Игровые технологии в познавательном речевом развитии ребенка

Игровые технологии в познавательном речевом развитии ребенка thumbnail

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 95 «Звоночек»

муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым

Консультация-практикум.

«Игровые технологии в речевом и познавательном развитии дошкольников».

Подготовила:

Старший воспитатель Михайлова Г.Б.

Симферополь, 2018г.

«Игра – путь детей к познанию мира,

в котором они живут и который

призваны изменить» А.М. Горький.

Игровые технологии широко применяются в дошкольном возрасте, так как игра в этом возрасте является ведущей деятельностью в этот период.

Игровая педагогическая технология — организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога по: отбору, разработке, подготовке игр; включению детей в игровую деятельность; осуществлению самой игры; подведению итогов, результатов игровой деятельности.

Игровая технология должна быть направлена на решение таких задач:

  • дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;

  • деятельность подчиняется правилам игры;

  • учебный материал используется в качестве ее средства;

  • в деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Игровая форма организованной образовательной деятельности, создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулированию детей к обучению.

Игровая технология включает в себя:

  • игры и упражнения, формирующее умение выделять характерные признаки предметов;

  • группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

  • группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;

  • группы игр воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, смекалку и т.д.;

Главный компонент игровой технологии — непосредственно систематическое общение педагога и детей.

Различные игровые технологии – это неотъемлемая часть педагогической деятельности. В своей работе я использую такие игровые технологии, как ТРИЗ, блоки Дьенеша, игры Воскобовича. И я предлагаю Вам вспомнить эти игровые технологии и закрепить знания в интересных играх-заданиях.

Итак, начнем:

  1. ТРИЗ-технология.

Методы теории решения изобретательских задач (далее ТРИЗ) позволяют наилучшим образом (быстро и качественно)  решать проблемы речевого развития.

Основной формой  обучения по технологии ТРИЗ – является система творческих заданий, реализация которых позволяет достаточно быстро научить ребенка создавать какой-либо речевой  творческий продукт. Играя со словом, дети начинают понимать родной язык, усваивают его структуру, учатся разговорной речи.

Использование методов ТРИЗ дает несомненные преимущества:

  • в активизации познавательной деятельности детей;

  • в создании мотивационных установок на проявление творчества;

  • в создании условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами, антонимами);

  • повышает эффективность овладения всеми языковыми средствами; осознанность в построении лексико-грамматических конструкций;

  • повышает гибкость аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности.

Предлагаю вашему вниманию игры и пособия с использованием методов технологии ТРИЗ.

Метод технологии ТРИЗ «Сенсорный ящик».

Цель: развитие умения обследовать предмет с помощью различных анализаторов; умения формулировать и задавать вопросы.

Ход игры: В сенсорном ящике спрятан какой-то фрукт.

Что это, дети должны угадать, задавая вопросы, используя условные обозначения анализаторов (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус) на полях сенсорного ящика. На вопросы детей отвечает воспитатель.

Зрение: Какой он формы? (он овальной формы)

Какого он цвета?  (он желтый)

Какого он размера? (по сравнению с арбузом – он маленький, по сравнению с вишней – большой)

Сколько у него частей? (у него есть кожица, мякоть, семечки, дольки)

Осязание: Какой он на ощупь? (он шероховатый на ощупь)

Слух: Он издает звук? (нет)

Обоняние: Он пахнет? (да)

Какой запах у этого предмета? (у него кисловатый запах)

Вкус: Это съедобный предмет? (да)

Какой он на вкус? (он кислый)

Это лимон. Правильный ответ.

Тема: «Логический поезд»

Перед вами набор из 10 различных картинок. Вам необходимо составить логический поезд из всех предложенных картинок, объясняя, почему следующая картинка подходит предыдущей.

Тема «Системный оператор»

Перед Вами «пятиэкранка». В центре располагается данный предмет в настоящем.

Метод технологии ТРИЗ «Системный оператор».

