Игровые методы развития ребенка 5 лет
Виктория Мартыненко
Игровая деятельность детей 4–5 лет
Пятый год жизни- период интенсивного роста и развития организма ребенка. Происходят заметные качественные изменения в развитии основных движений. Эмоционально окрашенная двигательная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей, которых отличает довольно высокая возбудимость.
Возникает и совершенствуется умение планировать свои действия, создавать и воплощать определенный замысел, который в отличии от простого намерения, включает представления не только о цели действия, но так же и о способах ее достижения.
Дети 4-5 лет продолжают проигрывать действия с предметами в соответствии с реальной действительностью: ребенок сначала режет хлеб и только потом ставит его на стол перед куклами, один ребенок подвозит свой экскаватор к грузовичку другого и вываливает воображаемый песок. В игре дети называют свои роли,понимают условность принятых ролей: «Ты будешь врачом, а я приду к тебе лечить дочку»
Происходит разделение игровых и реальных взаимоотношений. В процессе игры роли могут меняться.
В 4-5 лет сверстники становятся для ребенка более предпочитаемыми партнерами по игре, чем взрослые. В общую игру вовлекается от двух до пяти детей, а продолжительность совместных игр составляет в среднем 15-20 минут, в отдельных случаях может достигать и 40-50минут.
Дети этого возраста становятся более избирательными во взаимоотношениях и общении: у них есть постоянные партнеры по играм, все более ярко проявляется предпочтение к играм с детьми одного пола. Правда ребенок еще не относится к сверстнику как к равному партнеру по игре.
Особое значение играет сюжетно-ролевая игра. В нашей группе дети любят играть в «Больницу», причем действие начинает развиваться не только в кабинете врача, но и на «улице».
Существенное значение имеет так же дидактические и подвижные игры. В этих играх у детей формируются познавательные процессы, наблюдательность, умение подчиняться правилам.
В группе создаются условия для реализации творческого потенциала детей в игре: поощряются самостоятельное придумывание сюжета, импровизация. Так же мы способствуем развитию сложных, длительных сюжетов. Например, если дети выражают желание продолжить начатую игру после сна или завтра, то помогаем сохранить и развить ситуацию, в случае необходимости предлагаем новые повороты в сюжете.
Воспитатели создают атмосферу жизнерадостности и увлеченности игрой: не регламентируют ее, избегают воспроизведения однообразных сюжетов и действий, внимательно и тактично наблюдают за свободной игрой, включаясь в нее по мере необходимости как равноправные партнеры, играя с детьми взрослые творчески включаются в игру, заражая своим интересом, яркими эмоциями.
В организации игровой деятельностивоспитатели реализуют индивидуальный подход с учетом возрастных особенностей: предлагаются игры, направленные на разрешение конфликтных ситуаций, освоение нравственных норм и правил поведения, повышение активности застенчивых детей с недостатками в развитии, совершенствование самоконтроля у излишне расторможенных и агрессивных детей.
Источник
На чтение 7 мин.
Детей 5-6 лет пора начинать готовить к переходу в первоклассники. Залог успешной учебы в школе закладывается в указанном возрасте. Развивающие занятия помогут осуществить качественную подготовку ребенка, как в дошкольном учреждении, так и в домашней обстановке.
Занятия с детьми позволят повысить интерес к процессу обучения и школе, если будут организованы интересно и качественно. Учителями начальной школы отмечается, что дети 5-6 лет, при обучении которых применялись развивающие методики, отличаются повышенной работоспособностью, позитивным настроем, аккуратностью и организованностью.
Особенности развития малышей в 5,6 лет
Занятия, нацеленные на развитие мышления, логики, познания мира разнообразны. Знания и умения пятилетнего малыша уже немалые. В пять лет ребенок достаточно хорошо владеет речью, умеет анализировать ситуации, дает объяснения некоторых явлений и отстаивает свое мнение. У ребенка есть навыки счета, он умеет сравнивать и выполнять задания по инструкциям. У детей в этот период «взрослеет» сознание и повышается ответственность.
