Игровые методы развития ребенка оригами
Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение
дополнительного образования детей
ДДТ «Союз» Выборгского р-на г. Санкт-Петербурга
Статья
Использование игровых приёмов
при изучении «азбуки» оригами
Автор:
Ткаченко Галина Глебовна
педагог дополнительного образования
Санкт-Петербург
2016
Пояснительная записка
Важным условием успешного развития детского творчества является умение педагога использовать в своей работе современные педагогические технологии. В толковом словаре технология определяется как совокупность способов воздействия на процессы развития, обучении и воспитания ребёнка. От выбранных методов, приёмов, способов воздействия на воспитанника во многом зависит качество обучения.
Современные педагогические технологии представляют собой сочетание всего ценного, что накоплено в отечественном и зарубежном опыте, в семейной и народной педагогике и достижений педагогической науки и практики настоящего времени.
Одной из уникальных форм обучения являются игровые технологии. Игра наряду с трудом и ученьем – это один из основных видов деятельности человека любого возраста. Отечественные педагоги – Макаренко, К.Д.Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.Н.Водовозова. Е.А.Флерина, Н.П.Сакулина, и др., изучающие влияние игры на общее развитие ребёнка, обращали внимание на то, что в игровой форме быстрее и легче усваиваются знания, закрепляются навыки. В.А. Сухомлинский говорил, что игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности.
Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Все следующие за дошкольным возрастные периоды со своими ведущими видами деятельности не вытесняют игру, а продолжают включать ее в свой процесс. У детей младшего школьного возраста идёт плавный переход ведущего вида деятельности от игровой в учебную. Младшие школьники легко входят в образы и с удовольствием вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую. Дети играют почти постоянно: с игрушками, с предметами-заменителями, без предметов, обыгрывая какую- либо ситуацию, принимая на себя определённую роль.
Понятие “игровые педагогические технологии” включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса. Педагогическая игра, в отличие от игр вообще, обладает своими признаками:
- четко поставленной целью обучения
- и соответствующим ей педагогическим результатом, заранее спланированным.
Значение игровых приемов обучения:
- игровые технологии гарантируют Комфортный и результативный для детей и педагога процесс обучения. Играя, дети получают удовольствие;
- у детей создается бодрое рабочее настроение, активизируется мыслительная деятельность.
- игровые приёмы способствуют привлечению внимания детей к поставленной задаче,
- облегчают работу мышления и воображения,
- позволяют представить неинтересную для детей учебную задачу в занимательной форме,
- дают возможность многократно упражнять детей при формировании какого-либо умения,
- усиливают непроизвольное запоминание.
- помогают снять чувство усталости, нервозность, напряжение, страх
- приучают к коллективным действиям, учат общению
Включение в ход занятия игровых приемов и ситуаций создает у детей бодрое рабочее настроение, помогает преодолевать трудности в усвоении учебного материала.
Каждый педагог в своей работе использует такие приёмы, которые позволяют ему провести занятие интересно и увлекательно.
Мне бы хотелось рассказать об игровых приемах, которые помогают мне на занятиях по оригами с детьми младшего школьного возраста при объяснении нового материала. Данный методический материал может быть использован педагогами дополнительного образования и учителями на занятиях бумагопластикой.
Цель написания статьи:
представить свой педагогический опыт использования игровых приёмов при изучении на занятиях «азбуки» оригами.
Задачи:
- определить значение игровых приёмов в повышении уровня и качества современного образовательного процесса;
- рассмотреть виды игровых приёмов, проиллюстрировав их примерами.
Существует международная «азбука» оригами – это система условных обозначений и базовых форм. Дети, занимающиеся оригами, изучают эту «азбуку» для того, чтобы свободно «читать» схемы, складывая по ним разнообразные изделия. В процессе такой работы детям приходится постоянно думать, соразмерять свои движения, следить, чтобы при сгибании противоположные стороны и углы совпадали.
