Игровые технологии в развитии ребенка

Виктория Искра
Игровые технологии в работе с детьми дошкольного возраста

Доклад «Игровые технологии в работе с детьми дошкольного возраста»

«Игра – путь детей к познанию мира,

в котором они живут и который призваны изменить».А. М. Горький.

Игровые технологии широко применяются в дошкольном возрасте, так как игра в этом возрасте является ведущей деятельностью в этот период. В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.

Главная цель игровой технологии – создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.

Еёзадачи:

Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.

Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.

Игровая педагогическая технология – организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр.Это последовательная деятельность педагога по: отбору, разработке, подготовке игр; включению детей в игровую деятельность; осуществлению самой игры; подведению итогов, результатов игровой деятельности.

Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.

Игровая технологиядолжна быть направлена на решение таких задач:

дидактическая цель ставится перед детьмив форме игровой задачи;

деятельность подчиняется правилам игры;

учебный материал используется в качестве ее средства;

в деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Игровая форма организованной образовательной деятельности, создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулированию детей к обучению.

Игра – это самая свободная форма погружения человека в реальную или (воображаемую) действительность с целью ее изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации.

Игра несет на себе функции: снимает напряжение и способствует эмоциональной разрядке; помогает ребенку изменить отношение к себе и к другим, изменить способы общения, психическое самочувствие.

Игровая технология включает в себя:

• игры и упражнения, формирующее умение выделять характерные признаки предметов;

• группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

• группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;

• группы игр воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, смекалку и т. д. ;

В игре активизируются психологические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие и мышление.

В игре возможно вовлечение каждого в активную работу, эта форма занятия противостоит пассивному слушанию и чтению. В процессе игры интеллектуально пассивный ребёнок свободно выполнит такой объём работы, какой ему совершенно недоступен в обычной ситуации.

У детей дошкольного возраста ведущей деятельностью является игра.

Психологи рассматривают игру в дошкольном возрасте как деятельность, определяющую психическое развитие ребенка, как деятельность ведущую, в процессе которой возникают психические новообразования.

Виды педагогических игр очень разнообразны.

Они могут различаться:

по виду деятельности – двигательные, интеллектуальные, психологические и т. д. ;

по характеру педагогического процесса – обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.

по характеру игровой методики – игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а устанавливается в зависимости от её хода.

по содержанию – музыкальные, математические, логические и т. д.

по игровому оборудованию – настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, и т. д.

Главный компонент игровой технологии – непосредственносистематическое общение педагога и детей.

Воспитательное и обучающее значение игры зависит от :

– знания методики игровой деятельности;

– профессионального мастерства педагога при организации и руководства различными видами игр;

– учёта возрастных и индивидуальных возможностей.

Используя игровые технологии в образовательном процессе, я много использую доброжелательности, стараюсь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрять любую выдумку и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.

Сначала игровые технологии я использовала как игровые моменты. Игровые моменты очень важны в педагогическом процессе, особенно в период адаптации детей в детском учреждении. Работая с детьми четырех – пяти лет для меня основная задача – это формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, умения видеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека, интересного партнера в игре. Использую фронтальные игровые ситуации, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Это игры типа «Хороводные», «Догонялки».

В своей деятельности я ежедневно применяю игровые моменты на занятиях, в свободной деятельности детей, на прогулках,во время разных игр: это и пальчиковая гимнастика в стихотворной и игровой форме,и артикуляционная гимнастика,сюжетно-ролевые игры,дидактические игры,подвижные игры,игры малой подвижности, речевые игры и задания хорошо развивают речь ребенка и готовят к успешному обучению в школе

Игровыемоменты должны присутствовать во всех видах деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра.

Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.

Например: использую игровую ситуацию “” – Кто быстрее докатит свою фигурку до игрушечных ворот?” вовлекая детей в веселую игру –соревнование: ” Такими фигурками может быть шарик и кубик, квадратик и круг.

Дети делают выводы,что острые углы мешают катиться кубику и квадратику: “Шарик катится, а кубик – нет”. Затем это закрепляем в рисованиии квадрата и круга.

Такие игровые технологии, направленные на развитие восприятия.

Технология развивающих игр Б. П.Никитина:

Программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, которые при всем своем разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями.

Читайте также:  Обучение и развитие ребенка младшего школьного возраста

Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т. д. В своих книгах Никитин предлагает развивающие игры с кубами, узорами, рамками и вкладышами Монтессори, планами и картами, квадратами, наборами «Угадайка», «точечками», «часами», термометром, кирпичиками, кубиками, конструкторами.

Дети играют с мячами, веревками, резинками, камушками, орехами, пробками, пуговицами, палками и т. д. и т. п. Предметные развивающие игры лежат в основе строительно-трудовых и технических игр, и они напрямую связаны с интеллектом.

