Игровая коррекция эмоционально личностного развития ребенка

Игровая коррекция эмоционально личностного развития ребенка thumbnail

Светлана Катанаева
Коррекция и развитие эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста

Коррекция и развитие эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста

ОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Катанаева С. В.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 10 «Росинка»

г. Южно-Сахалинск

Одной из самых серьёзных социальных проблем, с которой сталкивается педагог-психолог ДОУ, является нарушение эмоционально-личностной сферы детей и недостаточное развитие коммуникативных навыков. Это обусловлено чрезмерной интеллектуализацией» воспитания, «технологизацией» нашей жизни.

В последние годы становится всё больше детей с нарушениями эмоционально-личностной сферы, к которым относится эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, неуверенность в себе, наличие страхов у детей. Это приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими.

Как писал Л. С. Выготский «Эмоции являются центральным звеном» психической жизни человека, и, прежде всего, ребёнка».

Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, но значительно реже испытывают чувства восхищения, удовольствия. К сожалению, эмоциональная недостаточность нередко оказывается причиной разных форм социально-психологической дезадаптации.

Именно поэтому одним из приоритетных направлений своей работы я выбрала «Коррекцию и развитие эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста».

Как писал М. Горький «В каждом человеке есть бубенчик и, если его тронуть, человек зазвенит самым прекрасным, что в нём есть».

Исходя из выбранного направления, были выделены следующие задачи.

1. Коррекция эмоционально-личностных проблем детей.

2. Раскрыть перед ребёнком многообразие эмоционального мира.

3. Сформировать у детей осознание себя личностью, понимание собственной уникальности и уникальности других людей.

4. Развивать способность понимать других людей и их эмоциональное состояние.

5. Совершенствование у детей способности адаптироваться к различным жизненным ситуациям.

Работа в данном направлении началась с диагностики, направленной на изучение уровня агрессивности, страхов, тревожности, сформированности коммуникативных навыков и детско-родительских отношений.

На основе полученных данных были выявлены эмоционально-личностные особенности детей и сформированы коррекционные группы.Анализ этих данных позволил определить следующие направления работы:

1. Коррекционные занятия педагога-психолога с детьми.

2. Работа с педагогами ДОУ.

3. Работа с родителями детей, посещающих коррекционные занятия.

В работе с детьми я использую 2 программы,это:

1. «Ребята и зверята» Автор Н. Л. Кряжева.

Программа по анималотерапии – вид терапии, использующий животных и их образы для оказания психотерапевтической помощи.

В работе с детьми анималотерапия тесно связана со сказкотерапией, куклотерапией, арттерапией, игротерапией, телесно-ориентированными методами.

Особенность анималотерапии является возможность расширения невербального поведения. Животные ведь не говорят, а издают звуки.И поэтому дети учатся понимать настроение животного по следующим сигналам: поза, движения, взгляд, звуки. Это очень важно, так как детям сложно выразить свои чувства и эмоции словами.

На занятиях, дети принимают на себя роль какого-либо животного, копируют его поведение, повадки. При этом замкнутые, нерешительные, тревожные дети в образе собачки учатся быть активными, проявлять инициативу. И наоборот, активные, агрессивные, конфликтные дети в роли кошки, учатся сдерживать и контролировать свои эмоции и действия.

2. План-программа психосоциального развития детей старшего дошкольного возраста. Автор-составитель Катанаева С. В.

Программа состоит из трёх блоков.

1. Мотивационный. На занятиях дети познают себя, свою индивидуальность, неповторимость.

2. Когнитивный. На этих занятиях дети учатся понимать состояние другого, его особенности, потребности, замечать изменения настроения, эмоционального состояния.

3. Поведенческий. На занятиях дети учатся выбирать социально приемлемые формы поведения в различных ситуациях, учатся бесконфликтному общению.

Но вся эта работа невозможна без создания необходимых условий. Известно, что среда является одним из средств развития личности ребёнка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Поэтому при проектировании предметно-развивающей среды для коррекционно-развивающихзанятий учитывались следующие условия:

1. Сенсорная комната (для эмоциональной разгрузки, снижения эмоционального напряжения, расслабления).

