Игровые действия для развития ребенка

Игровые действия для развития ребенка thumbnail

Оксана Чеснокова
Формирование игровых действий у детей раннего возраста

Одной из задач развития игровой деятельности у детей раннего возраста является задача формирования игровых действий с разнообразными сюжетными игрушками и предметами-заместителями.

Игровые действия имеют очень большое значение в психическом развитии ребенка,так как:

— развивается наглядно-действенное мышление и закладываются основы наглядно — образного мышления;

— концентрируется внимание, тренируется память;

— приобретается опыт социального поведения.

Сначала игровые действия ребенка достаточно про­сты: разобрать и собрать пирамидку; отга­дать по звукоподражанию, кто кричит (кошка, собачка, петушок); постучать музыкальным молоточком по ладошке; погладить куклу; открыть и закрыть коробочку и др. Совершая неоднократно одни и те же действия, малыш постепенно овладевает ими.

Как развивать игровые действия?

Педагогу необходимо знать, что игровые действия у детейразвиваются поэтапно:

1 этап — наблюдение за игрой взрослого;

2 этап — присоединение к этой игре, совместные игровые действия;

3 этап — подражание действиям взрослого;

4 этап — самостоятельное отсроченное подражание с появлением вариативности игровых действий;

5 этап — появление самостоятельных последовательных игровых действий.

Игровым действиям рекомендуется обучать на основе реальных ситуаций, так как ребенку будет легче отображать уже знакомые действия.

Например,педагог говорит: «У куклы грязный носик. Вот платок».Поведение ребенка: прикладывает носовой платок к носу куклы.

Или педагог говорит: «Кукла Ляля растрепанная. Вот расческа».Поведение ребенка: проводит расческой по волосам куклы.

Постепенно малыш открывает для себя назначение многих предметов, но игры как отдельного вида деятельности в данном периоде ещё нет.

С усвоением и обогащением игровых действийребенок начинает объединять их в логическую последовательность: сначала кормит куклу, затем причесывает и только потом купает.

В этот же период ребенок начинает пользоваться предметами-заместителями. Это происходит под влиянием взрослого, по показу которого ребенок может покормить куклу палочкой вместо ложки или погладить мячик вместо кошечки.

Со временем у ребенка обогащается не только опыт владения игровыми действиями и увеличивается количество освоенных игровых действий, но и появляется основа для их творческого применения в сюжетно-ролевой игре – ведущей деятельности в дошкольном возрасте.

Таким образом, формируя игровые действия, взрослый создает условия для самостоятельной творческой игры детей, в которой они по собственному желанию реализуют разнообразные содержания, свободно вступая во взаимодействие со сверстниками.

В результате систематической работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста у них оказывается сформированными умения и навыки, свидетельствующиео соответствующем уровне развития восприятия: сенсорный ранний развитие дети

1. Дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину, фактуру и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий.

2. Группируют в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине и другим свойствам при выборе из четырёх разновидностей в период от 2 до 2 лет 3 месяцев и старше.

3. Соотносят разнородные предметы по цвету, форме, величине, фактуре при выборе из четырёх разновидностей (либо четыре разновидности цвета, либо четыре разновидности формы и т. п.).

4. Узнают в разнообразных цветовых пятнах предметы или явления, имеющие характерный цветовой признак (снег, трава, апельсин и т. п.) в пятнах разной величины медведя и медвежонка, кошку и котёнка (с 2 лет – 2 лет 3 месяцев).

5.Обозначают различные предметы в соответствии с их характерными сенсорными признаками: лес, море, солнце, листья, огоньки и т. п. (с 2,5 лет).

6. Активно используют «опредмеченные» слова-названия для обозначения формы (кирпич, мяч, шар, крыша, яйцо, огурец, цвета (трава, апельсин, помидор, цыплёнок, небо и др.) (с 2 лет 3 месяцев – 2 лет 6 месяцев).

7. Отбирают предметы необходимой формы или цвета для развития самостоятельной сюжетной игры (грузят на машину бруски-«кирпичики» или кубики определённого цвета, подбирают детали нарядов для кукол в соответствии с цветом их одежды).