Игровые технологии помогают в развитии памяти, которая так же, как и внимание постепенно становится произвольной. В этом детям помогут игры типа «Магазин»,»Дочки-матери», «Запомни картинку».

Игровые технологии способствуют развитию мышления ребенка. Как мы знаем,что развитие мышления ребенка происходит при овладении тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим. Наглядно-действенное – это мышление в действии. Оно развивается в процессе использования игровых приемов и методов обучения в ходе осуществления действий, игр с предметами и игрушками. Образное мышление – когда ребенок научился сравнивать, выделять самое существенное в предметах и может осуществлять свои действия, ориентируясь не на ситуацию, а на образные представления. На развитие образного и логического мышления направлены многие дидактические игры. Логическое мышление формируется в процессе обучения ребенка умению рассуждать, находить причинно-следственные связи, делать умозаключения.

Естественно, что комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе. Проблемы формирования интеллектуальной готовности к школе решают игры, направленные на развитие психических процессов, а также специальные игры, которые развивают удошкольника элементарные математические представления, знакомят его со звуковым анализом слова, готовят руку к овладению письмом.

Таким образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.

Цель игровой терапии – не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Если с детьми занимаются игровой терапией систематически, то они приобретают способность управлять своим поведением. В их игровой деятельности начинают преобладать сюжетно-ролевые игры с отображением отношений людей. В качестве одного из эффективных видов игротерапевтических средств используются народные игры с куклами, потешками, хороводами, играми-шутками.

Используя в педагогическом процессе народные игры «Кошки – мышки»,«Прятки», «Жмурки», своей работай я не только реализуют обучающие и развивающие функции игровых технологий,но и различные воспитательные функции: одновременно приобщаю воспитанников к народной культуре. Это важное направление компонента образовательной программы детского сада.

Использование игровой технологии театральной деятельности, помогает мне обогащать детей в целом новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.

Подводя итоги сказанного, хочу сделать вывод, что применение игровых технологий в моей педагогической работе помогает влиять на качество образовательного процесса,на повышение эффективности воспитания и обучения детей и на снятие отрицательных последствий образования.

Игровые занятия проходят очень живо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, свободы, равенства, при отсутствии изоляции пассивных детей. Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности.

Таким образом, понимая, что игра – это важный вид деятельности в дошкольном возрасте, я стараюсь организовать ее так, чтобы каждый ребёнок, проживая дошкольное детство, мог получить знания, умения и навыки, которые он пронесёт через всю жизнь. И от того, как я его научу передавать взаимоотношения между людьми, так он и будет строить реальные отношения.

Список использованной литературы:

1. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. – М., 2010.

2. Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. //Управление ДОУ. – 2012. – №5.

3. Пенькова Л. А., Коннова З. П. Развитие игровой активности дошкольников.

4. Аникеева Н. П. Воспитание игрой/Н. П. Аникеева. – Москва, 1997. с. 5-6

5. Елистратова И. Давай с тобой поиграем. //Мой ребенок/И. Елистратова. – №11.-2006.-с. 22-30.

6. Запорожец А. В., Маркова Т. А. Игра и её роль в развитии ребенка дошкольного возраста. – Москва, 1998 г. с-8-12.Воспитатель:

Искра Виктория Васильевна,р. п. Усть -Абакан,2018год

Источник

оксана непомнящая
Игровые технологии в ДОУ в условиях введения ФГОС

Игровые технологии в ДОУ в условиях введения ФГОС

«…Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть»

Эрик Берн

Игра – ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. И с этим никто не спорит. Но как это реализуется в современной практике дошкольного образования?

С каждым новым поколением детей меняется и игровое пространство детства. Если рассматривать современное поколение, то можно увидеть, что коллективным играм дети больше предпочитают информационные технологии. Кто же виноват в этом? Конечно же,вечно спешащие взрослые: бабушки и дедушки живут далеко, мамы и папы обеспокоены престижной работой, а воспитатели в детском саду усиленно готовят детей к школе. Эта тенденция прослеживается не только у нас, но и во многих странах.

Одним из способов решения этой проблемы является технологический подход к организации образовательной работы с детьми.

Необходимость использования педагогических технологий обусловленаследующими причинами:

– социальный заказ (родители, региональный компонент, требования ФГОС);

– образовательные ориентиры, цели и содержание образования (образовательная программа, приоритетное направление, результаты мониторинга и др.).

В Федеральных государственных общеобразовательных стандартах ДО игра рассматривается как важное средство социализации личности ребенка – дошкольника. Право на игру зафиксировано в Конвенции о правах ребенка (ст. 31). С введением ФГОС ДО перед нами встали следующие задачи, направленные на введение игровых технологий в ДОУ:

Читайте также:  Развитие ребенка и здоровьесберегающая деятельность в образовании

• Необходимость объяснения родителям важности игры.