Освоение «азбуки» оригами происходит в группах первого года обучения, которые посещают семи-восьмилетние дети. При слабой еще координации мелкой мускулатуры, при неразвитом глазомере эти действия требуют от ребенка известного волевого и мыслительного напряжения.
Также на качество изделия влияет и тщательность, точность и аккуратность складывания и заглаживания сгибов.
Занятия проходят во второй половине дня. К этому времени многие дети оказываются усталыми. Иногда детям физически и психологически трудно усваивать учебные навыки и умения на протяжении всего занятия.
Избежать при объяснении нового материала однообразия и скуки, обеспечить живость и непосредственность детского восприятия и деятельности помогают разработанные мной игровые приёмы
- обыгрывания предметов, действий, собственных пальцев;
- «вхождения» в воображаемые обстоятельства.
Занимательность делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, вызывает увлеченность, захваченность деятельностью, эмоциональность игрового действия активизирует все психические процессы и функции ребенка. При объяснении и показе способов складывания я демонстрирую слайды, благодаря которым усиливается интерес детей к выполнению задания.
Описание приёмов
В процессе складывания фигур ребёнку необходимо хорошо заглаживать линии сгибов и выполнять многие другие операции, характерные именно для работы в технике оригами.
Ребёнку необыкновенно интересно отправиться в опасное приключение с храбрым пальцем, который не просто заглаживает линии сгибов, а прокладывает в лесу тропу, идёт по канатной дороге, спускается по верёвочной лестнице!
Отважный палец поднимается на вершину горы (поиск прямого угла с последующим сгибанием к нему острых углов).
Палец ищет сокровища в тёмной пещере (выполняется расплющивание угла).
Озорник палец катается в лифте, на санках (прокладывание вертикальных и наклонных линий).
На поиски пропавшего пальца идут его братья. Вот тут-то и выясняется, кто – неуклюж, неповоротлив, а кто и очень слаб.
(Для развития мелкой моторики необходимо в процессе складывания «заставлять» работать все пальцы, причем – обеих рук).
Непросто выполнить, запомнить и воспроизвести в определённой последовательности следующие действия: проложить диагонали квадрата, найти середину и согнуть к середине четыре угла, заглаживая сгибы. А затем повторить то же самое два раза, переворачивая при этом заготовку на другую сторону. При выполнении этой работы многие допускают ошибки:
диагонали не «попадают» в углы, середина смещена в сторону, уголки «не хотят» встречаться, кто-то плохо заглаживает линии сгибов, у кого-то пропущены этапы складывания, а кто-то торопится и складывает небрежно.
Но наш квадрат – это лужайка с тропинками, и мы кладём в перекрёсток волшебное зёрнышко, способное накормить любое количество птиц, а вот и четыре голодных петушка прибежали! А следом за ними – курочки, затем и цыплята.
Опыт показывает, что дети охотно включаются в такую игру, работают старательно и с заданием справляются почти все.
Конечно, подобные игровые приёмы используются на начальных этапах обучения. Овладев необходимыми умениями складывания, дети работают по схеме, по словесному объяснению задания. Но если у кого-то возникают затруднения, то достаточно сказать, например: «Едем на лифте», «Кладём зёрнышко» и т. п., то есть, используя опорные и ключевые слова. При этом у ребёнка возникает ассоциативный образ, который помогает ему правильно выполнить задание.
Литература
- Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий. // Педагогика: традиции и инновации: материалы международной заочной научной конференции (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. I. — Челябинск: //Два комсомольца, 2011. — С. 140-146.
- Козлова О.А. Роль современных дидактических игр в развитии познавательных интересов и способностей младших школьников.- // Начальная школа. 2004. № 11.
- Прутченков А. Игровая технология и ее педагогические возможности: // Школьный экономический журнал. 1997. № 1.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: – М.: Народное образование, 1998.
- Столяренко В.А. Педагогическая психология — Мн. ,2000.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1999.
