Игровая деятельность как фактор развития ребенка дошкольного возраста
Надежда Николенко
Игра как фактор всестороннего развития ребенка, его социализации
Игре принадлежит первостепенное место в системе детских видов деятельности. К старшему дошкольному возрасту, игра становится совместным видом деятельности дошкольников. Общение детей является необходимым условием возникновения и существования игры как совместной деятельности.
Физическое развитие неразрывно связано с интеллектуальным и личностным, и конечно оно должно проходить в форме игры, так как игровые мотивы преобладают в этом возрасте. Познавательное развитие ребенка включает знакомство с окружающим миром и природой. В современных условиях изучение природных явлений невозможно без экологического образования, без формирования у детей представлений о причинно-следственных связей в природе, их взаимосвязи с окружающей средой.
Игра может рассматриваться как интегративная деятельность ребенка, в которой действия в воображаемом плане неразрывно связаны с общением, направленным на их социализацию.
Различные виды игр:
• помогают объединиться в маленькие группы на основе личных симпатий, воспитывает доброжелательное отношение друг к другу
• приучают к соблюдению в игре элементарных правил поведения (не отнимать игрушки, не толкать друг друга, не мешать играть, не ломать построек)
• развивают интерес у детей к окружающему, наблюдательность, побуждают сравнивать, различать, называть предметы
• развивают речь, обогащают словарь детей
• развивают самостоятельность в выборе игры
• поддерживают бодрое и радостное настроение, побуждают к активной деятельности
Дошкольный возраст определяется как период сюжетно-ролевой игры. Возникновению игры способствуют наблюдения из окружающей жизни, литературных произведений.
У детей развивается умение:
• придумать несложный сюжет, выбирать роль
• выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий (лечить, готовить обед, накрывать на стол)
• выполнять роль в совместной со сверстниками игре
• взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами, в индивидуальных играх с партнерами-игрушками, выполнять роль за себя и за игрушку
• придумывать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, из литературных произведений
• совместно планировать игру, сообща выполнять задуманное
• устанавливать ролевое взаимодействие и ролевые взаимоотношения
Каждый компонент игры включает показатели игрового творчества детей.
Организация игры.
1.Подготовительный этап: выбор темы, активное, заинтересованное участие в совместном сюжетосложении, согласованное распределение ролей.
2. Проявление инициативы и творчества в создании игровой обстановки в соответствии с темой игры и с учетом мнения партнеров по игре.
3. Использование различных атрибутов, предметов-заместителей, самоделок.
Содержание игры.
1. Сюжеты с использованием мотивов знакомых сказок. Сюжеты на основе личных впечатлений, проявление инициативы в развитии сюжетных логических эпизодов.
2. Основное содержание игры – действия, связанные с передачей отношения к другим людям, выступающие на фоне всех действий, связанных с выполнением роли. Все роли выполняют дети.
Роль.
1. Роли ясно очерчены и выделены. На протяжении игры ведется линия поведения, отражающая роль.
2. Ролевые функции детей взаимосвязаны. Свободный переход от одной роли к другой в зависимости от игрового замысла и развития сюжета.
Ролевые действия.
1. Действия разнообразны и отражают богатство действий изображаемого персонажа.
2. Действия развертываются в последовательности сюжета.
Речь.
1. Речь носит активный характер, определяемый и ролью говорящего, и ролью того, к кому она обращена.
Общение.
1. Объединение в игре на основе интереса к её содержанию и интереса детей друг другу.
2. Взаимодействие в игре без конфликтов.
В игре ребенок развивается, познает мир, общается. Игры вырабатывают у детей понимание общности некоторых проблем, а совместное их решение в процессе игры помогает лучше усваивать социальные нормы и роли, соответствующие их полу и статусу.
Американские психологи, изучавшие социальное общение детей от 2 до 5 лет в процессе игры, обнаружили, что становясь старше, они меньше играют в одиночестве и все больше тянутся к сверстникам, с которыми они усваивают социальные нормы поведения. Изолированные игры более характерны для детей от 1 до 3 лет, а социальные игры (связанные и совместные) – для дошкольников. Увеличение количества сюжетно-ролевых игр у старших дошкольников связано с их развитой способностью переключать внимание с себя на других и с интересом к делам сверстников.
Игра не только помогает овладеть навыками социального общения и усвоить нормы поведения, но и имеет важное значение для эмоционального развития детей.
Сюжетно-ролевая игра является одной из основных форм обучения детей,в которой происходит:
Воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и потребности в общении.
Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками с ориентацией на сопереживание.