В 5-6 лет у ребенка вырабатывается ответственность и понимание необходимости учиться
Наблюдения за детьми показывают, что у ребенка все в большей степени проявляется самостоятельность, возникают новые интересы, воодушевление успехами в творчестве.
Но психика ребенка еще не сформировалась окончательно. Он все еще впечатлителен, эмоционален, сравнивает себя с другими детьми.
В 5-6 лет все еще продолжается процесс познания мира. Развивающие процессы все еще проходят посредством игр и общения. Но уже идет постепенный переход на обучающие занятия, которые предполагают учебный процесс с установленными правилами и требованиями и, конечно, оценкой результата.
Что должны знать родители
В возрасте пяти лет родителям надо оценить, как развивается их малыш. Надо проследить, как складываются взаимоотношения между ребенком и окружающим миром.
Игра на развитие произношения
За детьми следует понаблюдать по следующим направлениям:
- поведение ребенка в домашних условиях, на улице, в общественных местах;
- общение с окружающими людьми;
- какие у детей друзья, понимание и восприятие дружеских отношений;
- насколько развита речь детей, есть ли у ребенка проблемы с произношением, как он строит предложения.
Важным моментом является комфорт и гармония в семье, поскольку подготовку к школьной жизни надо начинать с привития таких навыков, как порядок, ответственность, которые ребенком усваиваются, в первую очередь, в семье. Развивающие занятия, помимо получения новых знаний, помогут настроить детей на правильное восприятие мира, скорректировать поведение.
Целевая направленность занятий
Занятия, которые направлены на развитие детей пяти-шести лет отличаются огромным разнообразием. Занятия такого типа позволят постепенно, перевести игровые формы в обучающие. Такой переход для детей осуществляется без напряжения и без проблем.
Развивающая игра для детей 5-6 лет
Задания представлены в виде разгадывания загадок, раскрашивания картинок. Затем ребенком осваиваются прописи. Дети в 5-6 лет любят выполнять логические задания.
В программе обучения детей, которая использует развивающие формы, занятия должны реализовывать следующие цели:
- развивать познавательный интерес;
- совершенствовать творческие, физические и интеллектуальные способности;
- задания должны способствовать положительному отношению к будущему школьному обучению.
Игра на тренировку памяти
В программе для указанной возрастной группы должны быть задания:
- по основам родной речи, которые закладывают фундаментальную базу при обучении чтению, русскому языку, развивают речь детей.
- математического направления – начала арифметики и геометрии, задания, направленные на развитие внимания, укрепления памяти и логического мышления.
- по формированию интереса к природе, умению чутко к ней относиться, а так же первые знания по экологии.
- по исследованию физической составляющей простейших бытовых явлений и астрономических знаний.
Дети 5-6 лет очень любят играть с конструкторами
Детей этого возраста интересуют занятия по изобразительному искусству, им нравится конструировать, изготовлять какие-нибудь изделия.
В пять-шесть лет детей можно занимать различными делами до двух часов – они не устанут. Причем концентрация внимания в течение этого времени не снижается. Детей можно привлекать к занятиям в течение этого времени. Только задания нужно менять и делать небольшие перерывчики.
Что нужно учитывать при организации занятий
Обучение должно быть организовано по всем видам деятельности детей. Они должны совершенствовать навыки лепки, конструирования, рисования. Но в 5-6 лет начинается постепенный переход к стилю обучения, когда детей надо научить выполнять требуемые задания. Дети все еще чувствуют потребности в игровой деятельности. На основании этого процесс обучения хотя и становится целенаправленнее, но включает в себя и элементы игры.
Интеллект ребенка определен такими познавательными процессами, как внимание, воображение, восприятие и память.
