Игровые технологии развития коммуникативных навыков ребенка

Игровые технологии в развитии коммуникативных навыков дошкольников

Л.В. Камешкова

МАДОУ «Детство» ДС № 179

e-mail:179@detstvo-nt.ru

Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре.

Макаренко А.С.

Современное общество характеризуется стремительным развитием информационных технологий. В наше время с самого рождения человека  окружают компьютеры, ноутбуки, планшеты, смартфоны, подменяя собой живое общение. Неумение, нежелание общаться среди подрастающего поколения заставляет бить тревогу всех заинтересованных взрослых, особенно переживают, волнуются родители. Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста приобретает первоочередной статус для решения этой проблемы.

Как развить коммуникативные навыки у детей дошкольного возраста?

Одним из принципов ФГОС дошкольного образования является построение образовательного процесса на соответствующих возрасту формах работы с детьми. Следовательно, игровые технологии используются в качестве основной формы работы с детьми дошкольного возраста.

Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие коммуникативных навыков ребенка.

В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей.

Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в ней.

Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни, ребенок открывает новые грани окружающей его действительности.

Игра способствует развитию произвольного поведения ребенка

Игра – сильнейшее средство социализации ребенка, включающее в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия их на становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу или группе сверстников, так и спонтанные процессы, влияющие на формирование человека. Игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообразию эмоций в восприятии всего существующего в жизни.

Для человека игра важна как сфера реализации себя как личности. Именно в этом плане ему важен сам процесс игры, а не ее результат, конкурентность или достижение какой-либо цели. Процесс игры – это пространство самореализации.

Игра – деятельность коммуникативная. В образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» программой предусмотрены игры в парах, пальчиковые игры, сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические, подвижные.

Игры в парах — способствуют становлению субъектного эмоционально- положительного отношения к сверстнику, формированию потребности в общении, развития доверия к друг другу («Прогулка в парах», «По узенькой дорожке», «Дуем — дуем», « Сиамские Близнецы», «Слепой танец» и др.)

Пальчиковые игры — дети подражают друг другу («Мы топаем ногами», «Пузырь» и т. д.).

Важным средством социально-коммуникативного развития детей выступают сюжетно-ролевые игры. Они способствуют овладению определёнными умениями и социальными навыками, усвоению норм и правил поведения в социуме. Дети играют в игры: «Магазин», «Семья», «Больница», «Парикмахерская» и др. Играя, они пробуют себя в различных ролях и ситуациях, согласно сюжету игры, а это поможет им быстрее справиться с реальными проблемами в дальнейшей жизни. Основным содержанием игры являются нормы поведения в обществе, так как содержание ролей направлено, в первую очередь, на нормы отношений между людьми. Для того чтобы развернуть сюжет игры, дети должны сначала понять ее смысл, мотивы. Формирование коммуникативного опыта у детей требует от воспитателя, во-первых, умения создавать в совместных играх условия для преодоления отрицательных эмоций и устранения влияния на игру таких черт характера, как застенчивость, неуверенность, обидчивость, высокое самолюбие и прочие. Во-вторых, специально ставить перед детьми игровые задачи, которые способствуют развитию соответствующих способов общения. Сюжетно-ролевые игры дают навык совместной работы, играют важную роль в формировании самостоятельности, дружного детского коллектива.

Сюжетно-ролевая игра является основой для развития театрализованной игры. Со временем дети не только изображают в своих играх деятельность взрослых, но их начинают увлекать игры по знакомыми литературными произведениями. Каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность, поэтому театрализованные игры способствуют обогащению социального опыта. Дети любят подражать добрым, честным персонажам, таким образом, выражают свое отношение к добру и злу, поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, Воспитатель помогает ребенку увидеть мир глазами персонажа, понять мотивы его действий и сопереживать ему. В играх-драматизациях, педагог учит детей взаимодействовать друг с другом, используя не только вербальные, но и невербальные способы коммуникации: передавать характер, настроение и действия изображаемого персонажа не только при помощи речи, но и с помощью мимики, жеста, позы.

Дружеские отношения со сверстниками имеют большое значение в формировании человеческой психики, её развитию и становлении разумного, культурного поведения. под воздействием воспитателей игры детей обогащаются эпизодами и дают простор для развития воображения. Речь их совершенствуется, становится ярче. В их речи формируются мысли о тех сторонах жизни, которые они изображают в игре.

В процессе игровой деятельности дети учатся социальному взаимодействию, реализуют свои способности, знания, коммуникативные навыки и учатся жить в обществе. Благодаря играм, общению и обучению происходит личностный рост и интеллектуальное развитие ребёнка, поэтому очень важно, что бы у детей была возможность находится в коллективе.

