Игротерапия в коррекции психического развития ребенка

Методы коррекционной работы с детьми:

игровая терапия

Игротерапия– это одна из разновидностей арт-терапии, являющаяся психотерапевтическим методом, который базируется на применении ролевой игры в качестве одной из наиболее интенсивных методик воздействия на личностное развитие. Суть данной методики лежит в использовании терапевтического воздействие игры для содействия клиенту в преодолении социальных или психологических трудностей, которые создают преграды личностному росту и психоэмоциональному развитию. Методика игротерапии охватывает выполнение группой лиц или отдельным индивидом специальных упражнений, которые предполагают и стимулируют вербальное и неречевое общение, проживание через игру ситуационных задач.

Игротерапия направлена на оказание целительного воздействия на лиц разных возрастных категорий, которые страдают эмоциональными расстройствами, страхами, неврозами различной этиологии и др. В основе методики лежит признание важным фактором личностное развитие игры.

Методы игротерапии

Игровой терапией называют все психотерапевтические направления, использующие игру и игрушки. Она чаще практикуется при работе с детьми. Так как все остальные методы терапии могут просто не подходить для работы с малышами. Ведь даже обнаружить проблему у малышей, а тем более ее причину, бывает довольно непросто, поскольку чаще всего она не лежит на поверхности. Многие специалисты рекомендуют для работы с детьми именно игротерапию, вследствие того, что игра отображает образ мышления малышей, то, как они взаимодействуют с окружением и справляются с эмоциями. Психотерапевт, контролируя игровой процесс ребенка, обучает его, как справляться со сложными чувствами или ситуациями.

Методы игротерапии позволяют мягко и осторожно провести диагностику эмоционального и психического состояния малыша, обнаружить причину возникшей проблемы, скорректировать ее, предоставить ребенку возможные пути ее преодоления.

Отметим, что сегодня существует множество методов психотерапии, к которой относят сказкотерапию, песочную терапию и др.

Сегодня игротерапию можно классифицировать в качестве: эго-аналитической терапии, ориентирующейся на концепции социального научения, недирективной терапии.

Эго-аналитическая игротерапия как метод коррекции заключается в помощи !индивиду постигнуть и принять конфликты эмоционального характера, которые ранее им были вытеснены или отвергались. Психотерапия, базирующаяся на теории социального научения заключается в обучении коллективному взаимодействию в процессе игры, а не на эмоциональной составляющей игр. Недирективная психотерапия представляет собой помощь клиенту в проявлении его личностных конфликтов, при этом терапевт его поддерживает рефлексию.

Среди методов игровой терапии различают активный, пассивный, освобождающий, структурированный метод и терапию отношениями.

Активная игротерапия как метод коррекции заключается в работе с символическим воображением клиента. Пациенту предлагают несколько преднамеренно отобранных игрушек, которые можно символически связать с проблемной ситуацией. Терапевт в ходе сеанса участвует в обыгрывании возникающих игровых ситуаций. В ходе такой игротерапии происходит быстрое понижение уровня тревожности. Своеобразным маркером в понимании отношений клиента с другими людьми является то, как он выстраивает свои взаимоотношения с терапевтом.

Пассивный метод представляет собой игру, ничем не ограниченную и не направляемую терапевтом, он просто при ней присутствует. Специалист постепенно включается в игротерапию. При данном методе роль терапевта больше наблюдательная. Он лишь изредка интерпретирует действия пациента. Ведущая роль в данном методе принадлежит клиенту, который получает возможность проработать в игровой форме собственную тревожность, агрессивность или чувство незащищенности. Позиция терапевта в данном методе должна быть принимающей.

«Освобождающая» терапия, разработана Д.Леви и создана на основе убеждения, что игра предоставляет клиентам возможности эмоционального реагирования. Терапевт в процессе сеанса реконструирует травмирующее событие при этом, помогая клиенту победить негативные эмоции, которые возникли в момент травматической ситуации, освободиться от страха, выразить гнев или другие чувства, порожденные этим событием. Именно в игре индивид управляет ситуацией, вследствие чего трансформируется из жертвы в деятеля, из пассивной в активную роль.

Структурированная терапия является ответвлением освобождающей терапии и направлена на решение конкретных задач.

Психотерапия отношениями представляет собой направление недалекое от пассивной психотерапии, однако акцент в ней ставится на происходящем в кабинете консультанта, а не на предшествующем опыте клиента. При этом пациенту предоставляется в присутствии терапевта полная свобода действий.