• Обеспечение безопасного пространства для игры (особенно касается дворовых территорий)

• Наличие соответствующей развивающей предметно – пространственной среды, поддерживающей игру.

• Свободное время детей не должно быть жестко программируемым, Педагог должен наблюдать за детьми, понимать их игровые замыслы, переживания.

Ему необходимо завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это легко достигается в том случае, если воспитатель относится к игре серьёзно, с искренним интересом, без обидного снисхождения.

Согласно ФГОС ДОсодержание образовательной программы в ДОУ должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее – образовательные области):

• социально-коммуникативное развитие;

• познавательное развитие;

• речевое развитие;

• художественно-эстетическое развитие;

• физическое развитие.

В условиях введения ФГОСДО для педагогов важно понять: что представляют собой игровые технологии, как использовать их в образовательном процессе?

Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом, в котором закладываются основы личности, вырабатывается воля, формируется социальная компетентность. Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным.

Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Имеет важное значение в воспитании, обучении и развитии детей как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям. Игра является составной частью педагогических технологий.

Педагогическая технология, в дошкольном образовании, представляет совокупность психолого-педагогических подходов, определяющих комплекс форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств для реализации образовательного процесса в ДОУ.

Ценность педагогической технологии в том,что она:

– конкретизирует современные подходы к оценке достижений дошкольников;

– создаёт условия для индивидуальных и дифференцированных заданий.

Игровая технология – это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Игровые технологии – это игровые формы взаимодействия педагога и детей через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакля). Другими словами, понятие «игровые технологии» включает достаточно большую группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Целью игровой технологии является создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей. Главное не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Задачи:

1. Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.

2. Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.

Главный признак педагогической игры в игровой технологии – чётко поставленная цель обучения и соответствующие ей педагогические результаты, характеризующиеся учебно-познавательной направленностью.

Педагог должен быть творцом, даже если имеет дело с заимствованием, т. к. игровая технология– это последовательная деятельность педагога по: отбору, разработке, подготовке игр; включению детей в игровую деятельность; осуществлению самой игры; подведению итогов, результатов игровой деятельности. Игровая технология, как и любая другая технологияимеет концептуальные основы:

Игровая форма совместной деятельности с детьми создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих в качестве средства побуждения и стимулирования ребёнка к деятельности.

Реализация педагогической игры осуществляется в следующей последовательности – дидактическая цель ставится в форме игровой задачи, образовательная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Игровая технология охватывает определённую часть образовательного процесса, объединённую общим содержанием, сюжетом, персонажем.

В игровую технологию включаются последовательно игры и упражнения, формирующие одно из интегративных качеств или знание из образовательной области. Но при этом игровой материал должен активизировать образовательный процесс и повысить эффективность освоения учебного материала.

Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.

Игровые технологии, дают ребёнку: возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли; быть лично причастным к изучаемому явлению (мотивация ориентирована на удовлетворение познавательных интересов и радость творчества); прожить некоторое время в «реальных жизненных условиях».

Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том,что при правильном руководстве становится: способом обучения; деятельностью для реализации творчества; первым шагом социализации ребёнка в обществе.

Воспитательное и обучающее значение игры зависит от:

– знания методики игровой деятельности;

– профессионального мастерства педагога при организации и руководстве различными видами игр;

– учёта возрастных и индивидуальных возможностей.

На современном этапе игровая деятельность в качестве самостоятельной технологииможет быть использована: для освоения темы или содержания изучаемого материала; в качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); как часть образовательной программы, формируемой коллективом ДОУ.

Игра, как правило, собственная инициатива детей, поэтому руководство педагога при организации игровой технологиидолжно соответствовать требованиям:

– выбор игры – зависит от воспитательных задач, требующих своего разрешения, но должен выступать средством удовлетворения интересов и потребностей детей (дети, проявляют интерес к игре, активно действуют и получают результат, завуалированный игровой задачей – происходит естественная подмена мотивов с учебных на игровые);

– предложение игры – создаётся игровая проблема, для решения которой предлагаются различные игровые задачи: правила и техника действий;

– объяснение игры – кратко, чётко, только после возникновения интереса детей к игре;

игровое оборудование – должно максимально соответствовать содержанию игры и всем требованиям к предметно-игровой среде по ФГОС;

– организация игрового коллектива – игровые задачи формулируются таким образом, чтобы каждый ребёнок мог проявить свою активность и организаторские умения. Дети могут действовать в зависимости от хода игры индивидуально, в парах или командах, коллективно.

Читайте также:  Фонетико фонематическое развитие речи ребенка

– развитие игровойситуации – основывается на принципах: отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру; наличие игровой динамики; поддержание игровой атмосферы; взаимосвязь игровой и неигровой деятельности;

– окончание игры – анализ результатов должен быть нацелен на практическое применение в реальной жизни.