Читайте также:  Диагностика развития общения ребенка второго года жизни

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду: программа и метод. рекоменда-ции: для занятий с детьми 2-7 лет. – М.: Мозаика – Синтез, 2006.

2. Детский сад и семья / под ред. Т.А. Марковой. – М.: Просвещение, 1986. – С. 93-95; 100-101;

3. Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей. – М.: Просвещение, 1988. – С. 85-87.

4. Игра дошкольника / С.Л. Новоселовой. – М.: Просвещение, 1989. – С. 3-4.

5. Калиниченко А.В., Микляева Ю.В., Сидоренко В.Н. Развитие игровой деятельности до-школьников: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004.

6. ФГОС ДО

7.https://pups.su/vospitanie/razvitie-kommunikativnyh-navykov.html

8. https://multiurok.ru/files/priezientatsiia-ispol-zovaniie-ighrovykh-tiekhnolo.html

9. https://detpsiholog.github.io/kommunikativnyeigry.html

Источник

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №30 комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга

Семинар

на тему: “Использование игровых технологий для развития социально-комуникативных навыков старших дошкольников»

                                                                     Сысоева Оксана Павловна,

 старший воспитатель

Санкт-Петербург

2019

        В XXI веке период дошкольного детства стал рассматриваться как самоценный период в жизни каждого человека: «Детство – это не просто период жизни, глобальная подготовка к школьному обучению, а та основа, которая определяет развитие человека на протяжении всей жизни». Поэтому в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) одним из главных направлений развития детей выделяется образовательная деятельность – «социально-коммуникативное развитие», как образовательная область по формированию позитивной социализации детей. Данная образовательная область направлено «на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности…; развитие социального и эмоционального интеллекта; формирование готовности к совместной деятельности; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту и социуме». Одним из факторов позитивной социализации личности является сформированность социально-коммуникативных способностей.

        Реализация педагогических технологий должно проходить через ведущую деятельность дошкольного возраста – игровую. Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

        Сензитивным периодом для развития эмоциональной и коммуникативной сферы ребенка является дошкольное детство, ведь отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.

        В настоящее время нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще взрослые (педагоги, родители) стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей.         Это обусловлено чрезмерной «интеллектуализацией» воспитания, «технологизацией» нашей жизни. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.

        Поэтому, решая проблему коррекции эмоциональной и коммуникативной сферы детей, возникла необходимость оптимизации педагогических условий для более эффективного формирования коммуникативных способностей детей.

        По определению Г. К. Селевко, игровая технология – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением/

        Игровые технологии имеют различную направленность:

• дидактические – формирование определённых умений и навыков, необходимых в практической деятельности;

• воспитывающие – воспитание самостоятельности, формирование определённых позиций, сотрудничества, коммуникабельности;

• развивающие – развитие внимания, речи, мышления, рефлексии, мотивации учебной деятельности;

• социализирующие – приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды, саморегуляция.

        В настоящее время существует достаточно много педагогических игровых технологий эффективной социализации детей. Так, например, Н. П. Гришаева выделяет такие игровые технологии как: «Клубный час», «Ситуация месяца», «Социальная акция», «Дети-волонтёры» и др.         Перечисленные педагогические технологии осваиваются через организованную деятельность детей (занятия, экскурсии, тренинги); совместную деятельность взрослых и детей (драматизация сказок, беседы воспитателя и ребенка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы); свободную самостоятельную деятельность детей (сюжетно-ролевые игры).

        В ходе анализа научно-методической литературы и имеющегося практического опыта по данной проблеме мною были:

  • выбраны современные инновационные технологии, такие как: Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Стёпина Н.М. «В мире детских эмоций»;; Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. «Учим детей общению»; Панфилова М.А. «Игротерапия общения»; Рылеева; Семенака С.И. «Уроки добра»; Шипицина Л.М. «Азбука общения»; Яковлев В.И., «Психолого-педагогическая технология оптимизации эмоционального статуса у детей старшего дошкольного возраста» и многие другие.
  •  на основе изученных технологий мною были разработаны и успешно внедрены в работу:
  • Примерный перечень наблюдений, бесед, игровых ситуаций по формированию социальных навыков и ценностных ориентаций у дошкольников
  • Картотека эмоциональных игр и упражнений
  • Картотека сюжетно-ролевых игр;
  • Картотека игр и упражнений для развития коммуникативных способностей;
  • Перспективный план по социально-личностному развитию детей;
  • Картотеки игр для: тревожных, агрессивных, гиперактивных детей;
Читайте также:  Социальная психологическая ситуация в семье имеющая ребенка с отклонениями в развитии

        Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных способностей дошкольников. В игре ребёнок учится согласовывать свои действия с действиями партнёра. Это помогает ориентироваться во взаимоотношениях между людьми, способствует развитию самосознания и самооценки