Электронные образовательные ресурсы
- Современные педагогические технологии в учреждении дополнительного образования детей» Крамаренко М. Г. , старший методист Куйбышевского ДДТ, 2012 г.
https://unionddt.ru/wp-content/uploads/2013/01/pedtehnologii.doc
- Игровые технологии. Хлебникова О. А., 2011 г.
https://nsportal.ru/sites/default/files/2011/12/igrovye_tehnologii.docx
Источник
Оригами – искусство складывания бумажных фигурок. Искусство оригами своими корнями уходит к древнему Китаю, где и была открыта бумага. В VII веке странствующий монах Дан-Хо пробрался в Японию и обучил монахов делать бумагу по китайской технологии. Там и развилось искусство складывать из квадратного листа бумаги без помощи ножниц любые фигурки.
Актуальность использования оригами в образовательном процессе в первую очередь конечно-же связана с возможностью использования его как средства развития мелкой моторики рук. Использование оригами обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует выработке движений кисти, развивает точность, скоординированность мелких движений пальцев. Как известно, всё это стимулирует развитие речи у детей. Кроме того, для детей младшего возраста тренировка пальцев важна с точки зрения выработки основных элементарных умений, таких, как одевание и раздевание, застегивание и расстегивание пуговиц, манипулирование ложкой, ножницами. У старших дошкольников тренировка пальцев подготавливает руку к письму.
Значение оригами для развития ребёнка:
Развивает у детей точность движений пальцев рук, совершенствует мелкую моторику, развивает глазомер.
Учит детей различным приёмам работы с бумагой: сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
Развивает концентрацию внимания, умение сосредоточиться,
Стимулирует развитие памяти, умение следовать устным инструкциям.
Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: квадрат, треугольник, угол, сторона, диагональ, вершина.
Развивает пространственное воображение.
Активизирует воображение детей и фантазию.
Развивает художественный вкус и творческие способности.
Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Оригами помогает:
– сделать рывок в развитии речи;
– улучшить произношение и обогатить лексику;
– подготовить руку к письму, что особенно важно для ребят, которые скоро пойдут в школу, ведь там им придется много писать;
– предотвратить появление так называемого писчего спазма – частой беды начинающих школьников;
– развить внимание, терпение, так называемый внутренний тормоз – умение сдерживаться именно тогда, когда это необходимо;
– стимулировать фантазию, проявить творческие способности;
– играя, освоить начало геометрии, как на плоскости, так и в пространстве;
– научится управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в системе “телесных координат”, что предотвратит возможность возникновения неврозов;
– ощутить радость взаимопонимания без слов, понять возможности несловесного общения.
Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.
Оригами совершенствует трудовые умения ребенка. Систематические занятия с ребенком оригами – гарантирует его всестороннее развитие и успешную подготовку к обучению.
В исследованиях целого ряда выдающихся отечественных педагогов (Д.В. Куцакова, 3.В. Лиштван, Л.В. Пантелеевой и других) посвященных детскому конструктивному творчеству складыванию из бумаги отводится большая роль. По мнению этих исследователей, складывание из бумаги активно способствует развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста, а также совершенствованию глазомера и сенсомоторики в целом.
В настоящее время доказано (Ю.В. Шумаков, Е.Р. Шумакова), что занятия оригами способствуют повышению активности работы мозга и уравновешиванию работы обоих полушарий у детей дошкольного возраста, что способствует повышению уровня интеллекта, развитию таких психических процессов, как внимательность, восприятие, воображение, смышленость, логичность. Активизируется творческое мышление, растет его скорость, гибкость, оригинальность.
В свою очередь исследованиями по проблемам преемственности обучения между детским садом и школой (Т.С. Комарова, Г.Г. Григорьева и другие) убедительно доказано, что развитие именно этих психических процессов является основой готовности ребенка-дошкольника к обучению в школе.
Цель обучения детей оригами:
Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приёмами техники оригами как художественного способа конструирования из бумаги, повышение эффективности обучения.
Задачи:
Обучать детей различным приёмам работы с бумагой, умению следовать устным инструкциям, оперировать понятиями, обозначающими пространственные характеристики.