8. Начинают активно пользоваться общепринятыми словами-названиями цвета, часто в отрыве от конкретного предмета (синим он может называть и жёлтый, и зелёный предмет) (с 2 лет 9 месяцев – 3 лет).

Мы выяснили, что у детей раннего и дошкольного возраста имеются органические предпосылки сенсорного развития в виде природных анатомо-физиологических особенностей анализаторных систем. Однако установлено, что этих предпосылок недостаточно для самостоятельного первоначального освоения ребенком человеческого опыта. Как бы разнообразны ни были пособия, представленные ребёнку, сами по себе они не обеспечивают его сенсорное развитие, а являются лишь необходимыми условиями, способствующими этому развитию. Организует и направляет сенсорную активность ребёнка взрослый человек. Без специальных воспитательных приёмов сенсорное развитие не будет успешным, оно будет поверхностным, неполным, а часто даже неверным.

Развитие детей раннего возраста в различных видах деятельности по ФГОС ДО Обеспечение психологической безопасности детей раннего возраста в период адаптации Формирование звуковой культуры речи у детей раннего возраста Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста

Источник

Независимо от вида дидактическая игра имеет определенную структуру, отличающую ее от других видов игр и упражнений. Игра, используемая для обучения, должна содержать прежде всего обучающую дидактическую задачу.

Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определенными игровыми действиями.

«Игровые действия составляют основу дидактической игры — без них невозможна сама игра. Они являются как бы рисунком сюжета игры»

Сорокина А. И. “Дидактические игры в детском саду”.

Обязательным компонентом игры являются и ее правила, благодаря которым педагог в ходе игры управляет поведением детей, воспитательно образовательным процессом.

Читайте также:  Нарушение в соматическом развитии ребенка педагогика

Таким образом, обязательными структурными элементами дидактической игры являются: обучающая и воспитывающая задачи, игровые действия и правила.

Однако в практике работы детских садов не всегда точно дифференцируются эти понятия: иногда правила выступают одновременно и как действия, что затрудняет правильное использование игры воспитателем.

В качестве примера приведем описание игры «Угадай, что мы задумали».

Содержание игры: Дети сидят на стульчиках. Когда ведущий выйдет, они загадывают предмет. Вернувшись, ведущий должен назвать, что загадали дети. Вначале они называют определенные признаки предмета, рассказывают об особенностях, присущих данному предмету.
Дидактическая задача. Развитие связной речи, мышления, внимания, самостоятельности.
Игровое действие: Отгадывание.
Игровые правила: Ведущий выходит за дверь, а в это время дети загадывают предмет. Войдя, он по описанию должен назвать предмет».
Такое описание игры не позволяет четко выделить, где правила, а где действия игры, так как в правилах повторяется содержание и ход игры.
Правильнее было бы описать правила игры так: «Загадывать только те предметы, что находятся в комнате, не смотреть в сторону этого предмета. Если ведущий не отгадал, платит фант, который в конце игры отыгрывается».
А игровые действия можно назвать такие: «С помощью считалочки выбирается ведущий, который выходит за дверь, чтобы не слышать, какой предмет будет загадан.

Рассмотрим более подробно каждый из компонентов дидактической игры.

Дидактическая задача

Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями.

Иначе говоря, определяя дидактическую задачу, надо прежде всего иметь в виду, какие знания, представления детей (о природе, об окружающих предметах, о социальных явлениях) должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества личности детей можно формировать средствами данной игры (скажем, честность, скромность, наблюдательность, настойчивость в достижении поставленной цели, активность, самостоятельность и др.).

Например, в хорошо известной всем воспитателям игре «Магазин игрушек» дидактическую задачу можно сформулировать так: «Закрепить знание детей об игрушках, их свойствах, назначении; развивать связную речь, умение определять существенные признаки предметов; воспитывать наблюдательность, вежливость, активность».

Такая дидактическая задача, поставленная перед детьми в игре, поможет воспитателю организовать игру: подобрать игрушки, разные по назначению, по материалу, внешнему виду; дать образец описания игрушки, вежливого обращения к продавцу и т. д.