Цель: формирование у детей умения системно мыслить по отношению к любому объекту, расширение кругозора, обогащение словаря, развитие связной монологической речи, развитие творческого воображения

Ход игры: С помощью стихотворения в игровой форме коллективно составляем рассказ о легковом автомобиле.

Если мы рассмотрим что-то,

Это что-то для чего-то….

Это что-то часть чего-то….

Это что-то из чего-то…

Чем-то было это что-то…

Что-то будет с этим что-то…

Что-то ты сейчас возьми,

На экране рассмотри…

 Если мы рассмотрим что-то, это что-то для чего-то…

Для чего нам нужен легковой автомобиль? (Он нужен для того, чтобы возить людей,  ездить на дальние расстояния, передвигаться с одного места в другое).

 Это что-то часть чего-то…

Частью чего является легковой автомобиль? (Автомобиль – это часть транспорта, это наземный транспорт).

 Это что-то из чего-то…

Какие части есть у легкового автомобиля?

(У автомобиля есть колеса, руль, педали, мотор, сиденья, дверцы, капот, багажник, фары).

Читайте также:  Развитие ребенка 6 месяцев ребенку

 Чем-то было это что-то…

Всегда ли люди ездили на автомобилях? (нет).

На чем люди ездили раньше? (на лошадях, на телегах). Потом люди придумали первый автомобиль. Он выглядел не так, как современные автомобили. У него был очень большой мотор. Ему нужно было много топлива. Он ездил не очень быстро.

 Что-то будет с этим что-то…

Всем ли хороши современные автомобили? (нет). Что в них вам хотелось бы изменить? (нужно, чтобы они были прочные, чтобы не разбивались в авариях, чтобы не загрязняли воздух, чтобы могли не только ездить, но и летать и плавать…).

Затем можно составить весь рассказ с опорой на картинки «Системного оператора».

Перед Вами картинки к системному оператору «Колобок», «Дом». Необходимо правильно их расставить и озвучить рассказ.

Молодцы!

Сегодня мы с Вами приоткрыли страничку ТРИЗ-технологии, но в ней еще много и много интересного для развития творчества педагога и детей!

  1. Блоки Дьенеша.

В своей работе по развитию логико-математических способностей я использую логические блоки Золтана Дьенеша – всемирно-известного венгерского профессора, математика, специалиста по психологии, создателя прогрессивной авторской методики обучения детей – «новая математика». Почему я взяла для работы именно эти блоки? Потому, что они способствуют развитию таких мыслительных операций, как классификация, группировка предметов по свойствам, исключение лишнего, анализ, синтез. Дети учатся догадываться, доказывать.

Сегодня я познакомлю вас с некоторыми методами работы с логическими блоками.

Предложить участникам мастер-класса блоки Дьенеша

Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур (презентация набора Блоков Дьенеша):

а) четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);

б) четырех цветов (красный, синий, желтый, зелёный);

в) двух размеров (большой, маленький);

г) двух видов толщины (толстый, тонкий).

В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. В играх с логическими фигурами используются карточки с символами свойств. На карточках условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Всего 11 карточек. И 11 карточек с отрицанием свойств, например: не красный.

1 задание: «Найди лишний блок». Предлагается цепочка фигур в ряд, где одна фигура лишняя. По какому признаку подобраны фигуры, и почему одна из фигур лишняя.

2 задание: «Измени цепочку по одному признаку». Предлагается цепочка фигур, необходимо продолжить ряд, изменив по одному признаку (цвет, размер, толщина, форма). Усложняем задание, изменяем по двум признакам, по трем и по четырем признакам.

3. «Построй ряд». Выложите произвольно ряд из 5–6 фигур, а сейчас постройте нижний ряд таким образом, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда, оказалась фигура другого размера. Варианты – другой формы, другого цвета.

4 задание «Отрицание: кодировка и декодировка». Это фигуры с противоположным значением. Например, не красный – это желтый, синий. Не толстый, значит тонкий и т.д. Найдите фигуру: красная, не треугольная, не круглая, не квадратная, тонкая, большая. (карточка «Поставь блок в заданный угол»)

Сейчас я предлагаю вам стать «спасателями». К несчастью, в жизни бывают чрезвычайные ситуации, бедствия. Задача «спасателей» (т.е. ваша задача) – подготовить транспорт к выезду в район бедствия. Выложите из блоков Дьенеша транспорт по схемам.