2. Куклы, игрушки-животные, маски

животных (для работы

по программе анималотерапии).

3. Мягкий ковёр и подушки – забавные зверушки (для создания атмосферы покоя и безопасности, а так же для налаживания эмоционального контакта с детьми).

4. Элементы музыкотерапии (для релаксации, снятия телесных, двигательных зажимов).

5. Широкий спектр арттерапевтических средств (для выражения эмоционального состояния детей).

6. «Часы настроения», «Книги настроений», «Кубик эмоций» (для знакомства с эмоциями, их внешними проявлениями).

Немаловажное значение в коррекции и развитии эмоционально-личностной сферы

детей имеет работа с педагогами. Так как необходимо продолжать работу с детьми в группе детского сада.Для этого используются различные формы работы:

индивидуальные консультации

групповые консультации («Защита прав и достоинства маленького ребёнка». «Безопасность ребёнка в детском саду и семье» и т. д.)

семинары-практикумы («Секреты хорошей дисциплины». «Знакомим детей с эмоциональным миром человека» и т. д.)

знакомство с анималотерапевтическими играми и упражнениями для работы с детьми («Зверинец», «Улитка», «Осьминог», «Петушиные бои» и другие.)

памятки («Создание психологического комфорта в группах детского сада». «Проблемы личностного развития». «Признаки психоэмоционального напряжения у детей» и т. д.)

Зная особую восприимчивость, тонкую организацию духовной жизни детей, а так же особую значимость семьи в становлении личности ребёнка, привлекаю родителей к развитию эмоционально-личностной сферы детей.Использую следующие формы работы:

индивидуальные консультации

групповые консультации («Домашние питомцы и их значение в развитии детей». «Как привить ребёнку дисциплину». «Профилактика эмоциональных нарушений у детей». «Роль семейного микроклимата в развитии детско-родительских отношений» и т. д.)

анкетирование («Животные – мои друзья», «Мой стиль воспитания ребёнка в семье», «Организация общения с детьми в семье»)

семинары-практикумы («Умеете ли вы общаться с вашим ребёнком».)

информация в родительских уголках («Наказание или поощрение?» «Что нужно знать об эмоциональном развитии детей» «Страх перед животными». «Роль матери о отца в психическом развитии и воспитании детей» и т. д.)

оформление выставки «Мой ласковый и нежный зверь»

ознакомление с играми и элементами анималотерапевтических техник, позволяющих регулировать отношения в семье («Мышонок и кот», «Любопытная кошка», «Сонный медведь», «Шаловливые обезьянки» и другие.)

Результаты коррекционной работы показали:

1. Снижение эмоционально-личностных проблем.

2. Стабилизация эмоционального состояния.

3. Осознание себя личностью (осознание своих индивидуальных особенностей).

4. Развитие эмпатии, умения понимать состояние другого.

5. Сплочение детского коллектива, развитие приемлемых способов взаимодействия.

6. Оптимизация детско-родительских отношений.

Список литературы:

1. Агафонычев, В. Анималотерапия. Усы, лапы, хвост – наше лекарство [Текст]. – СПб.: Наука и Техника,2006. – 304 с.

2. Алябьева, Е. А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста [Текст] – М.: ТЦ Сфера, 2003.

3. Костина, Л. М. Игровая терапия с тревожными детьми [Текст]. – СПб.: Речь, 2003, – 160 с.

4. Кряжева Н. Л. Кот и пёс спешат на помощь [Текст]. –Ярославль: «Академия развития», «Академия, К», 2000. – 176 с.

5. Кряжева Н. Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет [Текст]. –Ярославль: Академия развития, 2000. – 160 с.

6. Панфилова, М. А.Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры [Текст]. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002. – 160с.

7. Практические семинары и тренинги для педагогов. – Вып. 1. Воспитатель и ребёнок: эффективное взаимодействие [Текст] / авт. -сост. Е. В. Шитова,- Волгоград: Учитель, 2009. – 171 с.

