Игровые технологии в интеллектуально творческом развитии ребенка
Наталья Цой
Современные игровые технологии как средство интеллектуального развития дошкольников
Современные игровые технологии как средство
интеллектуального развития дошкольников.
Внедрение ФГОС ориентирует сегодня педагогов на воспитание личности, обладающей интегративными качествами, такими, как инициативность и любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, самостоятельность, способность решать интеллектуальные, личностные задачи.
Следовательно, меняются и функции педагога. Сегодня он -организатор интеллектуального поиска, эмоционального переживания и практического действия.
Современные педагоги должны ориентироваться на развивающее обучение, использовать такие технологии, в которых сочетались бы познавательные, игровые, поисковые и учебные элементы в процессе интеллектуального развития дошкольников.
Что же такое интеллект? Найти одно верное определение очень сложно, их сегодня насчитывается больше 70-ти.
Одни психологи утверждают, что это набор определенных знаний и умений, другие считают, что это способность усваивать информацию и использовать в необходимый момент.
Альфред Бине считал, что интеллект – понятие врожденное и остается неизменным на протяжении жизни. К высшим психическим процессам он относил внимание, понимание, память, воображение, эстетическую оценку, моральное суждение, визуальное ощущение пространства.
Жан Пиаже говорил о том, что на интеллект влияют наследственность и среда. Поэтому необходимо создавать условия для развития интеллекта. Пиаже считал, что пополнение знаний без интереса, бессмысленное «наращивание» интеллекта, может привести к обратному процессу.
Л. С. Выготский считал, что интеллект — это не сумма знаний и умственных операций, а то, что способствует их успешному усвоению. Термин «интеллект» он отождествлял с мышлением, отмечал тесную взаимосвязь между развитием речи и интеллектом.
М. А. Холодная отмечает, что с психологической точки зрения назначение интеллекта – создавать порядок из хаоса, уметь подстраивать свои потребности под объективные требования реальности.
Порой, говоря об интеллекте, в психологии имеют в виду развитие познавательных процессов.
В. В. Зеньковский, Д. Б. Эльконин, П. Я. Гальперин рассматривали интеллект как сложное интегральное образование, включающее разные познавательные процессы и функции (мышление, память, внимание, воображение, речь) в их взаимосвязи.
Развитие познавательных функций – традиционное и наиболее разработанное направление работы педагога-психолога в детском саду. В старшем дошкольном возрасте происходят коренные изменения в развитии всех психических процессов. Из непроизвольных они переходят в осознанные, произвольные и опосредованные.
Тем не менее, игра остается ведущим и самым привлекательным для детей видом деятельности. Согласно периодизации детских игр по Д. Б. Эльконину, возраст 6-7 лет является сензитивным для освоения игр с правилами, к ним относятся и развивающие игры-головоломки.
В современной педагогике существует огромное количество игр, которые развивают логическое мышление, смекалку и сообразительность, учат рассуждать и гибко мыслить.
Почти каждая игра может быть развивающей, если не делать за ребенка то, что он сам может сделать, не думать за него, если он сам может додуматься.
В своей работе со старшими дошкольниками я использую современные развивающие игры и головоломки Евгения Тихонова. Этот автор – разработчик новых, интересных игр, которые привлекают своей неординарностью, ярким дизайном, разнообразием и множеством игровых операций на основе одной игры.
Например, магнитный танграм «Счастливый эллограм» Е. Тихонова
Развивающий потенциал эллограма может соперничать даже с шахматами. Он развивает способность к свободному творчеству и эстетический вкус, аналитическое, пространственное и системное мышление, внимание, память. В наборе 2 двухсторонних эллипса. Из элементов можно собрать 100 головоломок,в которых есть 2 задачи: составить заданную фигуру и придумать свою.
Следующая игра – домино Е. Тихонова.
Игра аналогична классической игре в домино, но интересна тем, что есть множество вариантов построения рисунка-дорожки. Привлекательность игры в том, что построение дорожки усложняется с каждым уровнем. Поскольку игра коллективная, она развивает не только познавательные процессы, но и эмоционально-личностные качества дошкольников.
Также есть возможность для развития творческого потенциала – ребята проявляют инициативу построить свои, новые виды дорожек.
Среди множества интересных игр Е. Тихонова – игры «Бабочки», «Магистрали», «Плитки», «Кристаллики», «Паркет», «Бруски», «Два плюс один».
