Игровая коррекция эмоционального развития ребенка

Юлия Вовкун
Игры для коррекции и развития эмоционально-волевой и двигательной сферы детей

В последнее время большое внимание в своей работе я уделяла проблеме психолого-педагогического сопровождения детей с СДВГ в ДОУ. С целью снижения уровня импульсивности, одного из критериев проявления гиперактивности, предлагаю использовать специально подобранную серию игр, которые проводятся два раза в неделю индивидуально и в группе.

1. «Мысленное путешествие по картинке».

Цель: развитие воображения, осознание собственных чувств и переживаний.

Количество играющих: двое и более.

Описание игры: взрослый показывает ребенку (детям) картину, они должны внимательно рассмотреть ее, а затем представить себя на этой картине. Помочь им в рассказе могут вопросы:

– Где ты сейчас находишься?

– Что видишь, слышишь?

– Что происходит во время твоего путешествия?

– Есть ли кто-то рядом?

– Что бы ты хотел сейчас сделать?

– Хочется ли тебе уйти с картины?

– Хотел бы ты пригласить кого-нибудь с собой в путешествие по картине?

2. «Быстро собери».

Цель: развитие ловкости и координации.

Количество играющих: любое.

Оборудование: мяч, веревка, мелкие предметы.

Описание игры: мяч закрепляют на веревке и привязывают к перекладине или суку дерева так, чтобы он почти касался земли, а под ним раскладываются мелкие предметы (10-15). Играющий поднимает мяч до уровня плеч, отпускает его и бежит следом к разложенным предметам. Его задача – собрать как можно больше предметов и вернуться в исходное положение, не будучи задетым мячом. взрослый называет предложения, а дети должны оценить их и показать свое отношение, похлопав в ладоши, если они согласны или потопав ногами, если утверждение неверно.

Можно ввести дополнительное правило: игрок может собирать предметы, пока мяч не остановится.

3. «Говори!».

Цель: развитие умения контролировать импульсивные действия.

Количество играющих: любое.

Описание игры: взрослый говорит детям о том, что он будет задавать им вопросы, но отвечать на них можно будет только тогда, когда прозвучит команда: «Говори!».

4.«Запретный номер».

Цель: развитие произвольности, внимания, слухового восприятия.

Количество играющих: двое и более.

Описание игры: оговаривается, что какое-то одно число – например, два – нельзя произносить, вместо этого нужно хлопнуть в ладоши два раза. Дети по очереди вслух называют числа и хлопают, когда нужно сказать «два».

5. «Высвобождение гнева».

Цель: освобождение от негативных эмоций.

Количество играющих: один или более.

Оборудование: мягкий стул или куча подушек.

Описание игры: подушки, на которые будет вымещаться агрессия, складывают перед ребенком, а он должен сильно ударять по ним – пластмассовой выбивалкой, бадминтонной ракеткой, просто расслабленной рукой. При ударе можно выкрикивать любые слова, выражающие чувство гнева.

Комментарий: игру лучше проводить на улице, а ребенку объяснить, что выместив гнев на подушке, он еще и взрослым помог очистить помещение от пыли.

Данную игру полезно проводить систематически, так как негативные эмоции постоянно требуют выхода.

6. «Ассоциации».

Цель: получение обратной связи, развитие рефлексивных способностей.

Количество играющих: любое.

Описание игры: водящий выходит из комнаты ребенок загадывает что-либо, водящий возвращается и задает вопросы о загаданном. По ассоциациям он должен угадать, что загадал ребенок.

7. «Ладонь в ладонь».

Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.

Количество играющих: двое или больше.

Описание игры: дети становятся, попарно прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия

8.«Спонтанное рисование».

Цель: развитие фантазии, снятие эмоционального напряжения.

Количество играющих: не более трех.

Оборудование: листы бумаги разной формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник,ножницы, краски, карандаши, разнообразные материалы для аппликации.

Описание игры: в помещение включается приглушенный свет, приятная негромкая музыка. В течение 20-40 минут ребенок может рисовать все, что ему захочется, украшать рисунок аппликацией. Задача взрослого – дать ребенку полную свободу, разрешить действовать по полю листа так, как ему хочется.