Вниманию детей 5-6 лет характеризует непроизвольность; Малыш еще не в состоянии руководить своими эмоциями, концентрировать и направлять внимание на важные вещи. В силу этого может оказаться под внешними впечатлениями. Данные впечатления выражаются в том, что ребенок быстро отвлекается, он не может сосредоточить внимание на каком-то одном предмете или действии, а деятельность должен часто менять. Руководство со стороны взрослых направляется на то, чтобы постепенно повышать уровень концентрации внимания. Ребенок при таком отношении будет развивать ответственность за результаты своих действий.
Надо учить ребенка пересказывать прочитанное
Данная направленность действий предполагает то, что ребенком будут добросовестно и тщательно выполняться любые задания, причем независимо от того интересно оно или нет.
Особенности восприятия информации в 5-6 лет
Важнейшие характеристики внимания, которые предстоит развивать у ребенка – это:
- проявление устойчивости внимания, то есть способности длительный период сохранять концентрацию;
- умение переключать внимание, вырабатывать быструю ориентацию в разных ситуациях и перестраиваться с одного вида деятельности на другой;
- распределение внимания на два и более объекта.
Для развития функции внимания очень важно влияние эмоциональных факторов, выработка интересов к выполняемым действиям, ускорение мыслительных процессов и формирование волевых качеств. Указанные свойства прекрасно развиваются в процессе выполнения развивающих упражнений.
Игра на понимание ситуации
Развитие восприятия у ребенка присутствует с первых месяцев. Но в 5-6 лет уровень восприятия находится на пике. Ребенок впитывает в себя новое, воспринимает информацию из окружающего мира. Но наиболее полно входит в сознание то, что ему интересно. Поэтому основная цель взрослых – это заинтересовать детей в тех знаниях, которые они должны получить.
Какие формы занятий наиболее подходящие
Использование для развивающего обучения игрушки и различные игры. Большим преимуществом является то, что дети играют и обучаются одновременно на совершенно добровольной основе. Они заинтересованы в результатах, не переутомляются. Так развитие логики прекрасно прогрессирует на играх Никитина. Настольные игры постепенно обучают математике, правилам движения, буквам и чтению. В процессе игры у детей формируется усидчивость, терпение и навыки достойного поведения.
Художественное творчество – великолепный способ развития способностей
Творчество в этом возрасте лучше всего проявляется в конструировании и выполнении поделок. Причем задания должны постепенно усложняться, включая элементы самостоятельного моделирования. Ребенок учится созиданию. Он учится мыслить и размышлять логически, развивает мелкую моторику.
Развивающее обучение в 5-6 лет лучше всего осуществляется через игровую деятельность. Ребенок должен в процессе развития подготовиться к традиционной школьной системе обучения.
Оставить комментарий
Источник
© Photo by li tzuni on Unsplash
Рассматриваем основные плюсы и минусы методик раннего развития детей.
В настоящее время стало невероятно модно обучать своих детей хоть чему-нибудь практически с пеленок. Так что неудивительно, что во многих крупных (да и не очень) городах появились разнообразные центры детского развития, ведь где есть спрос, там всегда найдется и предложение. Заниматься в таких заведениях можно начиная с 6 месяцев, главное — выбрать то заведение, развивающая программа которого вам больше по душе.
В последнее время это одна из самых популярных методик раннего детского развития. Занятия по Монтессори включают в себя несложные физические упражнения, в том числе упражнения на развитие мелкой моторики; упражнения, направленные на развитие речи; а также традиционные лепку, конструирование; рисование и аппликацию; многочисленные развивающие игры; пение и танцы.
При занятиях по данной методике педагоги должны грамотно организовать пространство и обеспечить ребенка разными по текстуре игрушками и материалами для развития. При этом ребенку предоставляется полная свобода выбора: из всего изобилия предметов он сам выбирает то, с чем хочет играть, и то, чему хочет обучаться, поэтому фактически развивается самостоятельно — учитель не навязывает задания ребенку, он только помогает ему и немного направляет. Классическая система Монтессори предполагает занятия с детьми старше 2,5-3 лет. Но на сегодняшний день уже создаются Монтессори-группы для занятий с детьми до 3 лет.