8. Формирование позитивных взаимоотношений родителей и детей 5-7 лет: диагностика, тренинги, занятия [Текст] / авт. -сост. Е. В. Коробицыка. –Волгоград: Учитель, 2009. – 133 с.

9. Хухлаева, О. В. Лесенка радости [Текст]. – М.: Изд. Совершенство, 1998.

Читайте также:  Индивидуальная карта физического развития ребенка в доу по фгос

Игровая коррекция эмоционально личностного развития ребенкаИгровая коррекция эмоционально личностного развития ребенка

Источник

Игротерапия как средство коррекции нарушений в развитии эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста

Ребенок нуждается в вашей любви больше всего именно тогда,

когда он меньше всего ее заслуживает.

Э. Бомбек

Большинство родителей всегда готовы помочь ребенку в получении традиционного образования и чувствуют себя в этой роли вполне естественно. Они поощряют ребенка, как можно раньше научиться читать, писать и прочее.  Но современным детям нужно от родителей нечто гораздо большее, а именно, чтобы они принимали активное участие в эмоционально-личностном развитии ребёнка.

Развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой – сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.

Дети часто находятся в «плену эмоций», поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что может приводить к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. Лишь по мере личностного развития у них постепенно формируется способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей, развивается произвольность поведения, чувства становятся более устойчивыми и глубокими.

Вы стали замечать, что у вашего ребёнка появилось беспокойство?

Вы сталкиваетесь с тем, что Ваш ребёнок стал тревожиться?

Или вы стали обращать внимание на проявление агрессивности у малыша?

   Самое главное во время увидеть проблему, обратить внимание на изменения в поведении и ребёнка и оказать ему помощь!

  Под воздействием целого ряда негативных факторов (нарушение детско-родительских отношений, неблагоприятный психологический климат и другие патологические факторы) у ребенка формируются признаки  эмоционального неблагополучия. Устойчивые отрицательные эмоциональные состояния оказывают регрессирующее воздействие на развитие личности ребёнка.

   Условно эмоциональные нарушения можно разделить на две подгруппы. В основе этого деления лежат те сферы, в которых проявляется социально-эмоциональное неблагополучие:

  •  во взаимоотношениях с другими людьми (общение со сверстниками и взрослыми: возбудимость, неуравновешенность, конфликтность, жестокость, эмоциональная холодность, негативизм и т.п.);
  •  в особенностях внутреннего мира ребенка (впечатлительность, тревожность, мнительность и т.п.) Внутреннее неблагополучие ребенка влияет на его поведение и общение с окружающими.

Формирование у детей дошкольного возраста умения преодолевать свое неблагополучие происходит в деятельности и в непосредственном общении со взрослыми и сверстниками.

Для развития эмоционально-личностной сферы дошкольника используют элементы игротерапии (словесные и подвижные игры), арт-терапии (рисование тематическое и свободное), а также психогимнастику (метод, при котором дети проявляют себя и общаются без помощи слов, обучение языку движений, мимике).

   Игровая терапия является одним из наиболее эффективных метолов коррекции эмоциональной сферы личности ребенка старшего дошкольного возраста.

 А. Захаров выделил три ведущие функции игры в терапевтическом процессе: диагностическую, терапевтическую и обучающую.

  • Наблюдая за игрой ребенка, можно получить ценную информацию об особенностях его личности и поведения, о взаимоотношениях с окружающим миром и самим собой.
  •  С другой стороны, игра позволяет ребенку снять эмоциональное и двигательное и двигательное напряжение, разрешить прошлые проблемы и найти свой выход из конфликтов, ведь в игре он сам является «властителем» своего мира.
  • В игре ребенок получает возможность непосредствественного приобретения ценного жизненного опыта в различных ситуациях. 

 Поэтому, если вы обратили внимание на изменение поведения ребенка (страхи, агрессивность, тревожность), то начните с игры (в зависимости от проблемы) и обратиться к детскому психологу за консультацией.

