Игровые методы и приемы в развитии ребенка

Надежда Исакова
Разнообразие игровых методов и приёмов в обучении и воспитании дошкольников.

Игровые приемы – это способы совместного (педагога и детей) развития сюжетно игрового замысла путем постановки игровых задач и выполнения соответствующих игровых действий, направленные на обучение и развитие детей.

Достоинства сюжетной игры в младшем дошкольном возрасте и послужили основанием для того, чтобы использовать их для решения двух основных задач в обучении детей аппликации:

во-первых, благодаря игре превратить обучение в осознанное и интересное для ребенка дело;

во-вторых, обеспечить детям естественный переход от обучения к игре и содействовать формированию игры.

Методы и приемы подразделяются на игровые, словесные, наглядные и практические. Рассмотрим их в отдельности.

1. Игровые методы и приемы в обучении детей

– дидактические игры

– подвижные игры

– игры-забавы, инсценировки.

Приемы:

а) Внесение игрушек,

б) Создание игровых ситуаций (сегодня мы будем птичками)

в) Обыгрывание игрушек, предметов.

г) сюрпризность, эмоциональность.

д) Внезапность появления, исчезновение игрушки.

2. Словесные методы и приемы:

1)Чтение и рассказывание стихов, потешек, сказок.

2) Разговор, беседа.

3)Рассматривание картинки, инсценировки.

Приемы:

Просьба произнести, сказать слово (это платье).

Перекличка до 1,5 лет (“скажи-повтори”).

Подсказывание нужного слова.

Объяснение назначения предмета (посуда — это из чего мы едим и пьем).

Многократное повторение нового слова в сочетании со знакомым (у кошки котята, у курицы цыплята).

Вопросы.

Договаривание слова в конце фразы (“Котята пьют (молоко)“.

3. Практические методы:

1)Упражнения (оказание помощи).

2)Совместные действия воспитателя и ребенка.

3)Выполнение поручений.

4. Наглядные методы и приемы:

1)Показ предметов, игрушек.

2)Наблюдение явлений природы, труда взрослых.

3)Рассматривание живых объектов.

4)Показ образца.

Приемы:

Непосредственное восприятие предмета, игрушки.

Показ с называнием (это кролик).

Пояснение к тому, что видят дети (это Катя пришла; Катя идет гулять).

Просьба-предложение (Андрюша, давай, покорми птичку).

Многократное повторение слова.

Активное действие детей.

Выполнение игровых действий.

Игровая форма обучения не является сама по себе новой.Лозунги типа: «Учи – играя», «Используй игру и игровые приёмы при обучении малышей» кажутся понятными и очевидными. Однако на практике дело обстоит совсем иначе. Зачастую воспитатели вводят в «скучные уроки» для дошкольников детские игрушки, отдельные игровые ситуации, считая, что они тем самым, используют игру в качестве формы организации занятий. Например, приходит какой-либо персонаж и начинает детям что-нибудь объяснять, просить о чём-либо. Однако ни персонаж, ни педагог, озвучивающий игрушку, не способны сами по себе превратить занятие в игру. Они как были, так и остаются занятиями – «уроками», строго регламентированными взрослыми, где ребёнок лишь пассивный исполнитель заданий, которые предлагает педагог. Обучение детей игре фактически сводится к применению в работе с ними игровых приёмов «обыгрывания» учебного материала. Подобные «игровые моменты» на занятиях чреваты тем, что не получается ни игры, ни обучения.

Итак, игра может использоваться в качестве метода обучения в том случае, если она состоялась, освоена и пережита ребёнком в качестве самоценной деятельности.

Педагогам необходимо соблюдать все этапы формирования игры, потому что ребёнок должен последовательно овладеть всеми видами игровой деятельности. Напомним данные этапы.

Первый – ознакомительный этап в развитии игры (младенческий период).

Второй этап – отобразительная предметно-игровая деятельность (конец первого – начало второго года жизни).

Третий этап – сюжетно–отобразительная игра (конец раннего возраста).

Четвёртый этап – ролевая игра (дошкольный возраст). Способность к созданию воображаемой ситуации на словах и способность к участию в играх с правилами являются необходимыми условиями для использования игры в качестве формы обучения.

Метод обучения – это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение дидактических задач.

Игровым методам в классификации методов обучения отводится значительное место. Основным их достоинством является то, что в ситуации игры процессы восприятия протекают в сознании ребёнка более быстро и точно. Они переносят учебное действие в условный план, который задаётся соответствующей системой правил или сценарием.