9. «Скульпторы».

Цель: развитие зрительной памяти, слухового внимания, воображения.

Количество играющих: два и более, четное.

Описание игры: в каждой паре детей один – «скульптор», а другой – «натурщик». «Скульпторы» становятся спиной к «натурщикам», после чего ведущий дает сигнал (хлопок, свидетельствующий о том, что натурщик должен принять какую-нибудь позу. Затем дается второй сигнал (стук, после которого «скульптор» поворачивается и в течение 5 секунд изучает «скульптуру». Услышав два хлопка, он должен отвернуться, а «натурщик» – изменить позу. Ведущий дает сигнал – два стука, после которого «скульптор» вновь поворачивается к «скульптуре» и начинает «лепить», то есть пытается вернуть «натурщика» в то положение, в котором его запомнил.

10. «Кинолента».

Цель: развитие невербальных средств общения, развитие памяти.

Количество играющих: несколько человек.

Описание игры: дети садятся в круг и создают кино «с первого слова». Первый ребенок придумывает слово, второй должен повторить его и добавить одно свое слово, третий – повторить первые два слова и сказать свое, четвертый – повторить первые три слова и сказать четвертое и т. д. Когда все дети проговорят желаемое, они должны показать фильм с помощью пластики и мимики.

Вместо показа кино игра может закончиться сочинением сказки или рассказа с использованием предложенных слов.

11.«Две игрушки – поменяемся местами».

Цель: развитие моторной ловкости, внимания, координации движений.

Количество играющих: больше трех.

Оборудование: две игрушки.

Описание игры: дети становятся в круг, а ведущий одновременно бросает игрушки двум, которые должны быстро поменяться местами.

12. «Услышь свое имя».

Цель: развитие скорости реакции, моторной ловкости.

Количество играющих: больше трех.

Оборудование: мяч.

Описание игры: играющие становятся в круг, спинами внутрь круга. Игрок, у которого мяч, бросает его в круг, называя при этом имя. Названный ребенок должен повернуться лицом внутрь круга и поймать мяч. Победителем становится тот, кто ловил мяч чаще других.

11.«Тропинка».

Цель: развитие умения действовать сообща, в команде.

Количество играющих: четное.

Оборудование: аудиозапись с русской народной песней «Кума».

Описание игры: дети делятся на две команды, число игроков в которых равно. Дети каждой команды берутся за руки, образуя круги, и под музыку идут вправо. Как только музыка смолкнет, они останавливаются и выполняют задания, которые дает ведущий:

«Тропинка!» – дети кладут руки на плечи впереди стоящему, приседают и наклоняют головы вниз;

«Копна!» – дети соединяют руки в центре своего круга;

«Кочки!» – все приседают, обхватив голову руками.

Ведущий дает команды в любом порядке – как ему захочется. Команда, все игроки которой первыми справились с заданием, получает очки. Выигрывает команда, у которой наберется наибольшее количество очков.

14. «Магнит и шарики».

Цель: развитие воображения и способности к перевоплощению, расширение кругозора детей.

Количество играющих: группа.

Описание игры: выбирают «магнит», он садится в стороне. Затем ведущий говорит остальным детям: «Я произношу волшебные слова – крибле-крабле-бумс – и превращаю вас в деревянные шарики, которые катаются по полу, прыгают, постукивают». Дети могут бегать, сталкиваясь, они должны сказать: «Тук-тук-тук». Они не обращают внимание на «магнит». Затем ведущий говорит: «Крибле-крабле-бумс! Превращаю вас в резиновые шарики!». Дети прыгают на носочках и, сталкиваясь, говорят: «Пум-пум-пум!» – и не обращают внимание на «магнит».

15. «Чьи вещи?».

Цель: развитие умения перевоплощаться, расширение и уточнение знаний о различных профессиях.

Количество играющих: пять-шесть.

Оборудование: атрибуты различных профессий.