Специфической особенностью игротерапии считается ее двусторонность, элементы которой сберегаются в любой игре коллективного характера. Первая сторона выражается в выполнении играющим реальной деятельности, для реализации которой необходимы действия, связанные с разрешением конкретных, нередко нестандартных задач. Вторая сторона связана с тем, что некоторые моменты такой деятельности носят условный характер, что способствует абстрагированию от ситуации в реальности с бесчисленными привходящими обстоятельствами и ответственностью.

Двусторонность игры предопределяет ее развивающий эффект. Психокоррекционное воздействие игровых занятий достигается путем установления положительного эмоционального отношения с другими. Игра вносит коррективы в подавляемые отрицательные эмоции, страхи, нерешительность, неуверенность, расширяет способности к коммуникационному взаимодействию.

Отличительными признаками развертывания игротерапии являются быстро трансформирующиеся ситуации, в которых объект оказывается после манипуляций с ним, и такая же стремительная адаптация действий к новым обстоятельствам.

Игротерапия как метод коррекции обладает следующими специфическими механизмами:

моделирование системы общественных взаимоотношений в наглядно-действенной модели в специфических игровых обстоятельствах, следования им клиентом и ориентация в таких отношениях;

трансформация позиции индивида в сторону преодоления личностного и когнитивного эгоцентризма и логичной децентрации, вследствие чего происходит постижение в игре собственного «Я» и растет мера общественной компетентности и склонности к решению проблемных ситуаций;

вырабатывание одновременно с игровыми реальных взаимоотношений на основе равноправия и партнерства, сотрудничества и кооперации, обеспечивающих возможность личностного развития;

организация постепенной проработки в игровом процессе новых, более соответственных приемов ориентирования индивида в конфликтных ситуациях, их формирование и усвоение;

организация ориентирования индивида на выделение ощущаемых им эмоциональных настроев и обеспечение их понимания при помощи вербализации, вследствие чего происходит осознание смысла конфликтной ситуации, выработка ее новых значений;

выработка способности к произвольному регулированию деятельности на основе подчинения действий системе правил, регламентирующих исполнение роли и поведение в процессе сеансов игротерапии.

Игротерапия в детском саду

Роль игротерапии для маленького индивида громадна. Она способствует развитию способностей малыша, преодолению конфликтов и достижению психологического баланса. Игровой процесс помогает ребенку легче и быстрее обучаться, приобретать навыки, которые ему пригодятся в дальнейшей жизни.

Игротерапия для дошкольников в качестве методики коррекционного воздействия на их психику может применяться для работы, начиная с двухлетнего возраста. Ребенку предлагают ролевую иргу для выяснения его эмоционального состояния, страхов и возможных психотравм, о которых ребенок не в состоянии рассказать. Специалисты в игровой терапии утверждают, что при помощи игрового процесса можно научить детей более свободно взаимодействовать с окружением, повысить школьную успеваемость, уменьшить их гиперактивность, агрессивность и другие расстройства поведения.

Читайте также:  Развитие общения ребенка со взрослыми в период раннего детства

Игротерапия в детском саду сегодня считается одной из тенденций современного времени. Сегодня практически все детские сады имеют в штате психолога, развивающего детей при помощи метода игротерапии. Обычно в детских садах элементы игровой терапии присутствуют в ежедневном распорядке дня.

Ведущим лицом в ходе использования игротерапии всегда будет ребенок. Задачей психолога является поддержание дружеских отношений с детьми и между ними, помощь в утверждении «Я» ребенка для него самого и среди окружающих. Игровые занятия в детском саду рекомендуется начинать с игр, которые направлены на улучшение психологического самочувствия.

Игротерапия для дошкольников обеспечивает эмоциональную разрядку, снимает нервную напряженность, уменьшает боязнь темноты, наказаний, замкнутых пространств, оптимизирует гибкость в действиях, способствует освоению групповых норм поведения, налаживанию контакта между малышами и их родителями, развивает координацию движений и ловкость. Важным в игротерапии является уважение желаний ребенка, его активная позиция в игре. Перед психологом ставится задача сделать так, чтобы игровой процесс приносил радость малышу. В ходе игры следует обращать внимание на самочувствие ребенка.

Игротерапия примеры игр, ориентированных на коррекцию различных страхов, представляют собой ролевое проигрывание ситуаций. Так, например, игра «Смелые мыши», в которой выбирается кошка и мышки. Мышки бегают и пищат, в то время как кошка спит в своем домике. Затем кошка просыпается и пытается догнать мышек, которые могут скрыться в домике. Потом дети меняются ролями.

