Игровая деятельность как средство развития способностей ребенка
Надежда Павлова
Игровая деятельность как средство развития детей дошкольного возраста
Игра – доступная и привлекательная для ребенка деятельность. Она способствует сохранения его душевного равновесия, доставляет радость и удовольствие. В игре ребенок развивается, приобретает знания, учится взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Свободная, естественная, инициируемая самим ребенком самостоятельная игра – показатель его зрелости, культуры, умения рационально организовать свой досуг.
Между тем самостоятельная игра вытесняется из детского сада что обусловлено требованиями школы получить такого будущего ученика,который владеет целым комплексом умений: читать, писать, считать, анализировать состав слова и др. Большое количество занятии практически не оставляет в режиме дня дошкольника места для игровой деятельности. Дети рано становятся школьниками, им некогда играть, культура детской игры утрачивается. Лишение ребенка игровой практики – это лишение его не просто детскости, это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, одухотворения осваиваемого опыта жизни, признаков и примет социальной практики, богатства микроклимата коллективных отношений, активизации процесса познания мира» и т. д.
Не менее серьезными причинами угасания самостоятельной игры дошкольников являются:
• отсутствие у педагогов личной убежденности в том, что игра обеспечивает своевременное и полноценное развитие дошкольника;
• нехватка у воспитателей теоретических знаний и практических навыков в организации игровой деятельности детей;
• их неумение играть;
• Ослабление методической помощи воспитателям по вопросам организации и руководства игровой деятельностью детей.
Соблюдение баланса между свободной самостоятельной игрой и другими видами деятельности – одно из основных требований для развития игровой деятельности детей. В чистом виде, если сделать хронометраж игровой деятельности, она должна занимать не менее 3-3,5 часов в день.
Игровая деятельность не изобретается ребенком, а задается ему взрослым, который учит малыша играть, знакомит с общественно сложившимися способами игровых действий. Осваивая, их ребенок затем обобщает игровые способы и переносит их в другие ситуации. Как следствие игра дошкольника приобретает творческий, управляемый им самим и согласуемый с другими ее участниками характер.
Игра – что может быть интереснее и значимее для ребенка? Это и радость, и познание, и творчество. Это то, ради чего ребенок идет в детский сад. А. С.Макаренко писал: «Игра имеет в жизни ребенка такое же значение, как у взрослого – деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре».
Игровая деятельность является ведущей для дошкольника. Игра – это жизнь ребенка, его существование, источник развития моральных качеств личности, его развитие в целом:
• в игре формируется произвольное поведение, активизируются познавательные процессы;
• в игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Это происходит потому, что ребенок воссоздает в игре то, что ему интересно, с помощью условных действий;
• в игре ребенок воссоздает действия взрослого и приобретает опыт взаимодействия со сверстниками;
• в игре он учится подчинять свои желания определенным требованиям – это важнейшая предпосылка воспитания воли;
• в игре значительно легче подчиниться правилу, связанному с выполнением взятой на себя роли;
• в игре ребенок развивается духовно. В. А. Сухомлинский считал, что духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок.
Наблюдая за игрой ребенка, многое можно узнать о его жизни, потому что все свои чувства, переживания он переносит на игрушки. Через игры можно узнать о взаимоотношениях в семье. Через наблюдения за игрой можно узнать об интересах и склонностях ребенка. Все, что необходимо человеку в жизни, в обучении, общении, творчестве, берет начало в детской игре.
Остановимся на классификации детских игр.
Детские игры – явление неоднородное. Они разнообразны по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу, характеру проявления детей, по воздействию на ребенка, по видам используемых предметов, происхождению и т. д. Все это чрезвычайно затрудняет классификацию игр. Приведем примеры нескольких классификаций, имеющих место быть в дошкольной педагогике.
Классификация, предложенная Ф. Сохиным, В.Ядэшко:
Сюжетно – ролевые:
• игры – драматизации;
• строительные
Игры с правилами:
• дидактические;
• игры – забавы.
Классификация, предложенная отечественной дошкольной педагогикой:
Творческие:
• сюжетно – ролевые;
• строительно – конструктивные.
Игры с правилами:
• дидактические;
• подвижные;
• игры –драматизации;
• музыкальные.
Классификация, предложенная программой «Истоки»:
Игры,возникающие по инициативе ребенка:
• игры – экспериментирования;
• самостоятельные сюжетные игры;
– сюжетно-отобразительные;
– Сюжетно-ролевые;
Театральные.
Игры,возникающие по инициативе взрослого:
•обучающие:
– дидактические;
– подвижные;
– сюжетно-дидактические.