Главный компонент игровой технологии – непосредственное и систематическое общение педагога и детей.

Игровая технология:

– активизирует воспитанников;

– повышает познавательный интерес;

– вызывает эмоциональный подъём;

– способствует развитию творчества;

– максимально концентрирует время занятий за счёт чётко сформулированных условий игры;

– позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала.

Виды педагогических игр очень разнообразны.Они могут различаться:

По виду деятельности – двигательные, интеллектуальные, психологические и т. д. ;

По характеру педагогического процесса – обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.

По характеру игровой методики – игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а устанавливается в зависимости от её хода.

По содержанию – музыкальные, математические, социализирующие, логические и т. д.

По игровому оборудованию – настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссёрские и т. д.

Игровые занятия проходят очень живо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, свободы, равенства, при отсутствии изоляции пассивных детей. Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности.

«Современные игровые технологии обучения ДОУ»

Какие современные технологии вы знаете?

«Здоровьесберегающая» технология;

«Игровая» технология»;

Технология проектной деятельности;

Информационно-коммуникативные технологии;

Личностно-ориентированные технологии;

Технология «ТРИЗ»;

Технология «Проблемного обучения»;

Технология «Марии Монтессори».

Марии Монтессорисоздала педагогическую систему, которая максимально приближена к той идеальной ситуации, когда ребенок обучается сам.Система состоит из трех частей: ребенок, окружающая среда, учитель. В центре всей системы стоит ребенок. Вокруг него создается специальная среда, в которой он живет и учится самостоятельно. В этой среде ребенок совершенствует своё физическое состояние, формирует моторные и сенсорные навыки, соответствующие возрасту, приобретает жизненный опыт, учиться упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, приобретает знания на собственном опыте. Учитель же наблюдает за ребенком и помогает ему, когда это требуется. Основа педагогики Монтессори, ее девиз – “помоги мне это сделать самому”.

Зайцев Николай Александрович. Пособия “Кубики Зайцева”, основаны на естественной потребности любого ребенка в игре и на системности подачи материала.

Зайцев увидел единицу строения языка не в слоге, а в складе. Склад – это пара из согласной с гласной, или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Пользуясь этими складами (каждый склад находится на отдельной грани кубика, ребенок начинает составлять слова.

Кубики он сделал различными по цвету, размеру, и звону, который они создают. Это помогает детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими.

Борис Павлович Никитин. Игры Никитина «Сложи узор» не только безумно нравятся детям, но и невероятно полезны для раннего развития. В процессе занятий у детей развивается воображение, мелкая моторика, активизируется творческая деятельность, ребенок учится анализировать, синтезировать, впоследствии самостоятельно изобретает новые узоры. Кроме того, малыш начинает различать понятия «маленький – большой», «низкий –высокий», запоминает основные цвета и многое другое.

ЗолтанДьенешЛогические игры с блоками Дьенеша способствуют развитию логических, комбинаторных и аналитических способностей детей. Ребенок разделяет блоки по свойствам, запоминает и обобщает.

Игровые упражнения по методике Дьенеша доступно знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями и основами информатики.Блоки способствуют развитию у детей мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, а также логического мышления, творческих способностей и познавательных процессов – восприятия, памяти, внимания и воображения.

•С блоками Дьенеша могут играть дети разного возраста: от самых маленьких (с двух лет) до начальной (и даже средней) школы.

Джордж Кюизенер. Разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей.

Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками. В наборе содержатся палочки-призмы 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем большее значение числа она выражает.

Отец и дочь – Железновы Сергей Станиславович и Екатерина Сергеевна являются авторами программы и методических разработок раннего музыкального развития «Музыка с мамой». Ими выпущено много разнообразных аудио и видеодисков с веселой музыкой, красивыми мелодиями, простыми песенками, ярким исполнением, направленных на развитие музыкальных способностей и абсолютного слуха малышей практически с самого их рождения. Методика «Музыка с мамой» пользуется популярностью во многих странах мира.

Достоинство игровых технологий

• игра мотивирует, стимулирует и активизирует познавательные процессы детей – внимание, восприятие, мышление, воображение;

• игра, востребовав полученные знания, повышает их прочность;

• происходит повышение интереса к изучаемому объекту практически у всех детей в группе;

• игра позволяет гармонично сочетать эмоциональное и логическое усвоение знаний.

«… ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Вся его жизнь – это игра.» (А. С. Макаренко)

Литература:

Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. – М., 2010.

Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. //Управление ДОУ. – 2012. – №5.

Карпюк Г. А. Реализация права ребенка на игру. //Старший воспитатель. – 2007 – №6.

Пенькова Л. А., Коннова З. П. Развитие игровой активности дошкольников.

Источник