Игровая и учебная деятельность ребенка показатели его развития

Игровая и учебная деятельность ребенка показатели его развития thumbnail

Оглавление

Введение 2
Глава I. Теоретические основы организации игровой и учебной деятельности в начальной школе на развивающей основе 4
1.1. Особенности развития детской личности в младшем школьном возрасте 4
1.2. Учебная деятельность и ее роль в развитии младшего школьника 9
1.3. Технологии организации учебной деятельности как условие развития личности учащихся 10
1.4. Учебная игра в начальной школе как развивающая образовательная технология 11
1.5. Педагогический опыт организации развивающего обучения в начальной школе в условиях учебной и игровой деятельности 17
Глава II. Опытно-педагогическая организация развивающего образовательного процесса в начальной школе 18
2.1. Выявление особенностей и уровней личностного развития учащихся экспериментального начального класса 18
2.2. Рекомендации по использованию развивающих образовательных технологий в экспериментальном классе 25
Заключение 27
Список использованной литературы 29

Введение

Одной из основных задач общеобразовательной школы является воспитание школьника как жизненно и социально компетентной личности, способной осуществлять самостоятельный выбор и принимать ответственные решения в различных жизненных ситуациях.
Конечно, достичь этой цели путем использования только традиционных форм и методов организации учебной деятельности невозможно. Решению этой проблемы в значительной степени способствует внедрение в учебно-воспитательный процесс активных методов обучения.
Современность ежедневно требует от педагогов новых подходов к содержанию обучения. Выбрать свою учебную модель и разработать ее с учениками, внедряя современные образовательные технологии, не просто, но интересно.
Игра сопровождает человека на протяжении всей жизни, в течение всего существования человечества. Ведь, в какой-то степени, вся наша жизнь – это игра. Даже становясь взрослыми, оказываясь в определенных жизненных ситуациях, мы примеряем на себя ту или иную роль. А для маленького ребенка игра – это основной вид деятельности, это способ взаимодействия с окружающим миром, средство его познания.
Недаром игру называют королевой детства. Поэтому, конечно, потенциал игры должен быть использован и в учебном процессе. Ведь при умелом использовании игра может стать незаменимым помощником педагога. Психологи утверждают, что игра может стать одновременно и средством самообновления, самосовершенствования, к тому же – и стимулятором хорошего настроения. С другой стороны, объективно огромные возможности игры как педагогического средства, увеличивает интеллектуальную напряженность, активизирует мыслительные процессы, повышает интерес к знаниям, тренирует память, умение рассуждать логически и тому подобное. Увлекшись игрой, дети даже не замечают, что учатся.
Цель игры – обеспечение перехода от познавательной мотивации к профессиональной в связи с появлением потребности в знаниях и их практического применения в обстановке учебного процесса.
Объект исследования – развитие ребенка.
Предмет исследования – учебная и игровая деятельность ребенка.
Цель исследования – раскрыть развитие ребенка через игровую и учебную деятельность.
Задачи исследования:
1. Раскрыть особенности развития детской личности в младшем школьном возрасте;
2. Проанализировать роль учебной деятельности в развитии младшего школьника;
3. Описать технологии организации учебной деятельности как условие развития личности учащихся;
4. Охарактеризовать учебную игру в начальной школе как развивающую образовательную технологию;
5. Изучить педагогический опыт организации развивающего обучения в начальной школе в условиях учебной и игровой деятельности;
6. Выявить особенности и уровни личностного развития учащихся экспериментального начального класса;
7. Дать рекомендации по использованию развивающих образовательных технологий в экспериментальном классе.
Работа состоит из введения, двух параграфов, заключения и списка литературы.