Игра в «дочки-матери» с куклами также имеет терапевтическое воздействие, обнаруживает потенциал и раскрывает внутренний мир малышей. В игровых процессах ребенок моделирует ситуацию в соответствии с обстановкой у себя дома. То есть, ребенок будет проецировать отношения в семье на игру.

Поэтому самой главной задачей психотерапевта в игровой терапии является внимательное наблюдение за поведением. Не рекомендуется регламентировать правила игры, форсировать или замедлять игровой процесс. В процессе игротерапии психотерапевту необходимо понять чувства малыша, стать для него своеобразным зеркалом, помогающим ему увидеть себя. А коррекционный процесс в игре должен происходить автоматически. От психолога требуется выражение искренней веры в то, что ребенок может самостоятельно справиться с возникшими проблемами.

По теории и практике игровой психотерапии выпущено несколько монографий. Так, например, игротерапия Панфилова, сегодня стала настоящим бестселлером. В своей книге Панфилов предлагает примерную программу игровой психотерапии с малышами и их родителями, описана игротерапия и примеры терапевтических и развивающих игр, знакомит с методами родительского взаимодействия с детьми, склонными к тревожности, агрессии, гиперактивными малышами.

Занятия игровой терапией с малышами позволяет сблизить ребенка с взрослыми и оказывает благоприятное воздействие на личностное развитие малыша, помогает ему в процессе социализации и освоении социальными нормами.

Игротерапия избавляет детей от влияния стрессовых факторов и травмирующих жизненных ситуаций.

Источник

Ñóùíîñòü è îòëè÷èòåëüíûå îñîáåííîñòè èãðîòåðàïèè, åå ïðèíöèïû è èñïîëüçóåìûå ïðèåìû, îñîáåííîñòè, óñëîâèÿ è âîçìîæíîñòè ïðèìåíåíèÿ â ïðîöåññå ïñèõîëîãè÷åñêîé êîððåêöèè. Âèäû è ôîðìû ðåàëèçàöèè èãðîòåðàïèè íà ñîâðåìåííîì ýòàïå, îñíîâíûå òðåáîâàíèÿ ê íèì.

ÐóáðèêàÏñèõîëîãèÿ
Âèäêîíòðîëüíàÿ ðàáîòà
ßçûêðóññêèé
Äàòà äîáàâëåíèÿ19.06.2014
Ðàçìåð ôàéëà31,7 K

Îòïðàâèòü ñâîþ õîðîøóþ ðàáîòó â áàçó çíàíèé ïðîñòî. Èñïîëüçóéòå ôîðìó, ðàñïîëîæåííóþ íèæå

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Òàêèì îáðàçîì, îáîáùàÿ âûøåñêàçàííîå îòìåòèì, ÷òî èãðîâàÿ òåðàïèÿ – ìåòîä ïñèõîòåðàïåâòè÷åñêîãî âîçäåéñòâèÿ íà äåòåé è âçðîñëûõ ñ èñïîëüçîâàíèåì èãðû.  îñíîâå ðàçëè÷íûõ ìåòîäèê, îïèñûâàåìûõ ýòèì ïîíÿòèåì, ëåæèò ïðèçíàíèå òîãî, ÷òî èãðà îêàçûâàåò ñèëüíîå âëèÿíèå íà ðàçâèòèå ëè÷íîñòè.

Èãðà îêàçûâàåò ñèëüíîå âëèÿíèå íà ðàçâèòèå ëè÷íîñòè, ñïîñîáñòâóåò ñîçäàíèþ áëèçêèõ îòíîøåíèé ìåæäó ó÷àñòíèêàìè ãðóïïû, ïîìîãàåò ñíèìàòü íàïðÿæåííîñòü, ïîâûøàåò ñàìîîöåíêó, ïîçâîëÿåò ïîâåðèòü â ñåáÿ â ðàçëè÷íûõ ñèòóàöèÿõ îáùåíèÿ, ñíèìàÿ îïàñíîñòü ñîöèàëüíî çíà÷èìûõ ïîñëåäñòâèé.

Îáùèå ïîêàçàíèÿ ê ïðîâåäåíèþ èãðîòåðàïèè: ñîöèàëüíûé èíôàíòèëèçì, çàìêíóòîñòü, íåîáùèòåëüíîñòü, ôîáè÷åñêèå ðåàêöèè, ñâåðõêîíôîðìíîñòü è ñâåðõïîñëóøàíèå, íàðóøåíèÿ ïîâåäåíèÿ è âðåäíûå ïðèâû÷êè, íåàäåêâàòíàÿ ïîëîðîëåâàÿ èäåíòèôèêàöèÿ ó ìàëü÷èêîâ.