В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой. При определении дидактической задачи следует избегать повторений в ее содержании, трафаретных фраз («воспитывать внимание, память, мышление» и др.). Как правило, эти задачи решаются в каждой игре, но в одних играх надо больше внимания уделять, например, развитию памяти, в других — внимания, в третьих — мышления.

Воспитатель заранее должен это хорошо знать и соответственно определять дидактическую задачу. Так, игру «Что изменилось?» использовать для упражнений в запоминании, «Магазин игрушек» — для развития мышления и речи, «Отгадай, что задумали» — наблюдательности и внимания.

Игровые правила

Основная цель правил игры — организовать действия, поведение детей.

Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что-то детям в игре, делать игру занимательной, напряженной.

«Чем правила жестче, тем игра становится напряженнее, острее… факт создания мнимой ситуации с точки зрения развития можно рассматривать как путь к развитию отвлеченного мышления, связанное же с этим правило, мне кажется, ведет к развитию действий ребенка, на основе которых вообще становится возможным то разделение игры и труда, с которым мы встречаемся в школьном возрасте как с основным фактом»

Л. С. Выготский.

Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за неудачного результата.

Важно, определяя правила игры, ставить детей в такие условия, при которых они получали бы радость от выполнения задания.
Используя дидактическую игру в воспитательно образовательном процессе, через ее правила и действия у детей формируют корректность, доброжелательность, выдержку.

Игровые действия

Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями.

Например, в игре «Так бывает или нет?» правилами игры требуется: заметить в стихотворении «Это правда или нет?» Л. Станчева все небылицы:

Теплая весна сейчас,
Виноград созрел у нас.

Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу.

Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.

А зимой среди ветвей
«Га-га-га!» — пел соловей.

Быстро дайте мне ответ —Это правда или нет?

Игра проводится часто так, что дети по очереди, подняв руку, называют все замеченные небылицы.

Но чтобы игра была интересней и все дети были активны, воспитатель вводит игровое действие, например: у детей на столах в коробочке лежат фишки. Тот, кто заметил небылицу по ходу чтения стихотворения, кладет перед собой фишку.

Читайте также:  Развитие ребенка на втором месяце беременности

В этом стихотворении шесть небылиц. Значит, тот, кто был внимательным и заметил их, положит перед собой шесть фишек. Другой игрок заметит одну небылицу и положит только одну фишку.

Воспитатель задает вопрос тому, кто отложил одну фишку:
— Какую ты заметил небылицу?
— Конь рогатый — так не бывает.
— Кто заметил эту же небылицу, пусть положит фишку в коробочку. А ты, Лена, какие небылицы заметила? — спрашивает воспитатель у девочки, у которой лежат две фишки.
Лена называет:
— Летом снега не бывает и соловей не поет: «Га-га-га!»
— Правильно, Лена. Кто из вас, дети, заметил эти же небылицы, положите свои фишки в коробочку!

Игра заканчивается, когда названа последняя небылица.

После этого называют победителя. Он получает приз. Это может быть значок, открытка, флажок. Можно и просто отметить: «Витя победил. Он был очень внимательным и сообразительным. Молодец!»

Развитие игровых действий зависит от выдумки воспитателя.

Иногда и дети, готовясь к игре, вносят свои предложения: «Давайте мы спрячем, а кто-нибудь будет искать!», «Давайте я считалочкой выберу водящего!», «Помните, когда мы играли «Горячо — холодно!», как интересно было!».
Так любая игра становится дидактической, если имеются ее основные компоненты: дидактическая задача, правила, игровые действия.

Источник

Игра – самое любимое и главное занятие каждого ребенка. Данный вид деятельности занимает основную часть времени малышни. Самое важное, что игра позволяет не только интересно проводить время, но и развиваться в физическом и психологическом плане, помогая становлению индивидуальности и стимулируя игра как средство развития ребенкараннее развитие дошкольников. Это лучшее средство для формирования основ эмоционального отношения к окружающей действительности.

Неоценимое достоинство таких забав – возможность ребенка реализовать себя как личность в своей среде обитания. В ходе игрового процесса малыш демонстрирует свою общественную жизнь. Это помогает выразить эмоции и наладить общение со сверстниками.