Игровые методы, игровые приёмы:

воображаемая ситуация,

дидактическая игра

внезапное появление объектов, игрушек,

выполнение воспитателем различных игровых действий,

загадывание загадок,

введение элементов соревнований,

создание игровой ситуации

Одним из видов игрового метода является дидактическая игра, в которой все действия регулируются игровой задачей и игровыми правилами. Руководство игрой заключается в ознакомлении детей с её содержанием и правилами, а также в контроле над выполнением правил. Такая игра не может рассматриваться как метод пополнения или сообщения знаний. В ней идёт активный процесс использования имеющихся знаний, обеспечивающих их совершенствование.

Читайте также:  Питание и развитие годовалого ребенка

Занятия, состоящие из дидактических игр, могут носить тематический и сюжетный характер. На тематических занятиях на протяжении всего специально организованного обученияпринимают участие какие-либо персонажи: Незнайка, Микки-Маус, Петрушка, Маленький человечек и другие.

Интересной формой занятий, состоящих из дидактических игр, являются сюжетные занятия, например, путешествия. Данные занятия могут отражать реальные факты или события. Происходящие действия понятны и интересны ребёнку. Выполнение предлагаемых заданий радует и удивляет детей, придаёт познавательному содержанию необычный, игровой характер. В ходе таких занятий дети принимают активное участие в развитии сюжета, обогащении игровых действий,стремятся овладеть правилами и получить результат: решить задачу, что-то узнать, чему-то научиться.

Приём внезапного появления объектов, игрушек своей неожиданностью, необычностью вызывает острое чувство удивления, вызывает эмоциональное реагирование, является залогом познания окружающего мира. Используется данный приём чаще всего в младших группах.

К приёму выполнения воспитателем различных игровыхдействий можно отнести: подбор картинок, складывание, передвигание, имитацию движений. Игровые действия могут состоять из ряда отдельных действий или элементов. Они должны обязательно сопровождаться речью. Данный приём используется, в том случае, если воспитатель является непосредственным партнёром ребёнка в игре.

Загадывание загадок позволяет в интересной, занимательной форме научить детей чему-нибудь, рассказать о чём-то. Загадка создаёт эффект неизвестного, непознанного. Она помогает устанавливать и осознавать связи между предметами и явлениями.

Выбор игровых методов и приёмов обучения зависит, прежде всего, от цели обучения и содержания занятия, а также от возраста детей. Педагогу следует помнить о том, что игровые методы и приёмы не должны превращать занятие в развлечение

Источник

Валентина Савкина
Игровые методы обучения дошкольников

Игровые методы обучения дошкольников.

Игра — это естественный путь обучения маленьких детей.

Рассматривая проблему взаимосвязи игры и обучения, А. В. Запорожец отмечал, что нельзя противопоставлять игру обучению, а необходимо выяснить, как в игре осуществляется обучение и как оно влияет на развитие способностей детей. Он указывал, что обучение на разных возрастных этапах имеет свои особенности, это может быть манипулирование с предметами, игра и специальная учебная деятельность. По его мнению, в игре продолжается обучение в широком смысле.

В настоящее время в дошкольных учреждениях можно выделить две проблемы,обусловленные использованием игры на занятиях:

первая проблема заключается в значительном уменьшении использования игры и игровых приемов даже в обучении детей 3-5 лет,

вторая проблема состоит в неумении части педагогов вообще использовать в обучении игровой метод.

Анализ практики работы дошкольныхучреждений позволяет выделить следующее противоречие: между возможностью более эффективной подачи знаний дошкольникам при использовании игровых технологий и неумением педагогов использовать максимально возможности игры для обучения и воспитания современных дошкольников.

Игра выступает как активный метод обучения.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. Итоги игры выступают в двойном плане — как игровой и как учебно-познавательный результат.

Взаимосвязь игры и обучения осуществляется путем создания в обучении воображаемой (условной) ситуации.Разные виды игр задаются разными воображаемыми ситуациями: режиссерская игра — путем смыслового объединения предметов; сюжетно-ролевая игра требует не менее двух сопряженных ролей; игра с правилами — возникает при выполнении правил. В обучении детей важны все виды игр.

Большинству игр присущи четыре главные черты:

1. Игра приносит ребенку удовольствие прежде всего от ее процесса, а не только от результата.

2. Творческий и импровизационный характер этой деятельности.

3. Эмоциональная насыщенность игровой деятельности, соперничество, соревнование, состязательность.