Описание игры: взрослый говорит детям, что к ним приходили представителям разных профессий, и каждый что-то забыл. Он просит играющих помочь разобраться, назвав профессию обладателя той или иной вещи. Ответивший правильно, получает этот предмет и играет с ним дальше, изображая, как он работает.

16. «Полет бабочки».

Цель: развитие внимания, выразительности движений.

Количество играющих: двое или более.

Описание игры: детям предлагается запомнить несколько движений и точно повторить их. Для облегчения запоминания предварительно можно разучить блоки движений, дав им оригинальные названия, например, «полет бабочки», «кошачий шаг» и так далее.

Комментарий: необходимо оговорить движения с детьми с помощью вопроса, например, «А как у нас ходит мишка?». Когда все дети поймут принцип движений, тогда можно приступать непосредственно к игре.

Смена движений происходит либо по команде взрослого, либо по звуковому сигналу. Выигрывает самый внимательный ребенок.

17. «Зеркало».

Цель: развитие внимания, скорости реакции моторики.

Количество играющих: не менее трех.

Описание игры: дети выбирают ведущего, он становится в центр, а остальные дети – полукругом вокруг ведущего, который показывает разнообразные позы, демонстрирует разные выражения лица. Дети должны повторить их.

Комментарий: смена поз и мимических этюдов должна быть быстрой. За темпом и правильностью должен следить взрослый.

18. «Зеваки».

Цель: развитие внимания, произвольности поведения.

Количество играющих: взрослый и группа детей.

Оборудование: колокольчик или погремушка.

Описание игры: дети становятся в ряд или в круг и идут в какую-нибудь сторону. По сигналу, подаваемому колокольчиком или погремушкой, они разворачиваются, хлопают в ладоши четыре раза и идут в обратном направлении. Запоздавший с выполнением инструкции выбывает из игры. У детей младшего возраста выполнение этого правила может вызвать плач. Поэтому можно предложить ребенку, чтобы не расстраивать его, лишь посидеть одну-три минуты в качестве штрафа, а затем снова включиться в игру.

Комментарий: сигнал может подаваться через разные промежутки времени, что усложнит задачу для детей.

19. «Растущие цветы».

Цель: укрепление уверенности в себе, развитие наблюдательности.

Количество играющих: группа детей.

Оборудование: музыкальные инструменты, два-три больших бумажных цветка.

Описание игры: один ребенок играет на музыкальном инструменте, остальные слушают. Одновременно взрослый, спрятавшись за высоким предметом мебели, начинает поднимать цветок. Когда музыка стихает, цветок перестает расти, при быстрой и громкой музыке он растет быстрее. Если цветок не может уже расти дальше, все начинают танцевать вокруг него или изображать его увядание. Если одновременно играет два инструмента, можно использовать два цветка.

Комментарий: когда детям станет ясна суть игры, взрослого может заменить ребенок.

После игры с детьми проводится беседа. У ребенка – цветка можно спросить, под какие звуки ему хотелось расти, а под какие – нет. У ребенка – музыканта можно спросить, хотелось ли ему, чтобы цветок рос, если нет, то почему.

В процессе игры взрослый должен пытаться комментировать темп роста цветка, предлагать те или иные версии поворота сюжета. Например: если цветок долго не растет, взрослый должен обратить внимание детей на звуки, а затем на то, что вероятно ему они не нравятся или что ему грустно. Можно попросить детей вместе с музыкантом помочь цветку подрасти.

Игра стимулирует детей к пониманию чувств другого человека, развивает чувство эмпатии, желание помочь при необходимости.

20. «Что нового».

Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.

Количество играющих: двое или более.

Оборудование: листы бумаги формата А4, цветные карандаши, фломастеры.

Описание игры: взрослый рисует на листе бумаги любую геометрическую фигуру. Дети по очереди подходят и пририсовывают какие-либо детали, создавая картинку.

Комментарий: в то время, когда один ребенок рисует, остальные закрывают глаза и, открывая их, по команде взрослого говорят, что изменилось. Чем дольше длится игра, тем сложнее искать новые детали.

21. «Послушай тишину».