Игра необходима каждому ребенку не только как средство развития, но и как своеобразная школа жизни. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются, потому что играют!

Игра в развитии ребенка

Игры бывают разными. Каждая отдельная забава развивает конкретные способности и возможности ребенка. Так, подвижные игры, отличающиеся разнообразием замыслов, правил, характером выполнения движений, укрепляют здоровье и иммунитет. Кроме того, они полезны для развития движений и координации.

Строительные игры необходимы для развития конструктивных способностей, а также для подготовки к овладению в будущем трудовыми умениями и навыками. Строить можно из чего угодно, но чаще всего в виде строительных материалов выступают песок, кубики,игра как средство развития ребенка конструктор и даже книги. Чем больше развита фантазия ребенка, тем разнообразнее подручный материал, используемый в строительстве.

Кроме вышеперечисленных игр, существуют еще и дидактические. Они наиболее значимы для развития ребенка, ведь специально разрабатываются для обогащения познаний крохи естественнонаучными знаниями. Также каждая дидактическая игра развивает те или иные психические качества и свойства: наблюдательность, память и внимание.

То ли дело сюжетно-ролевые потехи! Они учат детей подражать бытовой, трудовой и общественной деятельности взрослых. Например, игра в школу, дочки-матери, магазин, больницу и многие другие. Эти забавы имеют не только познавательное значение, но также развивают инициативность, творчество и наблюдательность.

Развлечения для дошкольников

Для развития ребенка дошкольного возраста игра – это лучшее средство, которое помогает открыть то, что не дано другим видам деятельности. Игровые процессы имеют большое влияние на детскую психику.

Игра чем-то похожа на фокус, в котором собираются и трансформируются те или иные стороны психической жизни ребенка. В каждом новом фокусе открываются отдельные черты характера, предварительно сформировавшиеся и проявившиеся через грани развлечения.

Наличие ролей расширяет, обогащает и углубляет личность малыша. При этом важно, чтобы взрослые следили за происходящим действием, корректируя поведение ребенка, поощряя верные решения, задавая наводящие вопросы, подсказывающиеигра как средство развития ребенка выход из сложившейся ситуации. Кроме того, наблюдение за развлечением детей позволяет выявить упущенные моменты в воспитании в целом.

Игры улучшают когнитивное, физическое, социальное и эмоциональное состояние детей. Дошкольники с удовольствием принимают участие в таких развлечениях. Если же такового желания до сих пор не появилось, то, возможно, родителям необходимо взять на себя инициативу по организации забав, которые со временем увлекут малыша больше гаджетов. Важно не только организовать игровое пространство, но и активно участвовать в потехе. Так можно непосредственно принимать участие в воспитании и обучении своего ребенка.

С мальчиками, которые любят машинки, можно играть в настольную игру в виде дорожной карты с правилами движения, знаками, пешеходами и возможностью обогнать соперника. В такой игре ребенок учится не только соблюдать правила игры и дорожного движения, но еще учит цвета, формы, геометрические фигуры, счет. Данную забаву можно организовать собственными силами. А лучше привлечь к работе малыша, который впоследствии с еще большим энтузиазмом будет «гонять» по собственноручно созданной трассе.игра как средство развития ребенка

Читайте также:  Особенности работы психолога в пренатальный период развития ребенка

Если же на создание настольных пособий нет времени, то их можно купить, благо ассортимент производителей и продавцов позволяет выбирать развлечения для развития детей разных возрастных групп, способностей и половой принадлежности.

Однако, покупая различные игровые пособия, родителям следует помнить, что без участия взрослых дети практически не проявляют к ним интерес. Задача мамы и папы – создать соответствующую обстановку, в которой игра использовалась бы как средство развития дошкольника.

К сожалению, сегодня родители не находят времени на совместные развлечения с ребенком. У одних причиной является торопливый образ жизни, у других – обычное нежелание заниматься развитием чада, которое перекладывается на центры раннего развития и детские дошкольные учреждения.

Игра – важное средство развития дошкольника

Игры крайне важны для развития памяти и интеллекта детей. Они учат использовать творческие способности, физические задатки, эмоциональный потенциал, познавательный интерес, которые переплетаются с развитием воображения. При помощи коллективных забав детвора с раннего возраста учится общаться и взаимодействовать с окружающим миром.