Предлагаем Вашему вниманию некоторые игры и упражнения:

Для преодоления страхов:

Пятнашки

Цель: профилактика боязни нападения, уколов и физических наказаний.

Расставьте по комнате в беспорядке стулья и столы. Водящий должен осалить играющего, хлопнув его по спине или чуть ниже. При этом он не имеет права дотягиваться до игрока через стул или другую мебель. Старайтесь “пятнать” детей (или ребенка) не просто символически, а ощутимо хлопнув.

Кораблик

Цель: способствует доверительным отношениям со взрослым, повышает самооценку ребёнку. Необходимо: одеяло, любая игрушка.

Двое взрослых раскачивают за углы одеяло-это кораблик. При словах: «тихая, спокойная погода, светит солнышко» – все дети изображают хорошую погоду.

При слове «буря» они начинают издавать шум, кораблик качается все сильнее. Ребёнок находящийся в кораблике, должен перекричать бурю: «Я не боюсь бури, я самый сильный матрос!» Для объяснения этой игры в первое плаванье можно отправить игрушку.

Азбука страхов

Детям предлагается нарисовать различных, страшных героев на отдельных листах и дать им имена. Далее дети рассказывают о том, что нарисовали.        

Дорисуй страшного

Цель: помочь детям в проявлении чувств по отношению к предмету страха.

Ведущий заранее готовит незавершенные черно-белые рисунки страшного персонажа: скелета, привидения и т. п. На занятии он раздает эти рисунки детям и просит дорисовать их. Затем дети показывают свои рисунки и рассказывают истории про них.

Для преодоления агрессии:

Набивка

 Смять в небольшой комочек бумагу и рисовать приёмом «набивка». Обычно движения рисующих «набивкой» резкие, ритмичные, активные. После набивания необходимо с ребенком обсудить данное упражнение, посмотреть какие интересные фигуры получились.

Война на листе бумаги

 В игру можно играть вдвоем, втроем. Для игры необходим лист А3 или можно соединить листы А4, карандаши, краски. Играющие садятся друг против друга, схематично рисуют танки, самолеты и другую военную технику. Затем выбирается тот, кто наступает первый и начинается война на листе бумаги со стрельбой, взрывами, ранами. Краски можно использовать как бомбы. Затем, выбрав победителя (естественно это будет ребенок) можно устроить праздничный салют из пены. В пену можно добавлять различные цвета красок. 

Работа со свечами. Хороший способ снять напряжение для детей. Для этого необходимо  капать свечой на лист бумаги, например, на черный лист, получиться снегопад. Можно создавать различные рисунки с помощью свечей. Затем можно раскрасить полученное творчество, с помощью красок и мыла. 

 Бой с подушкой

Способствует отреагированию агрессивности, снижение мышечного и эмоционального напряжения.

Для преодоления тревожности:

Рисование пальчиками способствует развитию мелкой моторики, тактильной чувствительности, улучшает эмоциональное состояние. Пальчиками вы можете ребенку предложить раскрасить что-либо или рисовать пальчиками на свободную тему.

Коллаж

 Данная техника заключается в том, что на определенную тему дети из журналов вырезают картинки, которые им понравятся. Затем в произвольном порядке наклеивают их на альбомный лист. После окончания работы коллаж обсуждается.

Я умею

Цель: Развитие адекватной самооценки; нахождение способов преодоления отрицательных черт характера.

Ход: Дети сидят в кругу. Ведущий каждому кидает мяч. Ребенок называет как можно больше того, что он умеет (и хорошее, и плохое).

Для развития волевой регуляции и самоконтроля:

Кричалки — шепталки — молчалки

Цель – развитие внимания и двигательного контроля.

Из разноцветного картона приготовить три силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это — сигналы. Когда ведущий поднимает красную ладонь — «кричалку», можно бегать, кричать, шуметь; желтую ладонь — «шепталку», можно тихо передвигаться и перешептываться; синюю ладонь — «молчалку», дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчалкой». После того как дети в конце игры лягут на пол, можно включить спокойную музыку.