Âûäåëÿþò ñëåäóþùèå îñíîâíûå âèäû è ôîðìû èãðîòåðàïèè.

– òåîðåòè÷åñêèé ïîäõîä âûäåëÿåò âèäû: èãðîòåðàïèþ â ïñèõîàíàëèçå; èãðîòåðàïèþ, öåíòðèðîâàííóþ íà êëèåíòå, èãðîòåðàïèþ îòðåàãèðîâàíèÿ; èãðîòåðàïèþ ïîñòðîåíèÿ îòíîøåíèé, ïðèìèòèâíóþ èãðîòåðàïèþ; èãðîòåðàïèþ â îòå÷åñòâåííîé ïñèõîëîãè÷åñêîé ïðàêòèêå;

– ïî ôóíêöèÿì âçðîñëîãî â èãðå ðàçëè÷àþò: íåäèðåêòèâíóþ èãðîòåðàïèþ; äèðåêòèâíóþ èãðîòåðàïèþ;

– ïî ôîðìå îðãàíèçàöèè äåÿòåëüíîñòè ðàçëè÷àþò: èíäèâèäóàëüíóþ èãðîòåðàïèþ; ãðóïïîâóþ èãðîòåðàïèþ;

– ïî ñòðóêòóðå èñïîëüçóåìîãî â èãðîòåðàïèè ìàòåðèàëà: èãðîòåðàïèþ ñ íåñòðóêòóðèðîâàííûì ìàòåðèàëîì; èãðîòåðàïèþ ñî ñòðóêòóðèðîâàííûì ìàòåðèàëîì.

Ôîðìû è âèäû èãðîâîé òåðàïèè îïðåäåëÿþòñÿ îñîáåííîñòÿìè êîíêðåòíîãî ðåáåíêà èëè ãðóïïû äåòåé, ñïåöèôè÷åñêèìè çàäà÷àìè ðàáîòû è åå ïðîäîëæèòåëüíîñòüþ

1. Êèñåëåâà Ì.Â. Àðòòåðàïèÿ â ðàáîòå ñ äåòüìè: Ðóêîâîäñòâî äëÿ äåòñêèõ ïñèõîëîãîâ, ïåäàãîãîâ, âðà÷åé è ñïåöèàëèñòîâ, ðàáîòàþùèõ ñ äåòüìè / Ì.Â. Êèñåëåâà. – ÑÏá.: Ðå÷ü, 2007. – 160 ñ.

2. Ëàâðîâà Ã.Í. Ìåòîäû äèàãíîñòèêè è êîððåêöèè äåòåé äîøêîëüíîãî è ìëàäøåãî øêîëüíîãî âîçðàñòà: Ó÷åáíîå ïîñîáèå / Ã.Í. Ëàâðîâà. – ×åëÿáèíñê: ÞÓðÃÓ, 2005. – 90 ñ.

3. Îñèïîâà À.À. Îáùàÿ ïñèõîêîððåêöèÿ: Ó÷åáíîå ïîñîáèå / À.À. Îñèïîâà. – Ì.: ÒÖ Ñôåðà, 2002. – 512 ñ.

4. Ïñèõîëîãè÷åñêàÿ êîððåêöèÿ: ó÷åá. ïîñîáèå / ñîñò. ß.À. Ìàçóðåíêî. – Íîâîñèáèðñê: Èçä-âî ÍÃÒÓ, 2007. – 132 ñ.

5. Ñëþñàðåâà Å.Ñ. Ìåòîäû ïñèõîëîãè÷åñêîé êîððåêöèè: Ó÷åáíî-ìåòîäè÷åñêîå ïîñîáèå / Å.Ñ. Ñëþñàðåâà, Ã.Þ. Êîçëîâñêàÿ. – Ñòàâðîïîëü: ÑÃÏÓ, 2008 – 240 ñ.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Ïîäîáíûå äîêóìåíòû

  • Îñíîâíûå íàïðàâëåíèÿ èçó÷åíèÿ ïðîáëåìû òðåâîæíîñòè. Èãðîòåðàïèÿ êàê ìåòîä ïñèõîòåðàïåâòè÷åñêîãî âîçäåéñòâèÿ. Ýêñïåðèìåíòàëüíîå èçó÷åíèå âëèÿíèÿ èãðîòåðàïèè íà äåòåé. Ïðîãðàììà êîððåêöèè òðåâîæíîñòè ìåòîäîì äèðåêòèâíîé èãðîòåðàïèè “Îò ñåðäöà ê ñåðäöó”.