•Досуговые:
– игры-забавы;
– игры-развлечения;
– театрально-постановочные;
– интеллектуальные;
– празднично-карнавальные.
Игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса, которые могут возникать по инициативе, как взрослого, так и старших детей:
• Традиционные или народные.
3. Педагогическое руководство играми детей.
Игра – это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по личной инициативе ребенка. В игре ребенок исходит из своих непосредственных потребностей и интересов, играет ради чувства удовольствия, которое она доставляет. Однако, учитывая огромное воспитательное воздействие на ребенка игр, взрослые должны руководить ими, создавать условия для их возникновения и развития.
Без педагогического руководства игра может нанести вред физическому развитию детей (переутомление, статическая поза, чрезмерная подвижность). Педагог должен создать у детей радостное, бодрое настроение в игре. Положительные эмоции – это залог полноценного физического и нервно – психического развития ребенка, а также условие воспитания жизнерадостного, доброжелательного характера.
Педагог должен поощрять инициативные и самостоятельные действия детей, по возможности подчиняясь стремлениям и интересам ребенка, стараясь минимально ограничивать его свободу. Притом поощрение и поддержка используются чаще, чем порицание и запрещение.
Педагог должен учитывать возможности ребенка, не допуская ощущение его несостоятельности, приходить на помощь при затруднениях, не навязывать сложных и непонятных действий, стараться при взаимодействии в игре находится на уровне глаз ребенка.
Выделим условия успешного руководства игрой:
1. Умение наблюдать за детьми, понимать их игровые замыслы, переживания. Ребенок, особенно в младшем дошкольном возрасте, не всегда может, а иногда и не хочет делиться с взрослыми своими намерениями.
2. Воспитателю необходимо завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это легко достигается в том случае, если воспитатель относится к детской игре серьезно, с искренним интересом, без обидного снисхождения, к которому дети весьма чувствительны.
3. Необходимо опираться на психологию детей, считаться с детскими замыслами, бережно относиться к творческой выдумке, созданному ребенком образу.
Разминка «Методика проведения игры»
Подготовка к проведению игры
Привлечение детей к игре
Ознакомление с содержанием и дидактическим материалом
Объяснение хода игры
Определение количества участников
Показ игровых действий
Проведение игры, наблюдение за выполнением правил
Подведение итогов игры
Анализ проведённой игры (для педагога)
Разминка «Докажи очевидное»
Игра для ребёнка – это радость и удовольствие.
Игра облегчает адаптационный период.
Игра помогает установить доверительные отношения с ребёнком.
Игра – окно в мир взрослой жизни.
Игра способствует развитию речи.
Игра имеет значение для умственного развития.
Экспресс – опрос «Игра – дело серьезное»
Педагоги делятся на две команды.
Вопросы и ответы к игре:
1. Вопрос. Что требуется для развития игровой деятельности?
Ответ. Чтобы дети,во-первых: имели разнообразные знания об окружающей их современной жизни, о взаимоотношениях людей;во-вторых: обладали необходимыми для игры конструктивными умениями;в-третьих: чтобы у них были сформированы устойчивые игровые интересы, положительное эмоциональное отношение к окружающему.
2 Вопрос. Какой должна быть предметно – игровая среда?
Ответ. Нужно учитывать половые особенности и предпочтения детей, возраст детей. Нужно стимулировать творческий замысел детей, их индивидуальные творческие проявления. Задача игры – помочь ребенку разобраться в сложном мире отношений между людьми, проявить воображение и фантазию, пережить эмоции, связанные с развитием сюжета.
Предметно – игровая среда должна этому способствовать, а не мешать.
3. Вопрос. Какова роль взрослого в организации детской игры?
Ответ. Взрослый должен руководить играми, создавать условия для их возникновения и развития. Игре нужен сюжет, тема, особенно это важно для старших дошкольников. Воспитатель должен поддержать и развить сюжет, придуманный детьми.
4. Вопрос. Какие психологические процессы развиваются у ребенка в игре?
Ответ. Фантазия, способность к концентрации внимания, способность к сдерживанию непосредственных желаний, к контролю своих действий, развивается целенаправленное, произвольное поведение.
5. Вопрос. Какой должна быть игрушка?
Ответ. Должна вызвать у ребенка положительные эмоции независимо от возраста ребенка; у нее должно быть приветливое выражение лица, лишенное внешней агрессивности, должна быть выполнена в приятной для глаз ребенка цветовой гамме, из качественных безопасных материалов.