Заключение

Более 2400 лет назад Конфуций сказал:
«То, что я слышу, я забываю.
То, что я вижу, я помню.
То, что я вижу и слышу, я немного помню,
То, что я слышу, вижу и обсуждаю, я начинаю понимать.
Когда я слышу, вижу, обсуждаю и делаю, я приобретаю знания и навыки.
Когда я передаю знания другим, я становлюсь мастером».
Эти слова подтверждают и современные научные исследования, которые доказывают, что 10% информации человек усваивает, когда читает; 20% – когда слышит; 30% – когда слышит и видит; 80% – когда человек переживает, что ему нужно сделать. И наибольших результатов можно достичь, когда человек учит кого-то – 90%.
Специальными исследованиями дидактов и психологов установлено, что познавательная активность и самостоятельность являются главными условиями, обеспе чивающими формирование творческой личности. Именно поэтому в центре урока должна быть не передача знаний от учителя к ученикам, а организация их активной учебно-познавательной деятельности и эффективное управление ею со стороны учителя. Результатом этого процесса должно стать не только усвоение определенного объема знаний, умений и навыков, является, безусловно, важным, но и формирование у учащихся такого компонента образования, как опыт творческой деятельности. Только овладев всем диапазоном общеучебных умений и навыков, ученики научатся самостоятельно добывать новые знания, творчески мыслить, что в конечном итоге ведет к формированию у них культуры познания. Успех этого процесса, как отмечает отечественный психолог С. Костюк одновременно зависит и от того, как учитель возбуждает познавательную активность самих учащихся. Без нее никакое понимание и усвоение учащимися учебного материала невозможно ?

Список литературы

1. Антоненко Т.Е. Приемы занимательности на уроках математики // Начальная школа. 2009, №5
2. Апинян Т.А. Игра в пространстве серьезного: Игра, миф, ритуал, сон, искусство и другие. – Спб., 2003
3. Букатов В. М. Педагогические таинства дидактических игр: Учебно-методическое пособие / 2-е изд., испр. и доп. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003.
4. Выготсий Л.С. Психология развития ребенка. – М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2006. («Библиотека всемирной психологии»)
5. Демина М.А. Задачи в стихах // Начальная школа. 2009, №2
6. Гурин В.Е., Солопанова О.Ю. Основы умственного воспитания младших школьников в процессе обучения музыки: восприятие, мышление, развитие. – Краснодар, 2001. –23с.
7. Князева С.И. Как провести устный счет // Начальная школа. 2009,№5
8. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. – Спб.: Речь, 2003.
9. Круглова Н.Ф. Психологическая диагностика и коррекция структуры учебной деятельности младшего школьника. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2004.
10. Куприянов Б. Шесть граней ролевой игры // Народное образование. 2009, №1
11. Левин К. Динамическая психология: избранные труды. М.: Смысл, 2001.
12. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции //Психология мотивации и эмоций / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. М.: ЧеРо, 2002.
13. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. Москва , 2003 г.
14. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. М., 2004.
15. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 9-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
16. Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.
17. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. СПб.: Прайм Еврознак, 2000.
18. Репинцева Г.И. Игра – ключ к душе ребенка. Гармонизация отношений ребенка с окружающим миром: методическое пособие. – М.: ФОРУМ, 2008.
19. Сиденко А. Игровой подход в обучении // Народное образование. 2000, №8
20. Фролова Л.А., Котельникова Е.А. Использование дидактической игры при обучении орфографии. // Начальная школа, 2009, №10
21. Смирнова Е.О., Гударева О.В. Журнал “Психологическая наука и образование”,- М.,2005
22. Швайко Г.С. Игрыи игровые упражнения для развития ребенка / Григорий Станиславович Швайко. – М. : Просвещение, 1983. – 64 с.

Источник

Консультация для родителей

«От игровой деятельности к учебной»

Составила: социальный педагог Семёнова Л.А.

2014г.

Преемственность игровой и учебной деятельности

 «Без игры нет и не может быть

                                        полноценного умственного развития.

Игра – это искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности»                                                                                                            В.А.Сухомлинский

        К началу младшего школьного возраста игровая деятельность не теряет своей роли, но содержание и направленность игры меняется. В это время большое  место начинают занимать игры с правилами и дидактические игры. В них ребёнок учится подчинять своё поведение правилам, формируются его движения, внимание, умение сосредоточиться, память, т.е. развиваются способности, которые особенно важны для успешного обучения в школе.

        В игровой деятельности складываются благоприятные условия для развития интеллекта ребёнка, для перехода от наглядно-действенного мышления к образному и к элементам словесно-логического мышления, именно в игре развивается способность ребёнка создавать обобщённые типичные образы, мысленно преобразовывать их.