Цель: развивать внимание и умение владеть собой.

Количество играющих: двое или более.

Оборудование: колокольчик или погремушка.

Описание игры: по первому сигналу колокольчика дети начинают бегать, кричать, стучать и так далее. По второму сигналу они должны быстро сесть на стулья и прислушаться к тому, что происходит кругом. Затем дети по кругу (или по желанию) рассказывают, какие звуки они услышали.

22. «Сделай так».

Цель: развитие мышечного контроля, умения владеть собой.

Количество играющих: двое или более.

Оборудование: карточки с изображением человечков, выполняющих различные движения.

Описание игры: карточки разложены на столе, взрослый показывает детям карточки и объясняет, какие действия изображены на каждой из них. Затем дает инструкцию: «По моему сигналу все подойдут к столу и возьмут по одной карточке. Я буду считать от одного до пяти, а вы в это время будете выполнять то, что изображает человечек на выбранной вами картинке. Например, тот, кто возьмет карточку с сидящей фигуркой, должен сесть на стул, кому достанется карточка с танцующей фигуркой, должен танцевать».

Комментарий: на счет «5» все заканчивают выполнение задания и меняются карточками или подходят к столу за новым заданием педагога. Игру можно повторить несколько раз.

23. «Найди игрушку».

Цель: снижение чувства страха, развитие внимания.

Количество играющих: не менее трех.

Оборудование: небольшая игрушка.

Описание игры: выбирают ведущего, который прячет игрушку в пределах оговоренного пространства, а потом остальные ее ищут, воспользовавшись подсказкой ведущего: «Игрушка лежит на подоконнике в комнате». Затем описание места расширяют: «Игрушка спрятана в спальне под подушкой». Ребенок, нашедший игрушку, должен рассказать, что она делала на том месте

Источник

Конспект игрового занятия

по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы

детей раннего возраста

«Путешествие по лесу»

Задачи:

  • Оптимизировать взаимодействие детей со взрослыми и сверстниками;
  • Развивать пространственную ориентацию;
  • Регулирование дыхания, расслабление, создание бодрого настроения, общение.
  • Снижение эмоционального и мышечного напряжения. 

Оборудование: шарфы по количеству детей и взрослых, картины  высоких деревьев, ковер, запись со звуком ветра.

Психолог: – Ребята, посмотрите, куда мы с вами пришли. Это же настоящий лес. Здесь мягкая полянка, а там высокие деревья. Как вы думаете, кто здесь живет? Здесь живет большая львиная семья. Давайте мы с вами тоже превратимся в львят.  

ИГРА «РЫЧИ, ЛЕВ, РЫЧИ»

 «Все мы — львы, большая львиная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу: «Рычи, лев, рычи!», все должны очень громко рычать. Молодцы! А кто может рычать еще громче? Рычите, львы! Как здорово вы умеете рычать!»

Психолог просит детей рычать громко, изображая при этом львиную стойку.

« Дорогие мои львята, а вы знаете, что львы любят делать больше всего? Они любят догонять друг друга и ловить за хвостики»

ИГРА «ХВОСТИКИ»

Дети вместе с педагогами играют «во львят». Для этого каждому надо привязать к поясу длинный шарф. Ребенок сам выбирает понравившийся шарф и привязывает, с помощью взрослых, его себе и педагогу, сверстнику.

Взрослый предлагает всем участникам игры, имитируя движения львят, побегать по комнате, стараясь поймать друг друга и схватить за хвостик.

Варианты игры могут быть различными. Например, все одновременно могут бегать друг за другом; можно бегать за одним из участников игры; сначала могут ловить львят только взрослые, а потом только ребенок, и наоборот.

«Устали наши львята, набегались, напрыгались. Давайте ляжем на полянку и отдохнем»

Релаксационные упражнения:

  • просто полежать на ковре, на спине, на животе, на боку;
  • лежа глубоко подышать, выдыхая через рот так, как дышат уставшие львята, как дышим мы сами, как дышит мышка и т. д.;
  • лежа на ковре, потянуться;
  • встать на четвереньки, сесть на ноги, руки вытянуть вперед, не отрывая от ковра, и потянуться;
  • опираясь на прямые руки, лечь, вытянув ноги, прогнуться;
  • чередовать последние два упражнения.