6. Вопрос. Чем отличаются сюжетно –ролевая игра, игра – драматизация и режиссерская игра?
Ответ. Сюжетно – ролевая игра. Основой сюжетно – ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет её в созданной им самим игровой обстановке. Одна из характерных черт сюжетно – ролевой игры – самостоятельность детей.
Элементы сюжетно –ролевой игры:
– игровой замысел;
– сюжет;
– игровые действия;
– роли.
Игра – драматизация. Представляет собой разыгрывание в лицах литературных произведений, герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, – сюжетом игры; ребенок может сюжет видоизменять.
Режиссерская игра. Ребенок, проявляя творчество и фантазию, сам создает сюжет игры, определяет ее участников, роли которых исполняют игрушки, предметы. Взяв какую – либо тему, малыш развивает ее в зависимости от того, как понимает отображаемое событие, что считает наиболее значимым для себя. Главный компонент в режиссерской игре – речь.
7. Вопрос. Должен ли воспитатель участвовать в сюжетно – ролевой игре?
Ответ. Конечно, должен. Воспитатель, совмещая приятное с полезным, может и должен «подкинуть» своим воспитанникам что – нибудь новенькое, поддержать и развивать сюжет, придуманный самими детьми.
8. Вопрос. Каким должен быть стиль общения между ребенком и взрослым в игре?
Ответ. Дошкольникам совсем не безразличен стиль общения, который складывается между ними и взрослыми в игре. Малышу хочется почувствовать себя сильным, умным, смелым, строить, действовать, творить, видеть во взрослом не покровителя, а товарища в игре.
Почему – то забываются в наше время так любимые нами с детства народные игры. А мы все в детстве в них играли. Проведём блиц –опрос по теме:
«Русские народные игры»
– Какие атрибуты используются в русских народных играх? (палочка, платочек, мяч, игрушка).
– Главная роль в народной игре? (водящий).
– Что определяет весь ход игры, регулирует действия и поведение? (правила).
– Для чего нужна считалка в игре? (выбрать водящего).
– Где используются русские народные игры? (в организации праздников, развлечений, прогулок).
– Какие физические качества воспитываются в русских народных играх? (смелость, ловкость, выносливость).
Откуда берется речевой материал для народных игр? (из народного фольклора).
– Что является сигналом к действию в народной игре? (слово).
А сейчас, переходим к практическим занятиям. Каждый педагог приготовил подвижную народную игру какой – то национальности.
Практическая часть «Игры народов мира»
Рефлексия
1. Сегодня я узнала…
2. Было интересно…
3. Было трудно…
4. Я выполняла задания…
5. Я поняла, что…
6. Теперь я могу…
7. Я почувствовала, что…
8. Я приобрела…
9. У меня получилось …
10. Я попробую…
11. Меня удивило…
12. Мне захотелось…
Заключение.
Как сложно сейчас расти нашим детям, ведь они – надежда и опора родителей! Они должны получить хорошее образование, оправдать ожидания взрослых. Только в игре ребенок становится равноправным, ведь в повседневной жизни, хотим мы или не хотим, нам приходится руководить им, а ему приходится подчиняться или упрямиться.
Игра – это чудесный мир, в котором мы общаемся с ребенком напрямую, легко преодолевая условностью игры громоздкие формы нашего существования.
Источник
Ольга Баранова
Игровая деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников
Одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности, в том числе – игре, которая является ведущим видом деятельности на протяжении всего периода дошкольного детства. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. Значение игры в развитии и воспитании личности уникально, так как игра позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность, субъектность, инициативность.
В наш современный век – век информационных технологий и электроники, мы меньше стали уделять внимания детской игре. Игру стали пускать на самотек, не интересуясь как играют дети, во что они играют, как общаются во время игры между собой. Если в младшем дошкольном возрасте родители еще уделяют внимание игре своих детей, то уже в старшем перестают считая, что ребенок вполне и сам может играть, и не отвлекая их от своих дел. И мы медленно идем к тому, что родители и дети перестают общаться между собой, а дети становятся замкнутыми, необщительными, безынициативными.