    äèïëîìíàÿ ðàáîòà [75,0 K], äîáàâëåí 15.05.2012

  • Ñóùíîñòü, çàäà÷è, ôîðìû, ïðèíöèïû îðãàíèçàöèè è ïðîáëåìû êîððåêöèè ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà. Èñòîðèÿ âîçíèêíîâåíèÿ, îáùàÿ õàðàêòåðèñòèêà è íàçíà÷åíèå èãðîòåðàïèè è àðòòåðàïèè. Àíàëèç è îñîáåííîñòè êîððåêöèè ïñèõîëîãè÷åñêèõ òðóäíîñòåé äîøêîëüíèêà.

    êîíòðîëüíàÿ ðàáîòà [32,4 K], äîáàâëåí 12.09.2010

  • Ïðîáëåìà äåòñêèõ ñòðàõîâ â ïñèõîëîãèè. Ïðè÷èíû è ïîñëåäñòâèÿ âîçíèêíîâåíèÿ ñòðàõîâ ó äåòåé ñòàðøåãî äîøêîëüíîãî âîçðàñòà. Íàïðàâëåíèå ðàáîòû ïî êîððåêöèè äåòñêèõ áîÿçíåé è ôîáèé. Èãðîòåðàïèÿ êàê ñïîñîá ïñèõîëîãè÷åñêîé êîððåêöèè ñòðàõîâ ó äîøêîëüíèêîâ.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [38,1 K], äîáàâëåí 03.03.2016

  • Âèäû íàðóøåíèé â ðàçâèòèè ýìîöèîíàëüíîé ñôåðû ñòàðøèõ äîøêîëüíèêîâ. Êðèòåðèè îöåíêè âîçìîæíîñòè îòêëîíåíèÿ â ëþáîì ïîâåäåíèè. Ýêñïåðèìåíòàëüíîå èññëåäîâàíèå âëèÿíèÿ èãðîòåðàïèè íà óðîâåíü íàðóøåíèé â ýìîöèîíàëüíîé ñôåðå äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [837,0 K], äîáàâëåí 28.05.2013

  • Ìåæëè÷íîñòíûå îòíîøåíèÿ êàê ñîöèàëüíî-ïåäàãîãè÷åñêàÿ ïðîáëåìà è îñîáåííîñòè èõ ðàçâèòèÿ ó äåòåé ïîäðîñòêîâîãî âîçðàñòà. Ïîíÿòèå, ñóùíîñòü, îðãàíèçàöèÿ è ïðîâåäåíèå ãðóïïîâîé èãðîòåðàïèè, åå âëèÿíèå íà ðàçâèòèå ìåæëè÷íîñòíûõ îòíîøåíèé ó ïîäðîñòêîâ.

    äèïëîìíàÿ ðàáîòà [224,8 K], äîáàâëåí 24.01.2009

  • Ñðåäñòâà ñîöèàëüíî-ïåäàãîãè÷åñêîé ðàáîòû ñ äåòüìè ïîäðîñòêîâîãî âîçðàñòà. Ïðè÷èíû âîçíèêíîâåíèÿ àãðåññèâíîñòè è îñîáåííîñòè åå ïðîÿâëåíèÿ â ïîäðîñòêîâîì âîçðàñòå. Ýôôåêòèâíîå èñïîëüçîâàíèå èãðîòåðàïèè êàê ñðåäñòâà ïðåîäîëåíèÿ ïîäðîñòêîâîé àãðåññèâíîñòè.

    äèïëîìíàÿ ðàáîòà [68,1 K], äîáàâëåí 16.07.2011

  • Ïîíÿòèå è ïðèíöèïû ðåàëèçàöèè àðòòåðàïèè, èñïîëüçóåìûå ìåòîäû è ïðèåìû, îñîáåííîñòè ïðèìåíåíèÿ â êîððåêöèîííîé ðàáîòå ïñèõîëîãà. Êëàññèôèêàöèÿ è òèïû àðòòåðàïèè, èõ õàðàêòåðèñòèêà, íàïðàâëåíèÿ è îöåíêà ïðàêòè÷åñêîé ýôôåêòèâíîñòè, óñëîâèÿ è âîçìîæíîñòè.