Формирование у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой) – средствами человеческого общения.
Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
Развитие самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения, формирование доверия к собеседнику.
Выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения.
Обучение детей речевым средствам общения.
Поощрение инициативы в игровом взаимодействии со сверстниками.
Развитие творческих способностей и воображения в процессе игрового общения.
Дошкольный возраст является периодом активного усвоения социальных норм, умственного развития, подготовки к школе, между тем, именно в дошкольные годы складываются первые стереотипы социального поведения формирующиеся в ведущем виде деятельности.
Источник
Наталья Сатушкина
Игровая деятельность как приоритетный фактор развития ребенка
Проект
«Игровая деятельность как приоритетный фактор развития речи детей»
Автор: Сатушкина Наталья Михайловна
Тип проекта: долгосрочный
Срок реализации: 4 года
Состав участников: дети, родители, педагоги МАДОУ,
Актуальность:
Игра – один из видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников обучения их различным видам действий с предметами, способам и средствам общения. Один из видов игры – это театрализованные игры. Театрализованная игра помогает решить одну из важнейших задач – развитие речи, так как в процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Инновационность данного проекта заключается в
совместном творчестве детей, родителей и педагогов. Совместная творческая деятельность заключает в себе большие потенциальные возможности для всестороннего развития ребенка. Родители вместе с детьми и педагогами принимают участие в создании костюмов, кукол, декораций, атрибутов к спектаклям, исполняют роли в театральных представлениях, утренниках, праздниках. При этом дети и взрослые чувствуют радость от процесса совместного творчества, получают навыки позитивного общения, обучаются новым способам взаимодействия. Это способствует положительному изменению самих отношений между детьми и родителями, между родителями и педагогами.
Цель: развитие связной речи у дошкольников средствами театрализованной деятельности.
Задачи:
Расширять словарь детей, активизировать его; формировать умение строить предложения; добиваться правильного и четкого произношения слов, звуков. Совершенствовать диалоговую речь. Формировать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
Формировать желание перевоплощаться в изображаемые образы, используя различные средства выразительности (поза, движение, жест, мимика) ;
Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с игрушками и театральными куклами.
Создание в группе развивающей среды
Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.
Повышение педагогической культуры родителей в вопросах развития творческих способностей детей через различные формы работы с семьей;
Этапы реализации:
1. Подготовительный
-Определение цели, задач.
– на педсовете МАДОУ утверждение плана реализации долгосрочного проекта с использованием ЦОР в процессе обучения.
-подбор литературы,
-изучение современных образовательных технологий по данной теме
2. Основной
– Создание предметно – развивающей среды, включающей в себя
разнообразные виды театров, которые позволяют создать благоприятный климат для общения, способствующей эмоциональному раскрепощению, обогащению речи, развитию фантазии и коммуникативных навыков.
-просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
-игры-драматизации;
-упражнения для социально-эмоционального развития детей;
-коррекционно-развивающие игры; упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);
-задания для развития речевой интонационной выразительности;
-упражнения на развитие детской пластики;
-ритмические минутки (логоритмика);
-пальчиковый игротренинг для развития моторики рук, необходимой для свободного кукловождения;
-упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;
-театральные этюды;
– совместное с родителями изучение литературных текстов, потешек, песенок.
-проведение совместно с родителями праздников, театров-экспромтов.
-практикум для воспитателей ДОУ с использованием ЦОР
3. Заключительный
– оформление конспектов, методических разработок
– Родительское собрание «Первые результаты по театрализованным играм»
– Подготовка отчетной документации
– Защита проекта на заседании МО воспитателей Туапсинского района
Прогнозируемые результаты:
– Дети научатся инсценировать знакомые сказки, народные песенки,
потешки, занимательные сценки, простейшим приемам кукловождения.
– Разовьется умение пользоваться собственным голосом, общаться между
собой посредством театральных образов, отвечать на вопросы воспитателя.
– Активизируется и обогатится словарный запас детей.
– Охотно вступают в речевые контакты со взрослыми и сверстниками.
– Театральный уголок группы пополнится различными видами театра.
– Повысится интерес родителей к жизни детей в детском саду.
Источник
Игровая деятельность дошкольников как основное условие развития
До поступления в школу ребенок знакомится с миром при помощи игры. Именно она влияет на познавательное развитие и способствует адаптации к социальному окружению. Игровая деятельность дошкольников помогает формированию психических функций и личностных качеств, развитию интеллектуальных и коммуникативных способностей.