      Освоение учебной деятельности младшим школьником (ведущей в этот возрастной период) идёт достаточно медленно, и в наиболее полном, сложившемся виде она формируется лишь к концу обучения в начальной школе. Игра же продолжает занимать большое место в жизни младшего школьника. Так как учёба строится часто на принуждении, игра воспринимается особенно радостно, а радость в свою очередь стимулирует расположение к учебному предмету, повышает интерес к нему. «Развитие интереса имеет определённую тенденцию: заинтересованность внешней стороной явлений перерастает в интерес к их внутренней сути. Да и не во всякой игре её форма является чем-то только внешним, безразличным для существа дела».

     Для школьников же с трудностями в обучении, ОВЗ, ЗПРР игра является, можно сказать, одним из основных средств обучения, осуществляя плавный переход от игровой к учебной деятельности. А очень часто игра – чуть ли не единственный способ реализации и развития собственных возможностей и способностей, например, при ЗПР конституционного происхождения по типу гармонического инфантилизма, когда у ребёнка преобладают игровые интересы, стремление делать то, что нравиться, быстрая пресыщаемость и недостаточно сформированная саморегуляция. Задача педагога – сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности – к учебной. И решающую роль в этом процессе имеют дидактические игры.   Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально созданных педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Их сущность заключается в том, что детям предлагается решить умственные задачи, составленные взрослым в занимательной форме.

        Педагогу же необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка. Важная роль дидактической игры в развитии психических процессов ребёнка объясняется тем, что она вооружает ребёнка доступными для него способами активного воссоздания, моделирования с помощью внешних, предметных действий такого содержания, которое при других условиях было бы недосягаемым и не могло бы быть по-настоящему освоено. Именно в игре впервые появляются элементы обучения.

      Компьютерные технологии, выступающие как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия и входящие в структуру традиционного индивидуального занятия как дополнительные инновационные элементы,  в условиях дистанционного обучения становятся основными. Поэтому и дидактические игры, игровые упражнения переходят в электронный формат, когда ребёнок видит все атрибуты игры на экране и управляет ими с помощью компьютерной мыши. Очень часто это намного удобнее для детей со слабой моторикой — не выскакивают из рук «непослушные» фишки, картонные (бумажные, деревянные и т. п.) картинки и другие предметы, а развитие умения управлять мышью в свою очередь формирует мелкую моторику пальцев руки и кисти.

      Основным методом, с помощью которого реализуется преемственность игровой и учебной деятельности учащихся, становится комплексно-игровой метод. Он позволяет в наиболее интересной и оптимальной форме осуществлять коррекционное развитие, воспитание и обучение.

        Игра благоприятно воздействует на развитие психических процессов ребёнка, усвоение им знаний, умений и навыков, что подтверждается диагностическими данными. Она является первой школой воли – в ней проявляется способность добровольно, по собственной инициативе подчиняться различным требованиям, формируются мотивы достижения цели. Игра способствует развитию у детей умения не бояться трудностей, стремления преодолевать их, не отказываться от намеченной цели при столкновении с препятствиями. Подчинённая коррекционно-развивающей и обучающей цели занятия, игра помогает систематизировать и закреплять знания о различных объектах, их назначении, связях между ними.

      Учебная деятельность детей заложена в их игровой деятельности. Ребенок дошкольного и младшего школьного возраста начинает учиться играя. К обучению он относится как к ролевой игре с правилами.  Выполняя эти правила, ребенок незаметно для себя овладевает элементарными учебными действиями. Однако отношение взрослых к учению другое, чем к игре.

      Игра необходимая форма деятельности ребенка. Игра — серьезная умственная деятельность, в которой развиваются все виды способностей ребенка, в ней расширяется и обогащается круг представлений об окружающем мире, развивается речь. Дидактическая игра дает возможность развивать самые разнообразные способности ребенка, его восприятие, речь, внимание.

     Среди дидактических игр различают игры в собственном смысле слова и игры-занятия, игры–упражнения. Для дидактической игры характерно наличие игрового замысла или игровой задачи. Существенным элементом дидактической игры являются правила. Выполнение правил обеспечивает реализацию игрового содержания. Наличие правил помогает осуществить игровые действия и решить игровую задачу. Таким образом, ребенок в игре учится непреднамеренно.