Развивать мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус и творческие способности.
Воспитывать культуру труда, коммуникативные способности детей.
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ:
Словесный метод: игровой момент, беседа, рассказ, художественное слово, вопросы, уточняющие наводящие проблемные познавательные.
Информационно-рецептивный: рассматривание, напоминание, частичный показ, образец, объяснение, сопровождаемое показом с опорой на символы-ориентиры, устные инструкции по выполнению работы.
Репродуктивный: выполнение действий с детьми, с проговариванием, совместное действие педагога с детьми.
Эвристический: работа по схемам, выполнение работ с опорой на личный опыт.
Исследовательский: самостоятельная работа детей.
Приёмы, используемые при обучении детей технике оригами.
объяснение, сопровождаемое показом с опорой на символы-ориентиры.
выполнение действий с детьми с проговариванием
выполнение действий по пооперационным картам.
Много-много лет назад
был известен всем квадрат.
Сколько в нём углов? – Четыре!
Это знает каждый в мире.
И четыре стороны
у квадрата быть должны.
Быть углы должны какими?
Обязательно прямыми,
А все стороны должны
Быть, конечно же, равны.
Меня спросил мой младший брат:
– Скажи, на что похож квадрат?
– На кубик в детском уголке,
– На плот, плывущий по реке;
– На старый дом без крыши
– Где поселились мыши.
– Ещё похож он на экран
– И телевизора экран,
– Пуховый бабушкин платок
– И гардеробный номерок,
– На синий знак дорожный
– И белый торт творожный!
– Квадрат приземистый собой
-Но каждый угол в нём прямой.
– И у него мы знать должны
– Всегда все стороны равны.
Ф. Сирени
Памятка
Заготовки делает взрослый.
Заготовка точной квадратной формы.
Бумага тонкая, упругая, хорошо сгибающаяся, цветная.
Обследование готового образца.
Показ – на столе.
Индивидуальный показ нового приёма.
При показе не должно быть лишних поворотов и переворотов.
Обучение складыванию каждой поделки должно быть поэтапным: показ одного приёма – выполнение ребёнком, показ второго – выполнение ребёнком.
Вопросы с целью привлечения имеющегося у детей опыта.
Линии сгиба тщательно проглаживаются.
Совмещение углов и сторон должно быть точным.
После того, как игрушка будет полностью готова необходимо повторить приёмы складывания. В итоге ребёнок должен уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца.
Образец не должен быть маленьким.
Обязательно включать пальчиковые игры и динамические паузы.
Самое главное – это мотивация. Для чего он это делает.
Источник
Библиографическое описание:
Егорова, Е. П. Особенности обучения дошкольников искусству оригами / Е. П. Егорова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 2 (7). — С. 19-21. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/29/820/ (дата обращения: 20.02.2021).
Детям младшего дошкольного возраста сложно воспринимать такие определения, как угол, сторона, центр, диагональ, вершина. Поэтому для успешного овладения складыванием бумаги в технике оригами разработаны следующие приёмы: на углах квадрата, которые будут совмещены, рисуются бабочка и цветок (жук и листок). Ребёнку предлагается аккуратно взять уголок, на котором изображена бабочка и «посадить» её на цветок. Когда бабочка «сядет» на цветок, для того, чтобы она «не улетела» нужно пальчиком левой руки удерживать совмещённые уголки, а ноготком большого пальца левой руки прогладить полученную складку. Таким образом, ребёнок осваивает первый важнейший приём складывания квадрата по диагонали. Как правило, даже дети, имеющие недостаточно развитую мелкую моторику пальцев, успешно справляются с поставленной задачей. Успешность, доступность вдохновляют ребёнка, стимулируют продолжать осваивать новые приёмы складывания бумаги.