Место игры в жизни дошкольника
Игра в том или ином виде практически постоянно присутствует в жизни ребенка дошкольного возраста. Подавляющее большинство действий происходит в игровой форме, даже обычные бытовые и воспитательные. Значительно проще уговорить дошкольника поесть или лечь спать, используя игровые элементы.
Через игровые действия дошкольник познает реальные отношения людей, многому научается и всесторонне развивается. С помощью игры происходит психическое развитие, социализация дошкольников, значительно расширяется кругозор и развивается речь, повышается физическая активность.
Через игровую активность детям проще научиться понимать переживания и чувства других людей. Моделируя различные ситуации, которые они видели в жизни, и выполняя роли, дошкольники поневоле испытывают те чувства, которые переживаются и в реальной жизни.
Дополнительная польза – психотерапевтический эффект. Взаимодействия с игрушками или друзьями научают сопереживать, помогают избавиться от отрицательных эмоций, выплеснуть огорчения и переживания, что важно для детей, чьи психологические особенности делают их восприимчивыми к обидам и страхам.
Виды и формы игровой деятельности в дошкольном возрасте
Этапы развития игровой деятельности дошкольника обеспечивают на протяжении возрастного периода обогащение видов и форм детских занятий. Если малыши в большей степени играют с простыми игрушками и предметами, то старшие дошкольники строят сюжет игры, разрабатывают правила, создают целые проекты для коллективного развлечения.
Если представить краткую характеристику игровой деятельности дошкольников, то следует отметить, что в этом возрасте игры отличаются по содержанию, по логике действий, по наличию или отсутствию правил, по характеру ролей.
Некоторые виды могут требовать двигательной активности ребенка, а другие – активизации мыслительных процессов. Но каждая игровая ситуация имеет моделирующий характер, так как дети создают модель того, что они наблюдают вокруг.
Предметные игровые действия
Подобная разновидность характерна для самых маленьких детей. В этот период игровые действия заключаются в копировании действий взрослых. Такие подражательные игры заключаются в приготовлении еды, разговоре по телефону и в моделировании других простых ситуаций.
В качестве объекта выступают предметы-заместители. Девочка укладывает спать куклу так же, как это делает мама, прикладывает к уху игрушечный телефон или предмет, напоминающий его своей формой. Такой формат игры готовит ребёнка к более сложным видам, способствует пониманию, что существуют определённые правила, является основой для будущей ролевой активности.
Подвижные игры
Полноценное развитие требует достаточного количества физической активности в жизни ребёнка. Обычная зарядка вряд ли заинтересует малыша, а вот подвижные игры – отличный способ побегать и попрыгать, получая удовольствие.
Традиционные игры, связанные с движениями, известны столетиями. Это салочки, «кошки-мышки», вышибалы. Для групп детей существуют игры по правилам. Последние усложняются в зависимости от возраста играющих.
Наиболее известные разновидности заключаются в необходимости занять свободное месте, поймать оставшегося, сбежаться по команде в «домик». Кроме необходимой двигательной активности, в процессе пробуждается азарт, возникает соревновательный эффект, обучающий ребёнка добиваться цели.
Ролевая игра
Первые ролевые элементы появляются у малыша в 3 года, когда он примеряет чужой образ – доктора, мамы, продавца. По мере взросления игровая деятельность усложняется: появляется сюжет, добавляются новые игроки, разрабатываются чёткие правила игры.
Именно данная форма относится к основной деятельности ребёнка. Она может длиться как несколько минут, так и продолжаться днями, когда девочка воображает себя принцессой или героиней, а мальчик стремится стать пиратом, супергероем, великим разбойником.
Ролевая деятельность в наибольшей степени способствует развитию воображения и творческих способностей: даже если за основу берётся сказка или мультфильм, сюжет тщательно перерабатывается, могут появляться новые персонажи, а развитие событий часто уходит далеко в сторону от изначальной канвы.
Познавательная игровая активность
Игровая активность помогает ребёнку осваивать новые знания и понимать незнакомые для него процессы. Познавательный интерес подталкивает многих дошкольников разобраться с теми действиями взрослого мира, в которых применяются вполне доступные инструменты.
Механизм заключается в следующем: ребёнок увидел, как продавец или родители в супермаркете взвешивают продукты. Или наблюдает, как строители рулеткой замеряют длину или высоту. Интерес к данным действиям побуждает ребёнка освоить их самостоятельно.
Взяв в руки линейку, он может перемерить все предметы в доме, а если имеются весы, то узнать количество граммов всего содержимого в холодильнике. Несмотря на то, что все происходит в рамках развлечения, ребёнок приобретает навыки и получает знания, которые в дальнейшем пригодятся в учебной и профессиональной деятельности.