Плюсы методики:
Дети, обучающиеся по этой методике, наблюдательны, внимательны, самостоятельны и дисциплинированы.
На занятиях у ребят развивается мелкая моторика рук, что сильно поможет им при обучении письму.
Методика прекрасно развивает левое полушарие мозга, отвечающее за логику, моторику и аналитические способности.
Минусы методики:
Правое полушарие, которое отвечает за творческие способности, в методике Монтессори не развивается вообще или его развитию уделяется минимальное количество времени.
Методика подходит далеко не всем детям: очень активные дети будут на занятиях чувствовать себя некомфортно, замкнутые малыши закроются в себе еще сильнее, а творческим деткам она просто-напросто не понравится.
На занятиях по данной методике мало внимания уделяется физическому развитию детей, как и развитию навыков общения друг с другом: вместо коллективной игры отдается предпочтение индивидуальной работе детей.
Это методика, вторая по популярности среди создателей детских развивающих центров. Создана она петербургским педагогом Николаем Зайцевым. В основе его системы обучения — идея о том, что элементарной частицей речи является склад — пара из согласной и гласной, или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Эти склады Зайцев написал на гранях своих кубиков. Так что основной принцип обучения детей чтению — по слогам, а обучение счету — при помощи числовых рядов.
Стоит также отметить, что обучение по кубикам Зайцева проходит в игре, дети поют слоги, прохлопывают их в ладоши, прыгают и бегают. Точно так же через игру малыши знакомятся с математикой. Зайцев разработал для этого специальные таблицы, по которым дети выполняют арифметические действия.
Обучаться по этой методике можно начиная с 2-3 лет и до дошкольного возраста. Занятия могут быть как групповыми, так и индивидуальными.
Плюсы методики:
Данная методика помогает детям быстро обучиться чтению и счету.
У детей тренируется и неплохо развивается зрительная память и способность к запоминанию.
На занятиях у детей развивается творческое мышление.
Минусы методики:
В методике не уделяется должного внимания тренировке мелкой моторики рук, которая необходима для подготовки детей к письму.
Часто у детей, которые хорошо считают и читают, благодаря занятиям по данной методике развивается завышенное самомнение и возникает ощущение, что они знают все.
Данная методика довольно гармонично сочетает интеллектуальную и физическую нагрузку. В основе системы обучения — так называемые «карточки Домана», с крупно написанными на них словами (а не отдельными буквами, как у Зайцева); то же с математикой, где на карточках изображены не цифры, а красные точки, множества. По мнению Домана, образование и обучение детей начинается в 6-7 лет, а вот познание — с самого момента рождения, поэтому он рекомендует показывать карточки малышам с рождения. Кроме того, в этой методике огромное значение придается физическому развитию: активное движение с рождения и несложные физические упражнения — одна из важнейших составляющих этой системы обучения.
Плюсы методики:
Дети запоминают большое количество информации.
Карточки тренируют зрительную память у детей, а физические упражнения помогают им быть здоровыми и спортивными.
Благодаря занятиям по данной методике, родители ежедневно проводят больше времени со своим чадом, что в свою очередь тоже благотворно отражается на его развитии и развитии навыков общения.
Минусы методики:
При обучении чтению ребенок запоминает не отдельные буквы, а лишь слово, написанное целиком, потому что он сопоставляет его с нарисованной картинкой.
Ребенок, обучающийся по данной методике, может вырасти «ходячей энциклопедией», но в важный момент не будет уметь использовать свой багаж знаний в нужном русле.
Второе название – методика Штайнера, считается педагогикой равных возможностей. В основе этой системы обучения лежит достаточно сложное философское течение антропософия, упор в которой делается на развитие эстетических и практических навыков и знаний об окружающем мире, а не на развитие интеллектуальных способностей. Создатели данной методики считают, что детей нужно как можно дольше оставлять в их сказочно-образном мире, поэтому именно в детстве, в дошкольном возрасте, необходимо развивать творческий потенциал малыша.