Также оригами можно использовать в театрализованной деятельности. Фигуры, сложенные из бумаги, можно эффективно применять в театрализованной деятельности. Многообразие и несложность выполнения позволяет инсценировать такие художественные произведения: «Федорино горе», «Крокодил» К.Чуковского, сказок «Колобок», «Репка», «Заячья избушка», «Теремок» и другие. Дети с удовольствием готовят атрибуты и персонажи к постановке; то, что они сделали это сами, побуждает детей активно пользоваться атрибутами театрального уголка, развивает творческие способности и психические процессы. Персонажи, выполненные в технике оригами, используются в разных видах театра: театр на палочках, с использованием фланелеграфа, театр на магнитах. Дети любят своих бумажных героев и часто самостоятельно организуют показ сказки или наблюдений из окружающей жизни. Ребята бережно относятся к фигуркам из бумаги, проявляют инициативу, если требуется ремонт или замена героя.
Оригами используют в обучении пространственным отношениям. Основная форма, используемая в оригами — это квадрат. Квадрат не только геометрическая фигура, но и эталон, имеющий постоянные характеристики. Во время изготовления поделки из бумаги детям надо давать чёткие конкретные указания: возьмите правый нижний угол и наложите его на левый верхний, приложите нижнюю сторону к верхней и т. д. Понимание и владение подобными инструкциями развивают умение ребёнка ориентироваться на плоскости, в окружающем. Умение детей ориентироваться на плоскости посредством овладения оригами увеличивает эффективность обучения детей письму в клетке. Ведь клетка-это тот же квадрат. Для знакомства ребят с характеристиками квадрата можно использовать художественное слово.
Как же проводить занятия по оригами с детьми? Этот вопрос является одним из главных проблем. Наверняка, именно на этот вопрос желали бы найти ответ многие начинающие педагоги для преподавания оригами. Они хотели бы, заранее, знать о методических приёмах, облегчающих преподавание оригами детям. Однако единой методики, конечно, не существует, да, наверно, и не может быть. Существуют десятки различных приёмов, но все, в конечном счёте, зависит от способностей, таланта и личности педагога. Тем не менее, здесь представлено несколько практических советов, которые могут оказаться полезны:
Работая с подготовительной группой, демонстрируйте только сам процесс складывания. Только немногие в этом возрасте способны работать со схемами.
Работая с ребятами постарше, можно начать рисовать схемы на доске, или предложить им работать по учебнику.
Дети в третьем-четвертом классе могут начать перерисовывать ваши чертежи себе в альбом, если у них нет учебников.
Демонстрируйте складывание с помощью большого квадрата, который должен быть с одной стороны цветной, с другой — белый. Он должен быть хорошо виден из любой точки.
Постепенно приучайте ребят к условным знакам и схемам. Если вы работаете с детьми подготовительной группы, сначала изредка чертите на доске отдельные рисунки, а затем полностью вычертите несколько схем складывания, дополняя чертежи демонстрацией на руках и комментируя словами. Если ваши ребята постарше, можно с первого же занятия приучать их к схемам на доске или в учебнике.
Просите ребят дома складывать и вклеивать в альбом базовые формы и плоские изделия, с которыми вы их познакомили на занятии.
Чертите или демонстрируйте следующий этап только после того, как все ваши дети справятся с предыдущим шагом. Просите ребят показывать вам свои фигурки, поднимая их кверху. Помогайте отстающим.
Чертя изделия, старайтесь работать с цветными мелками. Белый цвет обозначает контуры фигурки и уже намеченные линии, два других любых цвета — линии «горы» и «долины».
Будьте всегда готовы максимально точно и ясно прокомментировать все свои действия словами и всегда делайте это. Никогда не говорите просто «делаем так, как я».
Изредка играйте «в молчанку» — молча, чертите на доске серию последовательных рисунков, по которым ребята сами, без ваших комментариев, должны сложить изделие. В конце подобной игры попросите поднять кверху получившиеся изделия.
Познакомив ребят с очередной фигуркой, попросите их сложить её снова самостоятельно или только с помощью ваших словесных комментариев. Такой прием развивает зрительную и мышечную память.
Этапы обучения оригами:
вначале обучения используется метод словесного объяснения. Объясняется последовательность складывания и показывается несколько раз. Затем предлагается детям сделать это самим, педагогом оказывается индивидуальная помощь.
