Игровая деятельность как одно из условий развития творческих способностей у ребенка
Творческие способности у детей
проявляются и развиваются на основе игровой деятельности. Эта деятельность
развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке,
театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания,
побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению. Существует проблема,
волнующая многих педагогов, психологов, родителей: у одних детей возникают
страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязанность и
суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения,
недостаточно развиты память, внимание и речь. Самый короткий путь
эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и
художественному воображению – это путь через игру, фантазирование,
сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Являясь
наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, связывает
художественное творчество с личными переживаниями, ведь театр обладает огромной
силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.
Игровая деятельность создаёт условия для развития творческих способностей.
Этот вид деятельности требует от детей: внимание, сообразительности, быстроты
реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу,
перевоплощаясь в него, живя его жизнью..
В драматической форме осуществляется целостный круг воображения, в котором
образ, созданный из элементов действительности, воплощает и реализует снова в
действительность, хотя бы и условную. Таким образом, стремление к действию, к
воплощению, к реализации, которое заложено в самом процессе воображения, именно
в театрализации находит полное осуществление.
Другой причиной близости драматической формы для ребенка является связь
всякой драматизации с игрой. Драматизация ближе, чем всякий другой вид
творчества, непосредственно связана с игрой, этим корнем всякого детского
творчества, и поэтому наиболее синкретична, т. е. содержит в себе элементы
самых различных видов творчества.
В этом и заключается наибольшая ценность детской театрализованной
деятельности и дает повод и материал для самых разнообразных видов детского
творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь
готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и
понятное самим детям. Изготовление бутафории, декораций, костюмов дает повод
для изобразительного и технического творчества детей. Дети рисуют, лепят, шьют,
и все эти занятия приобретают смысл и цель как часть общего, волнующего детей
замысла. И, наконец, сама игра, состоящая в представлении действующих лиц,
завершает всю эту работу и дает ей полное и окончательное выражение. А умело
поставленные вопросы при подготовке к игровой деятельности побуждают их думать,
анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это
способствует совершенствованию речи. В процессе работы над выразительностью
реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь
ребенка, «совершенствуется звуковая сторона речи» Новая роль, особенно диалог
персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно
изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он
начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже
пополняется.
Художественная выразительность образов, иногда комичность персонажей
усиливают впечатление от их высказываний, поступков, событий, в которых они
участвуют.
Творчество детей в данной деятельности направлено на создание игровой
ситуации, на более эмоциональное воплощение взятой на себя роли. .
В игровой деятельности действия не даются в готовом виде, их надо воссоздать
с помощью движений, жестов, мимики.
Ребенок сам выбирает выразительные средства, исходя из своего опыта.
В создании игрового образа особенно
велика роль слова. Оно помогает ребенку выявить свои мысли и чувства,
понять переживания партнеров, согласовывать с ними свои действия. Дети видят
окружающий мир через образы, краски, звуки. Они смеются, когда смеются
персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами
любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.
Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом, перевоплощается
в него, живет его жизнью это самый частый и распространённый вид игровой
деятельности как развитие детского
творчества. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные
осуждаются, то дети в большинстве случаев хотят подрожать добрым, честным персонажам.
А одобрение взрослым достойных поступков создаёт уних удовлетворение, которое
служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением. Большое и
разнообразное влияние театрализованной деятельности на личность ребенка
позволяет использовать их в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического
средства, так как сам ребенок испытывает при этом удовольствие, радость.
Воспитательные возможности игровой деятельности усиливаются тем, что их
тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние
интересы детей.
Эстетическое влияние на детей
оказывает выполненное со вкусом оформление программы. Активное участие ребят в
подготовке атрибутов, декораций развивает вкус, воспитывает чувство
прекрасного. Эстетическое влияние театрализованных игр может быть более
глубоким: восхищение прекрасным и отвращение к негативному вызывают
нравственно-эстетические переживания, которые, в свою очередь, создают
соответствующее настроение, эмоциональный подъем, повышают жизненный тонус
ребят.
Детские творческие игры – явление многообразное. Их содержание усложняется и
развивается в том случае, если они увлекают детей. С помощью творческой игры
можно достичь больших успехов в воспитательно-образовательной работе с детьми.
Детское творчество особенно ярко проявляется в играх-драматизациях. Творчество
детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации. Творческая игра
учит детей обдумывать, как осуществить тот или иной замысел. В творческой игре,
как ни в какой другой деятельности, развиваются ценные для детей качества:
активность, самостоятельность.
Руководство творческими играми приобретает
важное значение, но встречаются определенные трудности.
Педагог должен учитывать многие факторы,
которые развивают ребенка, – его интересы, личные качества, навыки
общественного поведения.
Формируя
интерес к играм, необходимо читать и рассказывать детям произведения
художественной литературы, рассматривать иллюстрации к этим произведениям,
показывать диафильмы.