Таким образом, блокам Дьенеша способствуют развитию умения анализировать и сравнивать предметы по их свойствам.

3. игровая технология «Сказочные лабиринты игры» автор Воскобович В.В., , которая направлена на интеллектуально-творческое развитие детей 3-7 лет.

Особенность ее в том, что в этой игре выстраивается почти весь процесс обучения ребенка. “Сказочные лабиринты игры” – это форма взаимодействия взрослого и детей через реализацию определенного сюжета (игры и сказки). При этом образовательные задачи включены в содержание игры.

Дополнительную игровую мотивацию создают и методические сказки. В их сюжеты органично вплетается система вопросов, задач, упражнения, заданий. Очень удобно – взрослый читает сказку, ребенок ее слушает и по ходу сюжета отвечает на вопросы, решает задачи, выполняет задания.

Построение такой детской игровой деятельности, в результате которой развиваются психические процессы внимания, памяти, воображения, мышления, речи. Постоянное и постепенное усложнение игр (“по спирали”) позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то “предметного” результата.

  • Развивающая среда – Фиолетовый лес

По сути, это развивающая сенсомоторная зона. Ее делают из фанеры, ковролина, рисуют на стене, ткани. Ребенок действует здесь самостоятельно: играет, конструирует, тренируя те умения, которые приобрел в совместной деятельности со взрослым. В Фиолетовом Лесу обязательно находятся сказочные персонажи.

Каждая игра занимает определенную область в Фиолетовом Лесу и имеет своего персонажа, например:

  • Игра «Геоконт» – Чудесная Поляна Золотых Плодов, персонажи – Малыш Гео, Ворон Метр, Паук Юк, паучата Ромбик, Плюсик, Вопросик, Фантик, Лучик.

Читайте также:  Развитие грудного 3 месячного ребенка

С этими персонажами Вы встретитесь в сказках-методиках к каждой игре.

Примеры игр

1. «Конструктор букв». Из его элементов-модулей можно сложить любую букву алфавита. Такое конструирование помогает ребенку запомнить моторный образ буквы и в дальнейшем не путать П и Н, Б и В, С и О.

2. “Четырехцветный квадрат Воскобовича” представляет собой тканевую основу, на которую наклеены пластиковые треугольники. Одна сторона “Квадрата” – красного и синего цвета, другая – зеленого и желтого. Между треугольниками остаются полоски ткани, по которым квадрат можно сгибать.

Складывая четырехцветный «Квадрат» по линиям сгиба в разных направлениях, ребенок конструирует геометрические и предметные фигуры по схеме или собственному замыслу. Четыре цвета усложняют игру, делают ее более красочной, развивают пространственное мышление и фантазию.Сказка – это дополнительная игровая мотивация, которая побуждает детей выполнять необходимое по сюжету действие и добиваться результата. Ведь это так важно – помочь Квадрату превратиться в звездочку, башмачок или котенка. Главы сказки так и называются «превращения». Их девятнадцать.

В самом обыкновенном городе, в самом обыкновенном доме, жила совсем обычная семья: мама Трапеция, папа Прямоугольник и их сынишка Квадрат. Братишек и сестричек у Квадрата не было, но зато был дедушка Четырехугольник, который жил в другом городе. Дедушка жил далеко, потому что добираться к нему надо было по суше, по воде и даже по воздуху. Так говорил папа. Дедушка Четырехугольник часто писал письма. Однажды за завтраком папа сказал, что вчера он снова получил от дедушки письмо. Дедушка передает всем привет, желает доброго здоровья и спрашивает, кем его любимый внук Квадрат мечтает стать.