«Ребята, а теперь мы снова превращаемся в мальчиков и девочек. Давайте попрощаемся с «хвостиками», отвяжем их и отправим отдыхать».

Звучит шум ветра.

«Слышите, какой поднимается ветер в нашем лесу! И вы сейчас тоже станете сильным ветром».

ИГРА «СДУЙ МЕНЯ»

Дети садятся на пол напротив взрослого и по сигналу начинают дуть на него, как настоящая буря. «Представьте, что вы — ветер. Дуйте на меня так сильно, как только вы можете, и попытайтесь сдуть меня. Сильнее! Сильнее!»

Когда дети на самом деле сильно подуют, взрослый падает на бок.

«Теперь перестаньте, пожалуйста, дуть на меня и поднимите меня. Для этого втягивайте в себя воздух, как пылесосы. При этом издавайте тихий звук, говорящий о том, что вы со всей силой тянете воздух (для маленьких детей необходимо несколько раз продемонстрировать, как это можно сделать)».

Когда дети на самом деле будут сильно втягивать воздух, взрослый поднимается.

Педагог хвалит детей, подводит итоги занятия.

Источник

ВАРИАНТЫ ИГРОВЫХ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ И КОРРЕКЦИИ БАЗОВЫХ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ЧУВСТВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Радость

Фактором, отражающим эмоциональное благополучие ребенка, является состояние удовольствия и радости. Радость характеризуется как приятное, желанное, позитивное чувство. При переживании этой эмоции ребенок не испытывает ни психологического, ни физического дискомфорта, он беззаботен, чувствует себя легко и свободно, даже движения его становятся легче, сами по себе принося ему радость.

В детские годы эмоция радости может быть вызвана вполне определенными видами стимуляции. Ее источником для ребенка является ежедневное общение с близкими взрослыми, проявляющими внимание и заботу, в игровом взаимодействии с родителями и сверстниками. Эмоция радости выполняет важную функцию в формировании чувства привязанности и взаимного доверия между людьми.

Взрослые могут научить ребенка косвенно, разделяя с ним свою радость, демонстрируя такой стиль жизни и взаимного общения, который будет благоприятствовать позитивным переживаниям.

Для знакомства с эмоцией радости на занятиях используются различные упражнения.

Этюд «Кто как радуется»

Дети становятся в круг. Ведущий предлагает детям изобразить, показать без слов, как они радуются при встрече с мамой, когда они встречают гостей в свой день рождения, при совместных прогулках с родителями или при походе в зоопарк, цирк.

Выразительные движения: объятия, улыбки, смех, радостные восклицания.

Этюд «Встреча с другом»

У мальчика был друг. Но вот настало лето, и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал с родителями на юг. Скучно в городе без друга. Прошел месяц. Однажды идет мальчик по улице и вдруг видит, как на остановке из троллейбуса выходит его товарищ. Как же обрадовались они друг другу

Этюд «Новые игрушки»

Ведущий предлагает детям послушать рассказ про то, как девочке Маше подарили новую куклу, а мальчику Сереже — новую машинку. Они рады, весело смеются, скачут, кружатся, играют с новыми игрушками. Звучит веселая музыка. Детям раздают игрушки и просят изобразить радость вместе с героями рассказа.

Выразительные движения: дети с игрушками улыбаются, прыгают, танцуют под музыку.

Этюд «После дождя»

Жаркое лето. Только что прошел дождь. Дети осторожно ступают вокруг воображаемых луж, стараясь не замочить ноги. Потом, расшалившись, прыгают по лужам так сильно, что брызги летят во все стороны. Им очень весело.

Этюд «На лесной полянке»

На полянке собрались Лисы, белки, звери. Песни, пляски завели У зеленой

ели.

Детям предлагается с помощью мимики и жестов показать, как радуются звери, собравшиеся на полянке, и поводить хоровод.

