Соотносящие действия с предметами доставляют ребенку удовольствие, однако малыш не может сам правильно сложить предмет из его частей. На помощь вновь должен прийти взрослый. Здесь взрослому нельзя увлекаться сбором пирамидок для собственного удовольствия, он должен дать ребенку образец действия, научить соотносящим действиям.

В раннем возрасте осваиваются также орудийные действия, в которых один предмет (орудие) употребляется для воздействия на другие предметы. Орудия – как бы искусственные органы человека, которые он ставит между собой и окружающей действительностью. Конечно, первые орудия, которыми может воспользоваться ребенок, достаточно просты: ложки, чашки, совочки, лопатки, карандаши. Но овладение ими имеет большое значение для его психического развития: в этих орудиях заключены черты, присущие всякому орудию. Выработанный обществом способ употребления орудий запечатлен, фиксирован в самом их устройстве. Так, копать песок совочком нужно совсем не так, как рукой. Овладение орудийными действиями требует перестройки движений руки ребенка, их подчинения устройству орудия. В раннем возрасте ребенок еще только начинает осваивать орудия. Если он зачерпнул совочком песок и хочет насыпать его в ведерко, то мы видим, как сыпется песок из совка и как мало песка он доносит до ведерка. На первых порах действия малыша скорее всего не орудийные, а ручные. Только тогда, когда происходит достаточное приспособление руки к свойствам орудия, возникает орудийное действие.

Орудийные действия ребенка раннего возраста весьма несовершенны. Но важно не то, насколько отработаны соответствующие движения, а то, что ребенок усваивает сам принцип употребления орудий, являющийся одним из основных принципов деятельности человека.

Таким образом, мы видим, что переход от младенчества к раннему детству связан с развитием нового отношения к миру предметов: они начинают

выступать для ребенка не просто как предметы, удобные для манипулирования, а как вещи, имеющие определенное назначение и определенный способ употребления, т. е. в той функции, которая закреплена за ними в общественном опыте. С помощью взрослого ребенок усваивает постоянное значение предметов, закрепленное за ними обществом. Среди игрушек ребенка мы находим множество таких, которые в самом своем строении несут способ употребления (пирамидки, матрешки и т.п.). Использование предмета по его функциональному назначению (в игре и в реальной ситуации) приводит ребенка раннего возраста к пониманию того, что каждый предмет существует для чего-то; так у ребенка формируется представление о том, что существует мир постоянных вещей.

Наряду с игрушками с закрепленными за ними функциями ребенок открывает для себя особые предметы, которыми можно заменять отсутствующий предмет. Так, палочка может замещать множество отсутствующих предметов: термометр, ложку, солдата, ребенка и т.п.; лист бумаги может стать подушкой, простыней, скатертью и т.п. Обращению с замещающими предметами ребенок учится у взрослого. Действия замещения освобождают ребенка от консервативной привязанности к функциональному назначению предмета в мире постоянных предметов: он начинает обретать свободу действия с последними.

Ребенок раннего возраста любит собирать и хранить так называемые природные материалы: шишки, семена, палочки, камешки и многое другое. Они имеют для ребенка эстетическую ценность. Кроме того, их можно наделить самым разным значением. Так, один камешек может быть кошкой, которая пьет из блюдечка молоко; другой камешек может стать собакой, которая хочет прогнать кошку и выпить ее молоко; третий камешек становится мальчиком, который прогоняет собаку. Как бы то ни было, но природные материалы становятся для малыша игрушками, которыми нельзя пренебрегать, которые не следует выбрасывать как никому не нужный мусор. Использование природных материалов для замещения тех или иных предметов развивает воображение ребенка и подготавливает развитие знаковой, собственно человеческой функции сознания.

Особое место среди игрушек занимают куклы и изображения животных — мишки, зайцы, обезьяны, кошки и др. В раннем возрасте ребенок выполняет те действия, которые ему показывает взрослый: качает куклу, возит ее в коляске, кладет в кроватку. Это прежде всего подражательные действия. Такая форма игры в развитом виде будет не только в дошкольном, но еще и позднее — в младшем и даже в среднем школьном возрасте.

Но и теперь, в раннем детстве взрослый предлагает ребенку куклу или игрушечную зверюшку как объект для эмоционального общения. Ребенка учат покровительствовать, проявлять заботу, сопереживать игрушке во всех ее перипетиях, которые создают взрослые во время игры с ребенком. Играя с куклой или игрушечной зверюшкой, ребенок учится эмоциональному отождествлению. В последующие годы эта игрушка может стать настоящим доверительным другом ребенка. Поэтому для того, чтобы ребенок полюбил ее, она должна быть эстетически приемлемой.

В дошкольном возрасте ребенка по-прежнему интересуют игрушки, с которыми можно производить соотносящие предметные действия, а также природные материалы как игровые предметы.