Сегодня с развитием компьютерных технологий стали активно разрабатываться компьютерные развивающие игры.
Мы в детском саду работаем в ногу со временем, поэтому приобрели комплект компьютерных мини-роботов «Bee-bot» или «Умная пчела». Это – программируемый напольный робот, легкий в управлении, у него сверхпрочный корпус, он – наш помощник в обучении первичным навыкам программирования, развивает пространственное и структурное мышление.
Мини-робот «Умная пчела»:
– понимает 6 различных команд,
– встроенная память рассчитана на 40 команд,
– шаг перемещения = 15 см,
– поворачивает на угол 90* вправо и влево,
– возможно сделать паузу после выполнения одной команды перед началом другой,
– заряжается через USB или любым зарядным устройством современного сотового телефона,
– подтверждение ввода и выполнения команд осуществляется звуковой и световой индикацией (горят глазки,
– выполнение команды можно остановить, нажав на 1 кнопку,
– полная очистка памяти – нажатие 1 кнопки.
К мини-роботу выпускаются различные коврики, у нас есть «Геометрические фигуры», «Ферма», «Остров сокровищ». Они позволяют придумывать разнообразные задания-приключения и развивать творческое воображение детей.
Перевернув коврики, я сделала новые, нарисовала к ним сюжетные картинки, заламинировала и приклеила. Так появились коврики «Фиксики», «Винни-Пух и его друзья», «Три поросенка».
Следующая авторская игра «Эскимо».
Это набор из 12 эскимо. Игра развивает зрительного восприятия, память, внимание, мышление.
Вариантов игры много:
1) Выкладываем все мороженое (начинаем с 6-7 штук) рисунком вверх на одну минуту. Ребенок смотрит и запоминает. Затем переворачиваем картинки обратно. Просим ребенка угостить Вас, например, апельсиновым мороженым, а затем клубничным.
2) Усложненный вариант. Просим ребенка угостить Вас мороженым, например, из ягод красного цвета или из фрукта круглой формы или угостить таким эскимо, у которого название начинается с такой-то буквы.
3) По типу «Угадай, что изменилось». Раскладываем эскимо в ряд картинками вверх. Для начала можно взять не все мороженное, а штучек 6. Ребенок внимательно смотрит 1 минуту и запоминает последовательность. Затем он отворачивается, а Вы либо меняет что-то местами, либо убираете одно. Когда он снова повернется, его задача определить, что изменилось.
Еще одна авторская игра «Елочка»
В комплект игры входит елочка и набор разноцветных кругов-«елочных» шариков. Игра развивает цветовое восприятие, память, пространственное мышление, мелкую моторику.
Играть можно как одному ребенку, так и в группе.
Вариантов игры также несколько:
1. Можно нарядить елочку по образцу (развитие зрительно-моторной координации,
2. Нарядить елочку шариками только теплых (холодных) оттенков,
3. Нарядить елочку разными шариками, чтобы цвета их не повторялись,
4. Игра по типу «Угадай, что изменилось», «Угадай, какого шарика не хватает»,
5. Ребенок смотрит на наряженную елочку, затем отворачивается, педагог убирает все шарики. Задача ребенка – вспомнить, как елочка была наряжена и восстановить наряд.
К сожалению, далеко не всегда интеллектуально развитый человек успешен в жизни. Очень важно, как он чувствует себя в социуме, насколько умеет общаться с людьми, способен справляться с эмоциями.
Для развития эмоционального интеллекта я использую авторскую игру
«Конструктор эмоций».
Комплект состоит из нескольких овалов лица, нескольких пар глаз, губ, бровей. Все детали на магнитах.
Варианты игры:
Игра «Собиралки»
1 вариант. Предложить детям собрать ту или иную эмоцию, обозначить её и обсудить, почему у созданного персонажа такое настроение. Что у него случилось, какая история произошла? Или помочь герою сменить печаль на радость и страх на удивление, просто перекладывая части лица, а затем придумать историю.
2 вариант. Игра проводится в паре. Дети совместно придумывают историю, при этом составляя то или иное выражение лица – эмоцию. Затем можно проиграть ситуацию в виде диалога между созданными образами.Например: диалог между бабушкой и внуком.
Игра «Покажи на себе»
Для игры следуют составить из «конструктора эмоций» определенное выражение лица, а дети с помощью зеркал повторяют это выражение. Далее детьми можно побеседовать, какая им эмоция была более ближе, приятней, а какая наоборот и почему. Предложить вспомнить жизненные ситуации, которые вызывали у них грусть, радость, удивление, страх и т. п.