        Система игр, на развитие навыков общения, условно разделена на 4 блока: 

        1блок, включает в себя игры направленные на сближение детей друг с другом. Регулярное выполнение в период адаптации таких упражнений, как: «Давайте познакомимся», «Встреча», «Прорвись в круг», «Подними и покачай» и др. способствует снижению уровня дезадаптации у проблемных детей, укреплению эмоционального благополучия, развитию эмоциональной сферы, сближению детей в новом коллективе. Предлагаю познакомиться с одной из игр, которая поможет настроить на доброжелательное отношение друг к другу, создаст хороший эмоциональный настрой:

Игра «Липучки»

        Все дети передвигаются по комнате. Двое детей, держась за руки, пытаются пытаются поймать сверстников. При этом припевают (приговаривают): «Я – липучка – приставучка, я хочу тебя поймать- будем вместе прилипать!». Каждого пойманного ребёнка «липучки» берут за руку, присоединяя его к своей «липучей» компании. Затем они вместе ловят других детей.

Носок-пятка

        Все становятся в круг очень плотно, так чтобы носок упирался в пятку впереди стоящему. Когда встали как надо, все начинают в таком положении медленно приседать – получается, что каждый садится на колени предыдущему. Если успешно сели – нужно попробовать так немного продержаться.

        2 блок предусматривает игры для развития эмоций – с помощью которых, знакомлю детей с «азбукой эмоций», формирую умения произвольно воспроизводить определенные эмоциональные состояния мимикой, жестом, движением.

        С этой целью провожу мимические и пантомимические упражнения – “Тренируем эмоции” (нахмурься, как: осенняя туча, злая волшебница, хитрая лиса), «Глаза в глаза», «Тень», «Зеркало», «Чтение эмоций (по фотографии), «Азбука настроения», «Пиктограммы», «Ролевая гимнастика» (походи, как младенец, как старик, как медведь, как лиса и др.). Эти упражнения включаю (выборочно, в соответствии с тематикой недели) в начало занятия, заключительную часть или физкультминутку

Упражнение «Куб эмоций»

Игра «Пирамида любви»

Каждый из нас что-то или кого-то любит, но все мы по-разному выражаем любовь. Давайте построим «пирамиду любви» из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть то, что он любит, и класть поверх моей свою руку.

Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно? У нас получилась высокая пирамида, потому, что мы умеем любить.

Игра развивает умение выслушивать мнение участников.

3 блок игр направлен на формирование навыков социальной перцепции (восприятия) в процессе взаимодействия детей друг с другом, для этого использую обыгрывание конфликтных (проблемных) ситуаций и моделирование выхода из них.

        Проведение игр и упражнений «Подумай и изобрази», «Как поступить», «Чудесный терем дружбы», «Поможем близкому», «Что можно сделать для друга», способствуют формированию у детей умений замечать и оценивать личностные качества и поступки других детей и персонажей, умения выражать черты характера и эмоции свои лично и партнера, усвоению моральных норм и правил поведения.

        Игра «Дотронься до…». Сейчас мы знакомились друг с другом, узнали имена каждого, а теперь хорошо рассмотрите друг друга, кто, во что одет и какого цвета одежда.

Воспитатель предлагает: «Дотронься до… синего!». Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого предмета. Цвета периодически меняются, кто не успел – ведущий. Воспитатель следит, чтобы дотрагивались до каждого участника.

«Нос к носу»

        Дети свободно располагаются по комнате и двигаются в любом направлении. По команде взрослого, например, «Нос к носу» они становятся по парам и касаются друг друга носами. Команды могут быть разнообразными: «Ладошка к ладошке», «Коленка к коленке», « Ухо к уху» и т.д.

Упражнение «Строители»:

        Участники выстраиваются в одну линию. Педагог предлагает представить и показать телом и лицом различные движения и передаёт соседу:

-тяжёлое ведро

-лёгкую кисточку

-кирпич

-огромную тяжёлую доску

-гвоздик

-молоток

        Все инструменты складываются в одно место. Затем дети имитируют строительство дома.

Читайте также:  Расхождение между уровнем существующего развития ребенка и уровнем

В 4 блоке игр акцент сделан на формирование целостного представления о собственном «Я» и отработку коммуникативных навыков. Цели и задачи упражнений на данном этапе – формировать у ребенка умение принимать во внимание точку зрения другого, структурирование и систематизация представлений о себе и другом ребенке, формирование устойчивого межличностного взаимодействия, оценочного отношения к себе, сверстникам, своему поведению и поведению других. Реализации этой цели способствует использование и проведение таких игр и упражнений, как: «Комплименты», «Подумай и ответь» (за что тебя можно любить, за что можно пожурить), «Мои любимые вещи», «Какой я», «Составь рассказ» (метод незаконченных предложений) – темы разнообразны: «Я люблю, когда…», «Когда меня обижают…», «Меня беспокоит…», что развивает веру ребенка в свои силы, в свои возможности.