Особую роль для дошкольника играют кукла или мягкие игрушки; он оказывают влияние на его эмоциональное и нравственное развитие. Ребенку сначала во всем помогает взрослый, у которого он учится наделять куклу определенными положительными качествами. Позже ребенок сам наполняет душевный мир игрушки по своему усмотрению, и она «ведет себя» исключительно так, как это нужно в данный момент ее хозяину: она умна и послушна,

ласкова и весела, строптива и упряма, она лгунья и неисправимая неряха. Ребенок переживает со своей куклой все события собственной и чужой жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла или мягкая игрушка выступают в качестве заместителя идеального друга, который все понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в такой, игрушке возникает у каждого дошкольника — не только у девочек, но и у мальчиков. Кукла для ребенка — не только дочка или сынок. Кукла, как и мишка, обезьянка, собачка и др.,— объект для общения во всех проявлениях ребенка, партнер по общению в игре. У каждого нормально развивающегося ребенка устанавливаются особые отношения со своей куклой или зверюшкой. За годы детства каждый ребенок по-своему привязывается к своей игрушке, переживая благодаря ей множество разнообразных чувств.

Исследованиями было установлено, что фактура материала, из которого сделана кукла или зверюшка, играет значительную роль. Дети избирательно относятся к игрушкам, изображающим одно и то же животное, но с разной фактурой. Мягкие, пушистые материалы вызывают положительные эмоции, стимулируют ребенка на игру. Шершавые, холодящие материалы не всякий ребенок готов принять. С помощью правильно подобранной фактуры игрушки у ребенка легче вызвать к игрушечной зверюшке положительные эмоции: доброжелательность, сочувствие и со-радость.

Важное значение имеет также соотношение размеров головы и тела игрушки. Установлено, что определенная пропорция фигуры вызывает покровительственное отношение. Укороченный овал лица куклы или мордочки зверушки, пухлые щеки, маленький нос и большие глаза — такие признаки облика игрушки рождают у ребенка прилив нежных чувств.

Куклы — копии человека имеют разное предназначение в игре.

У традиционной, «прекрасной», куклы большие глаза, обрамленные длинными ресницами, короткий носик, маленький яркий рот. Обязательно роскошные (белые, золотые, рыжие, черные) волосы. Такая кукла обязательно получает имя (по ненавязчивой подсказке мамы) от своей хозяйки — маленькой девочки. «Прекрасная» кукла может быть принцессой, мамой, дочкой. «Прекрасной» куклой дети восхищаются и немного стесняются ее. В «прекрасную» куклу мальчики, как правило, не играют.

У характерной куклы (это кукла-мальчик или кукла-девочка) выражены определенные человеческие качества: наивность, глупость, озорство и т.д. Эта кукла несет в себе характерологическую заданность, от которой нередко зависит разыгрываемый с ней сюжет. Этих кукол любят все дети.

Куклы — герои народных и авторских сказок несут в себе заданность образа, стабильную нравственную характеристику, несмотря на меняющиеся сюжетные линии в игре: Иванушка-дурачок, Буратино и Чебурашка всегда хорошие, добрые, справедливые и честные, а Карабас, Колдунья, Баба Яга — плохие, злые, несправедливые и лживые. Ребенок приписывает положительной характерной кукле множество положительных черт, а отрицательным героям — негативных. Такие куклы как бы требуют от ребенка определенного способа взаимодействия с ними.

Благодаря тому, что куклы — герои сказок несут в себе эталонность нравственного облика, ребенок сосредоточивает на них весь свой моральный опыт. Игра с такими куклами становится своеобразной школой социальных отношений. То же можно сказать о кукольных зверюшках. Любимая игрушка учит ребенка доброте, способности отождествляться (идентифицироваться) как с куклой, так и с людьми.

В дошкольном возрасте ребенок обнаруживает интерес к играм-соревнованиям. Атрибуты таких игр также игрушки. Это мячи, круги, хула-хуп, прыгалки, кегли, луки и стрелы и многое другое. Чтобы начать состязаться со сверстниками, ребенок должен освоить эти предметы. Именно в дошкольном возрасте

дети начинают целенаправленно тренироваться, осваивать атрибуты соревнований. Параллельно с этими тренировками дети учатся правилам той или иной игры. В пять-шесть лет ребенок уже знает, что такое соревнование. Прыгая через скакалку или кидая кегли, он притязает на признание в игре-соревновании. От его стремления к победе развиваются такие личностные качества, как сдержанность, рефлексия (способность осознать свои особенности, осознать, как эти особенности воспринимаются другими, и строить свое поведение с учетом возможных реакций других), воля к победе.

Одиночные игры детей чаще всего определяются полом ребенка. Мальчик стучит молотком, строит дома и гараж, водит машину и т.д. Девочка убирает в кукольном уголке, лечит больного мишку, уговаривает дочку быть умницей.

При выборе игрушек сказывается половая принадлежность детей. Мальчик скорее предпочтет пистолет, ножик, лук, легковую машинку, а девочка — куклу, посуду, мебель и др. Выбор ребенком игрушек хорошо диагностирует, как идет половая идентификация. Если мальчик выбирает куклу и мебель, то нужно посмотреть, в чем же дело. Если он подражает любимой старшей сестре, то следует заинтересовать его игрушками для мальчиков. Так же следует поступить и с девочкой, которая, любя старшего брата, освоила лук и стрелы и научилась кидать камушки получше иного мальчишки.

С какими игрушками играет ребенок? Что он предпочитает? Ответы на эти вопросы дадут основание судить о том, какие ведущие деятельности осваивае?