Игровая деятельность процесс творческого развития ребенка

Творческие способности у детей
проявляются и развиваются на основе игровой деятельности. Эта деятельность
развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке,
театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания,
побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению. Существует проблема,
волнующая многих педагогов, психологов, родителей: у одних детей возникают
страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязанность и
суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения,
недостаточно развиты память, внимание и речь. Самый короткий путь
эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и
художественному воображению – это путь через игру, фантазирование,
сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Являясь
наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, связывает
художественное творчество с личными переживаниями, ведь театр обладает огромной
силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.

Игровая деятельность создаёт условия для развития творческих способностей.
Этот вид деятельности требует от детей: внимание, сообразительности, быстроты
реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу,
перевоплощаясь в него, живя его жизнью..

В драматической форме осуществляется целостный круг воображения, в котором
образ, созданный из элементов действительности, воплощает и реализует снова в
действительность, хотя бы и условную. Таким образом, стремление к действию, к
воплощению, к реализации, которое заложено в самом процессе воображения, именно
в театрализации находит полное осуществление.

Другой причиной близости драматической формы для ребенка является связь
всякой драматизации с игрой. Драматизация ближе, чем всякий другой вид
творчества, непосредственно связана с игрой, этим корнем всякого детского
творчества, и поэтому наиболее синкретична, т. е. содержит в себе элементы
самых различных видов творчества.

В этом и заключается наибольшая ценность детской театрализованной
деятельности и дает повод и материал для самых разнообразных видов детского
творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь
готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и
понятное самим детям. Изготовление бутафории, декораций, костюмов дает повод
для изобразительного и технического творчества детей. Дети рисуют, лепят, шьют,
и все эти занятия приобретают смысл и цель как часть общего, волнующего детей
замысла. И, наконец, сама игра, состоящая в представлении действующих лиц,
завершает всю эту работу и дает ей полное и окончательное выражение. А умело
поставленные вопросы при подготовке к игровой  деятельности побуждают их думать,
анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это
способствует совершенствованию речи. В процессе работы над выразительностью
реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь
ребенка, «совершенствуется звуковая сторона речи» Новая роль, особенно диалог
персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно
изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он
начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже
пополняется.

Художественная выразительность образов, иногда комичность персонажей
усиливают впечатление от их высказываний, поступков, событий, в которых они
участвуют.

Творчество детей в данной деятельности направлено на создание игровой
ситуации, на более эмоциональное воплощение взятой на себя роли. .

В игровой деятельности действия не даются в готовом виде, их надо воссоздать
с помощью движений, жестов, мимики.

Ребенок сам выбирает выразительные средства, исходя из своего опыта.

В создании игрового образа особенно
велика роль слова
. Оно помогает ребенку выявить свои мысли и чувства,
понять переживания партнеров, согласовывать с ними свои действия. Дети видят
окружающий мир через образы, краски, звуки. Они смеются, когда смеются
персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами
любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.

Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом, перевоплощается
в него, живет его жизнью это самый частый и распространённый вид игровой
деятельности как развитие детского
творчества.
Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные
осуждаются, то дети в большинстве случаев хотят подрожать добрым, честным персонажам.
А одобрение взрослым достойных поступков создаёт уних удовлетворение, которое
служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением. Большое и
разнообразное влияние театрализованной деятельности на личность ребенка
позволяет использовать их в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического
средства, так как сам ребенок испытывает при этом удовольствие, радость.
Воспитательные возможности игровой деятельности усиливаются тем, что их
тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние
интересы детей.

Эстетическое влияние на детей
оказывает выполненное со вкусом оформление программы. Активное участие ребят в
подготовке атрибутов, декораций развивает вкус, воспитывает чувство
прекрасного. Эстетическое влияние театрализованных игр может быть более
глубоким: восхищение прекрасным и отвращение к негативному вызывают
нравственно-эстетические переживания, которые, в свою очередь, создают
соответствующее настроение, эмоциональный подъем, повышают жизненный тонус
ребят.