После завтрака мама с папой ушли на работу, а Квадрат остался дома один. «Интересно, а кем я могу стать?» – вспомнил Квадрат дедушкин вопрос и подошел к зеркалу. На него смотрел обыкновенный Квадрат, у которого все стороны были равны. «Всюду одинаковый и ничем не примечательный, – думал про себя Квадрат. – То ли дело домик во дворе: такой стройный, такой нарядный! Вот если б я мог стать домиком!» Квадрат подумал об этом и вдруг почувствовал, что уголки его пришли в движение, и он как-то необычно сложился. Квадрат снова посмотрел на себя в зеркало и увидел ДОМИК. Конечно он этому немного удивился, но невеселые мысли отвлекли его, и он снова превратился в Квадрат. Далее Квадрат вспоминает Новогодний праздник и пушистую нарядную ёлку и висящую на ней конфету. «Вот бы мне стать конфетой» – подумал Квадрат и снова почувствовал, что уголки его ожили. Из зеркала на Квадрат смотрела КОНФЕТА. Чудесные превращения Квадрата продолжались. То он превратился в летучую мышь, то в конверт и семафор. «Превращусь-ка я в мышку» – решил Квадрат, и вскоре МЫШКА схватила письмо, которое написал Квадрат любимому дедушке, и побежала!

Уважаемые коллеги! Вы можете придумывать свои истории, только стоит проявить немного фантазии! А может быть, вам, помогут и ваши воспитанники!

3. ГЕОКОНТ в народе называется просто — дощечка с гвоздиками. Через гвоздики протянута разноцветная резинка таким образом, что получаются контуры геометрических фигур. Задания различаются в зависимости от возраста детей:

– маленькие просто выдумывают свою геометрическую фигуру,

– дошкольники постарше – «натягивают» фигуру по шаблону.

Попробуйте на геоконте с помощью резинок создать образы:

«Большую поляну освещало солнышко. На ней расцвел удивительный цветок. Прилетела бабочка. Подул ветерок и бабочка улетела в свой домик».

Молодцы! Творите сами! Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов! Творческих Вам успехов!

Источник

Современные игровые технологии в развитии речи дошкольников.

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и

фонетически чистой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения  ребенка. Правильная речь является одним из показателей

готовности ребенка к обучению в школе, залогом успешного усвоения грамоты и  чтения. Поэтому воспитанию правильной речи в дошкольном возрасте следует уделять особое внимание. Работу по формированию правильной речи  необходимо начинать уже в среднем дошкольном возрасте (4­5 лет).В настоящее время в дошкольном образовании для развития речи детей широко применяются игровые технологии. Такой выбор не случаен, поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Игровая мотивация,  как известно, доминирует над учебной, но, что особенно важно, на ее базе формируется готовность к обучению в школе.

Психолого­педагогические исследования доказали положительную роль

игры в развитии и обучении детей. В работе по развитию речи дошкольников

использование игровых технологий оптимизирует коррекционное воздействие, 

делает процесс обучения более интересным и занимательным для детей, а, 

следовательно, и более эффективным.

Игра – вид деятельности в ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Игровая деятельность выполняет функции: развлекательную (развлечь, воодушевить, пробудить интерес); самореализации в игре как полигоне человеческой практики; игротерапевтическую (преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности); коммуникативную (освоение диалектики общения); диагностическую (выявление отклонений от нормального поведения, самопознание в процессе игры); коррекции (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей); межнациональной коммуникации (усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей); социализации (включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития).

Читайте также:  Центр развития ребенка детский сад 394 омск

Понятие “современные игровые технологии в развитии речи ” включает достаточно обширную группу методов и приемов организации

педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для применения игровых технологий в обучении.

Рассмотрим некоторые из них:

1.дидактическая игра.

2.Театрализованные игры

3.Пальчиковые игры 

4.Игровые приёмы при заучивании стихотворений,

5.Игровые приёмы при развитии ЗКР,

6.Игры и упражнения на произношение шипящих звуков

1.Дидактическая игра является основным видом игр, используемых в работе по развитию речи,

 Дидактическая игра представляет собой многословное,

сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения

детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной

игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

Существуют следующие виды дидактических игр:

  • игры с предметами (игрушками),
  • настольно­печатные игры,
  • словесные игры.