В дидактической игре формируется умение подчиниться правилам, т. к. от точности соблюдения правил зависит успех игры. В результате игры оказывают влияние на формирование произвольного поведения, организованности.

       По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры. Предметные игры — это игры с народной дидактической игрушкой, мозаикой природным материалом. Основные игровые действия с ними: нанизывание, выкладывание, катание, собирание целого из частей и т. д. Эти игры развивают цвета, величины, формы.

Настольно–печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, стимулирование знаний, развитие мыслительных процессов и операций (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др.)

     Настольно печатные игры разделены на несколько видов: парные картинки, лото, домино, разрезные картинки и складные кубики.

Словесные игры. В эту группу входит большое количество народных игр типа «Краски», «Молчок», «Черное и белое» и др. Игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

Структура дидактической игры, ее задачи, игровые правила, и игровые действия объективно содержат в себе возможность развития многих качеств социальной активности. В дидактической игре ребенок имеет возможность конструировать свое поведение и действия.

Всем хорошо известно, что начало обучения ребенка в школе – сложный и ответственный этап в его жизни. Дети шести – семи лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью адаптации в школе. У ребенка происходит смена ведущей деятельности: до обучения в школе дети заняты преимущественно игрой, а с приходом в школу начинают овладевать учебной деятельностью. Мы прекрасно понимаем, что для младшего школьного возраста  характерны яркость и непосредственность восприятия, лёгкость вхождения в образы. Дети легко  вовлекаются в любую деятельность, особенно   игровую.  Игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания. В игре проявляется сотрудничество учителя и ученика при условии, что учиться не заставляют, а увлекают. Задание в занимательной форме позволяют способным детям раскрыть свои способности. Менее активным, неуверенным в себе учащимся – развить инициативу, сообразительность, мышление. В процессе игры такой ребёнок способен выполнить объём учебной работы, который ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации.  Даже самые незначительные успехи порождают в ученике веру в  себя, в свои возможности.                                                                                        

                Переходной формой от игры к учебе является дидактическая игра.  Дидактическая игра – это метод обучения, в процессе которой  в игровой ситуации решаются учебно-воспитательные задачи. Это более привычный для учителя метод обучения и вид игровой деятельности.  Игра носит обучающий характер.

       Игра в равной степени способствует как приобретению знаний, так и развитию многих качеств личности. Из всего существующего многообразия различных видов игр именно дидактические игры  самым тесным образом связаны с учебно – воспитательным процессом. Они используются в качестве одного из способов обучения различным учебным предметам в начальной школе.

       Дидактические игры делятся на наглядные (игры с предметами), а также словесные, в которых предметы не используются. Среди дидактических выделяются сюжетные игры, например «Магазин», «Почта», где в рамках заданного сюжета дети не только решают дидактическую задачу, но и выполняют ролевые действия.

Так же дидактическая игра служит для   расширения, углубления и закрепления знаний. Кроме того, дидактическая игра представляет собой самостоятельную деятельность, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной или коллективной.

         Главное значение этих игр в следующем: значительно повышается познавательный интерес младших школьников к обучению грамоте; каждый урок становиться более ярким, необычным, эмоционально насыщенным; активизируется учебно-познавательная деятельность младших школьников; развивается положительная мотивация учения, произвольное внимание, увеличивается работоспособность.

         Хочется надеяться, что дидактические игры будут полезными при обучении детей и помогут учителям реализовать на практике призыв известного педагога В. А. Сухомлинского: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».

     Дидактическая игра — одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая — игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок, не усвоив программного материала, не смог достичь игровой цели.

      Переход от игры к учебной деятельности становится переломным моментом в жизни ребенка. Поэтому новое положение ребенка в обществе определяется не тем, что он идет из детского сада в школу, а тем, что обучение для него отныне становится обязательным.

Литература:

1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М., 1987.

2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М., 1991.

3. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004. С. 200-508.

4. Запорожец А.В. Психическое развитие ребёнка. /Избр. психол. труды в 2-х томах. М., 1986.

5. Никитин Б.Л. Развивающие игры. М., 1981.

Источник