4. Наличие прямых и косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

В обучении детей игра организуется взрослыми. Игровой метод обучения дошкольников требует от педагога умения специально разрабатывать учебно-игровые диалоги.

Читайте также:  Эмоции в развитии психики ребенка

Все элементы игровых обучающих ситуаций: сюжет, ролевое поведение и игровые действия воспитателя и детей имеют дидактическое начало и направлены на выполнение задач занятия. В рамках игры дети получают новые знания, выполняют исследовательские действия.

Игровые персонажи (Красная Шапочка и др.) включаются педагогом в учебно-игровое общение не для развлечения, а как условие, обеспечивающее выполнение дидактических задач, создают положительную познавательную мотивацию и поддерживают ее на протяжении всего занятия. Игровые персонажи не просто приходят в гости к детям, а обращаются к ним со своими проблемами, они нуждаются в помощи и знаниях детей. Проблемная ситуация, задаваемая персонажем, меняет позицию ребенка из обучаемого в обучающего. Смена позиции активизирует интеллектуальную деятельность детей, усиливает познавательную мотивацию.

Игра как форма организации и метод обучения детей дошкольного возраста формирует заинтересованное отношение детей к материалу занятия, создает положительный эмоциональный фон и возможность проявления способностей каждым ребенком. Помогает ему почувствовать собственные возможности и обрести уверенность в себе. К игре как методу обученияпредъявляются следующие требования: создание игрового сюжета, мотивирующего детей на игровые цели; включенность каждого участника в игру; предоставление участникам игры возможности самостоятельного активного действия;

игровые задания должны быть сложными, но доступными детям;

пути и средства достижения целей должны быть вариативными.

При использовании игрового метода обучения дошкольниковмогут возникнуть такие трудности: дети могут увлечься игрой и легко перейти от цели к мотиву, в этом случае игра теряет свое образовательное содержание, превращается только в развлечение.

В обучении дошкольников необходимо рациональное сочетание игровых и неигровых методов.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе во многом зависят от понимания педагогом функций игры. Самая главная функция — обучающая. Она обеспечивает усвоение знаний и умений и развитие интеллектуальных функций (памяти, мышления, внимания, воображения).

Мотивационная функция способствует созданию благоприятной атмосферы на занятии, превращает занятие в увлекательное приключение.

Коммуникативная функция объединяет детей, способствует установлению эмоциональных контактов, формирует навыки общения

Диагностическая функция выявляет проблемы в развитии детей, позволяет педагогу изучать особенности личности ребенка в раскрепощенной форме

Релаксационная функция снимает напряжение при интенсивном обучении.

Коррекционная функция вносит позитивные изменения в структуру личности ребенка.

Основной потребностью детей дошкольного возраста является игра. Дети живут и самовыражаются в играх. Поэтому основной формой занятий должна быть игра, в которой дети осваивают новые умения, отношения с другими детьми. Дошкольник легко учиться в игре. Д. Б.Эльконин выделил четыре линии влияния игры на психическое развитие ребенка: развивается мотивационно-потребностная сфера; преодолевается познавательный и эмоциональный эгоцентризм; развивается произвольность поведения; развиваются умственные действия.

Игровая технология обучения поддерживает и укрепляет физическое и психическое здоровье детей. Поэтому важной профессиональной задачей является освоение воспитателями дошкольных учреждений игровых технологий обучения детей.

Источник

В возрастной периодизации детей Д. Б. Эльконина особая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста свое содержание. В каждой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психические новообразования. Игра является ведущим видом деятельности для дошкольного возраста. Игру, как метод обучения и передачи опыта старших поколений младшим, люди использовали с древности.

А. Н. Леонтьев говорил: «Игра − свобода личности в воображении, «иллюзорная реализация нереализуемых интересов».

Л. С. Выготский определял игру как пространство «внутренней социализации» ребенка и средство усвоения социальных установок.

С этими утверждениями нельзя не согласится, так как именно в игре дошкольник развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. В игре память, внимание, мышление, речь ребенка обретают произвольность. В игре создается базис для будущей ведущей деятельности – учебной.

Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом, в котором закладываются основы личности, вырабатывается воля, формируется социальная компетентность, в том числе воспитывается и навык аккуратности. Дошкольники живут и самовыражаются в играх. Игры влияют не только на физическое и психическое развитие детей дошкольного возраста, также они являются одним из важных средств обучения и воспитания. Поэтому основной формой занятий в дошкольном образовательном учреждении является игра, в которой дети осваивают новые умения, отношения с предметами и с другими детьми. Игра как форма организации и метод обучения детей дошкольного возраста формирует заинтересованное отношение детей к материалу занятия, создает положительный эмоциональный фон и возможность проявления способностей каждым ребенком. Помогает ему почувствовать собственные возможности и обрести уверенность в себе.

Читайте также:  Значение рисования в психическом развитии ребенка

Д. Б. Эльконин выделил четыре линии влияния игры на психическое развитие ребенка: развивается мотивационно-потребностная сфера; преодолевается познавательный и эмоциональный эгоцентризм; развивается произвольность поведения; развиваются умственные действия. Обучение в форме игры может и должно быть интересным и занимательным, но не развлекательным. При использовании игрового метода обучения дети могут увлечься игрой и легко перейти от цели к мотиву, в этом случае игра теряет свое образовательное содержание, именно поэтому к игре, как к методу обучения, предъявляются следующие требования:

  • создание игрового сюжета, мотивирующего детей на игровые цели;
  • включенность каждого участника в игру;
  • предоставление участникам игры возможности самостоятельного

активного действия;

  • игровые задания должны быть сложными, но доступными детям;
  • пути и средства достижения целей должны быть вариативными.

Не стоит забывать о том, что дошкольник играет не ради получения или закрепления знаний – к игре его побуждают другие мотивы, а именно: желание действовать как взрослый, стремление к общению и к активным действиям. Совершенствование знаний, развитие познавательных способностей, воспитание важнейших качеств личности, таких, к примеру, как аккуратность или опрятность, является сопутствующим процессом, который незаметен для ребенка и происходит непреднамеренно. В игре ребенок овладевает в игрушечном варианте моделью мира и выстраивает свою собственную похожую модель. Ещё А. С. Макаренко говорил: «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет». И с ним нельзя не согласиться – ведь самые верные представления о ребенке, о его развитии в целом можно составить, наблюдая его в естественной стихии игры. У него складываются привычки: сначала это какое-то действие, поступок, а потом повторяющаяся серия действий, поступков приводит к автоматизму, то есть привычке. При этом не стоит забывать о том, что ценные качества могут быть воспитаны у ребёнка и по окончании игры, к примеру, в процессе уборки игрушек: бережное отношение к предметам, аккуратность, трудолюбие, умение проявлять усилие и преодолевать трудности, заканчивать начатое дело.

В отличие от обычных детских игр игровые методы и приемы, используемые педагогом, обладают существенными признаками − четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. Итоги таких игр выступают в двойном плане − как игровой и как учебно-познавательный результат. В ходе использования игровых методов и приемов взрослый выполняет функции организатора и руководителя игровой деятельности. Он, даёт детям образцы общения с различными людьми, эталоны эмоциональных переживаний, внимательно следит за реакцией детей и пытается направить их коммуникации, способствуя адекватному и эмоциональному общению в процессе игры. При помощи словесных пояснений, педагог направляет внимание детей, упорядочивает, уточняет их представления, расширяет опыт. Приемы руководства игрой могут быть прямыми и косвенными:

− прямое руководство предполагает непосредственное вмешательство взрослого в игру детей: оно может выражаться в ролевом участии в игре, в участии в сговоре детей, в разъяснении, в оказании помощи, в совете по ходу игры или в предложении новой темы игры;

− косвенное руководство игрой особенно плодотворно в работе с детьми дошкольного возраста: свои суждения в процессе игры с детьми педагог выражает исключительно в форме советов, не требуя жесткого подчинения.

Руководя играми, педагог использует разнообразные средства воздействия на дошкольников. Например, выступая в качестве прямого участника игры, он незаметно для них направляет игру, поддерживает их инициативу, сопереживает с ними радость игры. Иногда педагог рассказывает о каком-либо событии, создает соответствующее игровое настроение и поддерживает его по ходу игры. Он может и не включаться в игру, но как умелый и чуткий режиссер, сохраняя и оберегая ее самостоятельный характер, руководит развитием игровых действий, выполнением правил и незаметно для детей ведет их к определенному результату.

Основным достоинством игровых методов является то, что в ситуации игры процессы восприятия протекают в сознании ребёнка более быстро и точно. Они помогают сконцентрировать внимание детей на учебной задаче, которая воспринимается в этом случае как желанная и лично значимая цель, а не как навязанная ребенку взрослым.

Источник