Опрос дошкольников старшего возраста показал, что практически 40% родителей по вечерам и выходным недостаточно уделяют время своим детям. На вопрос воспитателя «Чем ты занимался вчера вечером?» в большинстве случаев слышишь, что я играл в «гонки», «тачки», «зомби» или сидел за компьютером. А вот ответ «мы ходили гулять с мамой и папой», «читали сказки», «играли в настольные игры», «собирали конструктор», с каждым годом слышишь все реже и реже. Сколько раз я слышала от мамочек «Я же купила ему такую хорошую игру, а он не играет!». Вот только мамы забывают, что прежде, чем дать своему ребенку игру необходимо убедится, что игра подходит для его возраста, самой в нее поиграть, запомнить правила и только потом уже давать ребенку и обязательно играть с ним вместе. Ведь как говорил К. Д. Ушинского что необходимо внимательно вглядываться в детские игры, ибо все, что переживает ребенок в игре, не проходит бесследно, а путем связывания различных ассоциаций отражается непосредственно в его личном опыте, во взаимоотношении к миру. Поэтому в нашем детском саду стали больше внимания уделять игре, обращать внимание на поведение дошкольников в игре, на их общение между собой. Умелое манипулирование игровой ситуацией позволяет воспитателю с новой стороны увидеть дошкольника, оценить его положительные качества и помочь реализовать его потенциал.
Дети очень любят, когда к их игре присоединяются взрослые. Отказ взрослого может не только обидеть ребенка, но и лишить его столь ценного общения с близким ему людям. Поэтому близкие, особенно мама и папа, должны все же находить время для игры с ребенком. Играя с ребенком, можно лучше понять его мироощущение, ценностные установки, эмоциональные особенности, проблемные зоны его отношений с окружающими, самим собой. Игра для ребенка также отдых, умиротворяющая деятельность, он испытывает покой и счастье. Дошкольникам бывает трудно выразить свои переживания на словах. Чувства они могут прожить в игре, выбирая определенный материал, действуя с ним в определенным образом, вновь и вновь переживая значимые ситуации. Для ребенка игра-проявление любви и внимания. Дети лучше начинают понимать своего партнера, сверстника или взрослого. Дружить — значит играть вместе. Игра дает возможность ребенку преобразовывать свой внутренний мир, личный опыт с помощью игрушек, разных ситуаций.
Такие выдающиеся ученые, как А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин считали, что игра затрагивает наиболее существенные стороны психического развития ребенка в целом, развивает его сознание. Именно игры готовят детей к будущей жизни, помогая ориентироваться в человеческих отношениях, развиваться морально, интеллектуально, физически, поверить в свои силы, проявить свое творческое активное начало. Взрослый, особенно близкий, часто пример для подражания, он влияет на выбор того или иного сюжета игры, эмоционального оттенка, акцента проигрывания роли. Дети копируют манеру ролевого поведения у тех родителей, которых видят, считая их типичным для ролей мамы и папы.
Если ребенка наказывают, ругают, кричат на него, нередко можно видеть,что он играет как-то агрессивно: ломает игрушки, разрушает постройки у других, бьет или ругает кукольных персонажей. Часто бывает, что такие дети не могут наладить сами игровое взаимодействие с другими детьми, поскольку не умеют договариваться, обижаются, сердятся, не слушают партнера, не подают идей, не могут сосредоточиться на игровом процессе и своей роли. Все это приводит к тому, что вскоре ребенок остается играть один с кубиками, машинками, не хочет ни с кем делиться. Ребенок, с которым родители мало общаются, не слушают его, не играют вместе с ним, также не умеет вступать в игровое взаимодействие со сверстниками, испытывает дискомфорт из-за того, что его не принимают в игру.
Для ребенка среднего и старшего дошкольного возраста, очень важно быть принятыми в игру сверстников. Для этого надо играть с ним в разные игры, особенно ролевые, чтобы он привык к партнерским отношениям, правилам поведения в совместной игре. В нашем детском саду мы проводим совместные игры младших дошкольников со старшими. И часто наблюдем, что агрессивный ребенок (по отношению к своим сверстникам) начинает себя очень вежливо и тактично вести с малышами, помогает им выбирать игрушки, объясняет для чего они нужны и как лучше их использовать в игре.
А если ребенок один в семье? Детский сад по тем или иным причинам не посещает или посещает не регулярно? Тогда взрослый должен взять на себя функцию партнера по играм. Помогать ребенку разворачивать сюжет игры, подбирать материал. А лучше было бы, если взрослый с ребенком придет в гости к соседу, друзьям или родственникам у которых есть дети. Во время таких семейных и дружеских посиделок атмосфера становиться непринужденной. Дети через некоторое время чувствуют себя свободно. Вот тогда взрослым просто необходимо организовать совместную игру, и дети с удовольствием и интересом в нее включаться. К такому вечеру замечательно подойдут такие игры как «Твистер», «Кто я?», «Фанты» и т. д. После такого вечера ребенок почувствует свою важность и значимость для родителей.