    êîíòðîëüíàÿ ðàáîòà [31,8 K], äîáàâëåí 19.06.2014

  • ãëàâíàÿ
  • ðóáðèêè
  • ïî àëôàâèòó
  • âåðíóòüñÿ â íà÷àëî ñòðàíèöû
  • âåðíóòüñÿ ê íà÷àëó òåêñòà
  • âåðíóòüñÿ ê ïîäîáíûì ðàáîòàì
Читайте также:  Центр раннего развития ребенка цена

Источник

Для детей игра один из основных инструментов становления в жизни. С помощью неё они учатся взаимодействовать с другими людьми, развиваются интеллектуально и физически, познают мир, расширяют кругозор. А главное, делают все это в интересной форме без принуждения. Игротерапия (ИТ) – психологический инструмент, направленный на работу с нарушениями психики у людей всех возрастов посредством участия в определённой игре.

Что такое «игротерапия»? Немного истории

Ещё в далёком 1913 году Зигмунд Фрейд решил применить эту методику для работы с детьми. Он руководствовался тем, что ребёнок через игру проявляет свою активность и тем самым выявляет пассивные источники переживаний.

Далее, почти через 20 лет, его примеру последовала Мелани Кляйн, которая предпочла в данном виде терапии занять роль наблюдателя. В своей работе она практиковала донесение до сознания малышей их собственного поведения и состояния через игру.

Вразрез с ней в 1946 году пошла Анна Фрейд, которая посчитала, что в игровой терапии врач должен занимать доминирующую позицию, в принципе, как и родители пациента, которых она активно привлекала. Помимо этого, она использовала куклы, интерпретирующие окружающих людей ребенка, и через них решала конфликтные ситуации, поведенческие проблемы и жизненные отношения.

Игровая терапия начала набирать обороты в сороковых годах. Появились различные методики, разновидности и направленности этого способа лечения. И с тех пор ИТ только совершенствуется, поскольку имеет положительную практику.

Цели игровой терапии

  1. Развитие. В этом ключе занятия могут проводиться не только с детьми, имеющими какие-либо психологические отклонения, но и со здоровыми. Психолог при помощи такой терапии поможет раскрыть потенциал, проработать определённые навыки.
  2. Коррекция. Игротерапия в данном случае направления опять же не на лечение заболевания, а устранение какого-то небольшого поведенческого барьера.
  3. Психотерапия. Устранение тревожности, страхов, помощь в преодолении тяжёлых психоэмоциональных проблем, например, развод родителей, появление младшего ребёнка.

Деткам веселее, интереснее, легче воспринимать информацию в игровой форме. Доктор, который занимается детской психотерапией посредством игры, является специально обученным игротерапевтом. Во время лечебного занятия, ребенок привносит много личного в игровое поле, поэтому терапевту очень важно уметь видеть те ситуации, которые заботят малыша. И также не менее важно уметь в процессе занятия обыгрывать тревожные моменты так, чтобы у пациента уходили его переживания.

Дело в том, что малыш, не всегда умеет самостоятельно распознать внутренний конфликт, и уж тем более прийти к врачу, сесть на кресло и рассказать о нём. Как правило, эта проблема проявляется через непослушание, агрессивное поведение, тревожность и другие расстройства. Но зато ребёнок может продемонстрировать все свои тревоги во время игры, поскольку она является его ведущей деятельностью. Поэтому от игротерапевта зависит очень многое. Он должен уметь «читать» и оценивать ситуации в процессе игры, помогать найти пациенту душевный баланс.

Показания к применению игротерапии и когда эффективна игротерапия?

Для детей, особенно раннего возраста, все происходящее вокруг – игра. Поэтому нельзя сказать,что для нее должны быть какие-то показания, так как для ребятишек это основной вид досуга. Именно в процессе игры дети всегда в хорошем настроении, открыты к взаимодействию и не расценивают такое времяпрепровождение, как что-то неприятное для себя. Но с точки зрения психологических отклонений ИТ поможет в следующих случаях:

  • замкнутость и необщительность;
  • наличие скрытых и навязчивых фобий;
  • непослушание или сверхпослушание;
  • вредные привычки (ковыряние в носу и прочие);
  • налаживание взаимоотношений (с родителями, с братом и тому подобное);
  • агрессивное поведение;
  • нанесение себе увечий (выдёргивание волос, ресниц, кусание губ и так далее);
  • отсталое развитие речи;
  • стрессовые ситуации;
  • проблемы с чтением, а также успеваемостью в целом.

Виды и методы игротерапии

Для того чтобы игра состоялась, необходимы правила её проведения и игрушки, если в них есть необходимость.