Нужно, чтобы педагог являлся активным
участником игр. Также можно перед игрой показать различные спектакли. Педагог
должен поощрять инициативу детей, руководить игрой, включая в игру всех
желающих. Это все нужно для привлечения внимания детей, снятия у них
напряжения.
Сказанное позволяет сформулировать основные функции игры:
1.
Функция формирования устойчивого интереса, снятие напряжения;
2.
Функция формирования творческих способностей;
3.
Функция формирования навыков самоконтроля и самооценки.
Организовать и провести игру – задача достаточно сложная.
Можно выделить следующие основные условия проведения игр:
1.
Наличие у педагога определенных знаний и умений.
2.
Выразительность проведения игр. Это обеспечивает интерес детей, желание
слушать, участвовать в игре.
3.
Необходимость включение педагога в игру.
4.
Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей.
5.
Между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания,
доверия и сопереживания.
6.
Использование в игре наглядности, что обеспечивает интерес у детей.
Любые игры только тогда дают результаты, когда дети играют с удовольствием. Так
же и творчество – это всегда интерес, увлечение и даже страсть.
Но этот интерес легко притупить не только небольшим нажимом, но даже просто
«перебарщиванием», что она стала надоедать. Поэтому никогда не следует доводить
занятие играми до пресыщения, до того, что дети не хотят играть. Заканчивать
игру нужно, как только промелькнет первый признак потери интереса к ней, но
пообещайте, что завтра или в другой раз поиграем побольше, чтобы впереди была
приятная перспектива – завтрашняя радость, интерес.
Правила
игры
1.
Игра должна приносить радость и ребенку, и взрослому. Каждый успех малыша – это
обоюдное достижение: и ваше; и его. Понаблюдайте, как довольны, бывают дети,
если им удастся нас рассмешить или обрадовать.
2.
Заинтересовывайте ребенка игрой, но не заставляйте его играть, не доводите
занятия играми до пресыщения.
3. Развивающие игры – игры
творческие.
4. Увлечения детей приходят
«воинами», поэтому, когда у ребенка остывает интерес к игре, «забывайте» об
игре.
5.
Для самых маленьких оживляйте игру сказкой или рассказом, придумывайте,
фантазируйте, пока ребенка не начнет увлекать сам процесс.
Все занятия по развитию творческих способностей проводятся в игре. Для этого
нужны игры нового типа: творческие, развивающие игры, которые при всем своем
разнообразии объединены под общим названием не случайно, они все исходят из
общей идеи и обладают характерными творческими способностями.
1. Каждая игра представляет собой набор
задач.
2. Задачи дают ребенку в
разной форме, и таким образом знакомит его с разными способами передачи
информации.
3. Задачи расположены
примерно в порядке возрастания сложности.
4. Задачи имеют очень
широкий диапазон трудностей. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение
многих лет.
5. Постепенное возрастание
трудности задач – способствует развитию творческих способностей.
6. Для эффективности развития
творческих способностей у детей необходимо соблюдать условия:
– развитие способностей
нужно начинать с самого раннего возраста;
– задания-ступеньки создают
условия, опережающие развитие способностей;
– творческие игры должны
быть разнообразны по своему содержанию, т.к. создают атмосферу свободного и
радостного творчества.
Наряду с принципами используют и методы:
Методы
практические
наглядные
словесные
К практическим методам относятся
упражнения, игры, моделирование.
Упражнения – многократное повторение ребенком практических и
умственных заданных действий.
Упражнения подразделяются на конструктивные,
подражательно- исполнительские, творческие.
Игровой метод предполагает использование различных компонентов
игровой деятельности в сочетании с другими приемами.
Моделирование – это процесс создания моделей и их использования.
К наглядным методам
относится наблюдение – рассматривание рисунков, картин, просмотр диафильмов,
прослушивание пластинок.
Словесными методами
являются: рассказ, беседа, чтение, пересказ.
В работе с детьми все эти
методы должны сочетаться друг с другом.
Заключение.
Универсальные творческие способности – это индивидуальные особенности, качества
человека, которые определяют успешность выполнения их творческой деятельности
различного рода.
Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих
способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо
утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в
младшем школьном детстве.
Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании
определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями
являются:
1. Ранее физическое и интеллектуальное
развитие детей.
2. Создание обстановки,
определяющей развитие ребенка.
3. Самостоятельное решение
ребенком задач, требующих максимального напряжения, когда ребенок добирается до
«потолка» своих возможностей.
4. Предоставление ребенку
свободу в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним
делом и т.д.
5.Умная доброжелательная
помощь (а не подсказка) взрослых.
6. Комфортная
психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к
творчеству.
Но
создания благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с
высокоразвитыми творческими способностями. Необходима усиленно направленная
работа по развитию творческого потенциала у детей. К сожалению, традиционная
существующая в нашей стране система воспитания почти не содержит мер,
направленных на последовательное систематическое развитие творческих
способностей у детей. Поэтому они (способности) развиваются в основном стихийно
и в результате, не достигают высокого уровня развития.