    
Детские творческие игры – явление многообразное. Их содержание усложняется и
развивается в том случае, если они увлекают детей. С помощью творческой игры
можно достичь больших успехов в воспитательно-образовательной работе с детьми.

    
Детское творчество особенно ярко проявляется в играх-драматизациях. Творчество
детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации. Творческая игра
учит детей обдумывать, как осуществить тот или иной замысел. В творческой игре,
как ни в какой другой деятельности, развиваются ценные для детей качества:
активность, самостоятельность.

 Руководство творческими играми приобретает
важное значение, но встречаются определенные трудности.

 Педагог должен учитывать многие факторы,
которые развивают ребенка, – его интересы, личные качества, навыки
общественного поведения.

  Формируя
интерес к играм, необходимо читать и рассказывать детям произведения
художественной литературы, рассматривать иллюстрации к этим произведениям,
показывать диафильмы.

 Нужно, чтобы педагог являлся активным
участником игр. Также можно перед игрой показать различные спектакли. Педагог
должен поощрять инициативу детей, руководить игрой, включая в игру всех
желающих. Это все нужно для привлечения внимания детей, снятия у них
напряжения.

  
Сказанное позволяет сформулировать основные функции игры:

1.    
Функция формирования устойчивого интереса, снятие напряжения;

2.    
Функция формирования творческих способностей;

3.    
Функция формирования навыков самоконтроля и самооценки.

  
Организовать и провести игру – задача достаточно сложная.

  
Можно выделить следующие основные условия проведения игр:

1.    
Наличие у педагога определенных знаний и умений.

2.    
Выразительность проведения игр. Это обеспечивает интерес детей, желание
слушать, участвовать в игре.

3.    
Необходимость включение педагога в игру.

4.    
Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей.

5.    
Между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания,
доверия и сопереживания.

6.    
Использование в игре наглядности, что обеспечивает интерес у детей.

  
Любые игры только тогда дают результаты, когда дети играют с удовольствием. Так
же и творчество – это всегда интерес, увлечение и даже страсть.

    
Но этот интерес легко притупить не только небольшим нажимом, но даже просто
«перебарщиванием», что она стала надоедать. Поэтому никогда не следует доводить
занятие играми до пресыщения, до того, что дети не хотят играть. Заканчивать
игру нужно, как только промелькнет первый признак потери интереса к ней, но
пообещайте, что завтра или в другой раз поиграем побольше, чтобы впереди была
приятная перспектива – завтрашняя радость, интерес.

Правила
игры

1.    
Игра должна приносить радость и ребенку, и взрослому. Каждый успех малыша – это
обоюдное достижение: и ваше; и его. Понаблюдайте, как довольны, бывают дети,
если им удастся нас рассмешить или обрадовать.

2.    
Заинтересовывайте ребенка игрой, но не заставляйте его играть, не доводите
занятия играми до пресыщения.

3.     Развивающие игры – игры
творческие.

4.     Увлечения детей приходят
«воинами», поэтому, когда у ребенка остывает интерес к игре, «забывайте» об
игре.

5.    
Для самых маленьких оживляйте игру сказкой или рассказом, придумывайте,
фантазируйте, пока ребенка не начнет увлекать сам процесс.

    
Все занятия по развитию творческих способностей проводятся в игре. Для этого
нужны игры нового типа: творческие, развивающие игры, которые при всем своем
разнообразии объединены под общим названием не случайно, они все исходят из
общей идеи и обладают характерными творческими способностями.

1. Каждая игра представляет собой набор
задач.

2. Задачи дают ребенку в
разной форме, и таким образом знакомит его с разными способами передачи
информации.

3. Задачи расположены
примерно в порядке возрастания сложности.

4. Задачи имеют очень
широкий диапазон трудностей. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение
многих лет.