Этюд «Танец радости»

Дети становятся в круг, берутся за руки, затем все вместе скачут, как радостные воробушки в солнечную погоду, подставляют бока солнышку, как радостные котята, а потом прыгают как радостные ребята на солнечной прогулке.

Игра «День рождения»

Цель: сплочение группы и создание благоприятного эмоционального комфорта в группе.

Ход игры: выбирается именинник. Гостям (детям) предлагается придумать поздравление и подготовить подарок. Вручить подарок надо при помощи жестов и мимики. Один из участников передает воображаемый «подарок-образ» имениннику, а все остальные должны угадать, что ему подарено.

Игра «Веселое путешествие»

Цель игры: развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое.

Ход игры: игру рекомендуется проводить под музыкальное сопровождение: начало игры — «Веселый ветер? И. Дунаевского, пребывание на острове — «Чунга-Чанга» В. Шаинского. Педагог предлагает детям:

отправиться на своем корабле под парусами к волшебному острову, где все всегда радостны и беззаботны;

придумать название этому острову; изобразить жителей чудесного острова;

нарядиться в одежду местных жителей (яркие юбочки, бусы, перья и т. п,); разрисовать лицо;

исполнить всем вместе гимн острова «Чунга-Чанга», сопровождая свое пение движениями.

Психогимнастика «Ручеек радости»

Дети садятся на пол по кругу, берутся за руки, расслабляются. Ведущий предлагает им мысленно представить, как внутри у каждого поселился добрый, веселый ручеек. Водичка в ручейке была чистая, прозрачная, теплая. Ручеек был совсем маленьким и очень озорным. Он не мог долго усидеть на одном месте. Давайте с ним поиграем и мысленно представим себе, как чистая, прозрачная, теплая водичка через ваши ручки переливается друг другу по кругу. Дети мысленно передают друг другу радость.

Страх

Это одна из первых эмоций, которую испытывает новорожденный младенец; связана с ощущением опасности. Уже в первые месяцы жизни ребенок начинает путаться, сначала резких звуков, затем незнакомой обстановки, чужих людей. С ростом ребенка часто вместе с ним растут и его страхи. Чем больше расширяются знания малыша и развивается фантазия, тем больше он замечает опасностей, которые подстерегают каждого человека.

Помочь ребенку преодолеть появившиеся страхи должны взрослые.

Для коррекционной индивидуальной или подгрупповой (2-3 человека) работы можно использовать следующие игры и упражнения;

Игра «Пчелка в темноте»

Цель: коррекция боязни темноты, замкнутого пространства, высоты.

Ход игры: пчелка перелетала с цветка на цветок (используются детские скамейки, стульчики, тумбы разной высоты, мягкие модули). Когда пчелка прилетела на самый красивый цветок с большими лепестками, она наелась нектара, напилась росы и уснула внутри цветка. Используется детский столик или высокий стул (табуретка), под который залезает ребенок. Незаметно наступила ночь и лепесточки стали закрываться (столики и стулья покрываются материей). Пчелка проснулась, открыла глаза и увидела, что кругом темно. Тут она вспомнила, что осталась внутри цветка и решила поспать до утра. Взошло солнышко, наступило утро (материя убирается), и пчелка вновь стала веселиться, перелетая с цветка на цветок. Игру можно повторять, усиливая плотность ткани, тем самым увеличивая степень темноты. Игра может проводиться с одним ребенком или с группой детей.

Игра «Живая шляпа»

Цель: объяснение относительности страха посредством группой игры.

Ход игры: детям предлагается поиграть в игру «Живая шляпа», где они являются активными участниками. Взрослый (очень эмоционально) начинает свой рассказ. «Это произошло совсем недавно с очень хорошими друзьями.