после этого можно детей познакомить с простейшими чертежами, научить читать их и работать по чертежам самостоятельно.
постепенно происходит переход от простого к сложному. Усложняются виды сгибания, для одной поделки берутся два квадрата разного цвета.
когда ребята освоят приемы сгибания, можно предложить им стать изобретателями. Может быть, они смогут изобрести свою поделку.
При обучении оригами необходимо давать воспитанникам больше самостоятельности. Не надо навязывать свои приемы украшения поделки. Иногда ребята могут сделать это лучше и оригинальнее.
Если дети раньше делали отдельные поделки, то в дальнейшем им можно предложить сделать различные сюжетные композиции из знакомых фигур. Например, “Бабочки на лугу”, “Аквариум”. Выполнять работу воспитанники могут, пользуясь чертежами.
Не надо принуждать прямо воспитанников к деятельности, надо использовать приемы, способствующие проявлению положительной мотивации и развитию интереса к творческому процессу.
Определенные действия, «провоцирующие к творческой деятельности»:
«забываю» как складывается бумажная игрушка;
«ошибаюсь» при составлении силуэта из набора геометрических фигур;
«сомневаюсь», размышляя вслух о том, как лучше поступить, советуясь с детьми.
В работе с дошколятами для усвоения материала используются элементы игровой технологии Е. С. Кострюковой, где все условные обозначения в оригами имеют свои простые названия:
сторона квадрата — «сестра»;
угол — «брат»;
диагонали и сгибы — «дорожки» и «тропинки» и т. д.
Следует также придерживаться таких правил, поддерживающих творческое начало:
- Поощрение ребенка за самостоятельные мысли и действия, если они не причиняют особого вреда окружающим (развитие собственного «я»);
- Не мешать желанию ребенка сделать что-то по-своему;
- Уважение точки зрения воспитанника, как творца, как художника, какой бы она ни была — не подавлять ее собственным мнением, т. к. ваше мнение будет порождать страх сделать что-то «не так», сказать «не так» (боязнь ошибиться);
- Творить и играть вместе с детьми в качестве рядового воспитанника, иногда меняться ролями;
- Не навязывать свою идею, наоборот пытаться понять логику творческого воображения ребенка;
- Вносить разнообразие в занятия, использовать методические разработки, рекомендации, информационные материалы.
На занятии по оригами ребенок проявляет своё «я». Пробует себя в роли изобретателя. Пусть даже из всей небольшой группы один — два ребенка пытаются сложить что-то свое, это уже неплохо — соотношение явно больше, чем между исполнителями и сочинителями музыки.
Занятия оригами можно проводить, используя межпредметную связь с занятиями по окружающему миру (знакомство с животными и растительным миром), математики (изучение геометрических фигур — составные части конструкций), изобразительного искусства (подбор цвета, умение располагать фигуры в пространстве: ближе, дальше). Для малышей складывание несложной фигурки так же может быть прекрасной разминкой для пальцев в перерыве между утомительным писанием. Оригами поможет оформить комнату к празднику, сделать подарки для родителей. Особое место в руководстве изобразительной деятельностью занимают игровые приемы. Игровые приёмы — это способы совместного (педагога и детей) развития сюжетно-игрового замысла путём постановки игровых задач и выполнения соответствующих игровых действий, направленных на обучение и развитие детей. Игровые приёмы оказывают влияние на эффективность обучения и развития детей на занятиях изобразительной деятельностью, формируют отношение детей к обучению, способствуют качественному освоению изобразительных учений и развитию творчества. Воздействие игровых приёмов осуществляется: во-первых, путем создания с их помощью мотивов, направляющих деятельность детей на выполнение поделки для каких-либо игровых персонажей.
Во-вторых, игровые приёмы могут создавать мотивы конкретных действий детей на занятиях по изобразительной деятельности (восприятие изображаемого предмета, показа воспитателем способов действия и др.), вызывая интерес к игровым персонажам и действиям с ними.