5. Постепенное возрастание
трудности задач – способствует развитию творческих способностей.

6. Для эффективности развития
творческих способностей у детей необходимо соблюдать условия:

– развитие способностей
нужно начинать с самого раннего возраста;

– задания-ступеньки создают
условия, опережающие развитие способностей;

– творческие игры должны
быть разнообразны по своему содержанию, т.к. создают атмосферу свободного и
радостного творчества.

    
Наряду с принципами используют и методы:

Методы

                         
практические                                       
наглядные

словесные

К практическим методам относятся
упражнения, игры, моделирование.

Упражнения – многократное повторение ребенком практических и
умственных заданных действий.

Упражнения подразделяются на конструктивные,
подражательно- исполнительские, творческие.

Игровой метод предполагает использование различных компонентов
игровой деятельности в сочетании с другими приемами.

Моделирование – это процесс создания моделей и их использования.

К наглядным методам
относится наблюдение – рассматривание рисунков, картин, просмотр диафильмов,
прослушивание пластинок.

Словесными методами
являются: рассказ, беседа, чтение, пересказ.

В работе с детьми все эти
методы должны сочетаться друг с другом.

Заключение.

    
Универсальные творческие способности – это индивидуальные особенности, качества
человека, которые определяют успешность выполнения их творческой деятельности
различного рода.

    
Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих
способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо
утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в
младшем школьном детстве.

    
Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании
определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями
являются:

1. Ранее физическое и интеллектуальное
развитие детей.

2. Создание обстановки,
определяющей развитие ребенка.

3. Самостоятельное решение
ребенком задач, требующих максимального напряжения, когда ребенок добирается до
«потолка» своих возможностей.

4. Предоставление ребенку
свободу в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним
делом и т.д.

5.Умная доброжелательная
помощь (а не подсказка) взрослых.

6. Комфортная
психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к
творчеству.

     Но
создания благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с
высокоразвитыми творческими способностями. Необходима усиленно направленная
работа по развитию творческого потенциала у детей. К сожалению, традиционная
существующая в нашей стране система воспитания почти не содержит мер,
направленных на последовательное систематическое развитие творческих
способностей у детей. Поэтому они (способности) развиваются в основном стихийно
и в результате, не достигают высокого уровня развития.

    
Для  развития творческих способностей можно предложить следующие меры,
направленные на эффективное  развитие творческих способностей школьников:

1.Введение в программу
школьного воспитания специальных занятий, направленных на развитие творческих
способностей.

2. На специальных занятиях
по рисованию, музыке, лепке давать детям задания творческого характера.

3. Управление взрослыми
детской предметной и сюжетно-ролевой, игровой с целью развития в ней
воображения детей.

4. Использование специальных
игр, развивающих творческие способности детей.

5. Работа с
родителями

Источник

Светлана Пашкова
Игра как средство формирования творческой активности детей дошкольного возраста

Консультация

Тема: «Игра как средство формирования творческой активности детей дошкольного возраста».

Пашкова Светлана Алексеевна, воспитатель 1квалификационной категории

МКДОУ Детский сад №2 с Красногвардейское

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Игра играет большую роль в развитии индивидуальности ребенка, его нравственных качеств, побуждает к творческой активности.

Творчество в широком смысле – это деятельность, направленная на получение чего-то нового. Поэтому основной показатель творчества – это новизна его результата, которая носит объективный характер, поскольку создаётся то, что раньше не существовало. Дети уже в дошкольном возрасте создают интересные, порой оригинальные рисунки, подели, конструкции. Новизна – это первая важная особенность детского творчества.

Развитие творческости, креативности рассматривается исследователями как основное направление развития личности.

Исследователи подчеркивают возможность педагогического руководства игровой деятельностью в целях развития творчества ребенка (Р. И. Жуковская, Е. В. Зворыгина, Д. В. Менджерицкая, И. Я. Михайленко, Н. Н. Подьяков, Я. А. Пономарев и другие).