К обучению чтению и письму ребенок будет эмоционально готов, когда у него молочные зубы поменяются на коренные, то есть лет в 12, и до этого возраста надо развивать творческие способности и делать акцент на физическое и духовное воспитание.
Все занятия по Вальдорфской методике направлены на развитие личности, поэтому детей на занятиях ни к чему не принуждают. Занятия проводятся в мини-группах, включающих ребятишек разного возраста, но любой малыш может в любой момент отказаться что-либо делать, и ему за это ничего не будет.
Плюсы методики:
Прекрасный вариант дошкольного развития для детей с гуманитарным складом ума, ведь у ребенка развивается творческое мышление, которому в других методиках уделяется гораздо меньше внимания.
Методика не предполагает системы оценок за работу: ребенок не боится ошибаться, что делает обучение более гармоничным.
Многообразие игровых форм и большое количество игрушек, изготовленных из натуральных материалов.
Минусы методики:
Методика не очень подходит детям с математическим складом ума, им не всегда будет интересно.
Обучение чтению и письму начинается поздно, поэтому методика фактически не подготавливает ребенка к школе.
Телевизор, радио и кино под запретом. Сторонники методики уверены, что современные средства массовой информации оказывают разрушительное действие на психику ребенка.
Методика представляет собой некий набор постепенно усложняющихся развивающих и спортивных задач. Основным постулатом системы Никитиных является свобода творчества детей на занятиях: дети занимаются ровно столько, сколько хотят, сочетая спорт и другие виды деятельности. Задача родителей только одна – помогать детям развиваться, а не мешать, поэтому они не вправе заставлять ребенка, давить на него в соответствии со своими надеждами и подсказывать ему решение задачи: если малыш не справляется, значит, задачу нужно отложить до тех пор, пока он не подрастет. Дети должны быть заинтересованы во всем: в обучении, занятиях спортом, принятии пищи, а родители – их старшие товарищи – должны помогать удовлетворить их интересы.
Спорту в системе Никитиных уделяется не просто большое, а огромное внимание: закаливание с самого рождения и ежедневная зарядка – обязательные условия методики. В доме должно быть оборудовано место для занятий спортом, чтобы дети воспринимали физическую активность как неотъемлемую часть жизни.
Плюсы методики
Методика ориентирована на домашнее обучение детей. То есть любой родитель может самостоятельно освоить ее и превратить в образ жизни, что ведет к тому, что дети будут проводить с ними много времени.
Внимание уделяется не только умственному, но и физическому развитию детей.
Система помогает очень рационально организовать время.
Минусы методики:
Отсутствие индивидуального подхода к ребенку.
Недостаточное внимание уделяется развитию речи, а творчество исключается в принципе.
Закаливание проводится достаточно жесткими методами (обливание ледяной водой, хождение босиком по снегу).
Стоит ли начинать обучать ребенка со столь раннего возраста и какая из методик раннего развития больше подходит вашему малышу, решать, конечно же, только родителям. Но при выборе центра детского развития необходимо учитывать одно очень важное обстоятельство: абсолютно все дети разные, а значит, и подход к ним в обучающих заведениях должен быть индивидуальный. Стоит также отметить, что многие родители склонны идеализировать детские развивающие центры, считая что раз уж они привели туда своих детей и заплатили за занятия деньги, то педагоги уж точно сделают из них гениев. Однако это не так.
Да, ребенок может стать более коммуникабельным, научится преодолевать трудности и освоит навыки чтения и письма, но все методики несовершенны, и детские центры развития — это не способ превратить малыша в нового Эйнштейна.
Так что не стоит ожидать, что хороший и умный ребенок вдруг через несколько месяцев превратится в вундеркинда, как не стоит и внушать ему, что благодаря этим занятиям он станет лучше всех остальных детей. А самое главное — ни один даже очень сильный педагог не сможет заменить ребенку родителей, поэтому так важно, чтобы помимо всего того, что ему может дать центр детского развития, малыши получали в полном объеме любовь и заботу своих мам и пап.
Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram. Всего 1-2 поста в день.
Источник