Развитие игровой деятельности в дошкольном периоде
Чем старше ребёнок, тем сложнее его игровая активность. Важно, чтобы взрослые занимались руководством игрой детей младшего дошкольного возраста. Необходимо предлагать варианты, простые правила, заменять объекты. Без помощи родителей игровая деятельность будет однообразной, и развитие ребенка будет проходить медленнее и сложнее.
Пятилетние дети хорошо справляются сами в известных им видах игры, но нуждаются в подсказках взрослых, чтобы расширить тематику своих занятий. Дети 6-7 лет выбирают свободно тему игры, самостоятельно распределяют роли, контролируют ход и развитие.
Как играют младшие дошкольники
Играть малыши начинают уже в один год, когда пытаются копировать взрослых с помощью погремушек или простых игрушек.
К трём годам у малышей формируются первичные предпосылки к использованию сюжета:
куклы и плюшевые игрушки устают или голодны, машинки требуют ремонта,
за игрушечной собачкой или кошечкой необходим уход. Также в этом возрасте уже создаются
игровые ситуации с использованием роли врача или продавца.
Диагностика игровой деятельности детей дошкольного возраста свидетельствует о том,
что в 4 года наступает переломный момент. С этого возраста сюжетно ролевая игра начинает
превалировать над другими формами, но взаимодействие с игрушками пока проходит более
активно, чем со сверстниками. Возможно взаимодействие с уже знакомыми сверстниками,
с которыми играют по принципу «рядом».
Особенности игры старших дошкольников
Основная особенность игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста – коллективность. Выделяются лидеры, предлагающие сюжет и устанавливающие правила. Такие лидеры способны заинтересовать своей инициативностью и фантазией друзей.
В этот период группа дошкольников может стать относительно устойчивой, объединённой сходными интересами. Соответственно, замысел игры зависит от того, чем увлечены все члены команды. Роли распределяются чётко и до начала процесса, а правила выполняются по возможности неукоснительно, хотя случается, что в процессе они меняются. Перед началом происходит осознанная подготовка: в зависимости от целей изготавливается атрибутика или даже костюмы.
Влияние игры на развитие дошкольника. Учитывая, что игра – это основное занятие детей до 6-7 лет, в процессе игровой деятельности у дошкольников развиваются все основные навыки и умения, необходимые для успешного обучения в школе.
Формируются и закрепляются основные познавательные функции, улучшаются речевые навыки, расширяется объем знаний, стимулируется воображение, пробуждается и развивается творческое мышление.
Благодаря играм дошкольник научается общаться. Особенно способствует этому сюжетно-ролевая игра, поскольку заставляет детей прислушиваться друг к другу, учитывать место своей роли в общем сюжете, выполнять роль с присущими ей действиями, придерживаться правил.
Многостороннее влияние игры на развитие ребёнка позволяет определять ее как ведущую деятельность в этом возрасте.
Функции игровой деятельности
К основным функциям детской игры причисляют обучающую, коммуникативную, регулятивную, терапевтическую. Но дошкольник не только познает, общается, учится контролировать свое поведение и соблюдать правила. В условиях игры происходят многие важные процессы:
- Формирование самопознания и развитие личности ребёнка – малыш узнает себя, учится быть инициативным, делать выбор, высказывать собственные мысли.
- Развитие умения сотрудничать – появляются навыки солидарности, нахождения компромиссов в спорных ситуациях, формируется взаимопонимание в отношениях со сверстниками.
- Повышается уровень коммуникации – ребёнок учится применять речь в качестве инструмента для создания договорённостей.
- Пробуждение заинтересованности в получении новых знаний – игровая форма обучения минимизирует стресс при столкновении с неизвестным и доставляет радость познания.
- Развивается восприятие окружающей действительности: дошкольник разграничивает реальный мир и игровой.
- Формируется произвольность поведения детей.
Влияние современных условий на игровую деятельность детей
Последнее десятилетие существенно изменило принципы игры современных дошкольников. Многие родители, чтобы занять малыша, дают ему всевозможные гаджеты для просмотра мультфильмов или игры в простенькие приложения.
Компьютеры и мобильные телефоны появляются у многих ещё до поступления в школу, и интересы дошкольника смещаются в сторону виртуального мира, что ограничивает возможности для развития игровой деятельности в дошкольном возрасте. Очень важно, чтобы родители тщательно контролировали дневной график ребёнка и формировали интерес к занятиям, не связанным с новыми технологиями.
(Использованы интернет ресурсы).
Источник