В зависимости от того, на каких психологических принципах базируются правила игры, различают следующие виды игротерапии:

  • ИТ в психоанализе;
  • игротерапия в отечественной психологической науке;
  • примитивная ИТ;
  • игровая терапия построения отношений;
  • ИТ отреогирования;
  • игровая терапия с неструктурированным материалом;
  • индивидуальная ИТ;
  • групповая игротерапия.

Методы ИТ зависят от игрушек или дополнительного реквизита, который используется во время терапии. Поскольку вариантов множество, получается, и методов немало, но мы выделим основные.

  1. Песочный
  2. Сказкотерапия
  3. Активный
  4. Пассивный
  5. Куклотерапия
  6. Освобождающий
  7. Структурированный
  8. Терапия отношениями
  9. Шахматный
  10. Музыкальный

По некоторым названиям, становится очевидной их суть. Но хотелось бы уточнить, что смысл активного метода заключается в том, что игротерапевт играет в игру наравне с пациентом или является её ведущим. В пассивном же, он берёт на себя роль наблюдателя. В освобождающем и структурированном методах целью является обыгрывание ситуации, которая гложет ребёнка, также высвобождение эмоций. Терапия отношениями позволяет сделать акцент на том, что происходит здесь и сейчас в кабинете, а не в прошлом пациента. Для этого имеются различные программы игротерапии.

Средства игротерапии

В ИТ обязательно должен быть ведущий – взрослый человек. Как правило, это или игротерапевт, или родитель. Они предоставляют средства, которые позволяют пациенту раскрыться. Подбираются они, исходя из анамнеза и индивидуальных особенностей, и могут быть следующими:

  • танцы;
  • лепка;
  • подвижные игры;
  • рисование;
  • игры с куклами;
  • игры с песком;
  • конструирование;
  • ролевые игры.

Помимо вышеописанных средств могут быть и любые другие, позволяющие раскрепостить ребёнка и открыть его внутренний мир. Их задачей стоит моделирование ситуаций, в которых малыш сможет разрешить внутренний конфликт. Поэтому применение игрушек и других предметов помогает приблизить модель к реальности и тем самым выявить проблему в процессе игры.

Игротерапия для детей дошкольников

Время, когда дети начинают ходить в детский сад, всегда стрессовый период в их жизни: смена постоянного местопребывания, увеличение количества окружающих, продолжительная разлука с родителями, ранние подъёмы и прочие моменты выбивают ребёнка из колеи. Все это может провоцировать агрессивное поведение, повышенную тревожность, непослушание, протест и другие поведенческие отклонения. В таких ситуациях использование игротерапии необходимо как никогда.

Читайте также:  Воспитание и развитие личности ребенка курсовая

Начиная с двухлетнего возраста можно начинать корректировать поведение малыша. В процессе игры:

  • достигается эмоциональное равновесие;
  • исправляется поведение;
  • развиваются социальные навыки;
  • устраняются пробелы, созданные семьёй.

Очень важным моментом является то, что ребёнку должно быть комфортно и интересно во время игры, тогда результат не заставит себя ждать, и он научится:

  • дружить с другими детьми;
  • осознавать своё «я»;
  • уважать других и их «я».

Посещая сад, малыш каждый день находится в одних и тех же условиях, порождающих у него страхи и комплексы. ИТ направлена на то, чтобы их проработать, осознать и от них избавиться.

Песочная игротерапия

Игры с песком работают в нескольких направлениях и устраняют многие проблемы. Такое времяпрепровождение кажется незатейливым, но в этой простоте и кроется эффект.

  1. Снимается раздражительность, плаксивость, агрессивность.
  2. Развивается фантазия.
  3. Выстраиваются социальные связи.
  4. Улучшается координация.
  5. Стимулируется мелкая моторика.
  6. Поднимается настроение.

Благодаря современным технологиям можно играть не только в классической песочнице, но также в специальных песочных столах с подсветкой. Такой терапевтический досуг позволяет творить в реальном трёхмерном пространстве. Малыш, играя с песком, ощущает себя создателем целого мира.

С кем ребёнку лучше играть?

На данный вопрос невозможно ответить однозначно. Все зависит от целей, описанных выше. Если необходимо раскрыть потенциал или немного подкорректировать поведение, то комфортно и адаптивно это будет делать с родителями. Ведь именно они знают своего малыша лучше, чем кто-либо другой и найдут подход к нему. Да и ребёнку спокойнее будет играть с родственниками. Регулярные походы в кабинет с табличкой «Психолог» сами по себе могут вызвать стресс, который ни к чему, если малыш всего лишь немного капризный, например.