Использование моментов игры в процессе изобразительной деятельности относится к наглядно-действенным приемам обучения. Чем меньше ребенок, тем большее место в его воспитании и обучении должна занимать игра. Игровые приемы обучения будут способствовать привлечению внимания детей к поставленной задаче, облегчать работу мышления и воображения.
При использовании игровых моментов воспитатель не должен превращать весь процесс обучения в игру, так как она может отвлечь детей от выполнения учебной задачи, нарушить систему в приобретении знаний, умений и навыков.
Таким образом, выбор тех или иных методов и приемов зависит:
от содержания и задач, стоящих перед данным занятием, и от задач изобразительной деятельности;
от возраста детей и их развития;
от вида изобразительных материалов, с которыми действуют дети.
Условия, необходимые для применения игровых приемов на занятиях по оригами:
- Содержание игровых задач и игровых действий должно соответствовать знаниям детей об окружающем и их интересам. В противном случае интерес детей на занятии будет носить поверхностный сиюминутный характер.
- При разработке игровых приемов важно думать не только о содержании и логике игровых действий, но и о соответствии их логике и смыслу реальных жизненных ситуаций. Игровой прием будет тем интереснее и эффективнее, чем разнообразнее по содержанию игровые действия.
- При разработке игровых приемов педагогу нужно знать ведущие мотивы игры, т. е. ту сферу действительности, которая интересует дошкольника: предметы и действия с ними; люди, их деятельность и отношения; события.
- Необходимо, чтобы сам воспитатель эмоционально и заинтересованно (как дети) реагировал на происходящее, проявляя самые разнообразные чувства: удивление, восхищение, радость или сочувствие, огорчение, печаль (соответственно содержанию изображаемой ситуации). При этом следует помнить о чувстве меры в их проявлении, разумном сочетании игровых и деловых отношений, плавном, незаметном переходе от игры к прямому обучению и наоборот.
- Воспитателю необходимо помнить, что игру на занятии он использует не ради развлечения, а с целью руководства деятельностью, чтобы процесс обучения был радостным, способствовал развитию чувств, воображения, творчества. Поэтому игровые приемы обучения должны быть нацелены на решение конкретных задач занятия и соответствовать этим задачам.
Игровые приемы в оптимальном сочетании с другими методами и приемами обучения оказывают благотворное влияние на развитие личности, ее творческого потенциала, художественных способностей, нравственно-эстетическое развитие детей, повышают у дошкольников интерес к изобразительной деятельности и стимулируют самостоятельные формы ее проявления, когда ребенок сам ставит изобразительные задачи и пытается их решать.
Литература:
1. Богатеева З. А. Чудесные поделки из бумаги. — М.: Просвещение, 2002.-208с.
2. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников: Для студентов средних педагогических учебных заведений. Изд. 3-е, испр. — М.: Академия, 1998.-272с.
3. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учебное пособие для студентов вузов.: М.: Академия, 2000.-344с.
4. Дементьева Л. Бумажная пластика и оригами // Дошкольное воспитание. — 2003. — № 8. — С. 40.
5. Журнал «Оригами», № 1, 1998.
6. Комарова Т. Игра и изобразительное творчество // Дошкольное воспитание. — 2005. — № 4. — С. 74.
7. Косминская В. Б., Васильева Е. И., Халезова Н. Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. Пособие для студентов.- М.: Просвещение, 1977. — 253с.
8. Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. Изд.: Академия, 2002.-192с.
9. Сакулина Н. П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. — М.: Просвещение, 1973.-208с.
10. Сержантова Т. Б. Базовые формы оригами. — М.: Айрис-пресс, 2011.-160с.
11. Соколова Н. Г. Знакомство детей дошкольного возраста с окружающим миром с помощью техники оригами. — М.: Айрис-Пресс, 2004.-56с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, изобразительная деятельность, занятие, действие, оригами, прием, ребята, игровой прием обучения, левая рука, подготовительная группа.
Источник