Однажды у (имя одного из присутствующих) был день рождения. И он пригласил к себе: (перечисляет имена всех присутствующих детей). В самый разгар веселья, когда родителей не было в комнате, раздался грохот. Дети насторожились, а кто-то даже успел испугаться, взрослый (делает испуганное выражение лица)-. «Ой, что это*!» — И с ужасом смотрит по сторонам, останавливая свой взгляд в углу комнаты (там заранее прячется игрушечный котенок, сидящий в машинке с дистанционным управлением, накрытый шляпой). Все ребята побежали в угол комнаты. И чтоже все там увидели? Дети предлагают варианты ответов. Взрослый продолжает. Это была не просто шляпа… она двигалась! Взрослый, незаметно от детей, начинает управлять движением шляпы. Дети разбегаются в разные стороны. Все, конечно же,

испугались (взрослый просит детей изобразить мимикой и жестами испуг). Как вдруг шляпа перевернулась… и там оказался маленький, пушистый, мягкий котенок. Все засмеялись и побежали гладить котенка. Детям предлагается дотронуться до котенка и погладить его».

Упражнение «Маленький храбрец»

Цель: коррекция эмоции страха.

Описание упражнения: до упражнения желательно поговорить с ребенком; «Чего ты боишься? Когда тебе бывает страшно? Было ли так, что ты сильно испугался?» Затем ребенку предлагают нарисовать то, чего он боится. Необходим большой лист бумаги, карандаши или краски. После рисования еще раз спросите, чего же он конкретно боится. Затем возьмите ножницы и попросите ребенка разрезать страх на мелкие кусочки, а мелкие — еще на более мелкие, помогите ребенку в этом. Когда страх рассыплется на крошечные кусочки, покажите ребенку, что теперь его собрать невозможно. Заверните эти мелкие кусочки в большую бумагу, подойдите к мусорному ведру и выкиньте туда, затем сходите и выбросите весь мусор — он вам не нужен, его увезут и сожгут, а вместе с мусором сожгут и ветрах», больше его никогда не будет.

Замечание: повторите упражнение через 1-2 недели. Посмотрите, что изменилось в изображении страха (цвет, сюжет, композиция), и делайте это до тех пор, пока не увидите недоуменное выражение лица ребенка в ответ на просьбу нарисовать свой страх.

Упражнение «Воспитай свой страх»

Цель: коррекция эмоции страха.

Описание упражнения: как и в предыдущем упражнении, проводится предварительная беседа, и ребенку предлагается нарисовать свой страх. После того, как рисунок готов, взрослый предлагает ребенку перевоспитать страшилку (для этого нужно сделать его добрым). Вместе они придумывают, как это сделать. Возможны варианты: пририсовать воздушные шары, конфеты в руках у страшилки; исправить злое выражение лица на доброе, улыбчивое; одеть страшилку в нарядный, веселый костюм — и другие веселые атрибуты.

Упражнение «Коврик злости»        

Цель: снятие негативных эмоциональных состояний.

Описание упражнения: в наличии у психолога или в группе детского сада в специально отведенном уголке лежит «коврик злости» (обычный маленький коврик с шероховатой поверхностью). Если вы видите, что ребенок пришел в детский сад агрессивно настроенным к окружающим или потерял контроль над своими действиями, предложите ему посетить волшебный коврик. Для этого ребенку нужно разуться, зайти на коврик и вытирать ножки до тех пор, пока малышу не захочется улыбнуться.

Игра «Волшебный мешочек»        

Цель: снятие негативных эмоциональных состояний, вербальной агрессии. Ход игры: если в вашей группе есть ребенок, проявляющий вербальную агрессию (часто обзывает других детей), предложите ему перед входом в группу отойти в уголок и оставить все «плохие» слова в волшебном мешочке (маленький мешочек с завязочками). В мешочек можно даже покричать. После того, как ребенок выговорится, завяжите мешочек вместе с ним и спрячьте.

Игра «Тух-тиби-дух»

Цель: снятие негативных настроений и восстановление сил.

Ход игры: психолог (педагог) обращается к детям: *Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Все дети становятся в круг, ведущий — в центр круга. Дети идут по часовой стрелке, ведущий — против. Как только я скажу: «Раз, два, три, стоп!» — все останавливаются. Ведущий останавливается напротив одного из участников и сердито-пресердито произносит волшебное слово: «Тух-тиби-дух». Затем ведущий меняется местами с тем, напротив кого он остановился, и игра продолжается. Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами».