Запретное движение 

Взрослый показывает различные движения, дети должны их повторять, если к показу будет добавлено слово «пожалуйста» или если показанное движение не является запретным. Вместо запретного движения предлагается, например, не двигаться, или делать движение в противоположную сторону — шаг назад, если он был сделан вперед, или руки опустить, если педагог поднял их вверх.

Читайте также:  Виды музыкальной деятельности и развитие эмоциональной отзывчивости ребенка

 Каратист

Цель — развитие двигательного контроля, элиминация импульсивности. Участники образуют круг, в центре которого на полу лежит физкультурный обруч. Один из участников встает в обруч и превращается в каратиста, выполняя резкие движения руками и ногами. Остальные дети вместе с педагогом хором произносят: «Сильнее, еще сильнее!», помогая игроку выплеснуть агрессивную энергию интенсивными движениями.

Огонь и лед

Исходное положение – стоя в кругу. По команде: «огонь!»
дети начинают интенсивные движения всем телом. По команде «лед!» дети застывают в позе, в которой их застигла команда, напрягая до предела все тело.

 Черепахи

Взрослый и дети стоят у противоположных стен. По сигналу дети начинают медленное движение к противоположной стене, изображая маленьких черепашек. Никто
не должен останавливаться и спешить. Через 2-3 минуты взрослый подает сигнал, по которому все участники останавливаются. Побеждает тот, кто оказался самым последним.

Четыре стихии

Дети сидят в кругу. Ведущий договаривается с детьми, что если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, «вода» — вытянуть руки вперед,«воздух» — поднять руки вверх, «огонь» — повернуться вокруг себя.

Говори

Цель – развитие умения контролировать импульсивные действия. Ведущий задает вопросы детям, но отвечать на них можно только тогда, когда будет дана команда «Говори!»

Играйте с Вашим ребёнком с удовольствием!!! ☺

Подготовила: педагог-психолог Зубаирова А.С.

Источник

Юлия Вовкун
Игры для коррекции и развития эмоционально-волевой и двигательной сферы детей

В последнее время большое внимание в своей работе я уделяла проблеме психолого-педагогического сопровождения детей с СДВГ в ДОУ. С целью снижения уровня импульсивности, одного из критериев проявления гиперактивности, предлагаю использовать специально подобранную серию игр, которые проводятся два раза в неделю индивидуально и в группе.

1. «Мысленное путешествие по картинке».

Цель: развитие воображения, осознание собственных чувств и переживаний.

Количество играющих: двое и более.

Описание игры: взрослый показывает ребенку (детям) картину, они должны внимательно рассмотреть ее, а затем представить себя на этой картине. Помочь им в рассказе могут вопросы:

– Где ты сейчас находишься?

– Что видишь, слышишь?

– Что происходит во время твоего путешествия?

– Есть ли кто-то рядом?

– Что бы ты хотел сейчас сделать?

– Хочется ли тебе уйти с картины?

– Хотел бы ты пригласить кого-нибудь с собой в путешествие по картине?

2. «Быстро собери».

Цель: развитие ловкости и координации.

Количество играющих: любое.

Оборудование: мяч, веревка, мелкие предметы.

Описание игры: мяч закрепляют на веревке и привязывают к перекладине или суку дерева так, чтобы он почти касался земли, а под ним раскладываются мелкие предметы (10-15). Играющий поднимает мяч до уровня плеч, отпускает его и бежит следом к разложенным предметам. Его задача – собрать как можно больше предметов и вернуться в исходное положение, не будучи задетым мячом. взрослый называет предложения, а дети должны оценить их и показать свое отношение, похлопав в ладоши, если они согласны или потопав ногами, если утверждение неверно.

Можно ввести дополнительное правило: игрок может собирать предметы, пока мяч не остановится.

3. «Говори!».

Цель: развитие умения контролировать импульсивные действия.

Количество играющих: любое.