        Игра «Комплименты». Правило – не повторяться. Дети, глядя в глаза, друг друга, желают соседу что-то хорошее, хвалят, обещают, восхищаются и передают фонарик из рук в руки. Принимающий, кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно».

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ:

1. Некоторые дети не могут сказать комплимент, им необходимо помочь. Можно вместо похвалы просто сказать «вкусное», «сладкое», «цветочное», «молочное » слово.

2. Если ребенок затрудняется сделать комплимент, не ждите, когда загрустит его сосед, скажите комплимент сами

ЛОВИСЬ, РЫБКА!

        Очень симпатичная, веселая, динамичная игра для компании однолеток. Вариант салок, где каждый играющий одновременно выполняет роль водящего. Кроме физических качеств — быстро ты, ловкости, — развивает чувство юмора. Каждый играющий привязывает к своему поясу сзади (как хвостик) нитку длиной примерно З метра. К концу нитки прикрепляется «рыбка», то есть маленькая деревяшечка. Можно использовать старый карандаш. Играющие разбегаются и стараются поймать как можно больше «рыбы», то есть наступить на нитки или «рыбки» других играющих. При этом «рыбка» отрывается и ее нужно подобрать с пола. Тот, у кого оторвалась «рыбка», выходит из игры. В этой игре побеждает тот, кто поймал больше всего «рыбы».Внимание! Все нитки должны быть одной длины. Если нитки слишком длинные, то они могут запутаться. А если короткие, то «поймать рыбку» будет трудно. Значит, нужно поэкспериментировать и найти длину, подходящую к росту игроков.

        Кроме выше перечисленных игр и упражнений в течение всего образовательного процесса и самостоятельной деятельности детей,  для совершенствования коммуникативных навыков воспитанников использую различные методы и приемы, такие как:

  • проведение сюжетно-ролевых игр; игр-драматизаций, игр-путешествий для закрепления правил поведения;
  • чтение художественной литературы для выражения детьми эмоциональных сопереживании;
  • проведение нравственно-этических бесед, направленных на формирование этических и моральных норм поведения и развитию самоконтроля и самооценки;
  • организация совместной деятельности с детьми других групп детского сада (совместные праздники, развлечения, походы, участие в кукольных спектаклях, драматизации сказок, соревнованиях);
  • использование игровых упражнений и шуточных стихов «Мирилок» для разрешения конфликтных ситуаций;
  • разбор конфликтной ситуации на «Коврике злости», где можно проговорить свои претензии и обиды, а затем «вытоптать» свой гнев в «Уголке топанья», а затем вместе отправиться на «островок дружбы»;
  • использование предметов и пособий для снятия мышечного и эмоционального напряжения: мягкие молоточки,  мягкие поролоновые мячики и т.п.. При желании ребенок может взять стаканчик для крика и отреагировать свой гнев через крик. Все эти предметы помогают ребенку выразить злость, обиду, но не на реального человека.
  • повышению чувства уверенности в себе способствуют упражнения такие как «Хвалебные бусы»: каждый ребенок по очереди называет уникальные качества одного из детей, нанизывая бусины на нитку.

        Проведение игры «Хвалебные бусы» , игра позволяет развивать эмоциональную сферу ребенка, сближение с коллективом, помогает доброжелательному настрою детей.

        Каким ребёнок станет в будущем, когда  вырастет, зависит и от семьи.

        Понимая, что работа по данной теме не мыслима без тесного взаимодействия педагогов и родителей используются разнообразные традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями.

        В работе с семьёй я использую такие формы, которые направлены на привлечение родителей к совместной деятельности, создание особой «семейной» атмосферы в группе. Это участие родителей в праздниках, совместные игры родителей и детей в группе, оказание помощи в оформлении группы, а также проведение обучающих родительских собраний, совместно с детьми

        Таким образом, внимание родителей привлечено к совместному решению проблемы и совершенствованию коммуникативных умений самих взрослых.

В результате моей систематической, целенаправленной и планомерной работы наметилась положительная динамика в развитии навыков общения у детей, этому способствовало умелое использование разнообразных форм совместной деятельности.

Дети стали дружными, добрыми, заметно снизилась агрессивность многих проблемных детей, они научились самостоятельно разрешать конфликты, стали больше играть. К выпуску в школу у большинства детей сформированы основные умения, составляющие основу коммуникативной компетентности,

        Думаю, что наши дети смогут своевременно поставить заслон жестокости, черствости, злобе. Это поможет им в дальнейшей жизни.

Источник