Игра «Послушай и собери»
Детям предлагается послушать литературные произведения – рассказы, стихи, сказки, в которых прорабатывается та или иная эмоция. Прослушав, дети с взрослым обсуждают прочитанное и собирают нужную эмоцию на доске.
Например: отрывок и из стихотворения Т.Шорыгиной:
«Не хочу быть трусом»:
Я боюсь признаться маме,
Что разбил кувшин с цветами.
Весь от страха я трясусь,
Я, наверно, просто трус! или
…Я позвал во двор ребят,
Взял сестру и братца-
Будем все кататься!
Дал Сереже и Алеше,
Дал Андрею, Кате, Гоше,
Пусть порадует ребят
Серебристый самокат
Мы играли очень дружно –
Радостью делиться нужно. (Т. А. Шорыгина «Мне купили самокат»)
Также вызывают большой интерес у дошкольников игры-головоломки марки «Бондибон». Их около 50 разновидностей.
Например, игра «Грузовички»
Игра:
– знакомит ребёнка с разными геометрическими формами,
– тренирует мелкую моторику, пространственное воображение, логику и фантазию,
– развивает умение компактно упаковать предметы в ограниченном объёме
Цель игры: разместить груз так, чтобы он не выступал над верхним краем кузова.
К игре прилагается буклет с заданиями. Задания имеют 4 уровня сложности, от простого – к сложному.
Игра “Цветовой код”
Содержит 100 заданий. Имеет так же 4 уровня сложности. Играть можно как одному, так и в группе.
Игра развивает
– цветовое восприятие, -воображение.
– пространственное и логическое мышление.
В набор входят прозрачные пластиковые пластины с рисунком, подставка и буклет с заданиями.
Задача ребенка – воссоздать рисунок-задание, правильно сложив друг на друга пластины.
Игра «Деловая Маша» – игра на развитие
– логического мышления, внимания, памяти,
– зрительного и пространственного восприятия.
Игра представляет собой книжку на пружине. На левой стороне задания, на правой – магнитное игровое поле с 4 деталями.
Цель:
расположить магнитные детали таким образом, чтобы виднелись только те ягодки, которые нужны Маше для варенья (указаны в задании). Вариант решения только один.
В игре 48 заданий, 4 уровня сложности. С заданием из группы Мастер справится не каждый взрослый (из личного опыта, играли со взрослыми на время). Игра не такая простая, как может показаться с первого взгляда.
Хочется отметить, что игра идеально подходит для путешествий с детьми.
Также хочу вас познакомить с древней китайской головоломкой «Башня Ханой».
Цель игры:
перенести кольца с одной стойки на другую и построить башню в такой же последовательности, как исходная. Брать по одному кольцу. Нельзя класть кольцо большего диаметра на кольцо меньшего диаметра.
Китайские монахи играют в эту игру с 64 кольцами. Для обыденного игрока перенести 8 колец – достаточно непростая задача. Для этого потребуется сделать 255 операций. Для старших дошкольников я оставляю 4 кольца, для их переноса нужно совершить 15 операций, для 5 колец-31, а для 6 – 63 операции.
Следующая игра «Четыре в ряд». Она напоминает традиционную игру «Крестики-нолики».
Цель игры:
первым расположить по горизонтали, вертикали или диагонали 4 фишки своего цвета.
Развивает
– мелкую моторику, внимание, память,
– логическое мышление, умение прогнозировать.
К тому же, эту игру можно использовать не совсем по назначению – составлять с детьми узоры из фишек.
Сегодня процесс обучения и развития дошкольников – это не готовый конспект, а поиск и сотворчество, постоянно развивающаяся форма.
Например, одной из таких форм являются интеллектуальные игры.
Я провожу с ребятами игры «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы», шашечные турниры, турниры по настольному теннису (эту игру не зря называют шахматами на теннисном столе).
Использую следующие приёмы активизации познавательной деятельности:
– интеллектуальная разминка,
– ситуация выбора,
– использование информационно-компьютерных технологий,
– работа в парах, в группе
– игровые моменты,
– задания творческого характера.
Обязательным условием должно быть награждение всех детей, чтобы каждый чувствовал себя победителем.
Интеллектуальные игры можно использовать в работе педагога в качестве формы отчета о проделанной работе (РЭП, РМО, открытое мероприятие для учителей и т. д.)