Сущность проблемы заключается во влиянии игры на развитие творческих способностей детей, личностных качеств.

Актуальность данной темы заключается в том что, игра является одним из наиболее важных компонентов в воспитании детей и развитии их творчества. Так как в играх ребенок развивает свои умственные способности и физические. Именно в игре дети сталкиваются с современной техникой, становятся более целеустремленными, веселыми и сообразительными. В игре вырабатывается трудолюбие, смекалка, наблюдательность и настойчивость в достижении своей цели. В играх дети раскрывают свои положительные и отрицательные качества и в связи с этим взрослые получают полную возможность воздействовать на ребенка.

Особенности развития творческих способностей дошкольников

Творческие способности, являются довольно сложным, процессом, и доступными только человеку. Это понятие, очень тесно связано с понятием «творчество» или «творческая деятельность».

Развитие творческих способностей у детей совершается в процессе воспитания и обучения. Способности ребёнка формируются посредством овладения тем содержанием материальной и духовной культуры, искусства, которые осваивает подрастающий человек в процессе обучения. Исходной предпосылкой для этого развития способностей служат те врождённые задатки, с которыми ребёнок появляется на свет.

Дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

Творческие способности зависят от наличия разнообразия прежнего опыта человека и ребенка. Необходимости расширять опыт ребенка, для того чтобы создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видит и слышит, тем больше он понимает и усваивает.

Игра как средство развития творчества.

Детская игра всегда носит творческий характер.

В возрасте от трех до семи лет игра детей развивается как разнообразная, активная, творческая деятельность, в которой осваиваются впечатления жизни и формируются все стороны личности ребенка.

Некоторые психологи считают, что детские игры нельзя считать творческой деятельностью, так как в них не создается ничего нового.

С одной стороны это справедливо. Если подходить к детской игре с теми же мерками, что и к деятельности взрослого человека, термин “творчество” неуместен. Но он оправдан, если подойти к решению вопроса с точки зрения развития ребенка.

Л. С. Выготский подметил появление у детей дошкольного возраста замысла, что означает переход к творческой деятельности. В раннем детстве ребенок идет от действия к мысли, у дошкольника уже развивается способность идти от мысли к действию, воплощать свои замыслы. Это проявляется во всех видах деятельности, и прежде всего в игре. Появление замысла связано с развитием творческого воображения.

Творческий характер игры подтверждается тем, что ребенок не копирует жизнь, а подражая тому, что видит, комбинирует свои представления. При этом он передает свое отношение к изображаемому, свои мысли и чувства. Это роднит игру с искусством, но ребенок – не актер. Он играет для себя, а не для зрителей, он создает свою роль по ходу игры. Детские игры очень разнообразны.

Виды игр

Игры со скрытыми правилами

(сюжетно-ролевые игры)

Игры с фиксированными, открытыми правилами

(дидактические, познавательные, подвижные, развивающие интеллектуальные, музыкальные, игры забавы и театрализованные игры)

Различают следующие виды игр: сюжетно–ролевые, театрализованные, дидактические, игры–забавы и подвижные, строительные игры.

Сюжетно – ролевые.

Сюжетно – ролевые игры создают сами дети при некотором участии взрослого. Основой их является детская самодеятельность. Иногда такие игры называют творческими сюжетно-ролевыми, подчеркивая, что дети не просто копируют те или иные явления, а творчески их осмысливают и воспроизводят в создаваемых образах, игровых действиях.

Сюжетно – ролевая игра активизирует воображение детей, их фантазию, побуждает придумывать новые неожиданные повороты событий, которые объединяют и делают осмысленным совместное существование и взаимодействие различных персонажей

Создание обстановки для сюжетно-ролевой игры или создание недостающих предметов в ходе уже развернувшегося сюжета помогает обозначить игровую ситуацию, интереснее осуществить игровые действия. Обычно для этой цели, дети, используют различные игрушки и не только игрушки. Они создают для себя, не только, удобную обстановку для игры, но и делают ее похожей на настоящую. Ведь не все дети сразу могут воспринимать воображаемую ситуацию. Особенно это относится к групповым играм, где важно для всех участников обозначить ситуацию игры и её предметы.

Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ясно выраженный самодеятельный и творческий характер. Эти игры могут быть кратковременными и длительными.

Психолог Д. Б. Эльконин дает такое определение творческойсюжетно-ролевой игры: «Ролевая, или так называемая творческая, игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Для этих условий характерно использование разнообразных игровых предметов, замещающих действительные предметы деятельности взрослых» .

Театрализованные игры

Театрализованные игры в отличие от сюжетно – ролевых предлагают наличие зрителей (сверстники, младшие дети, родители). В их процессе у детей формируется умение с помощью изобразительных средств (интонации, мимики, жестов) точно воспроизводить идею художественного произведения и авторский текст. Эта сложная деятельность требует обязательного участия взрослого, особенно в подготовительный ее период. Чтобы театрализованные игры стали по-настоящему зрелищными, нужно обучить ребят не только способам выразительного исполнения, но и умению готовить место для представлений.

Театрализованные игры делятся на:

– Игры – драматизации

– Игры – литературных произведении

Театрализованные игры – особенный вид деятельности детей дошкольного возраста. Драматизировать – изображать, разыгрывать в литературное произведение. Последовательность событий, ролей, поступков героев, и их речь определяется текстом литературного произведения. Детям необходимо дословно запомнить текст, понять образ героя. Ребенок понимает идею произведения и искренне выражает свои чувства.

С помощью данной игры у ребенка развиваются различные способности. Такие как, понимание литературного произведения, развитие поэтического слуха и выразительности речи, способность воспринимать и запоминать текст.

Своеобразие игр – драматизаций заключается в том, что по сюжету сказки или рассказа дети исполняют определенные роли, воспроизводят события в точной последовательности. Чаще всего основой игр – драматизаций являются сказки. В сказке образы героев очерчены наиболее ярко, они привлекают детей динамичностью и ясной мотивированностью поступков, действия четко сменяют одно другое, и дошкольники охотно воспроизводят их.

Дидактические игры

Дидактические игры – одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Дидактические игры – это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения.

Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу. Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов,а именно: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия. Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Она тесно связана с программой занятий. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают ее выполнение.

Содержанием дидактических игр является окружающая действительность (природа, люди, их взаимоотношения, быт, труд, события жизни). Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Правила помогают развивать у детей способности торможения.

С помощью дидактических игр дети учатся сравнивать и группировать предметы, как по внешним признакам, так и по их назначению, решать задачи, у них воспитывается сосредоточенность, внимание, память, сообразительность, настойчивость, развиваются познавательные способности, умение сдерживаться и управлять своим поведением. Дети учатся применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, у них активизируются разнообразные умственные процессы и они получают эмоциональную радость. Дидактические игры способствуют и художественному воспитанию – совершенствованию движений, выразительности речи, развитию творческой фантазии, яркой, проникновенной передаче образа [16, с 45].

Игры – забавы и подвижные игры.

Особую группу составляют игры – забавы. В них ярко выражен элемент необычного, неожиданного, смешного, содержатся шутка, безобидный юмор. Основное их назначение – повеселить, позабавить детей, порадовать их. Содержание и правила многих игр требуют или быстрого игрового действия, или отсроченного. Одни из них вызывают быструю, часто неожиданную реакцию, а другие учат детей проявлять волевое усилие. К играм-забавам относятся: «Поймай зайчика», «Жмурки с колокольчиком» (определение направления по звуку) [3, с 256].

Подвижные игры, прежде всего средство физического воспитания детей. Они дают возможность развивать и совершенствовать их движения, упражнять в беге, прыжках, лазанье, бросании и т. д. Разнообразные движения требуют активной деятельности крупных и мелких мышц, способствуют лучшему обмену веществ, кровообращению, дыханию, т. е. повышению жизнедеятельности организма.