Многие родители задают вопрос: «Что делать, когда некогда поиграть с ребенком?». Но ведь играть с ребенком можно и по дороге в детский сад, предложите ему придумать «Куда спешат прохожие?», «Чем занимается ворона» и т. д. И даже поход в магазин можно превратить в увлекательную игру-путешествие, предложив ребенку самому в магазине найти, где лежат те или иные продукты. С помощью таких не хитрых приемов повышается самооценка ребенка, он чувствует свою значимость. Если такие игры проводить постоянно, то ребенок привыкнет и сам станет проявлять инициативу и предлагать свои игры со своими правилами. Главное, чтобы взрослые поддерживали эту инициативу, а не давили своим авторитетом.
Личность взрослого, его модель отношения с миром, степень эмоциональности и открытости в познании нового, их креативность также влияют на игровое поведение ребенка. В жизни малыша с самого рождения постоянно возникают ситуации, к которым он относится как к игре, но в то же время серьезно. Взрослые часто не понимают, как новые эмоции захватывают малыша, что игра для него очень важное дело, которому он отдается полностью, и не надо ее прерывать и мешать ему. Ребенок, начиная с младенческого возраста, любит узнавать и исследовать окружающие предметы, их соотношение и проявления. Он не жалеет времени и сил на то, чтобы хорошо и подробно ощупать, понюхать, поколотить, потянуть, помять новый предмет. Ребенок повторяет манипуляции с предметом снова и снова пока не поймет, что с ним можно еще как-то поиграть. В это время взрослый может повести себя вольно или невольно для оказания существенного влияния на инициативу ребенка, его способность бесстрашно и уверенно получать новые знания об окружающем. Роль взрослого заключается в том, чтобы не испугать малыша своей слишком эмоциональной реакцией, не оторвать резко его от интереснейшего предмета. Иначе он может заплакать или перестать в дальнейшем получать удовольствие от новизны игровых предметов.
Часто взрослый, видя, что ребенок просто манипулирует предметом, повторяя одно и тоже действие, начинает показывать, как этот предмет можно употребить в игре. Так взрослый дома, а воспитатель в детском саду помогают ребенку развить воображение, образное мышление в простом условно-игровом действии. Взрослый, придавая новый смысл действиям, поднимает данную ситуацию на более высокий для ребенка уровень. Воссоздавая поступки людей, принимая на себя различные роли, ребенок также проникается новыми смыслами и целями людей, их чувствами и отношениями. Теперь он может действовать более цельно и осмысленно, а не просто однообразно манипулируя предметами.
Очень часто складывается и такая ситуация, когда ребенок застревает на каких-то манипуляциях с игрушками – строит одно и то же, катает машинки туда-сюда. Взрослый может «переосмыслить» действия, придав им новое значение, включив их в более широкий игровой событийный контекст. Но при этом не нужно давить на ребенка и навязывать ему свою точку зрения. Например, при не аккуратном вмешательстве взрослого в игру, игра может угаснуть. А если взрослый тщательно продумал свое вмешательство в игру, то игра может превратиться в целое представление, в ходе которого сюжет может меняться кардинальным образом несколько раз.Например: дошкольники играю в «Больницу».Однообразный и избитый сюжет: к врачу приходит больной, врач его осматривает выписывает рецепт и отправляет домой. Все общение врача и больного сводится к стандартному диалогу «Что вас беспокоит, на что жалуетесь?» и тому подобное. А если в игру включится воспитатель с просьбой срочно отправиться по вызову на дом к больному, а по дороге умело создавать препятствия, то игра может превратиться в целое представление, которое может быть похоже на инсценировку произведения К. И. Чуковского «Доктор Айболит». Воспитатель, используя воображение детей может организовать из любой сюжетно-ролевой игры – квест-игру. Но делать это нужно осторожно, чтобы не спугнуть инициативу дошкольника, а наоборот поддерживать ее и развивать.
Поэтому чаще всего во время игры и происходит развитие творческой инициативы дошкольника. В детском саду игра – это ведущий вид деятельности. Воспитатели постоянно в течение дня специально организовывают различные игры и игровые ситуации. Стараются поддержать любое начинание дошкольников, подбадривают, выслушивают их пожелания и предпочтения. Воспитатели и дети в детском саду находятся в партнерских отношениях.
В заключении можно сказать, что детскую инициативу очень легко «потушить», одним не осторожным словом или действием. А вот развить и поддержать, очень сложно. Мастерство воспитателя и состоит в том, чтобы умело организовать игру, при этом опираясь на инициативность и развитие любознательности ребенка.
Источник