В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово «тух-тиби-дух? сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.

Упражнение «Доброе животное»

Цель игры: снятие псяхомышечного напряжения, обучение детей понимать чувства других, сопереживать, сплочение детского коллектива.

Описание упражнения: психолог (педагог) тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы — одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох — шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох — 2 шага назад. Вдох — 2 шага вперед.

Выдох — 2 шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе ».

Игра «Встреча настроений»

Педагог (психолог) раскладывает две группы карточек с изображениями эмоций («пиктограммы») и просит детей представить, как встречаются разные эмоции: та, которая нравится, и та, которая неприятна. Педагог изображает «хорошую», а ребенок «плохую», затем меняются кучками карточек. Затем идет обсуждение, как можно помирить эмоции.

Далее можно детям предложить набор фотографий или иллюстраций с изображениями людей с разным настроением. Ребенку нужно выбрать такое изображение, которому соответствует его сегодняшнее настроение, картинку с изображением мамы, папы, друга. В этой игре важно обсудить каждый выбор.

Игра «Тренируем эмоции»

Педагог предлагает детям выполнить следующие задания: нахмуриться, как осенняя тучка; рассерженный человек; злая волшебница; улыбнуться, как кот на солнышке; как само солнышко; как Буратино, как хитрая лиса; как радостный ребенок, и так, будто ты увидел чудо;

позлиться, как ребенок, у которого отняли игрушку; как два барана на мосту, которые злятся и не уступают друг другу, как человек, которого толкнули в транспорте или на улице;

испугаться, как ребенок, потерявшийся в лесу или на незнакомой улице; как заяц, увидевший волка; как котенок, на которого лает собака;

устать, как папа после работы; как человек, поднявший тяжелый груз; как муравей, который тащил большую веточку;

отдохнуть, как мама после работы; как ребенок, который много трудился, но помог маме; как лошадь, которая привезла большой груз.

Гнев, злость

Гнев — одна из важнейших эмоций человека, и в тоже время одна из самых неприятных. Причиной гнева обычно является фрустрация, связанная с ситуацией, не поддающейся контролю. Так, например, у ребенка дошкольного возраста гнев может вызвать нежелание сверстника поделиться игрушкой. Зта негативная эмоция может активироваться в самых разных ситуациях, приводя к непредсказуемым последствиям.

Злой, агрессивный ребенок, драчун и забияка — большое родительское огорчение, угроза благополучию детского коллектива, «гроза» дворов, но одновременно и несчастное существо, которое никто не понимает, не хочет приласкать и пожалеть. Детская агрессивность — признак внутреннего эмоционального неблагополучия, сгусток негативных переживаний, один из неадекватных способов психологической защиты. Поэтому наша задача помочь ребенку избавиться от накопившегося гнева конструктивными методами, т. е. мы должны научить дошкольника доступным способам выражения гнева, не причиняющим вреда окружающим.

Согласно обстоятельствам, уместно использовать такие игры и упражнения, этюды, методы художественного творчества, танцевальной и двигательной терапии.

Этюд «Король боровик не в духе»

Цель: развитие умения распознавать эмоциональные состояния.

Описание этюда: Ведущий читает стихотворение, а дети действуют согласно тексту.

Шел король Боровик Через лес напрямик.

Он грозил кулаком И стучал каблуком.

Был король Боровик не в духе:

Короля покусали мухи.

Игра «Смешинки и злючки»

Цель: развитие умения распознавать эмоциональные состояния.

Ход игры: психолог предлагает детям рассмотреть два портрета: на одном изображено веселое выражение лица, на другом — злое. Детям задаются вопросы: «Какое настроение у детей, изображенных на картинке? Как вы узнали? Давайте посмотрим, как расположены брови, ротик*. Дети внимательно рассматривают. «А теперь давайте подойдем к зеркалу и постараемся изобразить сначала веселое, затем сердитое выражение лица». Дети изображают с помощью мимики различное настроение и сравнивают с портретами.

Источник