Большое влияние оказывают подвижные игры и на нервно-психическое развитие ребенка, формирование важных качеств личности. Они вызывают положительные эмоции,развивают тормозные процессы: в ходе игры детям приходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от движения при других. В этих играх развиваются воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций и др. Совместные действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха. Источником подвижных игр с правилами являются народные игры, для которых характерны ясность замысла, содержательность, простота и занимательность.

Строительные игры

Строительная игра – это такая деятельность детей, основным содержанием которой является отражение окружающей жизни в разнообразных постройках и связанных с ними действиях.

Строительная игра в некоторой степени сходна с сюжетно – ролевой. У них один источник – окружающая жизнь. Дети в игре строят мосты, стадионы, железные дороги, театры, цирки и многое другое. В строительных играх они не только изображают окружающие предметы, постройки, копируя их, но и привносят свой творческий замысел, индивидуальное решение конструктивных задач. Сходство сюжетно – ролевых и строительных игр заключается и в том, что они объединяют детей на основе общих интересов, совместной деятельности и являются коллективными.

Воспитательное и развивающее влияние строительных игр заключено в идейном содержании отражаемых в них явлений, в овладении детьми способами строительства, в развитии их конструктивного мышления, обогащении речи, упрочении положительных взаимоотношений. Их влияние на умственное развитие определяется тем, что в замысле, содержании строительных игр заключена та или иная умственная задача,решение которой требует предварительного обдумывания: что сделать, какой нужен материал, в какой последовательности должно идти строительство. Обдумывание и решение той или иной строительной задачи способствует развитию конструктивного мышления.

Строительные игры имеют важное значение, и, для физического воспитания дошкольников. В них проявляется разнообразная двигательная активность ребенка, развивается координация движений. Особое значение имеет развитие мелких мышц руки, глазомера. Сооружая постройки из крупных деталей, дети прилагают доступные им физические усилия, проявляют выносливость.

Среди разнообразных видов творческой деятельности, которой любят заниматься дети дошкольного возраста, большое место занимает изобразительное искусство, в частности детское рисование. По характеру того, что и как ребенок изображает, можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения и мышления. В рисунках дети стремятся передавать свои впечатления и знания, получаемые из внешнего мира. Рисунки могут существенно меняться в зависимости от физического или психического состояния ребенка (болезнь, настроение и т. п.). Установлено, что рисунки, выполненные больными детьми, во многом отличаются от рисунков здоровых детей.

Важное место в художественно – творческой деятельности дошкольников занимает музыка. Детям доставляет удовольствие прослушивание музыкальных произведений, повторение музыкальных рядов и звуков на различных инструментах. В этом возрасте впервые зарождается интерес к серьезным занятиям музыкой, который в дельнейшем может перерасти в настоящее увлечение и способствовать развитию музыкального дарования. Дети учатся петь, выполнять разнообразные ритмические движения под музыку, в частности танцевальные. Пение развивает музыкальный слух и вокальные способности.

Ни один из детских возрастов не требует такого разнообразия форм межличностного сотрудничества, как дошкольный, поскольку он связан с необходимостью развития самых различных сторон личности ребенка. Это – сотрудничество со сверстниками, со взрослыми, игры, общение и совместный труд. На протяжении дошкольного детства последовательно совершенствуются следующие основные виды деятельности детей: игра – манипулирование с предметами, индивидуальная предметная игра конструктивного типа, коллективная сюжетно – ролевая игра, индивидуальное и групповое творчество, игры – соревнования, игры – общения, домашний труд.

Специалисты справедливо считают, что индивидуальные способности и дарования ребенка наиболее ярко раскрываются в игровой деятельности

Воспитатель должен выступать в настоящее время в несколько ином качестве, он не только должен осуществлять педагогическое руководство игровой деятельностью детей, но и сам становиться ее активным участником.

Источник