Для успешного решения образовательных задач необходима совместная работа с родителями.
Для этого я старалась заинтересоватьи привлечь родителей к данной теме через различные формы работы:
– индивидуальные беседы,
– консультации,
– открытые мероприятия,
– собрания.
Опыт работы показал, что родители с удовольствием включаются в работу. Теперь с интересом играют дома и в знакомые игры, и открывают для себя новые, затем делятся опытом друг с другом и с воспитателями.
В рамках работы по преемственности с начальной школой
учителя отметили, что за последние 3 года наши выпускники приходят с достаточно высоким уровнем интеллектуальной готовности к школе.
Ребята с удовольствием включаются в работу на уроках, проявляют любознательность, самостоятельность; умеют рассуждать, делать выводы, быстро ориентироваться в изменяющихся условиях. Они уверены в своих силах, эмоциональны и дружелюбны.
Использование развивающих игр продолжается и в 1 классе. Школа отходит от традиционных методов обучения, применяя игровые как “мостик”, пока ребенок адаптируется к новой, учебной деятельности.
Таким образом,
Развивающие игры помогают:
– приобрести вкус к интеллектуальной и творческой работе;
– способствуют «запуску» механизмов развития, которые без специальных усилий взрослых не заработают;
– помогают лучше подготовить ребенка к школе;
– расширяют возможности свободного, осознанного выбора в жизни
и максимальной реализации потенциальных способностей.
Планирую на ближайшее время:
1) провести игру «Что? Где? Когда?» (осеннюю серию игр) совместно с родителями;
2) провести с детьми шашечный турнир;
3) изготовить новый коврик для «Умной пчелы»;
4) приобретать в дальнейшем новые, интересные игры и головоломки.
Ведь это так замечательно, когда наши дети становятся внимательнее, усидчивее, разумнее, целеустремленнее, успешнее и счастливее!
Источник
Выступление на окружном семинаре для работников ДО на тему:
«Развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников ДОО средствами современных
игровых технологий» (1 слайд)
На современном этапе модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образования в дошкольном возрасте, что вызывает необходимость поиска способов и средств развития логических приемов умственных действий, учитывая потребности и интересы дошкольников.
В соответствии с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада, человека любознательного, активного, понимающего живое, обладающего способностью решать интеллектуальные задачи. Развитие логического мышления – это залог успешности выпускника детского сада в школе.
(2 слайд) Актуальность данной темы обусловлена еще и тем, что необходимым условием качественного обновления общества является умножение интеллектуального потенциала, недостаточность развития логического мышления у детей и интересом педагогов к новым формам развития логического мышления у детей.
Повышение качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Психологией установлено, что основные логические структуры мышления формируются уже в дошкольном возрасте. Запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенными.
Дошкольный возраст – период активного развития познавательной деятельности. В это время происходит становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие произвольности восприятия, внимания, памяти, воображения.
(3 слайд) Использование развивающих игровых технологий в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельной. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает детям использовать счет, контролирует правильность выполнения действий. Принципы, заложенные в основу этих игр – интерес – познание – творчество – становятся максимально действенными. (4 слайд)
(5 слайд) Значимость развивающих игр для развития дошкольников, их многообразие и возрастная адекватность позволяет использовать их для решения указанной проблемы – развитие логического мышления, развития интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста.
С учетом актуальности данной проблемы, в соответствии с необходимостью поиска способов и средств интеллектуального развития дошкольника, образовательный процесс организован таким образом, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно.
Нами предложен опыт работы по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности, с использованием разных игровых технологий.
Педагогами ДОО широко используются логико-математические игры – это игры, в которых смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логических операций и действий. В процессе игр дети овладевают мыслительными операциями: анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение.
В настоящее время предлагается множество логико-математических игр различных авторов: (6 слайд)
- Игры с блоками Дьенеша.
- Игры с цветными палочками Кюизенера.
- Игры Воскобовича
- Игры на развитие конструктивного и творческого мышления, комбинаторных способностей Б.П. Никитина
- Игры В.А. Кайе (особый вид детских самостоятельных игр – «игр экспериментирования»)
- игровое пособие «Математический планшет» – Geoboard («геометрическая доска») изобрел египетский педагог Калеб Гаттегно.
- Игры на развитие интеллектуальных способностей. (А.З. Зак).
- Обучающие игры с элементами информатики и моделирования. (А.А. Столяр).