Описание игры: взрослый говорит детям о том, что он будет задавать им вопросы, но отвечать на них можно будет только тогда, когда прозвучит команда: «Говори!».

4.«Запретный номер».

Цель: развитие произвольности, внимания, слухового восприятия.

Количество играющих: двое и более.

Описание игры: оговаривается, что какое-то одно число – например, два – нельзя произносить, вместо этого нужно хлопнуть в ладоши два раза. Дети по очереди вслух называют числа и хлопают, когда нужно сказать «два».

5. «Высвобождение гнева».

Цель: освобождение от негативных эмоций.

Количество играющих: один или более.

Оборудование: мягкий стул или куча подушек.

Описание игры: подушки, на которые будет вымещаться агрессия, складывают перед ребенком, а он должен сильно ударять по ним – пластмассовой выбивалкой, бадминтонной ракеткой, просто расслабленной рукой. При ударе можно выкрикивать любые слова, выражающие чувство гнева.

Комментарий: игру лучше проводить на улице, а ребенку объяснить, что выместив гнев на подушке, он еще и взрослым помог очистить помещение от пыли.

Данную игру полезно проводить систематически, так как негативные эмоции постоянно требуют выхода.

6. «Ассоциации».

Цель: получение обратной связи, развитие рефлексивных способностей.

Количество играющих: любое.

Описание игры: водящий выходит из комнаты ребенок загадывает что-либо, водящий возвращается и задает вопросы о загаданном. По ассоциациям он должен угадать, что загадал ребенок.

7. «Ладонь в ладонь».

Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.

Количество играющих: двое или больше.

Описание игры: дети становятся, попарно прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия

8.«Спонтанное рисование».

Цель: развитие фантазии, снятие эмоционального напряжения.

Количество играющих: не более трех.

Оборудование: листы бумаги разной формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник,ножницы, краски, карандаши, разнообразные материалы для аппликации.

Описание игры: в помещение включается приглушенный свет, приятная негромкая музыка. В течение 20-40 минут ребенок может рисовать все, что ему захочется, украшать рисунок аппликацией. Задача взрослого – дать ребенку полную свободу, разрешить действовать по полю листа так, как ему хочется.

9. «Скульпторы».

Цель: развитие зрительной памяти, слухового внимания, воображения.

Количество играющих: два и более, четное.

Описание игры: в каждой паре детей один – «скульптор», а другой – «натурщик». «Скульпторы» становятся спиной к «натурщикам», после чего ведущий дает сигнал (хлопок, свидетельствующий о том, что натурщик должен принять какую-нибудь позу. Затем дается второй сигнал (стук, после которого «скульптор» поворачивается и в течение 5 секунд изучает «скульптуру». Услышав два хлопка, он должен отвернуться, а «натурщик» – изменить позу. Ведущий дает сигнал – два стука, после которого «скульптор» вновь поворачивается к «скульптуре» и начинает «лепить», то есть пытается вернуть «натурщика» в то положение, в котором его запомнил.

10. «Кинолента».

Цель: развитие невербальных средств общения, развитие памяти.

Количество играющих: несколько человек.

Описание игры: дети садятся в круг и создают кино «с первого слова». Первый ребенок придумывает слово, второй должен повторить его и добавить одно свое слово, третий – повторить первые два слова и сказать свое, четвертый – повторить первые три слова и сказать четвертое и т. д. Когда все дети проговорят желаемое, они должны показать фильм с помощью пластики и мимики.

Вместо показа кино игра может закончиться сочинением сказки или рассказа с использованием предложенных слов.

11.«Две игрушки – поменяемся местами».

Цель: развитие моторной ловкости, внимания, координации движений.

Количество играющих: больше трех.

Оборудование: две игрушки.

Описание игры: дети становятся в круг, а ведущий одновременно бросает игрушки двум, которые должны быстро поменяться местами.

12. «Услышь свое имя».

Цель: развитие скорости реакции, моторной ловкости.

Количество играющих: больше трех.

Оборудование: мяч.