С психологическими отклонениями родители не всегда могут справиться самостоятельно в силу многих факторов: субъективности, отсутствия соответствующего образования, времени, желания и прочих. Поэтому в таких случаях лучше обратиться к игротерапевту, который при необходимости вовлечёт в игру и маму с папой или научит их, как играть дома.

Разные игры – для разных целей

К сожалению, нет одной универсальной игры, которая бы позволила избавиться от детских проблем. Выбор игры зависит от источника расстройства и его глубины. Лучше всего, если подходящий досуг подберёт психолог. Но от игр вреда не бывает, поэтому можно воспользоваться рекомендациями, описанными ниже.

Необходимо соблюдать несколько условий, чтобы игра стала успешной.

  1. Такое времяпрепровождение должно быть интересно не только ребёнку, но и взрослому. Дети всегда чувствуют неискренность. И если они будут знать, что родители играют с ним потому что надо, а не потому что хочется, то весь терапевтический эффект может сойти на нет. Искреннее удовольствие всех участников – залог успеха.
  2. Игра должна быть спонтанной. Для малышей это имеет особое значение. Если ребёнок будет играть по какому-то расписанию, то для него это станет не развлечением, а работой.
  3. Игра должна быть добровольной. В целом это очевидно из предыдущих пунктов. Развлечения из-под палки уже не являются таковыми.

Игры для улучшения психологического самочувствия

Дети чувствуют себя спокойно, когда знают, что они кому-то нужны и интересны. Легче всего это показать через следующие общеизвестные игры:

  • жмурки;
  • пятнашки;
  • прятки;
  • полоса препятствий.

Во всех играх важно немного поддаваться, если видно, что малыш не справляется, подбадривать и хвалить за успехи.

Игры, помогающие в коррекции агрессии

Детям, которые проявляют агрессию важно показать на контрасте, что существует и другая модель поведения, а также, что любой спор должен закончиться на позитивной ноте. В такие игры можно играть с двух лет.

  1. Войнушка. Ребёнок и взрослый бросают друг в друга различными безопасными предметами: подушками, комками бумаги, плюшевыми игрушками, пользуясь щитами и укрытиями. И заканчивают борьбу ничьей и объятиями.
  2. Кошки. Малыш и взрослый по очереди превращаются вместе, то в добрых, мурлыкающих и ласкающихся кошек, то в злых и шипящих. Вместо кошек могут быть собаки, ёжики и любые другие животные.

Игры, направленные на снятие напряжения и расслабление

Главной целью устранения этих параметров является смена мозговой деятельности и физическое успокоение.

  1. Море волнуется раз. Всеми известная игра отлично работает на отвлечение и расслабление. Взрослый произносит: море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская (земная, овощная, любая другая) фигура замри! Во время озвучивания фразы ребёнок раскачивается, как будто на волнах и замирает на последнем слове в какой-то позе до тех пор, пока ведущий не отгадывает, что это за фигура. Затем играющие меняются ролями, или проделывают то же самое ещё раз. Такое развлечение подходит для детей от трёх лет.
  2. Кукла. Ведущий говорит малышу, чтобы тот представил, что он превращается в куклу. Перечисляет все части тела, которые должны задеревенеть, при этом нажимая на них. Ребёнок замирает в одной позе, стараясь напрячь все мышцы до тех пор, пока взрослый не говорит, что малыш снова стал человеком. Он расславляется и размякает. В эту игру можно играть с четырёх лет.

Игры, помогающие в коррекции страхов

Если ребёнка беспокоят внутренние переживания и страхи, важно показать ему, что в любой ситуации можно найти выход и спастись.

  1. Кошки-мышки. Взрослый и ребенок примеряют на себя по очереди роль кошки или мышки. Кот спит, а мышь бегает вокруг него и пищит. Он просыпается, начинает охотиться за мышкой, она убегает и спасается в своей норке. В эту игру можно играть с двух лет.
  2. Приведение. Один из игроков надевает на себя простынь и становится приведением. Он с пугающим звуком «УУУ» начинает бегать за другим участником и если ловит, то они меняются ролями. Такое развлечение можно использовать с трёх лет.

Скачать книгу игротерапия общения

Предлагаем  книгу «Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры. Автор Панфилова М.А.»  СКАЧАТЬ  

Понравилась статья? поделитесь ей в социальных сетях, оставляйте ваши комментарии и отзывы.

Статью прочитали: 11 926

Источник