Для развития творческих способностей можно предложить следующие меры,
направленные на эффективное развитие творческих способностей школьников:
1.Введение в программу
школьного воспитания специальных занятий, направленных на развитие творческих
способностей.
2. На специальных занятиях
по рисованию, музыке, лепке давать детям задания творческого характера.
3. Управление взрослыми
детской предметной и сюжетно-ролевой, игровой с целью развития в ней
воображения детей.
4. Использование специальных
игр, развивающих творческие способности детей.
5. Работа с
родителями
Источник
Наталья Худокормова
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность
Одним из важнейших факторов творческого развития детей является
создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. А творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им различного рода творческой деятельности. Мы знаем, что творческие способности человека определяются в умении красиво рисовать, в сочинении стихов и в других видах художественной деятельности. Что такое творческие способности на самом деле?
Очевидно, что понятии «творческие способности» тесно связано с понятием “творчество“, “творческая деятельность“. Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое –будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.
В каком возрасте надо начинать развивать творческие способности? Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошкольном возрасте.
Огромное значение в развитии творческих способностей имеет игра, которая является основным видом деятельности дошкольников. Именно в игре ребенок делает первые шаги творческой деятельности. Взрослые должны не просто наблюдать за детской игрой, а управлять её развитием, обогащать ее включать в игру творческие элементы. На раннем этапе игры детей носят предметный характер, то есть это действие с различными предметами. На этом этапе очень важно научить ребенка различными способами обыгрывать один и тот же предмет.
Через игровые действия дети стремятся удовлетворить активный интерес к окружающей жизни и создают при этом свои комбинации различных жизненных ситуаций, где как бы перевоплощаются во взрослых, в героев художественных произведений, в животных. Создавая таким образом игровую жизнь, дети верят в её правду, искренне радуются, огорчаются, переживают.
Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Ребёнку дошкольного возраста свойственна потребность в образном осмыслении воспринимаемых событий, фактов, явлений. Играя, он не просто ограничивается отображением виденного, а воплощает свои стремления, отношения, мечты и делает это с воодушевлением. Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, – их, называют творческими или сюжетно-ролевыми.
Игры на развитие творческих способностей интересны детям в любом возрасте. Они развивают фантазию, воображение ребенка, учат его способности создавать красоту своими руками, что обязательно пригодится в будущем. Это важный компонент эстетического развития детей, которое нельзя оставлять без должного внимания. Что используют для развития творчества. Чаще всего, когда говорят о творческом развитии ребенка, то, прежде всего под этим понимают его художественные способности по выражению собственных мыслей. В играх на развитие творческих способностей у детей часто используются такие инструменты и материалы, как краски, карандаши, пластилин, цветная бумага и картон, клей и ножницы. Но творческое воспитание – более обширное понятие, оно включает и развитие актерского таланта, и степень владения словесным искусством, и образное нестандартное мышление, и изобретательство. Важно развивать все это в ребенке в совокупности, так как это делает его личность богаче и ярче.
Для всестороннего развития личности ребёнка очень большую роль играют творческие игры. В этих играх ребенок воспроизводит в ролях все то, что он видит вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания.
Для возникновения замысла игры нужны яркие, волнующие ребёнка впечатления. Однако появление замысла ещё не говорит о том, что ребёнок способен самостоятельно воплотить его в игре, так как у него нет ещё необходимых навыков и умения планировать свои действия. Поэтому в этих играх важен роль воспитателя.
Творческая игра учит детей обдумывать, строить план действий. В творческой игре, как ни в какой другой деятельности, развиваютсяценные для будущего школьника качества: активность, самостоятельность, самоорганизация.
Творческая коллективная игра воспитывает чувства дошкольников. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка в жизни, в то же время навыки, сложившиеся в процессе повседневного общения детей друг с другом и с взрослыми, получают дальнейшее развитие в игре. Требуется большое искусство воспитателя, чтобы помочь детям организовать игру, которая побуждала бы к хорошим поступкам, вызывала бы лучшие чувства.
Для того чтобы игра действительно увлекла детей и лично затронула каждого из них, взрослый должен стать ее непосредственным участником. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми взрослый вовлекает их в совместную деятельность, делает ее важной и значимой для них. Совмещение взрослым двух разных ролей – участника и организатора – важная отличительная особенность развивающей игры.
Детские творческие игры – явление многообразное. Их содержание усложняется и развивается в том случае, если они увлекают детей. С помощью творческой игры можно достичь больших успехов в воспитательно-образовательной работе с детьми
Любые игры только тогда дают результаты, когда дети играют с удовольствием. Так же и творчество – это всегда интерес, увлечение и даже страсть.
Личность ребенка многогранна и наиболее яркие качества личности, ее оттенки могут проявляться и развиваться лучше всего в творческих играх. Однако формирование у каждого ребенка творческой инициативности – процесс длительный и зависит от уровня познавательных и художественных интересов. Задача педагога – своевременно оценить и правильно направить творческие способности ребенка.
Источник