Описание игры: играющие становятся в круг, спинами внутрь круга. Игрок, у которого мяч, бросает его в круг, называя при этом имя. Названный ребенок должен повернуться лицом внутрь круга и поймать мяч. Победителем становится тот, кто ловил мяч чаще других.

Читайте также:  Фильм развитие ребенка от рождения до года

11.«Тропинка».

Цель: развитие умения действовать сообща, в команде.

Количество играющих: четное.

Оборудование: аудиозапись с русской народной песней «Кума».

Описание игры: дети делятся на две команды, число игроков в которых равно. Дети каждой команды берутся за руки, образуя круги, и под музыку идут вправо. Как только музыка смолкнет, они останавливаются и выполняют задания, которые дает ведущий:

«Тропинка!» – дети кладут руки на плечи впереди стоящему, приседают и наклоняют головы вниз;

«Копна!» – дети соединяют руки в центре своего круга;

«Кочки!» – все приседают, обхватив голову руками.

Ведущий дает команды в любом порядке – как ему захочется. Команда, все игроки которой первыми справились с заданием, получает очки. Выигрывает команда, у которой наберется наибольшее количество очков.

14. «Магнит и шарики».

Цель: развитие воображения и способности к перевоплощению, расширение кругозора детей.

Количество играющих: группа.

Описание игры: выбирают «магнит», он садится в стороне. Затем ведущий говорит остальным детям: «Я произношу волшебные слова – крибле-крабле-бумс – и превращаю вас в деревянные шарики, которые катаются по полу, прыгают, постукивают». Дети могут бегать, сталкиваясь, они должны сказать: «Тук-тук-тук». Они не обращают внимание на «магнит». Затем ведущий говорит: «Крибле-крабле-бумс! Превращаю вас в резиновые шарики!». Дети прыгают на носочках и, сталкиваясь, говорят: «Пум-пум-пум!» – и не обращают внимание на «магнит».

15. «Чьи вещи?».

Цель: развитие умения перевоплощаться, расширение и уточнение знаний о различных профессиях.

Количество играющих: пять-шесть.

Оборудование: атрибуты различных профессий.

Описание игры: взрослый говорит детям, что к ним приходили представителям разных профессий, и каждый что-то забыл. Он просит играющих помочь разобраться, назвав профессию обладателя той или иной вещи. Ответивший правильно, получает этот предмет и играет с ним дальше, изображая, как он работает.

16. «Полет бабочки».

Цель: развитие внимания, выразительности движений.

Количество играющих: двое или более.

Описание игры: детям предлагается запомнить несколько движений и точно повторить их. Для облегчения запоминания предварительно можно разучить блоки движений, дав им оригинальные названия, например, «полет бабочки», «кошачий шаг» и так далее.

Комментарий: необходимо оговорить движения с детьми с помощью вопроса, например, «А как у нас ходит мишка?». Когда все дети поймут принцип движений, тогда можно приступать непосредственно к игре.

Смена движений происходит либо по команде взрослого, либо по звуковому сигналу. Выигрывает самый внимательный ребенок.

17. «Зеркало».

Цель: развитие внимания, скорости реакции моторики.

Количество играющих: не менее трех.

Описание игры: дети выбирают ведущего, он становится в центр, а остальные дети – полукругом вокруг ведущего, который показывает разнообразные позы, демонстрирует разные выражения лица. Дети должны повторить их.

Комментарий: смена поз и мимических этюдов должна быть быстрой. За темпом и правильностью должен следить взрослый.

18. «Зеваки».

Цель: развитие внимания, произвольности поведения.

Количество играющих: взрослый и группа детей.

Оборудование: колокольчик или погремушка.

Описание игры: дети становятся в ряд или в круг и идут в какую-нибудь сторону. По сигналу, подаваемому колокольчиком или погремушкой, они разворачиваются, хлопают в ладоши четыре раза и идут в обратном направлении. Запоздавший с выполнением инструкции выбывает из игры. У детей младшего возраста выполнение этого правила может вызвать плач. Поэтому можно предложить ребенку, чтобы не расстраивать его, лишь посидеть одну-три минуты в качестве штрафа, а затем снова включиться в игру.