Выше уже отмечалось, что в идеале игра как средство развития ребенкаразвлечение должно находиться под контролем и руководством взрослого, который бы корректировал действия участников и направлял их, как капитан корабль. При этом взрослый ни в коем случае не должен ограничивать ребятню, ставя узкие рамки, не позволяя потенциалу и творческим способностям раскрыться в полной мере.

Совместная работа детей и взрослых во время интересного времяпрепровождения дает эффективное общение. В результате можно не только помочь малышам в развитии, но и, увидев весь процесс обучения собственными глазами, понять самих детей, их точку зрения и способы решения тех или иных задач и проблем.

Социальные навыки

Сложнее всего адаптацию к школе проходят единственные в семье дети. Они окружены заботой родителей, бабушек и дедушек, а еще не умеют делиться. Причем делиться они не умеют не только игрушками, но и эмоциями. Им не знакомы понятия дружбы, поддержки и взаимовыручки. Таким детям специалисты рекомендуют играть не только в пределах семьи и детской площадки, но и в больших компаниях. Так можно оградить ребенка от игра как средство развития ребенкадальнейших проблем, связанных с адаптационным периодом в школе.

Еще один важный социальный навык, приобретаемый во время игр, – это умение сотрудничать и путем переговоров решать разнообразные проблемы. Групповые развлечения способствуют быстрому освоению таких эмоций и чувств, как гнев, счастье, печаль, страх, волнение, разочарование и стресс.

Социальные навыки очень важны для малыша, которому в будущем придется жить в обществе. Чем более социальным будет ребенок, тем легче он адаптируется к школе и новому коллективу, а также к новой обстановке, нагрузкам, правилам жизни.

Физическая активность

Активные развлечения в физическом плане намного полезнее, чем пассивные, особенно такие как гаджеты, длительное «общение» с которыми чревато проблемами для организма и психики. Активные забавы являются прекрасной профилактикой игра как средство развития ребенкалишнего веса, особенно если учесть современные тенденции развития детей и общества и количество людей, страдающих ожирением.

Любая активная игра способствует выходу энергии, которую нельзя растратить, играя в компьютерные игры. Чем раньше ребенок поймет, что активное времяпрепровождение может быть веселым и естественным, тем легче ему будет в дальнейшем придерживаться здорового образа жизни. Также в ходе активных забав легко развивается моторика рук, играющая важную роль в развитии памяти и интеллекта.

Компьютерные игры

О том, насколько полезны или вредны компьютерные игры, специалисты спорят по сей день. Единственное, в чем они сходятся, так это в том, что компьютер и интернет стали неотъемлемой частью жизни современного человека. При этом использовать компьютер в развлекательных целях следует игра как средство развития ребенкаразумно не только детям, но и взрослым. Но так как речь идет именно о младшем поколении, то озадачиваться следует воздействием компьютера именно на него.

Итак, вред от компьютера может быть разного характера. Первым от компьютера страдает зрение. После – спина. Далее – психика. Список можно продолжать долго. Особенно если остановиться на таком «чуде света», как интернет. Для особо сознательных родителей разработаны специальные детские браузеры, позволяющие оберегать чадо от нежелательного контента.

Однако компьютер – это не один сплошной негатив. С его помощью можно использовать интерактивные игры. Это прекрасное средство для интеллектуального развития дошкольника.

Да, главной проблемой в «общении» с компьютером и прочими гаджетами типа смартфонов, приставок, планшетов остается время, которое ребенок уделяет устройству. О том, сколько именно времени можно проводить за компьютером без вреда для здоровья, до сих пор спорят специалисты по всему миру. И они так и не пришли к общему знаменателю.

Важно не только контролировать время, проведенное за ПК, но и развлечения, приложения, а также игры. Желательно, чтобы дошкольник проводил время за компьютером с пользой для развития. В этих целях родители должны снабжать его не только полезными приложениями, но еще и интересными. Чем больше таких развлекательно-обучающих игрушек будет у малыша, тем меньше его будут интересовать менее полезные продукты.

Источник