- Игры на развитие познавательных процессов с элементами моделирования. (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко).
- Игры-головоломки на выкладывание изображений из геометрических деталей – это Танграм, Колумбово яйцо, Пифагор, Пентамимо,
- Логические загадки, занимательные задачи.
- Авторские игровые пособия, сделанные своими руками.
(7 – 17 слайд) Логико – математические игры развивают у детей: самостоятельность, способность автономно, независимо от взрослых решать доступные задачи в разных видах деятельности, а также способность к элементарной творческой и познавательной активности. Также данные игры способствуют развитию психических процессов, создают положительную эмоциональную атмосферу, побуждают детей к обучению, коллективному поиску, активности в преобразовании игровой ситуации. Благодаря использованию игровых технологий, процесс обучения дошкольников проходит в доступной и привлекательной форме.
Для развития у детей дошкольного возраста логического мышления, необходимо соблюдать ряд условий: (18 слайд)
- работу с детьми следует проводить в системе, связывать мероприятия с работой в повседневной жизни,
- учитывать индивидуальные и физиологические особенности детей,
- использовать разнообразные формы работы (игры, наблюдения, досуги и т. д.)
- творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения
- создавать соответствующую развивающую среду и при этом использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием.
Использование инновационных игровых технологий, авторских методик и разработок, сделанные своими руками, которые мы внедряем в образовательной деятельности с целью интеллектуального развития дошкольников, мы представили на показах ОД, на мастер – классах, на стендовых докладах, на выставке игровых пособий.
Формирование логического мышления требует постоянной, планомерной и системной работы, как в совместной деятельности взрослого и ребёнка, так и в самостоятельной деятельности. Развивающие игровые пособия используются как во время образовательной деятельности, в интеграции образовательных областей, так и в самостоятельной игровой деятельности детей.
По дополнительному образованию по подготовке детей к школе
детьми подготовительной группы ведется кружковая работа «Тропинка к школе». С детьми старших групп по интеллектуальному развитию детей с внедрением инновационных игровых технологий ведутся кружки «Эвристика» и «Развивайка».
(19 слайд) Развивающие игры способствуют интеллектуальному развитию дошкольников, успешному обучению основам математики, формированию математического мышления, познавательному развитию, развитию речи, стимулируют развитие творческого воображения, развитию психических процессов внимания, памяти, мышления, воспитанию настойчивости, воли, усидчивости, целеустремленности, самовыражению и самостоятельности.
Комплексная работа по развитию познавательного интереса, развития логического мышления у дошкольников способствует качественной подготовке их к школе, формированию умения использовать свои знания в жизни. Такие дети способны к нестандартному, творческому решению поставленных задач, они востребованы в обществе.
(20 слайд)
С учетом актуальности проблемы организации образовательного процесса таким образом, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно, была разработана программа интеллектуально – творческого развития детей дошкольного возраста «Умный дошколенок». Нами разработан опыт работы по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми З. Дьенеша, Х. Кюизенера, Ф.Фребеля, В. Воскобовича, Б. П. Никитина, В.А. Кайе, и другими авторскими самодельными игровыми пособиями для дошкольников.
Образовательная программа «Умный дошколенок» дополняет и расширяет задачи образовательной области «Познавательное развитие», за счет интеллектуального развития, развития логического мышления детей дошкольного возраста. Программа реализуется в повседневной образовательной деятельности СП «Детский сад Улыбка» ГБОУ СОШ с. Камышла.
Программа рассчитана на работу с детьми 3-7 лет и обеспечивает достижение целевых ориентиров дошкольного образования через развитие логического мышления у детей.
Программа выполнена на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования» от 17октября 2013 г. № 1155), на основе программы дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, на основе основной общеобразовательной программы СП «Детский сад Улыбка» ГБОУ СОШ с. Камышла.
По результатам мониторинга развития логического мышления дошкольников видны хорошие результаты:
Если к началу (2016-17 учебного года) внедрения инновационных игровых технологий (блоков Дьенеша и палочек Кюизенера составляло 73 % по высокому и среднему уровню, то к концу 2018 средний по детскому саду стало 87% по высокому и среднему уровню. По готовности детей к школе у детей подготовительной группы показало 92%. Видна хорошая динамика развития мыслительных процессов.
(21 слайд)
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что уже в дошкольном возрасте можно и необходимо начинать работу по развитию логического мышления у детей.
Источник