Таким образом, для развития речи детей дошкольного возраста

рекомендуется использовать дидактические игры.

Практически все задачи речевого развития детей-дошкольников можно реализовать на основе театрализованной игры.

2.Театрализованные игры можно разделить на две основные группы:

  • – игры – драматизации;
  • -режиссерские игры.

2.1  В играх – драматизациях – ребенок исполняя роль в качестве «артиста» самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются:

  • -игры – имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
  • ролевые диалоги на основе текста;
  • инсценировки произведений;
  • -постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
  • игры – импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.

 2.2 В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист» и «режиссер» управляет «артистами». Озвучивая «героев» и комментируя сюжет, он пользуется различными средствами выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием используемых театров: настольный, плоскостной, пальчиковый, бибабо, театр в коробке, кукольный, театр игрушек.

3. Пальчиковые игры – прекрасное средство переключить детей на другой вид деятельности. А проговаривание стихов одновременно с движениями, делает речь детей более ритмичной, громкой, четкой и эмоциональной. Например,

На поляне дом стоит,

На двери замок висит,

За дверями стоит стол,

Вокруг дома –  частокол

Тук-тук  – дверь открой

Заходите, я не злой

4.Игровые приёмы при заучивании стихотворений…

Декламируя стихотворение,  дети имитируют сюжет при помощи слов, мимики и жестов. При разучивании потешек, прибауток, стихов учим детей не только правильно произносить звуки, но и изображать движения действующих лиц. Например, при расчесывании проговариваем и обыгрываем потешку:

«Расти коса до пояса»; при умывании – «Кран, откройся» или «Водичка, водичка». Дети с удовольствием читают потешку и выполняют движения, сопровождая жестами и мимикой.

 Сочинительство.

Сочинение стихотворений. По мотивам японской поэзии

1. Название стихотворения.

2. Первая строка повторяет название стихотворения.

3.Вторая строчка-вопрос, какой, какая?

4. Третья строчка-действие, какие чувства вызывает.

5. Четвёртая строчка повторяет название стихотворения.

Сказкатерапия.( Сочинение детьми сказок)  

« Салат из сказок» смешивание разных сказок

« Что будет, если…?» сюжет задаёт воспитатель

« Изменение характера персонажей» старая сказка на новый лад

« Использование моделей» картинки-геометрические фигуры

« Введение в сказку новых атрибутов» волшебные предметы, бытовые приборы и т.д.

« Введение новых героев» как сказочных, так и современных

« Тематические сказки» цветочные, ягодные и т.д.

5. Игровые приёмы при развитии ЗКР

Четкое проговаривание чистоговорок и скороговорок развивает звуковую культуру речи. Дети произносят чистоговорки, меняя силу голоса, т.е. тихо, громче, громко; и меняя интонацию: удивленно, вопросительно, испуганно). Например, «Са-са-са – вот летит оса».

6.Игры и упражнения на произношение шипящих звуков.

Так, после рассматривания картинки «Еж и ежата» взрослый предлагает выполнить ряд заданий: четко произнести фразы со звуками «Ш» и «Ж» («Ша-ша-ша — мы купаем малыша; шу-шу-шу — дам грибочек малышу; ши-ши-ши — где гуляют малыши? или: жа-жа-жа — мы увидели ежа; жу-жу-жу — мы грибок дадим ежу; жи-жи-жи — где грибы берут ежи?»). Такие упражнения помогают детям освоить интонацию вопроса и развивают у них чувство ритма. Вычленяя звук при четком произнесении слова, фразы, ребенок подводится к пониманию терминов «звук», «слово».

Таким образом, развитие речи в игровой форме деятельности дает большой результат: наблюдается желание абсолютно всех детей участвовать в этом процессе, который активизирует мыслительную деятельность, обогащает словарный запас детей, развивает умение наблюдать, выделять главное, конкретизировать информацию, сопоставлять предметы, признаки и явления, систематизировать накопленные знания.

Источник