Комментарий: сигнал может подаваться через разные промежутки времени, что усложнит задачу для детей.

19. «Растущие цветы».

Цель: укрепление уверенности в себе, развитие наблюдательности.

Количество играющих: группа детей.

Оборудование: музыкальные инструменты, два-три больших бумажных цветка.

Описание игры: один ребенок играет на музыкальном инструменте, остальные слушают. Одновременно взрослый, спрятавшись за высоким предметом мебели, начинает поднимать цветок. Когда музыка стихает, цветок перестает расти, при быстрой и громкой музыке он растет быстрее. Если цветок не может уже расти дальше, все начинают танцевать вокруг него или изображать его увядание. Если одновременно играет два инструмента, можно использовать два цветка.

Комментарий: когда детям станет ясна суть игры, взрослого может заменить ребенок.

После игры с детьми проводится беседа. У ребенка – цветка можно спросить, под какие звуки ему хотелось расти, а под какие – нет. У ребенка – музыканта можно спросить, хотелось ли ему, чтобы цветок рос, если нет, то почему.

В процессе игры взрослый должен пытаться комментировать темп роста цветка, предлагать те или иные версии поворота сюжета. Например: если цветок долго не растет, взрослый должен обратить внимание детей на звуки, а затем на то, что вероятно ему они не нравятся или что ему грустно. Можно попросить детей вместе с музыкантом помочь цветку подрасти.

Игра стимулирует детей к пониманию чувств другого человека, развивает чувство эмпатии, желание помочь при необходимости.

20. «Что нового».

Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.

Количество играющих: двое или более.

Оборудование: листы бумаги формата А4, цветные карандаши, фломастеры.

Описание игры: взрослый рисует на листе бумаги любую геометрическую фигуру. Дети по очереди подходят и пририсовывают какие-либо детали, создавая картинку.

Комментарий: в то время, когда один ребенок рисует, остальные закрывают глаза и, открывая их, по команде взрослого говорят, что изменилось. Чем дольше длится игра, тем сложнее искать новые детали.

21. «Послушай тишину».

Цель: развивать внимание и умение владеть собой.

Количество играющих: двое или более.

Оборудование: колокольчик или погремушка.

Описание игры: по первому сигналу колокольчика дети начинают бегать, кричать, стучать и так далее. По второму сигналу они должны быстро сесть на стулья и прислушаться к тому, что происходит кругом. Затем дети по кругу (или по желанию) рассказывают, какие звуки они услышали.

22. «Сделай так».

Цель: развитие мышечного контроля, умения владеть собой.

Количество играющих: двое или более.

Оборудование: карточки с изображением человечков, выполняющих различные движения.

Описание игры: карточки разложены на столе, взрослый показывает детям карточки и объясняет, какие действия изображены на каждой из них. Затем дает инструкцию: «По моему сигналу все подойдут к столу и возьмут по одной карточке. Я буду считать от одного до пяти, а вы в это время будете выполнять то, что изображает человечек на выбранной вами картинке. Например, тот, кто возьмет карточку с сидящей фигуркой, должен сесть на стул, кому достанется карточка с танцующей фигуркой, должен танцевать».

Комментарий: на счет «5» все заканчивают выполнение задания и меняются карточками или подходят к столу за новым заданием педагога. Игру можно повторить несколько раз.

23. «Найди игрушку».

Цель: снижение чувства страха, развитие внимания.

Количество играющих: не менее трех.

Оборудование: небольшая игрушка.

Описание игры: выбирают ведущего, который прячет игрушку в пределах оговоренного пространства, а потом остальные ее ищут, воспользовавшись подсказкой ведущего: «Игрушка лежит на подоконнике в комнате». Затем описание места расширяют: «Игрушка спрятана в спальне под подушкой». Ребенок, нашедший игрушку, должен рассказать, что она делала на том месте

Источник